Что такое пословица 3 класс литературное
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературного чтения 3 класс
Предмет : литературное чтение
Тип урока : изучение нового материала
Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;
Познавательные УУД: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.
Основные понятия: пословица, поговорка.
Организация пространства: групповая работа.
І. Мотивация к учебной деятельности
— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
«Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Пожелаем нам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!»
— Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.
— Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?
— Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета:
Зеленый – требуется помощь
Синий – не справились
II . Формулирование темы урока, постановка цели
— организовать формулирование темы урока учащимися;
— организовать постановку цели урока учащимися.
У каждой группы листок с шифровкой.
1 группа: страха, у, велики, глаза.
2 группа: рубят, щепки, лес, летят.
Учащимся нужно расшифровать свою запись.
1 группа: у страха глаза велики.
— Как вы думаете, а что это такое?
(Это пословицы и поговорки)
— Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Самооценка работы группы)
III . Работа по теме. Актуализация знаний.
— организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл.
— Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная)
— Они относятся к устному народному творчеству.
— Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?
— Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.
Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка.
1 группа находит объяснение понятия – пословица.
2 группа – объяснение понятия – поговорка.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.
— Давайте оформим наши знания в виде схемы:
Краткость, меткость, мудрость
Образное крылатое выражение
Отношение к чему-либо без вывода
Знакомство с творчеством писателя В.И.Даля
Рассказ о В.И. Дале. Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19веке. Уроженец Луганской губернии, сейчас город Луганск. Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов.
— Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали. ( Самооценка работы группы)
Разделение пословиц на темы. Объяснение и понимание смысла пословиц и поговорок.
Работа с пословицами.
Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.
Разделение пословиц на темы.
— Объясните, как вы это понимаете.
— Сейчас мы будем собирать пословицы-ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах и объяснить их смысл.
Работаем по группам:
— Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях, о друзьях и дт.)
— Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову.
1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе.
2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии.
3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года.
На листе записаны пословицы и поговорки:
(Самооценка работы группы).
Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира.
— Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?
За все берется, но не все удается (русс.)
— В любом деле нужно умение (удм.)
Кто рано встает, тому бог подает (русс.)
– Ранняя пташка ловит червяка (англ.)
Терпенье и труд, все перетрут (русс.)
Терпеливый нашел и вбил гвоздь в камень (татар.)
IV . Контролирующее задание
— проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки
Игра «Пословица или поговорка»
— Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.
1. Глаза боятся, а руки делают (пос.)
2. Семь пятниц на неделе (пог.)
3. Хлеб всему голова (пог.)
4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи (пос.)
5. У Федорки всегда отговорки (пог.)
6. Сам пропадай, а товарища выручай (пос.)
— Оцените свою работу.
Самооценка работы группы.
V . Рефлексия учебной деятельности на уроке
— зафиксировать новое содержание урока;
— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Презентация на тему Пословицы 3 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ФОЛЬКЛОР ПОСЛОВИЦЫ СКАЗКИ ПОТЕШКИ ЗАГАДКИ НЕБЫЛИЦЫ ПЕСНИ СКОРОГОВОРКИ БЫЛИНЫ ЗАКЛИЧКИ считалки
Цель: узнать, что такое пословица, зачем они сочинялись, какие бывают пословицы
Без соли, без хлеба вылетит – не поймаешь. Семь раз отмерь- а человек умом. Слово не воробей: и рубля не бывает. Близок локоток, а два лучше. Без копейки один раз отрежь. Ум хорошо, худая беседа. Красна птица пером, да не укусишь.
Семь пятниц на неделе… Ищи ветра в поле… Моя хата с краю… Свет не без добрых людей… Что в лоб, что полбу… Язык без костей… Поговорка – это краткое мудрое изречение, но в отличие от поговорки не даёт советов
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Русские народные пословицы и поговорки.
Цель: узнать, что такое пословица, зачем они сочинялись,какие бывают пословицы.
Ожидаемые результаты: развитие навыков работы с художественным текстом, внимание к подтексту и авторству, обогащение речи учащихся, формирование нравственных понятий.
1. речевая разминка
2. Постановка темы и целей
4. Подведение итогов
Номер материала: ДБ-067346
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ», 3 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»
• Обобщить знания учащихся о народных пословицах. Развивать интерес к изучению этой темы.
• Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
• Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,
• Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Оборудование:
плакат с пословицами, карточки с пословицами у каждой группы, книги с пословицами, ТСО.
— Ну, что, ребятки, прозвенел и смолк звонок,
А, мы будем начинать урок.
2. Речевая разминка.
Интересно нам читать,
-К чему нас призывают эти слова?
— Что мы будем делать сегодня с вами на уроке?
-Тему урока подскажут предложения. На доске:
— Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?
(Пословицы.)
— Правильно, и тема нашего урока: «Пословицы и поговорки».
-Пословицы и поговорки относятся к устному народному творчеству, т.е. они появились тогда, когда люди еще не умели писать.
-Что же такое ПОСЛОВИЦА?
— Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.
-Что же такое ПОГОВОРКА?
«Кот наплакал», «Капля в море», «Ноги сами бегут»
Выручай товарища в еде.
У каждой вещи свое тесто.
Добрые дома человека красят.
Береги месть с молоду.
4. Вспомните пословицы с цифрой 7:
Когда много уехало, а его не стали ждать. (Семеро одного не ждут.)
Прежде, чем резать, хорошо подумай. (Семь раз примерь, один раз отрежь. )
Работать так, что вода польется по шее. (Работать до седьмого пота)
5. Вспомните другие пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.
(Семеро по лавкам.
За семь вёрст киселя хлебать.
Седьмая вода на киселе.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Ум хорошо, а два лучше.)
6. Иллюстрация к сказке «Лиса и Журавль»
-Какой пословицей заканчивается сказка?
7. Найди вторую половину пословицы:
Работа в группах
(Дети получают карточки с разрозненными пословицами)
Красота сердца не помогает
Торопливость делу торопись делом
Кто много читает, а от ели шишки
От яблони- яблочко, дороже красоты лица
8. Отгадай пословицу
Работа в группах
(Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы)
1 гр. Коса – камень. ( Нашла коса на камень. )
Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров.)
2 гр. Шило – мешок. ( Шила в мешке не утаишь.)
Язык – дело. ( Не спеши языком, торопись делом.)
3гр. Дело – мастер. ( Дело мастера боится. )
Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень – портит.)
Длинная она, ленивая швея.
Какова она, такова на ней и рубаха.
Солнце красит землю, а человека он.
Делу время, а ей час.
-Для чего человек придумал пословицы?
-Какую пословицу вы могли бы сказать
-человеку, который предал своего друга?
-человеку, который попросту тратит время?
-Я думаю, пословица будет вашей спутницей в жизни. Ваша речь будет яркой, краткой, ясной, выразительной, многозначной.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тест по литературному произведению «Моисей»
Технологическая карта по литературному чтению на тему «Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок»»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «Басни»
ФОС по литературному чтению 3 класс Школа России
План-конспект урока по чтению на тему «Друзья» (2 класс коррекционной школы 8 вид)
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Список литературы на лето после 2 класса. УМК «Школа России»
Иван Андреевич Крылов «Ворона и лисица»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5436115 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Пословица – что это такое простыми словами, для чего нужны пословицы и чем они отличаются от поговорок
Краткое изречение, в котором выражена мудрость.
Пословица – это краткое изречение, в котором обычно не более одного предложения. Ее отличительная особенность – наличие «мудрости» – то есть какой-то яркой мысли, совета. Например: «тише едешь – дальше будешь» или «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь».
В поговорках такой «мудрости» нет. Это просто выражение, которое можно применить в определенной ситуации. Например: «как собака на сене», «ни рыба, ни мясо».
Отличительные черты пословиц
Пословицы могут быть применены к огромному количеству разных ситуаций. Поэтому они так закрепились в языке. Например, «Был бы лес – соловьи прилетят» – это выражение можно применить в отношении любой сферы деятельности.
Пословицу можно адресовать любому человеку. То есть к человеку любого пола и возраста. Поэтому пословицы в русском языке рассматриваются как особый тип предложений – обобщенно-личные. Лицо в них «обобщено», им может быть мужчина, женщина, старик, ребенок. Пословицу «Сделал дело – гуляй смело» можно сказать каждому, кто ленится что-то делать или долго это откладывает.
Они могут быть синонимичными и антонимичными. Синонимичные – это такие, значения которых совпадают (как у синонимов). То есть в них одинаковые поучения, схожие мысли: «Был бы лес – соловьи прилетят» и «Была бы водица, а сено зародится». Другой пример: «Поспешишь – людей насмешишь» и «Тише едешь – дальше будешь».
В антонимичных пословицах значения прямо противоположные (как у антонимов): «Сделал дело – гуляй смело» и «Работа не волк – в лес не убежит».
Поэтому когда мне учитель математики говорила: «Не болтай! Слово – серебро, а молчание – золото!» – я всегда отвечал: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Противоположные значения характерны далеко не для всех пословиц. Например у пословиц типа «Родная земля – мать, а неродная – мачеха» не бывает антонимов. Потому что создавались они русским народом и таких понятий, как «эмиграция» в пору их создания не было. Их просто не было.
Два типа пословиц
Они бывают повествовательными и побудительными. В побудительных используются глаголы повелительного наклонения, например: «Не зная броду – не суйся в воду».
В повествовательных пословицах, наоборот, глаголы изъявительного наклонения. Они как будто констатируют определенный факт: «И комар лошадь свалит, если волк пособит».
Еще можно было бы выделить условные пословицы, которые сообщают об условии успеха какого-то дела, например: «Не поклонясь до земли, грибов не поднимешь» – но большинство филологов такой подтип не выделяют и относят подобные изречения к повествовательным пословицам.
С помощью чего создаются пословицы
С помощью рифмы. «Не зная броду – не суйся в воду» – вполне богатая рифма, рифмуются не только конечные гласные, но и два предшествующих им звука: «оду» – «оду».
Есть в пословицах и более простые рифмы, глагольные: «Неразумного учить – в бочку-кадку воду лить».
Ритм. Рифмы может не быть, но произноситься пословица будет ритмично. Посмотрите на ударные слоги в этой пословице: «тИше Едешь – дАльше бУдешь» – ударение падает на каждый второй слог.
Параллелизм. То есть расположение членов предложения (или частей речи) в одной части пословицы параллельно их расположению в другой. Смотрите: «Земля родная – колыбель золотая»: подлежащее с определением, сказуемое с определением. Если посмотреть на части речи, то параллельность будет еще более заметная: существительное с прилагательным – существительное с прилагательным.
Аллитерация. Когда в пословице повторяются одни и те же согласные звуки: «Не бей по роже – себе дороже».
Ассонанс – когда повторяются гласные. Ассонанс часто сочетается с аллитерацией. Например, вот в этой пословице повторяются и гласные «о», и согласные «р»: Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
Связь русских и зарубежных пословиц
Некоторые пословицы, очевидно, пришли в русский язык из-за рубежа. Например, у выражения «капля камень точит» есть латинский аналог, который переводится точно так же: «Gutta cavat lapidem». Или: «Не место красит человека, а человек место»: «Homo ornat locum, non locus hominem».
Но их мало. Зато можно часто наблюдать синонимию между русскими пословицами и зарубежными. Сравните: «На вкус и цвет товарищей нет» – «His olus, his oleum sapit, ergo vasta fit esca» (одни любят овощи, другие – масло, поэтому еда такая разная).
Полезные материалы по теме
Наша статья подошла к концу. Надеюсь, я смог объяснить вам, что такое пословица, и дал достаточно материала для развернутого ответа на уроке. У меня выходило еще несколько статей по литературе и лексике русского языка, посмотрите их:
Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам на почту будут приходить лучшие статьи рубрики Образование.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, в комментариях, используете ли вы в речи пословицы. Если да, то какая из них вам нравится больше всего. Моя любимая пословица (не знаю почему, возможно, мне ее часто говорила в школе учительница русского): «Не спеши коза в лес – все волки твои будут».
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Пословицы и поговорки
Автор работы: Кравцова Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ Кашарской СОШ Кашары, Ростовской области
Описание: Урок разработан для детей 3 класса. Материал может быть полезен педагогам, воспитателям ГПД, педагогам дополнительного образования.
III. Постановка учебной задачи. Совместное открытие знаний.
— В пословицах и поговорках выражен народный опыт, наблюдения. Пословицы – крылатая мудрость народа. Но чем отличаются пословицы от поговорок?
1. Работа в парах.
-Прочитайте, что говорит народ о пословицах и поговорках. Попробуйте в парах обсудить данную проблему.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Пословица всем делам помощница.
Пословица – мудрость народа.
У каждого Егорки свои поговорки.
Из поговорки слова не выкинешь.
Дети работают. Затем учитель выслушивает мнение всех желающих.
2 группа
Придумайте и расскажите историю, отображающую смысл ироничной пословицы «От доброго слова язык не отсохнет».
3 группа:
Нарисуйте картину, отображающую смысл пословицы «Друзья познаются в беде».
4 группа.
На листах пословицы разных народов. Необходимо из книги выбрать русскую пословицу, которая подходит по смыслу к данной.
«Один утренний час лучше двух вечерних» (Английская пословица)
«Утро вечера мудренее» (Русская пословица)
«Летом не соберешь, зимой не найдешь» (Кабардинская пословица)
«Летом пролежишь, так зимой с сумою побежишь» (Русская пословица)
«Учиться и в шестьдесят лет не поздно» (Японская пословица)
«Учиться никогда не поздно» (Русская пословица)
Самостоятельная работа по группам.
4. Проверка групповой работы.