Что такое потенциальная угроза
Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (окончание
УГРОЗЫ-ПРИРОДНЫЕ,ТЕХНОГЕННЫЕ, СОЦИОГЕННЫЕ
угрозы техногенного характера (порожденные некачественным состоянием материально-технической части транспортной сферы, недостаточным уровнем квалификации обслуживающего персонала);
угрозы природного характера (наводнения, оползни, землетрясения, снежные и песчаные заносы на дорогах, цунами, тайфуны и т.п.).
Угроза при АНВ– намерение совершить АНВ на ОТИ и ТС;
1.Потенциальная угроза— совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ;
Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (окончание
2.Непосредственная угроза— совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ
3.Прямая угроза— совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения АНВ;
комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ;
Что такое потенциальная опасность
Содержание статьи
Потенциальная опасность – вероятность воздействия на организм человека вредных и опасных для жизни факторов, которые могут привести к травмам, внезапным и резким нарушениям здоровья.
Характеристики потенциальной опасности
Потенциальная опасность – это универсальное свойство взаимодействия человека со средой обитания и ее компонентами. Ее характер меняется от природных и естественных факторов жизнедеятельности человека до всевозможных негативных антропогенных факторов, часто связанных с научно-техническим прогрессом (электричество, всевозможные излучения, высокие и низкие температуры, энергосистемы).
Производственная среда дополняется все более мощными технологиями и техническими системами, которые облегчают труд человека, делают его более производительным, а в некоторых случаях позволяют обойтись и вовсе без участия человека. Однако, чем больше высокотехнологичность среды, с которой взаимодействует человек, тем выше потенциальная опасность для него. Все производственные процессы потенциально опасны для здоровья, а также могут стать причиной гибели человека.
Потенциальная опасность и риск
Вероятность потенциальной опасности можно оценить с помощью риска. На практике полная безопасность недостижима до тех пор, пока существует источник опасности. Однако можно снизить риск опасности до минимума, обеспечив максимальную безопасность. Вследствие чего риск длительное время остается нереализованным или может проявиться в форме несчастного случая.
Основная характеристика уровня безопасности – величина допустимого (остаточного) риска для человека. Используя всевозможные статистические данные, появляется возможность предварительно оценить риск в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, риск пострадать в автомобильной катастрофе можно охарактеризовать так: на протяжении года 1 из 10-ти человек рискует попасть в автокатастрофу.
Допустимый риск на практике устанавливается в соответствии с достигнутым в наиболее благополучных аналогичных системах «техническая система – человек». Например, вероятность тяжелой аварии на АЭС не должна превышать 10-ти (10 на 1 реакторогод). Допустимый риск необходимо обеспечить комплексом необходимых мероприятий (технологических, технических, организационных), которые сведут к минимуму вероятность возникновения опасности.
Терминология, используемая при оценке уязвимости
Аварийно опасные химические вещества – опасные химические вещества, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях;
Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
Внешний нарушитель – нарушитель, не попадающий в определение «Внутренний нарушитель»;
Внутренний нарушитель – нарушитель из числа персонала ОТИ или ТС или лицо имеющее право доступа в зоны безопасности и/или в/на критический элемент без сопровождения;
Зона транспортной безопасности (далее — зона безопасности) – часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) объекта транспортной инфраструктуры, проход в которую осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) в соответствии с установленным порядком
Зона транспортной безопасности (по виду транспорта) (далее — зона безопасности (по виду транспорта) — часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) объекта транспортной инфраструктуры данного вида транспорта, на которой реализуются мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в рамках плана транспортной безопасности данного ОТИ или ТС;
Зона уязвимости — область (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) прилегающая к объекту транспортной инфраструктуры, на которой мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в рамках плана обеспечения транспортной безопасности данного ОТИ или ТС или аналогичные им не реализуются;
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры — отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;
Категория объекта транспортной инфраструктуры – результат комплексной оценки объекта, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных актов незаконного вмешательства, а также степень угрозы их совершения.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры (далее — критический элемент) — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций;
Модель нарушителя — совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры;
Нарушитель — лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить акт незаконного вмешательства, в том числе с использованием транспортного средства;
Непосредственная угроза — совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта;
Обеспечение транспортной безопасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
Обманное проникновение — обманная тактика действий нарушителя, включающая попытки нарушителя создать видимость санкционированных действий, характерных для обыкновенных для исполнения функций, обман персонала ОТИ или ТС и/или сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, использование чужих или поддельных документов, ключей, идентификаторов личности. Может применяться на различных этапах скрытого или открытого проникновения;
Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
Опасные грузы — вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмированию, отравлению, облучению, заболеванию людей и животных, а также к взрыву, пожару, повреждению сооружений, транспортных средств, транспортируемые в упаковке, а также наливом или насыпью в контейнерах, транспортных средствах железнодорожного транспорта;
Осведомленность (нарушителя) – совокупность знаний нарушителя об инженерно-технических системах, инженерных сооружениях и технических средствах обеспечения транспортной безопасности, регламентах технического обслуживания ее элементов, тактике действий сил транспортной безопасности и их возможностях;
Факторы уязвимости ОТИ – конструктивные особенности ОТИ, особенности характера их эксплуатации или свойства элементов системы мер обеспечения ТБ, которыми может осознано воспользоваться нарушитель при совершении АНВ.
Открытое нападение – насильственная тактика действий нарушителя — нападение с применением насилия по отношению к людям и повреждением инженерно-технических средств, характеризующееся применением максимального количества вооружения и спецсредств;
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры — определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства;
Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
Персонал – совокупность работников всех юридических лиц, а также физические лица, осуществляющие деятельность на территории объекта транспортной инфраструктуры.
Пользователи – физические лица, нахождение которых на территории объектов транспортной инфраструктуры связано с приобретением товаров, получением услуг и/или не связано с организацией и обеспечением транспортных перевозок.
Посетители объекта транспортной инфраструктуры – физические лица, нахождение которых на территории объекта транспортной инфраструктуры не связано с получением услуг транспортной перевозки или с организацией и обеспечением транспортных перевозок.
Потенциальная угроза — совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта.
Прямая угроза — совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта.
Радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным материалам вещества, являющиеся источниками ионизирующего излучения;
Силы обеспечения транспортной безопасности — лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности, персонал, непосредственно принимающий участие в обеспечении транспортной безопасности;
Скрытое проникновение — тактика действий, при которой нарушитель стремится остаться невыявленным на всех этапах совершения АНВ; характеризуется стремлением нарушителя преодолеть максимальное количество рубежей охраны без обнаружения, совершить АНВ и, по возможности, совершить отход; в случае обнаружения возможно изменение тактики;
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности — юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры;
Субъекты транспортной инфраструктуры — юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующие их на ином законном основании;
Тактика действий (нарушителя) – способ реализации вида угрозы при совершении АНВ. Открытое нападение. Скрытое проникновение. Обманное проникновение;
Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства;
Транспортная функция – перевозка пассажиров, багажа, грузов, почты и запасов от места отправки к пункту конечного назначения/транзита, а также обеспечивающие ее мероприятия;
Транспортные средства — воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами;
Транспортный комплекс — объекты и субъекты транспортной инфраструктуры;
Угроза – возможность совершения акта незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры.
Уровень безопасности — степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Ядовитые вещества – вещества, способные вызывать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь и (или) контакте с кожей.
Презентация ОБЖ «Потенциальная опасность. Риск, вид риска. Концепция приемлемого риска.»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Потенциальная опасность. Риск, вид риска. Концепция приемлемого риска.
Потенциальная опасность ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ — это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные: К вредным относятся такие факторы, которые становятся в определенных условиях причиной заболевания или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности. Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. Это деление условно, т. к. вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными. В общих случаях к признакам опасных и вредных факторов относятся: возможность непосредственного воздействия на Безопасность жизнедеятельности организм, затруднение осуществления физиологических функций — дыхания, кровообращения, работы центральной нервной системы, органов пищеварения, выделения.
риск Риск — это, неопределённое событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию компании, приводит к приобретениям или потерям в денежном выражении. Риск — это, сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий. Также риском часто называют непосредственно предполагаемое событие, способное принести кому-либо ущерб или убыток.
ВИДЫ риска ВИДЫ РИСКОВ ПО РОДУ ОПАСНОСТИ: Техногенные риски — это риски, связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, загрязнение окружающей среды). Природные риски — это риски, не зависящие от деятельности человека (например, землетрясение). Смешанные риски — это риски, представляющие собой события природного характера, но связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, оползень, связанный со строительными работами). ВИДЫ РИСКОВ ПО СФЕРАМ ПРОЯВЛЕНИЯ: Политические риски — это риски прямых убытков и потерь или недополучения прибыли из-за неблагоприятных изменений политической ситуации в государстве или действий местной власти. Социальные риски — это риски, связанные с социальными кризисами. Экологические риски — это риски, связанные с вероятностью наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц. Коммерческие риски — это риски экономических потерь, возникающие в любой коммерческой, производственно- хозяйственной деятельности. В состав коммерческих рисков включают финансовые риски (связанные с осуществлением финансовых операций) и производственные риски (связанные с производством продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности). Профессиональные риски — это риски, связанные с выполнением профессиональных обязанностей (например, риски, связанные с профессиональной деятельностью врачей, нотариусов и т.д.).
ВИДЫ РИСКОВ ПО ИСТОЧНИКАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: Внешний (систематический или рыночный) риск — это риск, не зависящий от деятельности предприятия. Этот риск возникает при смене отдельных стадий экономического цикла, изменении конъюнктуры финансового рынка и в ряде других случаев, на которые предприятие в своей деятельности повлиять не может. К этой группе рисков могут быть отнесены инфляционный риск, процентный риск, валютный риск, налоговый риск. Внутренний (несистематический или специфический) риск — это риск, зависящий от деятельности конкретного предприятия. Он может быть связан с неквалифицированным финансовым менеджментом, неэффективной структурой активов и капитала, чрезмерной приверженностью к рисковым (агрессивным) операциям с высокой нормой прибыли, недооценкой хозяйственных партнёров и другими факторами, отрицательные последствия которых в значительной мере можно предотвратить за счёт эффективного управления рисками. ВИДЫ РИСКОВ ПО РАЗМЕРУ ВОЗМОЖНОГО УЩЕРБА: Допустимый риск — это риск, потери по которому не превышают расчётной суммы прибыли по осуществляемой операции. Критический риск — это риск, потери по которому не превышают расчётной суммы валового дохода по осуществляемой операции. Катастрофический риск — это риск, потери по которому определяются частичной или полной утратой собственного капитала (может сопровождаться утратой заёмного капитала).
Концепция приемлемого риска Сущность концепции приемлемого (допустимого) риска состоит в стремлении создать такую малую опасность, которую воспримет общество в данное время, исходя из уровня жизни, социально-политического и экономического положения, развития науки и техники, Приемлемый риск объединяет технические, экономические, социальные и политические аспекты и является определенным компромиссом между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Размер приемлемого риска можно определить, используя затратный механизм бюджета, который позволяет распределить затраты общества на достижение заданного уровня безопасности между природной, техногенной и социальной сферами. Необходимо поддерживать соответствующее соотношение затрат в указанных сферах, поскольку нарушение баланса в пользу одной из них может послужить причиной резкого увеличения риска и его уровень выйдет за пределы приемлемых значений. С увеличением затрат на обеспечение безопасности технических систем технический риск уменьшается, но возрастает социально-экономический. Тратя чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, в условиях ограниченности средств, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.
Источники Каракеян, И.Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:учебник и практикум для вузов / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 — 313 с. Цуркин, А. П. Безопасностьжизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. П. Цуркин, Ю. Н. Сычев. —М.: Евразийский открытый институт, 2011 — 320 c.
потенциальная угроза
Смотреть что такое «потенциальная угроза» в других словарях:
потенциальная угроза радиологической диверсии — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN radiological sabotage threat … Справочник технического переводчика
потенциальная угроза токсикологической диверсии — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN toxicological sabotage threat … Справочник технического переводчика
Угроза безопасности — Совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений
потенциальная опасность карантинного объекта — Угроза проникновения и дальнейшего распространения карантинного объекта на территории, где он ранее отсутствовал. [ГОСТ 20562 75] Тематики карантин растений EN potential danger of a quarantine object DE potentielle Gefährlichkeit des… … Справочник технического переводчика
угроза безопасности информации — Потенциальная возможность нарушения основных качественных характеристик (свойств) информации при ее обработке техническими средствами: секретности (конфиденциальности), целостности, доступности. [Домарев В.В. Безопасность информационных… … Справочник технического переводчика
угроза преступного посягательства — Потенциальная возможность совершения преступного посягательства в отношении охраняемого объекта, его персонала, посетителей, охраняемых ценностей. [РД 25.03.001 2002] Тематики системы охраны и безопасности объектов EN crime attack treat … Справочник технического переводчика
УГРОЗА — Потенциальная причина инцидента, которые может нанести ущерб системе или организации. ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335 1 2006 … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений
угроза — 2.25 угроза (threat): Потенциальная причина инцидента, который может нанести ущерб системе или организации. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
угроза преступного посягательства — 2.10.5.1 угроза преступного посягательства: Потенциальная возможность совершения преступного посягательства в отношении охраняемого объекта, его персонала, посетителей, охраняемых ценностей Источник: РД 25.03.001 2002: Системы охраны и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Угроза — 1) непосредственная опасность причинения ущерба объекту; 2) потенциальная возможность реализации опасности. Возникает в результате действия отдельных факторов или их совокупности … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
ВОЕННАЯ УГРОЗА — потенциальная опасность войны, которую можно оценить степенью готовности какого либо государства (коалиции государств) к осуществлению нападения на другие государства. Под военной угрозой обычно понимают состояние процессов целенаправленного и… … Война и мир в терминах и определениях