Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

7+1 видов потерь в бережливом производстве

Самым главным врагом бережливого производства является потери — действия, на которые расходуются как временные, так и материальные ресурсы, но которые не добавляют ценности товару или услуге для потребителя. Потери на японском языке звучат как «Муда», а на английском «Waste».

Ценность — создается производителем, а определяется потребителем.

Если изобразить потери на диаграмме, то сможем увидеть, что в любом процессе ценность занимает самую малую часть, все остальное это разного вида потери, которые бывают первого и второго рода.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

Потери 1 рода — это действия, не создающие ценность, но без которых невозможно обойтись. Например транспортировка, оформление документов. Их невозможно удалить из процесса, но необходимо стремиться сокращать.

А вот потери 2 рода — это действия, не создающие ценности вообще, и их можно и нужно исключать из процесса полностью. Например ожидание, запасы, брак и т.д.

Потери можно найти в любом процессе, будь то производство, оказание услуг различного характера или здравоохранение. Для того что бы устранить данные потери, необходимо уметь их распознавать и знать способы борьбы с ними.

В классической теории бережливого производство были выделены 7 видов потерь:

Перепроизводство

Наиболее распространенный и влекущий за собой другие виды потерь, когда производится продукции и оказывается услуг больше, чем это необходимо или больше чем может купить потребитель.

Причины возникновения: Производство большими партиями, не изученность спроса, отсутствие быстрой переналадки.

Пример: изготовление большого количества продукции, изготовление лишних копий документов, отчетов, длительные и регулярные собрания или планерки.

Ожидания

Потери, связанные с ожиданием персоналом ресурсов, очередной технологической операции, так же к этому виду потери относятся простои оборудования в ходе неравномерной загрузки, отсутствие необходимых материалов.

Причины возникновения: Нарушение в логистической системе производства, поломка оборудования, отсутствие указаний руководства, отсутствие планирования.

Пример: Простои оборудования на определенном этапе пока не будет закончена обработка на предыдущем этапе, ожидание сотрудника, пока будет дано ему указание выполнять ту или иную работу.

Запасы

Данный вид потерь заключается в приобретении и хранении излишних объемов материалов, которые пока не нужны. Излишние запасы замораживают в себе деньги. При этом виде потерь вскрываются проблемы планирования производства и неравномерность процессов.

Причины возникновения: неравномерность производства, не учитывается спрос на продукцию, что ведет к излишним запасам готовой продукции, плохо отлаженные связи с поставщиками материалов.

Пример: хранение большого объема материалов, которое необходимо для производства в течении полугода, при этом не учитывается стоимость обслуживания склада, выпуск елочных игрушек в количестве, превышающем сезонный спрос, в следствии чего возникает затаривание склада, ведущее к росту издержек.

Излишняя транспортировка

Потери, возникающие в результате перемещения материалов или товаров между подразделениями, которые не добавляют ценности конечному продукту или услуге.

Причины возникновения: нерациональное использование производственных площадей, лишние промежуточные зоны хранения, неудобное размещение оборудование.

Пример: Расположение склада запчастей и производства на большем расстоянии друг от друга.

Излишние перемещения людей

Потери, возникающие в процессе нерациональной организации рабочего места, ненужные перемещения персонала или хаотичность организации рабочих мест.

Причины возникновения: нерациональная организация рабочего пространства, отсутствие стандартов работы, отсутствие визуализации, нарушение трудовой дисциплины.

Пример: поиск необходимого для работы инструмента по всему участку, незнание зон ответственности сотрудниками, как следствие хождение и выяснение кто должен выполнять ту или иную операцию, отсутствие визуальных стандартов, которые облегчают поиск необходимых инструментов и материалов.

Этот вид потерь возникает в процессе выпуска товара или услуги, не соответствующих требованиям заказчика, что влечет за собой их переделку, использование лишних ресурсов и затрат по времени.

Причины возникновения: отсутствие должного контроля на разных этапах производственного процесса, не использование встроенной системы «Защита от дурака» (Пока-йоке), несоответствие квалификации работника выполняемым функциям или проблемы с оборудованием.

Пример: при позднем выявлении сбоя оборудования производится некоторое количество бракованных изделий, неквалифицированный работник сделал неверные расчеты в отчете.

Излишняя обработка

Это потери, которые возникают в результате производства продукции или оказания услуги с теми качествами, которые потребителю не нужны, и он не готов за них платить.

Причины возникновения: неизученный спрос или недостаток входящей информации.

Пример: пульт для телевизора с набором дополнительных функций, которые не нужны потребителю, изготовление множество копий документов, когда необходима только одна.

Неиспользованный человеческий потенциал

Неиспользованный или нереализованный человеческий потенциал — это исключение личных качеств, знаний, умений и навыков сотрудника из выполняемой им работы. Потери нереализованного человеческого потенциала чаще всего возникают, когда от сотрудника ждут исключительного выполнения рутинных операций, руководитель не прислушивается к подчиненным, если любая деятельность жестко регламентируется внутренними стандартами, правилами или должностными обязанностями.

Причины возникновения: неэффективно выстроенная система мотивации, конкуренция среди персонала, излишний контроль со стороны руководства, отсутствие мотивации за проявление инициативы.

Пример: выполнение сотрудником непрофильных заданий, выполнение сотрудником заданий за несколько сотрудников, а также обучение сотрудника тому, что ему не потребуется в работе вообще или в ближайшее время.

Три «М»

Помимо понятия «Муда», в японском менеджменте существуют еще такие понятия как «Мура» и «Мури».

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

Мура — это неравномерность. При неравномерном спросе образуются очереди, увеличивается время исполнения. Требуются дополнительные материалы и запасы для выполнения пикового спроса. Работа в авральном режиме, утомляют людей и снижают их эффективность и качество работы.

Мури — это перегрузка людей или оборудования. Мы заставляем машины или людей работать на пределе возможностей. Перегрузка людей угрожает их безопасности и вызывает проблемы с качеством. Перегрузка оборудования ведет к авариям и дефектам.

Эти три «М» представляют собой единую систему.

Как правило, корень проблем — это «Мура», так как неравномерность приводит к перегрузке «Мури» которая в свою очередь порождает множество других потерь.

В данной системе можно выделить эффективное и неэффективное состояние процесса.
Если в процессе присутствует одна и ли все потери, то процесс неэффективен. Идеальное состояние процесса, к которому необходимо стремится — это отсутствие Муда, Мура и Мури, так как избавившись от них, мы можем сконцентрироваться на самом важном, на ценности.

Источник

8 типов потерь в бережливом производстве

Бережливое производство стало популярной основой для производственных отраслей по всему миру. Бережливое производство — это методология, направленная на минимизацию потерь и максимизацию производительности. Потерями называются любые этапы или действия в производственном процессе, которые могут не быть необходимыми или не могут повысить ценность операции. Примеры потерь можно найти в управлении временем, материалах, рабочей силе и других производственных факторах.

Чтобы интегрировать бережливое производство в ваше собственное предприятие, важно определить основные потери и надлежащие способы их устранения. Вот более подробный взгляд на потери при бережливом производстве и способы их минимизации в производственном процессе.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь1. Дефектная продукция

Потери из-за выпуска дефектной продукции — это продукты или услуги, которые не соответствуют стандартам компании или клиента. Они могут быть вызваны ненадлежащим контролем качества, неисправностями оборудования, отсутствием надлежащей документации или плохой связью с клиентами.

Чтобы устранить дефектную продукцию на вашем предприятии, убедитесь, что меры контроля качества установлены на каждом этапе производства. Это обеспечит соответствие всей продукции, выпускаемой на заводе, стандартам компании. Также следует запланировать регулярное профилактическое обслуживание, чтобы каждая единица оборудования работала правильно и эффективно.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь2. Перепроизводство

Компании часто производят больше продукции, чем требуется клиентам, что в конечном итоге приводит к потерям. Чтобы избежать перепроизводства, производители должны следить за тем, чтобы графики производства соответствовали заказам на продукцию, а также отслеживать данные, которые прогнозируют будущий спрос. Убедитесь, что на складе остались только те товары, которые часто пользуются спросом, чтобы избежать потерь времени и лишних производственных затрат.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь3. Избыточная обработка

Лишние этапы обработки означают дополнительную работу или шаги в процессе, которые не нужны для производства. Они могут быть результатом неправильного сбора данных, отсутствия связи или дублирования полномочий.

Одним из полезных способов борьбы с потерями из-за лишней обработки является использование технологии картирования процессов. Отображение процесса помогает определить и оптимизировать рабочий процесс, поэтапно отображая операции, чтобы получить представление о процессе с высоты птичьего полета. Это может быть полезным способом сократить лишние шаги и упростить производство.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь4. Ожидание

Время, затраченное на ожидание предыдущих этапов производства или неисправности оборудования, может отрицательно сказаться на экономической эффективности. Чтобы избежать потерь времени, производители должны принимать надлежащие меры по техническому обслуживанию своего оборудования, чтобы предотвратить незапланированные простои. Кроме того, между производственными бригадами должны быть установлены четкие линии связи, чтобы продукты могли беспрепятственно перемещаться от одного производственного узла к другому.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь5. Лишние запасы

Подобно перепроизводству, лишние запасы — это избыточная продукция, хранящаяся без требований клиентов. Большие запасы связаны со значительными затратами на хранение, сырье или готовая продукция, собирающая пыль — только напрасная трата денег.

Чтобы управлять отходами товарно-материальных ценностей, производители должны иметь надлежащую технологию закупок, прогнозирования и планирования, чтобы оставаться в курсе тенденций и избегать недопонимания с поставщиками и клиентами. Производители также должны стараться запасаться только необходимыми материалами и избегать перепроизводства продукции.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь6. Ненужная транспортировка

Потери при ненужной транспортировке включают время, деньги и ресурсы, связанные с ненужной транспортировкой материалов по всему объекту. Для каждого материала должен быть намечен путь для оптимизации эффективности производства, и продуктам не нужно далеко уезжать, чтобы перейти от одной стадии производственного процесса к другой. Возможно, вам придется подумать о пересмотре планировки вашего помещения для улучшения организации производства. Это улучшит рабочий процесс на предприятии и минимизирует связанные с этим потери.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь7. Ненужное перемещение

Потери из-за ненужных перемещений означают любое ненужное перемещение людей, материалов или оборудования, включая ходьбу, подъем, поиск материалов или нужного инвентаря. Чтобы правильно управлять движением на предприятии, производители должны убедиться, что предприятие хорошо организовано и имеет эффективную структуру, чтобы оборудование и материалы находились в нужном месте для беспрепятственного производства.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь8. Неиспользованный талант

Хотя неиспользованные таланты — это не отходы производства, это растрата человеческого потенциала, которая может серьезно повлиять на производительность. Это может происходить из-за ненадлежащего обучения сотрудников работе на новом оборудовании или новым технологиям, а также из-за недостаточного использования потенциала сотрудников для обратной связи или разработки новых идей.

Чтобы справиться с этими потерями, работодатели должны запланировать регулярное обучение всех сотрудников, чтобы они осваивали новое оборудование или освежали предыдущие знания. Работодатели также должны поддерживать открытость каналов связи для сотрудников, чтобы они могли оставлять отзывы и предложения по улучшению работы.

Выявление и устранение 8 потерь бережливого производства

Первым шагом к сокращению потерь является признание того, что они существуют, и наличие эффективного процесса их выявления. Карта потока создания ценности (VSM) — это метод бережливого производства для анализа текущего состояния и проектирования будущего состояния процессов. Она показывает поток информации и материалов по мере их появления. VSM — это эффективный инструмент для составления схемы задействованных процессов, визуального отображения взаимосвязи между производственными процессами и разделения действий, добавляющих добавленную стоимость, и действий, не связанных с добавленной стоимостью.

Для выявления отходов используйте VSM и ориентируйтесь на конечного потребителя. Работайте в обратном направлении от конечного потребителя к началу производственных процессов. Задокументируйте примеры 8 потерь в процессах и разработайте план по их устранению или сокращению. Продолжайте заставлять свою команду находить больше потерь и постоянно улучшать свои процессы. Взаимодействуйте с передовыми работниками и узнайте их идеи по улучшению. Когда ваша команда начнет повышать свою эффективность, они будут больше доверять своим способностям решать проблемы, и со временем сокращение отходов станет частью их повседневной жизни.

Источник

В предыдущих модулях, касающихся бережливого производства мы разобрали, что в основе бережливого производства, лежит создание ценности за счет полного устранения потерь.

Ценность — создается производителем, а определяется потребителем.

В данной статье мы подробнее разберем понятие потери. Какие они бывают? И как их определить?

Муда (Потери) — 8 видов потерь

Самым главным врагом бережливого производства является потери. Это те действия на которые расходуются ресурсы, как временные, так и материальные, но которые не добавляют ценности товару или услуге для потребителя.

Потери на японском языке звучат как «Муда»

Если изобразить потери на диаграмме, то сможем увидеть, что в любом процессе, ценность занимает самую малую часть, все остальное это муда.

Муда бывает первого и второго рода.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

Муда 1 рода — это действия, не создающие ценность но без которых невозможно обойтись. Например транспортировка, оформление документов. Их невозможно удалить из процесса, но их необходимо сокращать.

А вот муда 2 рода — это действия не создающие ценности вообще и их можно и нужно исключать из процесса полностью. Например ожидание, запасы, брак и т.д.

Потери можно найти в любом процессе, будь то производство, оказание услуг различного характера, здравоохранение и т.д.. Для того что бы устранить данные потери, необходимо уметь их распознавать и знать способы борьбы с ними.

В бережливом производстве выделяют 8 видов потерь:

Излишнее перемещение людей

Неиспользованный человеческий потенциал

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

7+1 виды потерь бережливого производства

Давайте подробнее рассмотрим каждый из видов потерь.

Перепроизводство

Наиболее распространенный и влекущий за собой собой другие виды потерь. Это когда производится продукции и оказывается услуг больше, чем это необходимо или больше чем может купить потребитель.

Причины возникновения: Производство большими партиями, не изученность спроса, отсутствие быстрой переналадки.

Пример: изготовление большого количества продукции, изготовление лишних копий документов, отчетов, длительные и регулярные собрания или планерки.

Ожидания

Эти потери, связанные с ожиданием персоналом ресурсов, очередной технологической операции, так же к этому виду потери относятся простои оборудования в ходе неравномерной загрузки, отсутствие необходимых материалов.

Причины возникновения: Нарушение в логистической системе производства, поломка оборудования, отсутствие указаний руководства, отсутствие планирования.

Пример: Простои оборудования на определенном этапе пока не будет закончена обработка на предыдущем этапе, ожидание сотрудника, пока будет дано ему указание выполнять ту или иную работу.

Запасы

Данный вид потерь заключается в приобретении и хранении излишних объемов материалов, которые пока не нужны. Излишние запасы замораживают в себе деньги. При этом виде потерь вскрываются проблемы планирования производства и неравномерность процессов.

Причины возникновения: неравномерность производства, не учитывается спрос на продукцию, что ведет к излишним запасам готовой продукции, плохо отлаженные связи с поставщиками материалов.

Пример: хранение большого объема материалов, которое необходимо для производства в течении полугода, при этом не учитывается стоимость обслуживания склада, выпуск елочных игрушек в количестве, превышающем сезонный спрос, в следствии чего, затаривание склада, ведущее к росту издержек.

Излишняя транспортировка

Это потери, возникающие в результате перемещения материалов или товаров между подразделениями, которые не добавляют ценности конечному продукту или услуге.

Причины возникновения: нерациональное использование производственных площадей, лишние промежуточные зоны хранения, неудобное размещение оборудование.

Пример: Расположение склада запчастей и производства на большем расстоянии друг от друга.

Излишние перемещения людей

Это потери, возникающие в процессе нерациональной организации рабочего места, ненужные перемещения персонала или хаотичность организации рабочих мест.

Причины возникновения: нерациональная организация рабочего пространства, отсутствие стандартов работы, отсутствие визуализации, нарушение трудовой дисциплины.

Пример: поиск необходимого для работы инструмента по всему участку, незнание зон ответственности сотрудниками, как следствие хождение и выяснение кто должен выполнять ту или иную операцию, отсутствие визуальных стандартов, которые облегчают поиск необходимых инструментов и материалов.

Этот вид потерь возникает в процессе выпуска товара или услуги, не соответствующих требованиям заказчика, что влечет за собой их переделку, использование лишних ресурсов и затрат по времени.

Причины возникновения: отсутствие должного контроля на разных этапах производственного процесса, не использование встроенной системы «Защита от дурака»(Пока-йоке), несоответствие квалификации работника выполняемым функциям или проблемы с оборудованием.

Пример: при позднем выявлении сбоя оборудования производится некоторое количество бракованных изделий, неквалифицированный работник сделал неверные расчеты в отчете.

Излишняя обработка

Это потери, которые возникают в результате производства продукции или оказания услуги с теми качествами, которые потребителю не нужны и он не готов за них платить.

Причины возникновения: неизученный спрос или недостаток входящей информации.

Пример: пульт для телевизора с набором дополнительных функций которые не нужны потребителю, изготовление множество копий документов когда необходима только одна.

Неиспользованный человеческий потенциал

Неиспользованный или нереализованный человеческий потенциал — это исключение личных качеств, знаний, умений и навыков сотрудника из выполняемой им работы. Потери нереализованного человеческого потенциала чаще всего возникают, когда от сотрудника ждут исключительного выполнения рутинных операций, руководитель не прислушивается к подчиненным, если любая деятельность жестко регламентируется внутренними стандартами, правилами или должностными обязанностями.

Причины возникновения: неэффективно выстроенная система мотивации, конкуренция среди персонала, излишний контроль со стороны руководства, отсутствие мотивации за проявление инициативы.

Пример: выполнение сотрудником непрофильных заданий, выполнение сотрудником заданий за несколько сотрудников, а так же обучение сотрудника тому, что ему не потребуется в работе вообще или в ближайшее время.

Три «М»

По мимо понятия «Муда», в японском менеджменте существуют еще такие понятия как «Мура» и «Мури».

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

Мура — это неравномерность. При неравномерном спросе образуются очереди, увеличивается время исполнения. Требуются дополнительные материалы и запасы для выполнения пикового спроса. Работа в авральном режиме, утомляют людей и снижают их эффективность и качество работы.

Мури — это перегрузка людей или оборудования. Мы заставляем машины или людей работать на пределе возможностей. Перегрузка людей угрожает их безопасности и вызывает проблемы с качеством. Перегрузка оборудования ведет к авариям и дефектам.

Эти три «М» представляют собой единую систему.

Как правило, корень проблем это «Мура» так как неравномерность приводит к перегрузке «Мури» которая в свою очередь порождает множество других потерь.

В данной системе можно выделить эффективное и неэффективное состояние процесса.

Если в процессе присутствует одна и ли все потери, то процесс неэффективен. Идеальное состояние процесса к которому необходимо стремится — это без муда, мура и мури, так как избавившись от них, мы можем сконцентрироваться на самом важном, на ценности.

Источник

Как найти все потери: практика применения методологии lean в НПО «ЭЛСИБ»

Антон Тимохин

Руководитель проектов дирекции по развитию НПО «ЭЛСИБ»

В условиях конкурентной рыночной среды выживают только эффективные компании, которые способны получать максимальную отдачу при минимальных издержках. Достижение заданного результата возможно за счет повышения цены на продукцию или снижения издержек. Практически возможны два противоположных направления снижения издержек:

Неизбежное следствие использования дешевых ресурсов в производственном процессе — снижение качества продукции с последующим ростом издержек компании на:

Поскольку повышение цены продукции без повышения ее ценности для потребителя, как и изготовление продукции из дешевых материалов низкоквалифицированным персоналом, постепенно приведут к уменьшению объема продаж, снижению имиджа и изменению положения компании на рынке, исключим эти варианты из рассмотрения и остановимся более подробно на варианте снижения издержек за счет оптимизации производства.

На решение задач оптимизации производственных процессов направлена система lean production (бережливое производство) — концепция менеджмента, созданная на основе производственной системы Toyota и основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь, вовлечении в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальной ориентации на потребителя.

Таким образом, цель lean — идентифицировать, проанализировать и устранить все потери в производственных процессах.

Восемь видов потерь

В соответствии с концепцией бережливого производства в возникает восемь видов потерь:

Потери — это операции, на которые затрачиваются временные и материальные ресурсы без добавления ценности товару или услуге для конечного потребителя.

Рассмотрим примеры каждого вида потерь для производственного предприятия.

Неиспользование потенциала сотрудников

Основополагающий фактор эффективности непрерывного совершенствования — вовлечение в этот процесс всего персонала компании. На практике в большинстве случаев ограничения действующей системы управления значительно затрудняют подачу предложений по оптимизации сотрудниками компании:

Потери от перепроизводства

Это наиболее вредный вид потерь, так как приводит к возникновению потерь других видов:

Потери на транспортировку

Потери в результате перемещения материалов и заготовок между производственными участками и цехами, не добавляющими ценности конечному продукту:

Потери от брака, излишних отходов и переделок

Потери в результате брака и переделок:

Потери на обслуживание запасов

Потери в результате приобретения сырья и материалов в объеме, превышающем необходимый на текущий плановый период:

Потери на перемещениях и движениях персонала

Потери в результате нерациональной организации рабочего пространства:

Потери от простоев

Потери в результате простоя персонала или оборудования в ожидании информации, ресурсов, очередной технологической операции:

Потери чрезмерной обработки

Потери в результате излишней обработки или наделения продукта свойствами, не требуемыми заказчиком:

Как трансформировалась производственная система

Принимая во внимание высокую значимость оптимизации производственных процессов для эффективного функционирования компании, руководство НПО «ЭЛСИБ» в 2010 году приняло решение о формировании отдельного направления, реализующего функции стратегического планирования и развития — дирекции по развитию.

За структурными подразделениями дирекции по развитию закреплена реализация определенных задач, что представлено на Рис. 1.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

Рис. 1. Задачи дирекции по развитию

Центром, координирующим деятельность структурных подразделений НПО в рамках реализации проектов развития, направленных на внедрение инструментов lean production, стал отдел развития дирекции по развитию. В целях повышения качества продуктов и услуг, формирования культуры непрерывного совершенствования отделом развития разработана и внедрена производственная система «ЭЛСИБ». Она обеспечивает решение следующих задач:

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

Рис. 2. Производственная система «ЭЛСИБ»

Для реализации комплекса мероприятий по управлению качеством и достижению поставленных целей разработана и функционирует подсистема управления качеством, включающая в себя модули постановки целей, управления знаниями, реализации программ развития в соответствии с утвержденной политикой в области качества, а также мониторинга их выполнения (Рис. 3).

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

Рис. 3. Подсистема управления качеством

Подсистема управления качеством обеспечивает решение следующих задач:

Подсистему управления качеством поддерживает интегрированная структура управления качеством, включающая в себя три уровня управления (Рис. 4):

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

Рис. 4. Интегрированная стуктура управления качеством

В НПО «ЭЛСИБ» ОАО в качестве платформы базы знаний используется система моделирования бизнеса Business Studio, обеспечивающая создание, наполнение, поддержание актуального состояния и предоставление распределенного доступа сотрудникам и менеджменту компании к базам знаний по трем направлениям (Рис. 5):

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

Рис. 5. База знаний НПО «ЭЛСИБ» на платформе системы Business Studio

Практика управления потерями

Мы рассмотрели теоретическую и организационную составляющую управления потерями, ознакомились с производственной системой НПО «ЭЛСИБ» ОАО, далее рассмотрим практику устранения потерь.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

Рис. 6. Карта потерь (фрагмент)

Показательным примером может служить оптимизация процедуры работы с договорами.

В ходе проведенного аудита было установлено, что сроки согласования договоров в компании могут составлять от 3 до 20 рабочих дней и более (при регламентированном сроке не более 18 рабочих дней).

Договор проходил согласование в бумажном виде, маршрут движения договора в процессе согласования выглядел как показано на Рис. 7.

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

Рис. 7. Маршрут движения договора

При анализе причин длительного согласования договоров выяснилось, что процедура организована неоптимально. В частности, были выявлены следующие недостатки:

В процедуре согласования договоров идентифицированы потери:

После анализа выявленных проблем была проведена имитация процедуры согласования договоров в формате деловых игр. В результате был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на сокращение сроков согласования договоров (Рис. 8):

Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Смотреть картинку Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Картинка про Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь. Фото Что такое потери согласно концепции 8 видов потерь

Рис. 8. Мероприятия по сокращению сроков согласования договоров

Подводя итоги выполнения перечисленных мероприятий, следует отметить сокращение сроков согласования договоров до дней (76% от общего числа договоров по итогам 2011 года), дней (10% от общего числа договоров по итогам 2011 года), а также повышение качества подготовки проектов договоров ответственными исполнителями: количество договоров, возвращаемых на доработку ответственным исполнителям, снизилось с 40% до 15%.

Вместо заключения

Управление потерями — неотъемлемый процесс любого предприятия, независимо от его размеров и направления деятельности, без него невозможно получить максимальную отдачу при минимальных издержках. В настоящей статье мы рассмотрели практику управления потерями на крупнейшем за Уралом предприятии тяжелого энергомашиностроения.

Опубликовано по материалам:
Журнал «БОСС» № 9, 2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *