Что такое послание в древней руси
Славяне имели письмена задолго до Кирилла и Мефодия
Первые доводы в пользу существования славянского pyнического письма были выдвинуты ещё в начале пошлого столетия;
В начале пошлого столетия историками, археологами были выдвинуты первые доводы доказывающие существования славянского pyнического письма ещё в глубокой древности.
1. Невозможно оспорить свидетельства немецкого хрониста Титмаpа Мерзебургского (нем. Thietmar von Merseburg; 975—1018 г.г.), описавшего надписи на языческих идолах, выполненные «особыми», не геpманскими pyнами в славянском хpаме Ретpы, расположенном в землях лютичей. Внутри храма Ретры стояли идолы и на каждом из них было написано его имя.
2.Арабский историк, географ и путешественник Хассан Аль-Массyди в конце I тысячелетия, при описании Славянского храма в золотых лугах говорит, что там на камнях начертаны были знаки, которыми обозначены были будущие дела, т.е. события предсказанные.
3.В договоре князя Игоря с греками сказано: «Ношаху сли печати златы, а гостiе сребряны: ныне же уведел есть Князь ваш посылати грамоту ко царству нашему: иже посылаеми сице, яко послах корабль селько…».
4. В договоре князя Олега с греками сказано: «о работающих в Грецех Руси у Христианского царя: аще кто умрет, не урядив своего имения, ци и своих не имать, да возвратить именье к малым ближникам в Русь. Аще ли створить обряженье, таковой возметь уряженное его, кому будет писал наследите именье, да наследуете». (т.е. кому он отпишет в наследство имение, тот и унаследует)
5. Арабский путешественник и писатель 1-й половины X века Ибн Фодлан, пишет, как очевидец о Руссах дохристианских, что они на столбе намогильном писали всегда имя покойника вместе с именем Князя.
Славянские Рунические надписи, найденные в Старой Ладоге
6. В житии св. Кирилла, в списке, хранящемся в Рыльском монастыре, сказано, что он прежде отправления в Моравию был в Херсоне (Херсонес Таврический) и: «Обреть тоу Евангелие и псалтырь Роушкими писмены писано и человека обреть глаголюща тою беседою, и беседовав с ним и силоу рече прием, своей беседе прикладае и вскоре начеть чисти и сказовати и дивляхуся емоу Бога хваляще», — из этого явствует, что Руссы имели не только письмена до Кирилла и Мефодия, но были уже и христиане до пришествия его в Моравию; ибо имели уже на своем языке Евангелие. Это обстоятельство согласно и с церковной историей, говорящей, что Руссы Черноморские имели уже свою церковь в 4-м веке. Азовско-Черноморская Русь
Возглавляет Собор Крымских святых первый из призванных Христом апостолов – Андрей Первозванный, обошедший со Словом Божьим всё побережье Чёрного и Азовского морей. Известно, что Святой апостол Андрей проповедовал в Сарматии, Скифии, Понтийском царстве — в Ольвии, Пантикапее, Феодосии, Херсонесе.
В Херсонесе Таврическом проповедовал четвёртый Папа римский Климента I, сосланный в 98 году римским императором Трояном в каменоломни Инкермана. По преданию, в Херсонесе Таврическом к тому времени уже существовала христианская община около 2000 человек, основанная Андреем Первозванным, имеющие своё «Евангелие и псалтырь Роушкими писмены писано…»
7. Арабский учёный Ибн Эль Hедим говорит о существовании славянского до-киpиллического письма, древние Руссы действительно писали на деревянных дощечках, письмена врезаны на белом дереве (на бересте берёзы). Ибн Эль Hедим даже приводит в своём сочинении снимок с письма Руссов, найденном им у одного кавказского жителя. Берестяные грамоты были распространены по всей Руси — народ знал грамоту.
8. Сведения о наличии у славян в до-«кирилловскую» эпоху своего письма содержатся во многих работах арабских авторов Ибн Фодлана и Эль Массуди, персидского историка Фахр ад Дина и других учёных и путешественников рассказывающих о том, что уже в 40-х годах IX века среди восточных славян были крещёные люди, именно для них священные книги, и были изложены русскими буквами. Известен диплом папы Льва IV (папа Римский с 847 по 855 гг.), написанный кириллицей до её «изобретения».
9.Екатерина II в своих «Записках касательно русской истории» писала: «… славяне древнее Нестора письменность имели, да оные утрачены и ещё не отысканы и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели».
Павленко Н.А. в фундаментальной монографии «История письма» (Мн., 1987) обсуждает шесть гипотез происхождения кириллицы и глаголицы, причём приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у славян в дохристианские времена.
10. Русский историк XIX века доктор философии и магистр изящных наук Классен Е.И. отмечал, что «Славяноруссы, как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности, искусствах и просвещении. Памятники пребудут навсегда неоспоримыми доказательствами…».
О многочисленности названий славянских племён и их расселении на больших территориях говорится в книге архиепископа Белорусского Георгия Конинского «История руссов или малой России», опубликованной в начале XIX века.
11.. Черноризец Храбр, болгарский монах, живший на рубеже IX и X вв., в «Сказании о письменах» упоминает о наличии у славян рунического письма: «Прежде убо словене не имяху книг, но чертами и резами чьтяху и гадаху, погани (т.е. идолопоклонники) суще».
Действительно, каких-либо книг или больших произведений, написанных рунами, нет. Это главным образом надписи на могильных плитах, на придорожных камнях, на оружии, на керамической посуде и других предметах домашнего обихода, на одежде, украшениях, монетах, наскальные надписи. Они разбросаны по всей Скандинавии, Дании, Англии, Венгрии, России, Украине, Гренландии и даже на Атлантическом побережье Америки.
12. Константин Порфирородный говорит, что славяне — хорваты тотчас по принятии Христианства, следовательно, прежде чем могли научиться грамоте, собственными подписями подтвердили свою клятву Папе не воевать с другими народами.
13. Педагог и публицист Авдий Иванович Соколов перевёл на русский язык и опубликовал в 1846 г. «Краледворскую рукопись» 9 века, случайно найденную чешским учёным Ганкою в городке Кралевин Двор, в одной из церковных башен. В чешской «Песне о суде Любуши» 9 века, рассказывается, что у престола княжны Любаши во время народного собрания стояли две судные девы; у одной из них был «меч кривду караючи» (меч, кривду карающий), у другой «дески правдо-датне» (доски законов). Это значит, что законы славян-чехов в 9 веке были уже написаны.
15. Царь Скифов вызывал персидского царя Дария ругательным письмом на бой ещё в 513 году до Рождества Христова
16. Co 2-го по 7-й век мы часто находим у Скандинавов и Византийцев письменные свидетельства о том, что Славяне — образованный народ, обладающий многими знаниями и имеющий свои собственные письмена.
18. Славяне имели письмена задолго до Кирилла и Мефодия, свидетельствуется весьма старыми славянскими письменами, находящимися в Мюнхенской библиотеке. В древние племена Славяне имели свои рунические письмена — это уже несомненно и не оспаривается даже и германцами, привычно отрицающими каждый шаг славянского просвещения.
Только наши доморощенные скептики, закончившие изучение истории ещё в школе, уверяют, что все руны должны быть скандинавские.
Сам Шлёцер — этот славянофоб, отвергающий всё, возвышающее Славян над другими народами, не посмел не согласиться со свидетельством Геродота и других греческих писателей, что многие скифские племена знали грамоту и что и сами греки приняли алфавит от пеласгов, народа также скифского, или, что все равно, славяно-русского происхождения.
Славяне имели грамоту не только раньше всех западных народов Европы, но и раньше римлян и даже самих греков и что просвещение исходило от Руссов на запад, а не наоборот. И если что остановило на время просвещение Руссов, то это были периоды губительных нашествий Персов, Греков, Римлян, Монголов, истреблявших все огнём и мечом.
Древнерусские резы сохранились в вышивке
Просвещение Руссов останавливало внутренние раздоры, оканчивавшиеся всегда всё истребляющими пожарами. В периоды междоусобиц Славяно-Руссы утратили не только свои вещественные ценности, и сокровища литературные, но и вынуждены были вводить у себя на время кожаные и меховые деньги (куньи меха).
Намёки на утраченные литературные сокровища мы находим в разных позднейших сочинениях, которыми, видимо, пользовался отчасти и творец «Слова о полку Игореве». Многие отрывки из древних литературных сокровищ доходит до нас в искаженном виде, и сохранились в устном предании народа уже в форме сказок, сохранивших ещё всю поэтическую красоту свою и силу в тех местах, где гладкостью и звучностью стиха невольно залегали навечно в памяти народной.
Таково на примере описание красавицы или коня, которое нисколько не уступает описанию коней Ахиллесовых в Илиаде.
О древности рифм в древнерусских сказаний свидетельствуют пословицы и присказки, неизменно сохранившиеся от древнего времени зарифмованными. У многих славян до сих пор народная поэзия обходится совершенно без рифм, рифмы в стихах древнерусских песен встречаются уже позднее.
В русской народной поэзии, особенно в пословицах, встречается часто аллитерация, иногда сравнение развивается в целой картине, в целой параллели сходных представлений: ясный сокол — добрый молодец, конь под ним — лютый зверь, и пр. В число особенностей народного слога нужно отметить ещё постоянные эпитеты, например: сине море, зелен сад, мать сыра земля, тёмный лес, чисто поле, красна девица, добрый молодец, буйная голова, белы руки, резвы ноги, лютый зверь, ясный сокол, белый кречет, гнедой тур, добрый конь и пр. Замечательно, что русский народ в этих определениях никогда не смешивает понятий даже не путает синонимы, и с неизменной верностью говорит, например: красно солнце, светел месяц, ярки звезды, зелено вино, брага хмельная, пиво крепкое.
В описании одежды — кафтанов хрущатой камки, одеял соболиных, шуб барсовых, сапожков сафьянных; описания вооружения — тугой лук, шелковая тетива, меч булатный, острое копьё, стрелы каленые, шлемы златые... Постоянно повторяющиеся эпитеты в народной поэзии и сказаниях указывают на особую древнюю общность миросозерцания народа.
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.
Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.
Береста и пергамент как замена бумаге
Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.
Не ешь ягодку, лучше чернила сделай
Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.
Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.
Приход металлических перьев на смену птичьим
Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.
Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.
Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как появилась славянская письменность? От Кирилла и Мефодия и до наших дней
Создание славянского алфавита и письма приписывают братьям Кириллу и Мефодию. Однако существуют гипотезы, что до создания кириллицы славяне писали рунами и имели собственный рунический алфавит. В статье приведена история создания азбуки Кириллом и Мефодием, перечислены сохранившиеся памятники старославянской письменности.
История возникновения
Считается, что славянская письменность появилась в 9 веке, ее создателями являются братья Кирилл и Мефодий. В то время Византия была заинтересована в расширении влияния православной церкви среди славянских народов.
В 860 г Моравский князь Ростислав поручил Византийскому императору Михаилу III перевести христианские церковные книги с греческого на славянский язык. Император доверил создание славянской азбуки братьям Кириллу и Мефодию — греческим монахам.
Братья составили новую азбуку на основе греческого языка. Известно два варианта старославянского алфавита — глаголица и кириллица, отличающиеся по написанию букв:
В 863 г Кирилл и Мефодий привезли в Моравию готовую азбуку и переведенное на славянский язык Евангелие. 24 мая 863 г официально считается датой, когда была создана славянская письменность.
Предлагаем посмотреть видео об истории возникновения славянской письменности:
Руническое письмо
Первые гипотезы о существовании рунического письма у древних славян были сделаны в начале 20 в. Часть приводимых свидетельств сейчас относятся к глаголическому письму, однако ряд аргументов в пользу существования славянских рун сохраняется.
Руническая письменность использовалось славянами до создания кириллической азбуки.
Титмар, описывая храм Ретры, указывает, что на идолы нанесены руны, отличные от германских, однако их точное происхождение установлено. Похожие знаки описывает и Массуди. В своих заметках о славянах Ибн Фодлан рассказывает, что они наносят рунические надписи на намогильные столбы. Ибн Эль Недим приводит рисунок славянской надписи, вырезанной на дереве.
Археологи находят фрагменты керамики, относящиеся к черняховской археологической культуре — на черепках различимы следы надписей, но они сложно поддаются дешифровке из-за недостаточности материала. Различимые фрагменты по начертанию схожи со скандинавскими рунами.
В скандинавских источниках славянские руны известны под названием «вендские руны». Письмо состояло из рунических знаков — «черт и рез» — которые наносились на дерево или глиняные изделия. Ими пользовались для кратких надписей на:
Рунический алфавит в Древней Руси
Древние славяне использовали рунический алфавит не только для письма, он использовался при совершении ритуалов. Руны наносили на тело в качестве оберегов, вышивали на одежде и изображали на жилищах. Считалось, что они могли усилить или смягчить определенные качества характера.
По начертанию и интерпретации руны славян чем-то похожи на германский алфавит Футарк. Оба созданы на основе североиталийского альпийского алфавита.
Рунический алфавит насчитывает 144 знака, каждый из которых обозначал отдельную букву, слово или целое действие. Ученые предполагают, что в общей сложности славяне использовали несколько миллионов рун. На сегодняшний день расшифровано 18 рун — они были наиболее распространенными. Их наименования:
При написании текстов руны располагали в ряд по 16 знаков, всего было 9 рядов. Также был вариант с написанием в 32 и 64 знака, где каждый второй знак усиливал значение предыдущего.
Были ли Кирилл и Мефодий первыми создателями?
В житиях святых Кирилла и Мефодия, написанных их учениками, сказано, что еще до создания собственного алфавита Кирилл ездил в Херсонес, примерно в конце 850-х, и привез оттуда священные писания, записанные русскими буквами.
К тому времени кириллица ещё не была придумана, однако достоверных сведений о происхождении этих «рушских письмен» нет.
Екатерина II в своих записках о русской истории пишет, что у славян была письменность до летописца Нестора и крещения Руси. Но данные об этом были утеряны и не сохранились, поэтому воссоздать докириллический алфавит нельзя.
Однозначного ответа на вопрос, существовала ли у древних славян письменность до создания азбуки Кириллом и Мефодием, все еще нет. Ни один источник абсолютно достоверно не подтверждает существование более древнего алфавита и письменности. Существуют только аргументы в пользу точки зрения, что славяне использовали руническое письмо.
Праздник
В России день славянской письменности и культуры отмечают 24 мая. Этот день также посвящен памяти Кирилла и Мефодия.
День святых Кирилла и Мефодия начали праздновать как День культуры и славянской письменности в Болгарии в 19 веке, далее традиция распространилась и на другие страны.
В России этот день получил статус государственного праздника в 1991 г. В храмах и соборах страны проводятся Божественные литургии и крестные ходы. В честь праздника проводятся фестивали, книжные ярмарки и выставки; к этому дню приурочена Международная научная конференция «Славянский мир: общность и многообразие».
Также 24 мая проводится награждение лауреатов премии святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Она вручается деятелям искусства и культуры за сохранение и распространение культурного наследия Кирилла и Мефодия.
Старославянские памятники
Считается, что старославянский язык сохранился в виде небольшого количества памятников. Они были созданы в пределах 10-11 в. По содержанию это чаще всего тексты богословского содержания, написанные кириллицей или глаголицей на пергаментах.
Кириллические памятники:
Глаголические памятники:
Славянская азбука была создана братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого языка. Распространение славянской письменности способствовало усилению христианства. До наших дней сохранилось небольшое количество текстов старославянской письменности на кириллице и глаголице — это церковные тексты 9-11 веков.
Также существуют версии, что до создания славянского алфавита на кириллице славяне имели свою руническую письменность. 24 мая в России отмечают день славянской письменности и культуры и проводят праздничные мероприятия в честь святых Кирилла и Мефодия.
Ответы в игре Поле чудес за 1 октября 2021 последний выпуск
Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.
В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 1 октября 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.
Как на Руси назывался особый дом, в котором дети княжеских дружинников начинали учиться ратному делу?
Ответы Поле чудес 1.10.2021. Вот задание на первый тур. На Руси дети княжеских дружинников очень рано начинали учиться ратному делу. Ровно в 12 лет ребенка отправляли в особый дом, где он с товарищами познавал военное дело. Как такой дом назывался? (Слово из 8 букв)
Дети дружинников, например, учились ратному делу и уже с 12-летнего возраста жили в особых домах – гридницах, где познавали военное ремесло. Гридница (гридня) – в древнерусской архитектуре IX–XVII веков – большое помещение в княжеском дворце для дружинников.
Ответ: Гридница (8 букв).
Как сейчас называют азбуку древних славян?
Ответы Поле чудес 1.10.2021. Вот задание на второй тур. В древней Руси в языческих славянских племенах уже существовала письменность. Историки утверждают, что ею владело почти 100 % населения. Это письмо названо в честь древнерусского языческого бога. Древние славяне использовали письмо, которое в настоящее время называется … Как? (Слово из 10 букв)
Что за азбука была у древних славян? Мы её называем – велесовицей. Для написания этих манускриптов древние славяне использовали своеобразное письмо, которое уже в наше время получило название «велесовица», в честь древнерусского языческого бога Велеса.
Ответ: Велесовица (10 букв).
Как на Руси называли учеников, обучавшихся у дьячка грамоте бесплатно?
Ответы Поле чудес 1.10.2021. Вот задание на третий тур. На Руси обучавшихся у дьячка грамоте детей, которые приходили за плату, называли маслаками. Тех, кто обучался бесплатно, помогали учителю по хозяйству, к примеру топили его печь. Слово это происходит от названия печи. Как таких учеников называли? (Слово из 7 букв)
Кроме приходящих учеников, которых называли «маслаками», у учителя были еще и живущие ученики – «грубники» обычно из бедных или сирот. Они находились на полном содержании мастера, обязаны были помогать по хозяйству, в частности топить печь – «грубу».
Ответ: Грубник (7 букв).
В 18 веке в русские семьи гувернера старались брать немолодого и женатого. А кого предпочитали брать в гувернантки?
Ответы Поле чудес 1.10.2021. Вот задание на финальный тур. После того как в 1737 году императрица Анна Иоанновна издала указ об образовании дворянских детей, из-за рубежа в Россию приехало огромное количество гувернеров. В русские семьи гувернера старались брать немолодого и женатого. А если нанимали гувернантку, то предпочитали немолодых или … Каких? (Слово из 8 букв)
Среди гувернанток более всего ценились особы немолодые, а из молодых – некрасивые и даже уродливые (довольно часто гувернантками были горбуньи), проще говоря дурнушки. Это (как и в случае с мужчинами), по мнению родителей, гарантировало серьезность, отсутствие матримониальных намерений и обеспечивало супружеский лад в доме.
Ответ: Дурнушка (8 букв).
Победитель сегодняшней игры набрал 3750 очков. В качестве призов он выбрал электросамокат и ноутбук. Победитель решил не испытывать удачу и отказался от участия в Суперигре.
Как на Руси назывался особый дом, в котором дети княжеских дружинников начинали учиться военному делу?
Ответы Поле чудес 1.10.2021. Вот задание на первый тур.
Гридницей в древней Руси называлась особая парадная палата княжьего двора, место проведения военных советов и дружинных пиров. Проще говоря, гридница – это церемониальная зала, предназначенная для различных торжеств.
Само слово «гридница» происходит от древнерусского «гридь» или «гридень», обозначавшее воина, дружинника, княжеского телохранителя. Это слово созвучно с древнескандинавским «хирд» – дружина, или «хирдманн» – дружинник.
Из летописей можно узнать, что, в разные времена, гридница могла быть как отдельным зданием, так и частью жилого комплекса. Так, в «Повести временных лет» говорится, что князь Владимир любил устраивать на своем дворе в Киеве пиры, и в свою огромную гридницу приглашал всех желающих.
Как сейчас называют азбуку древних славян?
Ответы Поле чудес 1.10.2021. Вот задание на второй тур.
В древней Руси в языческих славянских племенах уже существовала письменность.
Как сейчас называют азбуку древних славян?
Еще задолго до того, как Русь приняла крещение, в языческих племенах была распространена письменность. Причем, русской письменностью владело практически 100% древнего населения. Об этом свидетельствуют найденные археологами берестяные грамоты, относящиеся к дохристианскому периоду. Для написания этих манускриптов древние славяне использовали своеобразное письмо, которое уже в наше время получило название «велесовица», в честь древнерусского языческого бога Велеса.
Ответ: Велесовица
Анализируя находки исследователи пришли к выводу, что практически каждый житель древнего города владел простейшими азами науки того времени. При необходимости человек мог составить и написать на бересте короткое послание, что-то посчитать или пересчитать в пределах простейшего арифметического счета, отправить послание по нужному адресу, воспользовавшись тогдашней почтой.
Как на Руси называли учеников, обучавшихся у дьячка грамоте бесплатно?
Среди учителей грамоты, несомненно, преобладало белое духовенство – попы, дьяконы, дьячки, пономари, но были также монахи и монашки. Обучаясь церковной службе в соответствующих религиозных учебных заведениях, они получали кое-какую подготовку и к преподаванию, которое впоследствии совмещали со службой в церкви.
Кроме приходящих учеников, которых называли «маслаками», у учителя были еще и живущие ученики – «грубники» обычно из бедных или сирот. Они находились на полном содержании мастера, обязаны были помогать по хозяйству, в частности топить печь – «грубу».
Ответ: Грубник (7 букв).
Но, несмотря на это, грубники обычно лучше успевали в учении, чем маслаки. Тут нельзя не увидеть большой близости в отношении бытовых условий с ремесленным ученичеством.
Кого предпочитали нанимать в гувернантки в русские семьи в 18 веке?
Ответы Поле чудес 1.10.2021. Вот задание на третий тур.
В 18 веке в русские семьи гувернёра старались брать немолодого и женатого. А кого предпочитали нанимать в гувернантки?
В маленьких деревнях простейшей грамоте детей обучали «ведуны» – старейшины и иерархи общин. Особенности общинного строя древних славян позволял поддерживать такой довольно высокий по тем меркам уровень грамотности. У них не было классового разделения на богатых и бедных, и каждый мог рассчитывать на взаимоподдержку и взаимовыручку. Благодаря этому каждый ребенок, любого происхождения, имел право и возможность получить, при желании, так называемое начальное образование.
Самый известный документ, написанный велесовицей – «Велесова книга». Она представляет собой исторический сборник, рассказывающий об истории народов и событий, происходивших более трех с половиной тысяч лет назад, именно с того времени, когда произошло разделение индоевропейских народов. Авторами «Велесовой книги» были новгородские волхвы, которые и переписали ее в IX веке из трех древнейших источников.
В «Княжеской гриднице» в Сугорье мы постарались воссоздать не только внешние формы и внутреннюю обстановку этого особого и почитаемого для наших предков места, но, что гораздо важнее – передать сам дух той далекой, загадочной эпохи.
Посеченные щиты на бревенчатых стенах, тусклый отблеск мечей, шлемов и кольчуг, могучие, толщиной в ладонь, столы с расставленными на них братинами и кубками, резные лавки вдоль стен, кусочек летнего луга в виде «муравленой» изразцовой печи, золоченые княжеские кресла с огромной медвежьей шкурой над ними, мерцающий свет кованых светильников – хоросов. И венчает все это суровое северное убранство строгий образ Спаса Нерукотворного в красном углу.
Здесь нет стеклянных витрин, стендов, табличек «руками не трогать!», скучных экскурсоводов. История здесь оживает…
Запах дерева, металла и кожи здесь смешивается с ароматом ладана и воска, солнечный свет, проникая через витражи, весело играет разноцветной палитрой на грозных львах и семарглах, украшающих воинские щиты…