Что такое попразднество в православии
Православная Жизнь
Ясность в систему церковных праздников вносит иеромонах Назарий (Омельяненко), преподаватель литургики КДА.
– Отче, существует два годовых круга праздников: Месяцеслов и Триодь (Триодный цикл). Охарактеризуйте, пожалуйста, каждый из этих кругов.
– Да, действительно, в Православной Церкви существует два цикла Месяцеслова и Триоди. Это связано с тем, что одни праздники являются подвижными и отмечаются по лунному календарю, а другие – неподвижными и соотносятся с солнечным календарем.
Центром подвижных праздников является Пасха. Она определяет сроки всех других праздников: за 11 недель до Светлого воскресенья начинается Постная Триодь, в которую входит период подготовительных недель, Великого поста и Страстной седмицы. Цветная Триодь начинается на Пасху и длится на протяжении 9 недель.
Месяцеслов содержит непереходящие праздники и начинается, согласно Типикону, 1 сентября по старому стилю. Богослужение Месяцеслова совершается по книге Минея месячная.
– Что нам говорит Типикон о великих праздниках Месяцеслова? Какие праздники можно отнести к великим?
– В Месяцеслове мы находим 9 двунадесятых праздников (Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Богородицы, Преображение Господне, Успение Богородицы), 5 великих (Покров Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи).
– Какой первый, а какой последний великий праздник в церковном кругу?
– Центральным праздником в церковном году, безусловно, является Пасха. Святитель Григорий Богослов говорит, что Светлое Воскресенье настолько выше других праздников, насколько солнце светит ярче звезд. Понятия последнего, заключительного или самого маленького праздника в православии нет.
– Что такое предпразднство и попразднство?
– Двунадесятые и некоторые великие праздники имеют периоды предпразднства и попразднства. Их цель – сначала духовно и богослужебно подготовить христианина к празднику, а потом дать ему возможность на протяжении нескольких дней самостоятельно осмыслить важность празднуемого события. Для каждого праздника эти периоды имеют определенное количество дней. Самое длинное попразднство у Пасхи. Оно длится 39 дней, на протяжении которых поются пасхальные песнопения за богослужением.
– Какие еще существуют типы праздников?
– Помимо вышеуказанных праздников в Церкви есть каждодневные почтения памяти святых. Днем памяти является день кончины праведника. В зависимости от почитания народом святого богослужение может быть высшего знака или низшего (согласно Уставу Православной Церкви, существует 5 типов богослужений: всенощное бдение двунадесятых и великих праздников, всенощное бдение дней памяти святых, полиелей, славословие, шестеричная служба и рядовая или без знака).
– Курс, предмет которого изучение системы праздников, называется литургика. Что означает это слово?
– Литургика – это наука о богослужении Православной Церкви. Слово, производное от «литургия» (от греч. «общее дело»), поскольку именно литургия является центром всего христианского богослужения. А наука, занимающаяся изучением праздников, именуется эортологией.
О праздниках Православной Церкви
«Празднование и вообще богослужение Православной Церкви, – пишет известный русский пастырь ХIХ века протоиерей Григорий Дебольский, – по заповеди Иисуса Христа состоит главным образом в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа, и с Ним всех верующих в Него, над грехом и смертью. Эта победа, восстановившая единение Бога с человекам для нашей вечной блаженной жизни, предизображена в таинстве святого Причащения, которое положено Господом в основание христианского богослужения и с которым соединены вселенской Церковью все священные воспоминания о многоразличных благодеяниях, явленных роду человеческому, или непосредственно от Бога, или через святых его и моления о живущих и умерших. Чем выше воспоминания Церкви, тем важнее, светлее торжественнее праздники».
Происхождение обычая выделять двенадцать главных праздников
С древних времен отцы и учителя Церкви отмечали особенное значение некоторых праздников, посвященных главнейшим событиям земного служения Господа Иисуса Христа. До Х века таковых празднований было меньше двенадцати. Так, святитель Епифаний Кипрский (ум. 403) упоминает четыре праздника: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение и Вознесение; святитель Прокл Константинопольский (ум. 446) добавляет к этому числу праздник Пятидесятницы. В проповеди Иоанна, епископа Эвбейского, сказанной в 744 году, перечисляются праздники в честь Господа и Богородицы: Зачатие Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница и Успение Пресвятой Богородицы.
С ХI–ХII века в Греции встречаются многочисленные иконы, изображающие двенадцать праздников. Их список несколько отличается от нынешнего и обычно включает Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Пятидесятницу и Успение Пресвятой Богородицы. С того же времени начинает употребляться выражение «двунадесятые праздники», т.е. праздники из числа двенадцати.
К XVI веку среди образов праздничного ряда утвердились иконы праздников Рождества и Введения во храм Богородицы, а также Воздвижени Креста Господня.
В ХVI–ХVII веках обычай выделять двунадесятые праздники окончательно утвердился и в богослужебной практике практически по всему православному Востоку. Тем не менее, в России продолжали употреблять термин «Господские праздники» (даже если речь шла о праздниках не только в честь Спасителя, но и в честь Божией. Матери)‚ а несколько позже – «Господские и Богородичные праздники». В отпечатанной в 1795 году в Москве книге «О служении и чиноположениях Православныя Грекороссийския Церкви» перечислено 16 праздников – включая Пасху, все нынешние двунадесятые праздники, а также четверг, пятницу и субботу Страстной седмицы, однако, само выражение «двунадесятые праздники» всё еще не используется. В активное словоупотребление оно вошло лишь к середине ХIХ века.
В настоящее время в церковном календаре следующие праздники носят именование «двунадесятых»:
Рождество Пресвятой Богородицы – 8 21) сентября;
Воздвижение честного и животворящего Креста – 14 (27) сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря);
Рождество Христово – 25 декабря (7 января);
Крещение Господне – 6 (19) января;
Сретение Господне – 2 (15) февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля);
Вход Господень в Иерусалим – воскресенье перед Пасхой;
Вознесение Господне – 40–й день после Пасхи, всегда в четверг;
День Святой Троицы – 50–й день после Пасхи, всегда в воскресенье;
Преображение Господне – 6 (19) августа;
Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28)августа.
В это число не входит главный праздник церковного года – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа или Пасха Христова. Это связано с тем, что Пасха стоит превыше любого празднования как «торжество торжеств и праздников праздник».
Предпразднства и попразднства
Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, продолжаются не только один день, но и некоторое число дней до и после самой праздничной даты. Эти дни называются «предпразднство» (дни, подготавливающие праздник), «попразднство» (продолжение праздника), и «отдание» (заключительный день праздничного периода). Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Большая часть двунадесятых праздников имеют по одному дню предпразднства, у некоторых же из них в этом есть отличительные особенности. Рождеству Христову предшествует пять предпразднственных дней, поскольку Рождество – самый большой из двунадесятых праздников. У праздника Богоявления, как второго по значению после Рождества, есть четыре предпразднственных дня. У праздника Входа Господня в Иерусалим вообще нет предпразднства, поскольку накануне совершается воспоминание воскрешения Спасителем Лазаря (Лазарева суббота). Нет предпразнства и у Вознесения и Пятидесятнцы, поскольку они составляют часть пасхальной череды торжеств, которая сама служит приготовлением к этим праздникам.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от полного отсутствия до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Например, у праздника Входа Господня в Иерусалим попразднства не бывает вообще, поскольку сразу после него начинается строгий пост Страстной седмицы; у Благовещения Пресвятой Богородицы попразднство может отсутствовать, если сам праздник выпадет на период с Лазаревой субботы по конец Страстной седмицы. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.
О проведении христианских праздников
«Светло торжествуя в великие праздники, продолжает отец Григорий Дебольский, – Православная Церковь внушает нам иметь непременное участие в ее торжестве – быванием при ее богослужении и вообще поведением, достойным священного времени. В праздники, особенно великие, она внушает нам освобождаться от ежедневных работ и занятий своего звания, для беспрепятственного, радостного общения с Богом, святыми, между собою, и для освящения себя. Если чувство благодарности к благодетелям нашим обязывает нас оставлять свои дела и жилища и являться к ним лично в известные дни для засвидетельствования своей признательности, то не более ли мы, всегда обязанные благодарить верховного своего Благодетеля, призываемся, особенно во дни воспоминания великих Его благодеяний для нас, оставлять свои житейские дела и являться в дом Божий для общего и единодушного славословия Господа и святых и духовного веселия с Церковью? С духовным веселием не совместна ни житейская заботливость, ни телесное утомление, ни зависимость от нужд, а тем более от прихотей плоти: поэтому в праздники мы должны, сколько можно, иметь ослабу и покой от дел житейских, и духовное господство во имя Господа – над всеми телесными трудами, нуждами, заботами, а особенно страстями, отлагая это земное бремя и духом пребывая и успокоиваясь в Боге».
Само слово «праздник» говорит нам о том, что день этот должен быть «праздным», «пустым» – но не от добра, не от служения Богу и ближнему, а от всего второстепенного и наносного. Когда кто-то из наших близких празднует некое важное событие своей жизни, например свадьбу или день рождения, мы оставляем обычные житейские заботы и спешим к нему, чтобы разделить его радость. У нас, быть может, и есть свои дела на это время – но любовь к родственнику или другу становится для нас превыше обычных занятий, так, что мы нисколько не жалеем об упущенных часах. И это если нас в гости позовет кто-то равный нам! Но что, если приглашение поступит от человека высокопоставленного, богатого, властного, и при том очень искреннего и благорасположенного к нам, немало одаривающего нас и постоянно помогающего нам? Конечно, в этом случае мы с еще большей готовностью поспешим в дом своего благодетеля, и даже важные собственные дела покажутся нам незначительными в сравнении со столь почётной возможностью. Что же мы видим в случае с наибольшими церковными праздниками? В эти дни главные события Своей земной жизни отмечают Сам Господь Иисус Христос – наш Создатель, наивысший Наставник, Владыка и Благодетель, Тот, по воле и благости которого мы только и живем, а также Пресвятая Богородица, Матерь Спасителя мира, и наша любящая Защитница и Покровительница. Господь и Божия Матерь зовут нас в свои дома – святые храмы. И зовут не для от того, чтобы Им было потребно наше служение – но чтобы Самим послужить нам, смягчить нашу душу словами священных песнопений и молитв, умудрить наш ум словом Божиим, зрение и слух ублажить торжественностью образов и напевов. Наконец, Господь зовет нас приступить к Его собственному столу, чтобы в таинстве Евхаристии напитать всё наше существо высшим богообщением.
Однако, в дом празднующего не принято приходить без подарка. Что же можем мы подарить Самому Богу, которому уже принадлежит всё сущее, да и мы сами? То, чего Он ждет от нас и чему радуется: чистоту сердца и любовь к ближнему. В древней Церкви, когда христиане таились от гонителей, праздники сопровождались раздачей пищи и одежды неимущим прямо в храме. Сегодня любой из нас может свободно выбрать, где и каким образом он исполнит твердое повеление Божие: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис. 58:7 ). Эти и подобные им слова властно звучат в храмах, в том числе и в праздничные дни, и беда тем из нас, кто, получая от Бога всё, что имеет, не спешит поделиться малой толикой сего со своим ближним, даже когда сам Создатель призывает нас к тому словами Священного Писания. В то же время ничего не подарит нам такой радости, такого праздничного настроения и спокойствия совести, как осознание того, что мы отметили праздник, своими руками исполнив слово Господне, оказав помощь тому, кто в ней нуждается. Именно это делает праздник праздником.
«Да посещаем в праздники храмы, – призывает нас святитель Иннокентий Херсонский, – и да отличаем оные от прочих дней чем-нибудь добрым: ибо без сего праздники будут не что иное, как праздное время; а праздность ведет к пороку. От того-то праздники у нас часто превращаются в празднования плотские и чувственные, и приносят не честь празднуемому, но бесчестье и оскорбление Богу, а празднующим – не пользу, но вред душевный».
«Величайший праздник, – учит святитель Иоанн Златоуст, – добрая совесть. Как во время мирских праздников: кто не может ни одеться в светлую одежду, ни устроить более обильную трапезу, но живет в бедности, в голоде и в крайних бедствиях, – для того и праздник не в праздник, хотя бы весь город он видел ликующим, и даже тем более скорбит и сокрушается, чем более видит других в удовольствии, а себя в бедности; и как, напротив, для богача, живущего в веселии, могущего каждый день переменять одежды и наслаждающегося великим благоденствием, праздник и тогда, когда нет праздника, – так и в делах духовных: кто живет в правде и добродетели, тот и без праздника празднует, получая чистую радость от своей совести; а кто живет в грехах и в пороке, и сознает за собою много злого, тот и в праздник менее всех празднует. Таким образом, можно и нам, если захотим, праздновать каждый день, если будем заботиться о добродетели и хранить в чистоте свою совесть».
Попразднство
Смотреть что такое «Попразднство» в других словарях:
ПОПРАЗДНСТВО — (попразднество) (после праздника), дни после праздника (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) церковного вплоть до его отдания (см. ОТДАНИЕ праздника), в богослужении (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве) которых (хотя и менее торжественном) используются… … Энциклопедический словарь
попразднство — сущ., кол во синонимов: 1 • продолжение праздника (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Попразднство — дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Попразднство имеют Пасха и двунадесятые (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) праздники. Попразднство Пасхи длится… … Православие. Словарь-справочник
попразднство — попр азднство, а (церк.) … Русский орфографический словарь
Попразднство — так наз. дни, составляющее продолжение праздника. После многих праздников Господних и Богородичных П. заключается в том, что церковь прославляет участников события, воспоминаемого в день праздника. Число дней П. простирается от 1 до 8,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
БЛАЖЕННЫ — [греч. μακαρισμοί], в литургической терминологии так называются евангельские заповеди блаженств (Мф 5. 3 12); этим словом также могут называться тропари на Б. припеваемые к евангельским стихам гимнографические тексты. Как самостоятельный… … Православная энциклопедия
ГОД ЦЕРКОВНЫЙ — система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек… … Православная энциклопедия
Октава (литургика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Октава (значения). Октава (лат. octava восьмая), в христианском богослужении, в литургическом календаре: день, отстоящий от праздника 7 дней (соответственно, приходящийся на тот же день… … Википедия
ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ — [греч. ᾿Ιωσὴφ ὁ ὑμνογράφος] († ок. 886), прп. (пам. 4 апр.; пам. греч. 3 апр.). Житие И. П. было написано иером. Феофаном, учеником святого, сменившим его на посту игумена к польского монастыря ап. Варфоломея. Его отождествление с сицилийцем… … Православная энциклопедия
Великие праздники — в православии к ним относится Пасха, все двунадесятые а также некоторые другие праздники. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. Перечень великих праздников Пасха (переходящий) самый главный праздник; в каноне праздника … Википедия
Попразднество
ПОПРА́ЗДНЕСТВО («после праздника») — определенный период православного богослужебного календаря, дни к-рого являются как бы продолжением, хотя и менее торжественным в богослужебном плане, конкретного церк. праздника, причем его тема совмещается с самостоят. литургич. темами этих дней (днями памяти святых и др.). Для ряда господских и богородичных праздников П. прежде всего состоит в том, что следующий за праздником день (к-рым не обязательно исчерпывается весь период П.) посвящен особому прославлению участников ист. события, лежащего в основе этого праздника. Так, после Рождества Богородицы (8/21 сент.) прославляются ее родители — Иоаким и Анна; после Рождества Христова (25 дек. / 7 янв.) празднуется Собор Богородицы; после Богоявления, или Крещения Господня (6/19 янв.) — Собор Иоанна Крестителя; после Сретения Господня (2/15 февр.) — память Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; после Благовещения Богородице (25 марта / 7 апр.) — Собор архистратига Гавриила. Продолжительность П. — от одного до девяти дней (кр. праздника Пасхи, имеющ. 39 дней П.) и зависит как от его литургич. статуса (у праздников господских он выше), так и от места праздника внутри сложной календарной системы, связанной с наложением друг на друга двух годовых циклов — подвижного и неподвижного, что иногда приводит к сокращению либо отмене П. Эти меняющиеся из года в год сочетания предусмотрены церк. Уставом и оговариваются в ежегодно переиздающихся календарях. Последний день П., после к-рого его литургич. воспоминание прекращается до след. года, называется отданием праздника.
Смотреть что такое «Попразднество» в других словарях:
Попразднество — несколько дней после праздника до его отдания. В течение этого периода времени поют и читают молитвословия праздника. Попразднество есть у всех двунадесятых праздников, кроме Входа Господня в Иерусалим, а также у некоторых других великих… … Православная энциклопедия
попразднество — попр’азднество (2Пар.7:9 ; Неем.8:18 ) см. отдание праздника … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
попразднество — попр’азднество (2Пар.7:9 ; Неем.8:18 ) см. отдание праздника … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Починки (праздник) — У этого термина существуют и другие значения, см. Починки (значения). Починки Тип народно православный иначе Семён и Анна раcчинай починки также Попразднество Сретения (христ.) Установлен Вероятно имеет древние дохристианские корни Отмечается… … Википедия
Библия — Б’иблия Священное Писание, откровение слова Божия, изложенное на том или ином языке. Книги Священного Писания писались сорока двумя различными авторами, руководимыми Духом Святым, в различное время в продолжение более двенадцати столетий (книги… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Библия — Б’иблия Священное Писание, откровение слова Божия, изложенное на том или ином языке. Книги Священного Писания писались сорока двумя различными авторами, руководимыми Духом Святым, в различное время в продолжение более двенадцати столетий (книги… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Дванадесятые праздники — так называются в церковном уставе 12 особенно чтимых, великих праздников. Одни из них посвящены воспоминанию важнейших событий земной жизни Спасителя (см. Господские праздники), другие посвящены воспоминанию событий из жизни Матери Божией и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
2Пар.7:9 — А в день восьмой сделали попразднество, ибо освящение жертвенника совершали семь дней и праздник семь дней. 3Цар. 8:2, 65. Иоан.7:37 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Вторая книга Паралипоменон 7:9 — А в день восьмой сделали попразднество, ибо освящение жертвенника совершали семь дней и праздник семь дней. 3Цар. 8:2, 65. Иоан.7:37 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее высшею без сравнения всех ангелов и святых и воздает Ей особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками ( Ис. 7, 14 ; Пс. 44; 67, 16–18; 71, 6 ) и началась еще с младенчества. После благовещения Архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Богоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: «Се бо от ныне ублажат Мя вси роди» ( Лк. 1, 41–48 ).
Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На III Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицею.
Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Ее праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках:
1. Рождество Пресвятой Богородицы.
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
3. Благовещение Пресвятой Богородицы.
4. Успение Пресвятой Богородицы.
Рождество Пресвятой Богородицы
Событие праздника, его смысл и значение (8 сентября)
Житийное сказание о Рождестве Пресвятой Богородицы.
Пречистая Богородица Мария родилась в галилейском городе Назарете и по линии отца происходила из царского рода, по матери – из рода архиерейского.
Отец Ее, святой и праведный Иоаким, происходил от Нафана, сына Давидова. Нафан родил Левия, Левий родил Мелхия и Панфира, Панфир родил Варпанфира. Варпанфир родил Иоакима – отца Пресвятой Богородицы. Супруга Иоакима – Анна – происходила из рода Аарона и была младшей дочерью священника Матфана.
Матфан имел трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Мария, выйдя замуж, родила Саломию, мать апостола Иоанна Богослова. Совия в замужестве родила Елисавету – мать Иоанна Предтечи, святая Анна была матерью Пресвятой Богородицы.
Супруги Иоаким и Анна обладали и вещественным богатством, состоявшим преимущественно из крупного и мелкого скота, и богатством добродетелей. Они жили непорочно, во всем следуя заповедям Господним. На каждый праздник святая супружеская чета имела обыкновение выделять часть имения для раздачи бедным и часть жертвовала на храм для церковных нужд.
За исключительное благочестие Господь удостоил Иоакима и Анну быть родителями Божией Матери. Но этого счастья они удостоились лишь в конце своей земной праведной жизни. Проходил уже пятидесятый год их совместной супружеской жизни, Анна же продолжала оставаться неплодной. Оба супруга в душевной горести не переставали умолять Бога о даровании им чада.
В один великий праздник Иоаким, по обыкновению, принес в Иерусалимский храм богатые дары. И каково было его огорчение, когда первосвященник Иссахар не захотел принять его даров. Укоряя Иоакима за неплодие, он говорил ему: «Твоих даров не следует и принимать, так как ты бесчаден. Из-за каких-то тайных грехов ты не имеешь Божьего благословения».
Подобно первосвященнику, на Иоакима тогда же обрушился с укорами некий еврей из колена Рувимова, говоря: «Зачем ты спешишь прежде меня приносить дар Богу? Разве ты не сознаешь того, что недостоин с нами приносить даров, поскольку ты не оставил семени во Израиле?»
Услышанные упреки до глубины души опечалили и уязвили Иоакима. В крайней скорби он вышел из храма, тяжело переживая унижение и оскорбление. Всеобщая радость того праздника превратилась для него в болезненный плач. Полный горечи, он не возвратился в свой дом, но из храма пошел в пустынные места, где паслись его стада. Там пред Господом ему удобнее было изливать в молитвенных слезах накопившуюся горечь. Находясь в уединении, Иоаким невольно вспоминал разрешение Богом Авраамова неплодия в старости и горячо просил себе такого же чуда свыше. «Господи Боже! – молитвенно взывал он. – Удостой меня назваться отцом чаду, как некогда Ты удостоил Авраама, чтобы люди не считали меня отринутым Тобою и не презирали».
К молитве Иоаким присоединил строгий пост и сорок дней не хотел вкушать хлеба. На многократное предложение пастухов подкрепиться хлебом он неизменно отвечал одно и то же: «Не вложу пищи в мои уста и не возвращусь в мой дом. Пусть пищей будут мне слезы мои и домом – эта пустыня до тех пор, пока не услышит меня и не посетит милостию Господь Бог Израилев».
Между тем, слух об иерусалимском оскорблении Иоакима за бесчадие в храме и о безутешном его плаче дошел до праведной Анны. Трудно описать ее волнение и горе при вести о позоре супруга. «Ныне, – воскликнула она, – я окаяннее всех людей: Богом отвержена, людьми поносима, мужем оставлена. О чем прежде восплачу: о моем вдовстве или о бесчадии; о моем ли сиротстве, или о том, что недостойна была назваться матерью?». И горько рыдала Анна все те 40 дней в отсутствие Иоакима. Служанка ее Иудифь пыталась было ее утешить, но не могла. Кто мог утешить ту, печаль которой была глубока, как море?
Во время плача Анны вдруг предстал перед ней Архангел Гавриил и сказал: «Анна, Анна! Твоя молитва услышана, Твои воздыхания прошли облака, и слезы твои пали пред Богом. Вот, ты зачнешь и родишь Преблагословенную Дочь. Чрез Нее возблагословятся все земные колена и дастся спасение миру. Ей наречется имя – Мария». Сказав это, Архангел сделался невидим. При слышании небесного благовестия Анна поклонилась Богу и воскликнула: «Жив Господь Бог! Если я рожду дитя, то отдам его на служение Ему. Пусть оно служит Богу и хвалит Его святое имя во все годы своей жизни день и ночь».
Полная несказанной радости, Анна спешно пошла в Иерусалим, чтобы там в храме возблагодарить Бога за милостивое посещение.
Между тем, Архангел Гавриил в тот же час после явления Анне внезапно предстал в пустыне Иоакиму со словами: «Иоаким, Иоаким! Бог услышал твою молитву и изволил дать тебе Свою благодать. Жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь. Ее рождение будет радостью всему миру. И вот тебе знак истины моего благовещения. Иди в Иерусалим к Церкви Божией. Там, у Золотых ворот, встретишь твою супругу Анну. Ей возвещено то же, что и тебе».
Пораженный и обрадованный явлением Архистратига Господня, Иоаким быстро пошел по направлению к Иерусалимскому храму. У Золотых ворот он действительно повстречался с Анной, молившейся здесь. Радостные супруги обменялись рассказами о Божием благовещении им через Небесного Посланника, поблагодарили Бога в храме и возвратились в свой назаретский дом.
По Ангельскому благовестию, святая Анна в девятый день декабря месяца зачала Пречистую Дочь Марию Богородицу и родила Ее 8 сентября следующего года.
Неописанной была радость Иоакима и Анны по случаю рождения Преблагословенной Дочери, нареченной именем Мария. В связи с разрешением неплодия Анны Иоаким принес обильнейшие дары в храм, а также вознес жертвы и всесожжения. Благословляемый первосвященником, он с ликующей душой возвратился в свой дом и здесь устроил семейное торжество, пригласив на него родных и знакомых.
О Богоданном Младенце-Дочери Иоаким и Анна заботились со всей тщательностью, зная по откровению об Её будущем предназначении. В Ней они видели не только свою Дочь, но и Свою Госпожу. Богоотроковица Мария в трехлетнем возрасте была помещена родителями на жительство в Иерусалимский храм.
По введении Ее во храм праведные супруги жили недолго. Иоаким преставился в Назарете 80 лет, Анна же почила в Иерусалиме 79 лет, прожив здесь близ Пресвятой Дочери всего два года.
Литургическое освещение праздника
Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами. В числе авторов стихир упоминаются имена Константинопольских Патриархов: святых Анатолия, Германа и Сергия; святого Андрея, архиепископа Критского, Стефана святоградца. Каноны подписаны именами преподобного Иоанна Дамаскина и святого Андрея Критского. Упомянутые авторы в своих творениях раскрывают историю и общецерковное значение Рождества Богородицы. История праздника у них передается сжато.
Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы изобилует библейскими терминами, сопоставлениями исторических сведений с ветхозаветными пророчествами.
Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Неплодные ложесна Анны отверз именно Сын Божий и повелел изойти из бесчадной утробы Источнику Жизни. Так, Богосыновним мановением святая Анна соделалась плодоносной бороздой, произведшей добрый колос – Богородицу.
Можно себе представить радость праведных родителей, осчастливленных чадородием. Иоаким, ликуя, говорил всем: «Мне родился жезл, от которого прорастет цвет – Христос». Праведная же Анна, кормя младенца своим млеком, была готова от радости плескать руками и говорила мысленно: «Я, неплодная, родила Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы. Сорадуйтесь мне, вси сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне Одушевленную Палату Его Божественной славы, в общее веселие, радость и спасение».
Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу. По достижении Ею трехлетнего возраста они действительно отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм для воспитания и вскормления рукою Ангела.
Говоря библейски, от Анны – малого чертога – родилась Мария, Божий град, имеющий выход от утробной двери, но не знающий входа плотского общения.
Рождество Пресвятой Богородицы, многозначительное для всего человеческого рода, торжественно чтится во Вселенской Церкви по устроению Сына Божия. Иоакиму и Анне, высшим всех земных родителей, сорадуется мир ангельский и человеческий не без глубокого основания.
Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды – Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле.
В Лице Пресвятой Девы Марии Благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу, начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем.
Всецарица Богородица есть по своему достоинству Матерь Жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный престол, Чертог неприступного света Божества и Книга Слова жизни. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Святителя Христа. Как Дверь Единородного Сына Божия, Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле. Ввиду этого Ее рождение, предвозвещающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает «шум празднующих» и созидает церковное благолепное торжество.
Весть о рождении Богоматери, по словам песнопевцев, достигает прародителей Адама и Евы. Отлагая печаль, они побуждаются говорить:
«Чрез Тебя, Пречистая, мы с явлением Христа избавимся от клятвы». Праматерь же Ева ублажает свою Внучку приветственным восклицанием: «Мне родилось ныне избавление. Ради Девы я освобожусь от адских уз».
Подобно Адаму и Еве, о рождении Пресвятой Девы Марии радуется и праотец Ее Давид и объявляет всем: «Бог мне клялся и исполнил клятву, дав мне от плода моего чрева Девицу. Из Нее родится на Моем престоле Царь Христос, имеющий вечно незыблемое Царство».
К приведенным общим упоминаниям о значении Рождества Богородицы церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери в восстановлении человеческого рода из состояния падения.
В богослужебных песнях и тропарях канонов праздника, например, высказывается мысль, что Чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о даровании людям первого блаженства. Для склоняющихся к аду Она – мост жизни. Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую жизнь. Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением и, как непорочная Агница, привела в наше существо Агнца Христа. От Неё родился Богомладенец – Огнь по Божеству и Отчее Слово – и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное земным отцом.
Некогда уста Патриарха Иакова, благословляющего сына своего Иуду, назвали Богородицу Летораслью, произращающей Сына Божия действием Святого Духа.
Пречистая Дева действительно была посредницей Боговоплощения. Во время Архангельского благовещения, по благоволению Бога Отца, Её осенил Божественный Дух и вселилось в Нее Слово Отчее. Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира.
После всего сказанного выше становится понятною причина всемирного почитания зачатия и рождения Пресвятой Богородицы. Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения.
История праздника
Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (см. в книгах блаженного Иеронима, св. Епифания Кипрского и др.).
Святой Андрей Критский в своем слове в день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам святого Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость». «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется».
Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в творениях святого Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами (в V в. – Анатолием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским, в VII в. – святым Андреем Критским, в VIII в. – святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – преп. Иосифом Студитом). Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».
Особенности богослужения праздника
Возглас: «Слава Святей. », предначинательный псалом, «Блажен муж. ». На «Господи, воззвах» – 8 стихир, глас 6-й. «Слава, и ныне» – стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На великой вечерне после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники.
Первая паримия из книги Бытия (28, 10–17) – о лествице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снизшел на землю и воплотился Сын Божий.
Вторая паримия ( Иез. 44, 2–4 ) – о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы.
Третья паримия ( Притч. 9, 1–11 ) – о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира.
На литии – 5 стихир праздника, глас 6-й. На стиховне – 4 стихиры со своими стихами.
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое».
После величания, малой ектении и седальна праздника поется 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, гл. 4: «Помяну имя Твое. ». Стих: «Отрыгну сердце мое слово благо. ». Евангелие от Луки, зач. 4-е. После Евангелия – псалом 50-й, «Слава: Молитвами Богородицы. », «И ныне» – то же. Затем «Помилуй мя, Боже», стихира праздника, гл. 6-й: «Сей день Господень. » и молитва «Спаси, Боже, люди Твоя. ».
Примечание: 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея», как правило, поется по полиелее во все двунадесятые Господские и Богородичные праздники в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только в случившиеся Господские праздники: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Вход Господень во Иерусалим и Пятидесятницу. (В воскресенье первый антифон 4-го гласа поется еще в Неделю Фомину, имеющую во многом особенности богослужения двунадесятого праздника).
Канонов два. Тропари на 12. Первый канон – святого Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй – святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон по своему содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы как близким между собою событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.
По 3-й песни – седален праздника, гл. 4-й. «Слава, и ныне» – то же. По 6-й – кондак: «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея» и икос.
Катавасия – ирмосы ближайшего великого праздника – Воздвижения: «Крест начертав Моисей» (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие двунадесятые Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по Уставу петь по дважды.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника.
1-й припев: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матери».
Ирмос: «Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем».
Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию».
После 9-й песни светилен «От неплодныя днесь Анны. » (дважды), «Слава, и ныне» – «Адаме обновися. ».
На хвалитех стихиры на 4, глас 1-й. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника (единожды), ектении сугубая и просительная и отпуст.
На литургии тропари на «Блаженны» берутся из 1-го канона, песнь 3-я, на 4 и из второго канона, песнь 6-я, на 4. После малого входа (как и во все другие двунадесятые Богородичные праздники) поется «Приидите, поклонимся». (В Господские двунадесятые праздники при священническом служении «Приидите, поклонимся» не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак. (См.: Никольский. С. 396). Затем – тропарь, «Слава, и ныне» – кондак праздника.
Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя. ». Апостол – Флп., зач. 240; Евангелие от Луки, зач. 54. Вместо «Достойно» – задостойник – ирмос 9-й песни: «Чужде матерем девство» с припевом. Обычно задостойник праздника поется на литургии до отдания (включительно) и во все другие великие Господские и богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом.
Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову».
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12 сентября.
Следующий день после праздника (9 сентября) посвящен участникам празднуемого события – праведным Иоакиму и Анне.
Порядок службы праздника в воскресенье
Малая вечерня. На «Господи, воззвах» – стихиры на 4. «Слава, и ныне» – праздника. На стиховне – стихира воскресная одна и праздника стиховня стихира великой вечерни с припевами праздника (то есть «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо. »), «Слава, и ныне» – праздника. Тропарь воскресный, «Слава, и ныне» – праздника. Ектения малая и отпуст.
Великая вечерня. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10: воскресные три, Анатолиева одна и праздника 6. «Слава, и ныне» – стихира праздника (вместо догматика). Вход. Прокимен дня. Паримии праздника.
На литии – все стихиры праздника. На стиховне – стихиры воскресные, «Слава, и ныне» – праздника. На благословении хлебов тропарь праздника – трижды.
На утрени. На «Бог Господь» – тропарь воскресный дважды, «Слава, и ныне» – праздника. После кафизм – седальны только воскресные с Богородичными их. Полиелей и тропари «Ангельский собор». Степенные антифоны – текущего гласа. Прокимен и Евангелие праздника. «Воскресение Христово. », псалом 50-й, «Слава: Молитвами Богородицы. », «И ныне» – то же. «Помилуй мя Боже. ». Стихира праздника.
Канон воскресный с ирмосами на 4 и Богородицы из Октоиха на 2; оба канона праздника на 8. Катавасия – «Крест начертав. ». По 3-й песни – кондак и икос воскресный, седален праздника дважды. По 6-й песни – кондак и икос праздника. По 9-ой песни припевы не поем, но «Честнейшую». Светилен воскресный, «Слава, и ныне» – праздника. На хвалитех – стихиры воскресные 4 и праздника 4 с праздничными припевами. «Слава» – стихира праздника, «И ныне» – «Преблагословенна еси. ». Славословие великое. По Трисвятом – тропарь только один воскресный. После отпуста – «Слава, и ныне», поется стихира Евангельская. На 1-м часе – тропарь воскресный, «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. Кондак воскресный, а на следующих часах – кондаки воскресный и праздника попеременно.
На литургии. «Блаженны» воскресны на 64 и праздника, песнь 3-я, на 4. По входе – «Приидите, поклонимся» с концовкой «воскресый из мертвых. », но не «Молитвами Богородицы. ». Тропари воскресный и праздника. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – праздника.
Прокимен, Апостол, Аллилуиа и Евангелие – прежде Недели пред Воздвижением, затем рядовые Апостол и Евангелие под зачало и Богородицы. Прокимен гласа оставляется.
Причастен: «Хвалите Господа с небес. » и праздника: «Чашу спасения прииму. ».
Примечание: о том, что на входе на литургии Евангелием начертывается крест, см. книгу Никольского, стр. 395; Архиерейский Чиновник.
Если случится попразднство Рождества Божией Матери в воскресенье, то: на великой вечерне: на «Господи, воззвах» – стихиры воскресные три, Анато-лиева – одна, праздника – три и святого Минеи – три. Но если случится память святого, имеющего службу шестеричную или полиелейную, то стихиры поются так: воскресные три, праздника три и святого Минеи на четыре. «Слава» – стихира святого, если есть; если нет, то «Слава» – стихира праздника, на «И ныне» – Богородичен (то есть Догматик) гласа. Вход. Прокимен дня и ектении по обычаю. На литии – стихиры праздника. «Слава» – стихира святого, если есть, на «И ныне» – праздника; если нет стихиры святого, то на «Слава, и ныне» – стихира праздника. На стиховне – стихиры воскресные. «Слава» – святого, на «И ныне» – праздника. На благословении хлебов – тропари: «Богородице Дево, радуйся» – дважды и праздника единожды.
На утрени: на «Бог Господь» – тропарь воскресный дважды. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Если нет на «Слава» стихиры святого, то на «Слава, и ныне» – праздника.
По чтении кафизм – седальны только воскресные с Богородичными их.
Если служба святому полиелейная, то по полиелее поется величание, после которого – тропари воскресные: «Ангельский собор удивися…». Степенны антифоны – текущего гласа. Евангелие воскресное. Затем – «Воскресение Христово. », псалом 50-й и далее – по обычаю воскресной службы.
Каноны: воскресный, на 4, Богородичен Октоиха, на 2, праздника, на 4 и святому Минеи, на 4. Но если случится память святого с полиелейной службой, то чтение канонов меняется, а именно: воскресный, на 4, Богородичен Октоиха опускается, праздника, на 4, и святого, на 6. Катавасия – «Крест начертав…». По 3-й песни канона – кондак и икос праздника. Если есть кондак, икос и седален святого, то также читать, а на «Слава, и ныне» – седален праздника. По 6-й песни читается кондак и икос воскресные. По 9-й песни поется «Честнейшую». Светилен – воскресный, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника.
Хвалитные стихиры: 4 воскресные, 4 праздника (стиховны того же дня с их праздничными припевами). Но если святой имеет стихиры на хвалитех, то порядок пения стихир следующий: воскресные, 4, святого, 4, с его припевами, «Слава» – стихира Евангельская, «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице. ». После великого славословия поется тропарь только воскресный, затем ектении и отпуст.
На 1-м часе: тропарь воскресный, «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. По «Отче наш» читается кондак праздника.
На 3-м часе: тропарь воскресный, «Слава» – святого; если нет, то «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. По «Отче наш» читаются кондаки на 3-м, 6-м и 9-м часе праздника, воскресный и полиелейного святого попеременно.
На литургии: «Блаженны» гласа, на 6, тропари праздника из рядовой песни канона, на 4 (то есть в понедельник – из 1-й песни, во вторник – из 3-й и т.д.). Но если святой имеет канон, то порядок будет иной: воскресный, праздника и святого, по 4 тропаря, причем тропаря святого берутся из 6-й песни канона.
По входе – тропари поются следующие: воскресный, праздника, храма святого и святого дня. Далее кондаки воскресный, храма святого, «Слава» – святого дня, если есть, а если нет, то «Слава» – храмового святого, «И ныне» – праздника.
Прокимны – Недели пред Воздвижением и святого полиелейного, а воскресный прокимен оставляется. Апостол, Аллилуиарий и Евангелие – Недели пред Воздвижением вместе с рядовым Евангелием под зачало, затем – Евангелие полиелейного святого.
Причастен: «Хвалите Господа с небес», но если есть причастен святого, то и его, если нет, то второй причастен – праздника «Чашу спасения прииму. ».
Отдание праздника в седмичный день
Вся служба совершается только празднику. Стихиры на «Господи, воззвах» – на 6, «Слава, и ныне» – праздника, но если отдание в субботу, то в пятницу вечером на «Слава» – стихира праздника, а на «И ныне» – догматик гласа, то есть в этот день положено отдание гласа. Прокимен дня. Паримий и входа нет. Затем – «Сподоби, Господи» и просительная ектения.
По «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника один раз. Далее – ектения сугубая и отпуст.
На утрени: на «Бог Господь» – тропарь праздника дважды, а также «Слава и ныне» – тот же. После кафизм седальны праздника.
Каноны – праздника: первый – на 8 и второй – на 6. Катавасия – «Крест начертав…». По 3-й песни – седален праздника (дважды). По 6-й песни – кондак и икос. Вместо «Честнейшую» – поют припевы праздника. Славословие великое. Далее – тропарь, ектении сугубая и просительная и отпуст.
На литургии: на «Блаженны» – тропари 9-й песни обоих канонов, на 8. По входе – тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак. Прокимен, Аллилуиарий и причастен праздника. Но Апостол и Евангелие – сначала дня, затем праздника.
Отдание праздника в воскресный день
Начало обычное, воскресное. Стихиры на «Господи, воззвах» – стихиры воскресные – 3, Анатолиева – одна и праздника – 6 (которые пелись на самый праздник). «Слава» – праздника, «И ныне» – догматик гласа. На литии – стихиры только праздника. На стиховне – стихиры воскресные, «Слава, и ныне» – праздника. Тропари на благословении хлебов: «Богородице Дево» (дважды) и праздника (один раз).
На утрени: На «Бог Господь» тропарь воскресный (дважды), «Слава, и ныне» – праздника. После кафизм – седальны воскресные. Тропари по «Непорочных»: «Ангельский собор». Степенны антифоны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное. Каноны: воскресный – на 4, Богородицы из Октоиха – на 2 и праздника (оба канона) – на 8. Катавасия – «Крест начертав». По 3-й песни – кондак, икос и седален (дважды) праздника. После 6-й песни – кондак и икос воскресные. На 9-й песни поётся «Честнейшую», светилен – воскресный, «Слава и ныне» – праздника.
На хвалитех – стихиры воскресные – на 4 и праздника (с их припевами) – на 4. На «Слава» – стихира Евангельская, на «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице. ». Славословие великое. Затем Трисвятое и тропарь только воскресный. Ектении и отпуст.
На часах тропари: воскресный, «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. Кондаки чередуются, то есть на 1-м часе – праздника, на 3-м – воскресный и т.д.
На литургии: на «Блаженны» тропари – гласа, т.е. воскресные, на 6, и праздника из 9-й песни канона, на 4.
По малом входе – тропари воскресный и праздника, «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – праздника.
Прокимны – сначала Недели пред Воздвижением, затем – праздника, воскресный гласа опускается. Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, рядовое – воскресное (читаются под одно зачало), затем – праздника.
Причастные стихи – «Хвалите Господа с небес» и праздника – «Чашу спасения прииму. ».
Порядок службы в предпразднство или попразднство святого, имеющего бдение, или храмового святого
На малой вечерне: на «Господи, воззвах» – стихиры святого, «Слава» – его же, «И ныне» – предпразднства или попразднства. На стиховне – стихиры предпразднства или попразднства (стиховные великой вечерни), «Слава» – святого, «И ныне» – праздника (стиховная стихира утрени). По «Ныне отпущаеши» – тропарь святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или попразднства. Ектения: «Помилуй нас, Боже» (краткая). Малый отпуст.
На великой вечерне: «Блажен муж» (1-й антифон 1-й кафизмы). На «Господи, воззвах» – стихиры праздника – 3 и святого – 5. «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства. Вход. Прокимен дня. Паримии святого – 3. Ектения: «Рцем вси», «Сподоби, Господи», ектения: «Исполним вечернюю молитву».
На литии – стихиры храма (1) и святого; если святой храмовой, то стихиры только его; «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства.
На стиховне – стихиры святого, «Слава» – его же, «И ныне» – предпразднства или попразднства. На благословении хлебов – тропарь святого (дважды) и предпразднства праздника (один раз).
На утрени: на «Бог Господь» – тропарь предпразднства или праздника (дважды), «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или праздника. После кафизм – малые ектении и седальны святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или попразднства. Полиелей. Величание святого и обычное каждение. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – святого. Псалом 50-й. «Слава»: «Молитвами святаго. », «И ныне»: «Молитвами Богородицы. ». «Помилуй мя, Боже. » и стихира святого. «Спаси, Боже, люди Твоя. ».
Каноны: предпразднства или попразднства – с ирмосом (ирмосы по дважды) на 6 и святого на 8. Катавасия праздника или рядовая. По 3-й песни – кондак и икос праздника, «Слава» – седален святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства. По 6-й песни – кондак и икос святого. Поется «Честнейшую». По 9-й песни – светилен святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или попразднства.
На хвалитех – стихиры предпразднства или попразднства – 3, которые положены на стиховне утрени, и святого – 3, «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства. Ектении и отпуст. Великое славословие. Тропарь: святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или праздника. Час 1-й. На часах тропарь предпразднства или праздника, «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен часа; кондаки – праздника и святого попеременно.
На литургии: на «Блаженны» тропари канона предпразднства, песнь 3-я на 4 или попразднства, песнь рядовая на 4 и святого, песнь 6-я на 6. По входе – тропарь храма Христова или Богородицы, если им храм посвящен; но если храм посвящен святому, то сначала тропарь предпразднства или праздника и святого, «Слава» – кондак святого, «И ныне» – предпразднства или праздника.
Примечание: Если празднуется предпразднство или попразднство праздника Христова и храм Христов, то тропарь и кондак храма Христова в сия дни не поются по входе; равным образом и в предпразднство или попразднство праздника Богородицы в храме Богородицы по входе тропарь и кондак храма не поются. Тропарь и кондак храма святого в сей день тоже не поются.
Прокимен, Аллилуиарий и причастен, Апостол и Евангелие (в предпразднство) – святого; в попразднство же – прокимен, Аллилуиарий и причастен – праздника и святого; Апостол и Евангелие только празднуемого святого. В попразднство – задостойник праздника.
Порядок службы в предпразднство или попразднство святого, имеющего полиелей
9-й час – по обычаю. На вечерне – возглас: «Благословен Бог. ». «Блажен муж» (1-й антифон 1-й кафизмы).
На «Господи, воззвах» – стихиры предпразднства или попразднства – 3 и святого – 5, «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства (в пятницу вечером на «И ныне» – догматик гласа). Вход. Прокимен дня. Паримии святого – 3. Ектения: «Рцем вси». «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю молитву».
На стиховне – стихиры предпразднства или попразднства, «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства.
По «Ныне отпущаеши» – тропарь святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или праздника. Далее возглас: «Премудрость» (при закрытых царских вратах). Хор: «Святейший Владыко, благослови». Священник: «Сый благословен». Хор: «Аминь. Утверди, Боже». «Возглас священника: «Слава Святей. », и читается шестопсалмие. Но по Уставу после тропарей положен отпуст, после чего сразу малое повечерие, на котором читается канон или трипеснец праздника (если есть на ряду). По «Достойно» (в попразднство поется вместо «Достойно» – задостойник) – Трисвятое по «Отче наш», кондак святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или праздника и прочее малого повечерия по обычаю.
Полунощница вседневная, в субботу же – субботняя.
На утрени: на «Бог Господь» – тропарь предпразднства или праздника (дважды), «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или праздника. После кафизм и малых ектений – седальны предпразднства или попразднства. Полиелей. Величание святого. По ектении – седальны все святого. «От юности моея», глас 4-й. Прокимен, Евангелие и стихира – святого. «Спаси, Боже, люди Твоя. ».
Каноны: предпразднства или попразднства, с ирмосом (ирмосы по дважды) на 6, и святого на 8. Катавасия – праздника или рядовая. По 3-й песни – кондак и икос предпразднства или попразднства, седален – святого, «Слава, и ныне» – седален праздника. По 6-й песни – кондак и икос святого. На 9-й – «Честнейшую». Светилен – святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или попразднства.
На хвалитех – стихиры предпразднства или попразднства (что на стиховне утрени), и святого, «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства. По великом славословии – тропарь святого, «Слава, и ныне» – праздника. Ектении и отпуст полный при открытых царских вратах. На часах – тропарь предпразднства или попразднства, «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен часов. Кондаки чередуются – праздника и святого.
На литургии: на «Блаженны» тропари канона предпразднства, песнь 3-я на 4, в попразднство – песнь рядовая на 4 и святого, песнь 6-я на 4. По входе – порядок пения тропарей соблюдается тот же, что и в предпразднство или попразднство с бдением святого, только в сей день присоединяется тропарь и кондак храмового святого. Прокимен, Аллилуиарий, причастен, Апостол и Евангелие в предпразднство – дню и святого; в попразднство же – прокимен, Аллилуиарий и причастен – праздника и святого, Апостол и Евангелие дня и празднуемого святого. В попразднство – задостойник праздника.
Порядок службы в предпразднство или попразднство с малым святым (одним и двумя)
По 9-ом часе начинается вседневная вечерня. Ектения великая. Стихословится рядовая кафизма (если было бдение, то кафизмы не бывает).
На «Господи, воззвах» – стихиры предпразднства или попразднства – 3 и святого – 3; если два святых, то стихиры предпразднства или попразднства опускаются, а поются только стихиры святых по три; «Слава» – стихира святого, если есть, «И ныне» – предпразднства или попразднства. Входа не бывает. Прокимен дня. «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю. ».
Примечание. На вечерне в самый день Господского праздника бывает прокимен великий, ради которого бывает вход. По прокимне – ектения: «Рцем вси. », «Сподоби, Господи. », ектения: «Исполним вечернюю молитву. ».
На стиховне – стихиры предпразднства или попразднства со своими стихами, «Слава» – стихира святого, если есть, «И ныне» – предпразднства или попразднства.
По «Ныне отпущаеши» – тропарь святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или праздника. Если два святых, то тропарь первого святого, «Слава» – второго, «И ныне» – праздника. Если святой не имеет тропаря, то поется тропарь только предпразднства или праздника один раз. Ектения: «Помилуй нас, Боже…».
Отпуст вседневный, только в попразднство Господского праздника начало отпуста праздничное (до отдания), а в воскресенье – отпуст воскресный. Далее повечерие малое (без канона Октоиха), так как Октоих не поется.
Примечание. В дни предпразднства праздников: Рождества Христова, Богоявления и Преображения, а именно: 20-го, 21-го, 22-го, 23-го и 24-го декабря, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го января и 5-го августа, если они не случатся в воскресенье, вместо канонов Октоиха поются трипеснцы или каноны праздников. По Трисвятом – кондак предпразднства или праздника.
Каноны: предпразднства или попразднства с ирмосами (ирмосы по дважды) на 6 и святого на 6. Вместо катавасии по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни поется ирмос канона святого. Если два святых, то поется канон предпразднства или праздника с ирмосом на 6, а святых на 8 (по 4, без ирмосов). По 3-й песни – кондак и икос предпразднства или попразднства, седален святого (дважды); «Слава, и ныне» – седален предпразднства или попразднства. По 6-й песни – кондак и икос святого. По 8-й песни поется «Честнейшую». По 9-й песни – светилен святого (дважды), «Слава, и ныне» – предпразднства или попразднства. Затем – хвалитные псалмы со вседневным славословием и просительная ектения.
На стиховне – стихиры предпразднства или попразднства, «Слава» – святого, если есть, «И ныне» – предпразднства или праздника. По «Благо есть. » – тропарь святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или праздника. Ектения: «Помилуй нас, Боже» и прочее последование вседневной утрени.
На часах – тропарь предпразднства или праздника, «Слава» – святого; если два святых, то их тропари чередуются. Кондак на всех часах – предпразднства или праздника.
На литургии: на «Блаженны» – тропари канона в предпразднство, песнь 3-я на 4, а в попразднство – рядовая песнь, на 4, и святого песнь 6-я, на 4.
По входе – тропари: если Господский праздник, – предпразднства или праздника, храма Богородицы или святого, рядового святого или святых. Кондаки: предпразднства или праздника, храма святого, «Слава» – рядового святого, «И ныне» – храма Богородицы. В храме Христовом тропарь и кондак храма не поются.
Если же предпразднство или попразднство Богородичного праздника, то по входе тропари: праздника, храма святого и рядового святого, «Слава» – кондак рядового святого, «И ныне» – праздника. В храме же Христовом тропари: храма, праздника Богородицы, рядового святого; кондаки: храма, «Слава» – рядового святого, «И ныне» – праздника. Прокимен, причастен, Апостол и Евангелие в предпразднство – дня и святого (если есть). В попразднство прокимен, причастен праздника (до отдания) и святого (если есть); Апостол и Евангелие дня и святого (если есть). В попразднство – задостойник праздника (до отдания).
Порядок службы в день отдания праздника (со святым, имеющим бдение, или святым храма)
На малой вечерне: на «Господи, воззвах» – стихиры святого, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. На стиховне – стихиры святого (стиховные великой вечерни со своими стихами), «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. По Трисвятом – тропарь святого, «Слава, и ныне» – праздника.
На великой вечерне: «Блажен муж…». На «Господи, воззвах» – стихиры праздника – 6 и святого – 4, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Вход. Прокимен дня. Паримии святого. Ектении: «Рцем вси. », «Исполним вечернюю молитву. ».
На стиховне – стихиры праздника, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника.
По «Ныне отпущаеши» – тропарь святого (дважды) и праздника (один раз).
На утрени: на «Бог Господь» – тропарь праздника (дважды), «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. После кафизм – малые ектении и седальны праздника. Полиелей. Величание святого и каждение всего храма. После малой ектении – седальны святого, «Слава, и ныне» – праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие святого. Псалом 50-й. «Слава»: «Молитвами святаго. », «И ныне»: «Молитвами Богородицы. ». «Помилуй мя, Боже. » и стихира святого. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя. ».
Каноны: праздника с ирмосами (ирмосы по дважды) на 8 и святого на 6. Катавасия – праздника или рядовая. Если праздника два канона, то 1-й канон праздника с ирмосом (по дважды) на 6, 2-й канон на 4 и святого на 4. По 3-й песни – кондак и икос святого и седален (дважды), «Слава, и ныне» – праздника, по 6-й песни – кондак и икос праздника. Если святой храмовой, по 6-й песни – кондак и икос святого, а праздника – по 3-й песни. На 9-й песни поются припевы праздника. Светилен – праздника, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника.
На хвалитех – стихиры праздника на 4 и святого на 4, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Славословие великое. По Трисвятом – тропарь святого, «Слава, и ныне» – праздника. Ектении и полный праздничный отпуст.
На часах – тропари: праздника, «Слава» – святого; кондаки праздника и святого чередуются.
На литургии: на «Блаженны» – тропарь канона праздника, песнь 9-я, на 4, и святого, песнь 6-я, на 4.
По входе – тропари: праздника (если праздник Господский), храма Богородицы, празднуемого святого; кондаки: праздника, «Слава» – святого, «И ныне» – храма Богородицы; если храм святого, то на «Слава» – кондак празднуемого святого, «И ныне» – праздника.
В отдание праздника Богородицы – тропари: храма Христова, праздника, празднуемого святого; кондаки: храма Христова, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Прокимен, Аллилуиарий и причастен – праздника и святого; Апостол и Евангелие – святого и праздника, если отдается праздник Богородичный. Если же отдается Господский праздник, то Апостол и Евангелие только святого. Задостойник праздника.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»