Что такое потребность в маркетинге

Как определить нужду в товаре в маркетинге

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие нужды и потребности в системе маркетинга

Нужда – это ощущение нехватки чего-либо, которое чувствует человек (потенциальный потребитель).

Потребность – это нужда, сумевшая принять специфическую форму в соответствии с личностью индивида и его культурным уровнем.

Нужды и потребности свойственно испытывать всем людям без исключения. Нужды могут быть физиологическими, социальными, личными. В том случае, если человек не может их удовлетворить, он чувствует себя неудовлетворенным и несчастным и наоборот.

Потребности находят свое отражение в тех объектах, которые способны удовлетворить нужду человека тем способом, который присущ культурному укладу общества. Считается, что потребности человека многообразны, безграничны и непостоянны. Однако, именно они, в конечном счете, и формируют спрос потребительской аудитории на определенные товары и/или услуги. Именно поэтому их знание дает фирме определённые преимущества.

Таким образом, нужда и потребность являются центральными категориями в маркетинге. Будучи неразрывно связанными между собой, они дополняют друг друга и подлежат совместному определению и анализу. Рассмотри основы его проведения более подробно.

Основы определения нужды и потребности в товаре

Необходимым условием обеспечения успешности любой предпринимательской деятельности, любого бизнеса выступает своевременно и точное прогнозирование спроса на товары и услуги фирмы. В основе определения характера и величины рыночного проса лежит понимание того, какие нужды и потребности испытывает рынок и его представители (потребители). Подобные знания служат основой рационального маневрирования фирмы и позволяют более эффективно использовать ресурсы, имеющиеся в распоряжении компании, и продавать товары (услуги) по более выгодным ценам, в соответствии с ожидаемой рыночной обстановкой. Таким образом, справедливо говорить о том, что определение нужд и потребностей рынка выступает основой проведения анализа внешней маркетинговой среды, а данные о них служат основой маркетингового планирования в разрезе всех четырех составляющих комплекса маркетинга.

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время в зарубежной и отечественной практике существует довольно много различных методов прогнозирования спроса, анализа потребностей и определения нужды в товаре. Все они отличаются своей обоснованностью, инструментарием и областью применения. Подобные различия, как правило, бывают обусловлены различными видами товаров, разнообразием мотивации спроса, а также наличием различий в надежности и доступности информации.

Условно методы прогнозирования нужд, потребностей и, в конечном счете, спроса на товары можно подразделить на четыре группы:

Так или иначе, нужды и вытекающие из них потребности целевой аудитории в маркетинге определяются прежде всего при помощи проведения первичных и вторичных маркетинговых исследований. При этом основными источниками сбора необходимой маркетинговой информации могут выступать:

Рассмотрим маркетинговые исследования как способ выявления нужд и потребностей клиентов более подробно.

Маркетинговые исследования как способ определения нужд и потребностей в маркетинге

Маркетинговые исследования представляют собой процедуру систематизированного сбора, накопления и анализа данных о состоянии рынка и его изменениях, включая потребительские предпочтения, ожидания, нужды и потребности. Их основополагающей целью выступает снижение уровня неопределённости и повышение точности и корректности принятия обоснованных управленческих решений в системе маркетинга, включая решения о выпуске и реализации той или иной товарной продукции.

В системе маркетинга исследования в зависимости от характера проведения условно делятся на два типа (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 1. Типы маркетинговых исследований. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первичные маркетинговые исследования основаны на непосредственном сборе первичной информации сотрудниками самой компании. Первичная информация не подлежит какой-либо обработке другими лицами. Основными способами (методами) ее сбора выступают проведение опросов, интервью, организация наблюдения и панельных исследований, использование фокус-групп и проведение экспериментов. Условно все они делятся на две категории:

Проведение первичный маркетинговых исследований считается ценнейшим источником сбора сведений для определения нужд и потребностей целевой аудитории, а, следовательно, и компании в товарах. Особое внимание при этом уделяется опросам представителей целевой аудитории. Вопросы, задаваемые потенциальным клиентам могут быть открытыми, закрытыми, альтернативными, наводящими или риторическими. Их основной целью выступает определение того, в чем нуждается потенциальный потребитель и какие требования и ожидания он предъявляет к продукту, способному их удовлетворить. Эти требования, в свою очередь, могут касаться формы, качества, упаковки, эксплуатационных свойств товара, его цены, условий и мест продажи и пр. На основе собранной таким образом информации, а также с учетом состояния рынка и общих перспектив его развития, компания принимает решения касательно продуктового портфеля фирмы и способов рыночного продвижения товаров.

Важную роль в системе маркетинговых исследований, предназначенных для определения нужд и потребностей в товаре, играют и кабинетные исследования. Они предполагают использование вторичных, собранных кем-либо ранее сведений. Основополагающая роль здесь отводится анализу статистических данных и специализированных маркетинговых исследований.

Источник

Потребности и потребительский выбор, понятия нужды и запроса в маркетинге

Понятия нужды, потребностей, запроса в маркетинге

Значения этих понятий во многом совпадают, но отличия все же есть. Именно нюансы в определении данных понятий позволяют выстроить наилучшую стратегию маркетинговой деятельности, ведь по факту эти понятия во многом определяют выбор потребителя.

Нужда – это ощущение нехватки какого-либо ресурса или продукта.

Потребность – это нужда, выраженная в объективной форме, соответствующей уровню культурного развития личности.

Потребности не имеют ограничений по количеству. Их качество также может быть разнообразным в зависимости от покупательской способности и личных предпочтений конкретного индивида.

Запрос – это потребность, которую определяет покупательская способность человека.

Любой продукт на рынке создается с целью удовлетворить определенные нужды. Следует понимать, что покупателю нужен не сам продукт, а тот результат, который он получит в результате использования этого продукта. Поэтому так важно правильно определить, в чем заключается нужда и как именно удовлетворить потребность. Именно эта задача ставится перед маркетингом: найти нишу рынка, закрыв которую можно и удовлетворить потребности людей, и получить прибыль.

Продукт или услугу, которая закрывает потребность, называют благом.

Благо – это нечто, что может удовлетворить потребности и нужды людей.

В маркетинге блага имеют следующую классификацию:

Блага, которые можно использовать для обмена, называют товаром.

Потребности и полезность продукта

Приобретая товар из ассортимента, покупатель изначально смотрит, обладает ли данный продукт полезностью.

Полезность — это способность продукта или услуги удовлетворить некую потребность покупателя.

Стоит помнить, что количество приобретаемых благ всегда ограничивается покупательской способностью людей. Этот показатель зависит от доходов и уровня цен.

Полезность может быть:

Закон убывания полезности звучит так: чем больше и дольше потребление, тем ниже предельная полезность от каждой последующей единицы данного продукта.

Потребительский выбор и его особенности

Правило максимизации предельной полезности: распределение бюджета потребителем происходит так, чтобы последний рубль, который он потратит на блага, принес одинаковую предельную полезность.

Есть товары X и Y. Снижение стоимости Y способствует приобретению его же в больших объемах, нежели X. И все потому, что каждый рубль, затраченный покупателем на товар Y, принесет больше предельной полезности. Это называется эффектом замещения.

Предпочтения такого рода лучше изобразить на кривой безразличия. Кривые безразличия отражают потребительские предпочтения субъективного характера. Иными словами, все допустимые сочетания товаров X и Y, которые дают покупателям одинаковую полезность, в результате чего покупатели становятся безразличны к выбору вариантов.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Такая кривая имеет отрицательный наклон, поскольку при одинаковой полезности товаров X и Y, если предпочтение будет отдано товару X, от соответствующего количества товара Y нужно будет отказаться.

Источник

Основные понятия маркетинга

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Здравствуйте, друзья. Продолжаем изучать тему маркетинга. С определениями маркетинга разобрались, начинаем разбираться с основными понятиями маркетинга. Как говорится, начинаем с азов и подробно остановимся на каждом из понятий маркетинга.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Сущность системы маркетинга можно раскрыть через совокупность девяти социально-экономических категорий. Мы в следующих статьях будем часто о них говорить, поэтому предлагаю рассмотреть основные их особенности.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Нужда

Нужда – это чувство нехватки человеком чего-либо, необходимости чего-то.

Нужды людей весьма разнообразны и могут быть разделены на три вида:

Нужда в чем-либо вызывает у человека чувство неудовлетворенности, дискомфорта. Нуждающийся в чем-то человек чувствует себя несчастным, неудовлетворенным. И чем важнее для него та или иная нужда, тем глубже он переживает.

Из подобной ситуации может быть два выхода – найти средство, удовлетворяющее нужду, или подавить ее.

Нужды, в отличие от потребностей, не создаются маркетологами. Они обусловлены человеческой натурой и природой социальных отношений.

Потребности

Потребность (Want) — это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню, личности человека, который ее испытывает, стереотипами его поведения и восприятия.

Например, житель России утоляет жажду водой, морсом или квасом, житель Германии – пивом, житель тропических островов – кокосовым молоком.

Одному человеку, чтобы утолить голод, нужна котлета с гарниром, другому – салат, третий предпочитает блюда итальянской кухни.

Один и тот же человек, в зависимости от ситуации, может просто захотеть съесть шоколадный батончик, или заказать комплексный обед.

Потребность – это исходное понятие маркетинга. Потребностью можно считать любое состояние неудовлетворенности, которое человек хочет прервать, либо состояние удовлетворенности, которое он хочет продлить.

Отдельные потребности людей становятся настолько актуальными, что побуждают (мотивируют) людей искать пути и способы их удовлетворения. Существует несколько теорий мотивации потребностей. О наиболее известной из них – теории Маслоу – можно прочитать в этой статье.

Конечно, любая, даже самая лучшая теория, не всегда полностью соответствует практике. Скорее стоит предполагать, что человек обычно хочет одновременно удовлетворить потребности разного уровня, например, поесть и получить образование.

В этом и заключается задача маркетологов – создать условия, при которых разные нужды и потребности людей удовлетворяются полностью.

Потребности и желания потребителей не всегда бывают очевидными, поэтому прежде чем начать производство тех или иных товаров нужно выяснить, для какой группы покупателей они предназначены и какие именно потребности могут удовлетворить.

Потребности потребителей нужно постоянно изучать, учитывая при этом разницу между потребностями и желаниями. Понимание потребностей и желаний клиентов очень важно для долгосрочной и успешной работы компании в условиях конкурентного рынка.

Желания покупателей постоянно развиваются, меняются под влиянием моды, возраста, окружения, новых технологий. Коммерческие компании также создают новые требования, и этот процесс непрерывный.

Например, в середине XX века компании не испытывали потребности в закупке компьютерной техники. В 80-е – 90-е годы XX века эту потребность ощутили абсолютно все компании.

Вместе с тем, потребитель выбирает те товары и услуги, которые приносят ему максимальное удовлетворение при определенных финансовых возможностях. Это значит, что для рынка имеет значение не любая, а именно платежеспособная потребность человека, то есть потребительский спрос.

Запрос

Запрос (Demand) — это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Запрос всегда направлен на конкретный товар, то есть на то, что может удовлетворить потребность, и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Совокупность запросов образует спрос.

Потребительский спрос – количество товаров и услуг, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене в течение определенного времени на определенном рынке.

Факторы, определяющие потребительский спрос:

Объектом, на который направлен потребительский спрос, является товар.

Товар

Товар (Product) — результат человеческой деятельности, который удовлетворяет определенную потребность и предназначенный для обмена (продажи) с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Основные формы товаров:

Между потребностью и товаром могут быть разные степени соответствия, товар может приносить потенциальному потребителю различную степень удовлетворения.

Ассортимент (Assortment, range) — состав продаваемой фирмой продукции по группам, видам, типам, сортам, размерам и маркам. Различается широтой (количеством товарных групп) и глубиной (количеством моделей, видов марки в каждой группе).

Бренд (Brand) — знак, символ, слова или их сочетание, помогающие потребителям отличить товары или услуги одной компании от другой. Бренд воспринимается как широко известная торговая марка или компания, занимающая в сознании и психологии потребительских сегментов особое место из массы себе подобных.

Все товары, удовлетворяющие ту или иную нужду, называются товарным ассортиментом выбора. В приведенном выше примере удовлетворения голода и жажды тот или иной продукт или напиток и будет ассортиментным выбором.

При посещении магазина мы сталкиваемся с самыми разными вариантами товарного ассортиментного выбора. Выбрав определенные товары, мы совершаем обмен.

Обмен

Обмен (Exchange) — получение какого-либо желаемого объекта с предложением чего-то взамен. С развитием рынка товары и услуги стали обменивать на деньги или другие услуги.

Обмен – самый цивилизованный способ удовлетворения нужды, в отличие от воровства, попрошайничества, собирательства и других способов натурального обеспечения.

У каждого человека есть свои критерии обмена в зависимости от поставленных целей. Например, что получает донор за сданную кровь? Деньги, чувство облегчения, радость за спасенную жизнь?

Взаимовыгодный обмен между продавцом и покупателем предполагает, что покупатель получает нужный ему товар (услугу, ценность, удовлетворение), а продавец в тоже время добивается поставленных целей – получает прибыль. Поэтому маркетологи всегда должны искать ответ на вопрос: «Какие ключевые выгоды хотят получить потребители от покупки товара вашей компании?»

Взаимовыгодный обмен требует обеспечения следующих условий:

Если все эти условия соблюдены, то обмен становится реальным действием и приобретает характер сделки.

Сделка

Сделка (Transaction) — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Она может быть классической (товар в обмен на деньги) или бартерной (обмен товарами и услугами в натуральной форме).

Для совершения сделки необходимо соблюдение следующих условий:

Местом совершения сделок является рынок, который прошел длинный путь эволюционного развития от момента осознания человеком неэффективности полного обеспечения себя необходимыми продуктами питания и домашнего обихода к цивилизованному рынку, который существует сейчас.

Рынок

Рынок (Market) — это совокупность существующих (реальных) и возможных (потенциальных) покупателей товара.

Рынок с точки зрения маркетинга всегда конкретный и имеет определенные характеристики – географическое положение, покупательские потребности, порождающие соответствующий спрос, и емкость.

По мере увеличения количества предназначенных для обмена продуктов, числа лиц – участников обмена и совершающихся сделок, растет и число рынков. В зависимости от того, какие потребности определили спрос на соответствующий товар, выделяют несколько видов рынка.

Участники рынка

Сегмент рынка (Market segment) — это крупная, четко определенная группа покупателей внутри рынка со сходными потребностями и характеристиками, в отличие от других групп целевого рынка.

Поставщики (Suppliers) — субъекты маркетинговой системы, в функцию которых входит обеспечение организаций-партнёров и других компаний необходимыми материальными ресурсами.

Конкуренты (Competitors) — юридические или физические лица, соперничающие, то есть выступающие в качестве соперника по отношению к другим предпринимательским структурам или предпринимателям на всех этапах организации и осуществления предпринимательской деятельности.

Посредники (Distributors) — юридические или отдельные физические лица, которые помогают организациям-производителям продвигать, доставлять потребителям и продавать их продукты.

Потребители (Consumers) — юридические, отдельные физические лица или их потенциальные группы, готовые приобрести товары или услуги, находящиеся на рынке, и обладающие правами выбирать товар, продавца, предъявлять свои условия в процессе купли-продажи.

Виды рынков

Потребительский рынок (рынок товаров народного потребления) – совокупность отдельных лиц и домохозяйств, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.

Рынок производителей (рынок товаров производственного назначения) – совокупность физических лиц, организаций и предприятий, которые приобретают товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства других товаров и услуг.

Рынок посредников (промежуточных продавцов) – предприятия, организации и физические лица, которые приобретают товары, и услуги для их перепродажи с целью получения прибыли.

Рынок государственных учреждений – государственные организации и учреждения, которые приобретают товары и услуги для осуществления своих функций.

Международный рынок – потребители товаров и услуг (физические лица, производители, промежуточные продавцы и государственные учреждения), которые находятся за пределами страны.

Классификация рынков с точки зрения географического положения

Важной характеристикой рынка является соотношение между предложением и спросом на данный товар. С учетом этого фактора говорят о рынке продавца и рынке покупателя.

На рынке продавца условия диктует продавец. Это возможно, когда существующий спрос превышает имеющееся предложение. При таких условиях продавцу нет смысла заниматься исследованиями рынка – его продукция все равно найдет сбыт.

На рынке покупателя свои условия диктует покупатель. Это заставляет продавца тратить дополнительные усилия по реализации своего товара, что является одним из стимулирующих факторов реализации концепции маркетинга.

Маркетинг

Теперь мы можем дать более полное определение понятию «маркетинг». Маркетинг подразумевает управление рынком, направленное на осуществление обмена и создание отношений с целью предоставления потребительской ценности и удовлетворения нужд и запросов потребителей.

Маркетинг – это процесс, в ходе которого отдельные лица и группы лиц получают необходимое и желаемое с помощью создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом. Маркетинг появляется тогда, когда кто-либо решает удовлетворить свои потребности или запросы, используя обмен. По сути, обмен – это один из способов, позволяющих человеку получить то, к чему он стремится.

Процессы обмена не происходят сами по себе. Продавцы должны искать покупателей, выяснять их потребности, создавать товары и услуги, определять их стоимость, рекламировать, хранить, доставлять, то есть осуществлять основные виды маркетинговой деятельности.

Многие считают, что маркетингом занимаются в основном продавцы. На самом деле покупатели принимают в нем активное участие, когда ищут нужные товары по доступным ценам.

Современный маркетинг подразумевает обслуживание рынка конечных потребителей в условиях конкуренции. Компания и ее конкуренты отправляют произведенную продукцию и информацию о ней конечным потребителям, напрямую или через посредников.

На всех участников системы маркетинга влияют одни и те же факторы – демографические, экономические, экологические, научно0-технические, политические, правовые, социальные, культурные.

Конкурентные преимущества (Competitive benefits) — факторы, определяющие превосходство компании над конкурентами, измеряемые экономическими показателями такими как: дополнительная прибыль, более высокая рентабельность, рыночная доля, объем продаж.

Макросреда (Macroenvironment) — факторы, оказывающие влияние на микросреду компании. К ним относятся: демографические, экономические, природные, научно-технические, политические и культурного характера.

Микросреда компании (Microenvironment) — факторы, тесно связанные с компанией и воздействующие на ее способность обслуживать целевых клиентов. Она включает: саму компанию, посредников, поставщиков, конкурентов, целевых потребителей и контактные аудитории.

Мы с вами рассмотрели основные понятия маркетинга, каждое из которых вносит свой вклад в создание потребительской ценности. Можно сделать вывод, что успех любой компании зависит не только от ее собственных действий, но и от того, насколько хорошо все нужды конечного потребителя удовлетворяются всеми звеньями цепи.

Источник

Как выявить потребности клиента в продажах

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Что такое потребности

О потребностях написано много литературы. Классической схемой считается пирамида американского психолога Абрахама Маслоу, которую его последователи визуализировали на основе его идей.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

В основе упрощённой пирамиды лежит 5 иерархических уровней. Если нижние не удовлетворены, верхние проявляются менее слабо или отсутствуют.

Фактически любая потребность появляется вследствие нужды в чём-то. Нужда чаще всего связана с некой проблемой, которая возникла или может возникнуть в будущем.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

В воронке продаж стадия выявления потребностей находится между этапом квалификации клиента и моментом презентации товара или услуги.

Виды потребностей

По критериям принятия решения можно выделить рациональные и эмоциональные потребности.

Предположим, при выборе школьного рюкзака для ученика младших классов родители будут учитывать его функциональность, качество материалов и пошива, гипоаллергенность, влияние на осанку. Ребёнку при выборе тетрадей будут важны совершенно иные характеристики: визуальное оформление, любимые герои на обложке.

По мотивам возникновения стоит отметить внутренние и внешние потребности. К примеру, приобретение автомобиля. Для одного клиента будет важен вопрос безопасности — внутренняя потребность, а для другого — престиж, имидж, статус.

Также есть смысл упомянуть категорию сопряжённых потребностей, возникших в результате удовлетворения других. Например, после приобретения автомобиля, возникает необходимость в оплате парковки, страховки, ТО.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Базовые типы потребностей:

Скрытая и явная потребности

Также потребности делят и на два других вида: явные и скрытые. Явные потребности клиента — это когда он знает, что ему конкретно нужно и осознает необходимость в удовлетворении. Скрытая потребность — это ровно наоборот. Потребитель может не осознавать потребность, пока ему не предложат конкретный товар или услугу. Или же узнает об альтернативе, которая гораздо лучше. Вот тогда скрытая потребность клиента перетекает в явную, и для этого необходимо время.

Принято считать, что с явной потребностью лучше работать с точки зрения продаж. Потому что довольно трудно угадать, что на самом деле нужно человеку. Тем не менее, обе потребности мотивируют клиента совершить покупку.

Этапы формирования потребности

Как уже было сказано выше, потребность проявляется чаще всего не сразу, а трансформируется, проходя через три стадии:

Например, при запуске интернет-магазина владельцев может ничего не, беспокоить, хотя отток посетителей значительный. Через некоторое время они начнут замечать его в кабинете Google Analytics. В результате, они придут к выводу, что им необходимы продвинутые инструменты аналитики и программа лояльности.

Коллтрекинг

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Большинство компаний стараются работать с клиентами, у которых уже сформированы явные потребности. В связи с этим они сталкиваются с жестокой конкуренцией и демпингом.

Гораздо выгоднее влиять на процесс трансформации потребностей, помогая в их формировании.

Высший пилотаж в маркетинге и продажах — создание потребностей, которые даже ещё не начали зарождаться и доведение до покупки.

Зачем нужно выявлять потребности

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Это один из самых важных этапов продаж, позволяющий изучить глубинные мотивы и ценности клиента, понять его картину мира и выяснить наиболее важные критерии принятия решения.

Выявление потребностей позволяет проявить эмпатию и установить доверительные отношения с клиентом, который почувствует, что о нём заботятся.

Полученная информация позволяет выбрать и предложить потребителю наиболее подходящий продукт и правильно презентовать его свойства, действительно представляющие ценность.

Также эти данные помогают подобрать правильные и весомые аргументы на стадии отработки возражений.

Важно понимать, что продажа происходит при условии, когда не просто выявлены все потребности, а ещё и усилены до такого уровня, когда совокупность проблем и их значимость существенно превышает стоимость продукта.

Когда этапы квалификации клиента и выявления его потребностей проведены грамотно, шансы закрыть сделку очень высоки в большинстве случаев. Поэтому выявление потребностей в этом случае – необходимый и важный процесс, без которого трудно представить эффективные продажи.

Как выявить потребности

Сразу стоит заметить, что процесс выявления потребностей в сегменте B2C, как правило, существенно отличается от B2B и B2G.

В первом случае высок объём трансакционных продаж, при которых потребности носят явный характер. Но основное отличие — в количестве лиц, принимающих решение или влияющих на процесс.

На решение частного клиента оказывает воздействие небольшой круг близких людей. А в сегментах B2B и B2G это может быть большое число сотрудников и департаментов, имеющих совершенно разную мотивацию и критерии принятия решений.

По факту процесс выявления потребностей состоит из аналитики, вопросов и получения обратной связи.

Этапы выявления потребностей

Распространено заблуждение о том, что потребности выявляются в ходе процесса продажи. На самом деле этот вопрос должен весьма серьёзно изучаться ещё до начала создания продукта или закупок.

Маркетинговые исследования

Прежде всего, необходимо выяснить, какие конкретно потребности существуют у целевой аудитории.

Именно поэтому крайне важно произвести необходимые маркетинговые исследования. Более рационально производить то, что точно купят, а не продавать то, что произведено без должного изучения потребностей целевой аудитории.

Маркетинговые коммуникации

В процессе рекламных коммуникаций тоже можно получать необходимую информацию. Начиная от рекламных предпочтений потенциальных клиентов, до их сегментации: опросы, голосования, квиз-механики, и получения обратной связи.

Продажа

На этапе обработки лидов и дальнейшей продажи существуют следующие этапы выявления потребностей:

При B2B и B2G продажах с длительным циклом сделки рекомендуется наладить постоянную коммуникацию с ЛПР — лицами, принимающими решения — для постепенного выявления потребностей и перевода скрытых в явные. В данном случае хорошо помогает регулярный «прогрев» через полезный релевантный контент и получение обратной связи.

Типы вопросов в продажах

Вопросы — это один из самых эффективных способов выяснить мотивацию и подтолкнуть к покупке. Поэтому разберем вопросы для выявления потребности клиента.

Открытые вопросы в продажах

Задавая открытый вопрос, вы ожидаете услышать развернутый ответ. На него трудно ответить просто «да» или «нет». То есть потребности покупателей раскрываются через «Как…?», «Почему…?», «Когда…?», «Зачем…?» и так далее.

Закрытые вопросы

С помощью закрытых вопросов вы получите однозначный ответ: «да» или «нет». Также служат основой для продолжения диалога и открытых вопросов.

Альтернативные вопросы

Альтернативные вопросы раскрывают потребности клиента, когда ему предлагается несколько вариантов ответа.

Примеры вопросов выявления потребности клиента по их типам:

Сочетайте между собой эти вопросы, чтобы получить как можно больше информации для выявления потребности клиента. На основе ответов выстраивайте дальнейший диалог и отрабатывайте возражения. Используйте эти вопросы в специальных техниках. Рассмотрим их подробнее.

Методы выявления потребностей

Вопросы для выявления потребностей – это основа для любой методики и маркетингового исследования. С их помощью вы интуитивно нащупаете нужду клиента. В этом, например, поможет так называемая методика СПИН.

Методика СПИН для выявления потребностей клиента

Здесь вопросы для выявления потребностей задаются по 4 принципам техники СПИН. СПИН – это логика и карта переговоров по продажам, где:

Техника трех вопросов

Для этой техники нужно взять открытые, закрытые и альтернативные вопросы и сделать из них воронку. Чем ниже по этой воронке спускается клиент и сотрудник, тем лучше. Пример такой воронки.

Если потенциальный клиент не склонен к разговору, попробуйте задать серию уточняющих вопросов.

Выявление потребностей клиента по методу «Достроить дом»

Этот метод опирается на принцип завершения «строительства дома». То есть вы беседуете с клиентом, который уже определился с тем, что ему нужно и он знает, сколько готов потратить на товар или услугу.

Вам остается лишь выяснить мотив, которым движет потенциального покупателя, чтобы сделка была успешной. И это на самом деле не простая, но решаемая задача. Конечно же, с помощью точных вопросов, например: «Что вас не устраивает, может быть дизайн?», «Почему вы считаете, что эта услуга вам не подойдет?» и «Что вам не хватает?». И таким образом вы достраивайте дом.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Упражнения по определению потребностей

Попробуйте сыграть в ролевую мини-игру «менеджер по продажам против клиента с потребностями». Задача сотрудника – определить потребность через вопросы как можно быстрее и эффективнее. Или наоборот, у менеджера есть цель устранить возражения с опорой на потребности клиента. Это хорошо тренирует, позволяет провести работу над ошибками перед настоящей работой.

Еще одно упражнение напоминает известную игру «Акинатор». Суть проста: собирается группа, каждый участник загадывает сидящему рядом известного персонажа или человека. Тот, кому загадали, не знает, что он за персонаж. И ему надо угадать, кто он через наводящие вопросы.

Если на вопрос получен «нет», то начинает угадывать следующий игрок. И так по кругу. Это упражнение учит сотрудников задавать правильные вопросы для выявления потребностей клиента.

Результат выявления потребностей клиента

Результатом будет оформление заявки. А она затем конвертируется в сделку и выручку. Но даже в самом конце работы по выявлению потребностей клиента еще не все закончено.

Если сделка успешная, то есть вероятность, что он лояльно встретит дополнительное предложение. И здесь вам пригодится еще одна техника, которая тоже работает на удовлетворение потребности клиента.

Техника резюмирования потребностей

Этот прием, который работает так: менеджер по продажам подходит к финишной прямой, зачитывая и проверяя окончательный список покупок. И во время этого процесса сотрудник предлагает дополнительные опции/продукты/услуги. Практика показывает, что это увеличивает средний чек и итоговую выручку.

Ошибки при выявлении потребностей

Возникновение ошибок нормально, когда вы пытаетесь узнать потребности клиента. Однако чем их меньше, тем лучше. А еще лучше знать о них и не допускать в дальнейшем.

Почему клиенты не отвечают на вопросы

Во-первых, они могут быть банально заняты. Во-вторых, они не всегда доверяют незнакомым людям. Поэтому поработайте над тем, чтобы повысить доверие и на этой основе удовлетворить потребности клиента. В-третьих, им может быть неинтересно ваше предложение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *