Что такое пояснение в математике 2 класс к задаче
Образцы оформления задачи
В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.
В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»
На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.
Сколько всего деревьев посадили ребята?
2. Задачи на нахождение остатка
Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.
Сколько кустов смородины осталось полить?
Сколько грибов нашёл Володя?
У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше.
Сколько денег было у Оли?
4. Задачи на разностное сравнение
Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.
На сколько рублей краски дороже альбома?
Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.
На сколько кг дыня легче арбуза?
5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
В условии «Было. Стало. «
В вопросе «Сколько добавили?»
У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.
Сколько карандашей купили Саше?
6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В условии «Было. Осталось. «
В вопросе «Сколько уехало?»
«Сколько человек вышло?»
В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.
Сколько машин уехало?
7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
В условии «Убрали. Осталось. «
В вопросе «Сколько было сначала?»
После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.
Сколько машинок было у Димы сначала?
Задачи в 2 и 3 действия
Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.
Сколько всего пончиков испекла бабушка?
Сколько рыбок в двух аквариумах?
У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради.
На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?
У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.
Сколько палочек у него осталось?
У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.
Сколько рублей осталось у Вани?
Задачи с составлением таблиц по из условию:
I тип:
На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?
В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?
Задачи с составлением рисунка по условию:
Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Памятка по математике «Краткая запись»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Краткая запись условия задач в 1-4 классе начальной школы
Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.
Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.
Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:
Основные виды краткой записи в начальной школе
Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.
— Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?
Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы
В 1 коробке Количество коробок Всего камней
? к. 3 к. 18 к.
— 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?
— Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?
На 1 чел. денег Количество чел. Всего денег
поровну 3 чел. 60 руб.
— Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?
Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.
— Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?
Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.
— В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?
Задача на нахождение остатка.
— В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.
— В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?
— В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?
— У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?
— На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?
— В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?
— На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?
Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.
Пояснения к решению задач
Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.
Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.
«Работа над задачами». Математика 2 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методика работы над конкретными задачами из школьного учебника
Особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов играют задачи. В процессе их решения формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развивается мышление и речь учащихся. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету.
Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел первого десятка. Это задачи на сложение и вычитание. Во 2-м классе при изучении новых арифметических действий (умножение и деление) ребята знакомятся и с новыми задачами, при решении которых используются эти действия. В 3-м классе происходит закрепление умений решать простые задачи, знакомство с задачами на нахождение доли числа, решаются задачи на цену, количество, стоимость. В 4-м классе к новым видам простых задач относятся задачи, сформулированные в косвенной форме и задачи, с помощью которых раскрывается связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием.
На первом этапе знакомства детей с простой задачей перед учителем возникает одновременно несколько довольно сложных проблем:
Нужно, чтобы в сознание детей вошли и укрепились вторичные сигналы к определенным понятиям, связанным с задачей.
Выработать умение видеть в задаче данные числа и искомое число.
Научить сознательно выбирать действия и определять компоненты этих действий. Разрешение указанных проблем нельзя расположить в определенной последовательности. В занятиях с детьми довольно часто приходится добиваться результатов не одного за другим, а идти к достижению нескольких целей одновременно, постепенно развивая и расширяя достигнутые успехи в нескольких направлениях.
Задача 1. Второклассники посадили липы по обеим сторонам дорожки по 9 саженцев на каждую сторону. Сколько всего саженцев лип посадили второклассники?
— Что обязательно должно быть в задаче? В задаче должен быть … (вопрос)
— Что такое вопрос задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать)
-Кто понял, как решать задачу?
-Можно ли записать задачу кратко?
-Сделаем схематический рисунок (саженцы будем изображать кругами).
-Запишите решение задачи и ответ.
Проверка по образцу на доске. Самооценка с помощью учеников.
Ответ: 18 саженцев лип посадили второклассники.
Задача 2. Незнайка сочинил о каждом из своих друзей стихи. В каждом стихотворении было по 4 строчки, а друзей было 5. Сколько стихотворных строк посвятил своим друзьям?
-Выполним рисунок к задаче. Строчки в стихотворении будем изображать кругами. Сколько строчек в каждом стихотворении? (4)
-Значит, на каждой строчке будем рисовать по 4 круга.
-Сколько друзей было у Незнайки? (5)
-Сколько таких строк нарисуем? (5)
(учитель выполняет рисунок на доске, учащиеся в тетрадях)
-Запишите решение задачи. (4+4+4+4+4=20 (стр.))
-Замените сложение умножением. (4*5=20 (стр.)
-Что обозначает число 4? (По 4 строчки в каждом стихотворении)
-Что обозначает число 5? (Было друзей)
-Что обозначает действие 4*5 (по 4 взяли 5 раз)
Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению её на ряд простых задач и к последовательному их решению. Таким образом, для решения составной задачи надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия.
Прежде чем решать составные задачи работай по плану:
2) Составь и запиши условие к задаче. Выдели главный вопрос задачи.
3) Запиши решение задачи.
4) Запиши ответ задачи.
Памятка по составлению краткой (текстовой) записи задачи.
1.Выдели ключевые слова.
2.Подумай, как выпишешь ключевые слова: словом, заглавной буквой,
3.Выдели вопрос задачи.
5.Можно ли задачу изобразить в виде схемы?
6.Запиши условие задачи.
Задача 3. Детей увозили в оздоровительный лагерь на 2 автобусах по 20 человек и на 5 микроавтобусах по 8 человек в каждом. Сколько всего детей уехали в оздоровительный лагерь?
1.Чтение задачи (про себя, вслух).
2.Выделить только условие, только вопрос.
3.Какие величины встретились в задаче?
(количество автобусов, микроавтобусов; увозили на 2 автобусах и на 5 микроавтобусах; всего детей уехали)
На доске появляется запись:
-Какая это задача? (составная)
— Почему? (найти сколько всего детей уехали в оздоровительный лагерь мы не можем)
-Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
(сколько всего на 2 автобусах человек и сколько всего на 5 микроавтобусах человек)
-Что из этого известно? (ничего) –отмечаем эти вопросы
-Сколько вопросов в задаче? (3).
-Можем ли мы узнать сколько человек в 2 автобусах?
(да, для этого нужно знать сколько автобусов и по сколько человек в каждом из них)
-Можем ли мы узнать сколько человек в 5 микроавтобусах?
(да, для этого нужно знать сколько микроавтобусов и по сколько человек в каждом из них)
-Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи?
(да, для этого нужно к общему количеству детей в автобусах прибавить общее количество детей в микроавтобусах и в результате получим сколько всего детей уехали в оздоровительный лагерь)
ПЛАН РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:
-Что узнаете 1 действием?
(сколько на 2 автобусах человек)
(выбираем действие умножения)
-Что узнаете 2 действием?
(сколько всего на 5 микроавтобусах человек)
(выбираем действие умножения)
-Что находим 3 действием?
(сколько всего детей уехали в оздоровительный лагерь)
(чтобы узнать, сколько всего детей уехали в оздоровительный лагерь
СОСТАВЛЯЕМ ВЫРАЖЕНИЕ ПО ЗАДАЧЕ:
В задаче спрашивается, сколько всего детей уехали в оздоровительный лагерь – поэтому выбираем действие сложения.
Первое слагаемое выражено произведением чисел 2 и 20,
второе слагаемое выражено произведением чисел 5 и 8.
Ответ: всего 80 детей уехали в оздоровительный лагерь.
Задача 4. Буратино решил 25 задач, кот Базилио – в 5 раз меньше. Сколько всего задач решили вместе Буратино и кот Базилио?
-Составим краткую запись. Что известно в данной задаче? (Буратино решил 25 задач)
-Какие данные есть ещё в задаче? (кот Базилио – в 5 раз меньше)
Что нужно узнать? (Сколько всего задач решили вместе Буратино и кот Базилио?)
-Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
-Почему? (Не знаем сколько задач решил кот Базилио)
Конспект урока по математике Объяснение выражений, записанных по условию задачи. Сравнению текстов задач. Выбор схемы 2 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Объяснение выражений, записанных по условию задачи. Сравнению текстов задач. Выбор схемы
Тип урока: закрепление пройденного материала
Методы обучения: словесные (беседа); наглядные (демонстрация презентации); практические (упражнения, задания в учебнике, самостоятельные задания)
Цель: Совершенствование навыков устных вычислений и умение решать задачи разными арифметическими способами.
— Продолжить работу над совершенством письменных и устных вычислительных навыков;
— Способствовать развитию внимания, памяти учащихся, умения мыслить: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
— Прививать интерес и любовь к математике как учебному предмету и области знаний;
— Воспитывать положительный настрой на учёбу, желание учиться;
— Воспитывать аккуратность, организованность, дисциплину.
Предметные УУД: совершенствовать устные вычислительные умения, продолжать работу по обучению решать задач на сложение и вычитание, умножению; развивать умение анализировать, рассуждать, делать выводы.
Личностные УУД: сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, самостоятельное усвоение учебного материала, осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.
Оборудование: учебник математики, Н.Б. Истомина 2 класс, УМК «Гармония»; тетрадь; презентация; доска.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня урок математики проведу у вас я, зовут меня Ирина Алексеевна.
— Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Приветствуют учителя. Самостоятельно организуют рабочее место, настраиваются на предстоящую работу
Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний
III .Сообщение темы урока
— Вспомните, чему был посвящён прошлый урок?
— Из чего состоит задача?
— Хорошо ли вы можете отличать задачи от текстов? Хорошо ли решаете задачи?
— Тема нашего урока: Объяснение выражений, записанных по условию задачи. Сравнению текстов задач. Выбор схемы
— Поставьте цель, что мы должны научиться на уроке
— Верно, мы будем придерживаться данной цели в течении всего урока.
— на прошлом уроке работали с задачами
— Состоит из: условия, вопроса, решения (ответа на вопрос)
Отвечают на вопросы
— мы научимся лучше решать задачи, будем лучше уметь сравнивать тексты задач и выбирать схемы к задачам.
Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли
Составление плана и последовательности действий при умножении; применение алгоритма умножения при решении выражений
IV . Продолжение работы по теме урока
— Откройте учебник на 82 стр., найдите №258. (Имя) прочитайте задание
258. Какую из задач ты можешь решить, а какую – нет? Почему?
1) Таня полила 6 грядок огурцов. Сколько грядок ей осталось полить?
2) На шахматной доске 20 фигур. Из них 13 чёрных, остальные – белые. Сколько белых фигур на шахматной доске?
— Начнём разбирать, посмотрите на 1, есть ли в ней вопрос?
— Есть ли условие? Что сказано?
— Достаточно ли нам 1 условия, чтобы решить задачу?
— Посмотрите на 2 задачу, прочитайте её.
— Есть ли во 2 задаче вопрос?
— Есть ли в ней условие. Прочитайте его.
— Достаточно ли известно условий, чтобы решить задачу?
— Открываем тетрадь, записываем дату, классную работу.
— Кто желает выйти к доске, решить задачу? Выходим, решаем.
— Проговаривай, что записываешь, что будет в скобках и какое пояснение.
— Найдите №260, Прочитайте задачу
— Рассмотрите схемы, в парах обсудите, какая из данных схем подойдёт к этой задаче.
— Проверим, и так, как вы думаете, какая схема подойдёт к задаче
— Разберём: В задаче говорится, что есть сколько лодок?
— В первую может сколько сесть человек?
— То есть, как на 1, но ещё 6
— Что нам нужно узнать?
— Знаем ли мы, сколько человек всего может поместиться в 2х лодках?
— Значит 1 схема подходит?
— Проверим 2 схему, сколько лодок изображено на ней?
— Можем ли мы на данном отрезке показать все условия задачи?
— Значит она нам подходит?
— Будем решать задачу по какой схеме?
— К доске пойдёт решать задачу (Имя), а остальные выполняйте самостоятельно, кто решит быстрее, просигнализируйте.
— Находим №262. (Имя) прочитай задание.
— Чтобы выполнить данное задание, вам нужно разделиться на группы. Обсудите, кто закончит, просигнализируйте.
— Проверим, чем похожи тексты?
— В чём же различия задач?
— Сейчас самостоятельно решаем задачи, кто выполнит, просигнализируйте.
— Проверим, для этого обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли выполнено, для этого смотрите на доску, здесь будет показан правильное решение.
— Просигнализируйте, у кого нет ошибок? Кто допустил ошибку?
Схемы к задачам по математике 2 класс
В этой ветке форума вы найдете основные типы задач для второго класса и схемы к ним. Теперь требования в начальной школе отличаются от тех требований, по которым учили нас в свое время. Раньше учили лишь записывать краткую запись, учителю важно было правильное решение и ответ. Теперь же обязательно требуется схема к задаче в виде одного или нескольких отрезков. На отрезках указываются данные и неизвестное.
Решение задачи у каждого ученика было по 3 ручки и 2 карандаша смотрите здесь
Задачи на нахождение суммы
У Сони было 4 синих карандаша и 3 коричневых. Сколько было всего карандашей у Сони?
Задачи на увеличение уменьшение числа на несколько единиц
Ване 8 лет, а его сестре – на 8 лет больше. Сколько лет сестре?
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
У кошки было 10 котят. 2 из них белого цвета, остальные — серого. Сколько серых котят было у кошки?
Задачи на нахождение остатка
.
У Вероники было 10 рублей. Она купила ручку за 8 рублей. Сколько денег осталось у Вероники?
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого
У Вики было 9 конфет. Когда несколько конфет Вика отдала друзьям, у нее осталось — 6. Сколько конфет подарила Вика?
Задачи на разностное сравнение
У Марины было 8 тетрадей, а у Маши — 5. На сколько больше тетрадей у Марины, чем у Маши?
Задачи с косвенными вопросами
Мама купила 7 кг вишни. что на 2 кг меньше, чем облепихи. Сколько кг облепихи купила мама?
Составные задачи на нахождение суммы
Хозяйка купила 3 кг яблок, а груш на 2 кг больше. Сколько всего фруктов купила хозяйка?
Составные задачи на нахождение остатка
Пете задали читать на лето 3 книги зарубежной литературы и 5 книг отечественной. После прочтения 6 книг, Пете осталось читать еще несколько. Cколько книг осталось прочитать Пете?
Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого
У кошки было 5 белых котят и 4 дымчатых. Когда несколько котят отдали, то их осталось 6. Сколько котят отдали?
Составные задачи на нахождение третьего слагаемого
Три друга – Миша, Саша и Ваня — получили за четверть 60 пятерок. Миша получил 10 пятерок, Саша – 20. Сколько пятерок получил Ваня?
Составные задачи на нахождение суммы
У Василисы 6 карамелек, шоколадных конфет на 4 меньше, мятных подушечек на 2 больше, чем шоколадных конфет. Сколько мятных подушечек у Василисы?
Составные задачи на нахождение уменьшаемого
Из пенала Витя взял 3 карандаша и 2 ручки. Сколько школьных принадлежностей в пенале было сначала, если в ней осталось 3 фломастера?
спасибо за схемы. но есть еще правила к схемам, а как они пишутся?
adoksana69, правил для составления схем нигде не видел. Нужно знать как, к каждому типу задач составляется схема. Ребенок справляется с заданием с помощью выработка навыка.