Что такое пост в религии

Посты и их духовный смысл

Что такое пост в религии. Смотреть фото Что такое пост в религии. Смотреть картинку Что такое пост в религии. Картинка про Что такое пост в религии. Фото Что такое пост в религии

Пост (особенно Великий) святые отцы называли весной души, это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Постные дни установлены, чтобы мы иногда замедляли сумасшедший бег суетной земной жизни и могли углубиться, посмотреть внутрь себя. Постом православные христиане говеют и причащаются Святых Таин. Прекращаются развлечения, увеселения. В старой России во время Великого поста прекращались балы, закрывались театры и другие зрелищные заведения.

Пост — время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не насыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», — пишет преподобный Ефрем Сирин. Это — одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее.

Второе значение пощения — жертва Богу и воспитание своей воли. Пост — установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, пост — первая заповедь человеку. Когда Господь дал повеление Адаму вкушать ото всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост — это послушание Божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы. Ему нужно сердце сокрушенное и смиренное (см.: Пс 50, 19), то есть наше покаяние и смирение, послушание. От чего-то (хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов) мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, утесняем нашу волю.

Что такое пост в религии. Смотреть фото Что такое пост в религии. Смотреть картинку Что такое пост в религии. Картинка про Что такое пост в религии. Фото Что такое пост в религии

Для детей пост — замечательная школа, научающая управлять своими желаниями. Родители, которые освобождают ребенка от поста, сильно вредят его нравственному здоровью. Позже они проливают немало слез, когда видят свое бессилие справиться с его быстро растущими, неуправляемыми желаниями.

Что такое пост в религии. Смотреть фото Что такое пост в религии. Смотреть картинку Что такое пост в религии. Картинка про Что такое пост в религии. Фото Что такое пост в религии

Надо всегда помнить, что телесный пост — средство. А цель — стяжать духовные плоды: благодарное чувство к Богу, ровное, доброжелательное отношение к людям, чистоту помыслов и чувств, благоразумное хранение уст. Человек, который за все дни Великого поста ни разу не впадет в раздражение и не укорит никого, больше достигнет, чем тот, кто будет есть одни сухари.

Об этом говорят святые отцы: «Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. Насладимся же Господеви (Пс 36, 4) в поучении словесам Духа, в восприятии спасительных узаконений, и во всех учениях, служащих к исправлению душ наших» (святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я).

В Православной Церкви есть многодневные и однодневные посты.

Многодневные посты

Что такое пост в религии. Смотреть фото Что такое пост в религии. Смотреть картинку Что такое пост в религии. Картинка про Что такое пост в религии. Фото Что такое пост в религии

Великий пост, предпасхальный, в общей сложности (вместе со Страстной неделей) продолжается семь недель. Разговение (вкушение скоромной пищи) происходит только в день Пасхи после праздничной литургии. Великий пост в разные годы приходится на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.

Петров пост — перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он после дня Всех святых (воскресенье после дня Святой Троицы) и продолжается до 29 июня (12 июля по новому стилю). Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи.

Успенский пост — перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда продолжается с 14 августа до 28 августа (нов. ст.).

Рождественский (Филиппов) пост начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: с 28 ноября до 7 января (нов. ст.).

Однодневные посты

Что такое пост в религии. Смотреть фото Что такое пост в религии. Смотреть картинку Что такое пост в религии. Картинка про Что такое пост в религии. Фото Что такое пост в религии

Среда и пятница — в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель) и Святок. В среду и пятницу мы постимся в память страданий Христовых: в среду Иуда Искариот предал Спасителя, а в пятницу Господь был распят на кресте.

Крещенский сочельник — 18 января по новому стилю.

Усекновение главы Иоанна Крестителя — 11 сентября по новому стилю.

Воздвижение Креста Господня — 27 сентября по новому стилю.

Источник

Пост и его значение

Древ­не­хри­сти­ан­ский апо­ло­гет Афи­на­гор на вопрос своего оппо­нента-языч­ника о том, как телес­ная болезнь может отра­жаться на дея­тель­но­сти бес­те­лес­ной души, при­во­дит такой пример. Душа – музы­кант, а тело – инстру­мент. Если инстру­мент повре­жден, музы­кант не в силах извлечь из него гар­мо­нич­ных звуков. С другой сто­роны, если болен музы­кант, то инстру­мент без­молв­ствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неиз­ме­римо больше. Тело и душа состав­ляют единую чело­ве­че­скую лич­ность.

Бла­го­даря посту тело ста­но­вится утон­чен­ным инстру­мен­том, спо­соб­ным улав­ли­вать каждое дви­же­ние музы­канта – души. Образно говоря, тело из афри­кан­ского бара­бана пре­вра­ща­ется в скрипку Стра­ди­вари. Пост помо­гает вос­ста­но­вить иерар­хию душев­ных сил, под­чи­нить слож­ную пси­хи­че­скую орга­ни­за­цию чело­века высшим духов­ным целям. Пост помо­гает душе побеж­дать стра­сти, извле­кает душу, как жем­чу­жину из рако­вины, из плена всего грубо чув­ствен­ного и пороч­ного. Пост осво­бож­дает дух чело­века от влюб­лен­ной при­вя­зан­но­сти к веще­ствен­ному, от посто­ян­ной обра­щен­но­сти к зем­ному.

Иерар­хия пси­хо­фи­зи­че­ской при­роды чело­века похожа на пира­миду, опро­ки­ну­тую вер­ши­ной вниз, где тело давит на душу, а душа погло­щает дух. Пост поко­ряет тело душе, а душу под­чи­няет духу. Пост явля­ется важным фак­то­ром сохра­не­ния и вос­ста­нов­ле­ния един­ства души и тела.

Созна­тель­ное само­огра­ни­че­ние служит сред­ством дости­же­ния духов­ной сво­боды, об этом учили еще древ­ние фило­софы: «Чело­век должен есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть», – гово­рил Сократ. Пост уве­ли­чи­вает духов­ный потен­циал сво­боды: делает чело­века более неза­ви­си­мым от внеш­него и спо­соб­ствует све­де­нию к мини­муму его низших потреб­но­стей. При этом осво­бож­да­ется энер­гия, воз­мож­ность и время для жизни духа.

Пост пред­став­ляет собой воле­вое дей­ствие, а рели­гия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет огра­ни­чить себя в пище, не сможет побе­дить и более силь­ные и утон­чен­ные стра­сти. Рас­пу­щен­ность в еде ведет к рас­пу­щен­но­сти и в других обла­стях чело­ве­че­ской жизни.

Хри­стос сказал: Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его ( Мф. 11:12 ). Без посто­ян­ного напря­же­ния и подвига воли Еван­гель­ские запо­веди оста­нутся только иде­а­лами, сия­ю­щими в недо­ся­га­е­мой высоте, как дале­кие звезды, а не реаль­ным содер­жа­нием жизни чело­века.

Хри­сти­ан­ская любовь – это особая, жерт­вен­ная любовь. Пост учит жерт­во­вать сна­чала малым, но «вели­кое начи­на­ется с малого». Эгоист же тре­бует жертв от других – для себя, причем чаще всего отож­деств­ляет себя со своим телом.

Древ­ние хри­сти­ане соеди­няли запо­ведь поста с запо­ве­дью мило­сер­дия. У них был обычай: деньги, сбе­ре­жен­ные на пище, откла­ды­вать в особую копилку и по празд­ни­кам раз­да­вать нищим.

Мы кос­ну­лись лич­ност­ного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – цер­ков­ный. Посред­ством поста чело­век вклю­ча­ется в ритмы хра­мо­вого бого­слу­же­ния, ста­но­вится спо­соб­ным реально пере­жи­вать через свя­щен­ные сим­волы и образы собы­тия биб­лей­ской исто­рии.

Цер­ковь – это духов­ный живой орга­низм, и, как всякий орга­низм, она не может суще­ство­вать вне опре­де­лен­ных ритмов.

Посты пред­ше­ствуют вели­ким хри­сти­ан­ским празд­ни­кам. Пост – одно из усло­вий пока­я­ния. Без пока­я­ния и очи­ще­ния чело­веку невоз­можно пере­жить радость празд­ника. Вернее, он может испы­тать эсте­ти­че­ское удо­вле­тво­ре­ние, подъем сил, экзаль­та­цию и т. д. Но это – только сур­ро­гат духов­но­сти. Истин­ная, обнов­ля­ю­щая радость, как дей­ствие бла­го­дати в сердце, оста­нется для него недо­ступ­ной.

Хри­сти­ан­ство тре­бует от нас бес­пре­рыв­ного совер­шен­ство­ва­ния. Еван­ге­лие откры­вает чело­веку бездну его паде­ния, как вспышка света – мрач­ную про­пасть, раз­верз­шу­юся под ногами, и в то же время Еван­ге­лие откры­вает чело­веку бес­ко­неч­ное, как небо, Боже­ствен­ное мило­сер­дие. Пока­я­ние – это вИде­ние ада в своей душе и любви Божией, вопло­щен­ной в лице Христа Спа­си­теля. Между двумя полю­сами – печали и надежды – про­хо­дит путь духов­ного воз­рож­де­ния.

Святые гово­рят: «Отдай кровь, прими дух». Покори свое тело духу – это будет благо и для самого тела, как для коня – под­чи­няться наезд­нику, иначе оба поле­тят в про­пасть. Чре­во­угод­ник меняет дух на чрево и при­об­ре­тает жир.

Пост – уни­вер­саль­ное явле­ние, суще­ство­вав­шее у всех наро­дов и во все вре­мена. Но хри­сти­ан­ский пост нельзя срав­нить с постом буд­ди­ста или мани­хея. Хри­сти­ан­ский пост осно­ван на других рели­ги­оз­ных прин­ци­пах и идеях. Для буд­ди­ста нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между чело­ве­ком и насе­ко­мым. Поэтому упо­треб­ле­ние мяса для него – тру­по­яде­ние, близ­кое к кан­ни­баль­ству. В неко­то­рых язы­че­ских рели­ги­оз­ных школах упо­треб­ле­ние мяса было запре­щено, так как теория пере­во­пло­ще­ния душ (метам­пси­хоза) застав­ляла опа­саться, что в гусе или козле заклю­чена душа предка, попав­шего туда по закону кармы (воз­мез­дия).

По учению же зоро­астрий­цев, мани­хеев и других рели­ги­оз­ных дуа­ли­стов, в сотво­ре­нии мира при­ни­мала уча­стие демо­ни­че­ская сила. Поэтому неко­то­рые суще­ства счи­та­лись порож­де­нием злого начала. В ряде рели­гий пост был осно­ван на ложном пред­став­ле­нии о чело­ве­че­ском теле как тем­нице души и сре­до­то­чии вся­кого зла. Это порож­дало само­ис­тя­за­ния и изу­вер­ства. Хри­сти­ан­ство счи­тает, что такой пост при­во­дит к еще боль­шему рас­строй­ству и рас­паду «три­ме­рии чело­века» – духа, души и тела.

По какому прин­ципу отби­ра­ется пища для хри­сти­ан­ского поста? Для хри­сти­а­нина нет чистой и нечи­стой пищи. Здесь учтен опыт воз­дей­ствия пищи на орга­низм чело­века, поэтому такие суще­ства, как рыбы и мор­ские живот­ные, явля­ются пост­ной пищей. В то же время к ско­ром­ной пище, кроме мяса, отно­сятся также яйца и молоч­ные про­дукты. Всякая рас­ти­тель­ная пища счи­та­ется пост­ной.

Хри­сти­ан­ский пост имеет несколько видов – в зави­си­мо­сти от сте­пени стро­го­сти. К посту отно­сятся:

Кроме того, во время поста реко­мен­ду­ется огра­ни­чить число при­е­мов пищи (напри­мер, до двух раз в день); сокра­тить коли­че­ство пищи (при­бли­зи­тельно до двух третей от обыч­ной нормы). Пища должна быть про­стая, не изыс­кан­ная. Во время поста сле­дует при­ни­мать еду позже, чем в обыч­ное время – после полу­дня, если, конечно, поз­во­ляют обсто­я­тель­ства жизни и работы.

Надо иметь в виду, что к нару­ше­нию хри­сти­ан­ского поста отно­сится не только вку­ше­ние ско­ром­ного, но также поспеш­ность в еде, пустые раз­го­воры и шутки за столом и т. п. Пост должен быть строго сораз­ме­рен со здо­ро­вьем и силами чело­века. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий пишет, что неспра­вед­ливо для креп­кого и для сла­бого телом назна­чать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других – соломе».

При неко­то­рых тяже­лых желу­доч­ных забо­ле­ва­ниях в диету постя­ще­гося может быть вклю­чен опре­де­лен­ный вид ско­ром­ной пищи, необ­хо­ди­мой при этой болезни, но лучше всего пред­ва­ри­тельно обсу­дить это с духов­ни­ком.

В прессе и других сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции против поста нередко высту­пали медики – с устра­ша­ю­щими заяв­ле­ни­ями. Они рисо­вали, в духе Гоф­мана и Эдгара По, мрач­ную кар­тину мало­кро­вия, ави­та­ми­ноза и дис­тро­фии, кото­рые, как при­зраки мщения, ожи­дают тех, кто дове­ряет Цер­ков­ному Уставу больше, чем руко­вод­ству по «Гиги­ене пита­ния» Певзнера. Чаще всего эти медики путали пост с так назы­ва­е­мым «старым веге­та­ри­ан­ством», кото­рое исклю­чало из пищи все про­дукты живот­ного про­ис­хож­де­ния. Они не давали себе труда разо­браться в эле­мен­тар­ных вопро­сах хри­сти­ан­ского поста. Многие из них даже не знали, что рыба – пост­ная пища. Они игно­ри­ро­вали факты, зафик­си­ро­ван­ные ста­ти­сти­кой: многие народы и пле­мена, пита­ю­щи­еся пре­иму­ще­ственно рас­ти­тель­ной пищей, отли­ча­ются вынос­ли­во­стью и дол­го­ле­тием, первые места по про­дол­жи­тель­но­сти жизни зани­мают пче­ло­воды и монахи.

При этом, пуб­лично отвер­гая рели­ги­оз­ный пост, офи­ци­аль­ная меди­цина вво­дила его в лечеб­ную прак­тику под назва­нием «раз­гру­зоч­ных дней» и веге­та­ри­ан­ских диет. Веге­та­ри­ан­скими днями в сана­то­риях и армии были поне­дель­ник и чет­верг. Исклю­ча­лось все, что могло напом­нить о хри­сти­ан­стве. По-види­мому, идео­логи ате­изма не знали, что поне­дель­ник и чет­верг – это дни поста древ­них фари­сеев.

В боль­шин­стве про­те­стант­ских кон­фес­сий кален­дар­ных постов не суще­ствует. Вопросы о посте реша­ются инди­ви­ду­ально.

В совре­мен­ном като­ли­че­стве пост сведен до мини­мума; яйца и молоко счи­та­ются пост­ной пищей. Раз­ре­ша­ется прием пищи за один-два часа до при­ча­ще­ния.

У моно­фи­зи­тов и несто­риан – ере­ти­ков – пост отли­ча­ется про­дол­жи­тель­но­стью и стро­го­стью. Может быть, здесь ска­зы­ва­ются общие восточно-реги­о­наль­ные тра­ди­ции.

Важ­ней­шим постом вет­хо­за­вет­ной Церкви был день «Очи­ще­ния» (в сен­тябре месяце). Кроме того, суще­ство­вали тра­ди­ци­он­ные посты в память раз­ру­ше­ния Иеру­са­лима и сожже­ния храма. Свое­об­раз­ным видом поста слу­жили пище­вые запреты, кото­рые имели вос­пи­та­тельно-педа­го­ги­че­ский харак­тер. Нечи­стые живот­ные оли­це­тво­ряли собой грехи и пороки, кото­рых сле­до­вало избе­гать (заяц – бояз­ли­вость, вер­блюд – зло­па­мят­ство, мед­ведь – ярость и т. д.). Эти запреты, при­ня­тые в иуда­изме, пере­шли отча­сти и в ислам, где нечи­стые живот­ные вос­при­ни­ма­ются как носи­тели физи­че­ской скверны.

В Грузии народ тща­тельно соблю­дал посты, что зафик­си­ро­вано в агио­гра­фи­че­ской лите­ра­туре. Евфи­мий Мтац­мин­дели (Свя­то­го­рец) соста­вил ценное руко­вод­ство о постах. А в «Опи­са­нии Кол­хиды» доми­ни­кан­ского монаха А. Лам­берти сооб­ща­ется, в част­но­сти, что «мин­грельцы сле­дуют гре­че­скому обычаю (то есть Пра­во­сла­вию – Авт. ) – Вели­кий пост соблю­дают очень строго, даже рыбы не едят! И вообще едят только раз в день при закате солнца. Они так твердо соблю­дают обряд поста, что, как бы больны или стары, или рас­слаб­лены ни были, ника­ким обра­зом в это время мяса не станут есть. Неко­то­рые по пят­ни­цам вовсе воз­дер­жи­ва­ются от еды: на послед­ней неделе не пьют вина, а в послед­ние три дня ника­кой пищи не при­ни­мают».

Вера – это непо­сред­ствен­ное сви­де­тель­ство души о суще­ство­ва­нии Бога и духов­ного мира. Говоря образно, сердце веру­ю­щего чело­века похоже на особый лока­тор, кото­рый вос­при­ни­мает инфор­ма­цию, идущую из духов­ных сфер. Пост спо­соб­ствует более тон­кому и чут­кому вос­при­я­тию этой инфор­ма­ции, этих волн духов­ного света. Пост должен быть соеди­нен с молит­вой. Молитва – обра­щен­ность души к Богу, мисти­че­ская беседа тво­ре­ния со своим Созда­те­лем. Пост и молитва – два крыла, под­ни­ма­ю­щие душу к небу.

Если срав­нить хри­сти­ан­скую жизнь со стро­я­щимся храмом, то его кра­е­уголь­ными кам­нями будут борьба со стра­стями и пост, а вер­ши­ной, венцом – духов­ная любовь, кото­рая отра­жает в себе свет любви Боже­ствен­ной, как золото цер­ков­ных купо­лов – лучи вос­хо­дя­щего солнца.

Источник

Пост и его значение

Что такое пост в религии. Смотреть фото Что такое пост в религии. Смотреть картинку Что такое пост в религии. Картинка про Что такое пост в религии. Фото Что такое пост в религии

«Не подобает христианам во Святую Четыредесятницу есть рыбу. Если я уступлю тебе в этом, то в следующий раз ты будешь принуждать меня поесть мяса, а затем предложишь отказаться от Христа, моего Творца и Бога. Мне лучше избрать смерть». Таким был ответ святого благоверного царя Карталинского Луарсаба II шаху Аббасу, как это явствует из «Мартиролога» Католикоса-Патриарха Антония. Таково было отношение к церковным постам наших благочестивых предков…
В Православной Церкви существуют посты однодневные и многодневные. К однодневным постам относятся среда и пятница – еженедельно, кроме особых случаев, указанных в Уставе. Для монахов добавляется пост в честь Небесных Сил по понедельникам. С постами соединены и два праздника: Воздвижение Креста (14/27 сентября) и усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября).

Из многодневных постов следует назвать, в первую очередь, Великий пост, состоящий из двух постов: Святой Четыредесятницы, установленной в память сорокадневного поста Спасителя в иудейской пустыне, и Страстной седмицы, посвященной событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его Распятия, Смерти и Погребения. (Страстная седмица в переводе на русский – неделя страданий.)

Время Великого поста зависит от переходящего праздника Пасхи и поэтому не имеет устойчивых календарных дат, но продолжительность его вместе со Страстной седмицей всегда 49 дней.

Петров пост (святых апостолов Петра и Павла) начинается через неделю после праздника Святой Пятидесятницы и продолжается до 29 июня/12 июля. Этот пост установлен в честь проповеднических трудов и мученической смерти учеников Иисуса Христа.

Успенский пост – с 1/14 по 15/28 августа – установлен в честь Божией Матери, земная жизнь Которой была духовным мученичеством и сопереживанием страданиям Ее Сына.

Рождественский пост – с 15/28 ноября по 25 декабря/7января. Это – приготовление верующих к празднику Рождества – второй Пасхи. В символическом значении он указывает на состояние мира до пришествия Спасителя.

Особые посты могут быть назначены Церковной иерархией по случаю общественных бедствий (эпидемии, войны и т. д.). В Церкви существует благочестивый обычай – поститься каждый раз перед Таинством Причащения.

В современном обществе вопросы о значении и смысле поста вызывают много недоумений и разногласий. Учение и мистическая жизнь Церкви, ее Устав, правила и обряды до сих пор для части наших современников остаются столь же незнакомыми и непонятными, как история доколумбовой Америки. Храмы с их таинственной, как иероглифы, символикой, устремленные в вечность, застывшие в метафизическом полете ввысь, кажутся окутанными непроницаемым туманом, словно ледяные горы Гренландии. Только в последние годы общество (вернее – какая-то его часть) стало осознавать, что без решения духовных проблем, без признания примата нравственных ценностей, без религиозного просвещения невозможно решение никаких других задач и проблем культурного, социального, национального, политического и даже экономического характера, которые внезапно оказались завязанными в «гордиев узел». Атеизм отступает, оставляя за собой, как на поле битвы, разрушения, распад культурных традиций, деформацию общественных взаимоотношений и, может быть, самое страшное – плоский, бездушный рационализм, который грозит превратить человека из личности в биомашину, в монстра, составленного из железных конструкций.

В человеке изначально заложено религиозное чувство – чувство вечности, как эмоциональное осознание своего бессмертия. Это таинственное свидетельство души о реалиях духовного мира, находящегося за пределами чувственного восприятия, – гносис (знание) человеческого сердца, его неведомых сил и возможностей.

Человек, воспитанный в материалистических традициях, привык считать вершиной знания данные науки и техники, литературы и искусства. Между тем, это – незначительная часть знаний по сравнению с огромной информацией, которой обладает человек как живой организм. Человек владеет сложнейшей системой памяти и мышления. Кроме логизирующего рассудка, в нее включены врожденные инстинкты, подсознание, которое фиксирует и хранит всю его психическую деятельность; сверхсознание – способность интуитивного постижения и мистических созерцаний. Религиозная интуиция и синтетическое мышление являются высшей формой познания – «короной» гносиса.

В человеческом организме происходит непрестанный обмен информацией, без которой не могла бы существовать ни одна его живая клетка.

Объем этой информации за один только день неизмеримо больше, чем содержание книг во всех библиотеках мира. Платон называл познание «припоминанием», отблеском божественного гносиса.
Эмпирический рассудок, ползая по фактам, как змея по земле, не может понять эти факты, так как, анализируя, разлагает предмет на клетки, дробит и мертвит. Убивает живой феномен, но не может его оживотворить. Религиозное же мышление синтетично. Это интуитивное проникновение в духовные сферы. Религия – встреча человека с Богом, а также встреча человека с самим собой. Человек ощущает свою душу как особую, живую, невидимую субстанцию, а не как функцию тела и комплекс биотоков; ощущает себя как единство (монаду) духовного и телесного, а не как конгломерат молекул и атомов. Человек открывает свой дух, как алмаз в медальоне, который всегда носил на груди, не зная, что внутри его; открывает самого себя, как мореплаватель – берега неведомого, таинственного острова. Религиозное мышление – это осознание цели и смысла жизни.

Цель христианства – преодоление своей человеческой ограниченности через приобщение к абсолютному Божественному бытию. В противоположность христианству, атеистическое учение – кладбищенская религия, которая с сарказмом и отчаянием Мефистофеля говорит о том, что материальный мир, возникнув из некоей точки и разбежавшись по Вселенной, как капли пролитой ртути по стеклу, бесследно и бессмысленно уничтожится, вновь собравшись в ту же точку.

Религия – это Богообщение. Религия – не только достояние разума, или чувства, или воли, она, как и сама жизнь, включает в себя всего человека в его психофизическом единстве.
А пост – одно из средств, способствующих восстановлению гармонии между духом и телом, между умом и чувством.

Христианской антропологии (учению о человеке) противостоят две тенденции – материалистическая и крайне спиритуалистическая. Материалисты стараются объяснить пост, в зависимости от обстоятельств, или как порождение религиозного фанатизма, или как опыт народной медицины и гигиены. С другой стороны, спиритуалисты отрицают влияние тела на дух, расчленяют человеческую личность на два начала и считают недостойным для религии заниматься вопросами пищи.

Многие люди говорят: для богообщения нужна любовь. А какое значение имеет пост? Разве не унизительно ставить свое сердце в зависимость от желудка? Чаще всего говорят так те, кто хотел бы оправдать свою зависимость от желудка, вернее, рабство желудку и нежелание в чем-нибудь обуздать или ограничить себя. Высокопарными фразами о мнимой духовности они прикрывают боязнь восстать против своего тирана – чрева.

Христианская любовь – это чувство единства человеческого рода, уважение к человеческой личности как к феномену вечности, как к бессмертному духу, облеченному в плоть. Это способность эмоционально переживать в себе радость и горе другого, то есть выход из своей ограниченности и эгоизма – так вырывается узник на свет из мрачного и темного подземелья. Христианская любовь расширяет границы человеческой личности, делает жизнь более глубокой и более насыщенной внутренним содержанием. Любовь христианина бескорыстна, как свет солнца, она ничего не требует взамен и ничего не считает своим. Она не становится рабой других и не ищет себе рабов, она любит Бога и человека, как образ Божий, а на мир смотрит, как на картину, нарисованную Творцом, где видит следы и тени Божественной красоты. Для христианской любви требуется непрестанная борьба с эгоизмом, как с многоликим чудовищем; для борьбы с эгоизмом – борьба со страстями, как с дикими зверями; для борьбы со страстями – подчинение тела душе, взбунтовавшейся «темной, ночной рабыни», как называл тело святитель Григорий Богослов, – своей бессмертной царице. Тогда в сердце победителя открывается духовная любовь – как родник в скале.

Крайние спиритуалисты отрицают воздействие на дух физических факторов, хотя это противоречит повседневному опыту. Для них тело – только оболочка души, нечто внешнее и временное для человека.

Материалисты, наоборот, подчеркивая это влияние, хотят душу представить функцией тела – мозга.

Древнехристианский апологет Афиногор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.

Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.

Иерархия психофизической природы человека похожа на пирамиду, опрокинутую вершиной вниз, где тело давит на душу, а душа поглощает дух. Пост покоряет тело душе, а душу подчиняет духу. Пост является важным фактором сохранения и восстановления единства души и тела.

Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы, об этом учили еще древние философы: «Человек должен есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть», – говорил Сократ. Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.

Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.

Христос сказал: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12). Без постоянного напряжения и подвига воли Евангельские заповеди останутся только идеалами, сияющими в недосягаемой высоте, как далекие звезды, а не реальным содержанием жизни человека.

Христианская любовь – это особая, жертвенная любовь. Пост учит жертвовать сначала малым, но «великое начинается с малого». Эгоист же требует жертв от других – для себя, причем чаще всего отождествляет себя со своим телом.

Древние христиане соединяли заповедь поста с заповедью милосердия. У них был обычай: деньги, сбереженные на пище, откладывать в особую копилку и по праздникам раздавать нищим.

Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

Церковь – это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.

Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост – одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это – только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

Христианство требует от нас беспрерывного совершенствования. Евангелие открывает человеку бездну его падения, как вспышка света – мрачную пропасть, разверзшуюся под ногами, и в то же время Евангелие открывает человеку бесконечное, как небо, Божественное милосердие. Покаяние – это вИдение ада в своей душе и любви Божией, воплощенной в лице Христа Спасителя. Между двумя полюсами – печали и надежды – проходит путь духовного возрождения.

Святые говорят: «Отдай кровь, прими дух». Покори свое тело духу – это будет благо и для самого тела, как для коня – подчиняться наезднику, иначе оба полетят в пропасть. Чревоугодник меняет дух на чрево и приобретает жир.

Пост – универсальное явление, существовавшее у всех народов и во все времена. Но христианский пост нельзя сравнить с постом буддиста или манихея. Христианский пост основан на других религиозных принципах и идеях. Для буддиста нет принципиальной разницы между человеком и насекомым. Поэтому употребление мяса для него – трупоядение, близкое к каннибальству. В некоторых языческих религиозных школах употребление мяса было запрещено, так как теория перевоплощения душ (метампсихоза) заставляла опасаться, что в гусе или козле заключена душа предка, попавшего туда по закону кармы (возмездия).

По учению же зороастрийцев, манихеев и других религиозных дуалистов, в сотворении мира принимала участие демоническая сила. Поэтому некоторые существа считались порождением злого начала. В ряде религий пост был основан на ложном представлении о человеческом теле как темнице души и средоточии всякого зла. Это порождало самоистязания и изуверства. Христианство считает, что такой пост приводит к еще большему расстройству и распаду «тримерии человека» – духа, души и тела.

По какому принципу отбирается пища для христианского поста? Для христианина нет чистой и нечистой пищи. Здесь учтен опыт воздействия пищи на организм человека, поэтому такие существа, как рыбы и морские животные, являются постной пищей. В то же время к скоромной пище, кроме мяса, относятся также яйца и молочные продукты. Всякая растительная пища считается постной.
Христианский пост имеет несколько видов – в зависимости от степени строгости. К посту относятся:

— совершенное воздержание от пищи (по Уставу Церкви такое строгое воздержание рекомендуется соблюдать в первые два дня святой Четыредесятницы, в Пяток Страстной седмицы, в первый день поста святых Апостолов);

— сыроядение – пища, не приготовленная на огне;

— сухоядение – пища, приготовленная без растительного масла;

— строгий пост – без рыбы;

— простой пост – употребление рыбы, растительного масла и всех видов растительной пищи.

Кроме того, во время поста рекомендуется ограничить число приемов пищи (например, до двух раз в день); сократить количество пищи (приблизительно до двух третей от обычной нормы). Пища должна быть простая, не изысканная. Во время поста следует принимать еду позже, чем в обычное время – после полудня, если, конечно, позволяют обстоятельства жизни и работы.

Надо иметь в виду, что к нарушению христианского поста относится не только вкушение скоромного, но также поспешность в еде, пустые разговоры и шутки за столом и т. п. Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других – соломе».

В прессе и других средствах массовой информации против поста нередко выступали медики – с устрашающими заявлениями. Они рисовали, в духе Гофмана и Эдгара По, мрачную картину малокровия, авитаминоза и дистрофии, которые, как призраки мщения, ожидают тех, кто доверяет Церковному Уставу больше, чем руководству по «Гигиене питания» Певзнера. Чаще всего эти медики путали пост с так называемым «старым вегетарианством», которое исключало из пищи все продукты животного происхождения. Они не давали себе труда разобраться в элементарных вопросах христианского поста. Многие из них даже не знали, что рыба – постная пища. Они игнорировали факты, зафиксированные статистикой: многие народы и племена, питающиеся преимущественно растительной пищей, отличаются выносливостью и долголетием, первые места по продолжительности жизни занимают пчеловоды и монахи.

При этом, публично отвергая религиозный пост, официальная медицина вводила его в лечебную практику под названием «разгрузочных дней» и вегетарианских диет. Вегетарианскими днями в санаториях и армии были понедельник и четверг. Исключалось все, что могло напомнить о христианстве. По-видимому, идеологи атеизма не знали, что понедельник и четверг – это дни поста древних фарисеев.

В большинстве протестантских конфессий календарных постов не существует. Вопросы о посте решаются индивидуально.

В современном католичестве пост сведен до минимума; яйца и молоко считаются постной пищей. Разрешается прием пищи за один-два часа до причащения.

У монофизитов и несториан – еретиков – пост отличается продолжительностью и строгостью. Может быть, здесь сказываются общие восточно-региональные традиции.

Важнейшим постом ветхозаветной Церкви был день «Очищения» (в сентябре месяце). Кроме того, существовали традиционные посты в память разрушения Иерусалима и сожжения храма.

Своеобразным видом поста служили пищевые запреты, которые имели воспитательно-педагогический характер. Нечистые животные олицетворяли собой грехи и пороки, которых следовало избегать (заяц – боязливость, верблюд – злопамятство, медведь – ярость и т. д.). Эти запреты, принятые в иудаизме, перешли отчасти и в ислам, где нечистые животные воспринимаются как носители физической скверны.

Вера – это непосредственное свидетельство души о существовании Бога и духовного мира. Говоря образно, сердце верующего человека похоже на особый локатор, который воспринимает информацию, идущую из духовных сфер. Пост способствует более тонкому и чуткому восприятию этой информации, этих волн духовного света. Пост должен быть соединен с молитвой. Молитва – обращенность души к Богу, мистическая беседа творения со своим Создателем. Пост и молитва – два крыла, поднимающие душу к небу.

Если сравнить христианскую жизнь со строящимся храмом, то его краеугольными камнями будут борьба со страстями и пост, а вершиной, венцом – духовная любовь, которая отражает в себе свет любви Божественной, как золото церковных куполов – лучи восходящего солнца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *