Что такое порты по географии
Морской порт
Порт (лат. portus — гавань, пристань) — место на берегу моря или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов, имеющее комплекс специальных сооружений для их обслуживания: причалы, вокзалы, краны, склады, терминалы, вспомогательный транспорт и т. д. В порту может быть несколько причалов, оборудованных для причаливания судов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, заправки топливом и др. работ.
Порты бывают морские, речные, пассажирские, торговые, рыбные и т. п. Для обслуживания пассажиров используются морские и речные вокзалы. Для технического обслуживания и ремонта судов используются сухие и плавучие доки. В международных портах имеются обособленные места — карантины для изоляции прибывших судов в целях предотвращения распространения инфекций.
Порты обычно устраивают в бухтах или гаванях, акватория которых защищена от волн естественными выступами берегов или искусственным оградительным сооружением — молом. Порты устраивают также в устьях рек. Вход в порт, как правило, обозначают маяками.
Порты для военных кораблей называют военно-морскими базами.
Порты России
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Морской порт» в других словарях:
Морской порт — Морской порт. Морской порт. Санкт Петербург. Морской порт торговый (Межевой канал, 5), базовый порт Балтийского морского пароходства, один из старейших морских торговых портов России. Первые портовые сооружения в Петербурге были заложены по указу … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Морской порт — (англ. seaport) по законодательству РФ о торговом мореплавании комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания … Энциклопедия права
МОРСКОЙ ПОРТ — участок берега с прилегающим водным районом, сооружениями и устройствами для погрузки разгрузки и полного их обслуживания … Юридическая энциклопедия
морской порт — 2.1.4 морской порт: Комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания. В зависимости от специфики обслуживаемых судов морской… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МОРСКОЙ ПОРТ — порт, обслуживающий мор. судоходство. Различают торговые М. п.: общие, выполняющие операции с разнообразными грузами (к ним относится большинство междунар. М. п. Одесса,. Ленинград, Марсель, Нью Йорк и др.); специализир., служащие преим. для… … Большой энциклопедический политехнический словарь
МОРСКОЙ ПОРТ — порт, предназначенный для приема и обслуживания морских судов. Обеспечивает внешнеторговые связи со всеми странами и внутренние каботажные перевозки на значительные расстояния. Годовой грузооборот крупных М.П. составляет десятки млн. тонн.… … Морской энциклопедический справочник
Морской порт — (англ. seaport) по законодательству РФ о торговом мореплавании комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания… … Большой юридический словарь
морской порт — ▲ станция ↑ для (кого), обработка, судно (какое) порт комплекс для приема и обработки судов. портовик. портовый. докер. стивидор. морской вокзал. гавань. рейд. аванпорт. мол. волнорез. волнолом. брекватер. бон. см. территория, для (чего) … Идеографический словарь русского языка
Морской порт — см. Порт … Большая советская энциклопедия
МОРСКОЙ ПОРТ — участок берега с прилегающим водным районом, сооружениями и устройствами для погрузки разгрузки и полного их обслуживания … Энциклопедический словарь экономики и права
Что такое порты по географии
Смотреть что такое «порт» в других словарях:
порт — [сооружение] сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? порта, чему? порту, (вижу) что? порт, чем? портом, о чём? о порте и в порту; мн. что? порты и порты, (нет) чего? портов и портов, чему? портам и портам, (вижу) что? порты и порты … Толковый словарь Дмитриева
ПОРТ — ПОРТ, порта, о порте, в порту, мн. порты и (прост.) порты, муж. (франц. port). 1. Место с закрытым водным пространством, специально оборудованное для стоянки, погрузки и разгрузки судов, гавань. Войти в порт. Морской порт. Речной порт. Военный… … Толковый словарь Ушакова
порт — морские ворота, речные ворота, пристань Словарь русских синонимов. порт гавань Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
порт — I. в вычислительной технике, электронное устройство, служащее для передачи данных между компьютером и периферийными устройствами (клавиатурой, «мышью», принтером, сканером и др.). Последовательный порт предназначен для поразрядной передачи данных … Энциклопедия техники
порт — 1. ПОРТ, а, предлож. о порте, в порту; мн. порты, ов; м. [франц. port] Специально оборудованное место для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов. Морской, речной п. Торговый п. Военный п. Прийти в п. Крупный п. В порту грузят пароходы.… … Энциклопедический словарь
ПОРТ — (Port) отверстие в борту судна: для погрузки товаров грузовой П. (Cargo port); для стрельбы из орудий орудийные (пушечные) П. (Gun port); для погрузки угля угольный П. (Coal port). П. обозначает также отверстие в фальшборте для осушения палубы… … Морской словарь
ПОРТ — (от лат. portus). 1) пристань, гавань, место, защищенное от бурь и удобное для стоянки кораблей. 2) всякий приморский город, в котором строятся коммерческие суда. 3) отверстие в борту судна для пушечного дула. 4) ставень, закрывающий это… … Словарь иностранных слов русского языка
ПОРТ — муж. пристань, гавань, место для прихода и стоянки кораблей. Порт военный, или порт торговый. Начальник порта. Портовой город. Портовые чиновники. | Порт, корабельная амбразура, окно в борту, для пропуска наружу пушечного дула. При сильном… … Толковый словарь Даля
порт — морской, транспортный узел на берегу моря или в эстуарии реки, принимающий и отправляющий морские суда с грузами и пассажирами. Состоит из аванпорта (передовой части акватории – водной части с внешним и внутренним рейдом), причального фронта… … Географическая энциклопедия
ПОРТ — ПОРТ, а, о порте, в порту, мн. ы и ы, ов, муж. 1. Место с защищённым водным пространством, специально оборудованное для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов, а также город у моря с так оборудованным водным пространством. Морской п. Речной … Толковый словарь Ожегова
Порт — номер порта TCP, который идентифицирует процесс или приложение внутри компьютера. Для клиентских приложений номер порта динамически назначается операционной системой. Для программных серверов номера портов не изменяются и предписаны Internet… … Финансовый словарь
Что такое порты по географии
Полезное
Смотреть что такое «порт» в других словарях:
порт — [сооружение] сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? порта, чему? порту, (вижу) что? порт, чем? портом, о чём? о порте и в порту; мн. что? порты и порты, (нет) чего? портов и портов, чему? портам и портам, (вижу) что? порты и порты … Толковый словарь Дмитриева
ПОРТ — ПОРТ, порта, о порте, в порту, мн. порты и (прост.) порты, муж. (франц. port). 1. Место с закрытым водным пространством, специально оборудованное для стоянки, погрузки и разгрузки судов, гавань. Войти в порт. Морской порт. Речной порт. Военный… … Толковый словарь Ушакова
порт — морские ворота, речные ворота, пристань Словарь русских синонимов. порт гавань Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
порт — I. в вычислительной технике, электронное устройство, служащее для передачи данных между компьютером и периферийными устройствами (клавиатурой, «мышью», принтером, сканером и др.). Последовательный порт предназначен для поразрядной передачи данных … Энциклопедия техники
порт — 1. ПОРТ, а, предлож. о порте, в порту; мн. порты, ов; м. [франц. port] Специально оборудованное место для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов. Морской, речной п. Торговый п. Военный п. Прийти в п. Крупный п. В порту грузят пароходы.… … Энциклопедический словарь
ПОРТ — (Port) отверстие в борту судна: для погрузки товаров грузовой П. (Cargo port); для стрельбы из орудий орудийные (пушечные) П. (Gun port); для погрузки угля угольный П. (Coal port). П. обозначает также отверстие в фальшборте для осушения палубы… … Морской словарь
ПОРТ — (от лат. portus). 1) пристань, гавань, место, защищенное от бурь и удобное для стоянки кораблей. 2) всякий приморский город, в котором строятся коммерческие суда. 3) отверстие в борту судна для пушечного дула. 4) ставень, закрывающий это… … Словарь иностранных слов русского языка
ПОРТ — муж. пристань, гавань, место для прихода и стоянки кораблей. Порт военный, или порт торговый. Начальник порта. Портовой город. Портовые чиновники. | Порт, корабельная амбразура, окно в борту, для пропуска наружу пушечного дула. При сильном… … Толковый словарь Даля
ПОРТ — ПОРТ, а, о порте, в порту, мн. ы и ы, ов, муж. 1. Место с защищённым водным пространством, специально оборудованное для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов, а также город у моря с так оборудованным водным пространством. Морской п. Речной … Толковый словарь Ожегова
Порт — номер порта TCP, который идентифицирует процесс или приложение внутри компьютера. Для клиентских приложений номер порта динамически назначается операционной системой. Для программных серверов номера портов не изменяются и предписаны Internet… … Финансовый словарь
Морские порты и их типы
Общее число морских портов, обеспечивающих международные перевозки, превышает 2,2 тыс. Из них около 900 находится в Европе, более 500 – в Америке, около 400 – в Азии, остальные – в других регионах мира.
По особенностям транспортно-географического положения, морфологии берегов, связям с внутренними водными путями порты подразделяют на три группы:
· расположенные в глубоких природных бухтах, защищенных от открытого моря мысами, выполняющими роль естественных волноломов (Йокогама, Нью-Йорк, Рио-де-Жанейро, Стамбул);
· расположенные в неглубоких заливах или на береговых равнинах, когда защита от открытого моря обеспечивается с помощью искусственных волноломов (Касабланка);
· расположенные в эстуариях судоходных рек вдали от устья (Гамбург, Гавр, Лондон, Монтевидео, Монреаль).
· По объему годового грузооборота в морском транспорте выделяются крупные порты с грузооборотом 10–20 и более млн т, среди которых крупнейшие порты с грузооборотом 50–100 и более млн т образуют группу лидеров – мировых портов, общее число которых составляет около 30. По характеру перерабатываемых грузов морские порты подразделяются на два основных типа – универсальные и специализированные.
Универсальные порты принимают и перерабатывают все виды грузов – генеральные, наливные, насыпные, наволочные и др. Для их обработки отдельные участки порта имеют определенную специализацию и оборудованы для погрузки и выгрузки контейнеров, нефти, угля, руды, зерна, лесоматериалов, химических и других грузов. Порты универсального типа преобладают в экономически развитых странах с многопрофильным хозяйством, да и в целом их подавляющее большинство.
География размещения крупнейших мировых универсальных портов (табл. 24) показывает, что на первые десять мировых портов приходится около 40 % мирового грузооборота морского судоходства, среди них 6 азиатских портов, 3 американских и 1 – европейский, что отражает возрастающую роль Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве, а также зависимость его экономики от экспортно-импортных связей. Среди 50 крупнейших мировых портов более 1/2 приходится на две крупнейшие мировые хозяйственные интеграционные группировки – НАФТА в Северной Америке (16 портов) и ЕС в Европе (11), а в Азиатско-Тихоокеанском регионе доминируют Япония (7) и Южная Корея (5), что позволяет им обеспечивать лидирующие позиции в мировом торговом обороте. В первую десятку мировых портов по обороту контейнеров входят 3 европейских порта (Роттердам, Гамбург, Антверпен), 2 североамериканских (Лос-Анджелес и Лонг-Бич) и 5 восточноазиатских (Гонконг, Сингапур, Пусан, Шанхай, Гаосюн), что отражает грузонапряженность на основных линиях контейнерных перевозок между крупнейшими мирохозяйственными регионами (Европа – Северная Америка – Восточная Азия).
Размещение европейских портов универсального типа отражает особенность географического разделения труда. Значительное число крупных портов расположено на побережье Северного моря и в устьях крупных рек (Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр и др.), а также Средиземноморском побережье Франции (Марсель), Италии (Генуя, Триест), Испании (Альхесирас). Развитие этих портов обусловлено мирохозяйственными связями стран Европейского Союза, задачами обеспечения их сырьевыми и топливными ресурсами.
Крупнейшим портом Европы является Роттердам (320 млн т грузооборота в 2001 г.), расположенный на побережье Северного моря. Его непосредственная связь с водной системой Рейна определяет его роль «ворот Европы», где перерабатывается около 40 % всех грузов, проходящих через участок побережья от Гамбурга до Гавра. Роттердам обслуживает регион, где проживает около 300 млн чел., поэтому более 70 % грузов составляют товары зарубежных партнеров. Портовый бассейн соединяет с морем канал длиной 57 км, общая длина причалов достигает 37 км, а площадь – 10,4 тыс. га. В порт могут заходить корабли с осадкой до 23 м. Здесь созданы специализированные терминалы для приема контейнеров, нефти, руды, зерна, химических и лесных грузов.
Таблица 24 Грузооборот крупнейших мировых портов (1998 г., млн т)
Вместе с Амстердамом (55 млн т грузооборота) эти два порта образуют крупнейший портовый комплекс не только Европы, но и всего мира. Рядом, в соседней Бельгии, сложился крупный порт − Антверпен (130 млн т в 2001 г.), р асположенный в устье р. Скальды, в 70 км от побережья. Он обслуживает не только Бельгию, но и северные районы Франции, Германии (Саар), Люксембург. В связи с этим более 1/4 всех грузов составляют транзитные, а в их структуре преобладают нефть и нефтепродукты. Особую роль среди европейских портов занимает также Гамбург, расположенный в устье р. Эльбы, в 120 км от побережья Северного моря. Несмотря на свое положение, он может принимать суда с осадкой до 13,5 м (до 60 тыс. т дедвейт). При годовом грузообороте в 85 млн т (2001 г.) около 20 млн т составляет нефть, по несколько млн т − зерно, уголь, кокс, руды. Он обслуживает также значительный объем австрийских и чешских транзитных грузов. Крупнейшие французские порты обеспечивают обслуживание экспортно-импортных связей (Гавр, Марсель).
В Канаде крупные универсальные порты атлантического побережья связаны с водным путем р. Св. Лаврентия: Монреаль – в 1600 км от побережья, который может принимать суда с осадкой более 10 м, Квебек – в 1300 км от побережья. Эти порты обслуживают вывоз зерна, лесоматериалов, железной руды, хрома, цемента. В прибытии грузов преобладают нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, транспортные средства, фрукты. Крупнейшим тихоокеанским портом Канады является Ванкувер (более 70 млн т грузооборота), который открыт для судоходства круглый год (в отличие от атлантических портов, расположенных на той же широте). Его бурное развитие в 1970-х гг. обусловило развитие угледобычи в провинции Британская Колумбия и вывоз угля, а также зерна, природной серы, лесоматериалов. В отличие от других универсальных портов развитых стран в Ванкувере отправление грузов преобладает над их прибытием.
Среди азиатских портов доминирует группа 7 крупных японских портов (табл. 24) с грузооборотом в 90 – 100 млн т и более. Первую позицию среди них занимает Тиба (165 млн т), расположенный в Токийском заливе, который обслуживает крупный промышленный регион с развитой черной и цветной металлургией, нефтепереработкой, химической промышленностью, судостроением. В структуре ввоза японских портов доминируют сырье, топливо, продовольствие, в вывозе – промышленные товары и изделия. В заливе Осака расположен крупный порт Кобе, который обслуживает промышленный регион южного Хонсю, более 1/3 всего грузооборота (100 млн т) составляют контейнерные перевозки. На другой стороне залива расположен порт Осака, который может принимать танкеры и суда грузоподъемностью свыше 300 тыс. т дедвейт. В отправлении этих портов преобладают промышленные генеральные грузы, а в прибытии – сырье и топливо: нефть, уголь, железная руда, фосфориты, хлопок, зерно. В группу крупных экспортных портов входят также Токио, Нагоя, Китакюсю.
Крупным портом, расположенным на азиатском континенте, является Шанхай (расположен в 100 км от побережья Восточно-Китайского моря), который обслуживает регион, где проживает около 40 % населения Китая. Шанхай обслуживает около 1/3 всего внешнеторгового оборота Китая и вместе с Гонконгом является главными внешними «воротами страны». Группа крупных морских портов в конце ХХ в. сформировалась в Республике Корея (Ульсан, Пусан, Инчхон) с грузооборотом около 100 млн т и выше, а также на Тайване, что связано с динамичным развитием хозяйства этих регионов. На южном побережье Азии бурно развивается крупнейший порт мира Сингапур (может принимать суда с осадкой до 20 м), который обслуживает не только внешнеторговый оборот страны, но и транзит Малайзии и Индонезии.
В Австралии крупнейшие порты восточного побережья обслуживают вывоз добываемого минерального сырья, местной металлургии (руды, уголь), экспортно-импортные связи по вывозу готовой продукции и поставкам сырья и топлива (Дампир, Ньюкасл, Сидней, Мельбурн, Порт-Кембла). Порты западного побережья Австралии (Порт-Хедланд, Фримантл) обеспечивают вывоз зерна, угля, бокситов и прием нефти и фосфоритов.
В Африке из-за низкого уровня развития экономики большинства стран крупных портов универсального типа немного (Александрия, Касабланка, Лагос, Дурбан). В структуре вывоза доминируют сырье и топливо (нефть, фосфориты, руды), сельскохозяйственные продукты (хлопок, пшеница, цитрусовые), рыбные полуфабрикаты, а главную группу ввозимых грузов составляют машины и промышленное оборудование.
Специализированные порты ориентированы, как правило, на обработку какого-либо одного массового товара, являющегося предметом экспорта данной страны. Специализированные порты характерны для развивающихся стран, в основном они обслуживают экспорт топлива и сырья. Крупнейшие из них возникли в связи с экспортом нефти и находятся в Персидском заливе: Рас-Таннура (Саудовская Аравия), Мина-Эль-Ахмади (Кувейт), Харк (Иран). Группа крупных нефтяных портов расположена в Америке: Ла-Салина и Пуэрто-Мирандо (Венесуэла), Ораньестад (Аруба), Хьюстон, Бомонт, Валдиз (США), Тампико (Мексика), Африке: Бонни (Нигерия), Сехира (Тунис), Эс-Сидер (Ливия) и других регионах (Думай, Индонезия). В специализированных нефтяных портах строятся рейдовые причалы, аванпорты и другие сооружения, позволяющие принимать крупнотоннажные танкеры и загружать их сырой нефтью по трубопроводам, протянутым от береговых хранилищ. Специализированные порты сформировались и в индустриально развитых странах, экспортирующих на мировые рынки продукцию горнодобывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства. Большинство из них находится в США, Канаде, Австралии и ЮАР. Это крупнейшие порты по вывозу угля – Хемптон Роудс (США), Ньюкасл (Австралия), Ричардс-Бей (ЮАР), железной руды – Порт-Хедленд (Австралия), Сент-Иль (Канада), фосфоритов – Тампа (США), зерна – Квебек, Монреаль, Галифакс (Канада), Хьюстон, Галвестон, Новый Орлеан (США), Фримантл, Аделаида (Австралия). Вывоз леса и лесоматериалов в значительных объемах производится из портов Финляндии, Швеции и Канады. В настоящее время увеличивается значение специализированных портов – глубоководных терминалов. Различного вида специализированные порты позволяют сократить время погрузки-выгрузки, шире внедрять механизацию грузовых работ и снижать их стоимость.
Что такое порты по географии
морской, транспортный узел на берегу моря или в эстуарии реки, принимающий и отправляющий морские суда с грузами и пассажирами. Состоит из аванпорта (передовой части акватории – водной части с внешним и внутренним рейдом), причального фронта (пирсы и причалы), специальных терминалов (по видам преобладающих грузов), грузового р-на (складов, ж.-д. и автомобильных терминалов), доков (ремонтных мастерских). Портовый терминал – причалы, где перегружаются (перекачиваются) и хранятся грузы определённого вида (напр., контейнерный, нефтеналивной, химических удобрений, балкерный).По степени защищённости от волн открытого моря порты делятся на естественные (с закрытой акваторией благодаря положению в заливе или глубокой бухте, эстуарии, защищённые мысом); искусственно созданные (защищённые от открытого моря искусственными сооружениями – волноломами и молами). Каждый порт имеет свой хинтерланд и форланд. По количеству обрабатываемых грузов порты делятся на крупнейшие (грузооборот более 100 млн. т в год), крупные (от 20 до 100), большие (10–20), средние (5–10), небольшие (1–5) и мелкие (менее 1 млн. т в год). Если объём отправления грузов превышает объём прибытия, порт называется активным, в противоположном случае – пассивным. По типу обрабатываемых грузов порты делятся на специализированные (преобладает какой-либо один вид грузов, напр. нефтеналивной, балкерный) и многофункциональные (обрабатываются разные виды грузов). Крупнейшие порты мира (грузооборот в млн. т в 2004 г.): Сингапур (363), Роттердам (Нидерланды, 352), Шанхай (Китай, 379), Тиба (Япония, 156), Ульсан (Юж. Корея, 147), Гонконг (223), Нинбо (227), Гуанчжоу (215), Тяньцзинь (206), Нагоя (Япония, 168), Кванъян (Юж. Корея, 165), Антверпен (Бельгия, 152), Лонг-Бич (США, 119), Йокогама (Япония, 117), Гаосюн (Тайвань, 152), Инчхон (Юж. Корея, 131), Пусан (Юж. Корея, 206), Хьюстон (США, 173). К крупным портам России относятся Новороссийск (85,5 млн. т), Находка (14,4), Санкт-Петербург (57,5), Туапсе (17,7), Восточный (близ Находки, 13).
Магаданский морской порт
Смотреть что такое ПОРТ в других словарях:
место для постройки, стоянки, снаряжения, нагрузки и разгрузки или починки морских или речных судов, укрытое от ветра, волнения, а также ледохода. П. м. смотреть
порт 1. м. 1) Место у берега, обычно с защищенным водным пространством, специально оборудованное для стоянки судов. 2) Приморский портовый город. 2. м. Отверстие в борту судна для орудий у военных судов или для погрузки и разгрузки с нижней палубы у транспортных судов.
порт м.port; (гавань) harbour вольный порт — free port военный порт — naval port / dockyard морской порт — seaport речной порт — river port
ПОРТ Март Янович (р. 4.1.1922, Пярну), советский архитектор, засл. деят. иск-в Эст. ССР (1965). Учился в Таллинском политехнич. ин-те (1940-41 и 1945. смотреть