Что такое пословица объяснить ребенку
Консультация «Как научить детей 5–6 лет понимать пословицы»
Русакова
Консультация «Как научить детей 5–6 лет понимать пословицы»
5-6 лет – благоприятный период для формирования у ребенка психических процессов, развития творческого потенциала, связной речи. Как известно, ее формирование и совершенствование тесно связаны с творческим мышлением, творческими способностями и другими сторонами психической деятельности. Формированием связной речи необходимо заниматься специально, особенно если речевое развитие нарушено. В этом возрасте нужно целенаправленно побуждать ребенка к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности, так как кроме коммуникативной уже развивается и планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Поэтому с 5 лет его можно знакомить с устойчивыми оборотами речи, которые часто встречаются в сказках, рассказах, помогают понять их настоящий смысл.
Понимание ребенком смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов происходит в том случае, если он умеет устанавливать логические и причинно-следственные связи, делать умозаключения. Но дошкольнику, особенно с речевыми нарушениями, сложно понять перенос значения выражений, вникнуть в их суть. Разбирая их в практически-игровой деятельности, обсуждая смысл каждого из них, воспитатели помогают ребенку запомнить пословицы, применять их к месту, более четко уяснять их внутреннее содержание.
Так же как и сказки, пословицы обращены в первую очередь к младшим поколениям и прямо или косвенно поучают, дают полезные советы,предостерегают от дурных или необдуманных поступков: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Береги честь смолоду, а платье снову», «как постелешь, так и выспишься».
Заключение о жизни в пословицах в конкретной образной форме. При этом образы оказываются настолько емкими и выразительными, что дают простор для самого широкого истолкования пословицы, для употребления ее в переносном смысле. Так, например, в пословице «Куй железо, пока горячо» под горячим железом подразумевается любое неотложное дело.
Выразительность пословицы усиливается необычайной лаконичностью и четкостью оформления мысли, а так же ритмической организацией речи,звуковыми повторами: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж», «И честь не в честь, коль нечего есть».
Благодаря образности, ритмическому складу, завершенности мысли пословицы воздействуют не только на разум,но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и укладываются в памяти, выверенные опытом многочисленных поколений, пословицы и сегодня служат борьбе за то, чтобы честность, правдивость, чуткость, любовь к труду и другие прекрасные человеческие качества становились нормами жизни каждого члена общества. Этим и определяется их большая роль в нравственно-эстетическом воспитании детей.
Пословицам отводится значительное место в учебных книгах. Немалое количество народных примет, пословиц помещено в книгах. Как правило, мудрые народные изречения связывают с тем материалом, который читается воспитателем.
Подробно анализируя с ребятами такие, например, пословицы, как «Отклад не идет на лад», «Не хвали себя, пусть люди похвалят», «Поспешишь – людей насмешишь», воспитатель добивается, чтобы сформулированные в них правила, требования, выводы закрепились в сознании детей и стали для них руководством во всех делах.
Чтобы научить детей правильно применять пословицы, полезно предлагать им такие, например,вопросы: «О ком,можно сказать: не спеши языком, торопись делом?», «Кому мы напомним: слово не воробей, вылетит – не поймаешь?» и т. д.
Воспитатель имеет возможность проанализировать и обсудить с детьми ряд половиц, поработать над их формой, словом и образом, поучить ребят употреблять к месту меткие народные изречения.
Возьмем пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Воспитатель обращает внимание детей на то, что в пословице труд и лень противопоставлены, и это действительно противоположные явления, они как бы враги. Трудом создаются все богатства земли. Люди выращивают хлеб, строят города, делают вещи, без которых нельзя обойтись. Поэтому труд в пословице ободряется, высоко оценивается. А лень порицается, она может испортить человека, толкнуть его на плохой путь. Воспитатель подчеркивает, что о труде, как о чем-то живом и таком важном, от чего зависит вся жизнь человека. Труд дает ему средства к жизни, а лень может испортить человека, изуродовать его жизнь. Беседа о пословице перерастает, таким образом, в разговор о жизни, о значении труда, об отношении к нему.
Воспитатель стремиться показать детям выразительность пословицы, дает им почувствовать,как сильно и точно высказано в ней народное убеждение в великом значении труда: он кормит. Слов в пословице мало, а мысль утверждается большая, важная, а звучит она складно, красиво. Как еще можно выразить эту мысль, какой пословицей? – ставится вопрос,и ребята без труда находят подходящее по смыслу изречение: «Кто не работает, тот не ест».
Через конкретные художественные образы пословиц воспитатель ведет детей к осмыслению жизни, к осознанию огромной нравственной и эстетической ценности труда. Пословицы развивают у детей способность мыслить отвлеченно, понимать переносное значение слов, вырабатывают чутье к образному языку.
Только основываясь на конкретном анализе текста пословицы, воспитатель сможет убедить детей в справедливости, меткости, мудрости народного изречения, показать большой объем его значения, эмоциональную и изобразительную силу, красоту звучания. В каждом отдельном случае должен быть раскрыт смысл заключенного в пословице образного выражения и то чувство, которое оно в себе несет. Через конкретные художественные образы народных пословиц воспитатель ведет детей к осмыслению и нравственно-эстетической оценке явлений окружающей действительности.
Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.
Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.
Консультация для родителей «Как научить детей играть вместе» Игра является универсальным помощником родителей. Наблюдая за играющим ребенком, можно многое узнать о его характере и при необходимости.
Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.
Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.
Консультация «Как безболезненно научить детей соревноваться?» Консультация может быть полезна для инструкторов и воспитателей. В младших группах, когда дети адаптировались в условиях детского сада и.
Пословицы про лето для детей старшего дошкольного возраста Фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы тесно связаны с развитием.
Пословицы для детей дошкольного возраста
Пословица – краткое изреченье, поученье, которое является народным творчеством. Изучение пословиц помогает социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм, развивает мышление, развивает речь, делает ее более богатой и выразительной, способствует пониманию фразеологизмов, формирует умение говорить чётко и выразительно, оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка. Рассмотрим обучающие активности с пословицами.
«Объясни пословицу». Научите ребенка объяснять пословицы своими словами. Такая деятельность прекрасно развивает мышление, умение делать собственные выводы. Рекомендуем каждый день читать по одной или несколько пословиц. Можно обсуждать пословицы в произвольном порядке, а можно их рассматривать тематическими блоками:
Пословицы о труде. Сделал дело — гуляй смело. Дело мастера боится. Любишь кататься — люби и саночки возить. Терпенье и труд все перетрут. Под лежачий камень вода не течет. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Делу время, потехе час. Что посеешь, то и пожнешь. Труд человека кормит, а лень портит. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, спеши делом. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Пословицы об учебе. Больше узнаешь — сильнее станешь. Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Ученье свет, а не ученье – тьма. По одежде встречают, по уму провожают. Век живи – век учись.
Пословицы о дружбе. Друга ищи, а найдешь — береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде. Гусь свинье не товарищ. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Старый друг лучше новых двух.
Пословицы о книгах. Не красна книга письмом, красна умом. С книгой жить – век не тужить. Книга мала, а ума придала. Хорошая книга – лучший друг. Кто много читает, тот много знает. Книги читать — скуки не знать. Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Выполните онлайн упражнения от Айкьюши
Пословицы о внешности. Не всё то золото, что блестит. Снаружи мило, а внутри гнило. Не по виду суди, а по делам гляди. Дело не в названии, а в содержании. Снаружи — красота, внутри — пустота.
Пословицы о манере поведения. Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь. Язык мой — враг мой. Никто за язык не тянет. Семеро одного не ждут. Тише едешь — дальше будешь. Поспешишь — людей насмешишь. Делая зло, на добро не надейся. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Запряг прямо, да поехал криво. Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы о характере. Смелость города берет. За правое дело стой смело. Яблоко от яблони недалеко падает.
Таких рубрик очень много – о семье и родителях, о погоде и природе, временах года, о растениях и животных, о судьбе, о деньгах, о человеческих достоинствах и недостатках.
«Продолжи пословицу». Ведущий произносит начало пословицы, ребенок договаривает конец пословицы. Можно играть с использованием мяча.
«Кто больше». Ребенок и взрослый произносят пословицы по очереди. Повторять пословицы нельзя. Побеждает тот, кто продержится дольше всех.
«Подбери пословицу». После прочтения сказки или рассказа ребенок с помощью взрослого пытается подобрать подходящую пословицу, которой можно кратко охарактеризовать героя или сюжет. Это игровое упражнение развивает способность объяснять смысл литературных произведений и делать вывод (мораль).
«Придумай пословицу». Можно научить детей придумывать пословицы, аналогичные уже существующим. Объясните детям, что в пословице мысль выражается очень сжато, поэтому высказывание должно быть максимально кратким, без лишних слов. Нужно составить новую пословицу, сохранив прежнюю форму. Если внимательно посмотреть ка пословицы, то можно заметить, что некоторые из них содержат слова: «каков – таков» (Каков привет, таков и ответ. Каковы сами, таковы и сани. Какой отец, таков и сын), «кто-тот» (Кто в нраве крут, тот никому не друг. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. Кто везде — тот нигде. Кто весел, а кто и нос повесил. Кто весной не пролежит, весь год будет сыт, Кто не работает, тот не ошибается), «как-так» (Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Как ручки сшили, так плечики и сносили). Эти клише можно взять за основу для сочинения собственных пословиц.
Для того, чтобы пословицы способствовали развитию детей, объясняйте им пословицы, так как многим из них присуща иносказательность, уместно используйте пословицы в своей речи, побуждайте детей самостоятельно использовать пословицы в различных ситуациях.
Кроме этого тренируйте общий кругозор, используя, например, загадки для детей. В загадках часто используются иносказательные образы, что также способствует обогащению нашего языка.
Открытое занятие «Скрытый смысл пословицы» в подготовительной группе
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ДЮЙМОВОЧКА»
«СКРЫТЫЙ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦЫ»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора – пословицами.
• Учить осмысливать значение пословиц. Раскрывать иносказательный смысл пословицы.
• Формирование умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях.
• Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления.Предварительная работа:Чтение сказок «В умной беседе-ума набраться. а в глупой свой потерять»—«Мудрая дева» р. н. с. «Умный и без денег богат»—«Честный мальчик» корейская с., «Как аукнется так и откликнется», «Сказка о глупости» И. Франко Рисование на тему «В мире русских народных пословиц».Свободное рисование «Как я понимаю половицу»Д\и «Собери пословицу». Решение проблемной ситуации в сказке «Два жадных медвежонка».Используемая литература :.Большой сборник пословиц с объяснениями. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей».О. А. Соломенникова «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством» Демонстрационный материал «В мире мудрых пословиц»,-схема с зашифрованной таблицей. Физ. мин. на мультимедийке. Парные картинки по пословицам.
Ход ЗАНЯТИЯ
Чему нас учат пословицы?
— Они учат нас смелости, верности, дружбе, трудолюбию.
— Много пословиц придумал народ. Есть пословицы о добре и зле, о правде и…
Пословицы и поговорки для детей
Пословицы и поговорки — это то, что передается из поколения в поколение семейными традициями и мудростью поколений. Несмотря на то, что у разных народов на разных языках есть свои пословицы и поговорки, во многом все они перекликаются и объединяются общим смыслом и значением.
Лично я даже и не заметила когда это началось, но я сама невероятно часто разговариваю с детьми, употребляя пословицы или поговорки. И что приятно, взрослея, дети также, незаметно для себя, применяют их в своей речи.
Поговорим сегодня о пословицах и поговорках для детей.
Пословица — это краткое изречение, воплощающее в себе поучительную мудрость народа. Пословица — заключает в себе законченную мысль.
Пример пословицы: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
А поговорки? Это что такое?
Поговорка – это просто фраза или словосочетание, полные красноречия, но не содержащие поучений. Они могут быть заменены любыми другими словами по смыслу. Поговорка, в большинстве своем, лишь часть суждения. Пример поговорки: «Положить зубы на полку».
И пословицы и поговорки — украшают человеческую речь и учат мудрости молодые поколения. Обычно, пословицы разделяются на несколько тем, чтобы проще было их находить и изучать. Приведем несколько примеров.
Пословицы о Родине
Пословицы про дом
Пословицы о дружбе
Пословицы про семью и детей
Пословицы про животных
Во все времена люди учились на примере братьев наших меньших. Вот подборка поучительных пословиц, основанных на использовании образов животных.
Пословицы о труде
Пословицы для детей
Пословицы о книгах и учебе
Велико тематическое разнообразие пословиц и поговорок, пользу которых для маленького человечка трудно переоценить.
Какова польза пословиц для детей
В чем же заключается мудрость и польза поговорок и пословиц для детей. Вот лишь некоторая доля плюсов пословиц:
Специалисты рекомендуют родителям знакомить детишек с пословицами и поговорками с самого раннего возраста. Правильное их применение в играх и развивающих занятиях помогает ребятам развиваться гармонично в соответствии с возрастом, развивает четкую и грамотную речь и прививает им любовь к родному русскому слову.
Игры, конкурсы и веселые задания с пословицами
Знание пословиц и мудрость поколений легче всего усваивается в игре. Изучая с ребенком пословицы и поговорки, периодически можно устраивать и забавы — игры и конкурсы с пословицами.
Закончи предложение
Самый простой способ запомнить пословицы и поговорки — поиграть с ребенком в эту игру. Взрослый называет часть пословицы, а ребенок должен продолжить:
Например: Кошки — вон. (ребенок продолжает) — мышам раздолье.
Знаток пословиц
Игра-соревнование на знание пословиц. Нужно, по-очереди говорить пословицы, не повторяясь. Проигрывает тот, у кого кончились все варианты)))
Объясни пословицу, или а где мораль?
Предложите детям объяснить смысл пословиц. Такое задание способно вывести на серьезный разговор, и научит ребенка искать мораль и делать правильные выводы из поступков, научит анализировать свое поведение и побудит быть лучше.
Игра «Двойняшки»
Предложить детям ряд пословиц написанных на карточках. За определенное время дети должны собрать пары пословиц, подходящих друг другу по смыслу.
Например: «Не все то золото, что блестит» и «Встречают по одежке — провожают по уму»
«Куй железо, пока горячо» и «Час упустишь, годом не наверстаешь»
Посмотрите вместе с детками видео-урок про пословицы и поговорки:
Вот такая беседа о пословицах и поговорках у нас получилась. Применяете ли вы в своей речи мудрость народов? Можете ли добавить какие-нибудь игры на знание пословиц и поговорок? Пишите в комментариях!
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки для детей старшего дошкольного возраста»
1. Обобщение опыта духовного наследия народного творчества.
1. Развивать навыки связной речи;
2. Способствовать развитию мыслительной деятельности;
3. Развивать способность рассуждать, объяснять, понимать прямое и переносное значение слов.
1. Воспитывать интерес к формам работы с пословицами и поговорками;
2. Воспитывать нравственные качества, культуру поведения.
Одним из средств воспитания нравственной эмоциональной сферы в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время является использование в речи пословиц и поговорок. С их помощью можно выразить свое отношение к происходящему. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершенностью, образной выразительностью. Они вводят ребенка в мир эмоциональных открытий и переживаний. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать и чувство любви к родной земле. В них обобщен опыт жизненных человеческих ценностей.
Поговорки и пословицы используются во всех практически видах деятельности. Так, удачное применение данного материала способствует исправлению каких-либо недостатков личностного характера. Это отличный способ для развития речи дошкольников. Стараясь объяснить значение пословицы, дети совершенствуют навыки мыслительной деятельности.
Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным,часто иносказательным выражением :легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.
Организуя работу с детьми, необходимо тщательно продумывать специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок.
Вот некоторые из них,часто используемые в работе с детьми:
Примеры поговорок
«Голод не тётка, пирогом не накормит»
«Не плюй в колодец — пригодится, воды напиться»
«Яйца курицу не учат»
«Назвался груздём — полезай в короб»
«Ложка дёгтя в бочке мёда»
«Как Вы лодку назовёте — так она и поплывёт»
«Дорога ложка к обеду»
«На Бога надейся, а сам не плошай»
«Друзья познаются в беде»
«От сумы да тюрьмы не зарекайся»
«Нашла коса на камень»
«Без Бога ни до порога»
Примеры пословиц
«За битого двух небитых дают»
«Своя рубашка ближе к телу»
«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт»
«Слезами горю не поможешь.»
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»
«Семеро одного не ждут.»
«У семи нянек дитя без глазу.»
«Семь раз отмерь — один отрежь.»
«Сытый голодному не товарищ.»
«Кто не работает, тот не ест.»
«Слово — дорого, а молчание — золото.»
«Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.»
«Тише едешь — дальше будешь.»
«Делу время — потехе час.»
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе.»
«Любишь кататься — люби и саночки возить.»
«Своя ноша не тянет.»
«На воре и шапка горит.»
«Волков бояться — в лес не ходить.»
«Копейка рубль бережёт.»
«Бережённого Бог бережёт.»
«Под лежачий камень и вода не течёт.»
«Один в поле не воин.»
«С миру по нитке — нищему рубаха.»
«Клин клином вышибают»
Давать задания надо в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.
1. Упражнение «Закончи пословицу» (воспитатель произносит начало, а дети должны продолжить, при затруднении предложить несколько вариантов ответов при выборе одного правильного).
2. Упражнение» Кто знает, тот продолжает» (первый произносит пословицу, следующий- другую, но обязательно по этой же теме).
3. Иллюстрирование пословиц и поговорок (кроме изобразительных средств можно предложить картинки для выкладывания на магнитной доске).
4. Моделирование пословиц и поговорок (с помощью кукол разыгрывают разнообразные ситуации).
• Век живи тем больше дров
• Как аукнется твоя неделя
• Делу время людей насмешишь
• Мели, Емеля так и откликнется
• Чем дальше в лес век учись
Поспешишь потехе час
Введение пословиц и поговорок в речь требует определенной системы. Объясняя смысл пословиц поговорок, используется прием сравнения, сопоставления предметов и их явлений.
Применение пословиц и поговорок в работе с детьми способствует приобщению к народной культуре, воспитанию нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, умственных процессов. А, значит, это дает возможность использовать пословицы и поговорки как эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения словарного запаса, улучшения восприятия окружающего мира и взаимосвязи с образностью русского языка.
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Консультация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» На занятиях по обучению грамоте.
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» Подготовила: Унагаева Л. М., Общение и отношения с людьми является одной из.
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей» Мы часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей.
Консультация для родителей «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста» Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая.
Консультация для родителей «Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста» Период развития ребенка от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие. Дети дошкольного возраста.
Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая.
Пословицы и поговорки по лексическим темам, в том числе с учетом регионального компонента: казачьи пословицы и поговорки Месяц Неделя Тема недели Пословицы и поговорки по лексическим темам Пословицы и поговорки (казачьи) Сентябрь 1-2 Мониторинг. День знаний.