Что такое позитивное состояние науки или позитивная социология в представлениях о конта
Что такое позитивное состояние науки или позитивная социология в представлениях о конта
Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что «позитивная» наука должна отказаться от попыток постигнуть «первые начала бытия и познания», к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.
«Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.
На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.
об изменении социальных систем, программа социального действия. Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде «социальной физики», он называет «социальной статикой». В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную » субстанцию » социума.
Итак, основателем первого позитивизма был Огюст Конт. Его историческая и научная роль состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки. А еще он так и не смог окончить “Ecole Polytechnique” и периодически пребывал в психушке…
Огюст Конт – основные идеи. Позитивистская философия Конта
Огюст Конт – это известный французский философ, социолог, основатель школы философского позитивизма. Огромный вклад в развитие философии и социологии того времени внёс Огюст Конт. Основные идеи его заключались в разработке позитивизма.
Он был первым, кто ввёл термин «социология» в научный оборот. По его мнению, социология, как и другие науки, занимается изучением наблюдаемых социальных явлений. Его идеями о позитивизме пользуются до сих пор учёные и мыслители всего мира.
Огюст Конт – краткая биография социолога и философа
Огюст Конт родился в небогатой семье в Монпелье на юго-востоке Франции. Его отец был сборщиком подати.
Своё обучение будущий философ начал в лицее, где отличился прекрасным трудолюбием. Особенно замечательно Конт проявил свои способности в математике. В дальнейшем он поступил в политехническую школу и удивил своих учителей и сверстников рвением к учёбе и талантом. Но там он не доучился.
Затем Конт жил в Париже, преподавал на полставки математику. В более зрелом возрасте Огюст стал печататься со своими первыми статьями в газетах.
В юности Огюст Конт был религиозен. Но в скором будущем философ начал отрицать эти идеи. В те годы Конт преподавал астрономию, так как испытывал сильную тягу к этой науки на протяжении долгих лет.
В тоже самое время философ работал над своим проектом «Курс позитивной философии». Во время усиленного труда он даже отказался от чтения посторонней литературы, не читал газет и журналов. Он не хотел «загрязнять» своё сознание ненужными вещами, желая сохранить мысли чистыми и не разбавленными чужими идеями.
Конт был убеждён в необходимости реформирования науки, и его планы реформ также распространялись на общественные отношения и религию. Его основной работой был шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842).
В 1817 г. он стал секретарём Клода Анри Сен-Симона, с которым работал до 1824 г. Он уже включил очерк позитивной философии в статью 1822 г., озаглавленную как «План научных исследований, необходимых для реорганизации общества».
Конт во время работы развивал себя духовно, читал литературу с эстетическим и даже театральным уклоном, узнавал много нового о культуре и её принципах. Конт стал репетитором, потом экзаменатором, считался уважаемым, известным научным деятелем и философом.
После того, как учёный закончил книгу всей своей жизни, посвящённую позитивизму. Он сосредоточил всё свое внимание на религиозно-политических вопросах и начал активно заниматься благотворительностью.
Он быстро впал в бедность, которую изо всех сил пытался преодолеть. Несмотря на то, что он был человеком выдающихся способностей, его так и не приняли на академическую должность.
Но окружение Конта не поддерживало его идеи. Правительство не выделяло средств для поддержание его исследовательской деятельности, его работ, не разделяло его убеждения. Но учёный боролся до последнего для признания. В конце концов справедливость восторжествовала.
Он умер в Париже 5 сентября 1857 г от рака желудка и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Основные этапы философии Конта
Этапы философской эволюции Конта отмечены тремя основными его работами.
Первый период (1820-1826) – период написания следующих небольших произведений: «Общая оценка элементов современности в прошлом» (1820); «План научных работ, необходимых для переустройства общества» (1822); «Философские размышления о науках и учёных» (ноябрь-декабрь 1825 г.) и др.
Второй этап состоит из лекций «Курс позитивной философии» (издавались отдельными томами с 1830 по 1842 годы).
Третий этап отражён в «Системе позитивной политики» или «Социологическом трактате об основах религии человечества» (опубликованном с 1851 по 1854 год).
Основные этапы развития сознания по Огюсту Конту (3 способа мышления)
Огюст Конт занимался проблемой эволюции знания. Его учение основывалось на исследовании трёх способов мышления:
Конт сформулировал закон трёх стадий исторического развития. Согласно закону трёх стадий, человеческий разум проходит эти фазы последовательно. Он утверждал, что научная («позитивная») фаза является высшей стадией этой эволюции.
Теологическая стадия по Конту (теологический способ мышления)
На этой стадии мышление рассматривается как управляемый процесс. Природные явления объясняются сверхъестественными причинами. Знания возникают спонтанно и не имеют доказательств. Люди рассматривают предметы как одушевлённые, разумные и живые. Далее они рассматриваются как невидимые существа. При объяснении явлений люди ссылаются на сверхъестественные силы, божественные существа.
В конце концов все эти мысли поглощаются в единую субстанцию и сливаются в представление единого Бога. Этот Бог создал мир и управляет им по средствам собственных сил и при помощи своих «подчинённых». Этот этап характеризуется преобладанием духовенства и военных.
Метафизическая стадия по Конту (метафизический способ мышления)
На данной стадии мир объясняется метафизическими понятиями, главным считается вопрос природы. Люди объясняют явления с помощью абстрактных понятий и рациональных рассуждений (чаще всего оторванных от реальности). То есть важно то, что и как управляет природой.
Философ утверждает, что природными явлениями управляет не Бог, а сила природы. Человек начинает считать, что в окружающей среде всё ещё витает дух божества, но это уже что-то иное, некое, неопознанное. На этой стадии преобладают абстракции или умозрительные сущности. Они принимаются за реальность. Традиционные верования заменяются «отрицательной» философией.
Позитивная стадия по Конту (позитивный способ мышления)
Позитивистский способ (или научный) основывается на признании закономерных связей, роли науки в описании природных явлений и жизненных связей с окружающей действительностью. Главная идея – объективные законы. Сознание людей основано на точной оценке внешней реальности, что помогает предсказывать будущее и предотвращать ошибки в знаниях и практических видах деятельности.
Эта стадия базируется на точной оценке социальной действительности и исторической реальности. Интеграция и рациональная организация общества происходит под влиянием позитивной философии. По мнению Конта, от общего уровня человеческого знания зависит состояние техники, ремёсел, промышленности и др. На этом этапе люди могут определять и предсказывать ранее неизвестные факты.
Заслуга Огюста Конта в том, что он доказал, что каждая частная наука на своём пути проходит три этих стадии.
Позитивистская философия Конта
Конт обозначил основы позитивистской философии (он был создателем концепции позитивизма). Согласно Конту, основное предназначение философии – это точное и объективное знание, которое описывает реальные объекты. Философия Огюста Конта положительна, потому что:
По мнению Конта, позитивный философ – это тот, кто понял, что естественные науки создали наиболее совершенную модель научного исследования, используя только чисто фактическое исследование без туманных спекуляций. Положительный философ избегает абстрактных и «безупречных» творений и заменяет их конкретными и относительными.
Конта вдохновляли в первую очередь учёные-натуралисты: Бэкон, Декарт, Галилей, отчасти Ньютон и Дэвид Юм. Он также был обязан некоторыми идеями философу французского Просвещения Жану Д’Аламберу.
В то время были широко распространены планы социальных реформ. Конт дружил с представителем так называемого утопического социализма – Клод-Анри де Сен-Симоном. Возможно, от него Конт перенял многие социальные идеи.
Конт определил сферу применения позитивной философии, ограничив её фактически существующими объектами, о которых можно получить определённое и точное знание, то есть внешними фактами о физических объектах. Следовательно, метафизика не может быть предметом достоверного знания.
Философия должна была стать теоретической основой науки, целью которой должно быть сравнение и обобщение знаний, собранных исследователями. Позитивизм отвергал вопросы о существовании материи или Бога как неопределённые, выходящие за рамки подлинного опыта.
Абстрактные науки по Конту (теория абстрактных наук)
Конт создал одну из первых научных теорий. Он различал абстрактные науки (имеющие дело с законами, связывающими факты природы) и конкретные науки (описывающие факты, например, минералогию). Он считал математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию абстрактными науками.
Конт придумал в 1838 г. название «социология», чтобы отличать её от термина «социальная физика», используемую его интеллектуальными соперниками.
Он также изложил свою программу – исследования с использованием естественных, эмпирических и исторических методов человеческих обществ, их порядка и условий развития.
Все науки организованы в соответствии с уменьшающимся объёмом исследований, от астрономии до социологии, что сопровождается увеличением сложности изучаемых явлений. Последующие менее общие учения появились позже исторически и позже достигли эмпирической стадии, пройдя сначала через теологическую и метафизическую фазы.
В системе Конта позитивная наука была лишь частью идеальной социальной системы, которую он постулировал. Идеальной целью общества было совершенствование человеческой натуры. Однако его постулаты в этом отношении оказались необычными и отклонялись от его предположений относительно объективности:
Конт считал христианство реликвией, но тем не менее считал его ценным. По его словам, религия – это сочетание авторитета и моральных норм, которые направляют человека на путь послушания. Именно поэтому он считал религию отличным инструментом дисциплинирования общества.
Философия позитивизма Огюста Конта: основное влияние в истории философии
Философия Конта состоит из двух частей:
Первая часть имела широкий резонанс во Франции благодаря Эмилю Литтре, одному из величайших французских учёных, который отверг более поздние работы Конта, но с энтузиазмом воспринял идеи, содержащиеся в более ранних работах. В Англии его философия вдохновила Джона Стюарта Милля.
Вторая часть повлияла на его последователей, сосредоточенных вокруг Пьера Лаффита. Позитивистская философия, проповедовавшая учение Конта, распространилась во многих странах мира.
Позитивистская социология О. Конта
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социологический проект О. Конта
Социология – это одна из общественных наук, изучающая целостное общество и составляющие его системы, закономерности его развития и функционирования, социальные институты, отношения и общности.
Огюст Конт – мыслитель, который ввел в науку термин «социология», противопоставив ее философии. Он стремился создать науку об обществе, которая была бы такой же точной, как естественные науки.
Конт предполагал, что социология должна венчать все науки, как естественные, так и науки о человеке. Но это невозможно осуществить. Он считал, что социология делится на два раздела:
Социальная статика должна заниматься изучением процесса социальных изменений. Основной фактор развития общества – человеческий разум в своем развитии, а три ступени развития общества – это три ступени в развитии разума:
Теологическая ступень еще не имеет объяснений происходящих в мире явлений и использует фантастические образы. На данной стадии религия господствует над разумом. Метафизическая ступень отражает развитие философии – человек объясняет мир через сложные абстрактные теоретические образы. Позитивная ступень отражает переход разума человека к истинному, то есть научному типу познания окружающей действительности.
Основные положения позитивистской социологии Конта
Конт считал, что посредством науки может познать любой скрытый закон, управляющий любым обществом. Такой подход он называл сначала социальной физикой, а позже дал название – социология, то есть наука об обществе. Конт стремился к выработке рационального подхода к изучению общества, основой которого были бы наблюдение и эксперимент. По Конту такой подход, часто называемый позитивистским, должен обеспечить практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.
Готовые работы на аналогичную тему
Конт негативно относился к любым проявлениям отрицательного, разрушительного, критического. Он противопоставлял духу отрицания, который принесла Революция, созидательность, дух позитивизма. Категория позитивного стала наиболее общей и главной в его взглядах, в связи с чем, позитивизм и другие слова, производные от «позитив» превратились в основные термины, обозначающие учение Конта.
Конт указал пять значений термина «позитивизм»:
К этим категориям Конт добавил несколько черт позитивного мышления, как тенденции везде и во всем заменять абсолютное на относительное, его непосредственно социальный характер, а также тесную связь со всеобщим здравым смыслом.
В системе взглядов Конта место позитивного мышления может быть понято только в тесной связи с его знаменитым законом трех стадий, или трех состояний, который он называл главным своим открытий.
В соответствии с этим, индивидуальный человек, человечество и общество в своем развитии неизбежно и последовательно проходят обозначенные три ступени:
Иногда Конт высказывал идеи, не только противоречащие изучению конечных причин, но и исследованию любой причинности, утверждая, что науке необходимо заменить вопрос «почему» на вопрос «как». Однако сам он, в своих сочинениях часто высказывался о возможных причинах того или иного явления.
Позитивное мышление, которое характеризуется всеми названными выше признаками, далеко от эмпиризма и мистицизма. В соответствии с законом трех стадий, все науки и любое общество неизбежно завершит свою эволюцию позитивной стадией. Именно третья стадия характеризуется формированием истинной, то есть позитивной наукой, цель которой – познать не факты, которые для науки составляют только необходимый сырой материал, а законы. Существование неизменных естественных законов – обязательное условие существования науки. Познание законов с целью развития рационального предвидения – ее предназначение.
Вопрос 2. О.Конт: социология как позитивная наука.
Вопрос 2. О.Конт: социология как позитивная наука.
Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854). Главный труд Конта – шеститомный «Курс позитивной философии», где впервые давалось развёрнутое обоснование необходимости научного изучения общества, вводился сам термин «социология» и намечались общие контуры новой науки.
Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта. Конт разъяснял, что слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (в этом случае оно указывает на одно из наиболее важных свойств новой философии, представляя ее как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать).
Термин «позитивный» в значении «органический, определенный, точный» был введен Сен-Симоном и встречается в его произведениях.
Позитивный метод Конта сыграл известную роль в борьбе против спиритуализма. Подчеркивание высокой ценности науки, требование ее автономии и противопоставление официальной религии и метафизическим спекуляциям имели прогрессивное значение как протест против откровенного идеализма и поповщины. Многие естествоиспытатели истолковывали позитивизм в духе естественнонаучного материализма. Как «антифилософское» направление в философии, стремящееся подняться «выше основного философского вопроса и борьбы двух основных направлений в философии», позитивизм знаменовал своим появлением кризис буржуазной духовной культуры и предвещал дальнейшее его углубление. Но в Польше, России, Турции, Японии, Китае, Бразилии и некоторых других странах в конце XIX в. идеи Конта, Спенсера, Тэна и их учеников и интерпретаторов сыграли относительно прогрессивную роль как противоядие от религиозного мистицизма, умозрительности и нестрогих методов рассуждения.
Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почётное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы.
Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:
·Натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;
·Методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;
·Истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок;
·Социальные явления должны быть описаны и выражены в качественных показателях;
·Социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.
Следует отметить, что Конт был убеждённым эволюционистом и считал, что изменения в обществе должны носить постепенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их использование приносило пользу всему обществу. Идеалом общественного устройства Конт считал социальный порядок, основанный на солидарности всех слоёв и групп общества. По его мнению, в достижении социальной гармонии большую роль может сыграть социологическая наука, которая призвана найти нужный механизм воздействия между всеми частями общества.
Вопрос 3 Предмет, метод и задачи социологии как позитивной науки.
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Рассуждения Конта о социологии как науке, ее предмете и круге проблем носят весьма абстрактный характер. Область социологических исследований очерчивалась Контом очень широко и неопределенно; она включала все те исследования, которые выходят за пределы компетенции других названных в его классификации наук. Основной и первоначальной действительностью, из которой должен исходить исследователь, является общество, взятое в его целостности. Конт понимал при этом органическое единство всего человечества или какой-то его большой части, связанной «всеобщим согласием», характеризуемое гармоническим функционированием его структурных элементов. Чрезвычайная сложность объясняется тем, что действующие в нем современные факторы сливаются с историческими, прошлые поколения оказывают влияние на современные. Общество, или, как его стал называть Конт, человечество, — это высшая действительность sui generis, высшее существо.
Существенной частью контовской социологии является разработка методов, применимых в исследовании общества. Выступая против умозрительности, с одной стороны, и против крайностей эмпиризма, — с другой, Конт обосновывает применимость в социологии метода наблюдения, а также экспериментального, сравнительного и исторического методов. При этом наблюдение оценивалось как главный метод, требующий использования математических процедур и замеров изменения состояния социальных объектов. Конт поставил проблему достоверности и точности наблюдений, разработки процедур этого метода, но не решил её из-за недостатка опыта эмпирических социальных исследований.
Социология Г.Спенсера.
Сравнивая общество с организмом, Спенсер подчеркивал различие между биологическим организмом, в котором части существуют для целого, и социальным организмом, который существует для своих элементов — индивидов. Направление социальной эволюции Спенсер определял исходя из тезиса о том, что свобода индивида — критерий социального прогресса. В своих поздних работах, например «Человек против государства» (1884), Спенсер сосредоточился на обосновании идеала социального порядка, построенного на принципах конкуренции и уважения индивидами прав и свобод друг друга. В отличие от консервативной по своему характеру утопии Конта утопия Спенсера имеет либеральный характер.
Психология толпы Г. Лебона
Весьма значительное воздействие на формирование психологической социологии оказали идеи и концепции французского социолога, социального психолога, историка, антрополога и археолога, доктора медицины Лебона (1841— 1931).
В книгах Г. Лебона «Психологические законы эволюции народов» (1894; русский перевод 1906), «Психология толпы» (1895; в Русском переводе «Психология народов и масс», 1896, 1995), *Психология социализма» (1898; русский перевод 1908, 1995), «Французская революция и психология революций» (1912) и других работах был изложен комплекс идей и концепций, составивших основания «психологии масс» — одной из первых версий социальной психологии и психологической социологии.
Принципиально важная установка, последовательно проводившаяся Лебоном во всех сочинениях, заключается в том, что основным инструментом познания социальных процессов и истории должна быть модифицированная психология. По его мнению, эта психология должна ориентироваться не столько на познание сознательных поступков людей, сколько на постижение неосознаваемых моментов их душевной жизни, ибо «скрытые, ускользающие от нас мотивы» поведения формируются благодаря «наследственному влиянию» в «бессознательном субстрате» психики.
Несколько предвосхищая психоаналитические идеи 3. Фрейда и его последователей, Лебон настаивал на том, что осознанная жизнь сознания индивида составляет лишь очень малую часть по сравнению с его «бессознательной жизнью», и подчеркивал постоянное и безусловное преобладание бессознательного в различных человеческих сообществах (главным образом в толпе и массе).
Осуществляя психосоциологические исследования, Лебон уделил особое внимание проблемам «толпы» и «расы», поскольку, по его мнению, в жизни европейского общества в конце XIX — начале XX в. начался качественно новый этап развития — «эра толпы», основным признаком которой является «замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы»
Понимая и трактуя толпу как группу людей, обладающую специальными свойствами и охваченную общими чувствами, настроениями и стремлениями, Лебон выделил характерные ее черты: зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, раздражительность, догматизм, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенная чувственность, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидерами.
Рассматривая наступление «эры толпы» как начало упадка цивилизации, Лебон подчеркивал, что в толпе люди деперсонализируются и деиндивидуализируются. Согласно Лебону, каковы бы ни были составляющие толпу индивиды, как бы сходны или несходны ни были они между собой по своему образу жизни, занятиям, характеру или интеллигентности, один лишь факт их принадлежности к толпе достаточен для появления у них своего рода коллективной души, благодаря которой они совсем иначе чувствуют, мыслят и действуют, чем чувствовал, мыслил и действовал бы каждый из них в отдельности.
Отмечая бессознательный и избыточно эмоциональный характер поведения людей в толпе, Лебон утверждал, что оно обусловливается действием «психологического закона духовного единства толпы», согласно которому в позднейшей фазе формирования организованной толпы в ней происходят исчезновение сознательных личностей и ориентирование чувств и мыслей людей в одном и том же направлении, в силу чего на основе общих качеств характера, Управляемых бессознательным», возникает временная «коллективная душа» толпы. Этим же законом детерминируется обретение людьми новых качеств и свойств, посредством превращения индивида в толпе в некий безвольный автомат с подавленными рациональными началами, присущими отдельной человеческой личности. Утрата же личностных свойств индивида и индивидуальных черт личности ведет к превращению человека в иррациональное, импульсивное существо, стремящееся к немедленной некритической реализации внушенных ему идей.
Согласно концепции Лебона, разнообразные виды толпы в конечном счете могут быть сведены к двум основным типам: «разнородной толпе» (уличные группы, парламентские собрания и т.д.) и «однородной толпе» (секты, касты и классы). Однако в социологии самого Лебона эта классификация не обладала принципиальным значением, поскольку его преимущественно интересовали общие признаки и характеристики, присущие любой толпе.
Социологизм Э.Дюркгейма
Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.
Онтологическая сторона “социологизма”, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.
1.Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
3.Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной
Методологический аспект “социологизма” тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
2.Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата
3.Социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук.
Проблема соц. порядка
Порядок – продукт 2-х процессов: тенденция соц. системы к самосохранению и тенданция сохранять определенные границы и постоянство по отношению к среде.
Вопрос 2. О.Конт: социология как позитивная наука.
Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854). Главный труд Конта – шеститомный «Курс позитивной философии», где впервые давалось развёрнутое обоснование необходимости научного изучения общества, вводился сам термин «социология» и намечались общие контуры новой науки.
Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта. Конт разъяснял, что слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (в этом случае оно указывает на одно из наиболее важных свойств новой философии, представляя ее как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать).
Термин «позитивный» в значении «органический, определенный, точный» был введен Сен-Симоном и встречается в его произведениях.
Позитивный метод Конта сыграл известную роль в борьбе против спиритуализма. Подчеркивание высокой ценности науки, требование ее автономии и противопоставление официальной религии и метафизическим спекуляциям имели прогрессивное значение как протест против откровенного идеализма и поповщины. Многие естествоиспытатели истолковывали позитивизм в духе естественнонаучного материализма. Как «антифилософское» направление в философии, стремящееся подняться «выше основного философского вопроса и борьбы двух основных направлений в философии», позитивизм знаменовал своим появлением кризис буржуазной духовной культуры и предвещал дальнейшее его углубление. Но в Польше, России, Турции, Японии, Китае, Бразилии и некоторых других странах в конце XIX в. идеи Конта, Спенсера, Тэна и их учеников и интерпретаторов сыграли относительно прогрессивную роль как противоядие от религиозного мистицизма, умозрительности и нестрогих методов рассуждения.
Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почётное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы.
Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:
·Натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;
·Методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;
·Истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок;
·Социальные явления должны быть описаны и выражены в качественных показателях;
·Социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.
Следует отметить, что Конт был убеждённым эволюционистом и считал, что изменения в обществе должны носить постепенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их использование приносило пользу всему обществу. Идеалом общественного устройства Конт считал социальный порядок, основанный на солидарности всех слоёв и групп общества. По его мнению, в достижении социальной гармонии большую роль может сыграть социологическая наука, которая призвана найти нужный механизм воздействия между всеми частями общества.