Что такое построение в рисунке
ПРИНЦИПЫ ПОЭТАПНОГО ПОСТРОЕНИЯ РИСУНКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ХУДОЖНИКОВ
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПРИНЦИПЫ ПОЭТАПНОГО ПОСТРОЕНИЯ РИСУНКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ХУДОЖНИКОВ
Аннотация: В статье проводится анализ литературы учебных пособий, которые описывают по этапность ведения рисунка. Дается наглядное описание построения академического рисунка, характеризуется каждый этап на примере поставленного натюрморта. Объясняются основные способы и методы построения формы и выявляются частые ошибки начинающих художников. Анализируются правила пространственного построения, соотношения пропорций и тона.
Ключевые слова: рисунок, натюрморт, поэтапное построение, линейная перспектива, штрих.
PRINCIPLES OF A GRADUAL SCHEME FOR A BEGINNING
Annotation: An analyses of learning guide’s literature, which described a stepping of drawing’s leading. In the article a vivid description of academic picture’s composition is given. Every step is defined. A basic methods and directions of form’s composition is explained. Often mistakes of beginning artists are diagnostic ate. For not to repeat them advices are given. The most successful methods of linear – constructive composition are defined. Rules of spatial composition, correlations of proportions and tints are analyzed.
Key words: drawing, still-life, stepping composition, linear perspective, stroke.
Постановка проблемы. Часто начинающему художнику сложно сориентироваться в художественном процессе. Многие, посчитав что у них нет таланта, бросают свои занятия на первых этапах. Но не стоит ставить в один ряд талант и умение, любое умение нужно развивать. Для того, чтобы научиться рисовать на уровне профессионала, необходимы знание правил и практика. Рисование состоит из законов и правил, освоив которые, рисовать научится каждый, талант лишь помогает ускорить этот процесс быстрее. Такой художник- педагог, как П.Я. Павлинов, приводит яркий пример овладения письменностью, «… умение должно проникнуть в подсознание, подобно тому, как при обучении письму мы сначала изучаем графическое изображение букв, и эти изображения являются на данном этапе развития самодовлеющими. Но проходит время, и из этих букв составляются слова. Форма буквы для букв начинает ослабляться, ее начинает замещать форма буквы в слове, связь букв с мыслью, и, наконец, из нашего сознания эта форма исчезает, уходит в подсознание, а вместо этого появляется непосредственное умении писать знаками свою мысль, звуковое сочетание» [4, с.13]. Не трудно провести параллель с овладением рисунка: точка – линия – штрих – пятно – пространство – мысль – умение рисовать. Эта статья поможет начинающим разобраться и освоить базовые принципы рисования.
Анализ литературы. Данной теме свою работу посвятили московские художники Колокольников В.Н., Назаревская Г.А., Херсонская Е.Л., Ветров В.Н., Милотворская М.Б., Макоед Л.Л. в книге «Рисование в педагогическом училище». Колокольников В.Н. посвятил целую главу теме рисования с натуры и последовательному ведению рисунка. В данном анализе основной упор сделан на его информацию и картины, демонстрирующие этапы рисования. Шерифзянов Р.Ш. издал монографию «Взаимосвязь учебного и творческого аспектов в процессе обучения академическому рисунку», описав в ней методики рисования и свои наблюдения на примере подготовки художников-педагогов. Также полезным пособием на тему поэтапного построения может стать книга Шембеля А.Ф. «Основы рисунка». В ней изложены основные законы перспективы, светотени, композиции в рисунке, а также приемы поэтапного рисования с натуры.
Цель – выявить основные этапы построения учебного натюрморта в академическом рисунке, освоить их принципы, научиться вести построение тотального рисунка.
На примере поставленного натюрморта мы наглядно продемонстрируем всю последовательность ведения рисунка, в процессе изучим основы композиции и правила пространственного построения, научимся правильно соотносить пропорции и тона. В учебном натюрморте необходимо согласовать предметы по размеру, тону и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить тоном закономерности пластики различных объемных форм. Учебный натюрморт призван подготовить учащихся решать учебные задачи, с тем, чтобы в дальнейшем они могли перейти к более сложным задачам творческого уровня [1, с. 192]. Почему натюрморт? Потому что жанр натюрморта включен в программу по изобразительному искусству во всех художественных учебных заведениях, на предметах намного легче освоить навыки рисунка, чем на портрете или фигуре человека.
Натюрморт может быть очень простым по своей композиции. Два-три предмета связанные идейным единством, простые и ясные по форме и тону, расположенные в соотношении друг другу и к фону, могут служить хорошей задачей для рисунка [6, с. 90].
Важным условием является то, что рисовать нужно только с натуры. Профессор В.Н. Яковлев говорил: «Наилучшим учителем была, есть и будет натура. Никакое книжное знание не заменит рисующему постоянного наблюдения над натурой с карандашом и альбомом в руках» [3, с. 94]. Весь процесс грамотного академического рисунка распределяется на несколько этапов построения. В дальнейшем повествовании мы рассмотрим их более подробно.
Первый этап. Композиция.
На этом этапе мы выбираем композицию листа, по горизонтали или во вертикали будем располагать наш рисунок. Наиболее верным решением будет сделать 3-4 небольших эскиза с разной компоновкой — по вертикали и по горизонтали, и только после этого, выбрав наиболее удачный эскиз, переносить его на большой формат. Карандаш для построения лучше выбрать средней мягкости Н-НВ-В, рисуем легкими движениями, не давя на карандаш, так как на этом этапе часто приходиться вытирать рисунок, заново его отстраивая.
В первом этапе построения необходимо определить наиболее удачную компоновку, найти и наметить верное расположение всех предметов на плоскости листа, одновременно учитывая их основные пропорции и массу величин. Намечаем предметы упрощенными геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, круг, овал), в которые в дальнейшем будем вписывать предметы. Компоновать надо так, чтоб сверху оставалось немного меньше места от предмета до края листа, чем снизу. Также следить, чтоб предметы не упирались в край листа, не были слишком большие или маленькие для нашего формата.
Первый этап, один из самых важных этапов построения, так как после того, как вы начнете вводить тон, крайне тяжело будет исправить пропорции и размещение предметов.
Второй этап. Линейно-конструктивное построение.
Завершающей стадией линейно-конструктивного построения является прорисовка эллипсов с учетом их перспективного сокращения. Задний эллипс всегда будет меньше раскрыт, чем передний. Также нужно не забывать, если уровень горизонта выше глаз, то чем ниже эллипс, тем он шире будет раскрыт. Здесь же необходимо учитывать линейную перспективу: чем ближе объект, тем он четче и темнее. В данном натюрморте самые темные линии на
Третий этап. Прорисовка теневых моментов.
На этом этапе заштриховываются все тени на предметах и драпировках. Нужно вести работу одновременно, сохраняя целостность рисунка. Часто учащиеся начинают сосредотачиваются на прорисовке одного предмета,
перешагивая через этапы, не доработав остальную часть рисунка. В итоге отношения тонов в натюрморте нарушаются.
Что значит вести работу одновременно? Если вы штрихуете тень на одном предмете, то потом надо заштриховать тень на других предметах, причем с самого начала соблюдая тонально правильную раскладку предметов, то есть самый темный и самый светлый предмет должны такими оставаться на любом этапе построения. Нельзя допускать того, чтоб один предмет был полностью набран в тоне, а другие даже не начались штриховаться, это очень частая ошибка начинающих художников.
Также не забываем о линейной перспективе, что к нам ближе, наш передний план, должно быть более тщательно прорисовано и подчеркнуто более темной линией.
Четвертый этап. Усиление теней.
При работе в тенях, необходимо руководствоваться правилом: чем ближе предмет, тем сильнее тень, и наоборот: чем предмет дальше от нас, тем меньше его теневые моменты выражены. С помощью этого правила в натюрморте выявляется пространство. В нашем натюрморте тональное напряжение остается на тарелке с фруктами. На данном этапе мы уже начинаем придавать предметам объем, для этого придерживаемся такой тональной раскладки: свет-полутень-тень-рефлекс.
На этом этапе мы начинаем усиливать тональное напряжение, штриховать свет и полутень на предметах и драпировках, прорисовываем более мелкие детали. То есть всю работу мы ведем от цельного к дробному, а
не наоборот. Сначала цельно штрихуем тени, а сейчас уже ищем в них рефлексы, добавляем полутона, для придачи объема нашим предметам.
Определяем все блики и протираем их резинкой, блики помогают нам придать предметам материальность. Понять фактуру предмета и ткани, что для рисунка является немаловажным, так как передача материальности один из важных составляющих всей работы.
Пятый этап. Выявление полутонов и тоновых соотношений.
После проработки теней, начинается работа с полутонами. Нужно соотносить их с тенями и рефлексами. Важно помнить, что полутона светлее рефлексов, потому что полутона находятся на освещенной части предмета, а рефлексы всегда в тени. Рефлекс относится к теневой части предмета и насколько бы светлым он не был в реальности, никогда не допускать того, чтобы он был ярче света в нашей работе. Если не соблюдать это соотношение, предмет может исказиться и потерять свою форму и объем.
Также на этом этапе необходимо проверить, правильно ли у нас в работе определены самые темные и светлые предметы. Важно знать правило – штрих повторяет форму. То есть, например, чтобы чайник выглядел максимально объемным, нужно вести штрихи по его форме и фактуре.
подскажет, где темнее тень на предмете, а где она светлее. В любом случае всегда, даже теневая сторона предмета есть более отвернута от света, а есть менее отвернута. Нужно это учитывать и чаще смотреть на натуру.
Шестой этап. Детальная штриховка предметов.
В завершающем этапе дорабатываются и усиливаются все тоновые соотношения. Чтобы определить все тоновые оттенки верно, необходимо отталкиваться от натуры. Найти на ней два противоположных пятна по силе контраста. Эти два пятна служат ориентиром при определении правильных тоновых отношений. Также можно прищурить оба глаза и посмотреть на тональность всего натюрморта, тогда мы видим натюрморт более цельно, не отвлекаясь на мелкие детали. После того как мы выстроим правильные тональные отношения, придадим предметам объем, подходим к завершающей части рисунка – усиливаем передний план, за счет линий и тона. Линейно подчеркиваем предметы, находящиеся ближе к нам, в данном случае это тарелка и айва.
На последнем этапе, мы еще раз протираем блики, так как они могли затереться во время штриховки, если где надо также подтереть света. Уделяем особое внимание переднему плану, его детализации и основному тональному напряжению. Отставляем на пару метров от себя работу (что хорошо делать на каждом этапе построения) и оцениваем ее из далека, правильно ли тонально разложили предметы, выделили передний план и подправляем свою работу, как говориться вносим последние штрихи.
Таким образом, можно убедиться, что создание рисунка является трудоемким процессом, потому что ученику нужно соблюдать все законы построения и вести максимально точный расчет размеров и соотношений. М.Д. Бернштейн говорил: «Чтобы дать характеристику натуры, подчеркнуть существенное в ее содержании, совсем недостаточно точно и пунктуально перенести на лист то, что увидел глаз. Необходимы соответственный отбор и соподчинение форм, строгий расчет количественных отношения и взаимообусловленная характеристика массивов и деталей. Ведь различные степени обобщения, различная характеристика светотеневых и объемных отношений могут изменить и акценты, и смысл содержания, что в натуре является наиболее ценным» [2, с. 22].
Не менее важно гармонично сочетать аналитическую и творческую стороны. Н.Н. Ростовцев писал: «…академическое рисование предусматривает решение учебных и творческих задач в единстве. Рисунок, в котором преобладает учебно-аналитическая сторона, мы называем «учебным рисунком». Рисунок же, в котором превалирует эмоционально-выразительная сторона, называется творческим» [5, с. 21]. Академический рисунок сочетает в себе обе стороны и поэтому становится действительным инструментом в процессе создания творческих работ. [7, с. 98].
Аксенов К. Н. Рисунок. В помощь начинающему художнику оформителю / К. Н. Аксенов. – Москва: «Плакат», 1987. – 192с.
Бернштейн М.Д. Проблемы ученого рисунка. – М. – Л: Искусство, 1940. – 161с.: ил.
Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. – М.: Советский художник, 1966. – 104с.:236 ил.
Пособие по рисованию. Под общей редакцией проф. Д. Н. Кардовского, проф. В.Н. Яковлева и доц. К.Н. Корнилова. – М.: В. Шевчук, 2006.-208с.:ил.
Ростовцев Н.Н., Терентьев А.В. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. Пособие для студентов худож.- граф. Фак. Пединститутов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.
Савинов,А.М. Методические принципы учебного рисования как основа теории и практики обучения академическому рисунку / А. М. Савинов
// Вестник университета Российской академии образования. – 2010. – № 5 (53).
Шерифзянов, Р.Ш. Взаимосвязь учебного и творческого аспектов в процессе обучения академическому рисунку: на примере подготовки художника-педагога: Монография [Электронный ресурс] : монография — Электрон. дан. — Москва : Издательство «Прометей», 2013. — 98 с.
Основы рисования карандашом. Девять фундаментальных законов рисования
Приветствую всех новичков рисования! Если вы попали на блог «Научиться рисовать за 30 дней!», значит хотя бы немного верите, что сможете научиться рисовать. И это действительно так! Даже если вы рисовали совсем чуть-чуть, вообще не рисовали или сомневаетесь в своих способностях, найдите несколько карандашей и 20 минут в день — и за месяц вы научитесь создавать поразительные изображения.
Для того, чтобы добиться успеха, вы будете учиться постепенно, шаг за шагом. Мы сфокусируемся на Девяти основополагающих законах рисования: начнем с простейших фигур, штриховки и композиции и закончим более сложными — законами перспективы, копированием фотоизображений и рисованием с натуры.
Для начала немного теории… Да, это всего лишь скучные правила на первый взгляд, но без них вы не продвинетесь дальше! Я не призываю вас их вызубрить, вы все запомните и поймете в практических уроках. А пока достаточно будет лишь коротко пробежаться по основам.
Если вы действительно хотите научиться рисовать реалистичные эскизы, при создании композиции, вам следует руководствоваться этими Девятью фундаментальными законами рисования:
1. Закон перспективы: объекты, расположенные близко кажутся больше, а те, что дальше, соответственно, — меньше.
2. Закон расположения: объекты, расположенные ниже на листе, кажутся визуально ближе.
3. Закон размера: чем больше объект, тем он смотрится ближе на рисунке.
Десять бесплатных видео-уроков от школы рисования Kalacheva School доступны сразу после регистрации.
4. Закон перекрытия: объект, находящийся впереди другого, кажется визуально ближе.
5. Закон полутени: часть объекта, находящаяся на противоположной стороне от источника света должна быть темнее для создания объема.
6. Закон тени: чтобы создать объемное изображение, необходимо нарисовать отбрасывающую тень от объекта на противоположной стороне от источника света.
7. Закон контуров: прорисовывайте границы округлых предметов, чтобы придать им объемность и глубину.
8. Закон горизонта: необходимо обозначить горизонт, чтобы создать иллюзию того, что объекты на картинке находятся на различном расстоянии от наблюдателя.
9. Закон плотности: для создания иллюзии расстояния, дальние объекты прорисовываются менее детально, и делайте их более светлыми.
Невозможно нарисовать трехмерное изображение без применения одного или нескольких из этих фундаментальных законов. Эти девять инструментов – основа для успешного рисования трехмерных изображений. Они неизменны и применяются всегда. С каждым уроком вы все лучше будете понимать каждый закон, и применять его на практике. В дополнении к девяти базовым законам рисования, есть три принципа, которые нужно держать в уме: оптимизм, детали и практика.
1. Оптимизм: вы обязаны сказать себе: «Я могу сделать это!», позитивное отношение – это важная часть приобретения любого навыка.
2. Детали: добавьте ваши собственные идеи и дополнительные детали рисунку, чтобы сделать его по настоящему уникальным.
3. Постоянная практика: ежедневное применение каких-либо новых навыков абсолютно необходимо для успешного овладения мастерством. Практикуйтесь регулярно!
Без этих принципов вы не сможете научиться рисовать. Каждый из них важен для вашего творческого развития.
В последующих уроках, мы сконцентрируемся на том, как применять эти девять законов на четырех базовых фигурах: сферы, куба, цилиндра и конуса.
Чтобы не пропустить новые уроки, делиться своими работами и получать советы вступайте в сообщество вконтакте!
В следующем уроке я расскажу вам С чего начать?
Урок 1. Построение формы. Как нарисовать цветок
В первом уроке вы узнаете, что мешает в достижении сходства в процессе рисования. Мы будем учиться по-настоящему видеть форму, ее особенности и переносить эти наблюдения на бумагу с большей точностью. Делать это мы будем методом визирования, который поможет изобразить любой объект.
Содержание:
Если ваши предыдущие попытки рисовать приводили к чувству разочарования, потому что не удавалось добиться сходства, то, скорее всего, рисуя, вы полагались на свое аналитическое мышление. Вы подменяли наблюдения своими представлениями о том, как должен выглядеть предмет. Например, изображая яблоко, вы рисовали не конкретное яблоко, а какой-то сложившийся у вас ранее образ. Аналитическому мышлению свойственно категоризировать, упрощать. В результате в рисунках предметы теряли свою индивидуальность и характер.
Метод визирования
Самое главное в рисовании с натуры или по фотографии – полагаться на свои зрительные наблюдения. Если нет достаточного опыта, натренированности глазомера, то сложно просто рисовать на глаз.
В настоящее время и прежде художники использовали различные вспомогательные средства, чтобы достичь большей точности изображения. Например, Леонардо да Винчи описывал применение камеры-обскуры для проецирования изображения на полотно (есть также камера-люцида – еще одно приспособление, создающее такую проекцию на бумаге). Оставалось обвести ее, чтобы получить форму изображаемых объектов.
В гравюрах А. Дюрера «Художник, рисующий лютню», «Техника рисования в ракурсе» можно увидеть другие средства достижения более точного рисунка:
Мы же освоим наиболее простое средство, не требующее специальных приспособлений, – метод визирования. А нашим измерительным инструментом будет карандаш. Для начала давайте разберемся, что будем измерять.
Основные параметры:
Взаимное расположение изображаемых объектов и их частей
Например, на нижеследующем рисунке важно найти, как далеко птицы, камни и кустарник находятся друг от друга и от зрителя. Для птицы необходимо определить взаимное расположение частей: головы, туловища, хвоста.
Пропорции целого и частей
В этом же примере пропорции целого – это отношение высоты к ширине изображаемой области. Переходим к более частному: ищем отношение высоты к ширине для птиц и камней. Пропорции частей – соотношение тех же параметров отдельно для головы птицы, шеи, туловища и т.д.
Наклоны важных линий предмета
Оси. Они показывают характер расположения предмета или движение. Например, здесь наклон оси головы и шеи говорит о том, что птицы всматриваются в воду в поисках пищи.
Основные отрезки, на которые можно схематично разбить контур предмета. Они в наибольшей степени определяют характер его формы.
Направляющие, на которых лежат основные элементы композиции и их части (например, линии вдоль которых расположены птицы, камни в воде и в траве). Голубые направляющие помогают точнее найти взаимное расположение частей: спинки и головы птицы, ее глаза и клюва.
Метод визирования – это не точное измерение по линейке, поэтому очень важно перепроверить найденное. Для тренировки глазомера пробуйте сначала сравнивать величины и определять наклоны на глаз, а затем подключайте метод визирования с помощью карандаша для проверки и поправляйте расхождения.
Правила измерения
Держим карандаш на вытянутой руке, чтобы не менялось расстояние от него до глаз.
Рисуем цветок
Рисование цветка мы начнем с наброска, в котором найдем расположение и размеры основных элементов. На первом этапе рисуем легкими линиями, без нажима на карандаш, чтобы потом было легко смягчить их или убрать. В примерах построение сделано довольно выразительно, чтобы оно лучше читалось. После этой стадии поиска работаем более четкими линиями.
Шаг 1. Рисунок удобно начинать с поиска пропорций целого. То есть если бы мы изображали букет в вазе, то начали бы с общих пропорций букета и вазы как единого объекта. В данном случае рисуем один цветок, поэтому определяем соотношение его высоты к ширине. Удобнее сравнивать меньшую величину с большей. Найдем, сколько раз первая укладывается во второй. Наметим габариты острым кончиком твердого карандаша или HB (твердо-мягкий).
Шаг 2. Найдем центр цветка. Для этого уточняем, насколько расстояние от центра до нижней точки цветка меньше, чем расстояние от центра до верхней точки. Так же сравниваем расстояния от боковых краев цветка до центра. После того как нашли центральную точку, проведем через нее оси лепестков легкими линиями, не надавливая на карандаш. Здесь удобно делать построение через оси лепестков, так как их немного и они определяют характер цветка, его наклон.
Шаг 3. Чтобы точнее нарисовать внешний контур, начнем с более грубой формы. Когда мы вырезаем ножницами из бумаги, чтобы получить более аккуратный результат, мы подбираемся к границам постепенно. Вырезаем детали лишь после того, как отрезали большую часть лишнего. Также и здесь – будем двигаться постепенно от общего к частному. Для начала в уме, глядя на натуру, упростим контур до основных линий (его наиболее длинных частей и касательных). Найдем эти основные линии и будем соотносить с ними карандаш, наклоняя его под тем же углом. Не меняя наклона карандаша, перенесем его к рисунку. Туда, где должна лежать эта линия. Запоминаем угол. И стараемся повторить его в рисунке легкими линиями. Проверяем точность нарисованного, еще раз измерив наклон этой линии в натуре и перенеся карандаш на бумагу. Длины этих отрезком соотносим с нашими предыдущими измерениями.
Шаг 4. Найдем границы пары самых крупных лепестков по вертикальной оси. Для этого можно замерить, сколько раз расстояние от нижней точки цветка до низа этих лепестков укладывается во всей высоте. Это же надо проверить и для расстояния от самой верхней точки орхидеи до верха этой пары лепестков. Так мы находим две точки. Чтобы провести через них границы (касательные), найдем их наклон методом визирования.
Шаг 5. Переходим к поиску наклонов отрезков, формирующих внешний контур этой пары лепестков. Где-то определяем длины этих отрезков на основе ранее найденных меток, где-то – на глаз. На данном этапе ищем более крупные отрезки. Мелкие изгибы линий уточним позже.
Шаг 6. Аналогичным образом уточним общие границы других лепестков и найдем пропорции центральной части цветка (сердцевины).
Шаг 7. Определяем общую форму лепестков сердцевины, уточняя наклоны касательных методом визирования.
Шаг 8. Теперь у нас есть общая “карта” цветка, на которой мы будем уточнять детали – более мелкие изгибы контура, тычинки. Где-то сглаживаем грубые углы, и здесь важно не перестараться, чтобы не потерять особенностей формы. На этом этапе можно работать с бОльшим нажимом, но карандашом помягче. Чтобы передать нежность цветка, рисуем остро заточенным грифелем.
Шаг 9. Можно обвести рисунок тоненьким линером. При этом более тонко проводим линии дальних лепестков. Усиливаем нажим для тех линий, которые находятся ближе к зрителю. То же выполняем для важных деталей. Таким образом создается иллюзия пространства. Более выразительное кажется ближе, а менее выразительное – дальше.
Шаг 10. В рисунок был добавлен цветок второго плана, чтобы показать, как усиливается ощущение глубины пространства, когда элементы второго плана нарисованы менее выразительно.
Нарисуйте орхидею или другой цветок. Попробуйте поработать с натуры. Возьмите любую несложную форму: растение, перо, лист, камень.
Важно в процессе рисования периодически возвращаться и подправлять изображение, если замечаете расхождения. Какие-то из них сложно заметить сразу, но они становятся более явными на последующих этапах.
В процессе обучения рисованию приходится довольно много прибегать к измерению. Так мы тренируем глазомер. После наработки определенного опыта художнику требуется все меньше подобных поисков, он способен больше работать на глаз, рисовать быстро и самое главное – с удовольствием. Регулярно практикуясь в рисовании, мы постепенно создаем в памяти базу довольно подробной информации о том, как выглядят различные предметы. К тому же у художника формируется привычка обращать более пристальное внимание на вещи вне процесса рисования. Накапливая определенный багаж такой информации, мы приобретаем способность рисовать реалистично по памяти и воображению.
В этом уроке уделено много внимания зрительному восприятию, измерениям, позволяющим изображать форму точнее. Однако не менее важно то, что недоступно зрению. Важно задействовать и другие чувства, чтобы сделать рисунок более живым, глубоким, эмоциональным. Художник, преподаватель и автор «Нового учебника по рисованию» Кимон Николаидис пишет: «Видеть» значит наблюдать, используя все пять чувств. Когда вы смотрите, то есть используете глаза, это не означает, что вы закрываете остальные органы чувств, скорее наоборот, потому что в наблюдении и понимании увиденного участвуют все чувства… Если же Вы попытаетесь довериться одному только зрению, глаза могут обмануть вас и толкнуть на ложный путь».
Желаем вам успехов с первым заданием. И помните, что в рисовании количество всегда переходит в качество. Если что-то не получилось с первого раза, пробуйте еще и еще.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.