Что такое постмодерн в музыке

Что такое постмодерн в музыке

Одним из самых популярных музыкальных жанров у союзной молодёжи является русский рэп — ритмичный бит, под который артист читает рифмованный речитатив. Чаще всего в агрессивной форме.

У взрослой аудитории русский рэп ассоциируется прежде всего с 2000-ми годами — именно тогда рэперы впервые в истории отечественной музыки проникли на эстраду, телевидение и радио, а вместе с ними и на олимп славы. То время связано с образами успешного Тимати, безобидного Серёги с его «Чёрным бумером», ну и «правильных пацанов» Басты и Гуфа. В понимании взрослой публики рэп — это по большей части музыка школьных вечеринок и дворовых пацанов, которые всегда «ответят за базар».

Однако данное представление о рэпе было бы верным лет 15 назад. Среди сегодняшней молодёжи из поколения Z куда более популярны совсем другие рэп-музыканты, которые несут, как правило, иные смыслы, чем их предшественники из нулевых. Жанр эволюционировал до неузнаваемости. Куда?

Постмодернизм

На пике своей популярности в 2000-х годах, когда о себе и заявили вышеуказанные артисты, русский рэп был близок по духу к… шансону.

Большая часть рэперов читала тексты про «понятия», «родные районы», «денежный успех», «суровую судьбу», «разборки», «понты», ну и, конечно, про любовь.

Поколение дворовой шпаны тогда переоделось в широкие штаны и вместо Круга и «Бутырки» вставило в свои CD-плееры записи Гуфа и Басты. Это было культурное эхо 90-х, музыка последнего поколения пацанов, которые жили «по понятиям».

Рассмотрим несколько самых популярных рэп-хитов 2000-х годов. Баста, «Моя игра»:

«Люди от боли, без бога сходят с ума,

Но кто-то скажет равнодушнотакова судьба.

Кто-то, играя в игру, забывает о правилах,

И поздно понимает, что фортуна его оставила,

Кто-то правила игры подстраивает под себя,

Чтобы победителем быть всегда,

В игры играют дяди с большими пушками,

Связываться с нимиэто не игрушки».

Здесь есть целый набор важных явлений и процессов, к которым автор выражает уважение, — Бог, судьба, а также «правила игры», т. е. те же «понятия».

В качестве ещё одного примера мегапопулярного рэп-хита 2000-х с «пацанской» смысловой нагрузкой можно назвать композицию «Город дорог», записанную совместно группой «Центр» и тем же Бастой:

«Отзвонюсь по прилёту, сообщу погоду

И узнаю новости своего района

От Красной площади, пешочком и до дома.

После нормального движения в пять утра в воскресение.

Мимо мавзолея, где дедушка Ленин,

Мимо собора Блаженного Василия

Мимо стройки, где раньше была гостиница «Россия»

Я посвящаю строки этому городу.

Его центру, каждому метру. »

В качестве примера можно привести текст трека «Бургер» ныне популярного рэпера Face:

«Еду в магазин «Гуччи» в Санкт-Петербурге,

Она жует мой х**, как будто это бургер».

Произведение представляет собой квинтэссенцию потребительского образа жизни и нарочитой деромантизации отношений между мужчиной и женщиной. На YouTube загружены два варианта видеоклипа на данную песню, один полноценный, второй — с вырезанными нецензурными выражениями. В настоящее время именно количеством просмотров на данном видеохостинге можно определить успех и популярность той или иной композиции и артиста, и оба варианта клипа в общей сложности набрали более 34 миллионов просмотров.

Еще одна рэп-звезда современности Pharaoh пишет треки с примерно схожим содержанием. Правда, набирает ещё большее количество просмотров — клип на песню «5 минут назад» на YouTube посмотрели более 57 миллионов раз. Для сравнения новый хит Филиппа Киркорова «Цвет настроения синий», звучащий из каждого утюга, набрал там чуть более 53 миллионов просмотров.

Данные хиты в целом отражают тенденции целого жанра. Переворачивание с ног на голову смысловой нагрузки рэп-треков, а также в целом имиджа артистов говорит о том, что данный жанр музыки за последнее десятилетие пережил значительную «постмодернизацию». В пользу данного вывода можно констатировать, что в русском рэпе всё чаще проявляются следующие черты постмодернистского искусства:

Сценический образ

Что касается сценического образа русских рэперов 1990-х и 2000-х, он включал, как правило, короткие стрижки вплоть до бритых голов, суровый взгляд «бывалых», «повидавших жизнь» и «понюхавших пороху» пацанов. Так, автор нашумевшего «Чёрного бумера» Серега носил кепку, более характерную для шансонье.

Что такое постмодерн в музыке. Смотреть фото Что такое постмодерн в музыке. Смотреть картинку Что такое постмодерн в музыке. Картинка про Что такое постмодерн в музыке. Фото Что такое постмодерн в музыке

А вот так выглядели участники самой популярной русской рэп-группы 2000-х «Центр» — Гуф, Стим и Птаха:

Что такое постмодерн в музыке. Смотреть фото Что такое постмодерн в музыке. Смотреть картинку Что такое постмодерн в музыке. Картинка про Что такое постмодерн в музыке. Фото Что такое постмодерн в музыке

В принципе, тогда рэперы ничем особым не отличались от среднестатистических молодых парней «с районов». Тех самых, которые любят попить «жигуля» на лавочке у подъездов, поговорить «за жизнь», а иногда и «отжать мобилу у лохов».

В наше время молодёжь относится к такому образу, скорее, с иронией. Понятия о «правильном пацанском» внешнем виде маргинализировались и остались позади. Современные популярные русские рэперы имеют абсолютно противоположный образ — максимально эпатажный, «не такой, как у всех», «не такой, как принято у серой массы».

Что такое постмодерн в музыке. Смотреть фото Что такое постмодерн в музыке. Смотреть картинку Что такое постмодерн в музыке. Картинка про Что такое постмодерн в музыке. Фото Что такое постмодерн в музыке

Например, это могут быть длинные волосы и татуировки прямо на лице, как у рэпера Face, или цветные дрэды и золотые зубы, как у Алишера Моргенштерна. Либо белые линзы, как у Элджея.

Стоит сказать, что в данном случае отечественные рэперы идут в ногу с западными коллегами. Там во внешнем облике рэперов наметились такие же тенденции в сторону эпатажности. К примеру, с татуировками на лице был XXXTENTACION, застреленный неизвестным летом 2018 года. Рэперу было всего 20 лет. Отметим, что аудиоверсия его самой известной песни Look at me набрала на YouTube за полтора года почти 230 миллионов просмотров, что больше, чем население России, Беларуси, Украины и Казахстана вместе взятых.

В качестве ещё одного примера подобного внешнего вида, который ранее точно не был характерен для рэперов, можно привести артиста по прозвищу Lil Peep. Очень популярный рэпер последних лет, который, к сожалению, скончался в ноябре 2017 года в возрасте 21 года.

Нецензурность и физиологичность текстов

Отказ от авторитетов и надличностных ценностей, а также эпатажность постмодернистского искусства в рэп-музыке привела к увеличению нецензурности и физиологичности текстов. Сегодня мало читают о мечтах и настоящей любви, но всё больше о сексе; сегодня в русском рэпе чаще можно слышать слова «сука» и «сучка», чем «девушка» или «любимая»; сегодня тексты запросто могут складываться из конкретных фамилий, мемов и заголовков новостей. Ничего подобного до 2010-х почти не было.

Если в 2009 году популярный рэпер того времени Гуф посвятил песню своей супруге со следующим текстом: «Я буду тебя любить, даже когда я буду на небе», то в 2017 году популярный рэпер современности читал уже что-то наподобие следующего: «Трахнул с*ку без г*ндона, и мне по*уй». Встречайте, 13 миллионов просмотров. Хит настоящего времени!

Либо ещё один хит нового времени с 20 миллионами просмотров на YouTube, просто изобилующий нецензурной лексикой и пошлостью:

Данная тенденция отчасти вызвана особенностью запросов молодёжи на максимальную честность артиста со своей аудиторией. Вышеупомянутый Гуф, посвятивший романтичную песню своей супруге, через 5 лет с ней официально развёлся. Выходит, слова о «вечной любви даже на небе» оказались просто лицемерием и ошибкой.

Публика, особенно молодая, это прекрасно чувствует и начинает воспринимать с иронией серьёзную поэзию о любви либо каких-то иных вечных ценностях человечества.

Практически всё «вечное» и «святое» было в их глазах так или иначе кем-то попрано и дискредитировано, пересмотрено, поэтому возникает запрос на максимальную простоту, естественность и физиологичность при описании отношений между мужчиной и женщиной. Природные инстинкты (в том числе инстинкт размножения), пожалуй, единственное, что не подвергается пересмотру в постмодернистской культуре.

Независимость

Ранее было гораздо сложнее стать знаменитым музыкантом — надо было часто где-то выступать, толкать свои песни на радио и телевидение, где необходимо пройти через цензуру и не попрать чьи-то интересы. Сегодня же всё намного проще — есть соцсети и YouTube, куда можно выложить практически всё с самыми минимальными ограничениями.

С одной стороны, это прекрасно — успехов добивается действительно только тот, кто сумел обаять массовую публику, не потратив деньги на раскрутку и продюсера. Однако, с другой стороны, искусство почти полностью утратило рамки приличия. Как мы видели в клипах выше, можно просто прочитать под бит стишок из нескольких нецензурных слов и пошлостей и стать звездой.

Такая ситуация привела к тому, что музыканты стали гораздо независимее как от государства, так и от общественных институтов. Интернет открыл невиданные доселе возможности.

Сегодня нет абсолютно никаких регуляторов, способных ограничить распространение той или иной музыки. Напомним, летом 2018 года ряд музыкальных групп отказался играть на российском рок-фестивале «Нашествие» из-за того, что данное мероприятие поддерживало министерство обороны России. И артисты легко обошлись без крупнейшего фестиваля — в их распоряжении есть интернет. На фестивале их выступление посмотрели бы порядка сотни тысяч человек, в сети — миллионы.

Сегодня для пиара своего творчества музыканты будут рассылать песни через WhatsApp, Viber или еще каким-нибудь способом, о котором старшие товарищи даже не подозревают. И если творчество действительно «зацепит» массового слушателя, никто этому ничего не сможет противопоставить, и любые попытки цензуры и ограничения концертной деятельности только повысят уровень популярности артистов и снизят уровень репутации цензоров.

Политизированность

«Я был дурак, когда мечтал уехать прочь,

Я был безумцем, и никто не в силах был помочь.

Я думал, жизнь там будет слаще, золотые горы,

И думал, всё может решить этот с*аный доллар,

Но ошибался, каким же всё-таки был слепым,

Не замечал родное, стремился стать другим».

Активно поддерживает российского лидера и иной рэпер поколения 2000-х Тимати. В целом в прошлом десятилетии и даже в начале 2010-х отношения между властью и рэпом были либо нейтральными, либо положительными, а политика в текстах артистов встречалась крайне редко.

Но в настоящее время всё сильно изменилось. Рэперы всё чаще и агрессивнее начинают «ломать систему», подобно панкам в 1970-е и 1980-е.

Так, в новом альбоме всё тот же Face выпустил ряд политических треков. «С рождения отсутствует в стране моя свобода,читает он.Здесь покупные судьи ломают людям судьбы, чемпионаты мираповод распилить бюджет, но всем на всё это *** среди серых этажей».

Яснее о собственной антисистемности и критичном взгляде рэпера на российскую действительность он рассказал в интервью для «Би-Би-Си».

Трек с политическим подтекстом выпустила и новая популярная группа IC3PEAK, в котором артисты ели сырое мясо на фоне Мавзолея Ленина, а также демонстрировали ещё ряд изобразительных метафор. Всего за два с половиной месяца клип набрал более 15 миллионов просмотров

Здесь стоит отметить, что любая антисистемность, не только политическая, является яркой чертой постмодернизма. Кроме того, возникновение данного тренда во многом обязано предыдущей особенности современного русского рэпа, которую мы рассматривали, — большей независимости исполнителей. Свободное распространение музыки позволяет достучаться рэперам до самой широкой публики без теле- и радиоцензуры. В вопросе политики в настоящее время в музыке рамки тоже практически сняты. Как и в вопросе нецензурной лексики.

Справка: русский рэп завоевал Украину

При анализе самых популярных песен среди украинцев (треки, которые жители «незалежной» чаще всего ищут в интернете) выяснилось, что русский рэп — один из их любимых музыкальных жанров. Выходит, украинский слушатель не особо разделяет установку своего президента «Геть вид Москвы»: из 50 топ-хитов в Shazam Украина оказались лишь три трека на украинском языке. Современные русские рэп и попса пользуются куда большей популярностью. А в украинском топ-100 iTunes ситуация еще более показательная: там русский рэп составляет порядка 80 % песен.

Как рэперы «делают крутые бабки»?

Рэп-музыка — это не только искусство, но и индустрия экономики, которая позволяет артистам зарабатывать большие деньги. И если к эволюции русского рэпа подойти с экономической точки зрения, вполне можно утверждать, что за последние 15-20 лет существенно изменился спрос аудитории на музыку и транслируемые в ней смыслы.

С конца 1990-х — начала 2000-х родилось и выросло целое поколение – Z. Эти 15-20-летние ребята не испытали на себе все тяготы «бандитских» 90-х годов, формировались в достаточно сытых, комфортных условиях политической, социальной и экономической стабильности. Более того, новое поколение формировалось не во дворах многоквартирных домов, как их предшественники, а за компьютерами и планшетами. Всё это стало причиной того, что, во-первых, они по большей части не были «шпаной» — они выросли почти без драк, разборок и «понятий» а-ля «слово пацана». Их обошёл стороной такой пласт культуры, как «блатная романтика».

Родители поколения Z, как правило, посвящали всё свое время их материальному обеспечению, помня тяжёлые 90-е, пропадали на работе и более всего стремились, чтоб их чада никогда не испытывали ни в чём нужду. Однако такой подход не оставлял у них много времени на духовное развитие детей. Сытые чада посвящали своё свободное время просмотру телеканалов ТНТ и MTV, а также ежедневным многочасовым зависаниям в сети со всеми её плюсами и минусами.

Смена поколений привела к ситуации, когда русский рэп 2000-х с его «правильными» текстами, понятиями и блатняком оказался попросту невостребованным. На олимп славы поднялись сами представители поколения Z, к коим относятся и вышеуказанный Face, и Pharaoh, и Элджей. Они же стали и самыми высокооплачиваемыми молодыми музыкантами России.

Что такое постмодерн в музыке. Смотреть фото Что такое постмодерн в музыке. Смотреть картинку Что такое постмодерн в музыке. Картинка про Что такое постмодерн в музыке. Фото Что такое постмодерн в музыке

Безусловно, основной источник их доходов составляет концертная деятельность. Однако для рэп-звёзд есть и иные способы заработка. Так, многие продают свою музыку на «Айтюнс», сотрудничают с рекламодателями, а также ведут популярный канал на «Ютубе», что также приносит доходы.

Представители старой школы русского рэпа несколько лет назад встали перед суровым выбором: либо прекратить активную творческую деятельность (например, группа «Многоточие»), либо попытаться запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда славы и скорректировать собственное творчество согласно духу времени.

Второй вариант выбрала группа «Каста», которая довольно серьёзно изменила смысловую нагрузку своего творчества. Например, исполнители подключились к тренду критики российской действительности. Причём не в какой-то завуалированной форме, а используя максимально прямые и упрощённые выражения, как и полагается в постмодернизме: «Мама сказала: «Всё, подъём, греби деньги лопатой» и пристроила меня куда-то депутатом», «Вокруг один абсурд и дебилы», «Мы хотим плохих дорог» и т. д.


За последние 11 лет одна из главных рэп-звёзд России 2000-х Тимати стал успешным предпринимателем: он создал лейбл Black Star и зарабатывает благодаря ему сотни миллионов рублей в год. Рэпер занимается не только музыкой и раскруткой начинающих и подающих надежды артистов. Под брендом Black Star работает сеть фастфуд-ресторанов Black Star Burger, линия одежды Black Star Wear, агентство маркетинговых коммуникаций Global Star, разработчик софта для музыкального бизнеса Make It Music, барбершоп и тату-студия 13 by Black Star, футбольное агентство Black Star Sport, а также игровая компания BS Gaming. Доля рэпера в каждой из перечисленных компаний составляет от 16 % до 33 %.

«Над пропастью в сети»

Один из таких запретов обернулся тем, что рэпер Хаски, когда его не впустили дать концерт в краснодарском клубе, залез на крышу автомобиля и, окружённый большим количеством фанатов, стал исполнять свою песню там: «Я буду петь свою музыку, хей, самую честную музыку, хей!», но полиция сняла артиста с автомобиля и задержала. Позже он был наказан на 12 суток ареста.

Однако это только привлекло ещё большее внимание молодёжи к данному событию, и спустя всего 4 дня в одном из самых больших клубов Москвы популярные рэперы организовали концерт в поддержку задержанного музыканта. На концерт пришло ещё больше людей, чем на запрещённый концерт Хаски в Краснодаре, закончившийся задержанием.

Суть возникшей ситуации не столько в политике, сколько в культурно-ценностной пропасти, возникшей между разными поколениями в России. У молодёжи есть спрос на такую музыку, но обеспокоенные родители пытаются с помощью административных органов ограничивать его, требуя запрета безнравственных концертов. Но это всё выливается только в увеличение протестных настроений среди слушателей рэпа и вдохновляет самих музыкантов на дальнейшую политизацию своего творчества.

Сегодня невозможно посадить человека в информационный вакуум и предоставлять ему лишь ограниченную и цензурированную информацию. Такие методы уже не раз продемонстрировали свою тщетность, вспомнить хотя бы попытки бороться с рок-группами в позднем СССР. Что уже говорить о сегодняшнем сетевом времени?

Да и старшие поколения тоже слушали далеко не только Бетховена. В 90-х были «Сектор газа» и «Красная плесень». Ещё раньше — матерные частушки, которые порой играли даже на деревенских свадьбах. Вот и современный русский рэп со всей своей пошлостью и нецензурными выражениями — это очередная «развлекуха» современного поколения молодёжи, и относиться к этому стоит спокойно.

Тем более что все вышеуказанные тренды русского рэпа будут только прогрессировать. Пока никаких предпосылок для обратного процесса нет. Призрак постмодернизма шагает по искусству, и время невозможно повернуть вспять.

Источник

Что такое постмодерн в музыке

Что такое постмодерн в музыке. Смотреть фото Что такое постмодерн в музыке. Смотреть картинку Что такое постмодерн в музыке. Картинка про Что такое постмодерн в музыке. Фото Что такое постмодерн в музыке

Что такое постмодерн в музыке. Смотреть фото Что такое постмодерн в музыке. Смотреть картинку Что такое постмодерн в музыке. Картинка про Что такое постмодерн в музыке. Фото Что такое постмодерн в музыке

f/64 запись закреплена

Постмодернизм в музыке

Относительно положения музыки в постмодернистской среде, то независимо от стиля или направления той или иной музыки, это положение характеризуется следующими чертами: если музыка эпохи модерна рассматривалась как способ выражения, то в эпоху постмодерна музыка скорее является зрелищем, продуктом массового потребления и индикатором групповой идентификации, например знаком, помогающим определить свою принадлежность к той или иной субкультуре.

В эпоху модернизма создание музыки рассматривалось как отражение внешнего мира, подобно тому, как фотограф фиксировал определенную реальность. Однако с изобретением магнитной пленки в 1930-х годах появилась возможность рассматривать аудиозапись как конечный продукт музыкального творчества. В течение 1950-х годов музыка, в том числе популярная, представлялась как зафиксированное исполнение, даже если конечный результат был достигнут с помощью техники микширования.

Предтечу этого процесса можно найти десятилетием раньше. Начиная с конца 1940-х композиторы академического направления, в частности такие, как Эдгар Варез, Пьер Шеффер, Карлхайнц Штокхаузен и Джон Кейдж, создавали композиции, которые существовали исключительно в виде аудиозаписей, используя многоканальную запись, редактируя или варьируя скорость записи звуков, что означало создание музыки, которая не могла быть сыграна традиционными средствами, но могла существовать лишь как запись.

Подобная техника впоследствии пришла и в электронную музыку. Детально разработанные мультитрековые записи многих исполнителей стали очень далеки от того, что музыканты могут реально изобразить на сцене.

В эпоху модернизма популярная музыка рассматривалась как второстепенная по отношению к более «весомым» жанрам. Философия постмодерна, однако, поставила под сомнение правомерность и приемлемость распределения культуры на «высокую» и «низкую».

Третий виток постмодернистской музыки связан с фундаментальной сменой представлений о том, о чем должна быть музыка. С утверждением постмодернизма утверждалась идея, что музыка «сама по себе». Стилевые аллюзии и цитаты стали не только техническим приемом, но сущностной стороной музыки, переросшей из возможности в потребность. В этом также виден отход от модерновой парадигмы, когда основными элементами музыкального искусства считались интонация, ритм и мотивы; постмодернизм считает основным предметом искусства медиапотоки, промышленные объекты и отдельные жанры. Иными словами, постмодерн сводит роль искусства к комментированию общества потребления и его продуктов, отказываясь от модерного стремления постичь «реальность» вселенной в его фундаментальных формах.

Источник

Постмодернизм в музыкальной культуре XXстолетия.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПОСТМОДЕРНИЗМ В МУЗЫКЕ

В 20 ст. продолжает развиваться, опираясь на традиции прошлых эпох, классическая музыка (пьесы Б. Бриттена, симфонизм Г, Малера). Появляются и принципиально новые направления. На основе использования традиций европейской и африканской культур появляется джаз (Л. Армстронг, Е. Фицджеральд), а его синтез с классикой порождает симфоджаз (Дж. Гершвин).

Музыкальное лицо Америки в период между Первой и Второй мировым и войнами определил джаз. Созданный на основе негритянского фольклора, он превратился в эстетический манифест «разочарованного» поколения, которое пережило ужас мировой бойни и бросило вызов респектабельной жизни. Эстрадный джаз в 20-е гг., импровизационный джаз в 30-е гг. утверждал новые художественные ориентиры, очень далекие от общепринятых пуританских общественных норм. Джаз-банды, регтаймы, блюзы, свинги — такая музыкальная атмосфера Америки тех лет.

Отсюда черпали темы и музыкальные средства основатели профессиональной композиторской школы Нового света, Л. Бернстайн и Д, Гершвин, творчество которых не вписывается в каноны оперно-симфонических традиций Европы. Но и тут, на родине классической музыкальной системы, в межвоенные десятилетия происходит эстетическая революция. Осознавая исчерпанность старой культуры, «новая молодежь» во Франции — А. Онеггер, Ф. Пуленк, Ж. Орак, Л. Дюрей, Я. Мийо, Ж. Тайефер — поддала серйозному переосмыслению традиционный арсенал музыкальных средств. В поисках «праинтонации» языки композиторы использовали любые шумы, соединяя их в разнообразные звуковые коллажи.

Возникает такой феномеи, как рок-музыка, который сформировался на основе негритянской танцевально-бытовой музыки «ритм-энд-блюз». Появилось огромное количество разновидностей рока: психоделический рок, панк-рок, фолк-рок, тяжелый рок, кантри-рок, существенное влияние на развитие которого оказали такие группы, как «Биттлз», «Дип Папл», «Лэд Цеппелин», «Пинк Флойд».

20 в. породил совсем необычную (в чем-то, возможно, похожую на старинную) поэтически-песенную культуру. Культуру необычную по массовости распространения и силой влияния. Целая плеяда французских шансонье (начиная с Э. Пиаф), рок-музыканты и певцы США и Европы, ансамбли подобно «Биттлз» и «Роллинг-Стоунз». В России, кроме этого активизировались поэты-барды, среди которых наиболее значимыми были Б. Окуджава и В. Высоцкий. Песни этих исполнителей не только слушали на концертах или в записях, но и пели повсеместно, их произведения становились почти тем, чем были когда-то лучшие фольклорные произведения.

20 в. и особенно его вторая половина отыскала в жизни мирового общества множество противоречий и парадоксов. Это век жестокости, политического тоталитаризма и доминирования «массовой культуры», но и век больших духовно-моральных и художественных «откровений» надежд, находок и научных открытий. Это век глобализации многих процессов и явлений и одновременно век «единичного», уникального.

20 в. продемонстрировал непригодность ценностей и образа жизни, в которых живет современный человек. Люди остро чувствуют психологический дискомфорт, распространяется чувство неуверенности и отчужденности. Культура находится в состоянии выбора новых ценностей и приоритетов.

Если в 19 в. мировое развитие определялось, прежде всего, развитием Европы, то в 20 в. европоцентризм стал анахронизмом. Америкоцентризм хотя и набирает силу в политическом плане, не может отстранить от исторической активности другие континенты.

Полицентризм, который отображает глобализацию исторического процесса, является наиболее перспективным.

Для характеристики века важен масштаб социальных потрясений. 20 в. по масштабам социальных катаклизмов далеко опередил всех. Он ознаменовался наибольшими в истории социальными взрывами и потрясениями, которые продолжались почти всё столетие. Это — социальные революции в России, Китае, в странах, одна из которых — наибольшая по территории, другая — по численности населения.

Финал 20 в. нерадостный. Столько надежд возникало при его рождении — надежд на социальную революцию, на царство равенства и справедливости, на техническую и промышленную революции, общее благосостояние. Однако ни одна из существующих политических систем не справились с органическими пороками человеческого общества.

Мир уже находится в планетарной эре, где еще отсутствует общепланетарная культура.

1. Борзова Е.П. История мировой культуры. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2002.

2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М.: Академический проект, 2002.

3. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4. Шейко В.М., Гаврюшенко О.А., Кравченко О.В. Історія світової культури: Навч. посіб. / Наук. ред. В.М. Шейко. – К.: Кондор, 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *