Что такое поведенческие реакции

Причины расстройств поведения. Поведенческие реакции.

Расстройство поведения как самостоятельное патологическое состояние характеризуется стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения.

По мнению Ч. Венар и П. Кериг (2004), существует три уровня РП:

✅легкая форма (малое количество поведенческих проблем, достигающих диагностически значимого уровня, при этом сами проблемы причиняют лишь незначительный ущерб другим людям);

✅умеренная форма (среднее количество поведенческих проблем и относительно умеренная степень их серьезности);

✅тяжелая форма (большое количество поведенческих проблем, которые причиняют значительный ущерб другим людям).

Формирование поведенческих расстройств у детей и подростков определяется взаимодействием биологических (возрастные кризы, степень и характер органического поражения головного мозга) и социальных факторов (особенности окружения, воспитания и обучения). Вопрос о соотношении биологических и социальных факторов в генезе нарушений поведения и правонарушений у детей и подростков является сложным и требует детального клинико-социологического анализа в каждом конкретном случае. При наличии массивной патологии нервной системы (хромосомные аберрации, остаточные явления менингитов, менингоэнцефалитов, осложненные формы олигофрении) грубые эмоционально-волевые расстройства могут обусловить патологию поведения и социальную дезадаптацию даже в благоприятных средовых условиях. В случаях же так называемой минимальной церебральной патологии биологический фактор играет роль условия, почвы, способствующей формированию отклонений форм поведения под влиянием неблагоприятных условий среды.

Л. С. Выготский еще в 1931 г. писал: «Есть хорошая и плохая среда, и есть хорошие и плохие задатки, а дальше существует столько типов трудновоспитуемых детей, сколько может быть арифметических комбинаций из четырех элементов по два искусственный дуализм среды и наследственности уводит нас на ложный путь».

К социальным факторам, играющим большую роль в генезе нарушений поведения, относят:

✅неблагоприятные условиях окружения, воспитания и обучения

✅хроническое психотравмирующее воздействие на незрелый мозг ребенка приводит к болезненной перестройке его темперамента, аффекта вегетативной нервной системы, что в значительной степени обусловливают патологический уровень нарушений поведения.

Среди социопсихологических факторов можно выделить:

1. «Семейные» причины:

– неприятие детей родителями;

– безразличие или враждебность со стороны родителей;

– разрушение эмоциональных связей;

– неуважение к личности ребенка;

– чрезмерный контроль или полное его отсутствие (воспитание по типу гипер/гипоопеки);

– установки, предрассудки и система ценностей значимых родственников.

– подсознательное ожидание опасности;

– неуверенность в себе и собственной безопасности;

– личный отрицательный опыт;

3. Педагогическая запущенность.

При изучении биологических факторов интересы сосредоточиваются на особенностях наличия характера морфофункциональных изменений и степени декомпенсации резидуальноорганической патологии центральной нервной системы и гормонально-эндокринной перестройки в период подросткового возраста.

Значение патологии нервной системы в генезе различных видов девиации поведения у детей и подростков подтверждается следующими факторами:

1) частотой и определенной клинической специфичностью нарушений поведения у детей и подростков с различными видами поражений нервной системы (при хромосомных аберрациях и других генетических пороках развития, остаточных явлениях внутриутробных, родовых и постнатальных инфекций, интоксикаций и травм мозга);

2) частотой диагностики различных видов неполноценности нервной системы у так называемых трудновоспитуемых либо совершивших правонарушения детей и подростков.

Чаще всего нарушения поведения отмечаются при поражении лобных долей головного мозга. При этом важно отметить, что расстройства, связанные с нарушением функции лобных отделов мозга, возникают не только при локализации очага поражения именно в этих структурах, но и при соответствующем поражении височных, теменных и затылочных отделов головного мозга вследствие взаимодействия между этими областями благодаря богатым связям между лобными долями мозга с многочисленными подкорковыми структурами и другими корковыми отделами. Нарушение деятельности префронтальной коры приводит к поведенческим отклонениям, которые в литературе последних лет получили название префронтального синдрома, практически аналогичного синдрому фронтальной доли («лобному синдрому»).

При избирательном поражении дорсолатеральных префронтальных связей имеет место все многообразие поведенческих и интеллектуальных нарушений, обусловленных выпадением «исполнительных» функций. Это проявляется в неспособности создания стратегии поведения, планирования сложных задач и их решения, в нарушениях «рабочей» памяти и установки, а также в неспособности адекватно использовать вербальные функции в поведенческой деятельности. Поражение орбитофронтальных связей приводит к изменению личности с появлением выраженных нарушений норм социального поведения. Поведение такого типа получило название «орбитофронтальный синдром».

✅повышенную раздражительность, расторможенность,

✅импульсивность, бестактность, болтливость, эмоциональную лабильность со склонностью к эйфории

✅наряду с этим снижение критики, безответственность и лень.

Увеличение частоты пубертатных кризов связывают как с биологическими, так и социальными факторами. К первым, как указывалось, относят акселерацию, а также увеличение физиологической дисгармонии полового созревания в сторону не только его ускорения, но и задержки с последующим интенсивным половым метаморфозом. К социальным моментам (частично связанным с указанными биологическими) относят неподготовленность цивилизованного общества к более ранним срокам физиологического созревания подростков, навязывание им образа жизни и общественного статуса (условий гиподинамии, гиперопеки, подчинения), противоречащих интенсивным биологическим изменениям этого периода. С такой диссоциацией между биологическим, психологическим и социальным статусом подростков в современном обществе связывают увеличение числа различных форм трудностей их поведения.

По мнению А. А. Личко (1985), имеется ряд реакций, свойственных для детско-подросткового поведения, и только под влиянием социобиологических факторов они становятся патологическими.

✅Реакции оппозиции или протеста всегда имеют определенную избирательность и направленность. Они появляются первоначально в той микросфере, где возникли конфликтные переживания, и направлены против тех лиц, которые, по мнению ребенка, повинны в их возникновении. Причины возникновения разнообразны: конфликты между родителями, равнодушное отношение их к ребенку, появление второго ребенка в семье, несправедливые и оскорбляющие самолюбие ребенка наказания, школьная неуспеваемость и т. п. Различают реакции активного и пассивного протеста.

✅Реакции активного протеста – непослушание, грубость, разрушительные действия, вызывающее или агрессивное поведение.

✅Реакции пассивного протеста – отказ от еды, уход из дома, попытки самоубийства, отказ от речи, энурез, замкнутость, нарушение эмоционального контакта. Относительно распространенной формой реакции пассивного протеста являются уходы или побеги из дома. В трети случаев они сочетаются с делинквентностью. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция оппозиции, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип.

В литературе описывают побеги четырех видов:

♦ эмансипационные побеги (45 %) совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родителей и воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться свободной, веселой и легкой жизни;

♦ импунитивные побеги (26 %) – следствие жестокого обращения, расправ со стороны родных или товарищей. Побегу способствуют положение «изгоя» или «золушки» в семье, преследования со стороны сверстников. Подросток старается забыться, отвлечься от тяжелой ситуации;

♦ демонстративные побеги (20 %) возникают как следствие реакции оппозиции, желание привлечь внимание, особое расположение к себе или вернуть его в связи с тем, что оно утрачено.

♦ дромоманическим побегам (9 %) предшествуют внезапно изменившееся настроение (скука, тоска). В таких случаях возникает немотивированная тяга к перемене обстановки, стремление уехать в дальние места. Во время побега внезапно появляется желание вернуться домой.

Сохранение психотравмирующей ситуации, неправильный подход родителей с применением наказаний за побеги сравнительно часто ведут к повторным побегом. Со временем происходит своеобразная «фиксация стереотипа поведения», связанного с уходом, в результате чего уходы становятся привычными и возникают нередко по незначительному поводу. Такой неблагоприятной динамике способствует наличие акцентуированных черт характера, резидуальной церебральной недостаточности, дисгармонично протекающего препубертатного периода.

Наконец, в более редких случаях к привычным уходам присоединяется компонент влечения, в связи с чем уходы могут приобретать неодолимый характер. Как правило, такой исход наблюдается у детей и подростков с более выраженными резидуально-органическими психическими нарушениями или наличием психопатических черт характера. Фиксированные привычные уходы нередко становятся источником, с одной стороны, патохарактерологического формирования личности, с другой – микросоциально-педагогической запущенности с асоциальным поведением.

✅Реакция имитации. Она характеризуется копированием поведения наиболее авторитетного для ребенка лица. Ребенок может подражать активности взрослого или поведению референтной группы (асоциальной компании). Нарушение поведения возникает, когда копируются асоциальные формы поведения (сквернословие, хулиганские поступки, воровство, бродяжничество), вредные привычки, аддиктивное поведение (курение, вдыхание летучих веществ, употребление алкоголя). Эта реакция особенно упорно повторяется и приводит к более глубокой дезадаптации, если развивается на фоне расторможенных влечений, и сама провоцирует преждевременное развитие инстинктивных проявлений (например, сексуальных).

✅Реакция компенсации. Может возникнуть как форма психологической защиты, при которой разочарованные своей неудачей в одной сфере дети стремятся достичь больших успехов в других областях. Эта реакция может лечь в основу нарушения поведения, если ребенок, не сумевший проявить себя в школе, станет укреплять свой авторитет за счет асоциального поведения (хулиганства, воровства и т. п.). Реакция гиперкомпенсации отличается от предыдущей тем, что свою неспособность или свой дефект дети преодолевают за счет сверхусилий в наиболее трудной для них области деятельности. Если пугливый подросток будет пытаться гиперкомпенсировать свой страх нападениями на других подростков или опасной ездой на велосипеде, мотоцикле, автомобиле (угоняя их у владельцев), то таким образом эта реакция станет механизмом развития нарушенного поведения.

✅Реакция эмансипации. Это стремление высвободиться из под опеки родителей, воспитателей и вообще всех взрослых. Способствует появлению этой реакции мелочная опека, лишение самостоятельности, постоянное давление. Реакция эмансипации проявляется скрытым сопротивлением порядкам или попытками уйти из-под контроля взрослых. В первом случае это игнорирование советов, указаний и инструкций, непринятие помощи, упрямые попытки делать все самостоятельно, отвержение правил и норм, установленных взрослыми. Во втором случае это попытки устройства самостоятельной жизни.

✅Реакция группирования осуществляется созданием неформальных групп сверстников и подростков, несколько старших или младших по возрасту. Эти группы обычно отличаются определенной стойкостью. Наиболее склонны к объединению подростки, запущенные и безнадзорные. Активность таких групп нередко носит антисоциальный характер (хулиганство, мошенничество, воровство).

Источник

Что такое поведенческие реакции

Реакция имитации. Она характеризуется копированием поведения наиболее авторитетного для ребенка лица. Ребенок может подражать активности взрослого или поведению референтной группы (асоциальной компании детей). Нарушение поведения возникает, когда копируются асоциальные формы поведения (сквернословие, хулиганские поступки, воровство, бродяжничество), вредные привычки (онанизм), аддиктивное поведение (курение, вдыхание летучих веществ, употребление алкоголя). Эта реакция особенно упорно повторяется и приводит к более глубокой дезадаптации, если развивается на фоне расторможенных влечений или сама провоцирует преждевременное развитие инстинктивных проявлений (например, сексуальных).

Реакция компенсации. Может возникнуть как форма психологической защиты, при которой разочарованные своей неудачей в одной сфере дети стремятся достичь больших успехов в других областях. Эта реакция может лечь в основу нарушений поведения, если ребенок, не сумевший проявить себя в школе, станет укреплять свой авторитет за счет асоциального поведения (хулиганства, воровства и так далее).

Реакция гиперкомпенсации отличается от предыдущей тем, что свою неспособность или свой дефект дети преодолевают за счет сверхусилий в наиболее трудной для них области деятельности. Если пугливый подросток будет пытаться гиперкомпенсировать свой страх нападениями на других подростков или опасной ездой на велосипеде, мотоцикле, автомобиле (угоняя их у владельцев), то таким образом эта реакция станет механизмом развития нарушенного поведения.

А.Е. Личко описывает следующие основные типы акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый.

Гипертимный тип. Характеризуется приподнятым настроением, жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, неугасимым оптимизмом, только на короткое время омрачаемым при несчастьях и неудачах. Усиленная жажда деятельности способствует достижению производственных и творческих успехов.

Циклоидный тип. Этому типу свойственна смена гипер- и дистимических состояний, происходящая без видимого повода или в связи с теми или иными событиями. Длительность этих состояний колеблется от нескольких дней до нескольких недель. При дистимических состояниях наблюдаются вялость, упадок сил, снижение настроения, затрудняется общение, падает работоспособность, тяжело переживаются даже мелкие неприятности и переживания. Падает аппетит, ухудшается сон, по утрам нередко отмечается разбитость, появляются жалобы на скуку, бывают мысли о собственной никчемности, суицидальные намерения. В этой фазе особенно трудно изменение привычного жизненного распорядка, например смена строго регламентированной жизни с родителями на самостоятельное существование вне семьи.

Лабильный тип. Носители этого типа реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Изменения настроения менее связаны с эгоистическими стимулами, чаще они мотивируются альтруистическими побуждениями. У них развиваются сильные привязанности. До глубины души они пронизаны любовью к музыке, искусству, природе.

«Слабым звеном» у этого типа людей оказывается эмоциональное отвержение их со стороны значимых лиц, утрата близких или разлука.

Астеноневротический тип. Акцентуанты этого типа отличаются повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии, аффективным вспышкам, слезливости.

Будучи детьми, акцентуанты обнаруживают признаки невропатии: нарушения сна, капризность, плаксивость, пугливость.

Сенситивный тип. Основные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Эти акцентуанты обнаруживают у себя много недостатков в области морально-этических и волевых качеств. Они очень сильно привязываются к близким. У них высоко развито чувство долга, ответственности, необычно завышены моральные требования к себе и к другим.

Психастенический тип. Представители этого типа нерешительны, долго колеблются при начале любого дела, ищут подтверждения в успешности будущей активности, сомневаются. Они мнительны, боятся всего нового, постоянно пребывают в сомнениях, опасениях плохого, опасностей, несчастий, в связи с этим для них очень трудно ожидание. В детстве робки, пугливы, моторно неловки, склонны к рассуждательству, «взрослым» интеллектуальным интересам и развитию фобий незнакомых людей, новых предметов, темноты.

Сексуальное развитие нередко опережает физическое. Срывы возможны при переживании ситуации повышенной ответственности.

Шизоидный тип. Для оценки реальности акцентуанту этого типа важнее собственные представления, чем восприятия и ощущения. Он создает картину окружающего мира в соответствии с собственными суждениями и на основе жизненного опыта. Чем выраженнее акцентуация, тем личность больше удаляется от действительности. Акцентуанты больше склонны к раздумьям и менее готовы к поступкам. Выраженная погруженность в собственные переживания ведет к изоляции от других людей. Другой причиной трудностей общения может быть слабость эмоциональных контактов. Последнее во многом определяется бедностью их эффективности, неразвитостью инстинктов, способности к сопереживанию и недостатку интуиции.

С раннего возраста эти дети предпочитают одиночество, играют одни, избегают шумных компаний сверстников, предпочитая им общество взрослых, беседы которых представляют для них интерес. Они не по-детски сдержанны и лишены живой эффективности.

Сексуальная активность для окружающих нередко не заметна. Презрение к половой жизни может сочетаться с упорным онанизмом и живыми эротическими фантазиями наяву и во сне.

Необходимость быстро и легко вступать в неформальные контакты создает невыносимую для шизоидов ситуацию.

Эпилептоидный тип. Для акцентуантов этого типа характерны стремления к аффективной разрядке, взрывчатости, импульсивности, недовольству, бурным и грубым протестам, решению конфликтов физической силой. Наблюдается подспудное наращивание аффекта, жестокость. Мышление тяжеловесное, обстоятельное, застревающее.

В детстве эта акцентуация обнаруживается редко, если же формируется рано, то наблюдается чрезмерная, безутешная плаксивость, садистические наклонности, несвойственная возрасту бережливость и мелочная аккуратность.

Сильное половое влечение, склонность к сексуальным эксцессам, садистические и мазохистские наклонности характерны для эпилептоидов.

Они плохо переносят неподчинение, материальные утраты, не способны ограничить свое властолюбие, обуздать ревность, практически любой аффект может стать неудержимым и привести к жестокой агрессии.

Истероидный тип. Характеризуются эгоцентризмом, капризностью, демонстративностью, интриганством, потребностью в признании, переоценке, стремлением казаться, а не быть, самовосхвалением, самооговорами, оговорами других людей, фантазиями, экстравагантным видом и поступками, жалостью к себе, необдуманностью поступков, отсутствием глубоких и искренних чувств.

С детских лет не выносят, когда хвалят других, игрушками не столько играют, сколько хвастаются. Стремятся привлечь к себе внимание, домогаются восторгов и похвал, для этого демонстрируют свои знания, умения, «таланты».

Сексуальное влечение не отличается силой, сексуальное поведение экстравагантно, демонстративно. Рассказывают о «победах, похождениях», представляют себя бывалыми, распутными.

Неустойчивый тип. Представители этого типа стремятся к получению удовольствий, праздности, развлечениям. В связи с этим рано подчиняются предлагающим попробовать курево, напитки, психоактивные вещества, ищут необычные приключения, в том числе и в сексуальных отношениях. Они внушаемы и беззаботны. К членам семьи равнодушны, пренебрегают домашними обязанностями. Близкие люди часто рассматриваются как источник средств для удовольствий и развлечений. Трусливы, недостаточно инициативны и в этой связи легко становятся добычей преступных элементов.

В детском возрасте непослушны, непоседливы, легко попадают под влияние других, с трудом усваивают правила поведения. Отказываются от учебы. Занимаются и выполняют режим только при строгом контроле.

Сексуальное влечение не сильное, под влиянием чужого примера рано начинают половую жизнь, которая для них становится источником развлечений.

Гиперкинетический синдром. Этот синдром характеризуется краткой продолжительностью внимания, беспокойством и импульсивностью. Он затрудняет адаптацию в школе, ухудшает успеваемость, является причиной озабоченности родителей и учителей. Основными признаками гиперкинетического синдрома являются: гиперактивность, импульсивность, антисоциальное поведение, трудности в обучении и отставание в познавательном развитии, а также эмоциональные симптомы.

Изучение поведения у детей можно проводить с помощью методики Д. Скотта, направленной на выявление агрессивных проявлений; опросника для оценки тревоги/тревожности у детей (Ч. Спилбергер); методик «Беседа», «Закончи историю», «Подели игрушки», «Проигрышная лотерея», предложенные М.В. Корепановой и Е.В. Харламповой; социометрической методики Дж. Л. Морено; методики незаконченных преложений; тестов Т. Лири и Г. Шмишек; MMPI; методик «Оценка родительских отношений к ребенку» (PARI) и «Диагностика отношений к болезни ребенка» (ДОБР); рисуночного теста «Я и моя семья»; методики С. Розенцвейга.

Возрастные особенности. Развитие координированного, целенаправленного и осмысленного поведения человека идет путем освоения и согласования субъектом трех пространств, в которых осуществляется его жизнедеятельность: пространства его собственного тела, физического пространства и «пространства» межличностных отношений, или социального пространства.

Развитие телесного пространства начинается с освоения ребенком собственного тела. Это происходит путем исследования возможностей своего тела и его спонтанной физической активности. Новорожденный во время бодрствования проявляет три формы активности: спокойное бодрствование, активное бодрствование и крик, который взрослыми оценивается как плач. В поведении новорожденного проявляются разнообразные, жизненно необходимые рефлексы такие, как рефлекс шагания, рефлекс Моро, шейно-тонический рефлекс, хватательный рефлекс.

Рядом исследований было установлено, что уже в первые недели жизни дети способны к организованным избирательным реакциям на воздействия со стороны взрослых и достаточно сложному взаимодействию с ними.

К 4 месяцам некоторые рефлексы (например, рефлекс шагания) угасают, и в поведении ребенка начинает появляться некоторая осмысленность и «произвольность». Дети в этом возрасте уже способны поднимать голову, лежа на животе, а если их поддерживать в сидячем положении, они удерживают ее вертикально и внимательно наблюдают за происходящим вокруг.

Приблизительно к 6 месяцам ребенок уже достает предмет, трогает его, берет в руку, машет им, стучит.

До 6 месяцев общение ребенка со взрослыми носит преимущественно эмоциональный характер. В качестве средств общения в это время выступают эмоциональные реакции.

В возрасте 7-10 месяцев ребенок не только овладевает достаточной тонкой моторикой, но и обретает способность самостоятельно перемещаться в пространстве. Его действия носят уже манипулятивный характер.

После 10 месяцев игры с предметами приобретают дифференцированный, функциональный характер: машинку катают, ложкой едят и другое.

В 1,5 года поведение детей становится более сложным. Они могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, более умело есть самостоятельно, более уверенно ходить и даже пытаться бегать, частично самостоятельно раздеваться. Однако наиболее важным является то, что они воспроизводят довольно сложные действия, подражая взрослым, например, «читают» книгу, «укладывают спать» партнера.

Развитие поведения в дошкольном детстве можно разделить на два этапа. Приблизительно до 4 лет это преимущественно предметная деятельность, содержанием которой является познание физических свойств предметного мира и совершенствование своей моторики. После 4 лет ведущей деятельностью ребенка постепенно становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой дети осваивают основные конвенциональные роли.

Особенности поведения у лиц с речевыми нарушениями. Изучением поведения у лиц с нарушениями речи занимались такие ученые, как Галина Анатольевна Волкова, Виктор Александрович Калягин, Леонид Маркович Кроль, Екатерина Львовна Михайлова, Леон Яковлевич Миссуловин, Евгения Сергеевна Набойченко, Татьяна Сергеевна Овчинникова, Елена Юрьевна Рау, Ольга Константиновна Романенко, Ольга Олеговна Шацкая, Виктор Маркович Шкловский и другие.

Благодаря многостороннему исследованию двигательной сферы дошкольников с речевыми расстройствами Т.С. Овчинниковой, удалось установить, что дети логопедических групп детских садов отстают от здоровых по показателям ловкости и быстроты.

Выявленное преобладание нарушений элементарных движений позволяет говорить о недостаточной сформированности у детей с речевыми расстройствами двигательного анализатора в целом.

Галина Анатольевна Волкова, Иоланта Кумала, Наталья Александровна Рычкова, Бронислава Ильинична Шостак, изучая моторную сферу детей с заиканием, определили, что:

1) моторные нарушения являются одним из главных симптомов, характеризующих заикание;

2) при заикании нарушены в основном статическая и динамическая координация, темп и ритм, координированность одновременных движений. Данные нарушения проявляются по-разному в общей, мимической, мелкой и артикуляторной моторике;

3) степень тяжести моторных нарушений при заикании зависит от наличия органического компонента расстройства.

Исследования межличностных отношений позволили установить, что дети с нарушениями речи чаще меняют партнеров. Их контакты осуществляются на более низком уровне организации по сравнению со здоровыми детьми. Преобладают невербальные формы общения, в основном бессюжетные подвижные игры.

Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Из-за нарушения общей и речевой моторики дети, страдающие дизартрией, быстро утомляются. У них нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой.

Для детей с алалией, у которых нередко наблюдается и задержка интеллектуального развития, содержание игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры этих детей однообразны, подражательны. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Они воспринимают окружающую действительность поверхностно, поэтому их игры не имеют замысла и целенаправленных действий.

Заикающиеся дети в игре робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают зрителями или берут на себя в играх подчиненные роли. С усилением заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда бывает, что заикающийся дошкольник в играх проявляет неуместное фантазерство, отличается резонерством, некритичен к своему поведению. Было установлено, что заикающимся детям свойственна определенная жестокость, стереотипность поведения, недостаточная его дифференцированность.

При изучении детско-родительских отношений было установлено, что в семьях детей с нарушениями речи для матерей приоритетными оказываются эмоциональный контакт с ребенком, партнерские отношения и развитие двигательной активности ребенка. Отношения с ребенком характеризуются отсутствием дистанции с ним, что проявляется в повышенной терпимости и доброжелательности. Однако для матерей этих детей характерна выраженная тревожность по поводу их физического здоровья, что часто проявляется в форме гиперопеки.

Таким образом, анализ поведения детей в группе дошкольников с речевыми нарушениями, так же как и среди здоровых детей, позволил выделить ученым четыре группы по стилю поведения.

В первую группу вошли дети, обладающие сильным, уравновешенным и подвижным типом высшей нервной деятельности. Они быстро «схватывают» новый материал, хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, легко вступают в контакт с окружающими, способны к целеустремленному поведению, вполне жизнерадостны. Их проблемы связаны с недостаточным восприятием партнера, а также с тем, что им трудна деятельность, к которой они потеряли интерес. У них недостаточно развита самокритика, способность увидеть и признать свою неудачу, недостатки.

Дети второй группы отличаются устойчивостью поведения, повышенной склонностью к нормативности, выполнению повторяющихся действий. Поэтому они могут получать поощрение, но в некоторых случаях вызывать раздражение педагогов своей педантичностью и медлительностью.

Четвертую группу детей характеризуют взрывчатость, импульсивность, повышенная реактивность, обидчивость. Они чрезмерно активны, подвижны, с трудом могут усидеть на одном месте, следовать твердым правилам, например в игре, их тяготит монотонная работа. Участие в деятельности для них зачастую важнее результата. В данной группе, как и в предыдущей, больше представлены дошкольники с речевыми нарушениями по сравнению со здоровыми.

Таким образом, среди дошкольников с речевыми нарушениями чаще, чем среди здоровых, наблюдается неустойчивый тип поведения (3-й и 4-й групп). У детей с таким типом поведения повышенная предрасположенность к возникновению неврозов. Кроме того, неодинаковый стиль адаптивного поведения определяет своеобразие интерперсонального взаимодействия, познавательной деятельности, речевой активности и работоспособности дошкольников с речевыми нарушениями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *