Что такое повышенная готовность при коронавирусе
Что означает режим повышенной готовности
chto_oznachaet_rezhim_povyshennoy_gotovnosti.jpg
Похожие публикации
По всей России сейчас действует режим повышенной готовности. Рассмотрим, в чем его суть, и на основании каких нормативных актов он установлен.
Режим повышенной готовности (РПГ): что это и чем регулируется
Режим повышенной готовности – это режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, устанавливаемый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (подп. «б» ст. 4.1 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ). Также закон предусматривает режимы:
В указанную выше единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС входят все органы управления, силы и средства федеральной, региональной исполнительной власти, муниципальных органов, в полномочия которых входит защита населения и территорий от ЧС (ст. 4 Закона № 68-ФЗ).
Следует принципиально разграничивать понятие «чрезвычайная ситуация» (с которой напрямую связан рассматриваемый режим) и «чрезвычайное положение». При их смысловой схожести разница между ними весьма значительна.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на конкретной территории, сложившаяся вследствие явления, представляющего опасность для граждан. В том числе, вследствие распространения инфекционного заболевания (ст. 1 Закона № 68-ФЗ). В настоящее время основная причина, по которой введен режим повышенной готовности – коронавирус и угроза его распространения.
Чрезвычайное положение (ЧП) – введенный на всей территории России (или в отдельных местностях) особый режим деятельности органов власти и организаций, при котором допускаются:
При этом, сложившаяся чрезвычайная ситуация может быть причиной введения ЧП (п. «б» ст. 3 закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ).
Введение режима повышенной готовности
Правомочиями на введение режима повышенной готовности могут быть наделены разные структуры. РПГ может быть введен Правительством России на всей территории страны или в ее части в случае угрозы возникновения ЧС общегосударственного или межрегионального масштаба ( ]]> пп. «а».1 ст. 10 ]]> Закона № 68-ФЗ). Также правительство может установить обязательные правила поведения при введении данного режима.
Кроме того, РПГ может вводиться для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС:
Во всех случаях при введении РПГ определяются обстоятельства, исходя из которых введен режим. Когда эти обстоятельства устраняются, компетентный орган власти отменяет соответствующий режим (п. 25, 26 Положения «О единой государственной системе предупреждения ЧС», утв. Постановлением Правительства России от 30.12.2003 № 794).
При действующем РПГ у органов власти, граждан и организаций появляются определенные права и обязанности. Устанавливаться они могут как Законом № 68-ФЗ, так и иными нормативными актами.
Режим повышенной готовности: права и обязанности граждан и юрлиц
В действующую нормативную базу, устанавливающую права и обязанности для различных лиц при РПГ, входят:
1. Закон № 68-ФЗ, утвердивший:
2. Установленные на федеральном уровне правила поведения при угрозе ЧС.
Действующий свод правил утвержден Постановлением Правительства России от 02.04.2020 № 417. Они обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями при введении РПГ (п. а. 2 ст. 10 Закона № 68-ФЗ). Также им предписывается выполнять решения Правительства, Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, должностных лиц, указанных в п. 8 и 9 ст. 4.1 Закона № 68-ФЗ.
Гражданам при РПГ необходимо выполнять действия, перечисленные в п. 3 Правил. В частности:
Поскольку режим повышенной готовности сопровождается угрозой возникновения ЧС, гражданам также:
Кроме того, организациям нужно оперативно направлять в органы единой государственной системы сведения по защите населения и территорий от ЧС (п. 7 Правил).
К числу ключевых обязанностей органов Единой государственной системы можно отнести принятие мер, направленных на защиту жизни и имущества граждан, применение СИЗ, информирование о ситуации и иные.
3. Региональные нормативные акты, принятые в связи с РПГ.
За невыполнение обязанностей, предусмотренных положениями приведенных выше нормативов, в условиях режима повышенной готовности на граждан и организации налагаются штрафные санкции на основании ст. 20.6.1 КоАП РФ. Также могут применяться нормы об административных нарушениях, действующие на уровне субъекта РФ.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Государство накормит и простит все долги? Что нужно знать о режиме ЧС
19 марта во всех 85 регионах России начал действовать режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. К середине апреля всё чаще слышны голоса, требующие ввести в стране режим чрезвычайной ситуации (ЧС) или режим чрезвычайного положения (ЧП), так как тогда якобы государство спишет все кредиты бизнесу и гражданам, а также будет бесплатно всех кормить. Почему такой режим не вводится и мы должны быть этому рады?
С введением регионами России режима повышенной готовности в стране стал кардинально меняться образ жизни всех без исключения. В условиях, когда резко растёт число заразившихся коронавирусом, а экономику страны лихорадит из-за режима самоизоляции, ряд представителей общественности, предпринимательского сообщества, а также рядовые граждане стали требовать введения в стране режима ЧС или ЧП.
Основной аргумент состоит в том, чтобы «узаконить» ограничения, с которыми мы сталкиваемся, и получить компенсации за все потери. Ведь бизнес (особенно малый и средний) пострадал очень сильно из-за закрытия кафе, ресторанов, баров, небольших магазинов непродовольственных товаров. Огромные убытки несёт туристическая индустрия, предприятия сферы услуг, досуга и культуры.
Сказывается ситуация и на рядовых гражданах: некоторые из них теряют работу, так как работодатель больше не в силах выплачивать зарплату или вносить платежи за аренду.
Правительство России разработало и претворяет в жизнь целый ряд мер по поддержке бизнеса и граждан, однако отчасти (и это правда) меры эти оказываются хоть и полезными, но недостаточными.
Некоторые утверждают, что стране не нужен никакой режим повышенной готовности, о котором к тому же мало кто знал до его введения. Они говорят, что необходимы более жёсткие режимы – ЧС или ЧП. Если они вводятся, то государство и правда берёт на себя значительную ответственность за содержание населения. Но всё не так просто.
Что такое режим повышенной готовности?
Об этом режиме, и правда, знали немногие до его введения. Тем не менее этот режим вовсе не является недавним нововведением властей или попыткой «подписать» под него ограничительные меры, которые свойственны ЧС и ЧП, не вводя непосредственно эти режимы, как утверждают многие.
Всё, связанное с такими режимами, есть в одном главном законе – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ. В закон этот многократно вносились изменения, но применяемые прямо сейчас нормы там находились изначально. Словосочетание «режим повышенной готовности» мы встречам в пункте 6 статьи 4.1 этого закона, который гласит, что для защиты населения режимов может быть три:
– режим повседневной деятельности (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);
– режим повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации);
– режим чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации).
Цель режима повышенной готовности не допустить возникновения ЧС. При этом режим повышенной готовности – самый лёгкий и безобидный из всех, он минимально ограничивает права граждан. В режиме повышенной готовности и ЧС государство может:
– ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
– определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения;
– приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации;
– осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации.
Таким образом, все эти меры мы видим и сегодня. Движение транспорта уже ограничено по всей стране, вводятся цифровые пропуска, закрываются организации.
Этот тезис и дал многим комментаторам пищу для нападок на правительство. Казалось бы, при таком же наборе мер мог бы действовать и режим ЧС, и режим ЧП, которые якобы освобождают организации и граждан от обязательств перед банками и государством. А «если разницы нет, то зачем платить больше», – рассуждают они. Но разница есть, и она существенная.
Режимы ЧС и ЧП
Несмотря на кажущееся отсутствие разницы в мерах между режимами повышенной готовности, ЧС и ЧП, самые серьёзные отличия кроются в ограничениях, которые накладываются на граждан и в режиме работы государственных органов. Режим ЧС сам по себе в большей степени нужен для мобилизации сил и средств государства, проведения спасательных работ, ликвидации последствий катастрофы природного или техногенного характера.
Кстати, ряд положений закона №68-ФЗ как раз посвящены компенсациям для пострадавшего населения и наделяют органы власти полномочиями по адресной поддержке пострадавших – это как разовые выплаты, так и обеспечение жильём тех, кто потерял дома в результате наводнения, теракта или катаклизма. Режим ЧС неоднократно вводился в ряде регионов России из-за паводков, наводнений, лесных пожаров и так далее. В нынешней же ситуации речь не идёт о том, что коронавирус может быть признан катаклизмом, который разрушает дома и приводит к массовым жертвам среди населения. Для введения ЧС на территории России в данный момент просто нет никаких законных оснований.
Что же касается режима ЧП, к введению которого сегодня призывают многие, то он регулируется уже другим законом – №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Достаточно просто взглянуть на права властей и обязанности граждан, чтобы разница между нынешними мерами и ЧП превратилась из очевидной в невероятную.
Согласно статье 3 закона, основанием для введения ЧП в стране, помимо попыток насильственного изменения конституционного строя (с угрозой жизни граждан), являются:
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлёкшие (могущие повлечь) человеческие жертвы.
Однако в режиме ЧП у государства есть полномочия по максимальному ограничению прав граждан:
– установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение (статья 11, пункт б);
– запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий (статья 11, пункт е);
– временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений (статья 13, пункт а);
– мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда (статья 13, пункт е);
То есть при введении режима ЧП власти могут конфисковывать личные автомобили граждан для своих нужд, а также переселять людей из районов, которые, например, признаны опасными. Делать это власти имеют право в принудительном порядке, как и мобилизовывать население для проведения необходимых работ. В условиях эпидемии это уход за больными, скорая помощь, больницы, работа волонтёра и так далее.
Платить придётся
В законе №68-ФЗ, в соответствии с которым в регионах России сейчас действует режим повышенной готовности, есть указания на полномочия федеральных и региональных властей оказывать гражданам материальную поддержку. Речь при этом идёт о полномочиях. А не о порядке оказания помощи. Например, органы власти вправе устанавливать размер компенсаций пострадавшим от стихийного бедствия. Нынешние меры правительства, кстати, также попадают в регламент по этому закону.
В нынешней ситуации речь не идёт о том, что коронавирус может быть признан катаклизмом, который разрушает дома и приводит к массовым жертвам среди населения. Фото: Sergei Mikhailichenko/Keystone Press Agency/Globallookpress
Непосредственно нормы о порядке освобождения должников от ответственности содержатся в гражданском законодательстве и в общих чертах предполагают вступление в действие таких норм при наличии обстоятельств непреодолимой силы.
К ним закон относит природные катаклизмы, войны и прочие явления, которые стороны бессильны преодолеть. Важно, что полного списка «катаклизмов, катастроф и т.д.» нет нигде, так как суды рассматривают каждую ситуацию в отдельности.
Жалующимся сейчас на отсутствие обстоятельств непреодолимой силы гражданам стоит иметь в виду, что формально мэр Москвы Сергей Собянин в своём указе №12-УМ от 16 марта 2020 года признал коронавирус таким обстоятельством, что можно прочесть в пункте 12 Указа:
Установить, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлёкшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.
То есть мэр Москвы не вводил ни режим ЧС, ни режим ЧП, но дал основание пострадавшим считать нынешнюю ситуацию «обстоятельством непреодолимой силы». Следуя этой логике, дело теперь за малым. Необходимо доказать в суде наступление этих обстоятельств, а именно, что должник не имел возможности исполнить свои обязательства.
Но тут есть и хитрости. Должник должен настаивать на категорической невозможности выплаты долга, при этом у него не должно быть никакой собственности или денег, которые могли бы пойти в счёт уплаты. Кроме этого, обязательства по закону выполнить всё-таки придётся, то есть долги не спишут.
«Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остаётся возможным после того, как они отпали», – сказано в постановлении Верховного суда №7 от 24.03.2016.
В то же время должник вправе рассчитывать на снижение штрафа за неисполнение обязательств. Поэтому, согласно закону, нынешние меры поддержки со стороны правительства следует рассматривать только как меры добровольной поддержки населения.
Наконец, должно ли государство в период ЧС обеспечивать населению бесплатные продукты, выплату компенсаций, деньги? Да, должно. Однако в законе есть чёткий перечень, когда такие меры применяются, – это разрушение домов вследствие военных действий, землетрясения, наводнения, теракта. Коронавируса в этом списке нет, так как он не приводит к таким разрушительным последствиям, поэтому и помощь оказывается избирательно, а не всем подряд.
Ситуация в России сейчас хоть и далека от нормальной из-за пандемии коронавируса, но всё же не является ни ЧС, ни ЧП. Власти оказывают поддержку нуждающимся, есть основания полагать, что меры будут расширены. Тем же, кто призывает к режимам ЧС и ЧП, следует сначала почитать о «недемократичных» (но законных) ограничениях, с которыми они столкнутся вместо того, чтобы их освободили от долгов и кормили даром.
Что такое ЧС, ЧП, самоизоляция и карантин
Режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации
Режим повышенной готовности и режим ЧС регулируются федеральным законом 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Эти режимы вводят органы государственной власти субъектов РФ (пункт «м» статьи 11 ФЗ-68).
31 марта Госдума приняла закон, который наделяет кабинет министров правом на введение режимов повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ. 3 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения граждан и организаций, обязательные для исполнения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно закону, население имеет право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, право быть информированными о рисках и мерах безопасности, право на компенсации и соцгарантии из-за ущерба от ЧС.
В свою очередь граждане обязаны соблюдать законы и другие нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, соблюдать меры безопасности в быту и на работе, выполнять установленные в соответствии с ФЗ правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями устанавливают органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
На примере Москвы
Так, в Москве указом мэра от 5 марта был введен режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. В соответствии с ним были введены правила поведения для населения и организаций, в том числе обязанность для приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19 самоизолироваться дома на две недели. Позже этот указ дополнялся: 14 марта было введено свободное посещение школ, самоизолироваться нужно было не только приехавшим из стран, где обнаружен COVID-19, но и тем, кто живет с ними вместе. 16 марта были запрещены мероприятия в помещениях с численностью участников более 50 человек и мероприятия на улицах, после чего театры и музеи столицы перешли на онлайн-режим работы. 23 марта указ был снова дополнен, что обязало пожилых москвичей старше 65 лет и тех, кто страдает хроническими заболеваниями или у кого ослаблен иммунитет, самоизолироваться дома. Позже была ограничена работа магазинов, кроме продуктовых, с товарами первой необходимости и аптек, а также закрыты залы в кафе, ресторанах, крупные парки, парикмахерские и т.д.
С 30 марта в столице был введен режим домашней самоизоляции для всех жителей Москвы, вне зависимости от возраста. Покидать дом можно только за экстренной медпомощью, для обязательных поездок на работу, похода в ближайший магазин или аптеку, выгула животных и выноса мусора. Похожие меры приняли в Подмосковье.
Отличие карантина от самоизоляции
Тем, кто находится под карантином, нельзя выходить из дома, и соблюдение этого правила отслеживается. Так, в Москве за заболевшими коронавирусом, которые остались лечиться дома, следят в том числе с помощью мобильного приложения «Социальный мониторинг» и геолокации телефона.
19 марта глава Роспотребнадзора Анна Попова подписала постановление об обязательной двухнедельной изоляции людей, приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19.
Наказание за нарушение и контроль за соблюдением
31 марта Госдума приняла в третьем чтении законопроект об уголовном наказании нарушителей карантина или других санитарно-эпидемиологических правил. За простое нарушение законопроект предусматривает штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей либо до двух лет лишения свободы. Если в результате нарушения умирает два человека и более, закон предусматривает за это до семи лет лишения свободы. Если нарушение приведет по неосторожности к смерти человека или создаст угрозу массового заболевания, за это предусмотрен штраф от 1 млн до 2 млн рублей, либо до пяти лет колонии.
Режим чрезвычайного положения
Согласно статье 56 Конституции РФ, чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.
На вопрос журналистов о том, почему в России не вводится режим чрезвычайного положения, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что в борьбе с распространением коронавируса власти принимают те меры, которые считают наиболее эффективными и предпочтительными.
В федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении говорится, что он допускает временные отдельные ограничения прав и свобод исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (право на достоинство личности, запрет на жестокое обращение и медицинские опыты без согласия человека), части 1 статьи 23 (неприкосновенность частной жизни и личной тайны), 24 (недопустимость сбора информации о частной жизни лица без его согласия), 28 (свобода совести и вероисповедания), части 1 статьи 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества), части 1 статьи 40 (право на жилище), 46-54 (судебно-юридические аспекты, право не свидетельствовать против себя, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти или должностных лиц) Конституции РФ.
Коронавирус и форс-мажор
Эксперты отмечают, что форс-мажор может быть признан только при наличии договора. Пункт «об обстоятельствах непреодолимой силы» имеется практически в каждом договоре, и в нем прописан порядок действий в случае наступления форс-мажора. Формулировка этого пункта может быть различной.
Из некоторых договоров следует, что если одна из сторон не может исполнить свои обязательства из-за форс-мажора, срок их исполнения продлевается. При этом столкнувшаяся с форс-мажором сторона должна в кратчайшие сроки уведомить об этом вторую.
С точки зрения закона отсутствие средств для выплаты кредита не является форс-мажором. Тем не менее, имеет смысл обратиться в банк, чтобы в индивидуальном порядке узнать о возможности «кредитных каникул».
Что касается ипотеки, то в соответствии с законом у граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, есть возможность взять «ипотечные каникулы», приостановив выплаты по ипотеке или снизив размер платежей на срок до полугода.
Что касается предпринимательской деятельности, то, согласно п. 3 статьи 401 ГК РФ, «если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».
В конце марта парламент принял закон, разрешающий правительству вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве «в исключительных случаях, например, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и существенном изменении курса рубля».
Режим повышенной готовности, ЧС, чрезвычайное положение. В чем разница?
Из-за коронавируса в новостях сейчас то и дело мелькают слова «режим ЧС», «режим повышенной готовности», а то и вовсе «чрезвычайное положение». Выглядит это пугающе: воображение рисует патрули и полный запрет на выход из дома. Однако эти три вещи — не одно и то же. Мы разобрались, как сценарии для чрезвычайных происшествий работают в России и в чем их отличия.
Совсем коротко:
Режим повышенной готовности. Что это такое?
Сейчас запретили массовые мероприятия и перевели всех, кто работает в офисах, на удаленку. Это тоже обязательно при режиме повышенной готовности?
Нет. Все это главы регионов рекомендовали отдельно из-за коронавируса.
В каких ситуациях объявляют режим повышенной готовности?
Его объявляют, если вот-вот может что-то случиться: например, надвигается большой ураган. Или при угрозе эпидемии, как сейчас.
Кто может ввести режим повышенной готовности?
Местные и федеральные власти.
Как он отражается на повседневной жизни?
Зависит от ситуации. Пока ее можно предотвратить, власти будут стараться снизить риск для людей — например, при угрозе эпидемии они могут перевести школы на дистанционное обучение.
Что мне делать, если в моем регионе ввели режим повышенной готовности?
Слушать рекомендации властей и МЧС, готовиться к грядущему (закупка гречки — на ваше усмотрение).
Режим чрезвычайной ситуации — это что-то другое?
Это опасная обстановка, которая сложилась в результате каких-то природных или техногенных обстоятельств. Например, из-за лесного пожара или прорыва дамбы.
Кто может ввести режим чрезвычайной ситуации?
Местные и федеральные власти.
Как он отражается на повседневной жизни?
Опять же, зависит от чрезвычайной ситуации. Например, в Абакане, столице Хакасии, ввели режим чрезвычайной ситуации из-за коронавируса. В целом, меры там не отличаются от всероссийских, но с поправкой на город. Например, отменены командировки за его пределы, а все, въезжающие в Абакан, обязаны уведомить хакасский Роспотребнадзор и самоизолироваться на две недели.
Что мне делать?
Следить за новостями, соблюдать рекомендации ВОЗ и беречь себя.
Чрезвычайное положение. Что это такое?
Если вкратце, это особый режим, при котором допустимы ограничения некоторых конституционных прав и свобод человека. При чрезвычайном положении неприкосновенными, по сути, остаются только право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, жилище и справедливый суд. Как можно заметить, многие вещи, вроде права на медпомощь или свободы слова, в этот список не входят.
А так можно?
Да, по 56-й статье Конституции. Но ограничения и их срок должны быть подробно прописаны в указе о чрезвычайном положении. При этом само чрезвычайное положение по всей России не может длиться дольше тридцати дней, а на отдельной территории — дольше шестидесяти.
В каких ситуациях объявляют чрезвычайное положение?
Кто может ввести чрезвычайное положение?
Ввести или продлить чрезвычайное положение может только президент. Совет Федерации должен утвердить (или не утвердить) указ в течение 72 часов.
Как оно отразится на повседневной жизни?
Государство может ввести много разных мер, в зависимости от конкретного случая. Правительство может запретить забастовки и все мероприятия, ввести ограничения на передвижение, разрешить массовые проверки документов. Полный список — в третьей главе закона о чрезвычайном положении. Единственное обязательное правило — отмена всех выборов.
И что, при эпидемии коронавируса могут ввести ЧП?
Такая вероятность есть — если инфекция будет распространяться очень быстро. Но есть два обстоятельства: во-первых, уже есть опыт других стран (Южной Кореи, например), что нужно делать, какие меры принимать. Во-вторых, давайте будем честными: вряд ли ЧП введут до общенародного голосования (22 апреля) по поправкам в Конституцию — отменять его никто не станет. Правда, сейчас есть слухи, что само голосование могут перенести на июнь.
Конечно, можно предположить, что из-за переноса могут ввести режим ЧП хотя бы на месяц до выборов по политическим причинам — чтобы недовольные «обнулением» не затеяли массовые протесты. Но эта версия кажется больше конспирологической, чем реальной опцией: всё-таки ЧП — это дорого и радикально.