Что такое потешка литература
Потешки — малый жанр устного народного творчества
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
• воспитание звуковой культуры речи
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
• формирование грамматического строя речи
• развитие монологического строя речи
• развитие мелкой моторики
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Умывание
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Намочит нас немножко,
* От водички, от водицы
Все улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
(имя ребенка) умывается,
* Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
* Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
(имя ребенка) умывайся веселей.
* Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Не причешет ребенка?
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
* Что такое чистым быть?
Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да постричь их поскорей.
Умываться по утрам
Будут уши лучше слушать.
Отчего блестят глаза?
С мылом умывался я.
Мне еще нужна сноровка,
Чтобы зубы чистить ловко.
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
* Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой.
Подъем после сна
* Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
От носочков до макушечки!
Маленькими не останемся!
Вот как, вот как мы растем, Растем!
Вот как ножками пойдем, Пойдем!
Птица-синица за зерна взялась,
Вот проснулся петушок,
Подымайся мой дружок,
* Дили – дили- дили- дили
И веселых мотыльков.
Динь, день! Динь, день!
Начинаем новый день!
Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробышек проснулся,
И галчонок встрепенулся…
Динь, день! Динь, день!
Не проспите новый день
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.
Вместе солнцу улыбнулись.
Одевание
Затем наденем брюки,
Просунем обе ножки
И побежим по дорожке!
Надеваем мы рубашку
И пойдем встречать Наташку!
Сколько пуговок у нас?
Посчитаем сей же час.
Есть кармашек у рубашки.
Посмотри, скорей, Наташка!
В нем лежит цветной платочек,
А на нем блестит цветочек,
Куртка нас всегда согреет.
В ней выходим мы гулять.
Пусть повсюду ветер веет –
Будем весело играть!
Я тебя возьму в охапку.
Ну, теперь наденем шапку!
Спрячем в нее ушки,
Вот стоят твои ботинки.
Будем бегать по тропинке.
Раз – шнурочек, два – шнурочек!
Обувайся, мой (имя ребенка!
Ручки спрячем в рукавички –
Сможем дальше мы опять
На морозе погулять!
Дни недели
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
ВТОРНИК – это день второй,
Он стоит перед средой.
Третьим днем вседа была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА – сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
Фотоотчёт «Неделя народного творчества» Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью.
НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II «Курочка Ряба» Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.
Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных.
Детские работы по мотивам русского народного творчества Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом работы по народно-прикладному искусству. Я очень много внимания уделяю народному творчеству,.
Потешки
ПОТЕ́ШКИ — короткие стишки (реже песенки), предназнач. для развлечения детей младенч. возраста и сопровождающ. элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания П. их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение П. — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоц. состояние. Наиб. популярные сюжеты П.: «Ладушки» (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключит. словах ручки разводят и кладут на голову: «Полетели, на головку сели!»); «Сорока» (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); «Идет коза рогатая» (жесты взрослого изображают встречу с козой). П. — замечательное изобретение нар. педагогики и нар. поэтич. творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.
Смотреть что такое «Потешки» в других словарях:
Игрушки да смешки, шутки да потешки. — Игрушки да смешки, шутки да потешки. См. ИГРЫ ЗАБАВЫ ЛОВЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Малые жанры фольклора — Малые жанры фольклора это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.… … Википедия
Аляшев, Анатолий Алексеевич — Анатолий Аляшев Анатолий Алексеевич Аляшев Дата рождения: 18 декабря 1939(1939 12 18) (73 года) Профессия: кинорежиссёр, мультипликатор … Википедия
Аляшев — Аляшев, Анатолий Алексеевич Анатолий Аляшев Анатолий Алексеевич Аляшев Дата рождения: 18 декабря 1939 (70 лет) Профессия: кинорежиссёр, мультипликатор Карьера … Википедия
Порет, Алиса Ивановна — Алла (Алиса) Порет Имя при рождении: Алиса Ивановна Порет Дата рождения: 15 апреля 1902(1902 04 15) Место рождения: Санкт Петербург … Википедия
Таникава, Сюнтаро — Сюнтаро Таникава 谷川 俊太郎 Дата рождения: 15 декабря 1931(1931 12 15) (81 год) Место рождения … Википедия
Науменко Г.М. — Науменко Г.М. Георгий Маркович Науменко (род. 5 ноября 1945, Москва) русский фольклорист музыковед, этнограф, писатель. Член Союза композиторов России и Союза московских литераторов. Имеет музыкальное и педагогическое образование. Всю… … Википедия
Бум! (театр-студия) — Театр студия «Бум!» Эмблема театра Место нахождения Кузнецк Основан 1979 Главный режиссёр Александр Калашников Театр студия «Бум!» кузнецкий театр студия, существова … Википедия
Потешки — кладовая знаний о культуре, духовных и нравственных традициях предков
тишакова любовь сергеевна
Потешки — кладовая знаний о культуре, духовных и нравственных традициях предков
ОКРУЖНАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
и нравственных традициях предков
Автор: Новосельцева ПолинаЮрьевна,
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский
Большеглушицкого района Самарской области
Научный руководитель: Тишакова Любовь Сергеевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский
Большеглушицкого района Самарской области
1.1. Актуальность темы
1.2. Обоснование выбора темы исследования
1.3. Новизна и практическая значимость работы
1.4. Проблема, цель, задачи исследования
1.5 Социологический опрос
Глава I. Малые жанры фольклора
2.1. Обзор литературы по предмету исследования
2.2. Потешки – вид малого жанра фольклора
3.1. Потешки. Богатство и выразительность
3.2 Роль потешек в развитии ребенка
3.3 Роль потешек в воспитательной работе СП ДС пос. Фрунзенский и с. Большая Глушица
3.4 Приобщение взрослых и детей к фольклору
Моей сестренке Вареньке 3 года. Когда она родилась, мне хотелось быстрее начать общаться с нею. Но неожиданно я поняла, что малышке нужен другой язык общения, а не тот, к которому мы привыкли. Что сказать ей? Какую ласковую песенку спеть, чтобы она закрыла глазки? Каким веселым стишком ее развеселить, чтобы она счастливо улыбнулась мне в ответ?
Именно в этот период я заметила, что мама играет ее ручками, поглаживает по животику, прикасаясь легкими массажными движениями,
Прислушиваясь к ласковому голосу мамы, сестренка смеялась и вскоре протягивала ручки, вытягивала ножки. Я спросила у мамы, как называются эти приговорки. Она ответила, что это пестушки и потешки, с помощью которых начинается общение с малышом. Мама научила меня произносить их, а прабабушка, играя с сестренкой, поведала мне о том, что распевала их в далеком детстве. А научила ее этому тоже бабушка. Так я узнала, что пестушки и потешки очень древний жанр.
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что сегодня в жизнь современного ребенка с детства входит компьютер. Народный язык начинает терять свою эмоциональность, его заполонили иностранные слова. Заваливая малыша дорогими игрушками, а подросшего ребенка дисками с мультфильмами, некоторые родители не желают играть в «Ладушки», «Сороку», которыми их самих тешили в детстве родители. И как мне кажется, они лишают детей приобщению к культуре своего народа.
Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь и нежность к ребенку и воспитать здорового, жизнерадостного и любознательного человека. Через устное народное творчество ребенок овладевает не только родным языком, но и впитывает «с молоком матери» его выразительность, осваивает его красочность, приобщается к культуре народа.
Проблема исследования: в повседневной жизни не часто используются примеры из устного народного творчества, а это ведет к утрате связей между поколениями, к потере культурных традиций, духовности людей.
Объект исследования: малые жанры фольклора
Предмет исследования: потешки
Цель: изучить влияние потешек на развитие ребенка и пробудить интерес детей и взрослых к фольклору.
Для достижения цели я планирую решить следующие задачи:
1. Познакомиться с литературой по теме «Малые жанры фольклора»
2. Изучить потешки и определить их тематику
3. Провести анализ потешек
4. Раскрыть роль потешек в развитии ребенка
5. Провести анализ плана воспитательной работы детских учреждений района, выделив мероприятия по теме исследования
6. Провести Социологический опрос
Гипотеза: если использовать потешки в повседневной жизни, то с их помощью можно всесторонне развивать ребенка, прививать любовь к родному языку, к традициям и культуре предков.
Методы исследования: в своем исследовании я использовала
— теоретические (анализ, сравнение, сопоставление, обобщение) и
— практические (исследование, соцопрос, наблюдение) методы.
Практическая значимость работы: Полученные в ходе исследования знания можно применять на уроках и во внеурочных занятиях, на занятиях в детских садах, чтобы привлечь внимание детей и взрослых не только к потешке, но и к фольклору.
Для занятий с сестренкой мне хотелось выучить новые потешки. Я провела опрос сверстников и выяснила, что они знают те же потешки, которым научила меня мама. Приложение 1
И тогда я познакомилась с литературой, посетив библиотеку и сайты Интернета, побеседовала с воспитателями детсада.
Фольклор (folk-lore) – буквальном переводе он означает – «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры. К малым фольклорным жанрам относятся произведения, имеющие небольшой объем, а среди них потешки и пестушки. Приложение 2
Что такое потешки»? Начиная исследование, я заглянула в словари.
I. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
II. Англо-русский и русско-английский словарь (краткий) под редакцией
О. С. Ахмановой, Е. А. М. Уилсон.
Потешка – imaginary story (воображаемый рассказ);
Я решила провести исследование и ответить на вопрос: «В чем польза пестушки и потешки? Проведя анализ литературы я увидела, что потешки сопровождают малыша в течении всего дня и относятся к разным случаям в жизни ребенка.
1. Просыпаемся и потягиваемся
От того как проснётся малыш, зависит настроение, с которым он проведёт целый день. Едва открыв глаза, малыш видит самое родное и знакомое ему лицо и улыбку. Улыбка подтвердит ему, что всё хорошо, что он в безопасности. Используя для пробуждения потешки, сделав ему потягушечки, мама поднимает малышу настроение.
Что такое потешки? Устное народное творчество.
Подрастает малыш, и потешка «растет» вместе с ним. Вот и пора его уже учить ходить:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
А вот малыш уже и ходить научился, подрос. Пора приучать его к труду, воспитывать трудолюбие:
Тра-та-та, тра-та-то,
Пожалуйте, решето:
Мучки просейте,
Пироги затейте
С гречневой кашей,
Пироги для Маши!
А какой малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного интереснее умываться, когда тебе говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» Кстати сказать, в глубокой древности слова потешки не столько «потешали», сколько «заклинали»; люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесенное слово-заклинание может повлиять на природу, заставить расти волосы…
Но потешка не только учит движениям, она и воспитывает, учит малышей понимать «что такое хорошо» и «что такое плохо»: «Маму, дочка, слушайся», «Мал, мал, не хорош! Ты водички не принес».
Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит весело. Можно сказать, что потешка — это веселая народная школа для самых маленьких.
Народные потешки
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку.
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Иван, Иван, вырывай бурьян,
Чтоб росла морковка,
Большая, как мутовка,
Чтоб росла репка,
Сладкая да крепкая,
Чтобы вырос огурец,
Длинноусый молодец.
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!»
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая —
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ.
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает,
Забодает, забодает!
Авторские потешки учеников 91 школы г. Москвы
Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.
Мышка наша маленька,
Маленька, удаленька.
Она в поле побежала,
Колосков насобирала.
Не страшна теперь зима, —
Будут полны закрома.
Мышки, мышки побежали,
Сорок кошек напугали,
Кошки заревели
И мышат всех съели.
Собачка, собачка,
Ты беги, беги.
Маленького мальчика
Ты учи, учи.
Бегать, прыгать и скакать,
Будет мальчик повторять.
Стало солнце подниматься,
Стал и Ваня просыпаться,
А потом и умываться.
И быстрей пошёл гулять,
И снежком в ребят бросать
Ай-яй-яй
Ты быстрей вставай.
Ходила Маша в лесок,
Не теряла носок.
Ходила Маша на речку,
Видела овечку.
Любит Маша ходить
И собачку гулять водить.
Бежали мы по дорожке,
А навстречу красные сапожки,
Сапожки, сапожки!
Обуйте наши ножки,
Чтобы ножки не устали,
Чтобы ножки не хромали.
Скачет зайчик по дорожке,
Скок, скок.
Правой ножкой, левой ножкой,
Скок, скок.
Прыгай, прыгай, вместе ножки,
Скок, скок.
И похлопаем в ладошки,
Скок, скок.
Повар, повар, поварёнок!
Молодёнок, удалёнок!
Повар скалкою стучал,
Повар миской громыхал,
Ложки, вилки разбирал
Да кастрюли наполнял.
Повар ноченьку не спал —
Званный ужин накрывал,
Всех гостей он созывал,
Вкусным блюдом угощал.
Гости ели, пили,
Повара хвалили,
Котлы опустошили,
Домой укатили.
А повару оставили
Лишь посуду разбирать-
Ложись, бедняжка-кулинар,
Не кушавши в кровать!
Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку.
Аня бежит по дорожке,
Где же Сашины ножки?
Мы за ручки Сашеньку возьмём,
И за Анечкой пойдем.
Топ, топ, топоты,
Это Сашины следы.
Утром солнышко проснулось.
Деткам в окна улыбнулось.
Ты, Юрасенька, вставай,
И кроватку заправляй.
Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.
Бегемотик к нам идёт,
Он подарки нам несёт,
А когда он их раздаст,
То тогда пойдем мы в пляс.
Потешки :: Общие сведения
Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называются и песенки-приговорки, организующие эти забавы. Чисто филологическое изучение этих приговорок вне игры неправомерно и невозможно.
Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально-мелодическая основа и педагогическое воздействие – совершенно иные. Если монотонный напев колыбельной песни успокаивает ребёнка, равные ритмические единицы убаюкивают, то потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребёнка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию и т.д.
Народная педагогика ещё в глубокой древности выработала приёмы воспитания ребёнка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем детстве, и всё это закрепила в примитивных, с точки зрения взрослого человека, поэтических произведениях-потешках. Впервые качественные записи потешек дал И.П. Сахаров. «Сорока, как игра детская, – писал он, – увеселяет только детей и матерей и свято соблюдается в семейной жизни». При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детей потребность в игре, раскрывали её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Потешки – это школа игры, а «беспрестанная забота о развитии детей с этого времени есть вопрос жизни государства», – писал Е.А. Покровский.
Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.
Доминирующей функции подчинена ритмика игры, а следовательно, и организующей игру потешки. Для поддержания радостных эмоций в потешки вводятся простейшие шутки, комические мотивы, то есть предопределяется новая содержательность формы. Потешки начинают применять где-то на втором году жизни ребёнка, когда ребёнок, как правило, уже имеет первичный словарный фонд и даже произносит первые слова. Необходимостью поддержания интенсивной познавательной деятельности продиктовано введение в потешки более широкой информации об окружающем мире по сравнению с колыбельными. Но при этом исключаются абстрактные понятия. К абстракции ребёнка ведут через конкретные образы. «Известно,– писал К. Маркс,– что первой теоретической деятельностью рассудка, который ещё колеблется между чувственностью и мышлением, является счёт. Счёт – это первый свободный теоретический акт рассудка ребёнка. » И ведёт ребёнка к этому акту потешка. Пересчёт требует наличия множественности предметов, образов. В потешки вводятся множества: пальцы, сорочата, гости, дети и др.
Множество ребёнок должен воспринять как некую сумму. С этой целью каждая единица множества выделяется счётно-ритмической единицей («Этому дала, Этому дала» и т.д.). Ребёнка приучают к пересчёту без абстрактного цифрового обозначения счета. Пересчитываются пальцы ребёнка, говорится о сорочатах, а подразумеваются «дети человеческие». Это первые шаги к обобщению, абстракции. Потешки строятся так, что знание никогда почти не даётся в «чистом виде», прямо. Оно как бы скрыто, ум ребёнка должен потрудиться, чтобы добыть его. Пальцы замещают сорочат, сорочата – детей. Всех их объединяет счёт, оставаясь нейтральным к объектам пересчёта; счёт (счётно-ритмическая единица) может иметь словесное и звуковое («Ножками топ, топ, топ. ») выражение.
Чтобы простейший нравственный урок прочно вошёл в сознание ребёнка, применяется особый композиционный приём. Сорока не даёт каши самому маленькому, – мизинцу (который ребёнок должен соотнести со своим положением в семье) потому, что он «Круп не драл, Дрова не рубил, Воду не носил, Кашу не варил» (логическая мотивация поступка). Здесь дана не только «технология» приготовления пищи, но и разделение трудовых нагрузок в семье в соответствии с физическими возрастными возможностями детей, показана обязательность труда для всех, даже самых маленьких.
Но разовый, даже образный урок с его эмоционально- эстетической наполненностью не всегда прочен. Чтобы сделать его действенным, применяется приём пространственно-временного усиления эффекта. Ленивый должен выполнить уже не малую часть работы – свою долю, а всю работу в полном объёме («Вот он ходит, Воду носит, Дрова рубит, Баньку топит» и т.д.). Композиционный приём становится содержательным. Усиление эффекта достигается также синтаксическим построением каждого стиха (строки): глаголы, обозначающие процессы труда, выносятся в окончание стиха, ставятся под логическое ударение, выделяются интонационно, скрепляются глагольной рифмой.
Иногда в потешку вводится характерное для большой крестьянской семьи разделение труда в зависимости от физических возможностей:
Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе печа топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Характерно, что увеселение ставится наравне с производительным трудом. Этот же мотив звучит в сибирской потешке «Ладушки, лады», в ней ярко подчёркнуто (при лёгком укоре) значение забав для воспитания детей:
Ладушки, лады,
Не поливаны сады,
Недосуг поливать:
Надо в ладушки играть.
Об умелом использовании потешек для педагогических целей оставила свидетельство в своих записях виднейшая сибирская собирательница М.В. Красноженова. Она написала, что А.Н. Широкова пестует свою дочь, приучая знать названия частей лица и головы:
Привнесение новой информации в сознание ребёнка подобным методом всегда оказывается плодотворным, ибо окрашивается эстетическим чувством ребёнка.
«Крестьянская поэзия, – писал Г.С. Виноградов, – преподносится (если угодно – преподаётся) здесь в более «естественной живой обстановке», чем в школе: здесь – без малейшего отрыва от внешней повседневности». Обучение языку ведётся на чистых, доступных пониманию ребёнка образцах поэтической речи, обучение в процессе игры не утомляет ребёнка, а доставляет ему удовольствие, наслаждение. Все эти приёмы явно или подспудно, но всегда опираются на глубокие знания психологии соответствующего детского возраста.
Круг предметов и явлений, опоэтизированных в потешках, значительно шире, чем в пестушках, но в них нет ни одного абстрактного, недоступного пониманию детей колыбельного возраста понятия. «Изучая народное творчество для детей, – писала Э.С. Литвин, – можно убедиться, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. Потребность ребёнка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру, огромное значение игры для его развития. – все эти черты детской психики нашли своё отражение в отборе тем, образов, языкового материала».
Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Слова, заканчивающие потешку «Ладушки»: «Кашу ели с семячком, погнали нас веничком», сопровождаемые определённым действием, готовят ребёнка к восприятию шутки, юмора; образ сороки, варившей кашу и кормившей деток, подводит к аллегории; пальцы – образы-символы. Конечно, дети не знают и не могут усвоить это сознательно, но они улавливают именно тот смысл, который вкладывают пестуньи.
Дети воспринимают богатство звуков, обилие меняющихся картин и явлений, но в их речи ещё нет слов, обозначающих эти понятия, отсюда стремление детей к звукоподражаниям, к показу действием. И это учтено народом-педагогом. Ладушки «шу-у-у! полетели», коза «ножками топ-топ! Глазками хлоп-хлоп!» и т.д. Любовь детей к повторам удовлетворена почти в каждой потешке («Ладушки, ладушки», «А тебе воды носить, а тебе печа топить», «здесь водица холодненькая, здесь тёпленькая, здесь горяченькая, здесь кипяток, кипяток» и др.).
Рифмы в потешках «часты, как звёзды». Возьмём для примера потешку, записанную в Красноярском крае:
Ладушки-ладушки!
Где были? – У душки!
Спали на подушке,
На пуховенькой,
На перовенькой.
Ритмическое строение потешек весьма подвижно, что диктуется характером и назначением произведения. В приведённой потешке в первых трёх стихах мы имеем сочетание дактиля и амфибрахия, в четвёртом и пятом – чрезмерный амфибрахий.
И в наши дни бытуют многочисленные варианты общеизвестных потешек: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Идёт коза рогатая» и некоторых других. Правда, в большинстве семей при исполнении «Сороки-белобоки» не плюют на ладошку дитяти…
Наблюдаются и нежелательные явления в отношении к потешке со стороны некоторой части «окультурившихся» родителей. Заваливая ребёнка дорогими игрушками, они не желают, а иногда и стесняются играть в «Ладушки» и «Сороку», которыми их самих тешили в детстве родители. Подобное отношение к потешкам равносильно духовному обкрадыванию своих детей. Наука должна раскрыть сокровенные тайны детства родителям и помочь детям полнее развить лучшие душевные качества. «Когда широко открытые глазёнки смотрят на Вселенную, – писал А.В. Луначарский, – и от любопытства открывается вслед за ними и ротишко, строгая богачка Наука сажает ребят к себе на колени и рассказывает им свои великие сказки».
Потешки русского фольклора
Потешки – что это такое в литературе? Определение потешки (не из википедии).
Почему потешку назвали потешкой? Этимология слова «потешка».
Когда появились потешки на Руси?
Потешки как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация потешек.
Чем потешка отличается от прибаутки и в чём их сходства.
Какие потешки были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?