Что такое понятие в русском языке
Значение слова понятие
Словарь Ушакова
пон я тие, понятия, ср.
1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия.
| Умение разобраться в чем-нибудь, разум, толк (прост.). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже понятие иметь!
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, состоящих из понятий; понятие есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения» (немецкий философ Христов Зигварт); мысль, фиксирующая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Педагогический терминологический словарь
В зависимости от характера представленных в П. предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя чёткой границы между ними нет). В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или школьном обучении) выделяются эмпирическое и теоретическое П. Между П. существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. Установление отношений между П. осуществляется в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслительными операциями учащиеся овладевают в процессе решения познавательных задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. с точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. с конкретной действительностью. При этом П. включаются в суждения, которые в свою очередь образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. выступает и в качестве исходного пункта и как его результат.
В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т.н. житейских и научных П. Житейские П. образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности ребёнка, опосредованной общением с другими людьми. Научные П. систематичны, имеют чёткие признаки, но они более чем житейские П. абстрагированы от реальности, их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения. Иначе П. будут «книжными», формальными, ограниченными внешней речевой формой. Педагогикой и психологией выявлены особенности развития житейских и научных П., а также связи между ними, что должно учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать вербализма научных П.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 207)
Словарь лингвистических терминов
1) Единица логического мышления, непосредственней всего связанная со словом. Понятие указывает на существенные признаки предметов и явлений объективного мира. Признаки понятия включают его в ту или иную систему знаний, устанавливают между понятиями определенную иерархию. Например, мебель включает, будучи родовым и общим понятием, все видовые понятия: шкаф, стол, стул, диван и т.п.
2) Форма абстрактного мышления, отражающая общие и существенные признаки класса однородных предметов и имеющая вербальную форму выражения.
Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология
Отражение в сознании человека класса каких-либо однородных предметов в виде совокупности существенных признаков этих предметов.
Фразеологический словарь (Волкова)
► Он дал мне понятие о поэзии.
► Я, понятное дело, согласился. Понятная вещь, человек молодой, умный, живет в деревне, в глуши. Чехов.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Абстрактная или обобщенная идея, чаще всего рассматриваемая как данность языка или мышления.
Этим понятие (которое даже этимологически не требует труда для познания или распознания, т. е. понимания) отличается от концепта (который вначале нужно осмыслить). Концепт есть результат умственных усилий; понятие – скорее условие этих усилий. Концепт может служить инструментом, но вначале он должен быть создан. Понятие – скорее материал или отправная точка размышления. Концепт принадлежит сфере науки, в частности философии; понятие – всеобщее достояние.
У Канта понятием называется чистый концепт, «поскольку оно имеет свое начало исключительно в рассудке (а не в чистом образе чувственности)». Однако подобное толкование термина не прижилось. Причина этого в том, что концепт слишком узок и слишком зависим от конкретной философской доктрины, чтобы заменить собой понятие.
Расхожими понятиями, согласно Спинозе, называют идеи или принципы, свойственные «всем людям», те, без которых было бы невозможно ни размышление, ни взаимопонимание между людьми. Эмпирики утверждают, что понятия суть результат опыта; рационалисты настаивают на врожденном характере понятий, благодаря чему только и возможен опыт. Вот почему эмпиризм всегда казался мне более рациональным (в широком смысле слова), чем сам рационализм (в узком смысле), – он не отказывается от объяснения тех понятий, которыми пользуется.
Толковый переводоведческий словарь
1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений.
2. Представления, сведения о чем-либо.
3. Способ, уровень понимания чего-либо.
4. Оформленное в мысли обобщение класса объектов по совокупности их специфических признаков. Осознанное обобщение по существенным признакам объекта становится научным понятием. Обозначение понятия с помощью языкового знака называется значением слова.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: мнение, суждение, соображение, взгляд, воззрение, представление, концепция, идея
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПОНЯТИЕ, я, ср.
1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чегон. П. времени. П. качества. Понятия науки.
2. Представление, сведения о чёмн. Иметь, получить п. о чёмн.
3. обычно мн. Способ, уровень понимания чегон. У детей свои понятия.
• Понятия не имею (разг.) не знаю, не имею представления о ком-чёмн. Когда уходит поезд? Понятия не имею.
С понятием кто (прост.) об умном человеке.
С понятием делается что (прост.) делается чтон. умно, разумно.
Без понятия кто (прост.) ничего не понимает.
| прил. понятийный, ая, ое (к 1 знач.; спец.). Понятийные категории.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринят сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его качеств и подмечая общие объектам качества, создает некоторое общее представление, которое обозначается словом. Номиналистическое направление в логике не отличает общего представления от П., заменяя главу о П. главой об именах; но если наше познание касается самих вещей, а не наших идей о вещах, то следует различать П. от слова, причем П. является научным термином для обозначения результата методичного исследования предмета — исследования, в котором выражается сама природа его. В этом смысле можно сказать, что цель науки есть правильное определение того П., которое составляет предмет ее (напр., П. жизни — в биологии). От общего представления, обозначаемого словом, П., в этом смысле, отличается тем, что из него выделены все случайные элементы, существенные же приведены в необходимую между собой связь и соотношение. От категории в аристотелевском и кантовском смысле П. отличается тем, что в категориях (этих высших, определяющих П. — предикабилиях) мыслится лишь необходимое с формальной стороны определение предмета, как условие возможности бытия самого предмета, между тем как в П. предмета определяется само содержание его с существенной стороны. Общее представление возникает путем отвлечения и ограничения, П. возникает путем определения и разделения. С термином П. связана жаркая борьба направлений (номиналистического и реалистического), которая, в различных видоизменениях, проходит через всю историю философии: первое направление вполне разобщает П. с предметом, низводя П. до минимума значения, второе, напротив, отождествляет П. с самим предметом и видит в развитии П. развитие предметного миpa. — Формальная логика в главе о П. трактует об определении и разграничении и о взаимном их отношении. Логика отличает объем П. от его содержания, причем не совсем точно утверждает, что объем П. находится в обратном отношении к содержанию. Под содержанием П. разумеют сумму признаков предмета, входящих в состав П., чем больше при этом брать признаков, тем меньше окажется количество предметов, имеющее все признаки; наоборот, самое бедное по содержанию П. будет охватывать собой наибольшее количество предметов. Дробиш («Logik», 2 изд., стр. 196 — 200) показывает неточность обычной формулировки отношения объема к содержанию и старается выразить это отношение в более точных математических терминах. По степени общности, П. могут быть разделены на общие и единичные, родовые и видовые; это разделение поддается в значительной мере специализации, определяемой характером тех объектов, к которым относятся П. От общих П. отличают собирательные, приложимые не к каждому отдельному предмету, а ко всем взятым вместе. Отвлеченное П. противополагается конкретному в том смысле, что отвлеченное обозначает собой признак, конкретное — предмет. Это деление П. в известном отношении совпадает с делением их на соозначающие и несоозначающие : первые указывают прямо на предмет и косвенно на признак его, вторые — только на предмет или только на признак. Далее П. могут быть разделены на положительные и отрицательные, относительные и абсолютные. Рассматривая П. по отношению их объемов, мы можем говорить о высших и низших, о подчиненных и соподчиненных (т. е. нескольких П., подчиненных одному). Рассматривая П. по их содержанию, можно говорить о тождественных, противоположных, противоречащих, различных и т. д. Ежели говорят о П. взаимнопересекающихся, то при этом имеют в виду как объем, так и содержание их. Эти отношения П. в логиках обыкновенно изображаются графически. См. Милль, «Система логики», V кн. (об именах и предложениях); Ueberweg, «Logik».
Понятие
1) мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений; последние (свойства и отношения) выступают в понятии как общие и специфические признаки, соотнесённые с классами предметов и явлений. 2) То же, что грамматическая или семантическая категория (см. Категория языковая), обычно не высшего уровня обобщения, например понятие двойственного числа, понятие события, понятие неактуального настоящего времени и т. п.; в этом значении стал часто употребляться термин «концепт».
Понятие (концепт) — явление того же порядка, что и значение слова, но рассматриваемое в несколько иной системе связей; значение — в системе языка, понятие — в системе логических отношений и форм, исследуемых как в языкознании, так и в логике.
Понятие (в 1‑м значении) в общем виде определяется одинаково в логике и в языкознании и представлено всегда по крайней мере одним некоторым общим именем или его эквивалентом — словосочетанием (например, «железная дорога»). Однако в логике понятие может быть, кроме того, выражено в разных знаковых формах, в зависимости от принятой системы (логического языка), в частности как некоторая функция, и в этом смысле вообще не связывается с какой-либо одной определённой знаковой формой. В традиционном языкознании понятие рассматривается как связанное с одной определённой знаковой формой — общим именем, в индоевропейских языках — типа «человек», «революция», «жилище», «бег», «белизна», «беление», «заболеваемость» или его эквивалентом типа «белить» и т. п., а все остальные знаковые формы понятия рассматриваются как производные от данной, соотносительные с ней по определённым правилам исторических и синхронных соотношений (трансформаций). В традиционном языкознании обсуждалась проблема — связано ли понятие с корнем (основой) слова или с полной формой слова как части речи (например, в русском языке с «бел-» или с «белизна», «беление», «белить»). Тем самым была замечена нежёсткость связи понятия с его знаковой формой и сделан шаг к сближению с современной логикой. В дальнейшем при этом сближении понятие (концепт) стало выводиться из употребления разных слов и конструкций (ср. концепты «события», «процесса», «факта» и др.). При этом за основу берутся и предложения, и их номинализации, и существительные конкретного и общего значения с учетом контекстов употребления. Эта процедура называется «концептуальным анализом», одна из задач которого сделать концепт более определённым.
При соотнесении понятия и соответствующего ему общего имени (с учетом других языковых выражений, установленных «концептуальным анализом») выявляется следующая сложная структура понятия (а также понятийной части значения, смысла слова):
1. Сигнификат — совокупность тех признаков предмета (явления), которые существенны для его правильного именования данным словом в системе данного языка. Сигнификат — наиболее структурированная часть понятия, всегда определяемая прежде всего относительно, т. е. местом данного слова в лексико-семантической системе языка (в лексико-семантическом поле; в системе оппозиций; синонимов; антонимов; конверсивов; перифраз). Так, понятие физического воздействия на материал и соответствующего изменения материала во французском языке часто связаны с одним словом, например cuire ‘варить (обед)’ и ‘вариться (об обеде)’, в русском языке распределяются между двумя глаголами одинаковой основы, но с наличием/отсутствием частицы ‑ся, в литовском языке — между двумя глаголами соотносительными, но разного корня — laužti ‘ломать, гнуть’, lūžti ‘ломаться, гнуться’. Таким образом, одно и то же понятие в этих разных языках представлено в различных формах.
Поскольку сигнификат, в котором внутренняя форма уже не ощущается (например, в русском «человек»), а также интенсионал определяются относительно всех связанных с ними слов данного языка, носитель языка может не знать всех этих связей и в этом смысле не знать интенсионалов слов своего языка, подобно тому как человек, умеющий считать, не знает свойств чисел, изучаемых математической теорией чисел.
3. Денотат (денотация) — класс всех реальных (т. е. существующих) предметов, к которым слово правильно приложимо (для называния) в системе данного языка.
Между сигнификатом, интенсионалом и денотатом существуют сложные (и ещё не до конца изученные) отношения. Когда заданы (известны) признаки сигнификата слова, то любой предмет, обладающий этими признаками, может быть правильно поименован данным словом; предметы, не обладающие этими признаками, данным словом поименованы быть не могут. Однако зачастую неизвестно точно, какими признаками руководствуется носитель языка, правильно употребляя слова своего языка, — исследование этого и составляет одну из задач лингвистической семантики как научной дисциплины, включающей лингвистический и психолингвистический эксперимент. Интенсионал слова, по-видимому, может быть во многих, если не во всех, случаях определен путём логического рассуждения. Однако когда интенсионал слова известен, то денотат этим только ограничен, но не фиксирован, — ясно лишь, какие предметы не могут быть денотатом данного слова. Если предметы не обладают каким-либо существенным признаком, включенным в интенсионал, они исключаются из денотации данного слова. Включение в денотацию зависит также от реальности существующего. С другой стороны, когда задана (известна) денотация слова, интенсионал этим также лишь ограничен, но не фиксирован. Он не может включать в себя произвольный признак, встречающийся лишь у части предметов, образующих денотацию слова, но он может не включать какой-либо признак, присущий всему классу денотации. Так, слово «овощи» в русском языке включает в свою денотацию «огородные растения, употребляемые в пищу обычно с солью», но признак «с солью» не входит в интенсионал слова «овощи». Обычное правило формальной логики — считать денотацию (экстенсионал, объём) обратно пропорциональной интенсионалу (содержанию) — формулируется неточно: это соотношение имеет место между интенсионалом и компрегенсией.
4. Компрегенсия, «охват», «протяжённость» — классификация и её результат, т. е. класс всех непротиворечиво мыслимых предметов, к которым данное слово может быть правильно приложимо (независимо от того, существуют эти предметы в действительности или нет, известно или неизвестно их существование). Так, например, правильная классификация такого класса слов, как русских «идти», «ехать» — «стоять»; «лететь» — «парить»; «плыть» — «?», приводит к выводу, что в языке структурно обеспечено место (обозначено через «?»), не заполненное словом русского языка; во французском языке такое слово есть — flotter ‘неподвижно держаться на воде’, аналогичное русскому «неподвижно держаться на суше (стоять)» и «неподвижно держаться в воздухе (парить)»: в системе русского языка не зафиксировано (неизвестно) понятие, соответствующее реально существующему предмету — «парению в воде».
Многие термины науки конструируются в языке как обозначения, в рамках определённой классификации, непротиворечиво мыслимых, возможных явлений природы или общества, хотя такие явления могут ещё не существовать или быть неизвестными науке.
Понятие может сопровождать коннотация — те признаки, которые, не включаясь в понятие, окружают его в языке в силу различных ассоциаций — познавательных (знаний о мире), эмоциональных, экспрессивных, стилевых (по принадлежности к тому или иному стилю речи). Комплекс понятия и коннотации иногда включают в прагматику слова, иногда относят к «лексическому понятию».
Структура понятия описана здесь по её максимально выявленному в языке типу — понятию, соотносимому с общим именем. Другие типы понятий — концепты, соотносимые с иными типами слов и языковых образований (с предикатами, частицами, междометиями и т. д.), имеют редуцированную семантическую структуру, иногда не связанную прямо с понятием (например, в междометиях). Существуют и другие логические системы (модели) понятия (близкая к данной четырёхчленная система К. И. Льюиса, двухчленная система Г. Фреге, и др.). Эти проблемы изучаются новым направлением в логике и языкознании — «концептуальным анализом языка».
В различных языковедческих работах встречаются иные характеристики понятия: 1) термины «сигнификат» и «интенсионал» иногда, например в работах учебного типа, не различаются и соответствующие им части понятия сливаются и называются обобщенно смыслом (англ. sense ); в последний термин часто включают также коннотации и/или парадигматику слова; 2) сигнификат называется «наивным понятием» (Ю. Д. Апресян), «языковым понятием» (Ю. С. Степанов), последние противопоставляются научному понятию и, следовательно, в определённой степени, интенсионалу; 3) «денотат» и «компрегенсия» не различаются и называются обобщенно экстенсионалом (англ. extension ); 4) термин «компрегенсия» и соответствующая часть понятия не выделяются вовсе; 5) структурированная часть понятия — сигнификат — называется иначе: «означаемое», «ценность» (Ф. де Соссюр); «десигнат» (Ч. У. Моррис, Степанов); «денотат языковой» (А. А. Уфимцева); «коннотация» (Дж. С. Милль); 6) термин «коннотация» употребляется как синоним термина «интенсионал» (у некоторых англосаксонских логиков, например у Льюиса); 7) термин «компрегенсия» употребляется в значении «интенсионал» (часто у французских авторов); 8) вместо статических, результативных терминов используются динамические, процессуальные — сигнификация (англ. signification ), интенсия (англ. intension ), денотация (англ. denotation ), термины, используемые Льюисом и многими другими английскими и американскими авторами.
ПОНЯТИЕ
Смотреть что такое «ПОНЯТИЕ» в других словарях:
ПОНЯТИЕ — общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П … Философская энциклопедия
ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ, понятия, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу… … Толковый словарь Ушакова
понятие — Представление, идея. См. мнение, мысль иметь понятие, прививать правильные понятия. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. понятие мнение, суждение, соображение, взгляд,… … Словарь синонимов
Понятие — Понятие ♦ Notion Абстрактная или обобщенная идея, чаще всего рассматриваемая как данность языка или мышления. Этим понятие (которое даже этимологически не требует труда для познания или распознания, т. е. понимания) отличается от концепта … Философский словарь Спонвиля
понятие — одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно логического. П. может быть конкретным и абстрактным. Психология изучает развитие П. у человека. Проводится различие между усвоением П., выработанных… … Большая психологическая энциклопедия
понятие — ПОНЯТИЕ одна из форм отражения мира на рациональной ступени познания; мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. П. представляют… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ, понятный, понять и пр. см. понимать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ, 1) (философское) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных… … Современная энциклопедия
ПОНЯТИЕ — форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно образный характер. С умножением потребностей человека и усложнением… … Новейший философский словарь
Значение слова «понятие»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия.
ПОНЯ’ТИЕ, я, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (науч.). Определение понятия. П. квадрата. П. прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия. 2. только ед. Представление о чем-н., осведомленность в чем-н. (разг.). Иметь п. о чем-н. Не имею ни малейшего понятия об этом. — Когда он приезжает? — Понятия не имею! (совершенно не знаю; фам.). У него очень смутное п. о математике. || Умение разобраться в чем-н., разум, толк (простореч.). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже п. иметь! 3. чаще мн. То или иное представление о чем-н., способ понимания чего-н. Лектор применялся к понятиям слушателей. Предвзятые понятия. Здравые понятия. Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. Гончаров. Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого понятия о ней. Чернышевский. 4. Способность понимания, интеллект (устар.). Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Пушкин. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поня́тие
1. научн. логически расчленённая общая мысль о предмете, включающая ряд взаимосвязанных признаков ◆ Противоречащие друг другу понятия. ◆ Определение понятия. ◆ Понятие квадрата. ◆ Содержание понятия. ◆ Описание свойств класса изделий представляет собой систему конструкторских понятий. И. А. Барков, «Автоматический синтез структурного описания конструкции // «Информационные технологии»», 2004 г. ◆ Для этого Минфин вводит понятие «бюджетные полномочия», сводящее воедино права и обязанности органов местной власти в рамках бюджета. Евгения Обухова, Константин Фрумкин, «Сельсоветы — возрождать, регионы — банкротить», 2003.06.10 г. // «Независимая газета»
2. только <<ед>> разг. представление о чём-нибудь, осведомлённость в чём-нибудь ◆ Иметь понятие о чём-нибудь. ◆ Не имею ни малейшего понятия об этом. ◆ У него очень смутное понятие о математике.
3. прост. умение разобраться в чём-нибудь, разум, толк ◆ Человек без (всякого) понятия. ◆ Человек с понятием. ◆ Надо тоже понятие иметь!
4. чаще <<мн>> то или иное представление о чём-нибудь, способ понимание чего-нибудь ◆ Лектор применялся к понятиям слушателей. ◆ Предвзятые понятия. ◆ Здравые понятия. ◆ Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. И. А. Гончаров ◆ Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого поня́тия о ней. Чернышевский
5. устар. способность понимания, интеллект ◆ Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою поня́тия, Ломоносов о́бнял все отрасли просвещения. Пушкин