Что такое поведенческий аудит

Поведенческий аудит безопасности

Стоит признать, что во многих организациях охрана труда сводится к заполнению многочисленных бумажек, журналов, реагированию на уже произошедшие несчастные случаи, поиск виновных и их наказание. Качественно иным уровнем организации охраны труда является использование механизмов предупреждения и выявления потенциально опасных ситуаций (действий и условий). Поведенческий аудит безопасности (далее ПАБ) относится к одному из видов таких механизмов.

Поведенческий аудит безопасности – это часть системы управления охраной труда. По сути, ПАБ — это наблюдение за действиями работника, его рабочим участком в процессе выполнения работником производственного задания с последующей беседой между работником и аудитором. Процедура проведения поведенческого аудита безопасности зависит от специфики организации, поэтому организация регламентирует ее локальным документом.

В качестве аудитора(ов) выступают руководители и специалисты всех уровней: генеральный директор, руководители подразделений/отделов, начальники участков, мастера смен, сотрудники отдела охраны труда и т.д. Разница состоит в масштабах участков наблюдения, охватываемых данными сотрудниками: генеральный директор проводит аудит на всех участках организации, а, например, мастера смен только на участках, за которые они непосредственно отвечают.

Частота проведения поведенческого аудита безопасности в различных организациях может отличаться. Главное, чтобы он проводился на регулярной основе. Для этого составляются графики проведения ПАБ. В графике отражается конкретный день или частота проведения поведенческого аудита безопасности, наименование участка или подразделения, указывается, кто выступает в роли аудитора(ов).
Перед проведением поведенческого аудита безопасности руководители разных уровней и специалисты, принимающие в нем участие, должны быть обучены методам и навыкам наблюдения и общения, порядку заполнения отчета. Как правило, в крупных компаниях эти функции ложатся на специально обученных тренеров.

Продолжительность нахождения аудитора(ов) на рабочем участке может составлять от 20 до 40 минут (в данное время не включен процесс оформления отчета по результатам ПАБ). Все зависит от характера производства, количества работников на рабочем участке, сложности выполняемых работ.
В процессе наблюдения аудитора интересуют следующие категории:

Важно помнить, что поведенческий аудит безопасности – а это интерактивный процесс, то есть основан на взаимодействии между аудитором и работником, за поведением которого ведется процесс наблюдения.

Схематично ПАБ можно представить следующим образом:

Важно помнить, что поведенческий аудит безопасности – а это интерактивный процесс, то есть основан на взаимодействии между аудитором и работником, за поведением которого ведется процесс наблюдения.

Схематично ПАБ можно представить следующим образом:

Что такое поведенческий аудит. Смотреть фото Что такое поведенческий аудит. Смотреть картинку Что такое поведенческий аудит. Картинка про Что такое поведенческий аудит. Фото Что такое поведенческий аудит

Необходимо понимать, что без заинтересованности со стороны аудитов, без диалога на тему безопасности между аудитором и работником, без желания выявить истинные при-чины нарушений со стороны работников, без желания совершенствовать слабые места в СУОТ, без системы обработки отчетов, без анализа корректирующих мер поведенческий аудит безопасности проводить бесполезно. Весь процесс ПАБ сведется к «заполнению бумажек».

Безопасное поведение — это норма, а поведенческий аудит безопасности – это способ формирования данной идеи у всех работников!

Источник

Эпоха реализма в культуре безопасности

Михаил Балакшин

Вместо пролога

Почему Поведенческий аудит безопасности в России работает нормально только в каждой пятой компании? Почему многие «лучшие практики» в области безопасности не работают в российских компаниях?

В 2017 году мы провели исследование, в рамках которого посмотрели на готовность сотрудников принять изменения в области безопасности сквозь призму корпоративной культуры.

В анонимном опросе на платформе «ЭКОПСИ» приняли предприятия разных отраслей: нефтесервис, металлургия, связь, ритейл, IT. Вопросы были составлены таким образом, чтобы одновременно замерить уровень корпоративной культуры (КК) и уровень культуры безопасности (КБ).

Результаты исследования показали высокий уровень зависимости культуры безопасности от корпоративной культуры.

Чтобы ответить на эти вопросы, весной 2018 года мы провели второе исследование — «Всероссийское исследование лучших практик в области культуры безопасности».

Лучшие практики HSE: ожидания и реальность

Нужно сказать, что у нас в России существует много мифов по поводу лучших практик, принятых на Западе. Дескать, стоит только внедрить в организации поведенческие аудиты безопасности (ПАБ), стоп-карты, Near Miss (выявление потенциальных опасностей), тренинги по развитию лидерства в области безопасности, как в культуре безопасности произойдет революционный скачок.

Говоря образно, эти мифы — пережиток эпохи романтизма, воодушевления культурой безопасности и новыми возможностями. Этому предшествовала эпоха классицизма, когда вся охрана труда и производственная безопасность сводилась к следованию правилам.

Радужные романтические ожидания несколько лет подпитывались ещё и тем, что внедрение западных практик не носило массового характера, не было опыта реального использования этих инструментов в российских производственных компаниях.

Но со временем всё больше организаций стали уделять внимание культуре безопасности и благодаря усилиям различных пропагандистов модернизировать существующие инструменты и внедрять новые. Теперь появились первые результаты, и мы вступили в эпоху реализма, когда компании объективно смотрят, как работают лучшие практики HSE в наших условиях.

Удивительным образом оказалось, что компаниям сложно объективно оценить, какие из HSE практик работают, а какие – нет. Компаниям не на что опереться, кроме личного опыт отдельно взятых экспертов или слов консультантов. На российском рынке ОТ, ПБ и ООС нет бенчмаркинга – массовых исследований, которые бы позволяли оценить эффективность работы различных HSE инструментов. И это стало еще одной причиной для того, чтобы проделать такую работу.

Как мы изучали применение лучших практик в российских компаниях

Мы начали с того, что сформировали список из самых популярных практик в области развития культуры безопасности, куда вошли все инструменты, связанные с оценкой рисков, с коммуникацией. Мы учитывали, что в разных организациях одни и те же практики могут быть известны под разными названиями, поэтому объединили все аналогичные по сути в группы и дали им наиболее часто встречающееся название.

В итоге первоначальный список сократился в три раза, и в него вошли 20 наиболее интересных и популярных практик — мы хотели собрать максимум информации именно по этим инструментам. Но участники опроса могли указывать и другие практики, которые используются в их компаниях, но не попали в наш список.

Было предусмотрено два формата участия в исследовании:

Наше исследование вызвало большой интерес, в нем приняло участие более 50 компаний из разных сфер деятельности: горная добыча, металлургия, машиностроение, строительство, IT, финансы, ЖКХ, ритейл и др. Мы опросили 1713 человек, 627 из которых представляли основное производство и еще 502 — вспомогательное. Таким образом, мы смогли увидеть картину с безопасностью глазами производства и сравнить ее с той, что видят эксперты в той же организации.

Все компании, принимавшие участие в исследовании, получили подробный отчет об эффективности используемых практик и ключевые рекомендации по повышению уровня КБ.

Что интересного мы узнали

К общему вопросу о присутствии той или иной практики в организации мы добавили два уточняющих: «как часто вы сталкиваетесь с конкретным инструментом» (варианты ответов были очень конкретны: каждый день, раз в неделю, раз в месяц) и «как вы оцениваете полезность практики» (градация от исключительно полезной до совершенно бесполезной).

Когда по результатам опроса мы распределили все практики по осям популярности и полезности/эффективности, образовалось 4 категории:

Что такое поведенческий аудит. Смотреть фото Что такое поведенческий аудит. Смотреть картинку Что такое поведенческий аудит. Картинка про Что такое поведенческий аудит. Фото Что такое поведенческий аудит

Лидеры и аутсайдеры

Самой эффективной оказалась практика «Отключение источников энергии при ремонте или техническом обслуживании оборудования» [1] которую с некоторой условностью, но все же можно отнести к культуре безопасности, поскольку это требование сверх законодательства.

Этот результат совпал с мнением автора книги «Русская модель управления» Александра Прохорова о том, что у нас основными рабочими инструментами являются различные блокировки. «В российских компаниях, — утверждает Прохоров, — могут эффективно работать только технические средства обеспечения безопасности. Чем меньше зависит от человека, тем лучше». [2] Наше исследование подтвердило этот тезис.

Тем неожиданнее для нас в «рабочие лошадки» попала практика «Вмешательство в небезопасные работы». Неожиданно — потому что по нашему опыту для корпоративной культуры российских производственных компаний более характерны как раз установки «невмешательства»: «как я, новичок, буду делать замечания опытному рабочему?», «с чего мне вмешиваться в дела на соседнем участке?», «вопросы безопасности — дело соответствующей службы, вот пусть она и занимается». А применение этой практики подразумевает, что люди корректируют работу коллег, если она кажется им небезопасной. Не блокируют, не останавливают процесс, а поправляют неправильное поведение.

Кстати, практика остановки работ (STOP-карты, SOS-карты) тоже в топе, эта не слишком популярная, но очень эффективная практика оказалась «кладом» для половины компаний, принявших участие в исследовании.

В категорию «заблуждений» попал комитет (совет) по безопасности. Это тоже логично, потому что в наших компаниях, живущих преимущественно в культуре силы или порядка, сложно организовать коллегиальное принятие решений.

Ещё один распространенный, но неэффективный инструмент — расследование, учет и оценка микротравм», хотя популярность практики легко объясняется требованиями законодательства.

В категорию непопулярных и неэффективных попали практики, связанные с участием топ-менеджмента и IT-решениями в области культуры безопасности.
Вопросы безопасности по-прежнему не попадают в фокус внимания первых лиц, которые, напомним, во многом формируют культуру безопасности организации. Они все понимают, они вроде даже готовы поддерживать и обещать, могут возглавить совет по безопасности — но и все. Письменные личные обещания, индивидуальные планы развития руководителей в области безопасности, намерения стать лидером изменений — все это часто не работает должным образом в наших условиях. И действительно, мы часто видим, как проваливаются попытки вовлечь руководителей, которые не считают вопросы безопасности личным делом. С одной стороны, есть поддержка и готовность, вроде они готовы, но у большинства руководителей это не входит в приоритет.

Неудачными оказались и первые попытки применения практик с IT-решениями в области культуры безопасности: онлайн-мониторинг безопасности выполнения работ, онлайн-выдача и мониторинг наряд-допусков и т.п. Может быть, прошло слишком мало времени, чтобы научиться использовать эффективно.

Советы по использованию таблицы сводной оценки практик

В целом наше исследование показало большую противоречивость в оценке ситуации с безопасностью на разных уровнях управления, что говорит о плохой коммуникации между разными уровнями иерархии.

Возьмем, например, личные обещания руководителей. Применение практики предполагает, что команда менеджеров приняла личную ответственность за безопасность. И 85% управленцев действительно отмечают, что сформировали письменные личные обещания. Но чем ниже спускаемся мы по уровню иерархии, тем меньшую осведомленность об этом демонстрируют люди. Меньше 50% линейных руководителей и ИТР/специалистов считают, что топ-команда сформировала письменные личные обязательства.

И только треть рабочих знает о том, что да, «начальники что-то такое обещали», о деталях в принципе речь не идет. А ведь это та самая целевая аудитория, которая должна видеть и понимать отношение руководства к вопросам безопасности.

Это говорит о том, что руководство и рабочие живут совершенно в разных мирах. Еще один факт: 70% рабочих считают, что каждая опасная работа останавливается. Но с ними согласны только около 40% руководителей. То же и в отношении вмешательства в небезопасные работы. 60% рабочих говорят, что сотрудники всегда корректируют неправильное поведение, так же думают лишь 25% топ-менеджеров.

Источник

Что такое поведенческий аудит безопасности

Поведенческий аудит безопасности – это процесс, позволяющий если не полностью исключить, то хотя бы свести к минимуму возникновение опасных ситуаций на производстве вследствие нарушения рабочей дисциплины, правил охраны труда и халатного отношения к принятым в организации правилам и нормам.

Сегодня в любой более или менее крупной организации есть своя техника безопасности. Особенно широкий список необходимых требований по безопасности, их должны соблюдать все работники, во избежание несчастных случаев и получение травм на производственных предприятиях. При этом нарушение техники безопасности сотрудником может привести не только к строгому выговору, но и к другим, более серьёзными мерами воздействия, вплоть до увольнения.

По этой причине, сразу после устройства нового сотрудника на производство, в обязательном порядке проводится инструктаж. Если рассмотреть реальные ситуации на производстве, то наиболее частыми нарушениями являются халатное отношение к соблюдению техники безопасности и пренебрежительное отношение к установленным на предприятии правилам и нормам. Такое отношение, в конечном счёте, может привести не только к причинению вреда себе и окружающим, но и к порче имущества предприятия и даже угрожать жизни сотрудникам компании. Основная задача современной охраны труда это безопасность на производстве и выявление всех опасных ситуаций, оперативное их пресечение. Именно в соответствии с этими принципами и осуществляется поведенческий аудит безопасности (ПАБ).

Кто может проводить поведенческий аудит безопасности

Проведение поведенческого аудита безопасности позволяет выявить проблемные места в работе сотрудников, устранить опасности и наладить безопасный процесс производства. Однако, многое завит от того, кто именно будет проводить аудит, согласно общей практики членами комиссии или непосредственными аудиторами могут быть следующие лица:

• Старшие мастера и сменные.
• Управляющий директор компании.
• Начальник цеха или подразделений.
• Сотрудники бюро инспекторского надзора за производством.
• Работники отдела охраны труда.

При этом от того, насколько масштабной является проверка во многом зависит должность того или иного аудитора. Другими словами, чем серьёзнее подразделение, в котором должен быть проведён аудит, тем выше должность проверяющего. Если рассмотреть непосредственно поведенческий аудит безопасности, примеры будут следующими:

• Мастера смен будут проводить аудит только на своих участках.
• Управляющий директор осуществляет проверку на всех указанных в акте аудита участках.
• Сотрудники бюро инспекторского надзора проверяют производственную линию и так далее.

Для чего проводится аудит?

ПАБ планируется заранее, при этом важно осуществлять эту процедуру на постоянной основе. Есть как минимум несколько целей проведения проверки, основными являются:

• Общая концентрация внимания сотрудника на вопросах связанных с безопасностью.
• Подтверждение навыков направленных на обеспечение безопасности на производстве.
• Выявление конкретных проблем и нарушений техники безопасности при проведении работ с целью их дальнейшего устранения.
• Определения слабых сторон самой системы безопасности на производстве.
• Определение причин, вследствие которых происходят нарушения их устранение.
• Оценка работы должностных лиц в области обеспечения безопасности.
• Своевременное устранение опасных ситуаций и выполнения работы более безопасным способом.
• Поощрение безопасного выполнения работы.
• Поддержка принятых на предприятий стандартов, выполнение правил и норм.

Порядок проведения ПАБ

Согласно общепринятой методики ПАБ осуществляется в следующем порядке:

• На первоначальном этапе аудитор наблюдает за действиями работника во время выполнения производственных задач, он следит как за самой работой, так и за его рабочим местом (участком). Наблюдение позволяет выявить безопасные и небезопасные действия.
• Если действия работника безопасны, то аудитор отмечает усилия сотрудника для обеспечения безопасности. После чего регистрируется безопасное выполнение работ. Кроме того на данном этапе аудитор выясняет у сотрудника, какие у него есть предложения по повышению безопасности труда, и что можно сделать для этого (провести обучение, проводить планёрки и так далее). Заполнив соответствующий акт, аудитор, благодарит работника.
• Если же действия работника небезопасны, то аудитор отмечает все оплошности и ошибки сотрудника. В случае совершения опасного действия аудитор обязан его предотвратить и объяснить причину остановки, в чем заключалась опасность. После выявления всех ошибок и опасных действий аудитор объясняет возможные последствия данного действия, а после этого уточняет у сотрудника, как можно выполнить работу без совершения опасного действия. Такая последовательность позволяет работнику не только осознать возможную опасность, но и хорошо запомнить последствия. После этого аудитор обязан заручиться согласием работника на безопасную работу в будущем, выслушать возможные предложения по повышению безопасности, подписать акт проведения аудита и поблагодарить сотрудника.

Источник

Поведенческий аудит культуры безопасности

Поведенческий аудит безопасности (ПАБ) организуется в рамках мероприятий по охране труда. Он заключается в контроле за деятельностью работников при выполнении ими профессиональных задач и проверке рабочих мест на предмет нарушений техники безопасности. По результатам аудита составляется отчет по выявленным недостаткам и выдаются рекомендации по их устранению. Проверку может проводить лицензированная организация или группа по устранению рисков, сформированная из сотрудников предприятия. В последнем случае они должны предварительно пройти обучение. Компания SRG-ECO выполняет аудит ПАБ, а также организует подготовку специалистов по его проведению.

Стоимость услуги

Цена аудита культуры безопасности для каждой организации рассчитывается индивидуально. В расчет берется:

Что такое поведенческий аудит. Смотреть фото Что такое поведенческий аудит. Смотреть картинку Что такое поведенческий аудит. Картинка про Что такое поведенческий аудит. Фото Что такое поведенческий аудит

Размер предприятия

Что такое поведенческий аудит. Смотреть фото Что такое поведенческий аудит. Смотреть картинку Что такое поведенческий аудит. Картинка про Что такое поведенческий аудит. Фото Что такое поведенческий аудит

Тип хозяйственной деятельности

Что такое поведенческий аудит. Смотреть фото Что такое поведенческий аудит. Смотреть картинку Что такое поведенческий аудит. Картинка про Что такое поведенческий аудит. Фото Что такое поведенческий аудит

Количество сотрудников

Что такое поведенческий аудит. Смотреть фото Что такое поведенческий аудит. Смотреть картинку Что такое поведенческий аудит. Картинка про Что такое поведенческий аудит. Фото Что такое поведенческий аудит

Специфика рабочих мест

Чтобы узнать точную стоимость, закажите составление сметы.

Для чего проводится?

Поведенческий аудит безопасности дает возможность определить уровень производственной культуры на предприятии, за счет чего можно уменьшить профриски и снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций. Обнаруженные в ходе проверки недочеты анализируются и исправляются по горячим следам. Приоритет безопасности перед краткосрочной выгодой и экономией на охране труда в конечном итоге оказывается более перспективной стратегией для компании. Предприятие получает:

ПАБ способствует улучшению коммуникаций внутри компании, повышает эффективность обучения нормам ОТ и ТБ, показывает уязвимые места и способы их защиты. Сотрудники и руководители начинают более осознанно относится к соблюдению требований, предусмотренных законами и локальными актами. Регулярное проведение аудита с последующей обработкой данных, сравнительным анализом результатов и поощрением безопасного поведения является профилактикой чрезвычайных ситуаций и производственных травм на предприятии.

Как проходит ПАБ?

Аудит культуры безопасности в организации включает в себя:

Источник

«Что такое ПАБ или поведенческий аудит в сфере охраны труда?»

«Что такое ПАБ или поведенческий аудит в сфере охраны труда?»

В соответствии с решениями Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан № 55 от 31.05.2017г., № 56 от 22.09.2017г. внедрение «Методики расследования, учета и оценки микротравм, полученных работниками в процессе производственной деятельности», «Методики проведения поведенческого аудита безопасности (ПАБ)» является обязательным для работодателей и вопрос их внедрения будет держаться на контроле.

Процедура ПАБ регламентируется локальными актами, так что ждать указаний «сверху» не стоит. Аудиторами могут выступать руководители разных уровней: от директора до мастеров смен. Частота тоже может различаться от предприятия к предприятию. Главное, чтобы проходил на регулярной основе. Перед проведением ПАБ надо организовать соответствующую подготовку аудиторов. Их надо ознакомить с порядком заполнения отчета. Для этого нужны специальные тренеры. Что меняет ПАБ? Благодаря ему работники лучше осознают возможные опасности на своем рабочем месте, осознаннее относятся к инструкциям.

Основные цели аудита: исправление опасного поведения, выявление причин нарушений безопасности, оценка эффективности руководителей, концентрация внимание работника на безопасности. Рекомендуемая периодичность зависит от участков. Например, на конкретных рабочих участках лучше проводить еженедельно. А в отношении административных подразделений достаточно одного раза в месяц. Для целевого аудита применяют чек-листы. Это проверочные списки, где аудиторы проставляют соответствующие галочки и могут делать краткие заметки.

Что такое опасное поведение? Например, нарушение инструкций, игнорирование средств защиты, работа с неисправными приборами. То есть, работник знает, что что-то идет не так, но осознанно это делает. Еще распространенный случай — использование нецелевых инструментов. Часто встречается работа с механизмами, не снабженными защитными кожухами для движущихся частей. Все это было опасное поведение.

А опасные условия — это, например, ржавые ограждения, плохая вентиляция, неправильное освещение. Если обнаружено опасное поведение, выполняем 6 шагов: первым делом, надо безопасно остановить такие действия. далее объяснить небезопасность, обсудить последствия, заручиться дальнейшим соблюдением безопасности, поблагодарить за участие. Если обнаружены опасные условия, шаги такие: привлечь внимание работника, прокомментировать безопасное поведение, обсудить возможные опасности, поблагодарить.

Аудит безопасности — это интерактивный процесс. Для проведения аудита нужны две основные вещи: умение наблюдать и видеть, умение правильно общаться.

1. Реакция на ваше появление

2. Положение относительно опасности

3. Спецодежда и средства индивидуальной защиты

4. Инструменты и оборудование

5. Правила и инструкции

6. Порядок на рабочем месте

7. Пожарная безопасность.

Разберем наблюдение. Здесь важно не только увидеть, а еще и правильно проанализировать. Основные категории наблюдения: реакция на появление аудитора, спецодежда, положение относительно опасности, инструменты и оборудование, порядок на рабочем месте, инструкции, пожарная безопасность. Например, реакция на поведение — работник поправляет средства защиты (значит до этого был непорядок), меняет положение, меняет порядок выполнения операций. Бывает и так, что работник прекращает работать. Это, скорее всего, означает, что он попросту не знает, как работать безопасно. Но при этом все знают, что нарушения имеются.

Положение относительно опасности — это моменты, которые могут вызвать опасную ситуацию. Например, у работника есть риск поскользнуться, споткнуться, вдохнуть ядовитость, обжечься и т.д.

Со спецодеждой все более понятно: есть нормативы по комплектации и состоянию средств защиты. Это надо проверить и оценить: защищены ли глаза, нос, уши, открытые части тела и т.д. И соответствует ли СИЗ уровню опасности. Оборудование. Здесь надо смотреть, соответствуют ли инструменты выполняемой работе. Исправны ли они, отвечают ли требованиям эргономики. Нередко «подмена» инструментов является не самовольным действием работника, а условиями на предприятии. Если так, у вас появляется повод поговорить с работником.

Правила и инструкции. Первым делом, смотрим, есть ли инструкция вообще. Действует ли работник по инструкции. Знает ли он о ней вообще? Понимает ли? Имеет ли доступ к инструкциям во время работы. Это тоже тема для беседы с работником. В вопросах инструкции стоит концентрироваться не на непосредственном выполнении, а на том, как человек ее понимает.

Порядок на рабочем месте — первый признак того, что работник понимает основы безопасности. Если есть непорядок, препятствия для передвижения — все это повышает уровень опасности, и об этом надо говорить.

Пожарная безопасность — это отдельная категория, но ей надо уделить внимание и при аудите. Как хранятся горючие материалы? Нет ли оголенной проводки? Эти и многие другие моменты надо отметить при проведении ПАБ.

Это было наблюдение. Перейдем к разговору.

Во-первых, начинать разговор надо безопасно. Начинать беседу с позитивного замечания. Надо заинтересовать работника и в конце разговора — обязательно поблагодарить. Варианты вовлечения в беседу — вопросы об источниках опасности, бывших несчастных случаях, возможных опасностях, удобстве спецодежды. Если вы проводите аудит не в своем подразделении, можно говорить о частоте бесед руководства об охране труда. Итак, главное — увидев опасное действие, его надо как можно быстрее, но обязательно безопасно остановить.

Помните, что цель ПАБ — не наказать кого-то, а повысить безопасность. Поэтому все беседы должны идти на позитивной ноте. В карте аудита отметьте, сколько опасных действий выявили, какие меры приняли. Нельзя указывать в картах имена работников, которые действовали опасно. Уделяйте внимание выявлению источников опасности. Оценивайте факторы опасности: химические, физические, эргономические, биологические, экологические. Экология — это вообще нестандартные факторы для оценки условий труда, но при аудите они имеют значение. Например, работа в дождь, при обледенении и т.д. Еще один новый формат опасностей — социальные. Они связаны с воздействием на окружающих людей. То есть при аудите учитывайте, как работы влияют на окружение: распространяется вибрация, громкие звуки. Также отмечайте возможные последствия и их устранение.

Итоги аудита. Первое: по возможности полное устранение риска. Второе: замена источника опасности на более безопасный. Если первое и второе невозможно, то источник опасности надо максимально изолировать. Разработка правил и инструкций, предоставление дополнительного обучения. Модернизация средств защиты. То есть СИЗ — последний рубеж. Используйте принцип множественности барьеров. То есть применяйте разные меры защиты к одному источнику опасности. В вопросах безопасности есть два основных подхода: действовать только в рамках требований закона или соблюдать законы, но и предпринимать меры сверх базовых требований. И некоторые руководители уже идут по второму пути и даже имеют выкладки по экономической целесообразности принимаемых мер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *