Что такое попутная тренировка

Попутная тренировка

Попутная тренировка — это по своей сути неорганизованное индивидуальное действие, направленное на повышение двигательной активности без существенных затрат дополнительного времени. Термин «тренировка» здесь весьма условен. Речь идет об использовании для дополнительной физической нагрузки обычных условий труда и быта. Сюда относится пешее передвижение вместо езды на транспорте по пути на работу и обратно (табл. 11.2). Дополнительная физическая нагрузка очень важна для представителей малоподвижных видов труда (оптимальный расход энергии на мышечную работу составляет 1300—2200 ккал в сутки). Кроме того, как отмечают психологи, за время пешего передвижения у человека снижается нервно-эмоциональное напряжение. Это особенно важно при возвращении домой после напряженного рабочего дня.

Что такое попутная тренировка. Смотреть фото Что такое попутная тренировка. Смотреть картинку Что такое попутная тренировка. Картинка про Что такое попутная тренировка. Фото Что такое попутная тренировка

Рис. 11.5. Пульсовая стоимость игры в настольный теннис в соревновательных условиях (из материалов Г.В. Барчуковой

Энерготраты при ходьбе с различной скоростью (по Е.М. Берковичу)

Скорость, км/чЭнергозатраты (ккал) при массе обследуемого (кг)
3,92,22,6. 2,93,2, 3,53,8
4,02,73,13,53,84,24,5
4,83,13,64,04,44,85,3
5,63,64,24,65,05,46,1

Столь же полезно использовать велосипед для поездки на работу и обратно, а также по домашним делам.

Чтобы активизировать работу крупных мышечных групп, имеющих недостаточную нагрузку, необходимо подниматься по лестничным маршам, эскалаторам метро. При подъеме по лестнице затрачивается значительно больше энергии, чем при ходьбе по ровной местности. Поднимаясь по обычной лестнице в среднем темпе, человек расходует 0,012 ккал/кг на 1 м подъема. Затраты энергии при спуске составляют одну треть затрат при подъеме. Поэтому следует взять за правило не пользоваться без особой нужды лифтом при подъеме хотя бы до четвертого этажа. Получить дополнительную физическую нагрузку помогают разнообразные бытовые и хозяйственные работы: уборка квартиры, мытье пола, работа на приусадебном участке и в личном хозяйстве. Все эти виды труда приравниваются к физическому труду умеренной тяжести.

Почти в любых условиях можно делать изометрические упражнения на отдельные группы мышц, совершенно не заметные для окружающих. Олимпийский чемпион, доктор медицинских наук, профессор А.Н. Воробьев в этой связи указывал: «Тренирует мышцы любая физическая нагрузка. Скажем, когда мне. приходится ехать в поезде дальнего следования, делаю так называемые изометрические упражнения — с их помощью можно дать нагрузку на любую мышцу. В дополнение — приседания, отжимания».

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 577 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Попутная тренировка

Что такое попутная тренировка. Смотреть фото Что такое попутная тренировка. Смотреть картинку Что такое попутная тренировка. Картинка про Что такое попутная тренировка. Фото Что такое попутная тренировка Что такое попутная тренировка. Смотреть фото Что такое попутная тренировка. Смотреть картинку Что такое попутная тренировка. Картинка про Что такое попутная тренировка. Фото Что такое попутная тренировка Что такое попутная тренировка. Смотреть фото Что такое попутная тренировка. Смотреть картинку Что такое попутная тренировка. Картинка про Что такое попутная тренировка. Фото Что такое попутная тренировка Что такое попутная тренировка. Смотреть фото Что такое попутная тренировка. Смотреть картинку Что такое попутная тренировка. Картинка про Что такое попутная тренировка. Фото Что такое попутная тренировка

Что такое попутная тренировка. Смотреть фото Что такое попутная тренировка. Смотреть картинку Что такое попутная тренировка. Картинка про Что такое попутная тренировка. Фото Что такое попутная тренировка

Что такое попутная тренировка. Смотреть фото Что такое попутная тренировка. Смотреть картинку Что такое попутная тренировка. Картинка про Что такое попутная тренировка. Фото Что такое попутная тренировка

Попутная тренировка – это индивидуальное действие, направленное на повышение двигательной активности без затрат дополнительного времени. Термин «тренировка» здесь весьма условен. Речь идет об использовании для дополнительной физической нагрузки обычных условий труда и быта. Это – пешее передвижение вместо езды на транспорте на работу и обратно. Дополнительная физическая нагрузка очень важна для представителей малоподвижных видов труда. Кроме того, как отмечают психологи, за время пешего передвижения у человека снижается нервно-эмоциональное напряжение. Это особенно важно при возвращении домой после напряженного рабочего дня. Столь же полезно использовать велосипед для поездки на работу и обратно, а также по домашним делам.

Чтобы активизировать работу крупных мышечных групп, имеющих недостаточную нагрузку, следует подниматься по лестничным маршам, эскалаторам метро. При подъеме по лестнице затрачивается значительно больше энергии, чем при ходьбе по ровной местности. Затраты энергии на спуске составляют около одной трети затрат при подъеме. Получить дополнительную физическую нагрузку помогают разнообразные бытовые и хозяйственные работы: уборка квартиры, мытье пола, работа на приусадебном участке и в личном хозяйстве. Все эти виды труда приравниваются к физическому труду умеренной тяжести.

Почти в любых условиях можно делать изометрические (статические) упражнения на отдельные группы мышц, совершено не заметные для окружающих. Олимпийский чемпион, доктор медицинских наук, профессор А.Н.Воробьев в этой связи указывал: »Тренирует мышцы любая физическая нагрузка. Скажем, когда мне приходится ехать в поезде дальнего следования, делаю так называемые изометрические упражнения – с их помощью можно дать нагрузку на любую мышцу. В дополнение – приседания, отжимания».

Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей.

Такие занятия предприятия, учреждения, фирмы могут и организуют для своих сотрудников. Место могут выбрать сами работники, но чаще фирма проводит эти занятия на собственных или арендованных спортивных сооружениях. Занятия проводятся с целью активного отдыха, общего оздоровления, сплочения коллектива в следующих формах:

— группы общей физической подготовки;

— спортивные секции по видам спорта;

— самостоятельные физкультурные занятия и тренировка в различных видах спорта.

В группах здоровья, как правило, занимаются мужчины от 40 и женщины от 35 лет, имеющие некоторые отклонения в состоянии здоровья. Методика проведения занятий требует строго дозировать физическую нагрузку с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья каждого занимающегося.

Занятия в группах ОФП проводятся, чтобы обеспечить общую физическую подготовленность, обучить некоторым спортивным упражнениям, развить физические качества, выявить склонность к какому либо виду спорта. Группы ОФП комплектуются главным образом из молодежи и людей среднего возраста (мужчины до 40, женщины до 35 лет). Занятия включают самые разнообразные упражнения и элементы из различных видов спорта. Широко используются спортивные игры.

Занятия в спортивных секциях организуются для людей молодого и среднего возраста. Выбор вида или видов спорта зависит от контингента работающих и конкретной деятельности фирмы. Занятия проводятся по общепринятой методике спортивной подготовки и предполагают участие в соревнованиях. Условия труда и быта, характер профессиональной деятельности и ряд других факторов накладывают отпечаток на особенности активного отдыха человека и выбор видов спорта и физических упражнений.

Когда условия жизни не позволяют человеку заниматься в организованных группах, он может делать это самостоятельно, в индивидуальном порядке, используя полученный ранее опыт занятий в учебных заведениях, армии или в спортивных секциях. Как правило, индивидуальной спортивной подготовкой занимаются лица, имеющие многолетний опыт спортивной тренировки.

Источник

Попутная тренировка

Попутная тренировка — это по своей сути неорганизованное индивидуальное действие, направленное на повышение двигательной активности без существенных затрат дополнительного времени. Термин «тренировка» здесь весьма условен. Речь идет об использовании для дополнительной физической нагрузки обычных условий труда и быта. Сюда относится пешее передвижение вместо езды на транспорте по пути на работу и обратно (табл. 11.2). Дополнительная физическая нагрузка очень важна для представителей малоподвижных видов труда (оптимальный расход энергии на мышечную работу составляет 1300—2200 ккал в сутки). Кроме того, как отмечают психологи, за время пешего передвижения у человека снижается нервно-эмоциональное напряжение. Это особенно важно при возвращении домой после напряженного рабочего дня.

Что такое попутная тренировка. Смотреть фото Что такое попутная тренировка. Смотреть картинку Что такое попутная тренировка. Картинка про Что такое попутная тренировка. Фото Что такое попутная тренировка

Рис. 11.5. Пульсовая стоимость игры в настольный теннис в соревновательных условиях (из материалов Г.В. Барчуковой

Энерготраты при ходьбе с различной скоростью (по Е.М. Берковичу)

Скорость, км/чЭнергозатраты (ккал) при массе обследуемого (кг)
3,92,22,6. 2,93,2, 3,53,8
4,02,73,13,53,84,24,5
4,83,13,64,04,44,85,3
5,63,64,24,65,05,46,1

Столь же полезно использовать велосипед для поездки на работу и обратно, а также по домашним делам.

Чтобы активизировать работу крупных мышечных групп, имеющих недостаточную нагрузку, необходимо подниматься по лестничным маршам, эскалаторам метро. При подъеме по лестнице затрачивается значительно больше энергии, чем при ходьбе по ровной местности. Поднимаясь по обычной лестнице в среднем темпе, человек расходует 0,012 ккал/кг на 1 м подъема. Затраты энергии при спуске составляют одну треть затрат при подъеме. Поэтому следует взять за правило не пользоваться без особой нужды лифтом при подъеме хотя бы до четвертого этажа. Получить дополнительную физическую нагрузку помогают разнообразные бытовые и хозяйственные работы: уборка квартиры, мытье пола, работа на приусадебном участке и в личном хозяйстве. Все эти виды труда приравниваются к физическому труду умеренной тяжести.

Почти в любых условиях можно делать изометрические упражнения на отдельные группы мышц, совершенно не заметные для окружающих. Олимпийский чемпион, доктор медицинских наук, профессор А.Н. Воробьев в этой связи указывал: «Тренирует мышцы любая физическая нагрузка. Скажем, когда мне. приходится ехать в поезде дальнего следования, делаю так называемые изометрические упражнения — с их помощью можно дать нагрузку на любую мышцу. В дополнение — приседания, отжимания».

Источник

Попутная физическая тренировка

Физические упражнения в особых условиях

Рост технической оснащенности и вооружения обусловил изменение характера труда сотрудников ОВД ряда специальностей. Профессиональная и служебная деятельность сотрудников ОВД некоторых специальностей связана с длительным пребыванием в условиях ограниченной подвижности. Это особенно относится к личному составу, несущему боевые дежурства у пультов управления, радиолокационных приборов, на узлах связи и в других аналогичных условиях.

Длительные марши на автомашинах и других транспортных средствах также связаны с пребыванием в условиях ограниченной подвижности.

Физические упражнения в особых условиях применяются в виде специально разработанных комплексов, включающих упражнения для отдельных групп мышц на внимание и для предупреждения неблагоприятных функциональных изменений.

Учебно-тренировочные занятия по спорту и состязания

Учебно-тренировочные занятия и состязания по видам спорта, упражнениям из программ служебной подготовки, служебно-спортивного комплекса, единой всероссийской и военно-спортивной классификации составляют основу всей спортивной работы в органах внутренних дел.

Принципы, методы обучения и их реализация в процессе занятий по

Физической подготовке

Качество любого учебного процесса зависит от того, как и в какой степени, его руководители используют основные, руководящие положения обучения – дидактические принципы, которые служат научно-педагогической основой учебного процесса и их реализация в процессе обучения является обязательным требованием для каждого руководителя занятий.

Важнейшими дидактическими принципами, принятыми в системе ОВД являются принципы сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, прочности, а также коллективизма и индивидуального подхода в обучении. Кроме того, исходя из объективных закономерностей обучения сотрудников, в учебно-педагогическом процессе необходимо учитывать некоторые специфические принципы обучения: это принцип научности и принцип «учить тому, что необходимо в условиях профессиональной и служебной деятельности», а также принципы безопасности жизнедеятельности, гуманизации; воспитательной направленности, преемственности и поступательности в процессе обучения, принцип междисциплинарных взаимосвязей.

Принципы обучения в своем содержании должны отражать мировоззренческий характер постановки учебного процесса и отвечать не только на вопрос: « как учить?», но и « как сочетать обучение с воспитанием».

Принципы обучения в своей реализации должны отражать требования научной организации учебного труда (НОТ), основными задачами которой являются:

— обеспечение научности учебных материалов в процессе обучения;

— качественное планирование и организация учебного процесса;

— организация учебного дня и самостоятельной учебной работы;

— техническое оснащение учебного процесса;

— апробация условий труда преподавателей;

— разработка методом отбора, профориентации и подбора преподавательских кадров;

— сочетание условий по обучению и воспитанию сотрудников с постоянным поддержанием и повышением их профессионального мастерства.

Основными принципами обучения физическим упражнениям являются: сознательность, активность, наглядность, систематичность, постепенность и доступность, прочность. Они тесно связаны и взаимно обусловлены.

Принцип сознательноститребует от занимающихся ясного понимания изучаемых упражнений и сознательного отношения к их овладению.

Реализация принципа сознательности при обучении физическим упражнениям зависит от соблюдения следующих условий:

— разъяснение сотрудникам значения физической подготовки для повышения их профессионального мастерства;

— четкая постановка задач;

— разъяснение сущности изучаемых упражнений и их влияния на организм;

— воспитание у занимающихся умения анализировать неудачи и успехи.

Реализации принципа активности при обучении физическим упражнениям способствуют следующие условия:

— четкость процесса обучения;

— применение состязательного метода;

— оценка и поощрение;

— самостоятельное выполнение упражнений.

Принцип наглядностипредполагает формирование у обучаемых точных и ясных представлений об упражнении. Для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия:

— образцовый показ изучаемых упражнений в сочетании с доходчивым объяснением;

— использование учебных кинограмм, кинофильмов, плакатов, схем и других наглядных пособий.

Принцип систематичностипредполагает систематизированное, строго последовательное и регулярное прохождение учебного материала, это достигается соблюдением следующих условий:

— методически правильное распределение учебного материала в процессе о6учения;

— регулярное использование всех форм физи­ческой подготовки.

Принцип постепенности и доступностипредполагает постепенное усложнение учебного материала и его посильность для занимающихся. В связи с этим необходимо соблюдать следующие условия:

— последовательность в переходе от легких и простых упражнений к более сложным и трудным;

— постепенное повышение физической нагрузки..

Принцип прочностиозначает такую постановку обучения, которая обеспечивает твердое закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение высокого уровня развития физических и специальных качеств в течение длительного времени, а также их устойчивость в разнообразных условиях. Для этого целесообразно соблюдать следующие условия:

— многократное повторение физических упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке;

— проверка и оценка достигнутых результатов.

Под методами обучения физическим упражнениям понимают пути и способы, при помощи которых руководитель вооружает занимающихся знаниями, формирует у них двигательные навыки и развивает их физические и специальные качества. В соответствии с этим различают следующие основные методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Словесные методыоснованы на использовании слова, как средства воздействия на занимающихся и включают объяснение, рассказ, беседу и др.

Рассказ – повествовательно – описательное изложение материала с целью сообщения фактов и выводов.

Беседа применяется при изложении нового материала, повторении пройденного, закреплении и проверке знаний обучаемых. В процессе обучения физическим упражнениям используют и другие словесные методы: команда, указание, замечание.

Наглядные методы обучениявключают: показ упражнений руководителем и демонстрацию кинофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, рисунков, схем и других наглядных пособий, создающих у занимающихся образные представления об изучаемых упражнениях. К наглядным методам обучения относится также использование зрительных и слуховых ориентиров, облегчающих выполнение двигательных действий.

В процессе физической подготовки чаще всего используется показ упражнений. Поэтому руководитель должен правильно и четко показывать то или иное упражнение, так как занимающиеся будут стремиться подражать ему. Здесь вступает в силу принцип «делай как я!».

Практические методы играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании физических и специальных качеств сотрудников. Они основаны на активной двигательной деятельности самих обучаемых, основным из практических методов является повторение упражнений, приемов и действий с постепенным усложнением условий и повышением физическощй нагрузки.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1637 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Реферат: Оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, самоконтроль при индивидуальных тренировках

Реферат по теме «Физическая культура» выполнила: студентка СТЭТа группы 2 бух А

Саратовский торгово-экономический техникум

Тренировку называем «попутной» весьма условно. Речь идет об использовании для дополнительной физической нагрузки обычных условий труда и быта. Сюда относится и пешая прогулка-тренировка по пути на работу и обратно. Очень существенное полезное дополнение к результатам такой тренировки состоит, по мнению психологов, в том, что за время пешего передвижения у человека снимается нервно-эмоциональное напряжение, накопившееся за день, и он не приносит его домой, в семью. Столь же полезно использовать велосипед для поездки на работу и обратно, а также по домашним делам.

Для активизации мышц в качестве дополнительной нагрузки можно использовать обычные лестничные марши, эскалаторы метро. Возьмите за правило не пользоваться без особой нужды лифтом при подъеме до четвертого этажа, а то и выше. Уже примерно через два месяца, а может, и раньше вы заметите, что это вызывает все меньшую одышку.

Получить дополнительную физическую нагрузку, равномерно распределить ее в течении дня помогают разнообразные физические работы: уборка постели, квартиры, мытье пола, работа с пылесосом, ручная и машинная стирка. Все они приравниваются к физическому труду средней тяжести и в конечном счете складываются в достаточно внушительные цифры энергозатрат.

Этот простейший вид физической активности для людей, ведущих сидячий образ жизни, самое лучшее лекарство. К этому следует добавить, что для нетренированных пожилых и для полных людей ходьба является наиболее доступным и обязательным начальным этапом самостоятельных занятий, поскольку при ходьбе нагрузка на ноги в 2 раза меньше, чем при беге.

Ходьбой можно заниматься на улице, и в парке, и в лесу. При этом активно действуют многочисленные мышечные группы, в том числе и самые крупные: мышцы ног, тазового пояса, спины, рук, органов дыхания и др. Ходьба может обеспечить сравнительную высокую функциональную нагрузку, тренировку и укрепление сердечно-сосудистой системы. Так если в состояние покоя человек тратит в среднем за минуту 1,5 килокалорий энергии, то при ходьбе с обычной скоростью 5-6 километров в час в зависимости от собственного веса энерготраты увеличиваются в 3-4 раза. За час ходьбы может быть достигнут отличный результат в повышение общего баланса двигательной активности и энерготрат – 360-600 килокалорий.

Энерготраты при ходьбе с различной скоростью передвижения, ккал.

Название: Оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, самоконтроль при индивидуальных тренировках
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат Добавлен 07:22:04 17 февраля 2006 Похожие работы
Просмотров: 3042 Комментариев: 23 Оценило: 12 человек Средний балл: 4.5 Оценка: 5 Скачать
Скорость, км\чВес тела, кг
455463728190
3,92,22,62,93,23,53,8
4,02,73,13,53,84,24,5
4,83,13,64,04,44,85,3
5,63,64,24,65,05,46,1
6,44,14,75,25,86,47,0

Имеются научные данные о том, что занятия, проводимые с пониженной интенсивностью, но более длительное время, дают заметный тренирующий аэробный эффект, например, занятия по 30-40 минут 5 раз в неделю в течение 70 дней. Это означает, что ходьба эффективно тренирует дыхательную и сердечно- сосудистую системы. Увеличивая нагрузку, не забывайте об исходном уровне своей подготовленности, физическом состоянии, возрасте. Немолодым и лицам с пониженной работоспособностью можно рекомендовать более постепенное повышение ежедневной тренировочной нагрузки.

Рекомендуемая последовательность увеличения в ходьбе.

НеделиПротяженность дистанции, кмВремя прохождения 1 км, минПримерная длительность прогулок, мин
1-421530
5-731545
8-931339
10-1241352
13-1541248
16-1851260
19-2051155
22-2461272
25-2661166
27-2871177
29-3071070
31-3581188
36-4081080
41-4591199
46-481010100

Для людей молодого и среднего возраста, а также для пожилых, которые не тренировались, но имеют хорошее состояние здоровья, можно использовать рекомендации доктора медицинских наук Р. Мотылянской и кандидата медицинских наук Л. Ерусалимского.

Предлагаемое четырехэтапное повышение дозированной нагрузки с постепенным переходом от ходьбы к бегу рассчитано на один год. Цикл занятий состоит из трех дней тренировки и одного дня отдыха. Для женщин предлагаемые нагрузки сокращаются на 20-25%, а пульсовая реакция может быть на 5-8 ударов выше, чем у мужчин.

Если нагрузка адекватна физическому состоянию занимающегося.то при хорошем самочувствии учащение пульса должно соответствовать указанному в программе. Полное или 75-процентное восстановление пульса к исходным данным должно наступать через 15-20 минут после завершения тренировки.

Такая зарегламентированность повышения нагрузок на длительный период во многом условна. Хотя цифры внушают доверие и позволяют видеть перспективу развития своих функциональных возможностей, они не должны быть догмой. Предполагаемая длительность этих этапов и другие данные надо корректировать в соответствии с состоянием здоровья, самочувствием во время занятий и после них, учитывая рекомендации врача. Иногда потребуется задержаться на одном и том же этапе, а может, и вернуться назад, особенно после длительного пропуска занятий, перенесенного недомогания или болезни.

Хотя обычная ходьба является одним из самых мягких средств дополнительной нагрузки, однако при пеших прогулках-тренировках следует взять за правило постепенное снижение скорости ходьбы к концу занятия, завершая его в медленном темпе в течение 3-5 минут. Этот срок необходим для того, чтобы произошло постепенное снижение активности систем организма. Тот, кто резко прекращает выполнение напряженного физического упражнения, подвергает опасности свое сердце, поскольку кровоток замедляется быстрее, чем сердечные сокращения, что и приводит к недостатку крови в сердечных сосудах. Поэтому нельзя заканчивать нагрузочное упражнение резкой остановкой. После быстрой ходьбы не следует стоять на месте, садиться. Продолжайте двигаться и в то время, когда измеряете частоту пульса.

Ходьба-это фундамент бега, которым не пренебрегают и спортсмены высокого класса. Легендарный финский бегун Пааво Нурми в свою тренировочную программу бегуна-стайера включал долгие пешие прогулки.

Нельзя не упомянуть и о том, что при беге существенно увеличиваются по сравнению с ходьбой нагрузки на опорно-двигательный аппарат человека. Это особенно следует учитывать лицам с излишним весом. Может сложиться ситуация, при которой не сердечно-сосудистая система будет ограничивать возможность повышения нагрузки, а болевые ощущения в мышцах и суставах ног. В этом случае целесообразно снизить вес путем длительной ходьбы, интенсивных гимнастических упражнений, рационального питания и только после этого приступать к оздоровительному бегу.

Однако есть люди, которым позволительно начинать свою физическую подготовку сразу с бега. И даже этой группе начинающих бегунов следует наращивать нагрузки постепенно.

Но есть противники цифровых рекомендаций. Они предлагают простейшие «безразмерные» методики определения нагрузки: «Начинайте бег (или ходьбу), дыша только через нос. Наращивайте постепенно скорость, как только она заставит вас раскрыть для дыхания рот, это и будет оптимальный для данного занятия темп. Более увеличивать его не следует. На очередном занятии темп, естественно, окажется уже другим».

Дозированный бег начинайте после выполнения небольшого комплекса привычных общеразвивающих упражнений. Особое внимание обратите на подготовку суставных связок. Если на улице холодно, разминку лучше сделать дома.

В холодные дни целесообразно выбирать кольцевой маршрут, чтобы начинать и заканчивать бег у порога своего дома.

Не старайтесь всякий раз во чтобы то ни стало выполнить намеченное, так как самочувствие человека может изменяться из-за погодных и еще многих других причин. Бег, как показывает опыт, должен проходить на грани приятного с трудным, особенно для начинающих.

Оздоровительный бег имеет мало общего с бегом спортивным, в том числе и в технике передвижения. Не ставьте ногу на носок. Лучший вариант-перекат с пятки на носок с большим акцентом на наружную поверхность стопы.

Естественно стремление человека к соревнованию не только с соперниками, но и с самим собой, что выражается в слишком частой самопроверке. Однако цель наших рекомендаций – помочь в повышении дееспособности человека, его профессиональной работоспособности. В эту задачу не входит сравнение своей физической подготовки с другими. Азарт же плохой советчик при оздоровительных занятиях. Не опровергая многочисленных выступлений в спортивной печати немолодых энтузиастов бега, выступающих в достаточно серьезных соревнованиях, мы напомним рекомендации Европейского симпозиума по охране здоровья для лиц старшего и пожилого возраста о том, что для них не рекомендуются большие физические и эмоциональные напряжения, связанные с участием в соревнованиях.

М вот что еще важно: если у человека «подмочено» здоровье, то увеличивать нагрузку нужно очень постепенно. Это настоятельное требование.

Немаловажное значение имеет психологическая нагрузка, эмоциональный комфорт, возникающий во время длительного бега с оптимальной скоростью. Не случайно большинство поклонников оздоровительного бега отмечают тот факт, в результате длительных пробежек они неизменно испытывают чувство удовлетворения.

Самоконтроль при индивидуальных тренировках.

Приступая к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, каждый должен наметить для себя не только наиболее доступное средство и тренировочную программу, но и выбрать методы регулярного самоконтроля за изменением своей работоспособности.

Направленное применение физических упражнений предъявляет к организму более высокие требования, чем обычная и привычная физическая нагрузка повседневной жизни человека, занятого напряженным умственным трудом. Поэтому после 20-летнего возраста независимо от субъективных ощущений необходим врачебный контроль, как предварительный, так и последующий, не реже, чем раз в пол года. Объективная оценка состояния здоровья поможет вносить коррективы в режим труда и отдыха, делать уточнения в индивидуальной оздоровительной программе. Пренебрегать рекомендацией о врачебном контроле не стоит даже в том случае, если вы ничем серьезно не болели и не испытываете неприятных ощущений. По этому поводу хорошо сказал профессор Д. М. Аронов: «Наша психика устроена таким образом, что мы склонны допустить наличие скрытой болезни у кого угодно, только не у себя».

После того как на консультации у врача вы удостоверились, что практически здоровы, и можно приступать к дозированным занятиям физическими упражнениями с целью укрепления здоровья, улучшения самочувствия и повышения работоспособности, нужно самому определить свою общую физическую подготовленность. Это необходимо для выбора видов занятий и начальных физических нагрузок. В дальнейшем периодический самоконтроль понадобится для выяснения эффекта от ваших регулярных занятий. Этой целью может послужить один или два из многих простейших тестов, которые вы будите применять всегда при повторных измерениях, чтобы результаты были сопоставимы.

Простейший тест предлагали древние мудрецы, утверждавшие, что человек должен судить о своём здоровье по тому, как он радуется утру и весне. Однако современный человек требует от теста большей конкретности и информативности.

Более 10 лет назад американский физиолог К.Купер предложил характеризовать физическую работоспособность людей различного возраста с помощью определения расстояния, преодолеваемого за 12 минут. За прошедшие годы этот тест нашёл широкое распространение. Однако сам автор в последнем издании своей работы предупреждает о нежелательности его применения лицами старше 35 лет.

Практическое применение теста Купера, в наибольшей мере определяющего подготовленность сердечно-сосудистой системы, заключается в следующем. Надо преодолеть (пройти, пробежать) как можно большее расстояние в течение 12 минут. Делать это лучше на стадионе, где, как правило, общая длина круговой дорожки равна 400 метрам. Можно использовать стометровую размётку вдоль железных дорог или расстояния между осветительными мачтами на улицах. При первом применение теста не следует стремиться к «самоистязанию». Лучше проводить его с чьей-либо помощью, чтобы не следить за временем и преодолеваемом расстоянием, а ориентироваться только на своё самочувствие. Если дышать стала тяжело, снижайте темп ходьбы (бега) или перейдите с бега на ходьбу и т.д. По окончанию 12 минут надо измерить расстояние, преодолённое за это время, и по таблице, определить степень своей физической подготовленности. При регулярных занятиях тест применять раз в два-три месяца.

12-минутный тест К. Купера, км

Степень подготовленностиВозраст, лет
До 3030-3940-4950 и старше
Очень плохаяМеньше 1,6Меньше 1,5Меньше 1,3Меньше 1,2
Плохая1,61,5-1,81,3-1,61,2-1,5
Удовлетворительная1,6-1,91,85-2,21,7-2,11,6-1,9
Хорошая2,0-2,42,25-2,62,2-2,42,0-2,4
Отличная2,8 и больше2,6 и больше2,5 и больше2,5 и больше
Степень подготовленностиВозраст, лет
До 3030-3940-4950 и старше
Очень плохаяМеньше 1,5Меньше 1,3Меньше 1,2Меньше 1,0
Плохая1,5-1,81,3-1,61,2-1,41,0-1,3
Удовлетворительная1,85-2,151,7-1,91,5-1,81,4-1,6
Хорошая2,16-2,62,0-2,41,85-2,31,7-2,15
Отличная2,65 и больше2,5 и больше2,4 и больше2,2 и больше

Есть ещё более простые пробы:

Подсчёт пульса утром в покое, лёжа в постели. По мере повышения тренированности частота пульса должна уменьшаться до 58-65 ударов в минуту и стабилизироваться;

Ортостатическая проба, при проведении которой необходимо сосчитать пульс, в положении лёжа, предварительно полежав 3-5 минут. Затем быстро встать и снова сосчитать пульс. По мере роста тренированности разница между первой и второй величиной должна уменьшаться.

Практически здоровым людям в возрасте до 50 лет профессор Д.М. Аронов рекомендует применять «лестничную» пробу. Подняться на 4-й этаж нормальным темпом без остановки на площадках. Если после подъема дышится «легко» и нет неприятных ощущений, можно считать степень физической подготовленности удовлетворительной. Если появилась одышка, когда дошли до 4-го этажа – средняя физическая подготовленность. Если одышка тяжелая, слабость возникла на 3-ем этаже – физическая подготовленность плохая.

Приступив к регулярным тренировкам с оздоровительной целью, надо внимательно наблюдать за реакцией организма как на обычные ежедневные трудовые и бытовые нагрузки, так и на дозированные, которые вы получаете за время занятий. В этом поможет простейший дневник самоконтроля. Ежедневно делайте в нем краткие записи об объективных показателях состояния организма до и после тренировки, о самочувствии (хорошее, удовлетворительное, плохое). Обращайте внимание на сон, аппетит, работоспособность. Отмечайте степень реакции на производственные физические или психоэмоциональные нагрузки.

Дневник поможет разобраться в причинах колебания работоспособности, состояния здоровья, эмоциональной возбудимости, оценить правильность построения, объема и интенсивности тренировочных занятий.

В дни тренировок записывайте частоту пульса до занятий, сразу же после их прекращения, а затем через 3 и 5 минут. Если учащение пульса после занятий проходит быстро и число ударов восстанавливается до исходного в течение 3-5 минут, наблюдается лишь небольшая одышка, которая, как и общая умеренная усталость, проходит через 5-10 минут после нагрузки, реакция считается удовлетворительной. Когда в ходе занятий развивается тяжелая и продолжительная одышка, а частота пульса и утомление не приходят к норме в течение 30-60 минут после окончания занятия, реакция неудовлетворительная. В следующем занятии следует снизить общую нагрузку.

Если после занятий появляется ощущение тошноты, головокружение, нарушается координация, то тренировочная нагрузка была чрезмерной.

Обычно любые физические упражнения в той или иной степени воздействуют на многие системы и органы человека. Однако по принципу преимущественного воздействия на организм в целом или на отдельные его системы упражнения можно сгруппировать. Так, для лиц, связанных с малоподвижным трудом, небольшими физическими нагрузками, особый интерес представляют упражнения, совершенствующие сердечно- сосудистую и дыхательную системы, увеличивающие общую выносливость, то есть способны противостоять утомлению. Этой задаче в наибольшей мере отвечают упражнения невысокой интенсивности, но достаточной продолжительности. Такую дозированную работу могут обеспечить ходьба, бег, плавание, лыжи, гребля, велосипед, спортивные игры и др. Нельзя не сказать и о том, что все эти упражнения являются действенным средством психологической разгрузки человека, снятия умственного напряжения.

Формы занятий избранными упражнениями, элементами отдельных видов спорта или спортивные тренировки с их обязательным компонентом – соревнованиями очень разнообразны. При индивидуальных самостоятельных занятиях нагрузка дозируется естественно. Слишком редки случаи, когда человек совсем не ощущает меры нагрузки. Сложнее в коллективных занятиях, когда может подвести эмоциональная увлеченность. В процессе таких занятий естественна тенденция к усреднению общей нагрузки, которая для одних велика, для других – недостаточная.

Выбор места занятий также зависит от индивидуальных вкусов, условий и возможностей каждого человека. Один человек будет заниматься на спортивной площадке под окнами домов, на стадионе, а другой предпочитает занятия в уединенном месте на природе или в собственной квартире. Но главное заключается в том, чтобы заниматься регулярно с оптимальной нагрузкой.

М. Я. Виленский, В. И. Ильинич. «Физическая культура работников умственного труда».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *