Что такое пост в исламе
Соблюдение поста в вопросах и ответах
Что есть пост по Шариату?
– По Шариату пост – это несовершение ничего того, что могло бы его нарушить с рассвета до заката, имея для этого определенное намерение.
Какова мудрость возложения поста Всевышним?
– Первая мудрость поста заключается в том, что Всевышний заставляет раба выражать свою покорность Ему. Полноценный пост пробуждает сердце человека, помогает ему помнить об Аллахе. Когда человек будет испытывать жажду и голод, он вспомнит, что отказался от еды и питья ради Аллаха (добровольно), и то, что находится под господством и наблюдением Его.
Месяц поста Рамазан является баракатным месяцем, в котором днем люди постятся, раздают милостыню, а вечером совершают намаз-таравих, читают Коран, также встают ночью и поминают Аллаха. Многие мусульмане оживляются с приходом месяца Рамазан. Если человек голоден, то тело его оживляется для поклонения (ибадата), если же человек сыт, то сердце его черствеет, что подталкивает его к совершению действий, выходящих за рамки этикета. Пост тренирует тело и очищает сердце. Те, которые постоянно сыты, не могут понять голод бедняков и нуждающихся. Почувствовав голод во время поста, человек понимает голод бедняков и, сжалившись над ними, начинает помогать им. Пост помогает человеку уберечь свои органы от греха, а тело от зла и открывает ему врата для поклонения.
Каково достоинство поста?
– Всевышний Аллах говорит, что все деяния детей Адама для них, кроме поста. Пост же Мой, и Я за него вознагражу, и отплачу добром.
Постящийся имеет две радости: при разговении и при встречи с Аллахом в Раю. В Раю есть особые врата для тех, кто постился. Те, которые войдут через эти врата, увидят Аллаха. Воздаяния за другие деяния Всевышний увеличивает от десяти до семисот раз, а воздаяние за пост безгранично. Пост – это щит мусульманина перед Адом. Пост прибавляет здоровья и является вратами к добру. Пост в Судный день заступается за постившегося. Ду’а постившегося принимается, и вознаграждение ему записывается больше. В хадисах приводится много высказываний о достоинстве поста.
Что теряет человек, который не постился без шариатской причины?
– Если человек не постился один день, не имея на то шариатскую причину, то он не в состоянии возместить вред, который нанес сам себе, даже если будет поститься всю жизнь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал: «Я видел не постившихся людей, мучающимися, прибитыми за ноги и висящими вниз головой с разорванными ртами и истекающими кровью».
Каково шариатское решение о соблюдении поста в месяц Рамазан?
– Согласно Шариату, пост в месяце Рамазан – обязанность (фарз). Доказательство этому Коран, хадис и иджма‘. Тот, кто говорит, что не нужно поститься или зачем нужно поститься (с пренебрежением, издевкой), впадет в неверие. Если он вновь не прочитает шахаду, не примет Ислам и не покается, то будет ввергнут в вечный Ад.
Каковы условия к обязанию поста в месяце Рамазан?
– Для обязания к посту в месяце Рамазан человек должен быть мусульманином, совершеннолетним и здравомыслящим. Дети не обязаны поститься, но если они могут выдержать пост, то родители должны заставлять их поститься с семилетнего возраста. Женщине в период месячных и послеродовых очищений поститься грех, но после очищения она должна возместить пропущенные дни. Может не поститься находящийся в долгом пути человек и тот, здоровью которого голод может нанести вред (но это должно быть установлено богобоязненными опытными врачами, знающими обязательность и значимость поста). Но если эти люди способны выдержать, то лучше поститься, т.к. пропущенные таким образом дни необходимо восстановить.
Каково решение возмещения пропущенных постов в месяце Рамазан?
– Пост нужно обязательно возместить, не зависимо от причины. За пропущенный пост по уважительной причине греха не будет, но если нет шариатской причины, то пропускать пост греховно. Пропущенные в этом году посты без уважительной причины нужно возместить до наступления месяца Рамазана следующего года. За посты, не возмещенные в течение года, имея при этом возможность, налагается штраф (муд), а также за каждый день, пропущенный в месяце Рамазан, и увеличивается с каждым невозмещенным годом. Если пост был пропущен добровольно, или из-за халатности и принебрежения, то этот человек вместе с возмещением и выплачиванием муда должен покаяться, т. к. несоблюдение фарза является тяжким грехом. Например, если 20 лет назад не постился 30 дней, имея при этом возможность, и не возместил пост за все эти годы, то человек подвергается штрафу – шестистам мудам для раздачи бедным. Если не постился по уважительной причине, не позволяющей соблюдать пост, и до смерти не освободился от нее, то человек не должен ни возмещать пост, ни выплачивать муд. Если человек, имея возможность, не постился и умер, то за него возмещать пропущенные посты должен близкий родственник или же с его состояния выплачивается муд по числу пропущенных постов. Если же покойный не оставил ничего, то за него посты возместить может любой человек, так же как и отдать долги.
Если человек неизлечимо болен, что позволяет ему не поститься, или же стар и не может соблюдать пост, то за каждый пропущенный пост должен заплатить муд. Если беременная женщина или кормящая мать во избежание нанесения вреда своему здоровью не постится, то после она должна возместить посты. А если она не постилась, боясь за здоровье своего ребенка, то должна и возместить посты, и выплатить муд.
Что такое муд? Кому его нужно отдавать? Можно ли вместо него отдать деньги, равные его стоимости?
Какое ду‘а читается после разговения?
– Постящемуся хорошо побольше поминать Аллаха, читать салават, молиться, ибо его мольба принимается.
После разговения читается это ду’а: «Аллагьумма лака сумту, ва гIала ризкъика афтIартIу, ва бика аманту, ва лака асламту, ва гIалайка таваккалту, ва рахIматика ражавту, ва илайка анабту, загьаба ззамау вабталлаатиль гIурукъу, ва сабаталь ажру иншаАллагь. Я ВасигIаль фазли, игъфир ли. АлхIамду лиллагьи ллази, агIанани фасумту, ва разакъани фа афтIарту. Аллагьумма ваффикъна лиссиями ва баллигъна фигьиль къияма ва агIинна гIалайгьи ва ннасу ниямун, ва адхиналь жанната биссалами».
Перевод: «О, мой Аллах! Я ради Тебя постился, Твоим благом разговелся, я уверовал в Тебя, я Тебе покорен, я уповаю на Тебя, я надеюсь на Твою милость, я повернулся к Тебе, жажда прошла, промокли кровеносные сосуды, если захочет Аллах – получу вознаграждение. О, Всемилостивый Аллах! Ты смой мои грехи. Вся хвала Аллаху, помогавшему мне поститься и давшему мне блага для разговения. О, мой Аллах! Ты помоги мне поститься, дай силы встать ночью, когда люди спят, и введи нас в Рай Своим благословением».
Расскажите об обязательных составляющих поста?
– Пост имеет два обязательных составляющих. При отсутствии хотя бы одного из них пост нарушается.
1. Намерение. Его делают сердцем. Срок же его наступает с вечера и длится до рассвета постящегося дня. Если не сделали намерение, то весь следующий день обязательно нужно воздержаться от еды и питья, но этот день нужно возместить. Порядок полного намерения поста таков: «Я намереваюсь поститься завтра в месяце Рамазан этого года ради Аллаха». Во время желательного поста, если вы ночью забыли сделать намерение, то его можно сделать до обеда постящегося дня.
2. Второе составляющее – это предостережение от всех действий, нарушающих пост с рассвета до захода солнца.
Что нарушает пост?
– Пост нарушает преднамеренный прием пищи, питья (если съесть что-нибудь по забывчивости, пост не нарушается). Также пост нарушает проникновение в тело из естественных отверстий чего-либо телесного (например, через нос, рот, уши, половые органы, задний проход). Если капнуть в ухо что-нибудь или засунуть спичинку, пост нарушается. Пост нарушает и клизма. Если проглотить слюну после растворения сахара во рту или покурить, пост нарушается. С проглатыванием слюны или с проникновением внутрь через рот или нос пыли или насекомых, пост не нарушается.
От проглатывания наджасы (нечисти), например, слюны, смешанной с кровью из десен, пост нарушается, но если по какой-либо причине трудно этого избежать, то делается ‘афву (прощение). Постящийся должен быть осторожен при полоскании рта и носа. Если, стараясь тщательно прополоскать нос и рот, вода попадет вовнутрь, то пост нарушается. Если, по незнанию или по забывчивости что-нибудь попадет вовнутрь, то пост не нарушается.
Также пост нарушает преднамеренная рвота или половая близость. Если человек преднамеренно нарушит свой пост путем совершения полового акта, то он облагается искуплением (каффаратом) – двухмесячный пост без пропуска. Если пропустить хоть один день, то отчет двух месяцев начинается заново.
Пост так же, как и намаз, нарушается, если человек сойдет с ума, впадет в куфр (совершит действие, приводящее в неверие, языком или сердцем). Пост нарушают месячные, послеродовые выделения женщины.
Если, подумав, что солнце уже зашло, разговеться, а потом выяснится, что оно не зашло, то этот пост нарушается, и его необходимо возместить. Также нарушается пост, если подумав, что еще не рассвело, поесть, а потом окажется, что рассвет уже был.
Что является суннатами поста?
– Из суннатов поста является разговение сразу после захода солнца. Желательно разговляться фиником, а если его нет, то водой. Вставать перед рассветом для приема пищи; откладывание приема пищи ближе к рассвету; побольше читать Коран и поминать Всевышнего Аллаха; оберегание глаз, ушей, языка и других органов от греховного; полное омовение от половой близости до наступления рассвета; пребывание в мечети (и‘тикаф) особенно в последние десять дней месяца; побольше чтения ду’а (особенно после разговения, перед рассветом и при разговении в гостях); отказаться от удовольствий, особенно от хорошей и сытной еды и благовоний; желательно отдаляться от всего, что приносит удовольствие нафсу (обозрение греховного, слушание музыки и т. д.); уберечь себя от удовольствий, даже если они дозволенные. Желательно уберечь язык от споров, пререканий и ругани. Если кто-то и ругается, то, не отвечая ему, сказать: «Я держу пост». Желательно также раздавать побольше милостыни, почаще посещать мечеть и совершать другие благие деяния.
Соблюдавший эти вышеприведенные суннаты и этикет получит полное вознаграждение за пост. Если нет – вознаграждение уменьшится, особенно если не уберечь себя ото лжи или поклепа, а тело от греховного, то от поста, кроме голода и жажды, он не получит никакого вознаграждения. Месяц поста – это месяц, когда следует отказаться от удовольствий и отдыха для тела и необходимо усердствовать в поклонении.
В какие дни желательно поститься?
– Из желательных для поста дней является день Арафа (для тех, кто не находится в хадже). Это девятый день месяца зуль-хиджа. У постившегося в этот день смываются грехи предыдущего и последующего годов.
Желательно поститься в день Ашура – десятый день месяца мухаррам, а также в девятый и одиннадцатый день этого же месяца. Если поститься в день Ашура, то смываются грехи предыдущего года. Желательно также поститься в понедельник и четверг каждой недели; в пятницу и в предыдущий или последующий за ней день (отдельно в пятницу не желательно).
Желательно поститься шесть дней в месяце шавваль после Рамазана. Если человек постился в месяце Рамазан и после шесть дней в месяце шавваль, то он будет подобен постившемуся весь год. Есть еще другие месяцы и дни, в которые желательно поститься. Много вознаграждения в желательном посте. Есть хадис, в котором говорится, что человека, постившегося один день, находясь на пути Аллаха, Всевышний отдалит от Ада на 70-летнее расстояние. Да поможет Аллах!
На вопросы ответил Курамухаммад-хаджи Рамазанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Какие 10 видов поста существуют в исламе?
Пост бывает трех видов: пост, являющийся фардом; пост, являющийся ваджибом; и пост являющийся нафилем (8 видов).
Пост, являющийся фардом. Таким постом является пост месяца Рамадан. Точно так же фардом является возмещение пропущенных дней поста месяца рамадан, вне зависимости от того были ли они пропущены по уважительной причине или нет.
Пост, являющийся ваджибом. К этой категории относится назир-пост, то есть пост, который человек обещал или поклялся соблюсти, сделав это для себя обязанностью. Если человек давая такое обещание, определил конкретное время этого поста, например, такого-то числа такого-то месяца, то он обязан соблюсти этот пост в установленное время. Если же время назир-поста не было определено, то он может выбрать любой день для соблюдения этого поста.
Точно так же к этой категории, по мнению Ханафитского мазхаба относится возмещение начатого и нарушенного нафиль-поста.
Нафиль-пост. К этой категории относится любой пост, который не является фардом или ваджибом. Термин «нафиль» означает действие совершаемое добровольно и не являющееся обязательным. К этой категории относятся следующие виды поста:
1. Пост в месяц Шавваль : Соблюдение поста в течение шести дней месяца Шавваль является мустахабом. Лучше всего поститься все шесть дней подряд, но можно делать промежутки. Так же в эти дни можно держать пропущенные дни поста Рамадана или пост-адак.
2. Пост в день Ашура: Десятый день месяца Мухаррам, носит название «день ашура». Передается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) практически всегда постился в этот день. Однако он считал неправильным поститься только в один этот день и поэтому советовал проводить в посте еще один день до или после дня Ашура.
3. Ежемесячный трехдневный пост : Соблюдение поста в течение трех дней каждый месяц является мустахабом. Особенно хорошо соблюдать пост в 13, 14 и 15 день каждого месяца. В лунном календаре эти дни носят название «аййаму-бид». Известно, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) советовал соблюдать данный пост. А в риваяте, переданном от Айши (радыйаллаху анха), сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) каждый месяц проводил эти дни в посте.
4. Пост по понедельникам и четвергам: Пост по понедельникам и четвергам также является поощряемым постом. Передается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) соблюдал пост в эти дни, говоря при этом: «Деяния людей представляются Аллаху по понедельникам и четвергам, и в этот момент я хочу быть постящимся» (Абу Давуд, Ибн Маджа).
5. Пост в месяц Зульхиджа: Так же поощряется соблюдение пост в первые девять дней месяца Зульхиджа. Так же в риваятах сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) проводил эти дни в посте.
6. Пост в запретные месяцы: Является мустахабом соблюдение поста по четвергам, пятницам и субботам в запретные месяцы, к которым относятся месяцы: Зулькада, Зульхиджа, Мухаррам и Раджаб.
7. Пост в месяц Шаабан: В риваяте переданном от Айши (радыйаллаху анха) сообщается, что больше всего нафиль-постов посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) держал в месяце Шаабан. Иногда он проводил в посте весь этот месяц.
8. Пост Давуда: Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) называл соблюдение поста через день – постом Давуда, говоря: «Самым достойным постом является пост Давуда. Он постился через день».
Истинный смысл поста
В эти дни, в дни благословенного месяца Рамадан, большинство мусульман в мире соблюдают пост (уразу). Они добровольно отказываются от потребления еды, питья и половой близости от рассвета до захода солнца. Однако, в чем основной смысл этого поклонения?
Почему Всевышний Творец, не нуждающийся ни в чем, требует от своих творений воздерживаться от еды, воды и половой близости? В чем мудрость этого поклонения? Какое влияние оказывает пост на духовное состояние мусульманина и на его взаимоотношение с его Господом?
К сожалению, многие мусульмане, сегодня ошибочно полагают, что основной смысл поста заключается в воздержании от еды, питья и половой близости. Однако, мало кто задается вопросом, почему Всевышний Аллах предписал для мусульман это великое поклонение, которое является одним из пяти столпов Ислама.
На самом деле пост в Рамадан – это не просто временное отречение от еды и половой близости. Пост в месяц Рамадан — это великая духовная школа, которая, своими уроками, дает мусульманам возможность стать лучшими людьми: приближенными и любимыми творениями для Всевышнего Аллаха, и наиболее доброжелательными для окружающих людей. Однако есть ли понимающие эти уроки?!
Давайте рассмотрим некоторые из самых основных уроков великой школы поста. Быть может, осознав и поняв эти уроки, мы сможем стать приближенными и любимыми творениями Великого Творца!
Пост учит нас единобожию
Подумайте, вы сейчас поститесь, и бывает так, что вы часто остаетесь наедине с самим собой, у себя дома или на работе. Вас мучают жажда и голод. Однако, несмотря на это, вы никогда не осмелитесь прикоснуться к еде или воде. Почему?! Потому что, вы понимаете, что Всевышний Аллах видит вас сейчас, и что вы не сможете скрыть от Него ничего! Ведь «Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» (Коран, сура 57:4).
Аллах видит все, что вы совершаете, и вы в этом абсолютно убеждены. Как же тогда, после всего этого, мы можем взывать в наших молитвах к кому-либо, помимо Аллаха?! Как мы можем полагать, что какой-то камушек, амулет, медальон, дерево и другие неживые предметы могут принести нам пользу или вред?! Как мы можем просить о чем-то умерших праведников, которые не видят и не слышат!? Ведь Всевышний Аллах говорит о мертвых:
«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение».
Ведь мы же убеждены, что оставшись наедине, в темной комнате, мы не можем нарушить пост, ибо Всевышний Аллах узнает об этом? Как же тогда после этого, мы сознательно поклоняемся, молимся, и боимся кого-либо помимо Великого Творца, тем самым равняя и приписывая творениям такие атрибуты и качества Всемогущего Творца, как всеведение и всезнание?! Поэтому, Всевышний Аллах говорит нам: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (Коран, 2:22).
С другой стороны, обратите внимание, как Всевышний Аллах, вознаграждает вас за пост, который основан на единобожии – за то, что вы поститесь только для Него и осознаете Его величие и всезнание. В достоверном хадисе передается, что Всевышний Аллах говорит:
«Все деяния сына Адама – для него самого, кроме поста. Он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него».
Обратите внимание, как Всевышний Аллах выделил пост, среди всех остальных поклонений, и сказал: «Он соблюдает его для Меня и Я буду вознаграждать за него». Почему? Потому, что в отличие от других поклонений, как например намаза и хаджа, ваш голод и жажду, при соблюдении поста, не видят окружающие вас люди. Однако, вы понимаете, что вас видит Всевидящий и Всезнающий Аллах, и вам достаточно этого, ибо вы только Ему поклоняетесь, и только Его довольства ищете, соблюдая этот пост.
Пост воспитывает в нас любовь к Всевышнему Аллаху
Подумайте об истинном смысле поста. От восхода до захода солнца, люди добровольно отказываются от еды, воды и половой близости. Разве удовлетворение голода, жажды и полового желания это не самые любимые занятия для человека? Задумайтесь, почему вы оставляете добровольно самые любимые для вас занятия? Разве не потому, что Всевышний Аллах более любимый для вас? Ведь человек жертвует тем, что любимо для него только ради более любимого и желаемого. Именно поэтому, в достоверном хадисе Всевышний Аллах говорит: «Он отказывается от своих страстных желаний и от еды ради Меня» (Муслим).
Как же жаль тех людей, которые не осознают истинного смысла поста. Они постятся, следуя обычаям и традициям своего народа или следуя какой-то моде. Соблюдая пост, они не полностью посвящают это поклонение Всевышнему Аллаху, и тем самым не осознают истинную любовь к Всевышнему Аллаху. Ведь любовь к Аллаху и праведный образ жизни ведет к тому, что и Всевышний Аллах начинает любить такого человека. А что может быть лучше, чем любовь Всемогущего Аллаха к человеку?! Разве такой человек может быть несчастным?! Как говорит Всевышний Аллах:
«Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его».
Пост учит нас покаянию и оставлению грехов
Рамадан – это месяц перемен к лучшему для каждого из нас. В этот месяц, у нас есть возможность избавиться от грехов и улучшить свой нрав. Задумайтесь, в этот месяц, от восхода до захода солнца, мы, ради Всевышнего Аллаха, отказываемся от еды и питья – вещей, которые, в основе, являются дозволенными для нас в другое время. Как же может быть, что мы отказываемся от дозволенных для нас вещей в этот месяц, но продолжаем совершать запрещенные деяния?! Разве это не противоречие?!
Мы оставляем еду и воду, но не оставляем плохое отношение к родителям, курение, сплетни, несвоевременное совершение молитвы и другие грехи. Таким образом, пост в Рамадане учит нас, что, при желании, мы можем оставить свои грехи, также как мы смогли оставить пищу и воду в этом месяце.
В достоверном хадисе, который передал Ахмад, сообщается, что однажды пророк Мухаммад (мир ему и благословение) поднялся на кафедру и сказал: «Аминь! Аминь! Аминь!». Тогда его спросили сподвижники: «О посланник Аллаха, почему поднявшись на кафедру, ты сказал трижды «Аминь»? Тогда он ответил: «Поистине, ко мне пришел (ангел) Джибриль, мир ему, и сказал: «Горе тому, чьи грехи не были прощены в Рамадан, и он попал в Ад», тогда я сказал «Аминь!»
В чем смысл этого хадиса? Смысл этого хадиса в том, что Милостивый Аллах проявляет к нам еще больше милосердия в этом месяце, чем в другое время, и только неумный человек может оставить этот шанс. Ведь в этот месяц, козни сатаны ослабевают, и у мусульман увеличивается стремление совершать хорошие деяния. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил:
«Как только наступает первая ночь месяца Рамадан, сковываются шайтаны (бесы), закрываются двери Огня, открываются двери Рая, и глашатай призывает: «О, желающий блага, устремляйся. О, желающий зла, прекращай».
Тирмизи. Шейх Альбани подтвердил достоверность
С другой стороны, подумайте, как можно сторониться дозволенной еды, питья и половой связи большую часть дня, а потом, после разговения, употреблять недозволенную пищу, спиртное, сигареты, или заниматься прелюбодеянием, тем самым нанося вред себе и окружающим?! Да простит Аллах всех мусульман за их грехи!
Уважаемый мусульманин, помни, что Всевышний Аллах тебя всегда видит, и что Он предписал для тебя это великое поклонение – пост в Рамадан, чтобы ты изменился в лучшую сторону и оставил свои грехи. Он не предписал тебе это великое поклонение, для того чтобы ты соблюдал диету или твой организм избавился от ненужных шлаков, как это ошибочно полагают многие. Посмотри, что говорит о посте сам Всевышний Аллах в Своей книге:
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам для того, чтобы вы стали богобоязненными».
Св. Коран, сура 2:183
Обрати внимание дорогой мусульманин, Всевышний Аллах предписал этот пост для того, чтобы ты стал богобоязненным и оставил свои грехи. Всевышний Аллах хочет, чтобы ты изменился к лучшему и начал совершать хорошие деяния. Задумайся над словами Пророка (мир ему и благословение): «Тот кто не оставляет (во время поста) непристойные слова и плохие поступки, то Аллах не нуждается в том, чтобы этот человек оставлял еду и питье» (Бухари).
В другом хадисе, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Есть среди постящихся те, которые получают за свой пост только голод и жажду» (Табарани).
Т.е. не получают никакой награды за свой пост из-за отсутствия желания совершать хорошие деяния и оставлять грехи! Просим Всевышнего Аллаха, чтобы он не лишал нас Своей награды и милости!
Пост учит нас делать добро людям
Задумайтесь, мы сейчас постимся, и каждый день ощущаем сильный голод и жажду. Возможно, 11 месяцев мы не знали этих ощущений. Таким образом, в месяц Рамадан, мы поневоле вспоминаем наших неимущих братьев и сестер – бедных и нуждающихся мусульман. Ведь, возможно, в отличие от нас, они испытывают подобный голод каждый месяц, а не только в Рамадан! Все это, лишь очередной раз побуждает нас благодарить Всевышнего Аллаха за оказанную нам милость, и помогать нуждающимся мусульманам. Как говорил пророк (мир ему и благословение): «Аллах будет оказывать помощь Своему рабу, пока сам раб оказывает её брату своему» (Муслим). Также он говорил: «Тот, кто накормит постящегося, тот также получит награду постящегося» (Тирмизи).
Пост учит нас терпению и высокой нравственности
Терпение — это одно из таких качеств, за которое верующий получает великую награду от своего Господа. Всевышний Аллах говорит:
«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (Коран, 39:10).
Однако, многие из нас жалуются на то, что не могут воспитать в себе это качество. Рамадан же учит и доказывает нам, что мы можем быть терпеливыми, ибо в этот месяц мы проявляем терпение, перенося голод и жажду. Также, в этот месяц, мы нуждаемся в большем терпении, т.к. запрещено постящемуся входить в конфликт, даже если с ним поступают несправедливо. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «А если кто-то станет ругать его или захочет подраться с ним, то пусть скажет: «Я пощусь!» (Бухари).
В другом хадисе сообщается, что один человек попросил пророка (мир ему и благословение): «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не гневайся». (Бухари).
Просим Милосердного Аллаха простить нам наши грехи в этот священный месяц, и сделать нас из тех, кто любит Его, и кого любит Он! Аминь!
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». Коран, 3:31
Подготовил: Рамин Муталлим