Что такое потребность с точки зрения экономики
Потребности экономические. Виды
Экономические потребности — это недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития индивида и сообщества индивидов как внутренний мотив побуждающий к экономической деятельности.
Потребности удовлетворяются в процессе потребления.
Средства удовлетворения человеческих потребностей называются благами.
Потребности человека безграничны (закон возвышающихся потребностей – по мере развития человечества происходит как количественный, так и качественный рост его потребностей).
Количественность роста потребностей: количество людей растет – растут и потребности.
Качественный рост потребностей заключается в том, что существующие товары и услуги не способны удовлетворять наши потребности с ростом дохода и научно-технического прогресса.
Виды экономических потребностей.
По характеру возникновения:
По средствам удовлетворения:
По насущности удовлетворения:
По возможностям удовлетворения:
В зависимости от участия в воспроизведенном процессе:
По субъектам проявления:
По количественной определенности и мере реализации:
Система экономических потребностей является сложной и постоянно развивающейся.
Структура потребностей, их объем, способы и уровень удовлетворения непрерывно изменяются: модифицируются, усложняются, совершенствуются в процессе исторического развития человеческой цивилизации.
Производство и потребление: потребности человека с точки зрения экономики
Потребление в современной России: воздействие социальных и природных факторов на сервисную деятельность.
История развития и национальные особенности потребления в России.
Экономическое развитие общества и основные типы потребления.
Производство и потребление: потребности человека с точки зрения экономики.
Теории производства и потребления в системе потребностей человека
С точки зрения экономики потребности – это движущая сила процесса потребления. Потребление можно назвать деятельностью по удовлетворению потребностей.
Важнейшее содержание экономической деятельности – это, как известно, производство и распределение материальных благ (товаров и услуг). Производство всегда находится в глубокой взаимосвязи с потреблением. Во-первых, потребление – это конечная цель производства. Во-вторых, любое производство одних благ оказывается в то же время потреблением других. Так, производство машин и механизмов, равно как и производство услуг всегда сопровождается потреблением сырья, ресурса техники и оборудования, энергии, а также знаний и умений работников. Потребление каких-либо ресурсов означает в то же время производство товаров, услуг или воспроизводство человеческого организма, человеческой рабочей силы. Поэтому в экономике принято разделять потребление на производственное или производительное (создание товаров, обслуживание техники и оборудования) и непроизводственное или непроизводительное, то есть личное потребление. Личное потребление является прямым, непосредственным удовлетворением потребностей человека. Услуги, как известно, тоже разделяются на производственные и непроизводственные. К производственным относятся, например, транспортировка грузов, ремонт и техническое обслуживание оборудования. К непроизводственным, связанным с личным потреблением – услуги здравоохранения, образования, культуры, туризма, спорта, отдыха и т.п.
Экономисты XVIII-XIX веков начали рассматривать потребление как получение благ (материальных и духовных). Другая характеристика потребления давалась через понятие полезности. Как характеризовали экономисты полезность?
С точки зрения экономики понятие «полезность» имеет следующие основные значения:
— это все то, что человек стремится максимизировать, исходя из соображений собственной потребительской выгоды;
— это способность вещи удовлетворять потребность, а не способность приносить пользу (существуют потребности в таких вещах и услугах, которые считаются не очень полезными или просто вредными; в этом случае в качестве полезности рассматривается не объективно «полезное», а «желаемое», «приятное» и т.п.);
— это основа для соизмерения благ (одни из них более полезны, другие – менее);
— это экономическое значение вещи, выраженное через систему субъективных оценок; вещь может быть экономически значима, пользоваться спросом потому, что ее считают нужной и полезной.
В современном обществе господствует товарное производство, а потребление товаров и услуг зависит от доходов – денежных средств, которыми человек располагает (хотя люди могут оказывать друг другу и бесплатные услуги, находящиеся за пределами системы товарного производства). Реально в экономике проявляются только те потребности, которые обеспечены денежными средствами и могут быть удовлетворены при существующем уровне доходов. Совокупность таких потребностей, сложившихся в данном обществе создает платежеспособный спрос.
Спрос – это потребности, которые приобрели экономическое значение и реализуются на рынке через практические действия участников экономической деятельности – производителей и потребителей.
Спрос и потребности находятся в сложных динамических отношениях. С одной стороны, спрос обычно является отражением потребности (хоть иногда и говорят, что он может выражать капризы моды, псевдопотребности, извращенные потребности и т.п.). С другой стороны, существуют случаи, когда потребность в товаре или услуге есть, а спроса на нее нет. Такие ситуации возникают или из-за недостаточной платежеспособности, или из-за моральных и правовых ограничений. Общество осуждает некоторые потребности и пути их удовлетворения (нелегитимные услуги, оскорбляющие нравственность или нарушающие закон). Потребность – явление, имеющее сложную биологическую и социальную природу. Спрос – это соответствующее ей экономическое явление, экономическое выражение потребности. В реальной экономической деятельности по производству товаров и услуг мы непосредственно сталкиваемся не с потребностями, а со спросом, в основе которого лежат потребности.
В практике сервисной деятельности разработаны приемы превращения потребности в спрос (так как только спрос приносит реальный доход производителю услуг):
1. Снижение цены услуги, делающее ее доступной большему количеству потенциальных потребителей.
2. Организация рекламы с целью признания более высокого уровня значимости (полезности) услуги для потребителя. В этом случае спрос повышается за счет механизмов моды (модные автомобили, одежда, игрушки, туристические маршруты, зрелища, книги, кинофильмы, места отдыха, медицинские услуги и т.п.). Клиент готов отказаться от других благ и направить средства на модные и популярные услуги.
3. Корректировка характера услуги, видоизменение ее за счет коррекции ее содержания или сопровождения другими услугами, придания ей комплексного характера. Это, например, различные дополнительные услуги в торговле, туризме, образовании, банковском деле.
Платежеспособный спрос рассматривается в экономике как главная характеристика уровня жизни населения. Под уровнем жизни понимаются преимущественно экономические факторы (уровень доходов, спрос на товары и услуги). Социология пользуется и другим, более широким понятием – качество жизни. В понятие качества жизни включаются не только экономические аспекты, но и духовные, культурные факторы: уровень образования, широта интересов, состояние здоровья, культура труда, отдыха и общения. Все человеческие потребности так или иначе связаны с экономикой, материальным обеспечением жизни, но они не сводятся только к нему.
Потребности как движущая сила экономики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «потребность»
Потребность – это состояние дискомфорта, связанное с недостаточностью чего-либо.
Потребность представляет собой функциональную или психологическую нужду, характерную для отдельного человека либо целой социальной группы, общества. Она является внутренним активатором действия. Проявляться потребность может по-разному, в зависимости от сложившихся обстоятельств.
Характерные свойства потребности:
Потребности возрастают в ходе роста и развития человека. Стоит отметить, что удовлетворение одних потребностей стимулирует появление других. То есть, потребности человека являются безграничными. Основной механизм запуска потребности – чувство неудовлетворенности.
Дискомфорт заставляет человека действовать, что называется мотивацией. В определенный период времени человек вырабатывает понимание своих потребностей, поэтому они становятся характерными чертами его характера.
Потребности связывают с желаниями, которые определяются культурным уровнем, личностью индивида, а также историческими, климатическими и другими факторами территории, на которой личность проживает. Удовлетворение потребностей происходит с помощью благ. Они обеспечивают нормальное функционирование и жизнеспособность человеческого организма. Потребности характерны для всех живых организмов, они позволяют выжить и создать комфортные условия существования.
Таким образом, потребности являются основной движущей силой человеческой активности. В экономике они формируют спрос, под который подстраиваются производители. Если производители не будут учитывать особенности потребительских потребностей, то их товар с большой долей вероятности не будет куплен.
Готовые работы на аналогичную тему
Классификация потребностей в экономике
Исследованием потребностей разнимались разные ученые. Многие экономисты пытались понять причины мотивации покупателей, чтобы суметь разработать подходы для организации эффективных продаж. Представители неоклассической школы полагали, что все потребности можно разделить на:
В экономике потребности обычно делят на первичные и вторичные. Первичные представляют собой основные потребности жизнедеятельности человека. Вторичные возникают в ходе культурного развития человека. Стоит отметить, что нет общей грани разделения первичных и вторичных потребностей для каждого человека.
Другим способом все потребности можно разделить на физиологические, потребности в социальных контактах, потребность в уважении, необходимость в саморазвитии. Эту иерархию потребностей разработал Маслоу. Он считал, что переход на более высокий уровень потребления возможен только при условии, что базовые потребности будут закрыты. Сложность прогнозирования потребностей заключается в том, что они индивидуальны для каждого человека. Кроме того, экономисты достаточно долго полагали, что человек ведет себя рационально с экономической точки зрения. На самом деле, человек чаще руководствуется сиюминутными решениями.
Обществом создаются социальные и интеллектуальные потребности. Они связаны со сложными целями существования человека, а именно, с самореализацией в карьере, культурным обогащением и так далее. Структура социальных потребностей опирается на технические возможности и экономическую целесообразность принимаемых действий.
Потребности как движущая сила экономики
Производство и потребности связаны напрямую. Они взаимодействуют друг с другом, оказывая взаимное влияние. Однако, как было указано выше, потребности человека безграничны. Они постоянно растут и видоизменяются. Влияние производства на потребности происходит в следующих направлениях:
Получается, что производство создает определенный тип потребления. Но потребление формирует спрос, который так же влияет на экономику производителей. Потребности, являясь внутренним мотивом, становятся руководством к творческой деятельности. Они очень быстро изменяются качественно и количественно. Экономическая активность населения является сложным комплексом различных решений, желаний, событий и явлений. Производство же остается частью социальных процессов. Разнообразие человеческих потребностей сложно учесть и спрогнозировать, поэтому производители ориентируются на общие потребности. Специализация на отдельных видах деятельности позволяет удовлетворить более узкие желания клиентов.
Появление денег дало возможность свести разнообразие желаний к одному знаменателю. Для получения прибыли производителю необходимо получить выручку, а значит, реализовать весь созданный товар. Возникает необходимость знать наверняка о желаниях покупателя, чтобы повысить вероятность сбыта всей произведенной продукции. На предприятии создается отдел маркетинга, который не только вырабатывает стратегию продаж, но и занимается анализом рынка и предпочтений потребителей.
Спрос всегда определяет предложение. Учет его особенностей позволяет успешно конкурировать на рынке в долгосрочной перспективе. Если потребности действующих и потенциальных покупателей не учитываются, то реализация готовых благ находится под угрозой. Недополучение же дохода приведет к финансовой нестабильности, а значит, к угрозе формирования убыточности производства и вероятному банкротству.
Федеральное агентство по высшему образованию РФ УГЛТУ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Реферат по предмету «Человек и его потребности».
«Взгляд на потребности человека с точки зрения экономики.
Экономическое развитие общества»
Екатеринбург 2009 г.
1. Производство и потребление: взгляд на потребности человека с точки зрения экономики.
2. Экономическое развитие общества и основные типы потребления.
2.1. Тип потребления доиндустриального общества.
2.2. Тип потребления индустриального общества.
2.3. «Общество массового потребления».
2.4. Тип потребления постиндустриального общества.
3. Список используемой литературы.
1. Производство и потребление: взгляд на потребности человека с точки зрения экономики
Экономисты ХVIII-Х1Х вв. рассматривали потребление как получение благ (материальных и духовных). Другая характеристика потребления давалась через понятие полезности. Как характеризовали экономисты полезность?
С точки зрения экономики, понятие «полезность» имеет несколько значений:
все то, что человек стремится получить, причем в максимальном объеме, исходя из соображений собственной потребительской выгоды;
способность вещи удовлетворять потребность, причем не обязательно принося при этом пользу (существуют потребности в таких вещах и услугах, которые считаются не очень полезными или просто вредными; в этом случае в качестве полезности рассматривается не объективно «полезное», а «желаемое», «приятное»; и т.п.);
экономическое значение вещи, выраженное через систему субъективных оценок (вещь может быть экономически значима, пользоваться спросом потому, что ее считают нужной и полезной).
В практике сервисной деятельности разработаны приемы превращения потребности в спрос (так как только спрос приносит реальный доход производителю услуг):
Снижение цены услуги, что делает ее доступной большему количеству потенциальных потребителей.
Организация рекламы с целью признания более высокого уровня значимости (полезности) услуги для потребителя. В этом случае спрос повышается за счет механизмов моды: клиент готов направить свои средства на модные и популярные услуги.
Корректировка характера услуги: изменение ее содержания или сопровождение другими услугами, придание ей комплексного характера. Это, например, различные дополнительные услуги в торговле, туризме, образовании, банковском деле.
2. Экономическое развитие общества и основные типы потребления
Современные экономисты разработали концепцию типов потребления, т.е. стилей, или типов потребительского поведения людей. Стиль потребительского поведения постоянно менялся на протяжении истории общества, так как изменялись, во-первых, потребности человека и, во-вторых, способы и возможности их удовлетворения.
В соответствии с концепцией трех стадий развития цивилизации (доиндустриальной, или аграрной, индустриальной и постиндустриальной) можно выделить четыре основных типа потребления:
Тип потребления доиндустриального общества.
Тип потребления индустриального общества.
Тип потребления так называемого общества массового потребления (высшей стадии развития индустриального общества).
Тип потребления постиндустриального общества.
При каждом типе потребления складывается специфическая система потребностей и соответствующий ей стиль сервисной деятельности.
Охарактеризуем основные особенности этих типов потребления.
2.1. Тип потребления доиндустриального общества
Относительное однообразие ассортимента потребляемых благ. Еще не возникло того изобилия разнообразных товаров и услуг, которое предлагают сейчас современные супермаркеты, туристические и транспортные компании, учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.п.
Преобладание природных продуктов и материалов, не прошедших глубокой промышленной переработки. Люди потребляют простой хлеб, мясо, молоко, древесину, холсты, кожу в виде несложных, домашним способом приготовленных блюд и ремесленных изделий.
Преобладание уникальных, нестандартизированных товаров и услуг. В каждой местности складываются свои традиции приготовления пищи, шитья одежды, изготовления транспортных средств, особое фольклорное искусство, традиции общения и приемы оказания услуг.
В потребительском поведении приобретают большое значение духовные блага, обычаи и традиции. Потребитель воспринимает с недоверием появление новых товаров и услуг, особенно если они плохо вписываются в местные культурные традиции.
Большой удельный вес домашних услуг. Магазинов, прачечных, парикмахерских и других предприятий бытового обслуживания очень мало, основная масса услуг оказывается в пределах домашнего хозяйства.
Потребление энергии невелико, широко используется энергия человека и животных. В эпоху доиндустриального общества, как мы знаем, не применялось электричество и не был известен двигатель внутреннего сгорания, а простейшие модели паровых двигателей создаются только в XVIII в.
Преобладание потребления продовольственных товаров в общем объеме потребления. Это вызвано невысоким уровнем жизни основной массы населения и узким ассортиментом предметов потребления.
В настоящее время тип потребления доиндустриального общества частично сохранился даже в развитых странах. Его элементы можно найти в основном в сельской местности и у бедных слоев населения. Потребности в профессиональных услугах системы сервиса и платежеспособный спрос на них у этих социальных групп сравнительно невелики.
2.2. Тип потребления индустриального общества
Увеличение количества и расширение ассортимента потребляемых благ. Потребность в услугах намного выше, чем в доиндустриальном обществе.
Стандартизация, спецификация и рационализация потребления. Расширение товарного производства и сферы услуг закономерно привело к созданию специализированных профессиональных сервисных служб и организаций. Для их работы необходимы правила и стандарты обслуживания. Граждане индустриального общества стремятся потреблять как можно больше. Требования к сервису теперь основаны не на обычаях и традициях, а в первую очередь на трезвом, рациональном расчете.
Приоритет личного потребления материальных благ над духовными и общественными, «разгул» материального потребления. В романах О. Бальзака, Ч. Диккенса, Д. Голсуорси, многих русских писателей (А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров) выражается ностальгия по «старым, добрым временам», когда традиции и обычаи имели для человека решающее значение. В эпоху расцвета капитализма стремление к личному обогащению становится наиболее мощным стимулом предпринимательства. Объединяющие нацию духовные устои и традиции оттесняются на второй план, что, в частности, находит выражение в новых требованиях к услугам.
Быстрый рост потребления энергии в результате промышленной революции. Сначала потребление энергии на душу населения растет, затем стабилизируется на высоком уровне. Входят в моду, например, всевозможные бытовые электроприборы.
Происходит сокращение доли потребления продовольственных товаров в общем объеме потребления. Растет доля потребления непродовольственных товаров и услуг, которые становятся все более многообразными и доступными для большинства населения.
Сохраняется существенный разрыв между уровнем денежного дохода и уровнем потребления. Это происходит из-за сохранения натурального, нетоварного потребления.
2.3. «Общество массового потребления»
Это высшая стадия развития индустриального общества. На этой ступени к старым, уже сложившимся особенностям потребления индустриальной эпохи добавляется несколько специфических черт:
Нарастание материального гедонизма, погоня за удовольствиями, приводящая к деформации потребительского поведения. Возникает крупномасштабная индустрия развлечений, которые для многих потребителей превращаются в основу жизненного поведения и высшую ценность.
Включение имиджа и стереотипа потребления в требования социального престижа. У каждого социального слоя складываются негласные традиции потребления строго определенного набора товаров и услуг. Принадлежность к тому или иному слою диктует человеку специфический стандарт потребительского поведения. Люди, нарушающие эти стандарты и традиции, сталкиваются с серьезными проблемами в повседневном общении и в профессиональной деятельности. Такая ситуация улучшает условия для сервисной деятельности, поскольку спрос на товары и услуги становится более стабильным и предсказуемым.
Загрязнение природной среды и вызванное им ухудшение условий потребления. Быстрое развитие промышленности негативно воздействует на природную среду, что снижает качество многих товаров и услуг. Население развитых стран настолько этим обеспокоено, что становятся популярны, например, магазины, торгующие экологически чистыми продуктами.
2.4. Тип потребления постиндустриального общества
Распространение городских форм и условий потребления на сельскую местность. Городской стиль жизни превращается во всеобщий образец и вытесняет другие жизненные стили вместе с традициями потребления.
В потреблении материальных благ складываются новые приоритеты. Более важным становится не их количественное наращивание, а повышение качественного уровня потребления, что приводит к улучшению качества жизни в целом.
Важнейшими факторами «полезности» для населения развитых стран становятся здоровье и образование, на них все больше сосредотачивается интерес потребителей. На первое место в структуре потребления выдвигаются знания и информация. Постоянно растет потребность в разнообразных информационных услугах.
Вместо экономики, основанной на растущем производстве товаров, начинает формироваться экономика услуг. Так, в США в сфере услуг работает уже более 70% всего занятого населения.
В постиндустриальном обществе совершается своеобразный возврат к базовым ценностям доиндустриальной эпохи, но на гораздо более высоком уровне потребления. Снова усиливается интерес к полному, качественному удовлетворению основных, базовых потребностей человека (натуральные продукты, одежда из натуральных материалов, здоровый режим труда и отдыха, полноценное человеческое общение и т.п.). Растет престиж здорового образа жизни. Входят в моду различные методы оздоровления, открывается множество спортивных клубов, ведется пропаганда против курения, алкоголизма и наркомании. Расширяется сеть магазинов, торгующих экологически чистыми продуктами, изобретаются всевозможные оздоровительные диеты, борьба с избыточным весом приобретает масштабы общенациональной кампании. Так, например, в Интернете работает специальный сайт (МсSpotlight. org), на котором подробно обсуждается вред, наносимый здоровью человека продуктами из ресторанов быстрого питания сети «Макдоналдс». Падает престижность обладания чисто материальными благами, возникает тяга к образованию, культуре и искусству.
В то же время человек постиндустриального общества имеет возможность противостоять сверхразнообразию товаров и услуг, которое ему навязывается, целиком или частично заимствуя уже сформировавшиеся, готовые стили потребления. Сервисные фирмы, пропагандируя свой набор услуг, пытаются сориентировать различные слои населения на эти уже сформировавшиеся стили.
На международном уровне также действуют две противоположные тенденции в развитии потребления. С одной стороны, нарастает его интернационализация и стандартизация, что разрывает национальную замкнутость потребителей. Так, сервисные центры транснациональных корпораций, банки или туристические фирмы оказывают услуги на основе одних и тех же стандартов в любом районе мира. Для информационных услуг в системе Интернет вообще не имеет значения, в какой точке Земли находится клиент (лишь бы он имел выход в Сеть). С другой стороны, сохраняется стремление к уникальности национальной культуры потребления. Эту тенденцию необходимо учитывать при организации туристических, экскурсионных, образовательных и некоторых других услуг. Для туристов, например, первостепенный интерес представляет национальная специфика государств и народов. Существуют уникальные, неповторимые музеи, памятники искусства, университеты, климатические курорты и даже экономические зоны (Силиконовая Долина в США, нефтедобывающие страны Ближнего Востока и т.п.).
Список используемой литературы
1. Гужва Е.Г. «Теория потребления: концептуальные подходы к развитию национальной экономики». СПб.: ГАСУ, 2000г.
2. Романович В.К. «Сервисная деятельность». СПб.: Питер, 2005 г.
3. Бэлл Д. «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования». М.: Academia, 1999 г.