Что такое полоса отвода железной дороги
Что такое полоса отвода железной дороги
Во исполнение статьи 5 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.
Министр
Н. Аксененко
Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог
I. Общие положения
1. Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог разработано в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте»* и пунктом 6 Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848** с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3505.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3746.
2. Понятие полосы отвода в настоящем Положении применяется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте».
4. Размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций.
5. Установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами.
Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов федерального железнодорожного транспорта в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селевым потокам, возникновению подвижных песков и другим опасным воздействиям, устанавливаются специальные охранные зоны, прилегающие к полосе отвода, с особым режимом использования земель.
II. Требования, предъявляемые к содержанию полосы отвода
7. Для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны:
В полосе отвода в местах прилегания к лесным массивам не допускается скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов.
От опушки естественного леса полоса отвода должна быть отделена противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
9. Выполнение работ по удалению сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности в пределах полосы отвода производится соответствующими подразделениями железных дорог.
10. Размещение инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в пределах полосы отвода допускается только по согласованию с МПС России.
Условия строительства и эксплуатации указанных объектов определяются соглашением между их владельцами и железными дорогами в соответствии с нормативными актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с МПС России.
Ответственность за обеспечение установленных нормативов при строительстве и безопасность эксплуатации инженерных коммуникаций, линий электропередачи, магистральных газо-, нефтепроводов, связи и других линейных сооружений, находящихся в полосе отвода, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. В пределах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах федерального железнодорожного транспорта наружную рекламу юридических и физических лиц.
Размещаемая в пределах полосы отвода наружная реклама не должна служить препятствием для нормального функционирования железнодорожного транспорта, ухудшать видимость, снижать уровень безопасности движения и экологическую чистоту объектов железнодорожного транспорта, а также должна отвечать другим специальным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Железные дороги осуществляют в пределах своей компетенции проверку состояния рекламы, размещаемой в полосе отвода.
III. Передача земельных участков в полосе отвода в срочное пользование
13. Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода либо мотивированный отказ в согласовании, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок с даты получения документов от заявителя.
14. Договоры о срочном пользовании земельными участками подлежат учету железной дорогой в порядке, установленном начальником железной дороги.
15. Возмещение расходов, связанных с содержанием и улучшением земельных участков, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами между железными дорогами и временными пользователями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Временными пользователями в пределах полосы отвода не допускается извлечение песка, глины, иных строительных материалов и грунта, а также размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения.
18. В отношении возведенных с нарушением требований настоящего Положения в полосе отвода зданий и сооружений, а также временных пользователей, их построивших, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
19. Железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
20. Железные дороги осуществляют контроль за размещением временными пользователями в полосе отвода некапитальных зданий и сооружений, информируют временного пользователя о проведении в пределах полосы отвода участка ремонта, реконструкции и иных видов работ, связанных с объектами железнодорожного транспорта.
21. Временные пользователи осуществляют пользование земельными участками в соответствии с целями и условиями их предоставления, не допуская нанесения вреда объектам железнодорожного транспорта и безопасности железнодорожного движения с учетом правил, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и условиями договора.
Что такое полоса отвода железной дороги
Полоса отвода железных дорог включает в себя занимаемые земляным полотном, станциями, искусственными сооружениями и защитными лесонасаждениями земли. Кроме нее железнодорожному транспорту могут быть отведены необходимые для эксплуатации железной дороги, но не прилегающие к самому пути земли.
Отведение участков сельскохозяйственных земель может производиться только в исключительных случаях, при условии того, что в данных районах отсутствуют земли государственного запаса или другие, которые могли бы быть использованы в нуждах железнодорожного транспорта.
В отношении проектных норм железные дороги подразделяются на магистральные (I и II категории) и местного значения (III). Ширина полосы определяется согласно действующим проектным нормам для железных дорог колеи 1524 мм. При глубине выемки и высоте насыпи не более 1 метра и отсутствии необходимости устройства укрепительных сооружений, резервов и т.п., она не должна превышать: 28 м – для железных дорог I категории (с учетом сооружения второго пути), 24 м – для II (без учета сооружения второго пути) и 23 м – для III.
Расстояние от подошвы насыпи или бровки выемки, а при наличии резервов и водоотводных канав — от ближайших их крайних точек до границы полосы отвода на перегонах — должно приниматься, как правило, не менее 2 м, а в исключительных случаях не менее 1 м.
На отдельных участках пути ширина полосы отвода должна определяться в зависимости от проектного расположения различных устройств и сооружений, например, таких как: путепроводы, мосты, линейно-путевые здания, переезды, берегоукрепительные сооружения и т.д.
На основе данных метеорологических наблюдений или дистанций пути для задержания предполагаемого объема снега (в среднем, с учетом 7%-го превышения) проектируются защитные лесонасаждения, ширина отвода которых определяется в зависимости от климатических, географических особенностей и рельефа местности. При этом полоса лесонасаждений не должна перекрывать видимость переезда. Также в обязательном порядке должна проектироваться дополнительная полоса (до 15 метров) для установления временных щитов, защищающих молодые посадки. Защитные лесонасаждения в индивидуальном порядке предусматриваются на горных участках пути, подверженных лавинам, оползням и осыпям, участках, пересекающих лесные массивы и массивы движущихся песков (не менее 100 метров с каждой стороны пути).
В зависимости от видов и объемов лесонасаждений проектируются размеры отводимых земельных участков для временных (на срок, не превышающий 5 лет) и постоянных лесных питомников. Размеры отводимых участков для карьерных разработок, железнодорожных поселков, а также строящихся (и реконструируемых) сооружений на узлах и станциях устанавливаются в индивидуальном порядке, в соответствии с действующими нормативами и общими архитектурно-планировочными решениями. При этом между жилой застройкой и станциями предусматривается санитарно-защитная зона, ширина которой от оси крайнего железнодорожного пути до красной линии жилых застроек должна составлять не менее 50 м, а также при наличии огнеопасных сооружений – с учетом соответствующих норм безопасности.
Дополнительное отведение земельных участков производится для размещения подстанций, подъездных путей, а также иных устройств и сооружений, необходимых при эксплуатации железной дороги. Временный отвод земельных участков (например, для размещения вспомогательных сооружений при электрификации железных дорог) производится на основании проектов организации строительства.
Организации, в чье временное пользовании были отведены сельскохозяйственные земли, по окончанию эксплуатации за счет собственных сил и средств обязаны привести их в состояние, надлежащее для сельскохозяйственного использования.
При строительстве (и переустройстве) железных дорог на особых условиях землепользования также могут быть предусмотрены земельные участки, не подлежащие включению в полосу отвода, к которым относятся: участки, необходимые для обеспечения безопасности, устойчивости и сохранности железнодорожных сооружений; граничащие с железными дорогами лесополосы (шириной по 500 метров в каждую сторону); лесонасаждения, препятствующие сходу сплывов и оползней и т.д. Землепользователи, на чьих землях установлены подобные зоны, должны быть в письменной форме уведомлены управляющими железных дорог о длительности действия на них особых условий пользования.
После утверждения отвода земельных участков в законодательном порядке между управлением железной дороги (или группой заказчика строящейся дороги) и землеустроительными организациями заключается договор по поводу установки межевых знаков и составление документа, подтверждающего право пользования данными участками. На проведение землеустроительных работ на новостройках, группа заказчика обязана получить соответствующее разрешение от сельскохозяйственных управлений.
Отвод земель может производиться отдельными участками по мере освоения их по прямому назначению, в таких случаях управление железной дороги или группа заказчика обязаны предупредить землепользователей о предстоящем изъятии отведенных земель не менее чем за год.
Опубликовано 5 лет назад. Просмотров с момента размещения на сайте 9118
Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 (ред. от 17.04.2019) «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 октября 2006 г. N 611
О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛОС ОТВОДА
И ОХРАННЫХ ЗОН ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог.
3. Министерству транспорта Российской Федерации в 3-месячный срок:
утвердить нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением.
от 12 октября 2006 г. N 611
УСТАНОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛОС ОТВОДА
И ОХРАННЫХ ЗОН ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
1. Настоящие Правила определяют порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог.
3. Постановка на кадастровый учет земельных участков в границах полосы отвода осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
3(1). Земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
4. В границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:
а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
в) не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности;
г) не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;
д) отделять границу полосы отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
5. Размещение объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.
6. В границах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах железнодорожного транспорта наружную рекламу. Такая реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и не угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
а) в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;
б) в районах подвижных песков;
в) по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;
г) по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей.
8. Федеральное агентство железнодорожного транспорта принимает решение об установлении границ охранной зоны в 2-месячный срок со дня подачи заинтересованной организацией:
а) заявления с описанием предполагаемых к установлению в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил запретов или ограничений;
б) описания местоположения границ охранной зоны, составляемого с учетом норм расчета охранных зон, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
9. Решение Федерального агентства железнодорожного транспорта об установлении границ охранной зоны должно содержать установленные в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил запреты или ограничения. К решению прилагается описание местоположения границ охранной зоны.
Копия указанного решения направляется заинтересованной организации в недельный срок со дня его принятия.
10. В границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности:
а) строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;
г) выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.
11. Установление знаков, обозначающих границы охранных зон, производится заинтересованной организацией.
12. Постановка земельных участков, расположенных в границах охранных зон, на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 (ред. от 17.04.2019) «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог»
Пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611.
«Пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611.»;
Охранные зоны железных дорог устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», согласно которым границы охранных зон железных дорог могут устанавливаться в случае прохождения железнодорожных путей:
2. В пункте 1.1 слова «в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов железнодорожного транспорта» заменить словами «в порядке и для целей, предусмотренных Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 42, ст. 4385; 2009, N 25, ст. 3082; 2011, N 16, ст. 2289), для земельных участков полос отвода железных дорог».
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 42, ст. 4385) приказываю:
ОСН 3.02.01-97 Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог
Система нормативно-технических документов МПС России
Отраслевые строительные нормы
проектирования отвода земель для железных дорог
1. РАЗРАБОТАНЫ Государственным институтом технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта (Гипротранстрой) и Уральской государственной академией путей сообщения (УрГАПС).
ВНЕСЕНЫ и подготовлены к утверждению Управлением проектирования и капитального строительства МПС России.
2. ПРИНЯТЫ указанием МПС России от 24 ноября 1997 г. № С-1360у.
Отраслевые строительные нормы
Нормы и правила проектирования отвода земель
для железных дорог
Дата введения 1 мая 1998 г
1. Общие положения
1.1. Настоящие Нормы и правила устанавливают основные нормативные данные и условия проектирования полосы отвода земель для строительства новых железных дорого, дополнительных главных путей, электрификации железных дорог, развития железнодорожных узлов и станций, строительства и ремонта различных объектов и сооружений железных дорог 1520 мм единой сети железных дорог Российской Федерации.
1.3. Ширину земельных участков полосы отвода определяют следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность «отлета» с насыпи подвижного состава и груза при аварии).
В целом ширина земельных участков полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из составляющих, определяемых этими условиями и факторами.
1.4. При проектировании новых железных дорог, дополнительных главных путей, усиления существующих железных дорог, производственных зданий и сооружений, жилых поселков и других объектов железнодорожного транспорта в районах сельскохозяйственного производства необходимо учитывать стоимость земли и ставки земельного налога и принимать решения, обеспечивающие максимальную экономию площадей сельскохозяйственных земель, отводимых для строительства (сооружение насыпи в подпорных стенках или сооружение эстакады, замена водоотводных канав лотками).
1) К этим землям относятся земли природно-заповедного фонда, земли дендрологических, ботанических и зоологических парков, земли средозащитного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
1.6. Земельные участки для строительства отдельных объектов железнодорожного транспорта и жилых поселков следует выбирать на землях несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства, либо на сельскохозяйственных угодьях худшего качества, имея в виду использование этих земель и в тех случаях, когда для их освоения необходимо проведение специальных инженерных мероприятий.
Размещение объектов на землях лесного фонда Российской Федерации следует производить преимущественно на участках, не покрытых лесом (вырубки, гари, редины, прогалины), или на участках, занятых кустарниками и малоценными насаждениями.
Линии связи, электропередачи и прочих коммуникаций, выходящие за пределы полосы отвода железный дороги, должны размещаться, как правило, по границам полей севооборотов, вдоль дорог, существующих трасс и границ полей севооборотов.
1.7. Размеры земельных участков для строительства промышленных предприятий, жилых поселков и отдельных объектов железнодорожного транспорта должны приниматься минимально необходимыми с соблюдением норм плотности застройки.
1.8. Выбор земельных участков для строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта должен быть подтвержден тщательными технико-экономическими расчетами целесообразности их использования, на основании рассмотрения вариантов их возможного размещения с учетом наиболее рационального использования земель: платы за их приобретение (в необходимых случаях), земельного налога и возмещение потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производств, связанных с изъятием угодий, а также с учетом наименьших объемов природоохранных мероприятий по обеспечению экологического безопасности.
1.9. Размеры земельных участков зон специального охранного назначения определяют рельеф и особые природные условия местности, необходимость создания защиты жилой застройки населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов, необходимость поэтапного развития в будущем железных дорог, узлов, станций и отдельных объектов железнодорожного транспорта.
1.10. Во временное пользование на условиях аренды предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта отводятся земельные участки, необходимые на период строительства новых железных дорог, переустройства и усиления эксплуатируемых железных дорог для размещения стройплощадок, механизированных и звеносборочных баз, карьеров малой мощности, складов строительных материалов, временных подъездных путей и автомобильных дорог, поселков строительных организаций, временных технических зданий и различных устройств, определенных в проекте организации строительства.
Сельскохозяйственные земли и земли лесного фонда, предоставленные во временное пользование, по истечении срока пользования должны быть приведены в состояние, пригодное для использования их по назначению.
1.11. При проектировании объектов железнодорожного транспорта должны быть приняты решения, исключающие при строительстве и эксплуатации этих объектов загрязнение производственными отходами и сточными водами сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда.
1.12. Размеры земельных участков полосы отвода железных дорог определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций.
1.13. Площади отводимых земельных участков в постоянное и временное пользование должны предоставляться в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами строительства и ремонта объектов железнодорожного транспорта, а отвод участков должен производиться с учетом очередности их освоения.
2. Нормы и правила проектирования полосы отвода железных дорог нормальной колеи
2.1. Земляное полотно на перегонах.
2.1.1. Ширину земельных участков, отводимых для расположения земляного полотна железнодорожных путей, следует определять в соответствии с правилами проектирования земляного полотна действующего нормативного документа «Железные дороги колеи 1520 мм».
2.1.2. Ширину земельных участков, отводимых для земляного полотна на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесных насаждений и устройств), следует устанавливать по таблице 2.1.1. для насыпей высотою до 12 м и по таблице 2.1.2. для выемок глубиной до 12 м.
Ширина земельных участков для насыпей высотой до 12 мм