Что такое повторение в музыке 7 класс
Реприза (в музыке)
Смотреть что такое «Реприза (в музыке)» в других словарях:
Реприза (в музыке) — Реприза (фр. reprise, от reprendre возобновлять) часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащая повторение музыкального материала после его развития или изложения нового. Реприза способствует… … Википедия
Реприза (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Скобки репризы, в которые помещается повторяемая часть. Реприза (фр. reprise, от reprendre возобновлять) музыкальный термин, один из видов музыкальной аббревиатуры,… … Википедия
реприза — ы, ж. и РЕПРИЗ а, м. * reprise f. устар. 1. Потребные для игры в Медиатер принадлежности состоят в четырех коробочках, и в двух играх карт. В игру сию должно играть четверым. Коробочки состоят из ровного числа марок. Сем контрактов или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Реприза — В Викисловаре есть статья «реприза» Реприза (фр. reprise): репри … Википедия
Реприза (форма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Реприза (фр. reprise возобновление, повторение) музыкальный термин, обозначающий часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащая повторение… … Википедия
РЕПРИЗА — Слово реприза переводится с французского как повторение, восстановление, возобновление. В музыке, сохраняя это значение, оно имеет несколько различных оттенков. Если вы занимались музыкой хотя бы год, то наверное сталкивались с такими значками в… … Музыкальный словарь
Реприза — I Реприза (франц. reprisc, от reprendre брать обратно, возобновлять) в музыке, повторение какого либо раздела произведения. Большое значение имеют различные трёхчастные репризные структуры, в которых повторение раздела отделено от его… … Большая советская энциклопедия
Реприза — I ж. 1. Повторение какого либо раздела музыкального произведения (в музыке). 2. Нотный знак, указывающий на такое повторение. II ж. Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами между основными номерами (в цирке и на… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Реприза — I ж. 1. Повторение какого либо раздела музыкального произведения (в музыке). 2. Нотный знак, указывающий на такое повторение. II ж. Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами между основными номерами (в цирке и на… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Реприза — I ж. 1. Повторение какого либо раздела музыкального произведения (в музыке). 2. Нотный знак, указывающий на такое повторение. II ж. Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами между основными номерами (в цирке и на… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Урок музыки 7 класс. Музыкальная драматургия.
Тема урока: Музыкальная драматургия.
Продолжительность урока: 45 минут
Цель: закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация; анализ музыкальных эпизодов.
· формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке.
1.Организационный момент (2 минуты)
П: Здравствуйте ребята. Подготовимся к уроку, достаём тетради.
2.Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)
П: Ребята, давайте вспомним, что такое средства музыкальной выразительности?
Д: Мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика, регистр.
П: Верно. Для чего существуют средства музыкальной выразительности?
Д: Отвечают на вопрос.
3.Изучение нового материала. (15 минут)
П : Прочтите тему (музыкальная драматургия), давайте разберёмся, что такое драматургия, от слова драма?
П: Слово «драматургия», «драматический» употребляют при характеристике музыки, в которой обобщённо передаются переживания человека.
П: О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др. Однако термин музыкальная драматургия используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставления по принципу сходства или различия.
П: Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии.
Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Одним из самых распространённых способов развития музыки является повтор.
В повторах ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни.
Варьировать (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию.
Варьирование – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
На протяжении всего курса «Музыка» мы неоднократно встречались с примерами варьирования.
Прокофьев – Мимолётности №1
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют разработкой.
В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Гендель – Сюита №7 G – moll . Пасскалия. (секвенция)
Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу различия. Главной составляющей этого принципа является контраст.
Контраст – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.
П: Перечислите известные вам музыкальные контрасты?
Д: Мелодия ритм, лад, темп, регистр, динамика, гармония, звуковедение (штрих)
П: Прослушаем пример произведение, где чётко слышны музыкальные контрасты.
Упражнение на дыхание «Свечка»
Поставить палец перед губами, представляя, что палец это свеча. Делаем глубокий вдох, и выдыхаем очень медленно, как бы дуя на свечу так, чтоб она не погасла.
5.Вокально-хоровая работа (10 минут)
Счастливый май.
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем!
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далеких лет.
В свою страну
Я буду верить!
Припев.
П: Давайте подведём итог урока.
— Что такое музыкальная драматургия?
— Способы музыкального развития?
— По каким принципам воплощаются музыкальные образы в музыкальной драматургии? (сходство и различие)
7.Домашнее задание (2 минуты)
Эссе на тему: «Драматургия произведения Прокофьев – мимолётности №1»
П: пояснение: почему композитор применил именно этот способ музыкального развития(варьирование), что отображает эта музыка? благодаря каким средствам музыкальной выразительности.
Конспект урока музыки в 7 классе «Повторение темы «Образность в музыке. Драматический образ в музыке».
Тема урока: Повторение темы «Образность в музыке. Драматический образ в музыке».
образовательные: продолжать обучать учащихся сравнивать и сопоставлять поэзию, музыку и изобразительность, б) выйти на новое понятие «баллада»;
развивающие: дальнейшее развитие слушательской культуры; продолжать развивать активное, прочувствованное, осознанное восприятие учащимися музыки, поэзии, изобразительного искусства;
воспитательные: вызвать интерес к творчеству композитора Франца Шуберта, поэзии Гете.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы: словесный (беседа, объяснение); наглядный (портреты, иллюстрации); слушание музыки; пение.
Наглядность: портреты Франца Шуберта, Иоганна Гете, иллюстрации, видеоролик баллады Шуберта «Лесной царь», видео «Лесной царь» (чтение баллады в переводе В. Жуковского).
Музыкальный репертуар: Ф. Шуберт баллада «Лесной царь», песня «Эх, дороги».
I. Организационный момент.
Учитель: Все встали, подравнялись, приготовились к уроку. (Музыкальное приветствие). Садитесь. ( Звучит фрагмент «Аве Мария» Ф. Шуберт. Чтение на фоне музыки)
Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?»
II. Актуализация опорных знаний:
— Ребята, давайте вспомним, что такое музыкальный образ?
— С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор может отразить окружающую действительность? (мелодия, темп, регистр, динамика).
— С какими музыкальными образами вы знакомились на предыдущих уроках? (лирическими, эпическими)
III. Постановка целей и задач урока.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим особенности драматического образа, познакомимся с новым жанром вокальной музыки и попробуем вместе с музыкой пережить несколько простых и доступных человеку чувств, чувства борьбы и победы, крика души.
1.Слово учителя: Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), но чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями характера, музыкальной трактовкой героев, образов. Сегодня мы продолжим разговор о музыкальных образах. Что такое музыкальный образ, нам поможет ответить на этот вопрос одно из произведений австрийского композитора Франца Шуберта. Образец драматического произведения – баллада Франца Шуберта «Лесной царь», написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте. (На доске портреты Франца Шуберта и В. Гёте.) Но сначала немного о творчестве композитора.
Франц Шуберт – великий австрийский композитор 19 века, современник Бетховена. За свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные произведения, фортепианные пьесы и многое другое. Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600). Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются оттенки человеческих чувств. Большую часть своих произведений он написал для обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми назывались шубертиадами. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта Гёте. Балладу «Лесной царь» Шуберт написал, когда ему было всего18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом. В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души. Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано.
3. Слушание баллады Ф. Шуберта «Лесной царь»
Слово учителя: Сейчас мы послушаем балладу на языке оригинала – немецком. Прислушайтесь внимательно к интонации исполнителя. После прослушивания вы должны будете ответить на вопросы в карточке .
1.В каком исполнении прозвучало произведение ?( Голос – мужской или женский, какой музыкальный инструмент звучал)
2. Сколько исполнителей? (Сольное исполнение, дуэт, трио или хор).
2.Характер музыки (радостный, лёгкий или взволнованный, тревожный)
3. Темп музыки (быстрый или медленный)
4. Лад (мажорный или минорный).
5. Регистр (низкий или высокий).
4. Проверка задания по карточке.
Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.
5. Повторное слушание музыки с чтением баллады в переводе
— Теперь послушайте, как эта баллада звучит на русском языке в переводе Василия Андреевича Жуковского – великого русского поэта, современника Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт дал такую трактовку «страшного» видения Гете . (Видеоролик)
6. Беседа с учащимися:
— Сколько действующих лиц в этой балладе? ( Четыре.)
— Какие интонации действующих лиц вы услышали? ( Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – испуганный, задыхающийся; лесной царь – сладостно-завлекательный.
— Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть? (Стремительное, напряжённое движение(скачет всадник))
— Как вы думаете, музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная, и изобразительная.)
— Итак, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает.
— Так, какими же средствами композитор, поэт и художник пришли к созданию единого драматического образа? (Композитор – с помощью средств музыкальной выразительности, художник – с помощью гаммы красок, поэт создал сюжет и использовал средства художественной выразительности, интонацию)
— Значит, мы можем сделать вывод: и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств главных действующих лиц.
— Драматический образ широко представлен не только в классической музыке, но в песенном жанре – примером может послужить песня «Эх, дороги».
V . Подведение итогов урока.
— О каком образе в музыке мы сегодня говорили? (Драматическом)
— В каком музыкальном произведении вы увидели этот образ? (Баллада «Лесной царь»)
— Назовите авторов музыки и слов баллады.
Продолжите предложения на доске:
VI . Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к балладе, составить кроссворд «Музыкальные образы»
Что такое повторение в музыке 7 класс
Материалы к уроку 7 класс 3 четверть
Музыкальная драматургия – отражение музыкальных образов в движении, развитии, взаимосплетении и борьбе противоречивых начал (противоречий).
Способы развития музыки:
1. Повторение, повторы – трехчастная форма ( АВА), форма рондо (АВАСАДА), куплетная форма.
2. Варьирование – вариационная форма, сонатная форма (разработка, реприза).
Секвенция (от лат следование) – перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении.
Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного (церковного).
Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру.
Духовная музыка всегда была связана с богослужением.
К сфере духовной музыки относят прежде всего вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы
Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер-музыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.
Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф.Шуберта, фортепианные песни без слов Ф.Мендельсона, каприсы Н.Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф.Шопена, романсы М.И.Глинки, пьесы П.И.Чайковского и многое другое.
Камерная инструментальная музыка
И сейчас популярны этюды композиторов-романтиков, искусство которых проникает во все уголки человеческого сердца.
Лист стремился приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестра. В его этюдах заложены принципы скрытой программности, образно-художественной живописной манеры изображения. Во времена Листа бытовало мнение о том, что многие этюды неисполнимы из-за их невероятной технической трудности.
Термин транскрипция (от лат. переписывание) означает переработку, переложение музыкальных проиведений. Транскрипции появились в XVI-XVII вв. как переложение нотных текстов для исполнения на других инструментах. В XIX в. транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение.
С одной из транскрипций русского композитора XIX в. М. Балакирева вы уже знакомы. Это фортепианная пьеса, написанная на тему известного романса М.И.Глинки «Жаворонок»
Лист боготворил музыку австрийского композитора Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как «Лесной царь», «Серенада», «Форель», «Аве, Мария» и др.
Известный итальянский пианист и педагог Ферруччо Бузони (1866-1924) продолжил традицию создания транскрипций, оказав значительное влияние на развитие пианистического искусства Европы. В своих транскрипциях он, так же как и Лист, обращался к сочинениям многих композиторов.
Циклические формы инструментальной музыки
«Кончерто гроссо» А.Шнитке
Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии относятся к циклическим формам музыки. К этим формам обращались как композиторы прошлого, так и наши современники.
Свой концерт композитор посвятил своим друзьям и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко. «Сочиняя концерт, я не только слышал их, но и видел, как они играют. Их сценическое поведение доставляет слушателям и зрителям эстетическое наслаждение».
«Сюита в старинном стиле» А.Шнитке.
В 1-й половине XVIII в., когда клавирное искусство достигло своего расцвета, сюиты превратились в музыку для слушания. Их стали предварять прелюдии, в них включались инструментальные арии. Возникли сюиты, состоящие из программных пьес-картинок.
Во 2-й половине XVIII в., во времена Гайдна, Моцарта, Бетховена, сюита уже воспринималась как нечто старомодное. Хотя легкие развлекательные оркестровые сочинения венских классиков (дивертисменты, серенады) написаны в форме сюит, например знакомое вам «Рондо» из «Маленькой ночной серенады» В.А.Моцарта.
В XIX в. мода на сюиту возродилась. Русские композиторы XIX в. также сочиняли сюиты. Вам знакомы отдельные пьесы из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского, симфонической сюиты «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова, сюиты для оркестра «Моцартиана» П.И.Чайковского. У него же впервые появились сюиты из музыки балетов. Они стали звучать независимо от театра, как самостоятельные симфонические произведения. В XX в. возникли сюиты из кинофильмов.
— Г.П.Сергеева-Е.Д.Критская «Музыка» 7 класс;
Что такое повторение в музыке 7 класс
О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др.
Однако термин музыкальная драматургия используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение , или повтор . В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки.
Для создания убедительных образов в инструментально-симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и измененное — варьирование (слово «вариация» означает изменение). Это древнейший способ развития музыки, который прежде всего встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации.
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой . Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Рассмотрим для примера одну из пьес композитора Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.
События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 — 1812 годы, в период войны русского народа с армией Наполеона.
Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).
Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.
Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре — на эту музыку был поставлен балет.
. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.
Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены. Буря не утихала.
Послушай пьесу «Тройка». Письменно ответь на вопросы:
1. дай музыкальную характеристику теме вступления и главной (первой) теме пьесы. Какие образы передает композитор в этой музыке?
2. Какими приемами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?
Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы — от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?
3. Какое известное тебе стихотворение А. Пушкина может послужить литературным аналогом этой пьесы?
Для более глубокого понимания музыки Георгия Свиридова из его Музыкальных иллюстраций посмотрите видео-урок об этом произведении композитора.
Определенная последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.