Что такое потенциальный отличник
Значение слова «потенциальный»
1. только полн. ф. Спец. Прил. к потенциал (в 1 и 2 знач.). Потенциальное поле. Потенциальный барьер. Потенциальный ареал биологического вида.
2. Книжн. Существующий в потенции, в скрытом виде. Запас потенциальной энергии тела. □ Уже в июле противник испытал потенциальную мощь нашей страны. А. Л. Новиков, В небе Ленинграда. || Возможный. Потенциальный враг. Потенциальный противник. □ Известно, что каждый турист, художник, искусствовед — если еще не состоявшийся, то потенциальный собиратель [древностей]. Солоухин, Черные доски.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
потенциа́льный
1. физ. относящийся к потенциалу ◆ Механика дает способ, хотя бы при помощи уравнений Лагранжа второго вида, вычислять силы, изменяющие известные независимые параметры, коль скоро известно выражение кинетической и потенциальной энергии в этих параметрах. Н. Н. Шиллер, «Письма», 1902 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наперерыв — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое синдром отличника и нужно ли требовать от ребенка отличной учебы
Причины, симптомы и последствия. Советы родителям.
Нужно ли ребёнку быть отличником? Всегда ли это хорошо? Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику.
Считается, что быть отличником – это хорошо. Вот только дети-отличники зачастую не выглядят счастливыми, а комплекс отличника, сформированный в детстве, сопровождает человека всю жизнь.
Комплекс отличника
Люди с комплексом отличника встречаются очень часто. Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей:
Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще.
Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства.
Отличник в школе
В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства.
Отличники бывают трех типов:
1. Природный отличник – ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно.
2. Упорный отличник – ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и – все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений.
3. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке.
Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он – пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции.
Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников.
Как статус отличника перерастает в синдром
Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение – каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки – гордость для среднего ученика и норма для отличника. Получить пятерку для отличника – ничего не значит, а получить более низкую оценку – позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.
Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку:
— педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке;
— родители ищут причины в отсутствии старания;
— сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше.
Получается, что отличник – это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.
Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»
В жизни бежать быстрее самого себя не всегда получается. Впереди может ждать тупик.
Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.
Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.
Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими.
Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.
Отличник в жизни
Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем:
Как видим, комплекс отличника не приносит счастья.
Как помочь ребенку-отличнику
Чтобы стремление к отличной учебе не переросло в синдром отличника, помогите своему ребенку:
1. Поощряйте успехи.
2. Не ругайте детей за ошибки, а учите их исправлять.
3. Не требуйте от ребенка невозможного. Ставьте посильные задачи.
4. Учите детей ценить в людях человеческие качества.
5. Не проецируйте школьную успеваемость на личностные отношения в семье. Любовь к ребенку не должна зависеть от отметок.
6. Берегите здоровье своих детей, не перегружайте его дополнительными занятиями.
И, главное, самое важное на свете – это сам ребенок. Личность ребенка нельзя оценить по пятибалльной системе – она бесценна.
Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы
Приветствую Вас, друзья! Синдром отличника – одна из тех особенностей психики, которые заставляют человека стремиться к совершенству, но сильно мешают добиваться успеха. Возникая в детстве, он может исчезнуть или, наоборот, многократно усилиться в течение жизни. Сегодня мы подробно разберем: что такое синдром отличника и как он формируется. Рассмотрим плюсы и минусы данного синдрома, узнаем, как от него избавиться. Начнем.
Что такое синдром отличника?
Данным термином обозначается неконтролируемое стремление человека добиваться во всём наивысших результатов и получать одобрение окружающих. Для детей это естественное состояние – они стараются понравиться взрослым, оправдать их надежды. Нередко синдром отличника помогает ребенку становиться лучшим в учебе, добиваться выдающихся успехов в спорте. Но во взрослой жизни данное стремление не помогает быть успешным, а мешает.
Важно! Не следует путать синдром отличника с перфекционизмом. Перфекционист стремится к совершенству ради совершенства, он не прощает себе неидеальных результатов. «Отличник» же стремится к совершенству ради похвалы и одобрения. Ему важно, чтобы окружающие заметили, насколько хорошо он справился с задачей.
Распознать синдром отличника можно по характерным особенностям поведения, таким как:
Интересно, что синдром отличника проявляется не в стремлении выполнить работу идеально, а в желании, чтобы другие люди оценили результат. Такой человек не всегда старается сделать всё качественно. Для него главное, чтобы у окружающих сложилось такое впечатление.
Как возникает синдром отличника?
Чтобы лучше понять, что такое синдром отличника, рассмотрим, как он формируется. Предпосылки появляются в детстве, когда ребенок изначально пребывает в обстоятельствах, заставляющих его стремиться к похвале и одобрению. Он знает, что за старания его наградят, а за неудачу могут наказать, поэтому стремится произвести положительное впечатление на взрослых и боится ошибиться.
Важнейшей сферой самореализации для ребенка является учеба. Получая в школе хорошие оценки, он получает одобрение учителей и похвалу от родителей, а другие взрослые приводят его в пример собственным детям. В маленьком мире ребенка это показатель наивысшего успеха, который он старается повторять и улучшать.
Стремление получать высший балл постепенно перерастает в синдром отличника. Данный процесс значительно ускоряется при наличии таких факторов как:
Постепенно в личности человека накапливаются значительные изменения, и в дальнейшем синдром отличника начинает доставлять серьезный дискомфорт. В некоторых случаях может наступать психическое и эмоциональное истощение. Так человек, привыкший делать всё идеально, приходит в состояние, в котором он не способен нормально справляться с повседневными делами.
Минусы синдрома отличника
Настоящие проблемы начинаются, когда человек с синдромом отличника вступает во взрослую жизнь, в которой скорость и эффективность часто важнее качества. В полной мере начинают проявляться такие минусы синдрома отличника как:
Синдром отличника – это усугубляющееся состояние психики. Человек предъявляет к себе повышенные требования, это сказывается на его эффективности, в результате чего недовольство собой возрастает. Каждая неудача усиливает уверенность в собственном несовершенстве.
Плюсы синдрома отличника
Наряду с минусами данный синдром даёт человеку и некоторые преимущества. Наиболее значимыми являются такие личностные особенности как:
Разумеется, чтобы воспользоваться данными преимуществами, «отличнику» необходимо научиться контролировать свой комплекс.
Как избавиться от синдрома отличника?
Итак, мы разобрались с тем, что такое синдром отличника, а перейдем к тому, как избавиться от него. Основная форма его проявления заключается в стремлении оправдывать ожидания других людей. При этом человек сам завышает предполагаемые ожидания, будучи уверенным, что каждая его ошибка серьезно разочаровывает окружающих. Существует несколько несложных правил, помогающих избавиться от синдрома отличника:
Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника?
Наличие данного синдрома у школьника обычно свидетельствует о недостатке внимания или завышенных требованиях, предъявляемых ему взрослыми. Ребенок стремится учиться на «отлично», чтобы заслужить похвалу и не быть наказанным за недостаточные успехи в учебе.
Даже если вам нравится стремление вашего ребенка к идеальным оценкам, желательно помочь ему избавиться от синдрома отличника. Постарайтесь чаще давать ему понять, что любите его независимо от школьных оценок и прочих успехов:
Также важно проследить, чтобы жизнь ребенка не замыкалась на учебе. Постарайтесь насытить её другими интересными событиями и мероприятиями:
Заключение
Синдром отличника иногда действительно помогает человеку добиться выдающихся профессиональных успехов или удачно построить личную жизнь. Многие выдающиеся личности обязаны ему всеми своими достижениями. Однако это скорее исключения из правил, основная же закономерность заключается в том, что синдром отличника мешает большинству людей, сковывая их и буквально разрушая их жизни. Поэтому в большинстве случаев от него желательно избавляться.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ
Смотреть что такое «ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ» в других словарях:
потенциальный — См … Словарь синонимов
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ — [ Словарь иностранных слов русского языка
потенциальный — ая, ое. potentiel, нем.potential. Существующий в потенции; скрытый, не проявляющийся, но готовый обнаружиться при определенных условиях. БАС 1. Я думаю, что потенциальная энергия русской революции огромна, непобедима. 22. 7. 1884. Плеханов П. А.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ — [тэ ], ая, ое; лен, льна (книжн.). 1. см. потенциал. 2. Существующий в потенции, возможный. Потенциальная энергия. П. враг. | сущ. потенциальность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
потенциальный — [тэ], ая, ое; лен, льна, книжн. 1) Существующий в скрытом виде и могущий проявиться при известных условиях. Потенциальная энергия. Потенциальные силы. Синонимы: эвентуа/льный (книжн.) 2) Возможный. Потенциальный клиент. Потенциальный покупатель … Популярный словарь русского языка
потенциальный — прил., употр. сравн. часто Морфология: потенциален, потенциальна, потенциально, потенциальны; потенциальное; нар. потенциально 1. В точных науках потенциальным называют что либо, связанное с физической величиной, характеризующей силовое поле в… … Толковый словарь Дмитриева
потенциальный — Заимств. в XIX в. из франц. яз., где potentiel < ср. лат. potentialis, суф. производного от potens «могущий». Потенциальный буквально «могущий быть» … Этимологический словарь русского языка
потенциальный — • возможный, вероятный, потенциальный, мыслимый Стр. 0128 Стр. 0129 Стр. 0130 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка
Потенциальный — прил. 1. Существующий в потенции; скрытый, не проявляющийся, но готовый обнаружиться при определенных условиях. 2. Возможный, вероятный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
потенциальный — потенциальный, потенциальная, потенциальное, потенциальные, потенциального, потенциальной, потенциального, потенциальных, потенциальному, потенциальной, потенциальному, потенциальным, потенциальный, потенциальную, потенциальное, потенциальные,… … Формы слов
Краевая экспериментальная площадка «Создание модели управления школой с использованием «NETШколы» (стр. 6 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Предварительный отчет классного руководителя за учебный период
Учебный год: 2008/2009
Классный руководитель: Спиридонова
Оценка за: 2 четверть
Количество учащихся: 27
Текущий период
(2 четверть)
Предыдущий период
(1 четверть)
Текущие потенциальные отличники (с одной-двумя 4)
Красильникова Нина (Лит-ра)
Гужвина Валерия
Зенькович Светлана
Красильникова Нина
Мокриенко Анна
Сосновский Александр
Абрамова Анастасия
Зенькович Светлана
Корнев Сергей
Красильникова Нина
Ларева Алена
Мокриенко Анна
Некрасов Роман
Нестерова Полина
Сосновский Александр
Текущие потенциальные хорошисты с одной-двумя 3)
Абрамова Анастасия (Биол., Ист.)
Катасонов Вячеслав (Хим., Ист.)
Корнев Сергей (Хим.)
Красильникова Светлана (Хим., Рус. яз.)
Ларева Алена (Геогр., Хим.)
Лис Сергей (Биол., Геогр.)
Некрасов Роман (Физ., Ист.)
Нестерова Полина (Хим., Геом.)
Сижук Мария (Геогр., Англ. яз.)
Смышляева Екатерина (Ист., Рус. яз.)
Шевченко Илья (Биол.)
Лис Сергей (Биол.)
Солонников Юрий (Ист.)
Андреев Михаил (Хим., Физ-ра)
Герасименко Дмитрий (Ист.)
Глушенков Антон (Ист.)
Ожигова Олеся (Хим.)