Что такое потребность деятельности

Потребности и деятельность человека

В повседневной жизни под деятельностью понимается всякого рода активность человека. В обществознании понятие деятельности более сложное.

Деятельность — это способ существования человека. Это приспособление человека к окружающей среде и ее преобразование.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Однако человек, в отличие от других живых организмов, не только приспосабливается к природным условиям, но и преобразует природу и ее процессы для удовлетворения своих потребностей и достижения своих целей.

В структуре человеческой деятельности следует различать следующие элементы:

Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Общественные отношения складываются на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

Выделяют следующие виды деятельности.:

1. Практическая (материальная) деятельность — направлена на преобразование природы и общества. Она, в свою очередь, делится на:

o материально-производственную деятельность — преобразование объектов природы. Самым древним видом деятельности человека стали охота и собирательство. Затем к ним прибавилось рыболовство. Далее скотоводство, земледелие и ремесло. К XIX в. материально-производственная деятельность достигла таких высот, что произошел промышленный переворот (промышленная революция) — замена ручного труда машинным, переход от мануфактуры (предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике) к фабрике (промышленному производству);.

o социально-преобразовательную деятельность — изменение жизни общества.

2. Духовная деятельность — изменение сознания людей. Она, в свою очередь, делится на:

o познавательную деятельность — отражение действительности в научной и художественной форме;

o ценностно-ориентировочную деятельность — определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира;

o прогностическую деятельность — предвидение или планирование возможных изменений действительности.

Все эти виды деятельности тесно связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательной деятельности) должен предшествовать анализ их возможных последствий для государства (прогностическая деятельность).

Кроме видов деятельности, выделяют также ее формы. Формами деятельности являются познание, общение, труд, игра, учение, творчество.

Главной, определяющей все остальные, формой деятельности является труд.

Труд — это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Труд осуществляется под влиянием необходимости и имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.

Отличительной особенностью, характерной для трудовой деятельности, является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов. Для успеха трудовой деятельности необходимы мастерство, умения, знания. Во всех случаях трудовой деятельности ее участники решают какую-то определенную задачу, планируют свои действия, предвосхищают результат. В лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества.

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Значимость творчества в культуре, науке, политике характеризуется принципиальной новизной полученного результата, соизмеряемого с потребностями времени.

Творчество многогранно. В нем есть объективная основа, связанная с преобразованием мира по законам красоты, и субъективный творческий замысел, прихоть, художественное и научное воображение, фантазия, аллегорическое выражение истины. Творчество всегда связано с развитием личности, с ее духовным ростом и совершенствованием. Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности.

Существует связь между потребностями и мотивами человека. Мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его духовных качеств. Потребности человека можно условно разделить на три группы:

1) биологические — потребности, связанные с жизнедеятельностью человека — питание, вода, тепло, движение, самосохранение и т.д.;

2) социальные — потребности, связанные с жизнью человека в обществе — взаимоотношения с другими людьми, самореализация, самоутверждение, общественное признание;

3) идеальные — потребности познания окружающего мира и осознания своего места в нем, смысла и предназначения своего существования.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает, нередко, как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе и жить, не зная материальной нужды.

Источник

Конспект по темам «Деятельность и потребности человека»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Деятельность и потребности человека

Что такое потребность деятельности. Смотреть фото Что такое потребность деятельности. Смотреть картинку Что такое потребность деятельности. Картинка про Что такое потребность деятельности. Фото Что такое потребность деятельности

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое потребность деятельности. Смотреть фото Что такое потребность деятельности. Смотреть картинку Что такое потребность деятельности. Картинка про Что такое потребность деятельности. Фото Что такое потребность деятельности

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое потребность деятельности. Смотреть фото Что такое потребность деятельности. Смотреть картинку Что такое потребность деятельности. Картинка про Что такое потребность деятельности. Фото Что такое потребность деятельности

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое потребность деятельности. Смотреть фото Что такое потребность деятельности. Смотреть картинку Что такое потребность деятельности. Картинка про Что такое потребность деятельности. Фото Что такое потребность деятельности

Здесь приведён конспект с некоторыми дополнениями по обществознанию в 6 классе по учебнику Боголюбова по теме «Деятельность человека» и «Потребности человека». Детям всегда можно предоставить данный конспект в помощь. В случае, если у ученика нет учебника или он не успевает выучить большой материал. Его всегда можно носить с собой в телефоне, т.е. данный материал будет всегда с ним, даже при сдаче учебника)

Источник

Потребность

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), [2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования. [3]

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии [1] :

Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма [1]

Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение [1]

Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение [7]

Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация [8]

Содержание

Особенности потребностей человека

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

Опредмечивание

При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).

Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

Классификации потребностей человека

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности [1] :

По сферам

Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

ИнстинктЕго проявление
1Пищевой инстинктГолод
2Инстинкт самосохранения (страх)Бегство
3Стадный инстинктСтремление к общению
4Инстинкт приобретательстваЖадность
5Инстинкт продолжения родаПоловое влечение
6Родительский инстинктНежность
7Инстинкт созиданияСтремление к активности
8ОтвращениеНеприятие, отторжение
9УдивлениеЛюбознательность
10ГневАгрессивность
11СмущениеСамоуничижение
12ВоодушевлениеСамоутверждение

Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил. [10]

Список мотивационных факторов Гилфорда: [11]

Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей: [11]

Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

По объекту

Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.

По функциональной роли

По происхождению

Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

Иерархия потребностей

Что такое потребность деятельности. Смотреть фото Что такое потребность деятельности. Смотреть картинку Что такое потребность деятельности. Картинка про Что такое потребность деятельности. Фото Что такое потребность деятельности

Что такое потребность деятельности. Смотреть фото Что такое потребность деятельности. Смотреть картинку Что такое потребность деятельности. Картинка про Что такое потребность деятельности. Фото Что такое потребность деятельности

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным

Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

По видам поведения

Философия

Диалектический материализм

Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщенно потребность можно определить как нужду, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

Источник

Лекция 4. Деятельность и потребности человека

Деятельность и труд, деятельность и поведение.В предшествующем изложении говорилось о деятельности как определенности родовой сущности человека. Этим была обозначена одна из многочисленных методологических функций этой философской категории. Вторая половина XX века богата открытиями в области проблем человека, в естествознании и технических науках, достижение которых непосредственно связано с использованием категории деятельности. 46 И что самое интересное: почти каждое новое исследование с использованием категории деятельности оригинально и неповторимо как в смысле предмета исследования, так и в смысле результата исследования.

В настоящей главе, следуя методу восхождения от абстрактного к конкретному, будет предпринята попытка перехода от философского осмысления человека к потребностям, исследования эмпирических функций человеческой деятельности. Под этим углом зрения будет дано и определение деятельности.

Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Это, однако, не означает, что деятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегося субстратом и объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей.

Используя в процессе труда преобразованные в результате деятельности природные силы, человек находится во власти внешней необходимости, а его свобода существует как потенциальная возможность в виде накопления ее материальных предпосылок.

Одной из закономерностей современного научно-технического прогресса является увеличение опосредствующих звеньев между человеком и природой, превращение материального производства в контролируемый человеком относительно независимый от природы процесс. Происходит вытеснение человека из непосредственного производительного труда в сферу обслуживания научно-технического и художественного творчества.

Такой труд перестанет быть работой, диктуемой лишь «внешней целесообразностью», превращается в свободную деятельность. Гуманистическая миссия человеческой истории состоит в том, чтобы способствовать этому прогрессу. Именно такую заданность исторического процесса видел Маркс, формулируя гуманистический идеал будущего, где труд выступает «уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности, где обусловленная природой необходимость исчезает в своей непосредственной форме». 49 Но это возможно лишь в условиях общества, построенного на началах социальной справедливости и равенства.

Внетрудовая деятельность осуществляется в различных сферах общественной жизни (культура, наука, воспитание, спорт и др.). В ней цель, средства, предмет, результат менее точно определены, чем в труде, их выбор более многообразен, связь между ними и субъектом деятельности менее жесткая. Этот характер связи внутренних компонентов деятельности обусловливает более широкую, чем в труде, сферу активности личности, более высокую степень самостоятельности и свободы. Если труд есть по существу преодоление сопротивления природной материи и серьезной затратой физических сил, то деятельность не требует такой затраты физических сил и требует большей затраты умственных усилий и нервных перегрузок.

Таким образом, труд представляет собой исторически исходную «клеточку» всех форм деятельности человека. На труде основываются и им определяются такие формы активности как деятельность и поведение.

В качестве основных компонентов внешней детерминации поведения выступают социальная среда, ситуация, обстоятельства. Детерминация поведения более пластична, она носит характер регулирования. Поэтому оценивать человека надо не по его поведению, а по его деятельности. Нельзя превращать человека в «божью коровку», загоняя его в прокрустово ложе господствующего в той или иной среде общественного мнения.

Структура акта деятельности.Выделение понятия «акт деятельности» имеет своей целью конкретизацию деятельностного подхода для исследования индивидуальности человека и его эмпирической сущности.

Деятельность человека может быть представлена как бесконечный процесс преобразовательного отношения человека к миру, процесс, состоящий из многих актов, каждый из которых имеет начало, середину и конец. Такой подход создает возможность судить о степени завершенности, как отдельного акта, так и определенной совокупности актов деятельности, равно как и о степени зрелости того или иного субъекта деятельности в решении практических задач. Если деятельность применяется без четкого ограничения в пространстве и времени, то акт деятельности фиксирует начало, середину и конец деятельности.

Структура акта деятельности в развернутом виде включает следующие элементы: субъект (отдельный индивид, группа людей или общество в целом), цель, средство, предмет, действие, результат.

Коллективным субъектом деятельности можно назвать такую группу людей или общество в целом, которые объединены общностью цели, формирующей однонаправленность действий по достижению приемлемого для всех результата. Не может быть определено субъектом деятельности такое объединение людей, различные силы внутри которого действуют по принципу: лебедь, рак и щука.

Завершающим моментом деятельности является результат. В результате деятельности угасает, опредмечивается, осуществляется истинность поставленных целей. В результате обнаруживается не только выполненная цель, но и нежелательные «дополнения» к цели, и нередко эти «дополнения» по своему отрицательному значению превышают ценность выполненной цели.

Ярким примером этого является авария на Чернобыльской АЭС, пыльные бури после освоения целины в 50-е годы и многое другое. Создавая атомные электростанции, люди не хотели, не ставили своей целью возникновение лучевой болезни, заражение громадных территорий атомной радиацией, переселение миллионов людей в результате аварии, но они это получили.

Исследуя проблему взаимодействия цели, средства и результата Н. Н. Трубников отмечал, что целевая деятельность человека возможна лишь постольку, поскольку результат не равен не только цели, но и средству; поскольку он обещает дать и действительно дает нечто большее, чем было затрачено на его достижение». 53

Это «нечто большее», нежелательное дополнение к цели является основным источником возникновения непредвиденных отдаленных последствий деятельности.

Нежелательные «дополнения» к цели в результате деятельности детерминированы теми свойствами характеристиками предмета, которые находятся за пределами его определенности в качестве средства и реализуются как непознанная необходимость, «за нашей спиной».

В предмете, используемом в качестве средства, нередко имеется нечто такое, что «работает» против цели. Поэтому, как отмечал Гегель, «получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся». 54

Второй тип индивидуальности человека очень инициативный, в его портфеле много проектов, но ни один из них не обеспечен средствами их реализации. Его принцип: надо начинать, а там посмотрим, что делать дальше, все образуется. И начинает много проектов, но ни одного не доводит до конца.

Примерами такого рода личностей богата современная политическая жизнь России, еще больше таких примеров можно найти в сфере современного российского бизнеса. К сожалению, нет статистики, позволяющей судить, сколько из желающих стать бизнесменами или фермерами стали ими, а сколько обанкротились на полпути.

С другой стороны, незавершенность акта деятельности тем и привлекательна, что она оставляет открытым вопрос о конечной цели деятельности, побуждая к сотворчеству новых продолжателей процесса и сподвижников, уверенных в чудодейственную силу его величества Случая.

Акт деятельности и деятельность как процесс однотипны по своей структуре, но во втором случае структурные элементы (цель, средство, результат) существуют абстрактно, грани между ними размыты, начало, середина и конец растянуты во времени, не зафиксированы в пространстве. Здесь уместна аналогия между полетом стрелы и полетом мотыля. Стрела летит по строго обозначенной линии, ее полет необратим. Мотыль парит в воздухе, делает круги или возвращается назад, меняет высоту.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: «В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент». 55

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя. Недостаток натуралистического подхода к определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности выводятся непосредственно из естественной природы человека без учета определяющей роли конкретно-исторического типа общественных отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями.

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

На уровне общественной деятельности не существует той прямой причинно-следственной связи между потребностью и деятельностью, которая имеет место в условиях индивидуальной деятельности. Здесь эта связь настолько опосредована законами общественной формации и вновь возникшими компонентами структуры личности (структурой общения и выполняемых индивидом общественных функций, знаниями, способностями и т. п.), что деятельность индивида перестает быть средством удовлетворения индивидуальной потребности и становится самоцелью. Между естественной потребностью и потребностью, созданной исторически (потребность в образовании, во всестороннем развитии личности, в творческой деятельности), имеется существенное различие. Если естественная потребность является внутренней и гомеостатической, понуждающей человека к деятельности для ее немедленного удовлетворения, то общественно приобретенная потребность перестает быть только его, индивида, потребностью, в ней индивид не обособляется, а идентифицируется со всеобщей социальной сущностью. Поэтому она перестает быть потребностью в собственном смысле этого слова и становится потребностью к деятельности, которая порывает пуповину, связующую индивида с удовлетворением элементарных потребностей, характеризуется мерой терпимости даже к длительному неудовлетворению их. Изменение функции потребностей в органической структуре личности на уровне общественной (коллективной) деятельности обусловливает «переворачивание» направления детерминации. Два основных признака характеризуют этот момент редетерминации: 1) на уровне общественной деятельности не потребности определяют деятельность индивида, а наоборот, характер деятельности обусловливает характер потребностей, поэтому теория деятельности является исходной в определении характера потребностей; 2) на этой стадии происходит «переворачивание» отношений между социальным и биологическим в органической структуре личности: иссякание генетически унаследованного запаса задатков, выдвижение на первый план способностей, приобретенных индивидом прижизненно. Если в процессе формирования личности унаследованные задатки играют роль базиса индивида, над которыми как бы «надстраиваются» социальные качества индивида, то у развитой личности эта связь приобретает обратный характер. Прав был П. Сэв, утверждая, что «источник развитой личности является внешним по отношению к детству». 57

В антагонистическом обществе, где вся деятельность, в том числе и деятельность индивида в сфере общественного производительного руда, подчинена удовлетворению простейших жизненных потребностей, личность находится в состоянии универсального отчуждения от своей социально-деятельной сущности. Раскрывая эту антигуманную черту капиталистического производства, Маркс писал: «Таким образом, индивидуальное потребление рабочего составляет момент в производстве и воспроизводстве капитала независимо от того, совершается ли оно внутри или вне мастерской, фабрики и т. д., внутри или вне процесса труда, подобно тому, как таким же моментом является чистка машины независимо от того, производится ли она во время процесса руда или во время определенных перерывов последнего». 58

В этих условиях труд перестает быть «самовыражением» индивида и снижается до уровня простого дегуманизированного средства «заработать себе на жизнь». Эти «самовыражение», инициатива, динамичность индивида отодвигается всей системой капиталистического обществa в сферу индивидуальной деятельности (частное потребление, досуг, межличностное общение, любительское занятие, любование природой и т. п.), где они находят лишь свое мнимое разрешение и формируют асоциальную личность человека-потребителя.

Первым необходимым условием ликвидации антагонистического противоречия между индивидуальной и общественной деятельностью, между существованием и сущностью человека, является радикальное преобразование общественных отношений, открывающее путь превращения общественного труда в средство самовыражения индивида.

Социалистическое общество, открывающее всем членам общества широкий доступ к образованию, управлению производством и всеми делами общества, создает объективные предпосылки для упразднения дихотомизации индивида, раздвоения его на абстрактную и конкретную личность, освобождает индивида от необходимости принесения общественной деятельности и общественно приобретенных способностей в жертву естественной потребности.

Вывод: в процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.

Сформулированный выше принцип изменения направления детерминации в отношении потребность-деятельность может принести плодотворные результаты в педагогической практике и в практике формирования всесторонне развитой личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *