Что такое посреднический бизнес
Агентские договоры: нюансы оформления и выгода для бизнеса
Вы удивитесь, как часто сталкиваетесь с агентами при решении бытовых вопросов. Покупка путёвки через турагентство, получение товара из пункта самовывоза, оплата интернета через терминал — это примеры агентских сделок. Вы встречаете агентов и в бизнесе, когда нанимаете курьера для доставки товара или получаете оплату через Яндекс.Деньги. Такие сделки отличаются от обычных, и мы расскажем почему.
Главное отличие агентских сделок в том, что в них появляется третий участник — агент. Он становится посредником между продавцом и покупателем и помогает им совершить сделку. Хоть появление посредника и усложняет учёт, не стоит отказываться от агентских договоров — они выгодны для обеих сторон.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Плюсы работы с агентом
Плюсы для самого агента
В агентском договоре участвуют трое
Проще разобраться на примерах.
У вас интернет-магазин. Для доставки товара вы обращаетесь в курьерскую службу. В этой ситуации вы — принципал, нанимаете агента — курьера, который доставляет товар до покупателя и получает оплату.
Вы становитесь принципалом, даже получая оплату электронными деньгами (Яндекс.Деньги, PayPal и т.д.). Ведь покупатель не платит вам напрямую, в дело опять вмешивается посредник — платёжная система.
Иногда принципал поручает агенту не продать, а купить товар. Например, вы — принципал, нанимаете риелтора — агента, чтобы купить квартиру. Такая ситуация тоже относится к агентским сделкам.
Агент работает от своего имени или от имени принципала
Агент выполняет поручение двумя способами — от своего имени или от имени принципала.
В первом случае агент представляется своим именем и оформляет на себя все документы, как будто принципала вообще нет. Клиент может и не узнать, что работает с посредником, и с вопросами и претензиями обратится к агенту.
Во втором случае агент оформляет все документы на имя принципала и как самостоятельный предприниматель в сделке не участвует. Это равносильно работе по доверенности, и у агента обязательств перед клиентом не возникает.
Агент получает вознаграждение от принципала
Доход агента — вознаграждение, которое он получает от принципала. Вариантов его расчёта — уйма, от простых до запутанных. Поэтому рекомендуем уделить внимание этому пункту в договоре. Вот несколько способов определить размер вознаграждения:
Кроме размера вознаграждения агент и принципал договариваются о сроках его выплаты. Здесь тоже несколько вариантов:
Принципал возмещает агенту расходы
Один из главных плюсов договора для агента — минимальные затраты на его исполнение.
Во-первых, агент не тратит деньги на закупку товара, ведь он принадлежит принципалу. А если товар плохо продаётся, это не приносит убытков.
Во-вторых, принципал возмещает агенту расходы по договору. Можно установить фиксированный размер возмещения без учёта реальных затрат. Другой способ — считать его по фактическим расходам агента. Тогда, чтобы не разориться на возмещении, принципалу важно определить в договоре:
Агент готовит отчёт о работе
Отчёт — обязательный документ, которым агент сообщает принципалу о проделанной работе. Рекомендуем заранее определить такие условия:
Принципал отправляет замечания по отчёту в течение 30 дней, если договором не определён другой срок. Позже внести правки не получится и придётся рассчитаться с агентом согласно отчёту.
Это далеко не всё, что можно рассказать об агентских договорах. Мы запланировали ещё несколько статей о том, как платят налоги агент и принципал при разных схемах взаимодействия.
Агентский договор в торговле: принципы, особенности
Агентский договор в торговле. Принцип работы по агентской схеме в торговле. Отличительные черты агентского договора в торговле. Отличия агентского договора от договора купли-продажи. Условия договора.
Агентский договор используется как в оптовой, так и в розничной торговле. Это полностью законная и вполне рабочая схема. Она позволяет принципалу сосредоточиться на основной деятельности, передав часть полномочий, расширять рынки сбыта с минимальными затратами, оптимизировать налогообложение за счет отсрочки уплаты НДС. У агента, в свою очередь, появляется возможность получить доход без большого стартового капитала.
Агентский договор достаточно сильно отличается от договора купли-продажи, поэтому риск переквалификации его невелик. Излишнего внимания налоговой можно избежать, правильно отразив в договоре суть взаимоотношений, не искажая смысл работы по агентскому договору.
Принцип работы по агентской схеме в торговле
При реализации агентской схемы в торговле агент становится посредником между принципалом, собственником (производителя, официального дилера и т.д.) товара и конечным потребителем. Собственнику это может быть удобно, потому что торговля не является профильным видом деятельности, заниматься ей самостоятельно невыгодно, вследствие отсутствия нужных специалистов или наличия большого количества разных товаров и т.д.
Отличительные черты агентского договора в торговле:
Отличия агентского договора от договора купли-продажи
Отличие состоит в том, что право собственности на товар к агенту не переходит, оно остается у принципала. Между принципалом и агентом создаются специфические, длящиеся отношения посредничества, между продавцом и покупателей таких нет. Агент предоставляет принципалу отчет, принципал финансирует агента, компенсирует его расходы в связи с выполнением поручения. И оплата производится не за товар (она не зависит от его количества и качества), а за выполнение задания принципала (и зависит от его объема и сложности).
В агентском договоре в торговле рекомендуется рассмотреть включение в него следующих пунктов:
Договор может быть признан незаключенным только если не согласовано условие о предмете, в остальных случаях суд будет определять условия по аналогии.
Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!
Звоните или пишите прямо сейчас!
Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com
Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше, чем просто юридические услуги
Как заработать на посредническом бизнесе — плюсы и минусы
Посредничество – одна из форм ведения бизнеса. В таком случае между покупателем и продавцом присутствует еще одно связующее звено – посредник. Его прибыль – наценка на товар. Посреднический бизнес один из самых примитивных. Однако это прибыльный вариант. Главное – правильно организовать его. Это один из самых рентабельных бизнесов.
Посреднический бизнес: что это такое
Посредническое предпринимательство подразумевает сведение двух сторон для продажи товара. Задача посредника заключается в том, чтобы свести продавца и покупателя.
Самый лучший пример посредничества – риэлторский бизнес. Продавец находит покупателей на квартиру своего клиента. Он полностью контролирует ход сделки и после ее завершения агент получает свой комиссионные отчисления.
Не стоит полагать, что деятельность заключается только в сведении сторон. Дополнительно также придется взять на себя определенные обязанности. Поэтому данный вариант заработка редко можно назвать легким.
Бизнес на посредничестве можно реализовать в любой сфере.
Достоинства и недостатки
Посреднический вид деятельности имеет свои как преимущества, так и недостатки. И это первое с чем должен ознакомиться человек, который решил отдать предпочтение данной сфере.
Заработок на посредничестве имеет следующие положительные качества:
Имеются у данного варианта заработка и свои минусы. Если одна из сторон некачественно выполнит свои обязанности, то предпринимателю придется нести за это ответственность.
Первое время доход не будет стабильным. К этому нужно быть готовым. Если посредник допустит какие-то ошибки, то информация о его плохой репутации быстро распространится по потенциальным покупателям.
Есть риск, что в нише будет слишком много конкурентов. Пример посреднического бизнеса с высокой конкуренцией – недвижимость. Особенно это касается крупных городов.
Современное посредничество
Как было сказано, многие сферы уже заняты. Выбирать их бессмысленно. Лучше находить новые идеи для заработка. Отличный вариант – стать посредником в сфере фриланса.
Суть бизнеса
Чтобы зарабатывать посредничеством, нужно уметь вести переговоры. Это основная суть данного бизнеса. Успешное заключение сделок – основа деятельности. Нужно уметь подбирать удачную идею для организации, анализировать рынок в целом.
Специальных знаний и специфического образования не требуется. Главное – грамотно подходить к делу.
Примеры посреднического бизнеса
Есть масса примеров посреднического вида бизнеса. Каждый предприниматель с легкостью подберет наиболее удобный и интересный для себя вариант.
Агентство по подбору сиделок и нянь
Это не самый доступный вариант для организации. Придется найти квалифицированный персонал, а также отдельное помещение под офис. Для поиска клиентов придется пустить деньги на рекламу.
Доставка
Это отличный пример посреднического предпринимательства. Большие вложения в данном случае не требуются. Нет необходимости в аренде помещения. Вести бизнес можно с собственного дома. Товар можно развозить самостоятельно или договориться со студентами.
Недвижимость
Осуществлять такую деятельность можно далеко не во всех городах. В большинстве населенных пунктов ниша уже занята. При выборе сферы недвижимости придется искать людей, которые хотят продать или сдать свою квартиру. После этого нужно будет найти клиентов, которым будут демонстрироваться вся недвижимость, с владельцами которой был заключен договор. Если сделка прошла успешно, то предприниматель получит процент от нее.
Интернет-магазины
Можно организовать бизнес на посредничестве по принципу совместных покупок. Основная задача – находить покупателей, делать заказ у поставщика и получать свой процент после доставки товара. Посредник должен сформировать минимальный заказ, чтобы обеспечить более низкую стоимость. Это основное преимущество совместных покупок для покупателей.
Услуги по ремонту
Такой вариант один из самых прибыльных. Вложения минимальные. При этом бизнес можно совмещать с иными вариантами.
Основная задача посредника – привлечение квалифицированных специалистов для выполнения строительных работ. Предварительно с ними нужно будет заключить договор о сотрудничестве.
Организация праздников
Необязательно нанимать к себе на работу музыкантов, ведущих и т.д. Их можно привлекать к сотрудничеству по мере необходимости. Основная задача посредника – организовать праздник. В план его работ входит поиск всех необходимых для этого артистов. За это он будет получать процент.
Клининг
Можно выполнять как разовые работы по уборке, так и систематические. Персонал для выполнения задач будет найти нетрудно.
Специфика работы
Доход посредника – комиссионная выплата. Посредничество можно организовать как в интернете, так и в реальности. Для него главное – грамотно предоставлять информацию об услугах или товарах. Именно посредник должен обеспечить приток клиентов.
Кто может стать посредником
Посредничество – форма бизнеса, которая подойдет не каждому. Нужно иметь способность искать и находить уникальную малодоступную для всех информацию. Специалист обязательно должен иметь хорошие коммуникативные навыки. Также нужно уметь самостоятельно пиарить себя и свои товары.
Важен и креативный подход к делу. Также предприниматель должен иметь хотя бы минимальное количество средств на первичную рекламу и поиск клиентов. К важным качествам также относят стрессоустойчивость. Все эти качества определяют идеального посредника.
Развитие бизнеса
Недостаточно запустить посредническое предприятие. Также нужно уметь его развивать.
Для развития фирмы нужно организовать качественную рекламу. Отличным вариантом станет создание своего сайта или группы в социальной сети с дальнейшим их продвижением. Это даст возможность доставить свое предложение непосредственно до целевой аудитории. Если планируется открытие офиса, то обязательна раздача листовок, яркая и понятная реклама на фасаде, расклейка объявлений.
Поэтапное создание бизнеса
Создать бизнес нетрудно, если придерживаться основных рекомендаций. Нужно действовать пошагово.
Выбор ниши
Невозможно определить идеальную нишу для всей России. Нужно учитывать особенности конкретного региона. Требуется проанализировать рынок услуг и товаров своего города. Идеально если выбранная сфера будет нравится предпринимателю. Это повысит шансы на успех.
Составление бизнес-плана
Разбираясь, как заработать на посредничестве, обязательно нужно составлять бизнес-план. Это наглядно продемонстрирует все риски и слабые стороны будущего дела. Требуется прописать все особенности выбранной ниши, ее сильные и слабые стороны. Также нужно указать первоначальные затраты, ожидаемый доход, маркетинговую стратегию.
Официальное оформление
Основа успешного делового дела – его официальное оформление. Требуется зарегистрировать ИП. Лучше это делать, когда уже дело открыто и его процессы налажены. В таком случае можно быть уверенным в том, что оно будет давать доход.
Поиск клиентов и сотрудников
Сотрудников можно находить через доски объявлений. Главная характеристика в том, что нет необходимости в найме постоянных работников. Важно – подбирать сотрудников, которые будут качественно выполнять свою работу.
Поиск клиентов может осуществляться как в оффлайне, так и интернете. Все зависит от подобранной ниши. Можно размещать объявления о предоставляемых услугах или реализуемых товарах.
Рабочий процесс
Первое время жизнь вряд ли покажется медом. Понадобится контролировать самостоятельно все процессы, чтобы быть уверенным в качестве предоставляемых товаров или услуг. Когда работа будет налажена, появится больше свободного времени. Практически все процессы можно доверить своим сотрудникам.
Маркетинговая стратегия
Посреднический бизнес бюджетный, но это не значит, что затраты полностью отсутствуют. Придется потратиться на реализацию маркетинговой стратегии. Для грамотной рекламы можно обратиться к специалистам. Рекламу лучше проводить по нескольким направлениям, размещая объявления как на улице, так и в интернете.
Советы предпринимателям по грамотному оказанию услуг
Нужно понимать, что посредничество сильно отличается от прямых продаж. Нужно уметь вести переговоры, находить клиентов. Важна грамотная логистика. Нужно сотрудничать с другими предпринимателями.
При выборе продавцов или наемных рабочих для выполнения работы, нужно обязательно читать отзывы, потому что от них сильно зависит репутация бизнеса.
Посредничество – выгодный тип бизнеса, но только при правильной организации.
Как заработать на услугах посредника
Интернет-магазины уже давно перестали быть редкостью. Подавляющая часть пользователей русскоязычного интернета регулярно совершает покупки, не выходя из дома. Однако зарубежные магазины для многих остаются лишь мечтой. Они отличаются огромным ассортиментом и неплохим качеством предлагаемого товара (при этом в обычных российских магазинах преобладают лишь подделки и копии по цене в 2-3 раза превосходящую цену оригинала). Мешает незнание языка, сложности с оплатой и доставкой. Поэтому сейчас очень востребованы услуги посредников, которые берут на себя все заботы.
Покупателю остается лишь выбрать на сайте то, что ему нужно, отправить заявку посреднику, внести предоплату и ждать свой заказ.
Помимо стоимости товара, покупатель оплачивает налоги (если они есть), пересылку в пределах территории той страны, где находится магазин, пересылку в Россию и комиссионный процент посреднику.
Где заказывать?
Есть и другой вариант заказа — в крупнейших розничных интернет-магазинах или на интернет-аукционах (наиболее популярны китайский TaoBao и англоязычный eBay). Они привлекательны огромным выбором самых различных товаров — от техники до брендовой одежды, от украшений до строительных материалов, от антиквариата до автомобилей по низким ценам. Однако заказывать на них без помощи посредников либо довольно сложно, либо совсем невозможно, так как для оплаты заказа может понадобится специальная карта (например, интернет-магазин TaoBao работает лишь со специальной платежной системой Alipay, которая доступна исключительно для владельцев китайских пластиковых карт).
Кроме того, большинство продавцов не высылает товар в Россию или другие страны, а связываться со специальными посредническими компаниями при единоразовом заказе не очень выгодно, так как они берут большой процент (до 40 %) за свои услуги. Поэтому желающие сделать заказ с такого сайта с удовольствием пользуются услугами «частных» посредников.
Персонал
Как правило, это два человека — один в России, принимающий заказ и предоплату за него, а второй — в стране, где находятся продавцы с определенного интернет-магазина, оплачивающий товар своей картой и высылающий его в Россию. Русскоязычного посредника за рубежом можно найти на специальных сайтах и форумах. Однако к его выбору надо подходить очень осторожно. Случаи обмана или мошенничества, к сожалению, встречаются довольно часто. Оптимальный вариант, когда второй посредник — знакомый вам человек.
Покупатели
Где искать покупателей? Конечно, можно создать свой сайт и предлагать свои услуги через него. Однако, как и в любом посредническом бизнесе, здесь на первом месте стоит ваша хорошая репутация. Чтобы ее заработать, можно первое время помогать друзьям и знакомым или работать без предоплаты, что грозит вам денежными потерями из-за невыкупленных по какой-то причине заказов.
Но лучше искать свою прямую целевую аудиторию там, где она проводит большую часть своего времени. По статистике большинство покупок совершают женщины. Многие посредники предлагают свои услуги на женских форумах или в тематических группах в соцсетях. Доверие к участнику форума или группы намного выше, чем к «постороннему» человеку, а после нескольких первых успешно выполненных заказов у вас уже не возникнет вопроса, где искать своих клиентов.
Для максимального удобства навигации по сайту укажите ссылки на основным разделы по тематике (женская одежда, игрушки, книги, обувь и т. д.), опишите схему расчета стоимости заказа, условия оплаты, сроки доставки, оговорите возможные форс-мажорные ситуации. Многие заказчики считают, что получив вещи, неподходящую по размеру или качеству, они могут вернуть ее обратно в течении определенного периода. Обычно это либо невозможно, либо крайне невыгодно, так как заказчику придется снова платить за пересылку, которая может обойтись намного дороже стоимости самого товара, обратно продавцу. Во избежание возможных недоразумений это должно быть подробно прописано в условиях оказания ваших услуг как посредника.
Также внимательно изучите таможенные ограничения на пересылку разных видов товара (например, запрещено перевозить любые жидкости) и на количество посылок, не облагаемых пошлиной.
Этапы работы
На первоначальном этапе создание такого небольшого «бизнеса» практически не требует никакого стартового капитала, кроме оформления банковской карты (1,5-3 т. р.), если есть возможность расплачиваться напрямую, создания сайта или платы за размещение коммерческого объявления на региональном форуме (500 р./мес.). Прибыль же прямо зависит от количества заказов. Как показывает практика, в течение 3-6 месяцев можно выйти на стабильный ежемесячный доход от 10 т. р. Эта цифра может быть больше, если иметь в наличии некоторое количество товара, который пользуется особым спросом, или одновременно с другими заказами закупать товар для своего интернет-магазина, существенно экономя на доставке
17 бизнес‑моделей. Придумать новую или использовать старую?
background:white»> Гарантия того, что продукт соответствует потребностям рынка, является лишь одной из составляющих успеха. Другой ключевой фактор — ответ на вопрос, как вы собираетесь зарабатывать деньги. И здесь вступает в игру бизнес-модель.
Что такое бизнес-модель?
По своей сути бизнес-модель — это описание того, как бизнес зарабатывает деньги. Она объясняет то, как вы создаете выгодные условия клиентам по соответствующей цене.
Термин «бизнес-модель» получил широкое распространение с появлением персонального компьютера и электронных таблиц. Эти инструменты позволяют предпринимателям экспериментировать, тестировать и в то же время планировать затраты и потоки поступления доходов. С помощью таблиц предприниматели вносят быстрые изменения в бизнес-модели и сразу видят, как эти изменения могут повлиять на их бизнес сегодня и в будущем.
Структура бизнес-модели состоит из трех частей:
Очевидно, что бизнес-модель — это просто исследование того, какие издержки и расходы у вас есть, и сколько денег вы можете брать за продукт или услугу.
Суть эффективно работающей бизнес-модели: получать от клиентов денег больше, чем требуется на разработку продукта.
Различные бизнес-модели могут усовершенствовать любой из этих трех компонентов. Возможно, вам по силам минимизировать затраты на стадии проектирования и производства. Или у вас есть ресурсы для более эффективных методов маркетинга и продаж. Может быть, вы готовы предложить инновационный способ оплаты для клиентов?
Как бы то ни было, имейте в виду: для эффективной стратегии не требуется новая бизнес-модель, достаточно подсмотреть на рынке уже существующую. Например, большинство ресторанов работает по стандартной бизнес-модели, но каждое заведение фокусирует свою стратегию на определенной категории клиентов.
7 вопросов для оценки бизнес-модели по Остервальдеру:
1. Стоимость переключения
Насколько сложно потребителям переключиться на товары или услуги другой компании?
2. Регулярный доход
Требует ли каждая продажа новых усилий или она дает определенную гарантию последующих продаж и доходов?
3. Доходы и издержки
Вы получаете доход до или после того, как возникают издержки?
4. Революционная структура издержек
Ваша структура издержек иная и принципиально лучше, чем у конкурентов?
5. Перекладывание работы на другие стороны
Позволяет ли ваша бизнес-модель потребителям и третьим сторонам бесплатно создавать ценность для вашей компании?
Легко ли вы можете расти, не сталкиваясь с препятствиями, например, связанными с инфраструктурой, поддержкой потребителей, наймом персонала?
7. Защищенность от конкуренции
Хорошо ли бизнес-модель защищает вас от конкурентов?
17 наиболее распространенных бизнес-моделей
Подавляющее большинство компаний использует уже существующие и проверенные на практике бизнес-модели, лишь совершенствуя их, чтобы найти конкурентные преимущества. Вот список бизнес-моделей, которые вы можете использовать, чтобы начать бизнес.
1. Реклама
Рекламная бизнес-модель существует уже давно и становится все более оригинальной, по мере того, как мир переходит от печатных материалов в онлайн. Основы модели строятся вокруг создания контента, который люди хотят читать или смотреть, и показа рекламы своим читателям или зрителям.
В рекламной бизнес-модели нужно удовлетворить потребности двух групп клиентов: читателей или зрителей, а также рекламодателей. Читатели могут вам платить или не платить, но рекламодатели, безусловно, платят. Модель рекламного бизнеса иногда сочетается с форматом краудсорсинга, когда создание контента не требует денежных ресурсов, так как его предоставляют пользователи.
Примеры: The New York Times, YouTube
2. Партнерская программа
Партнерская бизнес-модель связана с рекламной моделью, но имеет некоторые специфические особенности. Чаще всего в партнерской модели используются ссылки (они встраиваются в контент), а не визуальные рекламные объявления, которые легко идентифицируются.
Например, если вы запустите сайт, посвященный обзору книг, вы cможете вставлять партнерские ссылки на Ozon или другие книжные интернет-магазины в свои обзоры. Если посетитель, перейдя по ссылке, купить книгу, партнер заплатит вам небольшую комиссию за продажу.
Примеры: «Альпина Паблишер», Ozon, Aviasales
3. Комиссия
Посреднические бизнесы связывают покупателей и продавцов, тем самым упрощая сделку. Они взимают плату за каждую транзакцию либо с покупателем, либо с продавцом, а иногда с обоими.
Одним из наиболее распространенных посреднических бизнесов является агентство недвижимости, но есть много других видов услуг. Например, некоторые помогают строительным компаниям найти покупателей.
Примеры: агентства недвижимости, PR-агентства, event-компании, рекрутинговые агентства
4. Кастомизация
Некоторые компании используют существующие продукты или услуги, дополняя их элементами, которые делают каждую продажу уникальной для конкретного клиента.
Вспомните, к примеру, специальных туристических агентов, которые заказывают поездки для состоятельных клиентов. Кастомизация применима и к таким продуктам, как кроссовки Nike.
Примеры: NIKEiD, «Рубашка на заказ», «Велокрафт»
5. Краудсорсинг
Если вам удалось объединить большое количество людей, которые снабжают ваш сайт контентом, то вы используете модель краудсорсинга. Эта бизнес-модель чаще всего сочетается с рекламным форматом для получения дохода, но есть много других вариантов этой модели. Например, можно предоставить дизайнерам возможность разрабатывать дизайн футболок и выплачивать им процент от продаж.
Компании, которые пытаются решать сложные проблемы, часто публично раскрывают свои проблемы, чтобы кто-нибудь поделился советом. Авторы успешных решений получают награды, и компания за счет этих советов может развивать свой бизнес. Ключом к успешному бизнесу по модели краудсорсинга является предоставление «правильного» поощрения для привлечения «толпы».
Примеры: ЖЖ, YouTube, P&G Connect and Develop
6. Отказ от посредников
Если вы хотите производить продукт и продавать его в магазинах, то вам придется работать через посредников, чтобы ваш продукт попал с конвейера на полку магазина.
Работа без посредников предполагает, что вы обходите всех в цепочке поставок и продаете товары потребителям напрямую. Это позволяет снизить затраты и выстраивать прямые и честные отношения с клиентами.
Примеры: Casper, Dell
Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей, которые не разбираются в бухгалтерии. Начинающим ИП — год в подарок!
7. Дробление
Вместо продажи всего продукта вы можете продавать только часть этого продукта, используя бизнес-модель дробления.
Один из лучших примеров этой бизнес-модели — совместная аренда имущества, когда группа людей владеет только частью дома для отдыха.
Примеры: Disney Vacation Club, NetJets
8. Франшиза
Франчайзинг особенно распространен в ресторанной индустрии, но вы также нередко сможете видеть примеры его реализации во всех сферах услуг — от уборки помещений до кадровых агентств.
Эта бизнес-модель предполагает продажу стратегии для запуска и ведения успешного бизнеса кому-то другому. Часто вы также продаете доступ к бренду и службам поддержки, которые помогают новому владельцу франшизы успешно работать на рынке. По сути, вы продаете доступ к успешной бизнес-модели, которую сами же и разработали.
Примеры: Domino`s Pizza, McDonald’s, Subway, «Шоколадница»
9. Freemium
Эта бизнес-модель предполагает, что вы бесплатно предоставляете часть своего продукта или услуги и взимаете плату за дополнительные опции.
Freemium — это не то же самое, что бесплатная пробная версия, которая открывает клиентам доступ к продукту или услуге на ограниченный период времени. Модель freemium позволяет иметь бесплатный доступ к неограниченному использованию базовых функций и предполагает плату только для клиентов, которым нужна дополнительная функциональность.
Примеры: MailChimp, Evernote, LinkedIn, Lingualeo
10. Лизинг
Лизинг может показаться похожим на дробление, но на самом деле эти бизнес-модели очень разные. При дроблении вы продаете постоянный доступ к части чего-то. С другой стороны, лизинг похож на аренду. С окончанием срока действия договора клиент обязуется вернуть продукт, который арендует.
Модель лизинга чаще всего используется для дорогостоящих продуктов, когда клиенты не могут позволить себе покупку, но зато им доступна аренда продукта на определенное время.
Примеры: «Уралпромлизинг», «ЛИАКОН», «ЗЕСТ»
11. Low-touch
Благодаря бизнес-модели с низким уровнем обслуживания компании снижают свои цены за счет предоставления меньшего количества услуг. Один из лучших примеров такого типа бизнес-модели — бюджетные авиалинии и продавцы мебели вроде IKEA. В обоих случаях бизнес-модель low-touch означает, что клиентам необходимо либо приобретать дополнительные услуги, либо делать что-то самостоятельно, чтобы снизить затраты.
Примеры: IKEA, Ryan Air, «Победа»
12. Маркетплейс
Торговые площадки позволяют продавцам выставлять товары для продажи и предоставлять клиентам простые инструменты для контакта с продавцами.
Эта бизнес-модель позволяет получать доход из различных источников, включая сборы с покупателя или продавца за успешную сделку, дополнительные услуги, помогающие рекламировать товары продавца и т.д. Модель может использоваться как для продуктов, так и для услуг.
Примеры: eBay, Airbnb, «Ярмарка Мастеров», Ticketland
13. Оплата по факту использования
Вместо предварительной покупки определенного количества продуктов клиенты оплачивают фактическое использование в конце расчетного периода. Модель pay-as-you-go наиболее распространена в домашних условиях, но она применяется к таким продуктам, как чернила для принтера.
Примеры: HP Instant Ink
14. «Бритва и лезвие»
Эта бизнес-модель названа в честь продукта, благодаря которому и была придумана: продайте долговечный продукт ниже стоимости, чтобы увеличить объем продаж одноразового компонента этого продукта.
Вот почему компании, производящие бритвы, отдают саму бритву практически бесплатно, предполагая, что вы станете постоянным покупателем огромного количества лезвий в долгосрочной перспективе. Цель продажи — завлечь клиента в систему постоянного взаимодействия и гарантия того, что с течением времени будет много дополнительных покупок.
Примеры: Gillette, струйные принтеры, Caterpillar, Amazon’s Kindle
15. «Бритва и лезвие наоборот»
Переосмыслив предыдущую бизнес-модель, вы можете предложить клиентам продукт с высокой стоимостью и развивать продажи дополнительных продуктов с низкой стоимостью. Подобно модели «бритва и лезвие», клиентов часто мотивируют присоединиться к определенной продуктовой системе. Однако в отличие от предыдущего варианта, первоначальная покупка в этом случае становится большой продажей, в результате которой компания зарабатывает большую часть своих денег. Дополнительные продукты предполагаются только для того, чтобы клиенты пользовались изначально дорогостоящей вещью.
Примеры: iPod и iTunes, Keynote, Numbers
16. Обратный аукцион
Эта бизнес-модель дает возможность покупателям называть продавцам свою цену. Так, например, Priceline.com в свое время произвел революцию в онлайн-бронировании именно благодаря такой концепции. Пользователи сайта выбирают интересующий их район города, звездность отеля и называют цену, которую готовы заплатить. Если эта цена не ниже конфиденциальных тарифов на номера, которые предоставляют заведения, сразу же приходят подтверждение и название отеля.
Примеры: Priceline.com, LendingTree
17. Подписка
Эта бизнес-модель становится все более распространенной. Суть ее заключается в том, что потребители должны вносить абонентскую плату за доступ к услуге. Распространение эта бизнес-модель получила благодаря журналам и газетам, теперь она распространяется на программное обеспечение, онлайн-услуги, а иногда возникает и в сфере услуг.
Примеры: Netflix, Salesforce, Comcast
Приведенный список не является исчерпывающим, его можно дополнять. Но начинающим предпринимателям стоит помнить о том, что для достижения успеха в бизнесе далеко не всегда нужно изобретать новую бизнес-модель, ведь все новое сопряжено с более высокими рисками. Напротив, использование существующих моделей может значительно упростить ситуацию, поскольку эти модели уже доказали свою эффективность.
Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.