Что такое постмодерн простыми словами
Значение слова «постмодерн»
Постмодернизм как специфическое явление в истории и социологии был выделен западными социологами в конце 1980-х гг. Понимание постмодернизма разработали французские философы-постструктуралисты: М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.Бодрийяр, опираясь на концепцию о преобладании «страха и трепета» в менталитете жителя постиндустриальной цивилизации.
Постмодернисты выделили 4 основных вектора развития общественной жизни в период постиндустриализма:
Агностицизм (истина — это лингвистический феномен, сфера знаний — это языковые игры, истины — общепринятые суждения, а не отражение реальности).
Прагматизм (критерий интеллекта — успех, а выражение успеха в современном капиталистическом мире — это богатство).
Эклектизм (в стремлении не к истине, а к успеху возможно использование и смешение самых разных способов и методик, таким образом, лучшим отражением действительности становится коллаж).
↑ Фуко М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970—1984: В 3 ч.: Ч. 1. / Пер. с фр. С. Ч. Офертаса под общ. ред. В. П. Визгина, Б. М. Скуратова. — М.: Праксис, 2002. — 381 с ISBN 5-901574-23-0
↑ Деррида Ж. Диссеминация (La Dissemination) / Пер. с фр. Д. Кралечкина, науч. ред. В.Кузнецов — Екатеринбург: У-Фактория, 2007 г. — 608 стр.
↑ Жан Бодрийар. В тени молчаливого большинства, или конец социального = A l’ombre des majorités silencieuses, ou la fin du social / Перевод с фр. Н. В. Суслова. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000.
↑ Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. В. Л. Иноземцев. — М.: Academia, 1999 г. — 205 с.
по̀стмоде́рн
1. то же, что постмодернизм ◆ В социокультурном плане это революции постмодерна, генетически связанные с революцией 1968 года во Франции (и многое воспринявшие у фашизма). Сергей Кара-Мурза, «Угрозы России. Точка невозврата», 2015 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поплутать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое постмодернизм: кратко и понятно
Автор: Guru · 20.03.2018
Постмодернизм – явление в искусстве, которое появилось на Западе в 70-е годы ХХ века, а в России распространилось в 90-е годы. Оно противопоставляется и классическому реализму, и модернизму, точнее сказать, поглощает эти направления и выдает насмешку над ними, нарушая их целостность. Получается вездесущая эклектика, к которой не могут привыкнуть многие люди. Слово «постмодернизм» для многих – что-то скандальное, непристойное, но так ли это на самом деле?
Развитие постмодернизма
Истоки постмодернизма — это сам закономерный исторический процесс. Конец XX века характеризуется стремительным развитием науки и техники, из-за этого многие истины, казавшиеся незыблемыми, становятся предрассудками старших поколений. Переживают кризис религия и традиционная мораль, все каноны и устои требуют пересмотра. Однако они не огульно отрицаются, как в эпоху модернизма, а переосмысливаются и находят свое воплощение в новых формах и смыслах. Это связано еще и с тем, что человек получил почти неограниченный доступ к всевозможной информации. Теперь, умудренный опытом и отягощённый знанием, он стар с рождения. Все то, что предки воспринимали серьезно, он видит в свете иронии. Это своеобразная защита от той информации, которую раньше умело маскировали и недоговаривали СМИ. Постмодернистский человек видит и знает больше, чем его предки, поэтому он склонен скептически относиться ко всему, что его окружает. Отсюда и основная тенденция постмодернизма – все сводить к смеху, ничего не принимать всерьез.
Отношение к природе и обществу к концу 20 века тоже меняется: человек чувствовал себя практически всемогущим в природе, но при этом он — винтик во всей общественной системе, один из миллионов. Однако революции, войны, стихийные катаклизмы показали людям, что не все так однозначно. Стихии берут верх над беспомощными землянами, а государство можно и обойти, используя потайные закоулки всемирной сети. Нет больше необходимости в постоянной работе, можно путешествовать и развивать свое дело одновременно. Однако не все могут переключиться на новый лад, а потому возник кризис мировоззрения. Люди больше не ведутся на старые трюки властей и рекламных слоганов, но им нечего противопоставить этому затхлому миру. Так, период модерна закончился и начался новый – постмодерн, где несочетаемое мирно соседствует друг с другом в эклектичной пляске на могиле прошлого. Таков облик постмодернизма в истории.
Родина постмодернизма — США, именно там развивались поп-арт, битники и другие постмодернистские течения. Исходное начало в статье Л. Фиднера «Пересекайте границы – засыпайте рвы», где автор призывает к сближению элитарной и массовой культуры.
Основные принципы
Анализ постмодернизма стоит начать с основных принципов, которые определяют его развитие. Вот они в максимально сокращенном варианте:
Понятие и идея
Постмодернизм – социально-психологическая реакция на отсутствие положительного результата от прогресса. Цивилизация, развиваясь, в то же время разрушает сама себя. В этом и заключается его концепция.
Основная идея постмодернизма — совмещение и смешение различных культур, стилей и направлений. Если модернизм рассчитан на элиту, то постмодернизм, характеризуясь игровым началом, делает свои произведения универсальными: массовый читатель увидит занимательную, иногда скандальную и странную историю, а элитарный – философское содержание.
Г. Кюнг предлагает использовать этот термин во «всемирно-историческом плане», не ограничиваясь только сферой искусства. Постмодернизм руководствуется концепцией хаоса и распада. Жизнь – замкнутый круг, люди действуют по шаблону, живут по инерции, они безвольны.
Философия
Современная философия утверждает конечность всех представлений человека об окружающем мире (технике, науке, культуре и т.д.). Все повторяется, а не развивается, поэтому современная цивилизация обязательно разрушится, прогресс не несет ничего положительного. Вот основные философские течения, питающие нашу эпоху:
Человек постмодернизма сосредоточен на своем теле (принцип телоцентризма), все интересы и потребности сошлись в нем, поэтому проводятся эксперименты. Человек — не субъект деятельности и познания, не является центром Вселенной, потому что все в ней стремится к хаосу. Люди не имеют доступа к реальности, значит, не могут постигнуть истину.
Основные черты
Полный список признаков данного явления вы найдете здесь.
Для постмодернизма характерны:
Стиль и эстетика
Стиль и эстетика постмодернизма – это, прежде всего, деканонизация всего, ироничная переоценка ценностей. Жанры меняются, господствует коммерческое искусство, которое является бизнесом. В диком беспорядке жизни помогает выжить смех, поэтому еще одна особенность – карнавализация.
Характерен также пастиш, то есть фрагментарность, противоречивость повествования, это ведет к коммуникативной затрудненности. Авторы не следуют действительности, а симулируют правдоподобность. Постмодернистам свойственна игра с текстом, языком, вечными образами и сюжетами. Авторская позиция нечеткая, он самоустраняется.
Язык для постмодернистов – система, мешающая коммуникации, у каждого человека свой собственный язык, поэтому люди не способны понять друг друга до конца. Поэтому в текстах мало идейного смысла, авторы ориентируются на множественность интерпретаций. Реальность создается с помощью языка, значит, с его помощью можно управлять человечеством.
Течения и направления
Здесь приведены самые известные образчики постмодернизма.
Темы и проблемы
Наиболее общая тема постмодернизма – поиск нового смысла, новой целостности, ориентиров, а также абсурдность и сумасшествие мира, конечность всех устоев, поиск новых идеалов.
Постмодернисты ставят проблемы:
Основные приемы
Постмодернизм как явление
В литературе
Литературный постмодернизм – это не объединения, школы, течения, это группы текстов. Определяющие черты в литературе – ирония и «черный» юмор, интертекстуальность, приемы коллажа и пастиша, метафикция (письмо о процессе письма), нелинейный сюжет и игра со временем, склонность к технокультуре и гиперреальности. Представители и примеры:
В философии
В архитектуре
Архитектурный постмодернизм вызван исчерпанностью модернистских идей и социальным заказом. В городской среде отдается предпочтение симметричной застройке с учетом особенностей окружающей среды. Особенности: подражание историческим образцам, смешение стилей, упрощение классических форм. Представители и примеры:
В живописи
В картинах постмодернистов главенствовала основная идея: между копией и оригиналом нет особой разницы. Поэтому авторы переосмысливали свои и чужие картины, создавая новые на их основе. Представители и примеры:
В кино
Постмодернизм в кино переосмысляет роль языка, создается эффект достоверности, сочетание формального повествования и философского наполнения, приемы стилизации и ироничных ссылок на предыдущие источники. Представители и примеры:
В музыке
Музыкальный постмодернизм характеризуется сочетанием стилей и жанров, самокопанием и ироничностью, стремлением стирать границы между элитарным и массовым искусством, главенствует настроение конца культуры. Появляется электронная музыка, приемы которой стимулировали развитие хип-хопа, пост-рока и других жанров. В академической музыке главенствуют минимализм, прием коллажа, сближение с популярной музыкой.
Что такое постмодернизм простыми словами и как он конфликтует с марксизмом?
Актуален ли постмодернизм сегодня?
3. Асистемность. Отказ от создания любых систем и схем, которые бы упорядочивали для нас реальность. Постмодернисты настаивают на описании существующего без принуждающей мысли о том, что мы можем всё адекватно уложить в ложе какой-то системы. Марксизм же сам представляет собой систему.
4. Небинарность. Мышление должно быть вне оппозиций, таких как мужское-женское, внутреннее-внешнее, власть-подчинение, верх-низ, научное-обыденное и проч. Утверждается, что бинарность мышления мешает описанию и интерпретации «мира как текста». В то же самое время марксизм использует диалектику, которая оперирует сложной бинарностью как принципом единства и борьбы противоположностей, а еще строит триады (тезис-антитезис-синтез).
6. «Смерть субъекта» («смерть автора»). Эта постмодернистская концепция утверждает, что нет никакого отдельного автора или точки зрения (см. выше), есть поле культуры, есть текст и неважно кто говорит через него. Независимо от воли субъекта или автора через него проявляются силы, которые ему неподвластны и полностью его детерминируют. В марксизме же личности, классы, человечество действуют как реальные субъекты и воздействуют на природу и культуру.
Я бы сказал, что постмодернизм с точки зрения марксизма (или любого прогрессизма) представляет собой реакцию культуры Запада на становление глобального капитализма и образование новой принуждающей символическо-информационной власти (машины масс-медиа), в рамках которой действительно теряет значение истина и ложь, субъект и объект. Бессильные отделить реальность «навязанной машины» от подлинной реальности, думающие, что познание истины «тоталитарно», что оно ведет «к утрате чувствительности» западные левеющие интеллектуалы воздвигли между собой и огромной машиной информационно-манипуляционной войны стену. Этой стеной и стал постмодернизм. В рамках этой стены отрицалась значимость отдельных пропагандистов машины, отрицался прогресс (т.к. слово «прогресс» для пропагандистов капитализма означало теперь «угнетение других народов), отрицалась бинарность, т.к. бинарность формировала теперь конформное мышление, когда «изгой» подвергался осмеянию в СМИ со стороны хозяев дискурса и так далее.
Постмодернизм в современной культуре: кратко и понятно простыми словами
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 10.04.2019 · Обновлено 11.04.2019
20 век — все велосипеды уже изобретены, а общество испытывает острую необходимость что-то отрицать и сбрасывать с парохода современности. Главный вопрос — что делать? Единственное, что остается человеку, получившему доступ ко всей мировой информации — поглощать ее, осмысливать, иронизировать над ней и воплощать разные ее фрагменты во что-то новое. На такой эклектике и строится постмодернизм — больше не создается ничего революционно нового, а лишь переосмысливается старое, гармонично встраиваясь в новые тексты. Вы могли не заметить, но первые 2 предложения этого вступления очень постмодернистские, тут аж 3 отсылки — крылатое выражение про велосипед и аллюзии на Маяковского и Чернышевского. Постмодернизм действительно распространился на все сферы культуры, давайте разбираться на мемах, рэп-баттлах, литературе и другом искусстве.
Развитие постмодернизма
Чтобы лучше разобраться в истоках постмодерна, надо вспомнить что такое премодерн и модерн.
Этапы развития мировой культуры или место постмодернизма в истории:
Основные принципы
Определение
Основная идея постмодернизма, если утрировать, отрицание модернизма, т. е. отказ от прежних идеалов. Но вот в чем новаторство постмодернизма — отказавшись от старых идеалов, они не предлагают новых. Постмодернизм в принципе не создает идеалы, потому что это вводит в рамки и отвлекает от самой жизни. Постмодернисты не стремятся решить вопросы бытия, создать свою философию, они хотят сделать жизнь проще и понятнее, рефлексируя на уже созданное культурное наследие.
Жакк Дерида выделяет 2 ключевых понятия для понимания сути постмодернизма как явления:
Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности.
Концепция
Как и любое историческое явление, постмодернизм не стоит рассматривать в отрыве от политического, культурного и экономического состояния общества. А оно было вот какое: модернисты возвели в культ все новое, новаторское, «не такое, как было раньше», а культура за последнее время сильно коммерциализировалась и превратилась в массовую. Реакцией на это и стал постмодернизм:
Философия
Сам по себе постмодернизм философией не является, зато в мире 20-21 веков распространены другие виды современной философии – экзистенциализм, иррационализм, постструктурализм, аналитическая философия и т. д.
Современная философия отказалась от притязаний на статус науки и перестала транслировать свои постулаты как единственно верные. Очень краткий ликбез по видам современной философии постмодернистского общества:
Основные черты
Особенности
Для постмодернизма характерны следующие особенности:
Признаки
Язык постмодернизма
Давайте ещё раз про интертекстуальность и гипертекст. У постмодернистского текста своя новая ткань, сотканная из старых цитат. Такую книгу можно читать с любого места, как говорит Умберто Эко, потому что она больше походит на энциклопедию. Все это приправлено хлёсткими фразами, почти афористичными, чёрным юмором и обилием повторов.
Обилие повторов часто объясняется тем, что автор хочет, чтобы читатель был прикован к тексту и понимал происходящее максимально чётко. Потому что в постмодернизме теперь главный не писатель, а читатель, все ориентировано на него – с ним играют в языковые игры, мучат разными конструкциями, и именно ему принадлежит все то, что происходит по сюжету.
Направления и течения
Некоторые искусствоведы считают, что именно из дадаизма берет своё начало постмодернизм. Это авангардистское течение в искусстве, которое зародилось сразу после первой мировой. Затем дадизм слился с сюрреализмом, дав нам великих Сальвадора Дали, Луиса Бунюэля и Дэвида Линча.
Темы и проблемы
Основная тема – поиск нового смысла и новый ориентиров в уже созданном культурном наследии. Постмодернисты уверены в несостоятельности прежних устоев и идеалов, видят в этом абсурд и сумасшествие.
А вот основные проблемы, которые они хотят решить:
Человек постмодернизма
Есть постмодерн, а есть постмодернизм. Это две разные грани одного и того же.
То есть, даже не будучи писателем или художником постмодернизма, мы все равно живем во время постмодерна, мы все «пост». Постмодернизм распространяется на многие сферы жизни современного человека – мемы, рэп-баттлы, современное телевидение, музыка. В современном мире уже сложно понять, кто кого высмеивает. Например, трек Фейса «Бургер» — это стеб артиста над аудиторией, которая все съест без разбора, стеб артиста над рэп-культурой или же это искренний трек, который даёт право уже публике смеяться над молодым репером? Теперь, когда артист уже выпустил новый политический альбом, а затем и ещё несколько удачных треков, мы можем говорить, что это явно было глумление артиста над современной культурой.
Или, например, довольно сложно поверить, что создатели «Пусть говорят» или других скандальных телешоу делают это всерьёз, держа в голове, что они создают классный контент. Скорее — это смех и глумление над публикой, которая это завороженно смотрит. Действительно, понять, кто над кем и почему стебется в современном мире, довольно тяжело, но в этом и есть постмодернизм.
Постмодернизм как явление…
Давайте разберём на примерах эту жизненную философию – от Фуко до Фейса.
В литературе
Литературный постмодернизм с его чёрным юмором, фрагментарностью, обильным цитированием – это реакция на литературу модернизма, а также на эпоху Просвещения.
Характерно то, что главный теперь не писатель, а читатель, именно вокруг него строится весь сюжет и языковые игры.
Литературный постмодернизм знаменит своей метапрозой, то есть текстом в тексте. Например Порфирий Петрович (отсылка к Достоевскому) пишет роман внутри романа Пелевина. («Iphuck 10», Пелевин)
Начинать искать постмодернистские произведения можно уже с конца 50-х. Например, «Голый завтрак» Берроуза, которого даже преподаватели филфаков советуют читать на свой страх и риск. «Поправка-22» Джозефа Хеллера — тоже пример раннего постмодернизма. Утверждение, что в Россию постмодернизм пришлое в 90-е вместе с Пелевиным довольно обидное — а как же Ерофеев, Набоков и Лимонов?
Вот немного примеров отечественных и зарубежных авторов:
В философии
Философия постмодернизма противопоставлена классической философии Гегеля, то есть представляет собой антигегельянство. Прямой предок постмодернизма — экзистенциализм Хайдеггера и ницшеанское «Бог умер». Следующий шаг – «Автор умер», его и сделали постмодернисты. К неким отцам-основателям постмодернизма как к философии можно отнести Ж. Дерриду, Ж. Ф. Лиотара, Д. Ваттимо.
Их цель – переосмыслить ценности, уйти от старых устоев и штампов, перестать позиционировать философию как науку.
В архитектуре
Архитекторы этого времени старались быть оригинальными и не создавать ничего массового, также оставалось стремление ссылаться и подражать ранее созданным памятникам архитектуры. То есть вся архитектура — некий гибрид прошлого с настоящим.
В живописи
В искусстве постмодернисты руководствовались правилом «все разрешено». Никаких канонов, философий, ограничений. Ты — Йозеф Бойс и хочешь рисовать геометрические фигуры – тебе в век постмодерна, ты шаришь в восковой фреске, а имя тебе Франческо Клементе — и тебе место в 20 веке, хочешь взять уже готовый портрет и изменить цветокоррекцию? Энди Уорхол, спасибо за вклад в художественный постмодернизм.
В кино и мультсериалах
Постмодернистский кинематограф подарил нам фильмы Тарантино и Копполы. А позже ещё и симпсонов, и южный парк. Все то, что характерно для постмодернизма в целом, характерно и для этого жанра – фрагментарность, рефлексия, чёрный юмор, цитаты и отсылки.
В музыке
Одно слово — микширование. Ну и не забываем о цитировании.
Современный рэп — тоже постмодернизм. А рэп-баттлы — тем более. Треки просто кишат отсылками, а слушатели тайно радуются, что отсылки эти понимают. Например, недавний трек Лизера «пачка сигарет»: отсылку к Цою поняли все, а вот референсы условного ATL понять уже не так просто. Рэп-баттлы же прямо строятся на отсылках к прошлому оппонента или любым культурным событиям. Слава КПСС в баттле с Мироном каждую минуту на что-то ссылается и высмеивает это. Вот вам и постмодернизм, «пост-пост, мета-мета» — как поёт Монеточка.
«Пост» в интернете
Мемы, стримы, обзоры на фильмы и книги – это все переработка первичного продукта. Мы иногда чаще смотрим Женю Badcomedian и летсплеи, чем смотрим русские фильмы и проходим игры. А мемы — это вообще идеальное объяснение «что такое постмодернизм». Тут и единство форм, и бесконечное цитирование, и чёрный юмор, и высмеивание всего и вся, и быстрая сменяемость инфоповодов, и, конечно же, наши любимые отсылки.
Именно поэтому не только постмодернисты, но и мы все, живем в обществе постмодерна. Спойлер на будущее: на самом деле скоро миром будет править уже метамодерн: люди потихоньку устают от бесконечного смеха и возвращаются к человеческим переживаниям – так и рождается метамодерн, от постмодерна немного назад – к модерну.
Объясните понятным языком, что такое постмодерн в искусстве? Как отличить постмодерн от всего остального?
Искусство никогда не отражает жизнь буквально: между произведениями и природой всегда находится некоторый набор идей, который, собственно, и определяет результат. В Средневековье руководствовались христианской эстетикой и пытались изобразить духовную сущность мира. А потому пропорции фигур и среда не соответствовали естественным. Академическая живопись (17-19 века) наоборот, декларировала стремление к точному отображению природы, но делать это могла лишь через призму античности.
В 1860-е годы античная эстетика перестала вдохновлять, а художники стали призывать к еще более точному отображению современной реальности, без всяких там древнеримских аллюзий. Этот период получил название модерна (от французского moderne — современный). Однако и в этом случае объективного отражения реальности не получилось, так как барьером между природой и произведением встал сам художник и его видение. Ну а поскольку все люди разные, родилось множество стилей, направлений, течений. Дошло даже до того, что личность художника и его манифесты стали интереснее самих произведений, как, например, в случае с Кандинским или Малевичем.
Представьте, что попали в огромный музей, где экспонаты разных эпох кучами лежат вдоль стен. Все можно брать, переставлять, перекладывать, переносить из зала в зал, раскладывать интересными узорами. Увлекательное занятие. Но есть одно но: этот музей находится в вашей голове. Иными словами, это набор знаний о прошлом, с которым вы можете играть. И если этого огромного набора знаний у вас нет, вы мало читаете, потратили мало времени на образование, стать художником-постмодернистом вам ну никак нельзя.