Что такое позиционное чтение
Что такое позиционное чтение
В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.
Русское письмо – звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое (СНОСКА: Там же. С.17).
Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.
Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие).
В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
—> сайт учителя начальных классов
Технология позиционного чтения
Модель позиционного обучения как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе
Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса с коллегами в 1990-х годах начинает использовать позиционную модель обучения для работы с текстами в вузах. Эта технология была создана для работы со студентами, следовательно, для применения ее учителем начальной школы необходима некоторая корректировка.
Данная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов, оценки – основных регулятивных универсальных учебных действий. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения.
В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:
— социальные – формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.
Уроки, построенные в модели позиционного обучения, формируют:
-обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления;
— умения работать в группе;
— умения графически оформить текстовый материал;
— умения творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
— умения ранжировать информацию по степени новизны и значимости.
Помимо прочего, появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин; используется положительное стимулирование обучающихся; формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Работа в группе предполагает осуществление двух функций, необходимых для успешной деятельности: решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих); оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Педагогическая технология позиционного обучения, как говорилось ранее, может быть названа «активным чтением» и состоит из следующих этапов:
— презентация группой и «защита» своей позиции, ответы на вопросы одноклассников и педагога.
На каждом из этапов работа ведется с точки зрения одной из позиций. Следует отметить, что в высшей школе таких позиций достаточно много, список их варьируется в зависимости от материала, степени подготовленности аудитории, задач, стоящих перед педагогом и т.д. Позиции могут быть такими: «понятие», «схема», «тезис», «критик», «апологет», «символ», «театр», «рефлексия», «поэты», «эксперт», «вопрос», «практика», «ассоциация», «позитив», «негатив», «экспериментатор», «семья», «оппозиция», «реалист», «пессимист», «оптимист», «защитник» и т.п. Опыт нашей работы показывает, что в начальной школе оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные для построения урока в соответствии с моделью позиционного обучения.
Две последние позиции позволяют творчески интерпретировать текст или свою работу над ним.
К ожидаемым результатами позиционного обучения относится: овладение учениками навыками эффективной работы с текстом, формирование навыков рефлексии, развитие творческих способностей, совершенствование навыков коммуникации, что позволяет сделать процесс обучения принципиально иным.
Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала.
Позиционное обучение является становящимся методом обучения, который только начинает осваиваться в начальной школе.
Статья «Внедрение технологии позиционного обучения»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Средняя школа №3», Учитель начальных классов Пластинина Е.В.
Технология позиционного обучения
Общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Какие условия для этого необходимы? Прежде всего возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс позволяет решать эти вопросы. Одной из таких технологий является метод позиционного обучения.
Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.
В практике работы каждого преподавателя значительное место занимают тексты. Тексты разноплановые и разножанровые: научные, художественные, публицистические, учебные. Самым популярным, пожалуй, является научный текст. Традиционные приемы работы с научным текстом довольно часто репродуктивны: передача содержания, ответы на вопросы. И даже при использовании продуктивных форм работы — аналитическое чтение, реферирование, аннотирование — несомненную трудность представляет придание этой работе личностно-ориентированного, субъектного характера. Одним из возможных решений этой проблемы является «позиционное чтение».
Основные задачи технологии позиционного обучения:
конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Дидактические особенности технологии :
обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
создаются условия для вариативности и дифференциации;
используется положительное стимулирование обучающихся;
формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Важнейшая особенность обучения : процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.
решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Педагогическая идея метода — обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста.
Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:
Подготовительный, который включает:
подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,
глубокое изучение текста,
подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;
деление учащихся на группы,
распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;
группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,
вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;
4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:
каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,
группа отвечает на вопросы учащихся и преподавателя.
Позиционное обучение на учебном занятии начинается с чтения учебного текста. Учащиеся делятся на группы (от 1 до 5 чел.), выбирают одну из позиционных ролей, предложенных преподавателем: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ». Для творческой интерпретации обсуждаемого текста возможно добавить позиции «поэзия», «театр».
Задачи групп следующие:
· «тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста;
· «понятие» — определить основные понятия данного текста;
· «схема» — представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
· «оппозиция» — высказать возражение к основным положениям текста;
· «апологет» — показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;
· «метод» — ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»
· «ассоциация» — предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);
· «символ» — выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;
· «поэзия» — донести содержание текста в стихотворной форме;
· «театр» — донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).
Студентам отводится определенное время для чтения текста в группах (время чтения определяется объемом текста), выработки предложенной позиции и ее презентации. Группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске или листе ватмана.
Как показывает практика, 20 минут — достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5–7 страниц, с более объемными текстами (монографии, главы книг) подготовка позиции возможна во внеаудиторное время.
Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль преподавателя (иногда преподавателей) в организации и управлении групповой дискуссией.
Следует отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал метода. Он позволяет не только глубоко изучить учебную или научную информацию, но и сформировать системные представления о ней, развивает умения аргументации, ведения дискуссии, коммуникативную компетентность.
Метод основан на принципе двуплановости обучения: план ученика представляет собой увлекательную творческую разработку и эмоциональную защиту определенной позиции, план преподавателя — организацию эффективного усвоения учебного материала. Кроме того, нельзя не отметить, насколько позитивным и эмоционально ярким становится занятие с использованием позиционной технологии.
Нам представляется, что методический арсенал позиционных технологий достаточно широк и может активно использоваться в учебном процессе.
К достоинствам позиционного подхода следует отнести высокую мотивацию общения, возможность выразить личное отношение к учебной информации, формирование навыков ведения дискуссии, развитие креативности, высокую эмоциональность, углубление познавательных мотивов учения, повышение самооценки учащихся.
Статья на тему «Технология позиционного обучения в начальной школе».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технология позиционного обучения.
Одной из эффективных современных технологий, применяемых на уроках в начальной школе, направленной на формирование читательской грамотности, развитие смыслового чтения, является модель позиционного обучения.
Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.
Педагогическая идея метода – обдумать, разработать, объяснить и защитить одну из позиций.
Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Каждая имеет свое название и соответствует одной из обобщенных позиций. Группы не повторяют выступления друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций.
Каждая группа отражает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.
В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
— решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
— оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:
— социальные – формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.
Урок с использованием технологии позиционного обучения состоит из следующих этапов:
При этом учитель сам должен глубоко изучить текст.
4. Презентация группой и «защита» своей позиции, ответы на вопросы одноклассников и педагога.
В начальной школе оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные для построения урока в соответствии с моделью позиционного обучения.
Две последние позиции позволяют творчески интерпретировать текст или свою работу над ним.
Можно придумать свои названия позиций и продумать задания. Некоторые позиции, методы сначала отрабатываются совместно со всем классом, чтобы учащиеся имели представление о том или ином способе организации деятельности.
Урок с использованием технологии позиционного обучения можно изучить в «Приложении», где выложена технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе по произведению О.Полонского «Муравьиное царство» (УМК «Перспектива»)
Приведены примеры использования различных позиций на уроках окружающего мира и русского языка.
В результате использования данной технологии мы
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы, умения графически оформить текстовый материал;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
8) овладение учениками навыками эффективной работы с текстом;
Это познавательные УУД.
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в группе.
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
Рассмотрим достоинства технологии:
Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
Способствует пониманию текста на уровне смысла.
Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала. Но для учителя требуется больше времени на подготовку.
Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках в начальной школе, как один из способов развития смыслового чтения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Лекция Технология позиционного обучения через работу с текстом как средство формирования смыслового чтения
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технология позиционного обучения через работу с текстом как средство формирования смыслового чтения.
Сегодня мы поговорим о формировании читательской грамотности учащихся, о технологии позиционного обучения через работу с текстом.
Какие основные проблемы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования PISA? Дефицит таких умений, как формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.
В федеральных образовательных стандартах обязательными для реализации являются междисциплинарные программы:
Чтение, или по-другому работа с информацией, лежит в основе формирования любых УУД.
Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений, которые также внесены в программу по разделам. Каковы эти группы умений?
1. Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.
2. Интерпретация текста.
3. Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.
Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Технология позиционного обучения.
Одной из эффективных современных технологий, применяемых на уроках в начальной школе, направленной на формирование читательской грамотности, развитие смыслового чтения, является модель позиционного обучения.
Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.
Педагогическая идея метода – обдумать, разработать, объяснить и защитить одну из позиций.
Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Каждая имеет свое название и соответствует одной из обобщенных позиций. Группы не повторяют выступления друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций.
Каждая группа отражает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.
В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
— решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
— оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:
— социальные – формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.
Урок с использованием технологии позиционного обучения состоит из следующих этапов:
При этом учитель сам должен глубоко изучить текст.
4. Презентация группой и «защита» своей позиции, ответы на вопросы одноклассников и педагога.
В начальной школе оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные для построения урока в соответствии с моделью позиционного обучения.
Две последние позиции позволяют творчески интерпретировать текст или свою работу над ним.
Можно придумать свои названия позиций и продумать задания. Некоторые позиции, методы сначала отрабатываются совместно со всем классом, чтобы учащиеся имели представление о том или ином способе организации деятельности.
Урок с использованием технологии позиционного обучения можно изучить в «Приложении», где выложена технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе по произведению О.Полонского «Муравьиное царство» (УМК «Перспектива»)
Приведены примеры использования различных позиций на уроках окружающего мира и русского языка.
В результате использования данной технологии мы
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы, умения графически оформить текстовый материал;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
8) овладение учениками навыками эффективной работы с текстом;
Это познавательные УУД.
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в группе.
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
Рассмотрим достоинства технологии:
Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
Способствует пониманию текста на уровне смысла.
Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала. Но для учителя требуется больше времени на подготовку.
Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках в начальной школе, как один из способов развития смыслового чтения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.