Что такое поземельная подать

Что такое поземельная подать

Об этом рассказала старший специалист 1 разряда Управления Росреестра по Омской области Наталья Беляева.

При выполнении кадастровых работ, оформлении документов на земельные участки у граждан и юридических лиц нередко возникает необходимость обращения к документам, отображающим первоначальное положение границ земельного участка, получения документов, подтверждающих ранее возникшее право на землю, или картографических материалов, отображающих местоположение земельных участков. Указанные документы хранятся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В Управлении Росреестра по Омской области содержатся документы Фонда данных, основную часть которого составляют уникальные материалы:

– дела по отводу земельных участков садоводческим товариществам, юридическим и физическим лицам для различных целей;

– дела о предоставлении земельных участков для организации крестьянских фермерских хозяйств;

– проекты перераспределения земель сельскохозяйственных предприятий (это единственные документы, подтверждающие наделение граждан земельными долями);

– материалы инвентаризации земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения.

Следует отметить, что в Фонде данных хранятся материалы по межеванию земельных участков, изготовленные до 2009 года.

Документами Фонда данных Управления могут воспользоваться любые заинтересованные лица, которые в заявительной форме запрашивают землеустроительную документацию. Для этого необходимо обратиться лично или по почте в Управление Росреестра по Омской области. В зависимости от грифа доступа землеустроительная документация делится на «О» – открытую, «ДСП» – для служебного пользования, «С» – секретную и «СС» – совершенно секретную.

При личном обращении предоставляется заявление установленной формы, которая представлена в приложении № 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 14.11.2006 № 376. Также предоставляется документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя, в случае если заявитель действуют по доверенности от имени заинтересованного лица – доверенность.

При обращении по почте заинтересованные лица представляют только заявление. В заявлении должен быть указан адрес получателя копий материалов Фонда данных, если материалы землеустройства носят открытый, общедоступный характер. Для получения информации ограниченного доступа заинтересованные лица представляют заявление и оригинал документа (или его копию, удостоверенную нотариально), дающего право на получение документов из Фонда данных ограниченного доступа.

В качестве документа, дающего право на получение документов Фонда данных, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен, являются:

– оригинал либо копия правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа на земельный участок, при обращении правообладателя;

– оригинал доверенности либо ее копия, выданная правообладателем или его законным представителем на получение информации и подтверждающая полномочия лица, получившего такую доверенность от правообладателя или его законного представителя;

– оригинал документа (письмо, справка и т.п.) выданного нотариусом, в том числе заверенного им своей подписью и оттиском личной печати, и подтверждающего право лица, обратившегося с соответствующим запросом, на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или по закону;

– лицензия на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Оригиналы материалов ГФДЗ предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений Фонда данных Управления. Заинтересованное лицо не может запросить за один раз более 10 единиц хранения – документов, имеющих инвентарный номер (планшет, карта, землеустроительное дело и т.д.). В течение рабочего дня время работы с оригиналами материалов не ограничивается.

Выписки и выкопировки из материалов Фонда данных при наличии оборудованных рабочих мест производятся пользователями самостоятельно.

Сроки предоставления материалов в пользование заинтересованным лицам (при личном обращении) или мотивированного отказа в их предоставлении, а также сроки уведомления об отсутствии в Фонде данных запрашиваемых материалов не превышают 3 рабочих дня со дня поступления заявления.

Если обращение за материалами Фонда данных происходит по почте, то предоставление копий материалов, мотивированный отказ в их предоставлении или уведомление об их отсутствии происходит в течение 15 дней со дня поступления заявления.

Материалы Фонда данных предоставляются всем заинтересованным лицам бесплатно.

В настоящее время существенно возрастают объемы землеустроительных и кадастровых работ, повышаются требования к обоснованию проектных решений, появилась большая необходимость в проведении мероприятий по планированию и организации рационального использования земель и их охраны, по установлению границ населенных пунктов, территориальных зон и внесению сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости.

Документы Фонда данных могут использоваться органами государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении деятельности по планировке территорий муниципальных образований и населенных пунктов, при принятии решений о предоставлении земельных участков. Кадастровыми инженерами – как исходные данные при проведении кадастровых работ по установлению границ земельных участков, по установлению границ объектов землеустройства, при уточнении границ земельных участков (когда местоположение границ необходимо подтвердить из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании), для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.

Порядок предоставления материалов ГФДЗ размещен на сайте Росреестра: Главная / Физическим лицам / Получение сведений из государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства. При этом необходимо выбрать регион «Омская область».

Источник

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Изучение данной темы обусловлено необходимостью глубокого теоретического осмысления такой важной экономической категории, как налог, поскольку определенное отставание теоретических разработок в сфере налогообложения применительно к условиям современной России вызывает очевидные практические трудности как у непосредственных разработчиков налогового законодательства, так и у хозяйствующих субъектов.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

Оглавление

1.1.1. Развитие налогообложения

Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов.

Ф. Нитти (1868–1953),
итальянский экономист

Налоги являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с существованием государства и выполнением им ряда функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское обеспечение, образование и др. «В сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве», – писал французский социалист П. Прудон (1809–1865). О сновной целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени его развития. В этой связи формы налогообложения связаны с эволюцией взглядов на роль государства в экономике.

Первый период развития налогообложения охватывает государственное хозяйство древнего мира и Средних веков до XVI в. (периода разложения феодализма). Тогда не существовало понятия «налог» как такового. Исторически первыми формами налогообложения были жертвоприношения, контрибуции, дань. Классики античного мира признавали видами государственных доходов сдачу в аренду государственного имущества, невольников, таможенные пошлины.

Налоги в докапиталистических формациях имели натуральную форму. Философы древности трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление. «Временами случается, что князья не располагают в до­статочном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие», – писал известный философ Фома Аквинский (1225–1274).

С XIII в. формируется система посошного обложения, единицей которой становятся соха, дым, двор, тягло. С образованием в XV в. Русского централизованного государства посошная подать стала собираться в пользу московского князя. Кроме того, доходами казны были сборы: таможенный, соляной, кабацкий и др. С местного населения взимались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др. После земской реформы в 1551 г. «посошный откуп» начал поступать в государеву казну, средства которой расходовались на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

Второй период развития налогообложения охватывает этап возникновения и становления капиталистического строя (XVI – XVIII вв.). В этот период налоги еще не носят постоянного и всеобщего характера. Для него характерно поземельное, поимущественное и подушное налогообложение. Прямые налоги отличаются многочисленностью, случайностью, а подчас и странностями (например, налог на покойников, налог на соловьев и др.). Бюджеты западно-европейских государств пополняются преимущественно за счет косвенного налогообложения. Например, в Голландии в XVII в. на порцию рыбы, поданную в гостинице, налагалось 34 различных акциза. Однако в интересах зарождавшегося капитала было уменьшить роль косвенного налогообложения. В конце XVII в. в общественном сознании Англии происходит поворот в сторону прямых налогов.

В России в первой четверти XVII в. была введена стрелецкая подать – на содержание стрельцов. С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и т. п. В Поволжье, на Урале и в Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.

В эпоху Петра I в налоговую систему были введены гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и др. Для обеспечения справедливости налогообложения в это время был принят ряд мер. Так, например, в 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворовый налог, общая сумма которого назначалась правительством. Наряду с прямыми и косвенными налогами население, в основном крестьянское, несло мирские повинности. Они имели натуральную и денежную формы, были обязательными (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательными (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.).

Третий период развития налогообложения (XIX в.) отличается сокращением количества налогов, формированием налоговых систем. К этому периоду относится становление научно-теоретических взглядов на налог и налогообложение. Все известные финансовые школы (немецкая, итальянская, австрийская, американская) рассматривают налоги как эквивалент за государственные услуги, производство полезности. «Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов», – писал итальянский экономист Ф. Нитти. Возрастает значение права при установлении и взимании налогов. В Англии в 40–50-е гг. XIX в. происходит переход к подоходному налогообложению.

В России реформы 60-х гг. XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог – сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати был введен поземельный налог, который взимался с земли крестьян и дворян. Основную часть (свыше 75 %) при этом уплачивали крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые от взимания акцизов и винной монополии, введенной в 1894 г. В 80-е гг. XIX в. внедряется подоходное налогообложение в форме налога на доходы с ценных бумаг и др.

Четвертый период развития налогообложения приходится на конец XIX – XX в., к началу которого была сформулирована идея о своеобразном разделении труда между государством и частным хозяйством в сфере экономики. В это время сокращается доля косвенного налогообложения в мировом масштабе. В 20-е гг. XX столетия водится налог с оборота, реальный промысловый налог трансформируется в налог на прибыль. В эти годы получает большое распространение взимание подоходного налога, основанного на декларациях плательщиков.

В советский период в России было распространено мнение, что налоги с населения, прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием платежей с доходов организаций. В 1960 г. была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налогов с заработной платы. Такие действия неприемлемы в современных условиях. Экономическая реформа предполагает не только сохранение налогов с юридических и физических лиц, но и коренное их преобразование, расширение их финансовой и социальной роли.

1.1.2. Экономическая сущность понятий «налог», «сбор»

На каждом этапе развития общества понятие «налог» уточнялось, дополняясь новыми характеристиками. Конкретное содержание налога определяется экономическим строем общества, социальной политикой государства, а также конкретными целями стратегии его развития. В экономической литературе приведены различные определения налога, экономическая сущность которого характеризуется денежными отношениями между государством и налогоплательщиками.

В своем труде «Теория налогов» известный российский ученый А. Соколов приводит следующее определение: «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйственных лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщику его специального эквивалента». 2

Наиболее лаконичным с теоретических позиций можно считать экономическое определение налогов как императивных денежных отношений, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. 3

В Налоговом кодексе РФ (ст. 8, п. 1) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Исходя из вышеприведенных определений, можно выделить сущностные признаки налога, отличающие его от других экономических категорий.

В отличие от налогов взимание сборов и пошлин всегда связано со специальной целью – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. Размер пошлины и сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

В российском законодательстве 1991–1998 гг. сбором называли платежи за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и др.). К пошлинам относили средства, уплачиваемые за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению).

В Налоговом кодексе понятие «сбор» носит собирательный характер. Оно охватывает как сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины (оплата конкретных действий). Это объясняется употреблением понятия «сбор» в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

Согласно ст. 8, п. 2. НК РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

По определению НК РФ к категории «сборы» можно отнести предусмотренные законодательством РФ:

Вышеназванные сборы уплачиваются при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика – принятие исковых заявлений, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов, а также за предоставление особого права.

Следует отметить, что до 2005 г. в налоговой системе РФ было предусмотрено два вида пошлин: государственная и таможенная. Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят таможенную пошлину к категории налог, поскольку исходя из определения пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВЭД, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).

1.1.3. Функции налога. Роль налогов
в макроэкономическом регулировании

Фискальная функция обусловлена самой природой налогов и характерна для всех государств на всех этапах развития. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд, создаются материальные условия для существования и функционирования государства. Значение фискальной функции возрастает с развитием производственных отношений. Наглядным тому примером является история стран с развитой рыночной экономикой, а в настоящее время и история России.

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней в РФ осуществляется в основном за счет налоговых доходов. В соответствии с Законом РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено, что доходная часть федерального бюджета должна быть сформирована за счет налоговых платежей на 60,92 % (для сравнения: в 2006 г. – 62,33 %, в 2005 г. – 61,36 %, 2004 г. – 75,5 %, в 2003 г. – 78,3 %, 2002 г. – 81,2 %, в 2001 г. – 93,5 %). В табл. 1.1 представлена структура «налоговых» доходов федерального бюджета РФ на 2005 г.

Структура доходов федерального бюджета на 2007 г.

ВСЕГО ДОХОДОВ, в том числе:

Источник

Часть II. Что такое земельный налог?

Земельный налог является одной из древнейших форм налогообложения и в том или ином виде известен практически всем государствам.

В настоящее время существуют две концептуально разные системы поземельного налогообложения. В таких странах как Канада, США и некоторых других действует принцип единого налога на недвижимость, которым облагаются здания, сооружения и земельные участки, на которых такие объекты расположены. Для России же характерна система раздельного налогообложения земельного участка и объектов на нем посредством земельного налога и налогов на имущество физических лиц и организаций, что обусловлено историческими предпосылками[1].

История земельного налога

В Древней Руси земля выступала основным объектом налогообложения и источником пополнения государственной казны. Первоначально отдельные домохозяйства с определенным количеством печей (отсюда и «налога на дым»), сельскохозяйственными инструментами и способностью обрабатывать то или иное количество земли (плуг) облагались данью.

Важно! Именно данный налог был главным источником дохода казны. Далее мы увидим, какой процент от дохода консолидированного бюджета РФ земельный налог составляет сейчас.

В XVI-XVII веках действовало посошное обложение. Посошная подать распространялась на отдельное хозяйство с земельным участком, условной единицей измерения которого была соха. Размер сохи зависел от качества земли, ее владельца и также мог отличаться в разы в зависимости от региона. В середине XVI века была произведена опись земель и платежеспособности населения, по итогам которой единицей налогообложения стала большая соха с нормированным размером[2]. Сама соха дробилась на чети (четверти), определенное пространство земли равное половине десятины (примерно 0,5 га)[3].

В 1649 году посошное обложение было заменено подворным, при котором подворной податью облагались огорожденные крестьянские и посадские дворы. Однако, русский мужик довольно быстро нашел выход из положения, применив первый механизм оптимизации налогообложения –родственники и просто соседи объединяли свои дворы единым забором. Один забор – один двор – один подворный земельный налог.

Российская Империя. При Петре I вместо подворной подати в 1724 году была введена подушная подать, существовавшая на протяжении 150-ти лет как личный прямой налог для мужчин определенных сословий независимо от возраста, величины дохода и имущества. Для определения круга налогоплательщиков была проведена перепись населения. В этот период поземельный налог потерял свою сущностную характеристику – связь с землей[4]. При Павле I в 1797 году размер подати все же стал дифференцироваться в зависимости от количественных и качественных характеристик земли, а также доходов ее владельцев[5], но всё еще сохранял «подушную» природу.

Конец XIX века ознаменовался масштабными государственными реформами, в том числе налоговыми. Так, подушная подать поэтапно отменялась (80-90ые гг. XIX века), формировалась система отдельного налогообложения городских и сельских земель.

В 1863 году в городах был введен всесословный государственный налог на городское недвижимое имущество, которым облагались городские земли и возведенные на них здания и строения, а с 1875 года начал действовать государственный поземельный налог, который выделился из государственного земского сбора и распространялся на земли за пределами городских поселений[6].

Первоначально ставки (оклады) налогов устанавливались по раскладочной системе, то есть Министерство финансов определяло необходимую для государственного бюджета сумму налога и «раскладывала» ее по губерниям. Губерния же сама определяла какую часть распределенного на неё налога с какой части губернии с учетом ценности земель взимать. Однако такая система не отражала постоянно изменяющуюся ценность земель, поэтому в начале XX века Министерство финансов перестало определять сумму налога и осуществлять раскладку по губерниями, ставки налогов стали определяться в процентах от их стоимости[7].

Советское время. Декрет о земле 1917 года отменил частную собственность на землю, а Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» 1919 года установило государственную и коллективную формы собственности. Поземельный налог был отменен, однако его роль вплоть до 1981 года выполняли такие платежи как сельскохозяйственный налог и земельная рента.

В 1923 году вместо прежних налогов был введен единый сельскохозяйственный налог, который взимался частично натурой и денежными средствами и рассчитывался в зависимости от количества едоков, скота и урожайности. С 1953 года сельскохозяйственный налог стал рассчитываться как самостоятельный налог по ставкам с одной сотой гектара площади земельного участка. В поселениях, согласно Указу Президиума ВС СССР от 10.04.1942 № 24 «О местных налогах и сборах», взималась земельная рента по ставкам за квадратный метр в зависимости от класса поселения (I класс — 18 коп., VI класс — 4 коп.).

Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1981 «О местных налогах и сборах» земельная рента была преобразована в земельный налог с более низкими ставками (I класс – 1,8 копеек, VI класс – 0,4 копейки). Впоследствии земельный налог регулировался Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю». Размер налога устанавливался в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Соответственно, земельный налог является прямым местным имущественным налогом, то есть обязательным безвозмездным платежом, который уплачивается в местный бюджет физическими и юридическими лицами, имеющими земельные участки на соответствующей территории.

Регулирование налога сегодня.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает такие обязательные элементы налога как:

— предельный размер налоговой ставки и порядок ее установления;

— налоговые льготы и порядок исчисления налога.

Законодательные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в свою очередь, определяют:

— конкретные налоговые ставки;

— особенности определения налоговой базы

— дополнительные налоговые льготы.

Чтобы упростить Вам поиск информации, мы подготовили ли для Вас удобный реестр: «Ставки земельного налога и льготы: по регионам РФ». Найти и скачать его можно на нашем сайте в разделе «Скачать».

Собираемость земельного налога в России.

Поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации с земельного налога по статистическим данным Федеральной налоговой службы составляют 182 млрд рублей за 2019 год и 40 млрд рублей за первый квартал 2020 года. При этом, большая часть из них приходится на долю организаций (139 млрд рублей и 37 млрд рублей соответственно)[8].

Помните, в начале статьи мы писали, что в Древней Руси земельный налог был основным источником дохода казны? Сегодня земельный налог составляет менее 2% от доходной части консолидированных бюджетов РФ…

В завершении. Согласно принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, земельные участки и здания в гражданском обороте рассматриваются как единый объект, однако в настоящее время они облагаются тремя отдельными налогами: земельным налогом, налогом на имущество физических лиц и налогом на имущество организаций. Несмотря на то, что в первоначальной редакции НК РФ 1998 года был единый налог на недвижимость и предпринимались попытки его реализации как эксперимент в Новгороде и Твери, законодатель отказался от этой концепции, а земельный налог продолжает существовать как самостоятельный налог[9].

По мнению многих цивилистов мы постепенно тоже переходим к пониманию недвижимости, как земельного участка и всего, что на нем расположено и неразрывно связано. Принцип единства судьбы уже потихоньку проникает в гражданское законодательство. Правда, очень медленно. Но когда это произойдёт, надеемся, что и земельный налог останется единственным налогом на недвижимость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *