Что такое поморфемное письмо пример
Прием поморфемного письма
Методические эксперименты показывают, что целенаправленное и систематическое обучение приему поморфемной записи слов, поморфемного проговаривания и поморфемного комментирования (вместо распространенного послогового комментирования написания сложных с орфографической точки зрения слов) дает положительные результаты даже в классах с очень слабой языковой подготовкой, поскольку такая работа способствует речевому развитию ребенка на основе активного подключения морфемного канала восприятия слова и активизации природного языкового чутья.
Особое внимание хотим обратить на раздел «Морфемика и словообразование». В усвоении его школьники испытывают огромные затруднения, несмотря на то, что словообразовательный компонент, выделяющийся в языковой способности человека, на интуитивной основе усваивается уже в ранние детские годы. Установлено, что дошкольник осваивает приемы определения значения производного слова путем осмысления его структуры, овладевает способностью понимать морфемные значения, уместно использовать разные типы морфем при формо- и словообразовании в процессе речевой деятельности. Однако школьное обучение не обеспечивает поддержки и развития природной морфемной зоркости ребенка, не способствует полноценному осознанию тех языковых процессов, в которых принимают участие морфемы и которые, следовательно, отражаются в структуре слова. Интуитивные способности ребенка в области морфемики и словообразования, его языковой опыт и лингвистическое чутье не оказываются той базой, на которой строится обучение родному языку.
Поиск наиболее эффективных приемов активизации языкового чутья, внимания к внутренней форме слова, его морфемному строению нужно проводить с учетом современных исследований в области психолингвистики. Результаты этих исследований позволяют глубже осмыслить некоторые традиционные методические проблемы, найти новые подходы к их решению. Так, например, установлено, что морфемный канал восприятия слова активно включается в нестандартной речевой ситуации, когда требуется понять незнакомое слово, опираясь на его внутреннюю форму. Следовательно, одним из ведущих приемов обучения может стать создание необычной учебной ситуации, требующей повышенного внимания к структурно-семантическому анализу слова, что происходит в процессе работы со словами-окказионализмами, неологизмами, искусственными словами (типа глокой куздры), детскими неузуальными образованиями, а также с редко употребляющейся лексикой (диалектизмами, архаизмами, историзмами и т.п.).
Итак, под словообразовательной моделью нами понимается общая формула однотипных образований, их структурно-семантический аналог, схематически отражающий качественный и количественный состав аффиксов конкретной группы одноморфемных слов. Зрительно словообразовательную модель школьники воспринимают в виде графической схемы морфемного состава словоформы без указания корня: Заполнение корневого пространства подходящей морфемой окончательно формирует лексическое значение словоформы, но при этом грамматико-словообразовательные признаки остаются общими для всех слов анализируемой словообразовательной модели: (переКЛАДывание, переписывание, переЖЕВывание, переИГРывание); (СТРАШноватыми, ХОЛОДноватыми, ГРЯЗноватыми). 6
Методическая статья «Прием поморфемного письма как часть морфемно-орфографической работы на уроках русского языка»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПРИЕМ ПОМОРФЕМНОГО ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье проанализированы причины снижения уровня орфографической грамотности обучающихся и предложены пути их решения, одним из которых является морфемно-орфографическая работа на уроках русского языка. Подробно описаны этапы данной работы, рассмотрен приём поморфемного письма как один из них. Разработаны задания, позволяющие понять, как указанный приём можно использовать на уроке, а также представлены отзывы обучающихся, которым приём поморфемного письма и морфемно-орфографическая работа помогли повысить уровень орфографической грамотности.
Ключевые слова: орфографическая грамотность, преподавание русского языка, морфемно-орфографическая работа, поморфемное письмо.
Падение орфографической грамотности обучающихся в частности и взрослого населения, не обучающегося в школе, в целом, заметно даже для тех, кто не связан с преподаванием языка напрямую: интернет пестрит безграмотными постами, в объявлениях также встречаются ошибки и даже в слоганах крупных фирм, которые должны дорожить своей репутацией, встречаются досадные «ляпы». Поэтому одной из важных задач преподавания русского языка в современной школе должно стать формирование орфографической грамотности обучающихся.
Для того чтобы понять технологию решения столь важной задачи, необходимо проанализировать причины, по которым человека можно охарактеризовать с помощью прилагательного «безграмотный». Одной из таких причин, на мой взгляд, является неумение применять изученное правило. Почему это происходит? Наблюдение за учащимися, слабо успевающими по предмету «русский язык», дает основание полагать, что это происходит потому, что ребенок просто не понимает, о какой конкретной орфограмме в слове идет речь. А не понимает потому, что воспринимает слово как набор букв-слогов, но не как сочетание минимально значимых частей – морфем. Значит, эффективным приемом в работе с орфографически безграмотными детьми является постоянная морфемная работа со словом, поскольку большинство правил русского языка имеет морфемный характер, т.е. опирается на структуру слова: «Правописание безударной чередующейся в корне слова», «Правописание приставок на З-С», «Правописание суффиксов имён прилагательных», «Правописание Е-И в окончаниях глаголов» и т.д.
Морфемно-орфографическая работа со словом включает в себя несколько основных этапов:
1. анализ лексического значения слова, потому что зачастую на нем основывается разбор слова по составу (стачать сапоги, удариться оземь, тиснение на коже). Кроме этого, анализ лексического значения слова является одним из самых эффективных способов обогащения словарного запаса;
2. разбор слова по составу с учетом его лексического значение (важно в выделении корневой морфемы, заключающей вещественное значение) и морфологической принадлежности (окончание и формообразующие морфемы), а также словообразовательной модели (это дает возможность выделить словообразовательные аффиксы);
3. анализ орфограмм в каждой из морфем. Здесь необходимо ответить на вопросы:
— в написании какой морфемы я могу ошибиться?
— как называется данная орфограмма?
-какое правило я должен применить?
4. орфографическое чтение слова
Подробнее следует остановиться на пункте 2. Как только промежуточный результат достигнут: обучающийся имеет возможность вставить пропущенные буквы в слово, разобрав его по составу и применив соответствующее правило написания морфемы, необходимо постепенно ускорять темп морфемного анализа слова, что возможно сделать, используя приём поморфемного письма. Суть данного методического приема заключается в том, чтобы учащийся под диктовку учителя записывал слово, одновременно деля его на минимальные значимые части. Это дает возможность воспринимать слово как состоящее из частей, к которым применимо одно из известных обучающемуся правил. Темп морфемного письма со временем тоже необходимо увеличивать, что позволит не только правильно вставлять буквы в деформированные упражнения, но и верно записывать слова в потоке речи, например, на диктанте, который представляет один из самых сложных видов работы для большинства обучающихся. Также необходимо тщательно отбирать материала для проведения поморфемного письма: рационально на первых этапах работы использовать слова только одной части речи, а уже потом составлять комбинированные упражнения, включающие разные части речи и их грамматические формы.
Мною был проведен мониторинг усвоения обучающимися разных классов некоторых орфографических тем русского языка, что отражено в качестве их письменных работ (входной и промежуточный диктант, анализ динамики письменной речи). Также ребята поделились своими мыслями относительно взаимосвязи морфемного анализа слова и сложности его написания. Обращусь к отдельным из них:
1. Разбор слова по составу и поморфемное письмо позволяют мне не допускать ошибок в написании слова, так как любая орфограмма напрямую зависит от морфемы, в которой она находится: одна и та же буква, находящаяся в корне и суффиксе, например, требует разной проверки, т.к. в разных частях слова работают разные правила. Я убежден, что морфемный разбор слова крайне полезен и необходим при орфографическом анализе слова, т.к. поможет не допустить различных неточностей и ошибок. (Георгий Шамардин, Гимназия №4, Курск 8 класс)
2. Раньше я не мог проанализировать ошибки в слове, подчёркнутые учителем. Наверное, это происходило потому, что я не знал, какое здесь работает правило. Разбор слова по составу помог мне увидеть, в какой морфеме ошибка допущена, вспомнить название орфограммы в этом случае тоже не составляет труда. Когда понимаешь, с какой орфограммой ты работаешь, применять правила, которые я всегда учу, очень легко. (Руденко Николай, Школа 1245, Москва 5 класс)
Пример заданий, позволяющих использовать прием поморфемного письма (начальный этап) при изучении темы «Правописание гласных Е-И в окончаниях глагола»
Задание 1. Выпишите из упражнения имена существительные (можно предложить поработать с любой частью речи), разберите слова по составу, мотивируя свои действия лексическим значением или грамматической формой.
Пшеница наливается, очертания виднеются, увидишь лес, не знать, листок серебрится от росы, бьётся до последнего, мосты выдержат нагрузку, стал сыпаться, мама всё замечает.
Задание 2. Выделите морфему, в которой находится орфограмма. Вспомните, как называется данная орфограмма. Вставьте пропущенную букву, применив соответствующее правило (изучаемая орфограмма или орфограмма повторения).
Гроза освежа…т воздух, плющ обвива…ет столб, луч освеща…т комнату, начерт…м квадрат, осины лепеч…т песню, не припека…т на солнце, всходы зелене…т, река разлива…тся, слыш…шь пение.
Задание 3. Запишите под диктовку глаголы, отделяя черточкой окончание. Прокомментируйте орфограмму.
(ОН) щурится, смотрит, дышит, дует, колет, хлещет, едет, клеишь, пишет, спешите, плещут.
Задание 4. Запишите под диктовку глаголы, используя прием поморфемного письма.
Приписывает, завяжет, прорубим, просеете, повесим, прокатимся, забежишь.
Предвосхищая результаты использования поморфемного письма при морфемно-орфографической работе, мы должны понимать, что применение данного методического приема должно быть систематическим на уроках русского языка.
Методические материалы на тему «Поморфемное письмо как метод обучения грамотному письму»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Логинова Наталия Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского округа город Шарья
РФ, Костромская область, г. Шарья
Поморфемное письмо как метод повышения грамотности учащихся.
Орфография… В её полезности для практической жизни тяжело усомниться. Именно благодаря орфографии мы имеем возможность адекватно воспринимать письменную речь других людей и быть понятыми сами, если беремся излагать мысли на бумаге. Поэтому знание орфографии необходимо каждому, кто стремится повысить свою грамотность и культуру речи.
Научить грамотно мыслить и грамотно писать одновременно – одна из самых сложных задач на уроках русского языка.
В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, сущность которого в следующем:
Методические эксперименты показывают, что целенаправленное и систематическое обучение приему поморфемной записи слов, поморфемного проговаривания и поморфемного комментирования (вместо распространенного послогового комментирования написания сложных с орфографической точки зрения слов) дает положительные результаты даже в классах с очень слабой языковой подготовкой, поскольку такая работа способствует речевому развитию ребенка на основе активного подключения морфемного канала восприятия слова и активизации природного языкового чутья.
Как научить детей поморфемному письму?
Впервые понятие «поморфемное письмо» вводится при изучении темы «Морфемика», которая следует после темы «Фонетика и орфоэфия». Учащиеся уже на вводном уроке составляют цепочку однокоренных слов, деля слово на части: морфем-а, морфем-ик-а, морфем-н-ый, по-морфем-н-ый, усваивая эти научные понятия. А потом самостоятельно делают вывод, что поморфемное письмо – это деление слова на морфемы по ходу его написания.
В результате поморфемного письма в слове выделяются не просто буквы или сочетания букв, а морфемы, обладающие языковыми значениями. Возьмем слово пере-вяж-ет (кофту). Проводим исследовательскую работу с учащимися (парная, групповая) и приходим к выводу, что пере – придает слову значение «заново», окончание ет – указывает на 3 лицо, ед. число, корень вяж – (вяжущий, вязаный, связанный) имеет общее значение «плести руками, крючком, спицами». Обычно учащиеся с удовольствием выполняют такую работу. При затруднении пользуются словариком значения морфем.
После выполнения такой работы со словом ребята еще с большим интересом подходят к теме «Морфемная модель слова», изучая которую они узнают, что за каждой моделью скрыто большое количество слов, что все они имеют сходство в значении к общим грамматическим признакам.
Снова проводим исследовательскую работу. Каждой группе соответствует определенная морфемная модель, например,
Учащиеся должны прочитать по модели зашифрованные слова, определить часть речи, записать поморфемно и определить грамматическую форму.
Первая модель рассказывает, что за ней скрываются имена прилагательные со значением «немного, чуть- чуть» (его придает суффикс) – кисл-оват-ую, горьк-оват-ую.
Все эти прилагательные употребляются в форме единственного числа, ж. рода, Вин. пад.
Можно предложить выполнить такое упражнение:
Используя прием поморфемного письма, спишите слова, распределяя их на группы:
1) ат-ый 2) оват-ый 3) чат-ый
Репчатый, носатый, волосатый, сероватый, зубчатый, туговатый, узорчатый, крылатый, слабоватый
Выполнив упражнения, надо сделать вывод.
К теме «Орфография» переходим после изучения «Морфемики».
При изучении правописания корней тоже можно использовать этот прием. Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение слова через однокоренное слово. Например, выполним упражнение:
У-плат-и-ть – отдать плат-у
о-гран-енн-ый – имеющий грань
объ-един-и-ть-ся – стать един-ым
о-богащ-а-ть-ся – сделаться богат-ым
Корни с чередованием тоже можно легче запомнить, если записывать слова поморфемно.
Пред-лаг-а-ть при-кас-а-ть-ся пред-лож-ени-е вы-бир-а-ем
Прием поморфемного письма эффективен и при изучении правописания безударных личных, и окончаний глаголов. Ребятам трудно порой запомнить, какую гласную нужно вставить в окончании глагола I или II спряжения. Можно дать задание не только вставить букву, но и отделить окончания, чтобы сосредоточить внимание именно на этой морфеме. Например,
Спишите, вставляя пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов. Действуйте по схеме: начальная форма глагола – спряжение – выбор безударного окончания – запись слова.
Школьники (шаг-а-ть – I спр.) шага-ют
зрители (у-вид-е-ть – II спр.) увид-ят
рассвет (при-ближ-а-ть-ся – I спр.) приближа-ет-ся
(смотр-е-ть – II спр.) смотр-ишь вперед
они (бор-о-ть-ся – I спр.) бор-ют-ся
По поморфемной записи хорошо заметна разница в структуре глаголов 2 лица мн.числа и глаголов повелительного наклонения.
При изучении тся и ться в глаголах поморфемная запись может быть использована для того, чтобы научить учащимся отличать глаголы в инфинитие от глаголов 3 лица.
Любишь (что делать?) кат-а-ть-ся, люби и саночки возить. Кто горд-ит-ся, тот никуда не год-ит-ся.
В результате такой работы ребята приходят к выводу, что в инфинитиве окончание ть а в глаголах 3 лица ет, ит, ут, ат, ят.
При изучении приставок и суффиксов и их написания тоже можно использовать этот прием, потому что, отделяя приставку или суффикс ребята вспоминают правило правильного написания и запоминают что такая приставка и суффикс в русском языке существуют.
Можно приставку отделять, можно всё слово записать поморфемно. Выполним упражнение
Подберите к данным словам однокоренные с приставками на з и с. Пары слов запишите поморфемно. Образец:
лун-н-ый – без-лун-ный (без-лунный)
шум-н-ый – бес – шум-н-ый (бес-шумный)
лунный, шумный, перспективный, болезненный, пахать, крикнуть, висеть, бунтовать, соединить, держаться, сушить, гнать, ломать, писать, графить, топтать.
Приемом поморфемного письма запишите существительные, объясняя выбор суффикса:
Словарик, огуречик, погрузчик, ключик, нефтяник, подбородочек, цветочек, ельничек, ветерочек, рукавчик, дружочек, лимончик
Спишите прилагательные, вставляя суффикс
к или ек, распределяя по столбикам.
Запишите поморфемно.
Турецкий, пиратский, киргизский, рязанский, низкий, шведский, ткацкий, скользкий, пермяцкий, сельский, богатырский, мерзкий, рыбацкий, канадский
По программе Львовой С.И. причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, чтобы найти их в тексте, необходимо запомнить суффиксы при помощи, которых они образуются. Нужно обратить внимание учащихся, что у деепричастия может быть не один суффикс. При помощи поморфемной записи ребятам легче запомнить, что у деепричастия нет окончания, что это неизменяемое слово. Предлагается выполнить следующее упражнение:
Приемом поморфемного письма запишите слова, распределяя их по группам:
1) глаголы
2) деепричастия с суффиксами а, я
3) деепричастия с суффиксами в, вши, иш
Пересказать, пересказав, заметить, причесался, закричав, пробудившись, берут, улыбаясь, волновался, волнуясь, набрав, признавшись, прикоснувшись, сбегая, засохнув.
Данное упражнение помогает учащимся научиться отличать деепричастие от глагола и быстро запомнить суффиксы при помощи которых образовано деепричастие, потому что, выделяя суффиксы на письме, ребята обращают на них особое внимание.
А вот уже работа с текстом. Нужно списать его вставляя пропущенные буквы, а деепричастие записать поморфемно.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, а деепричастия запишите поморфемно.
Выполняя данное упражнение, учащиеся учатся находить деепричастие в тексте, заодно повторяя их морфемный состав. При образовании деепричастия несовершенного и совершенного вида поморфемное письмо также поможет быстрее усвоить тему. Суффиксы причастий тоже легче запомнить, используя этот прием. Запишите причатие приемом поморфемного письма распределяя их на группы
Озаряемый, рассыпавшийся, невидимый, встретившийся, усиливающийся, трепещущий, мчащийся, освещенные, посеянная, проверяемый, возвращаемая, переделанный, растаявший, лечащий, перекрытый, услышанный, скачущий, убранный, борющийся, рассматриваемый
При образовании действительных и страдательных причастий тоже всегда использую этот прием, так как он дает возможность отработать навык определения необходимого суффикса.
При повторении темы «Деепричастия и причастия» работаем с текстом, уже находя в нем причастия и деепричастия, записывая их поморфемно. Можно выписывать причастия и деепричастия в таблицу, но обязательно записывая поморфемно.
Не обойтись без поморфемного письма, изучая тему «Словообразование самостоятельных частей речи».
Составление словообразовательных цепочек – это занятие не только увлекательное, но и очень полезное, так как выяснение последовательности образования слова помогает лучше понять его лексическое значение и морфемное строение.
Расположите однокоренные слова в том порядке, в каком они образованы друг от друга: образец: туп-ой – туп-и-ть – за-туп-и-ть – за-туп-и-ть-ся.
Земляника – земляничка – земля – земляной.
Вредительство – вред – вредитель.
На протяжении всей темы составляя словообразующие пары, цепочки, гнезда, устанавливая последовательность или восстанавливая цепочку, однокоренные слова записываем поморфемно. Например:
Игр-а-ть – про-игр-а-ть – про-игр-ыш
Задание: привести примеры слов, которые соответствуют данным морфемным
моделям и записать их в тетрадь. Побеждает тот, кто назовёт слово последним.
Исправить ошибки в поморфемной записи : Поп-рыг-а-ть, за-сме-ять-ся, говор-ун, пере-улок, с-беж-ал-а
Упражнение «Четвёртый лишний»
Задание: укажите лишнее слово в каждом ряду, дайте этому объяснение.
1) сварщик, баянист, барабанщик, регулировщик;
2) побежать, подлететь, посеять, подумать;
3) счастливый, удачливый, драчливый, под сливой.
Задание: распределить слова в соответствии с морфемной моделью:
Заливистый. голубоватая, гонщик, чистый, игристый, барабанщик, беловатая.
Несомненно, изучение орфографии не может происходить в отрыве от овладения другими разделами лингвистики: фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса. Понимание ведущих принципов орфографии, умение быстро ориентироваться в составе слова, знание морфологических особенностей разных частей речи – важные предпосылки к безошибочному применению на практике многих орфографических правил.
Срочно скажаите что такое приём поморфемного письма?
Срочно скажаите что такое приём поморфемного письма!
Морфемная структура слова определяется не после записи (как это происходит при морфемном разборе), а в процессе написания слова, т.
Запишите слова приёмом поморфемного письма?
Запишите слова приёмом поморфемного письма.
К каждому слову подберите по два однокоренных слова.
Объясните написание корней.
Просочиться, удаление, неукротимый.
Что такое поморфемное письмо?
Что такое поморфемное письмо?
Записать слова приёмом поморфемного письма?
Записать слова приёмом поморфемного письма.
Поморфемное письмо слова притяжение?
Поморфемное письмо слова притяжение.
Что выделяется в поморфемном письме?
Что выделяется в поморфемном письме.
Написать причастия приёмом поморфемного письма?
Написать причастия приёмом поморфемного письма.
Обнажённый, блестящая, с потухшим, пришедшая, спелёнутый, завёрнутый, нетронутой.
Слова запизывайте приёмом поморфемного письма.
Запишите слова, использую приём поморфемного письма :
Основные : 1)моет, перевозчик, вазочка, серебряный, прославиться.
Прием поморфемного письма
Методические эксперименты показывают, что целенаправленное и систематическое обучение приему поморфемной записи слов, поморфемного проговаривания и поморфемного комментирования (вместо распространенного послогового комментирования написания сложных с орфографической точки зрения слов) дает положительные результаты даже в классах с очень слабой языковой подготовкой, поскольку такая работа способствует речевому развитию ребенка на основе активного подключения морфемного канала восприятия слова и активизации природного языкового чутья.
Особое внимание хотим обратить на раздел «Морфемика и словообразование». В усвоении его школьники испытывают огромные затруднения, несмотря на то, что словообразовательный компонент, выделяющийся в языковой способности человека, на интуитивной основе усваивается уже в ранние детские годы. Установлено, что дошкольник осваивает приемы определения значения производного слова путем осмысления его структуры, овладевает способностью понимать морфемные значения, уместно использовать разные типы морфем при формо- и словообразовании в процессе речевой деятельности. Однако школьное обучение не обеспечивает поддержки и развития природной морфемной зоркости ребенка, не способствует полноценному осознанию тех языковых процессов, в которых принимают участие морфемы и которые, следовательно, отражаются в структуре слова. Интуитивные способности ребенка в области морфемики и словообразования, его языковой опыт и лингвистическое чутье не оказываются той базой, на которой строится обучение родному языку.
Поиск наиболее эффективных приемов активизации языкового чутья, внимания к внутренней форме слова, его морфемному строению нужно проводить с учетом современных исследований в области психолингвистики. Результаты этих исследований позволяют глубже осмыслить некоторые традиционные методические проблемы, найти новые подходы к их решению. Так, например, установлено, что морфемный канал восприятия слова активно включается в нестандартной речевой ситуации, когда требуется понять незнакомое слово, опираясь на его внутреннюю форму. Следовательно, одним из ведущих приемов обучения может стать создание необычной учебной ситуации, требующей повышенного внимания к структурно-семантическому анализу слова, что происходит в процессе работы со словами-окказионализмами, неологизмами, искусственными словами (типа глокой куздры), детскими неузуальными образованиями, а также с редко употребляющейся лексикой (диалектизмами, архаизмами, историзмами и т.п.).
Итак, под словообразовательной моделью нами понимается общая формула однотипных образований, их структурно-семантический аналог, схематически отражающий качественный и количественный состав аффиксов конкретной группы одноморфемных слов. Зрительно словообразовательную модель школьники воспринимают в виде графической схемы морфемного состава словоформы без указания корня: Заполнение корневого пространства подходящей морфемой окончательно формирует лексическое значение словоформы, но при этом грамматико-словообразовательные признаки остаются общими для всех слов анализируемой словообразовательной модели: (переКЛАДывание, переписывание, переЖЕВывание, переИГРывание); (СТРАШноватыми, ХОЛОДноватыми, ГРЯЗноватыми). 6