Что такое пошлина в истории кратко

Пошлина

Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.

В Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся государством, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов и выполнение других функций.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

Изменения

27 декабря 2009 года принят Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Принятый закон существенно увеличивает размер уплачиваемой госпошлины за совершение юридически значимых действий. Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, а именно 29 января 2010 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Источник

Значение слова «пошлина»

Что такое пошлина в истории кратко. Смотреть фото Что такое пошлина в истории кратко. Смотреть картинку Что такое пошлина в истории кратко. Картинка про Что такое пошлина в истории кратко. Фото Что такое пошлина в истории кратко

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся государством, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов и выполнение других функций.

ПО’ШЛИНА, ы, ж. (экон.). Государственный денежный сбор, вид налога, взимаемого с товаров и имущества, а также с нек-рых операций, регулируемых государством. Обложить пошлиной. Таможенная п. Импортные пошлины. Экспортные пошлины.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

по́шлина

1. экон. денежный сбор, взимаемый соответствующими государственными органами при выполнении ими определённых функций ◆ Правительство России решило ввести ввозную пошлину на игровые приставки.

2. истор. перен. то же, что сбор ◆ Брали дани и пошлины // За все годы прошлые.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое пошлина в истории кратко. Смотреть фото Что такое пошлина в истории кратко. Смотреть картинку Что такое пошлина в истории кратко. Картинка про Что такое пошлина в истории кратко. Фото Что такое пошлина в истории краткоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: миропорядок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

История пошлин: от «Средних веков» до наших дней

«Пошлины взяты, а товар утонул»
Владимир Даль. Пословицы русского народа

Пошлиной в современном смысле слова называется любой государственный сбор, уплачиваемый за исполнение определенных функций. Однако, так было не всегда. Этимологически первично значение, производное от глагола «пойти»: собственно, слово «пошлина», по-видимому некогда означало «то, что пошло с товара». А первыми пошлинами были именно таможенные сборы.

Происхождение института пошлин уходит далеко вглубь веков истории человечества. Доподлинно известно, что в Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся городами, государствами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов, охрану порядка и выполнение других функций. Но наиболее распространены были именно пошлины за въезд и передвижение по стране (городу, княжеству), а также сборы с торговцев (которые наиболее часто оказывались путешественниками в то время).

Изначально сбор денег за передвижение и торговлю не был делом государства. Эта практика сложилась задолго до появления первых централизованных государств современного типа. Инициаторами ее были местные сообщества (племена, роды), предоставлявшие путешественникам возможности мирно проехать по их земле (или проплыть по рекам), использовать переправы, мосты, защиту проезда по своей земле и постоялые дворы. Подобная традиция, согласно древнейшим текстам разных народов, существовала и в крупных поселениях, где взималась пошлина за въезд. Во многом зарождение пошлинных сборов было стихийным, чем-то сродни рыночному процессу: повсеместно сложились одинаковые «договорные» отношения между местными сообществами (имеющими свою «инфраструктуру») и странниками. Все знали, что за добрый прием в чужой стране надо платить.

Но каким образом появились государственные пошлины? Первые государства были мало отличимы от военной дружины, сплоченной вокруг лидера. Поэтому, начальный период развития любого государства наполнен войнами. Дело в том, что источником дохода военной дружины служили трофеи, а также дань и прямой грабеж, которым подвергались побеждённые народы. Формировать свою казну за счёт пошлинных сборов с торговцев в те далекие времена было невозможно в силу неразвитости экономики и технических средств. Объемы торговли были невелики, границы очень условны, а «запереть их на замок» ни у кого не хватило бы средств и сил.

Постепенно государства расширяли свои полномочия и подчиняли себе местные сообщества, возлагая на себя их функции. К XVII веку (после Вестфальского мира 1648 года) сложились национальные государства в современном смысле слова, неотъемлемой характеристикой которых является суверенитет в собственных границах. А там где граница, есть и таможня. С тех пор как пошлины стали собираться в пользу государственной казны, они перестали быть «квазирыночным» явлением и перестали подчиняться рыночной логике договора. Современные пошлины совершенно справедливо рассматриваются как явление регулирования, вмешательства в экономику.

Практика взимания таможенных пошлин – это более завуалированный и аккуратный метод наполнения казны (и личного обогащения государя), нежели прямая дань. Правители всех времен и народов прекрасно это понимали. Еще недавно по историческим меркам практиковались внутренние таможенные сборы. Во множестве европейских и российских городов и крупных сёл, на основных трактах вплоть до XIX века заставы собирали деньги с купцов за возможность проезда и торговли. Некоторые из указанных сборов, называемые “большой тамгой” и уплачивались на границе. Однако, ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Никакой осмысленной таможенной политики веками не существовало. Просто целью таможни не была политика (например, идеи защиты «интересов отечественного производителя»). Таможня зародилась как инструмент получения дохода. Так, при Петре I в России была учреждена особая должность «прибыльщика», в обязанности которого входило, по живописному выражению современников, «сидеть и чинить прибыли государю», выдумывая всё новые сборы.

Например, сохранившееся письменное соглашение Пскова с Дерптом от 1474 года налагало на купцов обеих сторон гарантии «чистого пути», то есть свободной торговли в городах, заключивших договор, а также возможности провоза товаров. По данному договору были отменены таможенные пошлины: «колоды» (шлагбаумы), было решено ликвидировать, а «гостинец» (пошлины) не брать. Договор был необычайно выгоден для Пскова, потому что предоставлял псковским купцам право розничной и гостевой торговли в Дерпте и других городах, принадлежавших дерптскому епископу – подобная политика в период псковской независимости сделала город одним из крупнейших торговых и ремесленных центров Руси.

Господин Великий Новгород, будучи всего лишь молодым городом на севере Руси, благодаря своей торговой специализации и открытой таможенной политике возвысился до одного из экономических и культурных центров Руси, пережил фактическое падение своего основного конкурента в лице Киевского княжества, сохранил независимость при всепоглощающем татаро-монгольском нашествии и стал одним из последних русских городов, утратившим окончательно свой суверенитет лишь к концу 15 века, под давлением армий Ивана III.

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары государство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от монопольной международной торговли.

Политика централизации, однако, не привела к исчезновению внутренних таможенных препонов на пути торговли. Лишь в 1654 году была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов. Тем не менее, в пользу государственной казны внутренние таможенные сборы продолжали взиматься в ряде регионов, вплоть до конца XIX века. Так, например, «уральский передел» защищал землевладельцев из европейской части России от конкуренции с сибирским крестьянством в производстве зерна.

Становление централизованного национального государства с собственной таможенной системой оказало очень противоречивое влияние на международные торговые связи России. Иван III в 1494 году положил конец взаимоотношением Руси и Ганзейского союза, закрыв их конторы и арестовав купцов. Все последующие цари и императоры так же активно ограничивали внешнюю торговлю, реализуя общепринятую для того периода политику меркантилизма и протекционизма. Екатерина II активно повышала импортные и экспортные пошлины, доведя таковые до 200% и 23% соответственно. Последствия этой политики не заставили себя долго ждать – масштабная крестьянская война, ряд финансовых кризисов, государственный внешний долг, превысивший 200 миллионов серебряных рублей к концу эпохи её правления, являются тёмной стороной эпохи «просвещенного абсолютизма».

Однако история таможенных пошлин в России вовсе не уникальна. Подобные процессы шли в Новое время практически во всех странах мира. Очень колоритна в этом отношении Австрийская империя (позже Австро-Венгрия), чья таможенная политика задерживала экономический прогресс, просто потому что барьер из высоких ввозных пошлин, введенных для пополнения казны, лишал фабрикантов необходимого заграничного сырья и способствовал чудовищному развитию контрабанды. Австрийская империя не вошла в созданный Пруссией таможенный союз из опасений конкуренции со стороны германской промышленности, но это обрубило деловые связи с соседними южногерманскими государствам и лишь усугубило экономическую отсталость. Австро-Венгрия, несмотря на свои масштабы и положение, оказалась подобна допотопному динозавру, не сумевшему проявить конкурентоспособность, и погибшему при первой возможности, предварительно втянув Европу в Первую мировую войну.

Противоположным примером может служить эпизод истории развития итальянских торговых республик – Венеции и Генуи. Являясь крошечными по территории и численности населения (в лучшие годы метрополия Венеции насчитывала всего лишь 110 тысяч человек), они, благодаря политике поощрения торговли, были гегемонами в Южной Европе, контролировали Средиземное и Чёрное моря на протяжении многих веков.

Не менее интересна судьба Ганзейского союза. Объединяя в себе от 80 до 200 городов Северной Европы, Ганза, благодаря единому беспошлинному пространству, несколько веков была локомотивом экономического и культурного развития Германии, Дании, Швеции, Польши и других стран. Гегемоном северной Европы, стягивая соседние регионы в единое экономическое и культурное пространство и отбивая протекционистские и просто захватнические нападки королей и царей по всему периметру своего расположения и усаживая на престолы угодных ганзейским купцам монархов, не покушавшихся на их свободу торговли.

Можно с уверенностью сказать, что развитие системы таможенных пошлин оказало (и оказывает до сих пор) сильное влияние на мировую экономическую и политическую историю. Вполне вероятно, что мы могли бы избежать многих бедствий, если бы этих пошлин не было. Но, с другой стороны, трудно найти более полезный материал для размышления о том, какие последствия имеет государственное регулирование.

Материал предоставлен специально для АВО Центром Философии Свободы

Источник

ПОШЛИНЫ

Не­ред­ко по­ня­тия пошлины и сбо­ра ис­поль­зу­ют­ся как рав­но­знач­ные (гер­бо­вые пошлины и гер­бо­вые сбо­ры, ста­ти­сти­че­ские пошлины и ста­ти­сти­че­ские сбо­ры и так далее). При этом, не ус­та­нав­ли­вая фор­маль­ных раз­ли­чий ме­ж­ду пошлинми и сбо­ра­ми, фи­нан­со­вое за­ко­но­да­тель­ст­во мо­жет уточ­нять, что по­шлин­ный ха­рак­тер име­ют сбо­ры, уп­ла­чи­вае­мые за ока­за­ние го­су­дар­ст­вен­ны­ми и му­ни­ци­паль­ны­ми ор­га­на­ми (в ря­де слу­ча­ев ины­ми субъ­ек­та­ми пуб­лич­ной вла­сти) пуб­лич­ных ус­луг, со­вер­ше­ние юри­ди­че­ски зна­чи­мых дей­ст­вий, вы­да­чу официальных до­ку­мен­тов и так далее. Так, в дей­ст­вую­щем в Российской Фе­де­ра­ции на­ло­го­вом за­ко­но­да­тель­ст­ве пошлины и сбо­ры не раз­лича­ют­ся, а государственные пошлины оп­ре­де­ля­ет­ся как сбор, взи­мае­мый с ус­та­нов­лен­ных лиц, при их об­ра­ще­нии в государственные ор­га­ны, ор­ганы ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, иные ор­га­ны или к долж­но­ст­ным ли­цам, ко­то­рые упол­но­мо­че­ны в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­дательными ак­та­ми Российской Фе­де­ра­ции, за­ко­но­дательными ак­та­ми субъ­ек­тов РФ и нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, за со­вер­ше­ни­ем в от­но­ше­нии этих лиц юри­ди­че­ски зна­чи­мых дей­ст­вий.

За­ко­но­да­тель­ст­во ря­да иностранных го­су­дарств про­во­дит раз­ли­чие ме­ж­ду пошлинами и сбо­ра­ми, ис­поль­зуя в ка­че­ст­ве кри­терия раз­гра­ни­че­ния на­ли­чие не­по­сред­ст­вен­ной свя­зи раз­ме­ра сбо­ра со стои­мо­стью пуб­лич­ных ус­луг, ока­зы­вае­мых пла­тель­щи­ку сбо­ра го­су­дар­ст­вен­ны­ми и му­ни­ци­паль­ны­ми ор­га­на­ми. Со­от­вет­ст­вен­но, пошлины от­ли­ча­ет то, что она ус­та­нав­ли­ва­ет­ся без оп­ре­де­лён­но­го со­от­но­ше­ния со стои­мо­стью ока­зан­ных ус­луг. Так, факт со­от­вет­ст­вия взы­ски­вае­мой сум­мы стои­мо­сти ока­зан­ных пуб­лич­ных ус­луг был ус­та­нов­лен в ка­че­ст­ве кри­те­рия оп­ре­де­ле­ния сбо­ра и его от­ли­чия от пошлины французским за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Пошлины, ус­та­нов­лен­ные ны­не в Российской Фе­дера­ции, раз­ли­ча­ют­ся по ис­точ­ни­ку их пра­во­во­го ус­та­нов­ле­ния. Так, од­ни из них (государственные пошлины) вклю­че­ны в сис­те­му на­ло­гов и сбо­ров, дру­гие (та­мо­жен­ные, па­тент­ные, ан­ти­дем­пин­го­вые, ком­пен­са­ци­он­ные, спе­ци­аль­ные) ус­та­нов­ле­ны ак­та­ми ино­го (от­рас­ле­во­го) за­ко­но­да­тель­ст­ва (та­мо­жен­но­го, гра­ж­дан­ско­го, внеш­не­тор­го­во­го и так далее). Об­щей ха­рак­те­ри­сти­кой пошлин по дан­но­му кри­те­рию мож­но вы­де­лить фе­де­раль­ный уро­вень пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. Ос­но­ва­ния для взи­ма­ния пошлин так­же раз­лич­ны и не мо­гут яв­лять­ся кри­те­ри­ем для их сис­те­ма­ти­за­ции.

Государственная пошлина ус­та­нов­ле­на На­ло­го­вым ко­дек­сом РФ и взи­ма­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с ним ор­га­на­ми государственной вла­сти и долж­но­стны­ми ли­ца­ми за со­вер­ше­ние юри­ди­че­ски зна­чи­мых дей­ст­вий. Она уп­ла­чи­ва­ет­ся по ши­ро­ко­му кру­гу ос­но­ва­ний: при об­ра­ще­нии в суд; за со­вер­ше­ние но­та­ри­аль­ных дей­ст­вий; за государственную ре­ги­ст­ра­цию ак­тов гражданского со­стоя­ния, государственную ре­ги­ст­ра­цию юри­дического ли­ца, по­ли­тической пар­тии, ре­лигиозной ор­га­ни­за­ции, СМИ и так далее; государственную ре­ги­ст­ра­цию прав на не­дви­жи­мость; вы­да­чу пас­пор­та гра­ж­да­ни­на РФ; за ре­ги­ст­ра­цию иностранного гра­ж­да­ни­на и ли­ца без гра­ж­дан­ст­ва, про­жи­ваю­ще­го на тер­ри­то­рии Российской Фе­де­ра­ции, по мес­ту жи­тель­ст­ва; за пра­во вы­во­за куль­тур­ных цен­но­стей; за со­вер­ше­ние дей­ст­вий при осу­ще­ст­в­ле­нии про­бир­но­го над­зо­ра и так далее.

Па­тент­ная пошлина пре­ду­смот­ре­на Гражданским ко­дек­сом РФ, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым Пра­ви­тель­ст­во РФ ус­та­нав­ли­ва­ет пе­ре­чень юри­ди­че­ски зна­чи­мых дей­ст­вий, за со­вер­ше­ние ко­то­рых уп­ла­чи­ва­ет­ся па­тент­ная пошлина: дей­ст­вия, свя­зан­ные с па­тен­том на изо­бре­те­ние, по­лез­ную мо­дель, промышленный об­ра­зец, с государственной ре­ги­ст­ра­ци­ей то­вар­но­го зна­ка и зна­ка об­слу­жи­ва­ния, с па­тен­том на се­лек­ци­он­ное дос­ти­же­ние и так далее.

Осо­бое ме­сто пошлины за­ни­ма­ют в ме­ха­низ­ме ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­ней тор­гов­ли. Та­мо­жен­но-та­риф­ный ме­тод та­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние та­мо­жен­ной пошлины, ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой вид та­мо­жен­но­го пла­те­жа, со­че­таю­ще­го чер­ты кос­вен­но­го на­ло­га и по­шли­ны. Та­мо­жен­ная пошлина оп­ре­де­ля­ет­ся как обя­за­тель­ный пла­тёж, взи­мае­мый та­мо­жен­ны­ми ор­га­на­ми в свя­зи с пе­ре­ме­ще­ни­ем то­ва­ров че­рез та­мо­жен­ную гра­ни­цу. Став­ки та­мо­жен­ных пошлин в со­от­вет­ст­вии с при­ня­той то­вар­ной но­мен­кла­ту­рой сис­те­ма­ти­зи­ру­ют­ся в та­мо­жен­ном та­ри­фе.

В це­лях опе­ра­тив­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­ней тор­гов­ли мо­гут при­ме­нять­ся вре­мен­ные и се­зон­ные став­ки та­мо­жен­ных по­шлин.

К не­та­риф­ным ме­рам государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­ней тор­гов­ли от­но­сят­ся ан­ти­дем­пин­го­вые, ком­пен­са­ци­он­ные и спе­ци­аль­ные пошлины, ко­то­рые взи­ма­ют­ся та­мо­жен­ны­ми ор­га­на­ми, но не­за­ви­си­мо от уп­ла­ты ввоз­ной та­мо­жен­ной по­шли­ны.

Став­ки и иные эле­мен­ты пошлины, как пра­ви­ло, ус­та­нав­ли­ва­ют­ся ак­та­ми национального за­ко­но­да­тель­ст­ва. В та­мо­жен­ных сою­зах пол­но­мо­чия по ус­та­нов­ле­нию та­мо­жен­ных, ан­ти­дем­пин­го­вых, ком­пен­са­ци­он­ных и спе­ци­аль­ных пошлин пе­ре­да­ют­ся на над­на­цио­наль­ный уро­вень (например, Ев­ра­зий­ской эко­но­мической ко­мис­сии в Та­мо­жен­ном сою­зе в рам­ках Ев­рА­зЭС).

Источник

ПОШЛИНЫ

Смотреть что такое ПОШЛИНЫ в других словарях:

ПОШЛИНЫ

I(вообще) — источники государственных доходов, занимающие среднее место между налогами и частнохозяйственными доходами. С последними П. имеют то общее. смотреть

ПОШЛИНЫ

денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными органами при выполнении ими определённых функций в суммах, предусмотренных законода. смотреть

ПОШЛИНЫ

ПОШЛИНЫ, ден. сборы, взимаемые соответствующими гос. органами при выполнении ими определённых функций в суммах, предусмотренных законодательством дан. смотреть

ПОШЛИНЫ

Пошлины (вообще) — источники государственных доходов, занимающие среднее место между налогами и частнохозяйственными доходами. С последними П. имеют то общее, что они уплачиваются не всеми гражданами вообще (как налоги), а лишь лицами, приходящими в известное соприкосновение с государством, по поводу каких-либо особых отношений к нему или между собой. Некоторые П. носят характер платы за услуги государственных учреждений, и в этом отношении они наиболее схожи с частнохозяйственными источниками дохода; различие заключается в том, что услуги, оплачиваемые П., не носят материального характера (как, напр., почтовая или телеграфная корреспонденция, пользование шоссейными или железными дорогами и т. д.). Некоторые финансисты причисляют к П. почтовые, телеграфные, дорожные и т. п. сборы; но это едва ли правильно, так как почта, телеграф, пути сообщения и т. п. скорее должны быть относимы к механическим источниникам дохода (регалиям и государственным имуществам). Однако, в нашем законодательстве именуются пошлинами шоссейные сборы, налоги на жел.-дор. пассажирские билеты и грузы большой скорости и вообще многие сборы, в сущности ничем не отличающиеся от налогов (напр., таможенные сборы, гильдейские П.). Наименование таких платежей пошлинами не находит себе никакого научного оправдания и может быть объяснено только историческим происхождением сборов и особенным значением слова П. в русском языке, в котором оно прежде означало издавна установившиеся платежи «по П.», т. е. «по старине». В историческом своем развитии многие из современных П., носящие характер налогов, прежде действительно имели характер платы за особые услуги со стороны государства или других лиц и учреждений. П. вообще возникали раньше налогов, в те отдаленные времена, когда слабая государственная власть не решалась обращаться к своим подданыым с прямым требованием уплаты налогов. Происхождение большинства П. относится к средневековой феодальной эпохе. Желая получить средства для покрытия государственных расходов, правительства того временя должны были мотивировать свои требования, в большинстве случаев действительно исходившие из услуг, которые оказывало государство. Такова была одна из древнейших П. — судебная, сохраняющая этот характер больше других и до настоящего времени. Точно так же давно развились П. за передвижение, как плата за пользование путями сообщения; отчасти в связи с ними состояли таможенные П., как плата за пользование портами, гаванями и другими местами для торговли товарами. Торговля и промыслы рассматривались, притом, как особо разрешаемое государством занятие, за что, как, напр., за принадлежность к цехам и гильдиям, приходилось платить деньги. Сопоставляя вышеуказанные черты сходства и отличия П. с налогами и механическими доходами, можно дать следующее определение пошлины: это — обязательные платежи граждан, падающие лишь на некоторых лиц, их действия и имущества и потому не имеющие такого всеобщего значения, как налоги, которые уплачиваются совершенно не зависимо от соотношения их величины со стоимостью получаемых от государства услуг (см. Налоги и в особенности теории права обложения налогами). П. можно разделить на две главные группы: 1) носящие в большей или меньшей степени характер платы за услуги и 2) приближающиеся более к типу налогов. К первой категории относятся такие пошлины, как крепостные, явочные, гербовые, вексельные, судебные, за передвижение, за клеймение изделий, мер и весов, за привилегии и патенты, за пожалование званий, титулов, орденов, за повышение окладов содержания и т. д. Ко второй категории относятся П. с наследств и безмездного перехода имуществ, с пассажирских билетов и грузов большой скорости, со страхуемых от огня имуществ, с паспортов и др. В П. первой категории сохраняется большее или меньшее соответствие между размером П. и стоимостью оказываемой услуги (ценой крепостного акта, суммой векселя, ценностью иска), хотя многие гербовые П. взимаются в случаях, где нет налицо никакой денежной ценности и характер услуги со стороны государства весьма сомнителен. В переходных формах ко второй категории П. общим признаком служит известный особый момент взимания — пользование случаем обнаружения ценности имущества. Это особенно заметно в П. со страхуемых имуществ. Страхование есть акт предусмотрительности со стороны владельдев частных имуществ, гарантирующий их от возможных убытков; такая предусмотрительность должна быть поощряема государством, иногда даже прямо принуждающим к ней граждан (например, земское обязательное от огня страхование). Этому противоречит обложение добровольного страхования особой П., т. е. в данном случае просто налогом. Объяснением его может служить только факт ясного обнаружения ценности страхуемого имущества, которым государство стремится воспользоваться, нередко тормозя страховой П. развитие страхового дела. То же самое можно сказать и о П. с пассажирских билетов: сама по себе стоимость билета уже выражает собой плату за пользование средствами сообщения, включающую в себе, в большинстве случаев, некоторую прибыль и потому являющуюся частнохозяйственным источником дохода. Государственный сбор с тех же билетов представляет собой налог, близкий к П. лишь тем, что он уплачивается только пользующимися железными дорогами (все равно, частными или казенными). Возвышая стоимость проезда, П. эта может приводить к сокращению пользования железными дорогами, что опять-таки нежелательно. Несмотря на указанные недостатки, у этого вида П. есть горячие приверженцы, которые выставляют следующие oбщие доводы в их пользу или следующие их достоинства, частью фискального, частью практического характера. Момент взимания П. очень удобен, так как плателыцик П.. совершая оплачиваемое ими действие, напр. тот или другой акт, получая наследство и т. д., имеет в это время платежную способность. Для взимания П., далее, не требуется особого персонала сборщиков, а следовательно, и специального расхода по взиманию П.: они взимаются теми же лицами, которые свидетельствуют или совершают какие-либо акты или другие действия. Размер П. при этом легко определяется при помощи заранее составленных тарифов, табелей, расписаний и т. п. Плательщики П. как бы сами заинтересованы в их уплате, ибо без этого не может состояться сделка, акт, получение наследств и т. п.; недоимки, поэтому, тут менее возможны, чем при налогах. Соображения эти справедливы только отчасти; так, например, они применимы к получению наследств, потому что это есть несомненное приобретение новых ценностей. И тут, однако, уплата П. может быть затруднена невозможностью реализовать хотя бы часть ценности имуществ, особенно при разделе наследства. Далее, к числу прямых недостатков П. следует отнести их неравномерность и то, что они далеко не всегда соразмеряются с имуществами и доходами плательщиков. Это особенно заметно в судебных П., ложащихся неодинаковым бременем на неодинаково состоятельные тяжеущиеся стороны; всякая тяжба, притом, сопряжена с риском проигрыша. Неравномерны даже чисто имущественные П. — напр. крепостные: имущества, чаще переходящие из рук в руки, несут значительные уплаты, от которых свободны имущества, остающиеся в одних и тех же руках. Главным недостатком большинства П. следует признать тот, что они вообще уплачиваются с капитальной стоимости имуществ, а не с доставляемого ими дохода, который является естественным и разумным основанием обложения налогами, особенно прямыми. Из сопоставления указанных достоинств и недостатков П. можно сделать тот заключительный общий вывод, что они не должны играть существенной роли в составе источников государственного дохода, a могут существовать лишь в качестве источника дополнительного. Фактически П. и являются именно таким дополнительным источником в большинстве бюджетов современных государств, играя сравнительно большую роль там, где значительнее и живее гражданский оборот, как, напр., в большинстве западно-европейских государств, в сравнении с Россией. В России П. доставляют в настоящее время около 70 млн. руб., в том числе около 30 млн. гербовых, судебных и канцелярских П., около 18 млн. с переходящих имуществ, около 10 млн. с железнодорожных пассажиров и грузов большой скорости, около 8 млн. с застрахованных от огня имуществ и около 7 млн. все остальные П. В. Яроцкий. О других видах П. см. соответственные статьи, напр. П. за гербовую бумагу; П. канцелярские; крепостные; судебные; пробирные П.; паспортные П.; вычеты из окладов чиновников; П. с жалованных на достоинства дипломов и грамот (см. Граждане почетные и т. п.); П. с привилегий на изобретения (см. Патенты); П. со страхования; П. с выписей, выдаваемых из архивов западных губерний из литовской метрики. Название П. присваивались у нас и таким сборам, которые законом же относились к прямым налогам; таковы, напр., П. за право торговли и др. промыслов, с 1 янв. 1899 г. замененные промысловым налогом (см.).

ПОШЛИНЫ

баждарУәкілдік берілген мемлекеттік органдардың немесе лауазымды тұлғалардың заңдық мәні бар іс-қимылдар жасағаны үшін және (немесе) құжаттарды бергені. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *