Что такое повинности в истории 7 класс
Повинность
Повинность — подать или законодательно закреплённая обязанность по выполнению общественно полезного труда.
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Повинность» в других словарях:
ПОВИННОСТЬ — ПОВИННОСТЬ, повинности, жен. 1. Обязанность крестьянского населения выполнять безвозмездно, в принудительном порядке, работы на помещиков и органы государственного управления (ист.). Натуральные повинности. 2. Обязанность, которую должны… … Толковый словарь Ушакова
повинность — См. обязанность. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. повинность налог, обязанность; повоз, рекрутчина, литургия, подать, обязательность, тягло, долг, обязательство, посоха,… … Словарь синонимов
ПОВИННОСТЬ — ПОВИННОСТЬ, и, жен. Общественная или государственная обязанность населения. Трудовая п. Воинская п. (установленная законом обязанность нести военную службу, старое название воинской обязанности). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
ПОВИННОСТЬ — «ПОВИННОСТЬ» (Элегия жизни. Из дневников командира корабля), Россия, НАДЕЖДА (С. Петербург), 1998, цв.+ч/б, 260 мин. Документальная киноповесть в пяти частях. В ролях: Сергей Бакай, Игорь Скороход, Вячеслав Прокофьев, Олег Жеребцов, Владимир… … Энциклопедия кино
ПОВИННОСТЬ — личные или вещественные услуги физических лиц по удовлетворению каких либо государственных нужд, например, воинская П. Принято различать натуральные и денежные П … Юридическая энциклопедия
ПОВИННОСТЬ — возлагаемая государством на физических лиц, юридических лиц, объединения лиц, административнотерриториальные образования обязанность выполнять определенные работы, вносить средства в различного рода фонды, предоставлять личное имущество в… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
повинность — отбывать воинскую повинность • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
повинность — ПОВИННОСТЬ, и, ж Обязанность, возлагаемая на кого л. государством или обществом и закрепленная законодательно. Обязательная воинская повинность … Толковый словарь русских существительных
Повинность — ж. 1. Общественная или государственная обязанность граждан. 2. разг. Обязанность, обязательное исполнение чего либо, занятие чем либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Статья «Крестьянские повинности в XVII в. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Крестьянские повинности в XVII в. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Тяжелыми повинностями были: подводная, состоявшая в доставке
из сел и деревень «столовых запасов», сена, дров на центральный двор
владельца, в перевозке хлеба и вина, строительных материалов, а также
поставка работников — «деловцев» (плотников, кирпичников, косцов
и т. п.) с выплатой им «миром» «наемных» денег и запасов или в зачет
отбываемых крестьянами других повинностей2.
Огромной тяжестью ложилась на крестьян работа на «будных майданах
» (поташное производство) во владениях крупных феодалов (бояр
Б. И. Морозова, князя Я. К. Черкасского, И. Д. Милославского и др.).
Крестьяне курмышских и нижегородских владений боярина Б. И. Морозова,
по признанию приказчика, «ужасались» тяжести работ по поставке
дров и золы на будные майданы3.
Своеобразной разновидностью трудовых повинностей было изготовление
крестьянами вина, круп, сухарей, солода из боярского хлеба,
холста из боярской пряжи, сукон и епанчей из боярской шерсти, масла
из боярского конопляного семени и т. п.
Б арщинные повинности
разнообразились в зависимости
от природных и других
условий места, где находились
Не менее разнообразными
были оброчные повинности
крестьян. Рента продуктами
ней промышленности с земледелием;
образующий ренту, есть
продукт этого соединенного
причем, как это часто наблюдалось
входить в большей или меньшей
мере промышленные про- ^ „ ^ГТ7ТТ дукты или же она доставляет- Земляные работы. Миниатюра XVI1 в. Госу дарственный Исторический музей ся лишь в форме собственно
земледельческого продукта» Ч
Обычно размер оброка натурой так же, как и трудовые повинности,
исчислялся с выти. В качестве примера можно привести состав натурального
оброка, платившегося в 60—70-х годах крестьянами белевских
вотчин стольника А. И. Безобразова: вина 16 ведер «оброчного» и 2 ведра
«вытного», мяса — 6 пудов «вытного» и около 1 пуда «оброчного» (свиного
— окороками и «ососами» — поросятами), баранов — 16, холста —
16 аршин, сукна — 15 аршин, яиц — 200 штук, кур — 16, «обувей
лаптей»— 16, шлеи — 2, вожжей — 2, гужей — 2, тяжей — 2, «ужища»—22.
Повсеместно с крестьян собирали «короваи» масла и сала, сыр, творог,
сметану. В некоторых местностях с крестьян требовали доставки орехов,
ягод, грибов, хрена. Боярин Б. И. Морозов требовал с крестьян своих
нижегородских вотчин «ореховых ядер» «самых добрых, спелых и сухих».
В 1659 г. он потребовал из нижегородских и арзамасских вотчин «у ково
есть у охотников скворцы, собрать у всех» и доставить их в Москву
в большой клетке «чтоб их, до Москвы везучи, не поморить и не тесно
б им было»3. Общие размеры натуральных поставок зависели
от величины владений. С владений А. И. Безобразова в 70—80-х годах
поступало ежегодно не менее 600 аршин холста и более 200 аршин сукна.
Взимание холста и сукон было повсеместным, так как выработка их была
обычна в домашней крестьянской промышленности. Князь Н. И. Одоевский
с одних только галицких своих вотчин в 1684 г. требовал поставки
35 епанчей и 35 войлоков1. Некоторые предметы, входившие в состав
натурального оброка (например, епанчи, войлоки и т. п.), изготовлялись
сельскими ремесленниками, труд которых оплачивался «миром».
Владельцы видоизменяли состав натурального оброка в зависимости
от развития в различных местностях крестьянских промыслов.
Б. И. Морозов требовал с кузнецов — крестьян нижегородских и арзамасских
вотчин—изготовления удил и седельных пряжек, с деревообделочников
— блюд «сковоротчетых красных и на оловяное дело больших
и середних», братин «больших красных», «поменьше красных», ложек
«на корельчетое дело»2. С рыболовческой Селецкой слободки (Рязанского
уезда) Б. И. Морозов брал оброк рыбой, с темниковских владений —
медом. А. И. Безобразов брал с крестьян боровских владений оси, лопаты,
оглобли, лыко; с суздальских — хомуты, рогожи, кули; с кашинских —
дуги, корыта, готовые срубы и пр. Таким образом, в составе натурального
оброка имелись налицо продукты собственного хозяйства крестьян,
как их домашней промышленности, так и всяких внеземледельческих
Для характеристики феодальной эксплуатации крестьян в XVII в.
чрезвычайно важно установить изменения в сочетании различных форм
феодальной ренты и тенденции этого изменения. По недостатку хозяйственных
описаний невозможно дать сколько-нибудь полную картину
сочетания различных форм феодальной ренты на всем пространстве государства.
Однако основная тенденция развития (особенно во второй
половине XVII в.) выступает достаточно отчетливо. Выражается она
прежде всего в том, что в Замосковном крае, за исключением ближайших
к Москве уездов, наблюдается переход на оброк, причем в составе оброка
увеличивается удельный вес денежных платежей. В южных уездах
с 60-х годов XVII в. совершенно явно проявляется тенденция к росту
собственного боярского пашенного хозяйства, а следовательно, увеличению
барщинных повинностей. Можно говорить о развивающемся выделении
в стране оброчных и барщинных районов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Статья «КРЕСТЬЯНЕ И ХОЛОПЫ В XVII В. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Контрольная работа по истории на тему «Послевоенные годы.Оттепель» (11 класс)
Физическая и военная подготовка в армии А.В. Суворова
Презентация «Внутренняя политика Екатерины II»
Статья «Феодальные привилегии церкви и попытки подчинить ее общей системе государственной централизации. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Церковь в XVII в. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Борьба дворян с боярами в XVII в. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Дворянское землевладение в XVII в. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5429575 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Крестьянство – положение в 16 веке, причины зависимого труда
Крестьянство как один из важнейших классов общества пережило длительную эволюцию, полностью изменив статус земледельца к концу Средневековья. Оно оказало огромное значение на развитие экономики и общества в целом.
Становление крестьянства
Крестьянство представляет собой одну из ранних социальных групп, занятую производством натуральной сельскохозяйственной продукции. Возникновение крестьянства пришлось на пору неолита – первобытного общества, когда древний человек от собирательства и охоты перешел к выращиванию культурных растений и одомашниванию диких животных.
К причинам крестьянства относят, прежде всего, разделение труда, отделение ремесел от земледелия, появление и усиление контраста между городскими поселениями и селом.
Главными признаками крестьян считаются:
Понятие «крестьянство» впервые было использовано в конце 14 века, и с тех пор стало общим определением сельского населения. Изначально класс крестьян был представлен свободными земледельцами, которым пришлось пережить непростой период зависимости от землевладельца и прикрепления к земле. Данный процесс захватил промежуток времени от средневековья вплоть до конца 18 века, и был распространен повсеместно в европейских странах и на Руси.
Рис. 1. Средневековый крестьянин.
Начало закрепощения крестьян
Закрепощение крестьянства пришлось на 15-17 века, и происходило в несколько этапов.
Предпосылками этого явления послужило:
Заселяясь на новом месте, крестьяне поначалу брали у землевладельца в долг семена для посева, орудия труда. В результате они оказывались в зависимом положении от помещика, но еще могли его покинуть, полностью погасив все долги.
Положение крестьянства в 16 веке было относительно стабильным. Ежегодно крестьяне платили своему хозяину оброк – заранее оговоренное количество сельскохозяйственной продукции. Подобные натуральные платежи стимулировали крестьян больше работать на своем хозяйстве, чтобы получать больше продукции и иметь возможность прокормить свою семью и рассчитаться с помещиком.
Рис. 2. Сельскохозяйственные работы.
Долгое время размер натурального взноса не менялся, но с ростом запросов феодалов он начал повсеместно увеличиваться. Так со временем изменился вид обязательств крестьян перед помещиками: на смену натуральным оброкам пришли денежные, а затем все большее распространение получила работа крестьян непосредственно на помещичьем поле.
Поначалу работы на помещичьих землях не были изнурительны, но с увеличением размеров хозяйских пашен крестьяне были вынуждены работать в ущерб собственному хозяйству. Так не только ухудшалось общее экономическое положение сельского населения и ущемление прав сословия, но и происходило их закабаление.
Крепостное крестьянство в России существовало вплоть до 1861 года. Однако такое положение было осуждено передовой частью русского дворянства и крепостничество было отменено государственным указом.
Категории крестьян
Крестьянство никогда не было однородным классом: во все времена оно делилось на множество групп и категорий.
Крестьяне делились на четыре основные группы:
Рис. 3. Дворцовые крестьяне.
Что мы узнали?
При изучении темы «Крестьянство» мы узнали, что послужило предпосылками для появления такого общественного класса как крестьянство. Мы выяснили его отличительные особенности, узнали, как происходило закрепощение крестьян, на какие группы они были поделены.
История. 6 класс
Конспект урока
Урок 07. Сеньоры и крестьяне
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Феодал – это владелец феода (лена) – земли, пожалованной сеньором в пользование и распоряжение за службу.
Вассал – это лицо, получившее от сеньора во владение феод за несение конной военной службы и за выполнение некоторых других обязательств.
Повинности – это обязанности зависимых крестьян по отношению к сеньору, которые, как правило, состояли из барщины и оброка, но могли также включать и другие обязанности.
Барщина – это обязанность зависимых крестьян работать на сеньора.
Оброк – это обязанность зависимых крестьян регулярно платить сеньору продуктами (натуральный оброк) или деньгами (денежный оброк).
Вотчина – это наследственное земельное владение.
Рыцарство – это привилегированное сословие хорошо вооружённых и обученных конных воинов.
Натуральное хозяйство – тип экономической деятельности, когда всё необходимое производится в рамках одной хозяйственной системы: крестьянского двора, рыцарского замка, поместья и т.д.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
К XI в. В Западной Европе сложилось деление общества на сословия, выполнявшие различные задачи. При этом все, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. После Великого переселения народов рядом с земельными участками королей и дружинников росли крупные земельные владения знати.
Имущественное неравенство вело к разрыву племенных связей. Знатные люди силой отбирали землю и свободу у обедневших соседей. Тем неоткуда было ждать помощи в случае нападений арабов, венгров, норманнов. Переходя под защиту могущественного соседа и теряя землю и свободу, они становились зависимыми крестьянами. Их «защитник» становился сеньором.
Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневековья? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке
Средневековое европейское общество
Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе государства стоял монарх (единоличный правитель) – король либо князь, граф или герцог. Отношения между феодалами и между господами и зависимыми крестьянами были закреплены в феодальном праве.
К IX – X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов, на землях которых работали зависимые крестьяне. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, главными из которых были барщина и оброк. За не сданный вовремя оброк, плохую работу крестьян вызывали на суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание.
Часть крестьян были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.
Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. Хозяйство было натуральным, то есть все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.
С VIII века в Европе для защиты от нападений строились замки. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарей готовили с детства. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря, а после длительной службы посвящался в рыцари. Любимыми развлечениями рыцарей служили охота и турниры.
Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода – и девиз – кратное изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
Законы рыцарской чести и другие особые правила составляли рыцарский кодекс.
Общины крестьян ведали прежде всего хозяйственными делами. Пашня делилась на участки, составлявшие крестьянские наделы. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. На сельском сходе крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Общине также принадлежала часть угодья (луга, леса, озёра, реки).
Община поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников, помогала беднякам выплачивать налоги, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, протестуя против увеличения размера повинностей.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Отметьте утверждения, соответствующие действительности. Выберите несколько правильных ответов.
1) В средневековье крестьянство составляло не более половины населения Европы.
2) Лично зависимые крестьяне имели право жаловаться на своего феодала, обращаясь в королевский суд.
3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.
4) Главная обязанность рыцарей – забота о крестьянах, живших на его земле.
5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.
6) Оброк мог быть натуральный и денежный.
3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.
5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.
6) Оброк мог быть натуральный и денежный.
Примечание: Правильных и неправильных ответов равное количество.
Задание 2. В перечне исторических понятий найдите то, которое выпадает из общего ряда. Зачеркните лишнее понятие.
Герольд, оруженосец, аббат, граф, сеньор.
Герольд, оруженосец, аббат, граф, барон.
Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 19
ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Вопросы в тексте параграфа
Как изменилась социальная структура российского общества в XVII в.? Кто составил основную категорию землевладельцев в России?
Господствующим сословием в российском обществе оставались феодалы. Но если раньше к этому сословию относили лишь бояр, имевших обширные вотчины, то по мере усиления царской власти укрепились позиции дворянства, как опоры самодержавия. Именно дворяне, как сформировавшееся самостоятельное сословие стало основным землевладельцем в России. К концу XVII века дворянству принадлежало около 60% всех земель в стране, при том, что царю принадлежало 10 %, столько же – боярам, и 15% — церкви. Также с отменой местничества дворяне потеснили боярскую родовую знать и в сфере государственного управления. Все категории феодалов были уравнены в правах.
Основной массой населения России по-прежнему оставались крестьяне. Их положение в XVII веке сильно ухудшилось. Окончательное и полное закрепощение крестьян, по сути, можно было приравнять к узаконенному рабовладению. Хозяин мог по собственному усмотрению распоряжаться жизнью и смертью собственных крестьян. К концу XVII века изменилась роль холопов. Из бесправных рабов они превратились в доверенных людей феодалов: приказчиков, посыльных, конюхов, сокольничих и т.д.
Изменилось положение и духовенства. Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои владения, церковные иерархи были лишены ряда судебных привилегий. Также были ликвидированы права белых слобод в городах (раньше жители белых слобод, населенных феодалами, церковнослужителями и их слугами, которые не платили налогов).
В XVII веке возросло число казаков. Казачество по-прежнему пользовалось особыми привилегиями. В 1671 году донское казачество было приведено к присяге царю.
Что такое феод? Кого в Европе называли феодалами?
Феод – населенное крестьянами земельное владение. Феодал – землевладелец, который за право владения феодом обязан был нести службу у сеньора и быть его вассалом.
Что такое посад? Кто проживал в посадах?
Посад – населенная территория за пределами княжеского, боярского или церковного поселения (кремля, детинца, монастыря), находящаяся под защитой стен последнего. В посаде жили посадские люди, находилось торжище и ремесленные слободы. Т.е. в обычном понимании посад — это то, что сегодня мы называем городом.
Вспомните, как управлялись казацкие общины.
Во главе казацких общин стояли атаманы и старшины. Все важные вопросы обсуждались на «круге». Казачество пользовалось правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской службы.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. В чём вы видите причины изменения положения дворянства в XVII в.?
Изменение положения дворянства в XVII веке связано с укреплением царской власти и формированием после Смутного времени новой системы управления государством с опорой именно на дворянское сословие вместо боярского.
2. Чем различалось положение черносошных и владельческих (крепостных) крестьян?
Крестьяне черносошные лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца. За ними сохранилась значительная степень личной свободы (среди прочего – право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования). Они также сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей. В зависимости черносошные крестьяне находились только от государства и исполняли тягловую повинность – платили подати и исполняли различные работы. Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Используя все возможные механизмы, они пытались закрепостить, лишить экономической, а затем и личной свободы черносошных крестьян. К концу XVII века усилилось давление на лично свободных черносошных крестьян и со стороны государства. Они облагались все возрастающими подушными податями, все большим оброком. Черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Меньший гнет наблюдался в отдаленных уголках России – на Севере (в Поморье), в Сибири. Туда и устремлялись спасающиеся от притеснений и угнетения, от опасности попасть в крепостную зависимость черносошные крестьяне.
3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне.
Владельческие крестьяне фактически были рабами своих хозяев – работали на феодалов на барщине (2-4 дня в неделю), платили натуральный и денежный оброк, а также несли повинности в пользу государства – уплачивали подворную подать.
4. Кто составлял население белых слобод? Какими привилегиями пользовались их жители?
Белые слободы — территории в русском посаде, жители которых занимались тем же, чем посадские люди чёрных слобод. Различие состояло в том, что население белых слобод жило на территории белых земель, то есть на землях светских и духовных феодалов, и освобождалось от государственных повинностей и уплаты государственных налогов. В отдельных белых слободах жили также служилые люди (беломестные казаки, драгуны, пахотные солдаты, пушкари и др.).
В связи с освобождением населения белых слобод от посадского тягла, последнее ложилось на меньшее количество плательщиков. Посадские люди требовали покончить с таким положением и в 1649 году, после соляного бунта, частновладельческие белые слободы были ликвидированы Соборным Уложением, а их население приписано к посадам.
5. Какие категории духовенства существовали в XVII в.?
К концу XVII века численность российского духовенства значительно увеличилось. Церковное служение несли более 110 тысяч человек. Самой распространенный категорией духовенства были приходские священники, осуществлявшие служение в приходских церквях. Более высокое положение занимали епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную иерархию патриарх Московский и Всея Руси.
6. Что принципиально отличало первое сословие от остальных?
Под первым сословием следует понимать феодальное сословие, как совокупность привилегированных категорий населения. В это сословие входили различные виды землевладельцев: светские (бояре, дворяне и чины московские) и духовные. Всех их от прочих непривилегированных сословий отличало управление земельными наделами и владение крепостными крестьянами.
7. Какие экономические выгоды давало казачество государству?
Несмотря на то, что казаки были свободным сословием и не платили налоги в казну, для государства было экономически выгодно поддерживать с ними хорошие отношения. Казаки расселялись по степным окраинам государства: на Дону, Яике, Тереке, в Приуралье и Левобережной Украине. Они использовались государством как естественный форпост для охраны российских границ. Таким образом государство снижало расходы на содержание войск на границах. Кроме того, казаки самостоятельно содержали себя, осваивая окраинные районы страны. Нельзя забывать о роли казачества в покорении Сибири. Это покорение началось в конце XVI века с похода Ермака, но в XVII веке продолжилось и также во многом благодаря казачьим дружинам. Это покорение принесло России новые земли и открыло для российских купцов и промышленников новые богатые природными ресурсами территории.
8. Можно ли утверждать, что в XVII в. бояре и дворяне были окончательно уравнены в правах? Своё мнение аргументируйте.
Во второй половине XVII века боярство и дворянство действительно были окончательно уравнены в правах. С формированием новой структуры управления государством через административный аппарат (систему приказов), уменьшением влияния Боярской думы на принятие значимых решений царем, боярство потеряло вес в управлении государством, а дворянство, наоборот, увеличило свои возможности. Оформилась сложная система должностного продвижения дворян по службе, от которой зависели размеры земельных владений. А с отменой местничества в 1682 году, положение дворян и бояр и их шансы занять значимый пост стали одинаковыми. Кроме того, для государства и бояре, и дворяне были одним сословием – феодальным. Все привилегии, которые давало государство боярам как землевладельцам, распространялись и на дворян.
9. На основе материалов параграфа составьте (в тетради) схему «Социальная структура российского общества в XVII в.».
Привилегированные сословия
Зависимые сословия
Социально-сословная структура российского общества в XVII в.
Вотчинники | Землевладельцы, распоряжавшиеся землёй | Вотчинники и помещики несли государеву службу на общих основаниях. |
Помещики | Владели поместьем за исполнение государевой службы | |
Крестьяне | Крестьяне вотчинников и помещиков; монастырские и церковные; дворцовые; черносошные (государственные); лично свободные | Работали на земле и на мануфактурах |
Духовенство | Белое (в основном приходские священники); чёрное (монахи) | Церковная служба. Белое духовенство вносило платежи церковным и светским властям |
Посадские люди | Ремесленно-торговое население городов | Платили налоги (тягло) |
Приказные люди | Служащие государственных учреждений | Служили в государственных учреждениях. По статусу приравнивались к дворянам |
Приборные люди | Стрельцы, пушкари, городовые казаки, проживавшие в приграничных районах и городах | Несли военную, сторожевую службу. Получали государственное содержание |
Казаки | Военное население Дона, Яика и Терека | Несли военную службу |
Ясачные люди | Нерусские народы: манси, ханты, ненцы, буряты и др. | Платили подать мехами |
Покажите на карте территории, где преимущественно расселялись черносошные крестьяне. Объясните причины того, что в этим районах было мало владельческих крестьян.
Рассмотрим карту в атласе на странице 22-23.
Черносошные крестьяне были расселены в Поморье (тёмно-зелёные территории заштрихованные красными линиями) и на территории Урала и Зауралья (тёмно-зелёные территории заштрихованные синими линиями). В XVII веки эти территории относились к окраинным территориям России, которые по большей части ещё не были разделены между боярами и дворянами. Именно поэтому крестьяне в этих районах чаще всего не были владельческими (крепостными, принадлежащими одному хозяину), а несли государственные повинности и сохраняли личную свободу.
Также черносошные крестьяне расселялись на всех новых землях, присоединяемых к Российскому государству на протяжении XVII века (закрашены светло-зелёным цветом).
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Объясните происхождение слова «крепостной». С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о жизни крепостных крестьян в России в XVII в. На его основе подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией).
Слово «крепостной» произошло от понятия «крепость», что в древнерусском праве означало акт, символический или письменный, утверждавший власть какого-либо лица над чем-нибудь. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу «крепостное право» на эту вещь. Предметом крепостного обладания в России были и люди. Такие крепостные изначально назывались «холопами и робами». На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, а робой – крепостная женщина. При этом в документах, кроме церковных, никогда не употреблялось слово «раб». Холопство же было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян.
Крепостное право в России
Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с воцарением династии Романовых. К этому времени сроки сыска беглых крестьян увеличились с 5-ти лет, объявленных ещё в царствование Федора Иоанновича в 1597 году, до 15-ти лет. Однако землевладельцы в многочисленных челобитных настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно, и царь Алексей Михайлович идет не только навстречу этим требованиям, но и намного дальше. Дело в том, что во всех прежних указах о сроке сыска беглых крестьян речь шла исключительно о тех, кто ушёл с помещичьей земли, не внеся всех необходимых выплат помещику, оговорённых в порядных записях, то есть — о возвращении должников. Крестьянин, рассчитавшийся по своим обязательствам, был волен идти куда угодно, или оставаться на месте, или вовсе оставлять землепашество и выбирать другой род занятий, если позволяли средства и умение.
В изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин. Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей.
Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина, как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии. Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей.
Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика.
С конца XVII и, особенно, с начала XVIII столетия крепостное право в России существенно меняется. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В.О.Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица».
Крестьяне в XVII веке
После окончательного утверждения крепостничества нормами Соборных уложений Василия Шуйского и Алексея Михайловича Романова крепостное право становится определяющим явлением в жизни страны на целых два с половиной столетия. Стремление обеспечить стабильность царской власти за счет опоры на дворянское, служилое сословие привело к серьезному поражению в правах другой категории населения – крестьянства. Конечно, нельзя сказать, что крепостное право было сродни рабству, но уж очень похожи были эти два состояния.
Не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия. Лично свободных крестьян называли черносошными, а крепостных – владельческими.
Крестьяне черносошные:
В зависимости они находились только от государства. По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность – платили подати и исполняли различные работы. Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Используя все возможные механизмы, они пытались закрепостить, лишить экономической, а затем и личной свободы черносошных крестьян. Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями. Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных.
В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Меньший гнет наблюдался в отдаленных уголках России – на Севере (в Поморье), в Сибири. Туда и устремлялись спасающиеся от притеснений и угнетения, от опасности попасть в крепостную зависимость черносошные крестьяне.
Крестьяне владельческие
В среде владельческих крестьян имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на:
В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение XVII века, переводились и другие категории незащищенного населения – бобыли (не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне) и холопы. Их положение часто определяется вообще как полурабское. И это справедливо. Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства.
Крепостные крестьяне: права и обязанности
Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Управлялись они царскими приказчиками. В обязанности их входило снабжать царский двор необходимыми продуктами, дровами, исполнять различные повинности, в т. ч. – оброк (сначала – натуральный, позже – денежный).
Для всех же остальных крепостных жизнь складывалась иначе. Главная повинность, отбываемая крепостными – это барщина. Она-то и ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина. Также крестьяне уплачивали оброк и государственные подати.
Жизнь крепостных крестьян в России XVII века
Социально-экономическим и правовым статусом крепостного определялась вся его жизнь. Как жили крепостные крестьяне в России XVII века хорошо известно из различных источников. Средоточием всей жизни крестьянина являлась сельская община. Именно в ней находил отраду, а зачастую помощь и даже защиту лишенный в глазах государства и феодала всяких прав подневольный человек. В условиях крайне неразвитого быта, повседневные нужды ограничивались удовлетворением самых минимальных потребностей.
Простой дом, а вернее – изба-пятистенка. Но стремление к чистоте, бывшее, что называется, «в крови» у народа, вызвало к жизни целое направление в строительство. Речь идет об устройстве бань, которыми так восхищались и которым даже удивлялись путешествующие иностранцы. Крестьянин даже в своем крепостном бесправии заботился о чистоте, превращая процесс ее достижения в настоящее искусство. Простая и очень скудная еда. Но сдобренная многочисленными напитками. В том числе, и горячительного характера, конечно. Соления и копчения, заготовка грибов и ягод – все это тоже из крестьянского быта той эпохи.
Чем занимались крепостные крестьяне зимой, – отдельный вопрос. «Зима! – передает поэт радостное ощущение этого времени года. – Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь…». Зима для крепостного, кажется, действительно самая лучшая пора. Как жили крепостные крестьяне в долгие зимние месяцы, сказать вполне однозначно трудно. Очевидно, по-разному. Однако почти общим для всех становится то, что работ на помещика становится меньше, а времени свободного – больше. Это – время сельских ярмарок народных гуляний, гаданий и любимых праздников. Рождество, Масленица – главнейшие из них. В народных песнях продолжается крестьянская жизнь. Пусть это крестьянство было даже крепостным.
2. Оцените значение монастырей в хозяйственной жизни России. Какие виды продукции производили монастыри в XVII в.?
Православие в XVII веке оставалось религиозной и духовной основой русского общества, определяло разные стороны бытия от государственной идеологии до семейного быта, проникая в повседневную жизнь и боярина, и дворянина, и посадского человека, и крестьянина. Церковь являлась важнейшим институтом феодального общества. Монастыри были частью церковной системы, распространяя православие в отдаленных землях. Зачастую именно монастыри выступали убежищем для тех, кто хотел убежать от суеты жизни или от жестокости крепостного гнета. Правда, далеко не все уходили в монастыри добровольно.
С самого начала своего появления монастыри занимались просветительской и пастырской деятельностью. Монахи были духовниками и учителями народа. При некоторых монастырях существовали школы, в которых обучались грамоте и богословию. Монастырь был местом, откуда распространялось образование, где прививались навыки к труду, вера и нравственность.
Многие монастыри, стоящие вдали от городов, были вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем. К началу XVII в. монастырское хозяйство отличалось большей устойчивостью, чем светское, оно было более вовлечено в товарно-денежные отношения, в монастырях скапливались значительные суммы денег. Крупнейшие монастыри того времени играли ощутимую роль в общественном производстве, были сильными хозяйственными единицами и оказывали организующее влияние на хозяйственно-экономическую жизнь своей округи. Монастыри отличала высокая культура хозяйствования – на монастырских землях выращивали пшеницу, разводили скот, заготавливали сено, содержали мельницы, имели обширную торговлю. Занимались этими работами в основном монастырские крестьяне. Они охотно селились рядом с монастырями, так как повинности там были заметно легче, чем у помещиков. Платили они оброк деньгами и продуктами своего труда: мясом, маслом, орехами, ягодами и изделиями промыслов: телегами, санями, хомутами, вожжами. В женских монастырях было широко развито рукоделие, главным образом, ткачество и вышивание.
3. Какие обстоятельства, на ваш взгляд, способствовали формированию сословий в России? Обоснуйте своё мнение.
Формированию сословий в России, наряду с историческими традициями взаимодействия различных категорий общества, способствовали многочисленные факторы и обстоятельства. Например, усиление царской власти и смена системы управления государством после смутных времен обусловила формирование дворянского сословия как опоры власти. Развитие городов позволило сформироваться посадскому населению с многочисленными ремесленными категориями людей. Развитие торгово-денежных отношений сформировала категорию купеческого посадского населения. Стремление усилить зависимость дворянства от государства привело к закрепощению крестьян, что стало фактором экономического благосостояния служилых людей. В свою очередь это же закрепощение создало самый многочисленный и самый бесправный класс зависимых крестьян. Усиление крепостного гнета увеличило бегство населения на окраины государства и привела к появлению казачьих общин. Деятельное участие казаков во всех военных действиях XVI-XVII вв., а также в охране границ Российского государства, выделило казаков в качестве отдельного сословия свободных служилых людей. Расширение территорий государства за счет освоения новых земель помогло сформироваться таким категориям как ясачные люди и черносошные крестьяне. Духовенство же изначально оформилось как самостоятельное сословие, и его благосостояние со временем стало неразрывно связано с благосостоянием государства.
4. С помощью словарей выясните происхождение понятия «сословие». Сравните положение различных сословий в XVII в. в Европе и России.
Сословие – это социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом или нормами традиций. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.
В странах Западной Европы в сословном делении обычно встречались категории духовенства, аристократии (дворянства) и общинников (тех, кто трудится). Положение различных сословий в XVII в. в Европе и России существенно различалось. В большинстве европейских стран происходило разрушение черт аграрного общества, постепенно размывалось сословное деление общества и возникало новое классовое деление. Старые средневековые ценности уступали место новым.
Новое хозяйство и образ жизни сближали представителей разных сословий и разделяли их не по правам и обязанностям, а по наличию или отсутствию капитала, уровню дохода. Это деление общества принято называть классовым. Класс капиталистов (буржуазия, предприниматели) объединяло то, что все они были частными собственниками капитала, организующими производство или торговлю с целью получения прибыли, и использовали при этом труд наемных рабочих. Класс наемных рабочих объединял людей, лишенных собственности на землю, дома, орудия труда, добровольно нанимающихся на работу к капиталисту и получающих за свой труд зарплату.
Отживало свое крепостничество, крестьяне превращались в фермеров на собственной земле, которые обязаны были платить налоги. Обнищавшие крестьяне уходили в город и становились наемными работниками. Наиболее удачливые ремесленники превращались в держателей мануфактур.
В отличие от стран Западной Европы в России товарно-денежные отношения еще не играли главенствующей роли, поэтому становление капиталистических отношений было очень слабым. Наоборот, в это время в России еще больше закрепился феодальный порядок отношений. Господствующим в нашей стране стал не буржуазный класс, а сословие дворян. Положение низших сословий было обусловлено сильной зависимостью от государства и помещиков. Закрепощение крестьян снижало любую их деловую активность и препятствовало повышению эффективности экономики. Количество же лично свободных крестьян постоянно уменьшалось. Так или иначе, они попадали в кабалу.