Что такое порядок в философии
ПОРЯДОК
Смотреть что такое «ПОРЯДОК» в других словарях:
ПОРЯДОК — порядка, м. 1. только ед. Состояние благоустройства и налаженности, систематичность, правильность в расположении чего–н., в ходе дел; противоп. беспорядок. «Привести в порядок впечатления.» Тургенев. В комнате полный порядок. Восстановить порядок … Толковый словарь Ушакова
ПОРЯДОК — муж. совокупность предметов, стоящих по ряду, рядом, рядком, вряд, сподряд, не вразброс, не враскид, а один за другим; ряд, линия, шеренга, строй; каждая сторона улицы, ряд домов, образует порядок (в петерб. линия). Которым порядком ехать то? Ряд … Толковый словарь Даля
Порядок — в широком смысле слова гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего либо, а также: порядок в физике расположение атомов, обладающее некоторой инвариантностью относительно сдвига; порядок в биологии один… … Википедия
Порядок — Порядок ♦ Ordre Беспорядок, который легко запомнить, узнать и использовать. Таков порядок букв в слове или алфавитный порядок, в соответствии с которым слова расположены в словаре. «Порядок, – пишет Марсель Конш в связи с Лукрецием, – это… … Философский словарь Спонвиля
порядок — Распорядок, расписание, расположение, распределение, система, метода, чин, группировка, диета, норма, регламент, режим, церемония, церемониал. Расположение комнат. Жизнь вошла в свою колею. Прот … Словарь синонимов
ПОРЯДОК — ПОРЯДОК, дка, муж. 1. Правильное, налаженное состояние, расположение чего н. Держать вещи в порядке. Навести п. где н. Привести в п. что н. 2. Последовательный ход чего н. Рассказать всё по порядку. П. дня (вопросы, подлежащие обсуждению на… … Толковый словарь Ожегова
ПОРЯДОК — (ordo), одна из основных таксономич. категорий в ботанич. и бактериологич. номенклатуре, занимающая промежуточное положение мелсду семейством и классом. Лат. назв. П. обычно производят, прибавляя окончание ales к основе названия одного из… … Биологический энциклопедический словарь
ПОРЯДОК — в биологии таксономическая категория (ранг) в систематике растений и бактерий. В порядок объединяют родственные семейства. Близкие порядки образуют класс. В систематике животных порядку соответствует отряд … Большой Энциклопедический словарь
ПОРЯДОК — ПОРЯДОК, в ботанике одна из таксономических (классификационных) категорий. В порядки объединяют родственные семейства растений, а порядки объединяются в классы. Латинские названия порядков обычно пишутся с большой буквы. Среди латинских названий… … Научно-технический энциклопедический словарь
ДИОГЕН
философский журнал
Хаос и порядок
Классическая наука, в общем и целом, исходила из положения, что все в мире поддается рациональному объяснению. Тем самым, классические представления основывались на убежденности в принципиальной упорядоченности мира. В отличие от этого, в постклассичекой науке уверенность в строгой упорядоченности вселенной все более подвергается сомнению. Во многих случаях современная наука вынуждена обращаться к понятию «хаос», хорошо известному древней философии, но забытому научным познанием XVII—XIX вв.
Во всем мире, во всех древних религиях и воззрениях существовало объяснение такого понятия, как хаос.
Например, в «Теогонии» Гесиода мы видим, что хаос породил всех богов, то есть из хаоса происходят все известные нам греческие божества — от громовержца Зевса до Гекатонхейров, имеющих много форм.
В Китае хаос изображали в виде круга или яйца, из которого возникает всё — возникает из пустоты этого круга, из окружности, точнее даже, из нефритового кольца, которое вы много раз видели в музеях.
В Древней Индии говорится о великих циклах хаоса — Пралайях либо Маха-Пралайях. В течение Маха-Пралайи спит жизнь, спит все, и, согласно древним книгам, не существует ни моря, ни земли, ни звездного неба. Более древние тибетские тексты, например созданная еще до Будды Книга Дзиан, говорят о том же. Вначале не существовало ничего, все было в состоянии ожидания; две первопричины как своего рода первая пара зачинают всё: Пракрити, или Мулапракрити (первичная материя), и Пуруша (дух).
Мы встречаем хаос и в еврейской Каббале, где говорится об Адаме Кадмоне — не об Адаме и Еве, а о первом Адаме, об Адаме Кадмоне, первом, кто возникает из Хаоса; в Сефер Иецира также вначале рождается Кетер, Корона, как инициатор, причина всего проявленного — Малкута и Шекини.
В представлении жителей древнего Шумера, Вавилона и всех народов, населявших восточные горы и область между Тигром и Евфратом, хаос — это некий огромный предмет или большой диоритовый камень, который возник из черных, неведомых вод, и этим водам невозможно дать определение.
В библейском Ветхом Завете, который христиане заимствовали у евреев, говорится, что вначале ничего не было, и Бог создал землю и небеса.
Даже народы доколумбовой Америки, для нас немного экзотические и малоизвестные, и в «Пополь-Вухе», и в «Чилам Баламе» также упоминают хаос как исток всех вещей; во всех дошедших до нас книгах и кодексах хаос описывается как противоположность космосу, то есть порядку, который должен возникнуть.
По Платону, хаос предшествует каждому проявлению. Вслед за ним приходят чистые, абстрактные и абсолютные архетипы, они постепенно, шаг за шагом опускаются в материю, пока не создадут Вселенную и человека. Эту идею повторит Плотин в неоплатоническом учении о Макрокосме и микрокосме: Макрокосм, Вселенная, возникает из хаоса и дает начало микрокосму — малой жизни, или человеку, образу и отражению Вселенной.
Понятие хаоса встречается и у народов Северной Европы. В германской мифологии и у скандинавов хаос — начало всех вещей. Они пытались придать ему какой-то образ, но трудно дать образ тому, что невообразимо, описать то, что не поддается описанию, и поэтому они называют его Гимнунгагап. Это нечто подобное огромной застывшей бездне, где все существует в потенциале, а не в реальности; это бездонная пропасть, полная смерзшейся пыли с глыбой льда в самом центре. Глыбу эту лижет существо, напоминающее корову, лижет до тех пор, пока не придаст облик первичным элементам, которые должны воплотиться.
Даже сегодня в английских деревнях рассказывают о Хампти Дампти — персонаже, голова которого, столкнувшись со стеной, разбивается на тысячу кусков, и из этих кусков потом рождаются гномы и многие другие сказочные существа. То же происходит с индусским божеством Падма-пани, чья белая голова рассыпается на множество цветов и оттенков, уравновешивающих вселенную.
Древние греки противопоставляли хаос как неупорядоченное начало космосу как началу упорядоченному и гармоническому. Аналогичным образом ряд направлений современного научного познания не может обойтись без учета фактора принципиальной непредсказуемости объекта изучения. Так, в физике микромира известно, что элементарная частица может быть локализована во времени и пространстве приблизительно или условно. Еще большее значение отводит неупорядоченности такое научное направление как синергетика. С точки зрения синергетики, хаос (разумеется, наряду с той или иной мерой упорядоченности) есть неотъемлемая сторона всех процессов изменения и развития. Хаос — это принципиальная непредсказуемость, иррациональность. В этом смысле хаос есть творческое состояние. Именно ему мир обязан непрерывным обновлением, возникновением ранее не существовавшего. Однако хаос чреват и разрушительными последствиями. Поэтому он может быть опасен для человека и общества.
В сентябре 1981 года в Стэнфорде (США) состоялся международный симпозиум, посвященный рассмотрению проблем хаоса и порядка в приложении к различным сферам культуры и науки. Событием этого симпозиума стало выступление бельгийского химика русского происхождения Ильи Пригожина, лауреата Нобелевской премии 1977 года, который в докладе «Порядок из Хаоса» рассказал о своем открытии так называемых «рассеянных стрyктyp»
В своей статье «Философия нестабильности» Пригожин говорит о естественнонаучных причинах, позволивших говорить о новой концепции хаоса:
Это, во-первых, открытие неравновесных структур, которые возникают как результат необратимых процессов и в которых системные связи устанавливаются сами собой; это, во-вторых, вытекающая из открытия неравновесных структур идея конструктивной роли времени; и, наконец, это появление новых идей относительно динамических, нестабильных систем, — идей, полностью меняющих наше представление о детерминизме. А также открытиях в области элементарных частиц, продемонстрировавших фундаментальную нестабильность материи, а также о космологических открытиях, констатировавших, что мироздание имеет историю (тогда как традиционная точка зрения исключала какую бы то ни было историю универсума, ибо универсум рассматривался как целое, содержащее в себе все, что делало бессмысленным саму идею его истории).
Далее Пригожин делает некоторые выводы:
«…порядок и беспорядок сосуществуют как два аспекта одного целого и дают нам различное видение мира. Окружающая нас среда, климат, экология и, между прочим, наша нервная система могут быть поняты только в свете описанных представлений, учитывающих как стабильность, так и нестабильность. Идея нестабильности не только в каком-то смысле теоретически потеснила детерминизм, она, кроме того, позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деятельность, дав, таким образом, возможность более полно включить человека в природу».
Французский культуролог Эдгар Морин полагает, что «мы должны научиться мыслить порядок и беспорядок в единстве». Наука все серьезнее обращается к диалогу со случайностью.
Обнаружение принципиальной хаотичности и неопределенности ряда процессов и состояний привело, в частности, к тому, что в современной науке, наряду с динамическими закономерностями, все большую роль играют закономерности вероятностно-статистические. Закономерности динамического типа позволяют предсказывать поведение объектов точно и определенно. Так, в классической механике, если известен закон движения тела, заданы его координаты и скорость, то по ним можно определенно вычислить положение тела в любой заданный момент времени. В отличие от этого, вероятностно-статистические закономерности не позволяют делать абсолютные предсказания. Кроме того, они применимы не к единичному телу или событию, а к их множеству. Вероятностно- статистические закономерности описывают и объясняют поведение больших совокупностей, или «коллективов» — элементарных частиц, атомов, молекул или человеческих индивидов. Сегодня вероятностно-статистические методы занимают в арсенале науки все большее место.
Энтропия: от порядка к хаосу
Упорядоченность. Как часто в повседневной жизни люди задумываются о том, что многие объекты и явления окружающего их мира подчиняются определенному ритму? Размеренный стук маятника или тиканье часов, вращение планет вокруг Солнца или вращение Земли вокруг своей оси, расписание поездов и т.д. – все это примеры определенной упорядоченности вещей или событий, наблюдаемых человеком в реальной жизни.
В самом широком смысле слова, порядок – это гармоничное, ожидаемое состояние или расположение чего-либо. С философской точки зрения – это категория, обозначающая определенное пространственно-временное положение элементов какого-либо множества или системы. В философии главной такой системой является космос (категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности). Порядок подразумевает под собой наличие устойчивых связей в системе (между её элементами); а также существование некоторой закономерности, которой подчиняются эти элементы, и возможности предсказания допустимых изменений данной системы. Так, одной из основных характеристик космоса, например, является подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому принципу.
Противоположностью категории порядка является
категория хаоса.
В переводе с греческого языка слово «хаос» означает «пустота», «бездна», «пропасть». Надо сказать, что подобное понимание данной категории сегодня почти утеряно. Сейчас у большинства людей с хаосом ассоциируется целый ряд таких синонимов, как, например, «беспорядок», «гибель», «апокалипсис», «анархия», в конце концов. Однако в эпоху античности сформировался иной, философский, взгляд на эту проблему. Здесь под хаосом человек понимает начало всего сущего. Это некое неупорядоченное первовещество, являющееся противоположностью упорядоченному космосу. Позднее Гесиод в своей поэме «Теогония» определит хаос так:
«Он возникает первым, но не является ни творческим первоначалом, порождающим космос, ни материалом для вселенной, а образует лишь пространство для развертывания позитивных сил, которые зарождаются не из него, а наряду с ним и после него».
Иначе говоря, хаос – это первоначальное беспорядочное состояние, в котором мир пребывал до возникновения упорядоченного космоса.
А теперь, вооружившись философским пониманием выше указанных двух категорий, пора разбудить в себе внутреннего физика и поговорить, наконец, о том, ради чего и был написан данный текст.
О том, как порядок становится хаосом.
Об энтропии.
Энтропия со все того же греческого языка переводится как «поворот», «превращение». Это показатель случайности или неупорядоченности строения какой-либо системы. Впервые этот термин был введен в термодинамике в 1865 году немецким физиком Р. Клаузиусом для отражения процесса однонаправленного перераспределения энергии в замкнутых системах. Под энтропией стали понимать меру беспорядка системы. Соответственно, существовавшая до этого момента формулировка второго закона термодинамики (теплота не переходит самопроизвольно от холодного тела к более горячему), данная ранее тем же Клаузиусом, приняла более точный вид. Теперь второй закон термодинамики стал звучать следующим образом:
При самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает.
Физический смысл возрастания энтропии заключается в том, что изолированная система с постоянной энергией и некоторым количеством частиц движется от более или менее упорядоченного состояния к состоянию хаоса, беспорядка и дезорганизации.
Это состояние и есть наиболее простое состояние системы (термодинамическое равновесие), при котором движение частиц хаотично. Так, например, Брайан Грин в своей книге «Ткань космоса: пространство, время и текстура реальности» писал:
«Высокая энтропия означает, что много перестановок составляющих частей, мыслимых для системы, пройдут незамеченными, и это, с другой стороны, означает, что система сильно неупорядочена. Низкая энтропия означает, что только несколько перестановок пройдут незамеченными, и это, с другой стороны, означает, что система сильно упорядочена».
Вывод из этого следует довольно печальный:
Необратимая направленность процессов преобразования энергии в изолированных системах рано или поздно приведет к превращению всех ее видов в тепловую энергию, которая, рассеиваясь, равномерно распределится между всеми элементами системы, что и будет означать термодинамическое равновесие.
Если наша Вселенная замкнута, то ее ожидает именно эта незавидная участь. Из хаоса, как утверждали древние греки, она родилась, в хаос же, по предположению классической термодинамики, и возвратится.
Но тогда возникает вопрос: как вся эта система может стремиться к беспорядку, если в реальности мы наблюдаем явления, полностью противоположные этому? Например, вся история жизни на Земле – это эволюция. Как получилось так, что Вселенная, возникнув в таком высокоупорядоченном состоянии, организовала свои элементы так, что на протяжении миллиардов лет они все более и более упорядочивались, усложнялись в своих структурах, вместо того, чтобы медленно деградировать через равномерные, но менее упорядоченные конфигурации, на пути к возрастающей энтропии?
Здесь огромное значение имеет стрела времени, порожденная Большим Взрывом. Все дело в том, что, как бы удивительно это не звучало, энтропия возрастает как по направлению в будущее, так и по направлению в прошлое. Однако вероятность того, что система перейдет в состояние с большей энтропией (настолько подавляюще велика по сравнению с вероятностью того, что она пойдет по пути ее уменьшения), что последнее вообще фактически невозможно в природе.
Например, представим, что стоящая на столе чашка – образ высокого порядка. Теперь вообразим, что эта чашка падает со стола и разбивается на множество осколков. Мы получим образ хаоса.
Такой путь, от целого и упорядоченного до разбившегося и хаотичного, пройти нетрудно, другое дело, что обратный ход событий невозможен. Так происходит и со Вселенной: порядок вначале – это то, с чего все стартовало, и мы с тех пор живем, двигаясь в направлении более высокого беспорядка. Беспорядок растет со временем, потому что мы измеряем время в направлении, в котором растет беспорядок, т.е. от прошлого к будущему. Это и есть одно из определений стрелы времени.
Однако живые организмы – это открытые системы.
А открытая система, в отличие от изолированной, способна обмениваться с окружающей средой энергией, веществом и информацией. Любой живой организм есть физическая система с поразительно высокой степенью упорядоченности. Откуда же возникла эта организация и как она поддерживается?
Любой живой организм живет, и остается жив достаточно долгое время, чтобы успеть произвести на свет потомство, питаясь и дыша при этом. Пища и кислород обеспечивают ряд материалов, из которых животные получают требуемую их организмам энергию. У этой энергии есть свойство, которое необходимо подчеркнуть.
В течение своей жизни живое существо, оставаясь здоровым, получает примерно такое же количество энергии, какое оно потом возвращает в окружающую среду, главным образом, в форме тепла и других отходов своей жизнедеятельности. Если бы этого баланса между приходящей и уходящей энергией не существовало, животное становилось бы все более и более тяжелым.
Разрушение же живой системы (смерть организма) наступает тогда, когда данная система становится изолированной, т.е. получение энергии извне и вывод тепла и продуктов распада из организма прекращается.
В изолированной системе, находящейся в неравновесном состоянии, возникают процессы, вызывающие увеличение в ней энтропии и стремящиеся привести ее в состояние равновесия.
Однако работоспособность живой системы основана на ее физическом и химическом неравновесии, ее высокая функциональность поддерживается высокой упорядоченностью динамического состояния неравновесия. Следовательно, переход такой системы в равновесное состояние хаоса, как бы парадоксально это ни звучало, означает для нее гибель.
Согласно современным научным взглядам, процессы взаимоперехода от порядка к хаосу можно обнаружить фактически во всем. Каждый живой организм и неживой предмет есть сложноорганизованная система. А для любой системы характерно движение от упорядоченного состояния ее элементов к хаотичному, и наоборот.
Есть, что почитать:
Гесиод Полное собрание текстов [текст]: поэмы, фрагменты / перевод В.В. Вересаева. – М.: Лабиринт, 2001. – с. 256.
Грин, Б. Ткань космоса [текст] : Пространство, время и текстура реальности / Б. Грин. – М. – ЛИБРОКОМ, 2009. – с. 169.
Зубарев Д.Н., Морозов В.Г. Энтропия [текст] / Д.Н. Зубарев, В.Г. Морозов // Физическая энциклопедия: в 5-ти томах. — М.: Большая российская энциклопедия, 1998. – С. 616-617.
Можейко, М. А. Космос [текст] / М. А. Можейко // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — с. 1376.
Термодинамика нелинейных биологических процессов [текст] : Переход к хаосу. – Екатеринбург: Хрестоматия, 2008. – с.34.
Хокинг С. Краткая история времени [текст] : от большого взрыва до черных дыр / С. Хокинг. – СПб: Амфора, 2010. – с. 231.
ПОРЯДОК
Смотреть что такое ПОРЯДОК в других словарях:
ПОРЯДОК
— газета политическая и литературная; выходила в СПб. с 1 янв. 1881 года под редакцией М. М. Стасюлевича. Основной задачей газета ставила себе проведение идеи правового порядка в сознание общества: «Нам, как и всем образованным народам, нужен порядок, а нет порядка без ясного и свободно сложившегося сознания каждым своих прав и своего долга». Главными сотрудниками П. были: И. С. Тургенев («Отрывки из воспоминаний чужих и своих»), Ю. Э. Янсон, С. Н. Атава (Терпигорев), П. В. Анненков, И. И. Кауфман, В. Ф. Корш, А. А. Головачев, Ф. П. Воропонов, барон Н. А. Корф, И. И. Янжул, В. В. Стасов, К. Д. Кавелин. Н. М. Ядринцев, К. М. Станюкович, А. И. Эртель, Л. З. Слонимский, А. И. Введенский, Г. К. Градовский, М. Л. Песковский, Е. К. Ропп. Музыкальной критикой заведовал Л. А. Сакетти, отчеты по театру писал кн. А. И. Урусов (Иванов), отдел литературной критики вел А. И. Введенский, воскресный фельетон — Атава, Станюкович и Г. Градовский, политический отдел — сначала В. Ф. Корш, потом Л. З. Слонимский. С 26 марта 1881 г. была воспрещена розничная продажа газеты; 8 января 1882 г. П. был приостановлен на 1,5 месяца, после чего более не возобновлялся.
. смотреть
ПОРЯДОК
— газета политическая и литературная; выходила в СПб. с 1 янв. 1881 года под редакцией М. М. Стасюлевича. Основной задачей газета ставила себе проведение идеи правового порядка в сознание общества: «Нам, как и всем образованным народам, нужен порядок, а нет порядка без ясного и свободно сложившегося сознания каждым своих прав и своего долга». Главными сотрудниками П. были: И. С. Тургенев («Отрывки из воспоминаний чужих и своих»), Ю. Э. Янсон, С. Н. Атава (Терпигорев), П. В. Анненков, И. И. Кауфман, В. Ф. Корш, А. А. Головачев, Ф. П. Воропонов, барон Н. А. Корф, И. И. Янжул, В. В. Стасов, К. Д. Кавелин. Н. М. Ядринцев, К. М. Станюкович, А. И. Эртель, Л. З. Слонимский, А. И. Введенский, Г. К. Градовский, М. Л. Песковский, Е. К. Ропп. Музыкальной критикой заведовал Л. А. Сакетти, отчеты по театру писал кн. А. И. Урусов (Иванов), отдел литературной критики вел А. И. Введенский, воскресный фельетон — Атава, Станюкович и Г. Градовский, политический отдел — сначала В. Ф. Корш, потом Л. З. Слонимский. С 26 марта 1881 г. была воспрещена розничная продажа газеты; 8 января 1882 г. П. был приостановлен на 1,5 месяца, после чего более не возобновлялся.
. смотреть
ПОРЯДОК
ПОРЯДОК
порядок 1. м. 1) Состояние благоустроенности, налаженности, организованности; правильное расположение, надлежащий вид чего-л. 2) Система управления, строй. 3) а) Образ жизни, уклад; распорядок. б) Обычай. в) Правила поведения, сложившиеся или установленные где-л. 4) Определенная последовательность, ход чего-л. 5) Войсковое построение, строй. 6) Способ, метод, правила осуществления чего-л. 7) Разновидность, тип, род чего-л. 2. предикатив разг. Оценка чего-л., какой-л. ситуации как благополучных, правильных, хороших.
ПОРЯДОК
ПОРЯДОК
ПОРЯДОК
ПОРЯДОК
ПОРЯДОК (ordo), одна из осн. категорий систематики, объединяющая родственные семейства растений. Напр., сем. вязовые, тутовые, коноплёвые и крапивн. смотреть
ПОРЯДОК
Порядок — газета политическая и литературная; выходила в СПб. с 1 янв. 1881 года под редакцией М. М. Стасюлевича. Основной задачей газета ставила себе проведение идеи правового порядка в сознание общества: «Нам, как и всем образованным народам, нужен порядок, а нет порядка без ясного и свободно сложившегося сознания каждым своих прав и своего долга». Главными сотрудниками П. были: И. С. Тургенев («Отрывки из воспоминаний чужих и своих»), Ю. Э. Янсон, С. Н. Атава (Терпигорев), П. В. Анненков, И. И. Кауфман, В. Ф. Корш, А. А. Головачев, Ф. П. Воропонов, барон Н. А. Корф, И. И. Янжул, В. В. Стасов, К. Д. Кавелин. Н. М. Ядринцев, К. М. Станюкович, А. И. Эртель, Л. З. Слонимский, А. И. Введенский, Г. К. Градовский, М. Л. Песковский, Е. К. Ропп. Музыкальной критикой заведовал Л. А. Сакетти, отчеты по театру писал кн. А. И. Урусов (Иванов), отдел литературной критики вел А. И. Введенский, воскресный фельетон — Атава, Станюкович и Г. Градовский, политический отдел — сначала В. Ф. Корш, потом Л. З. Слонимский. С 26 марта 1881 г. была воспрещена розничная продажа газеты; 8 января 1882 г. П. был приостановлен на 1,5 месяца, после чего более не возобновлялся.
ПОРЯДОК
Порядок в систематике растений — собственно группа более или менее близких между собой растений; различными систематиками он определялся различно; ср. Система растений.
ПОРЯДОК
ПОРЯ́ДОК, дку, ч.1. Стан, коли де-небудь чисто прибрано, всі речі на своїх місцях; чистота, лад; протилежне безладдя.Непосидяча Онися вешталась до само. смотреть
ПОРЯДОК
ПОРЯДОК
-дка, м. 1. только ед. ч. Состояние налаженности, организованности, благоустроенности; правильность, систематичность чего-л.Образцовый порядок. Полны. смотреть
ПОРЯДОК
сущ.order; (спокойствие) tranquility; (общественное устройство) order; regime; (метод, способ) manner; method; mode; (процедура) procedure; (последоват. смотреть
ПОРЯДОК
ПОРЯДОК
ДО́БРЕ (так, як слід), ХО́РОШЕ, ГА́РНО, СЛА́ВНО, ГАРА́ЗД, ГО́ЖЕ, ВДА́ЛО (УДА́ЛО), ПО-ЛЮ́ДСЬКОМУ (ПО-ЛЮ́ДСЬКИ), ПОРЯ́ДНО рідше, ДО ЛА́ДУ́, НА СЛА́ВУ роз. смотреть
ПОРЯДОК
отношение порядка,- бинарное отношение на нек-ром множестве А, обычно обозначаемое символом и обладающее следующими свойствами: (1) (рефлек. смотреть
ПОРЯДОК
discipline, course, degree матем., (числа) exponent вчт., rank, order, ordering, procedure, sequence, system* * *поря́док м. 1. (размещение, расположен. смотреть