Что такое позиционное чтение

Что такое позиционное чтение

В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.

Русское письмо – звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое (СНОСКА: Там же. С.17).

Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.

Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Источник

—> сайт учителя начальных классов

Технология позиционного чтения

Модель позиционного обучения как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе

Что такое позиционное чтение. Смотреть фото Что такое позиционное чтение. Смотреть картинку Что такое позиционное чтение. Картинка про Что такое позиционное чтение. Фото Что такое позиционное чтение

Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса с коллегами в 1990-х годах начинает использовать позиционную модель обучения для работы с текстами в вузах. Эта технология была создана для работы со студентами, следовательно, для применения ее учителем начальной школы необходима некоторая корректировка.

Данная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов, оценки – основных регулятивных универсальных учебных действий. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения.

В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:

— социальные – формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.

Уроки, построенные в модели позиционного обучения, формируют:

-обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления;

— умения работать в группе;

— умения графически оформить текстовый материал;

— умения творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

— умения ранжировать информацию по степени новизны и значимости.

Помимо прочего, появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин; используется положительное стимулирование обучающихся; формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Работа в группе предполагает осуществление двух функций, необходимых для успешной деятельности: решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих); оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Педагогическая технология позиционного обучения, как говорилось ранее, может быть названа «активным чтением» и состоит из следующих этапов:

— презентация группой и «защита» своей позиции, ответы на вопросы одноклассников и педагога.

На каждом из этапов работа ведется с точки зрения одной из позиций. Следует отметить, что в высшей школе таких позиций достаточно много, список их варьируется в зависимости от материала, степени подготовленности аудитории, задач, стоящих перед педагогом и т.д. Позиции могут быть такими: «понятие», «схема», «тезис», «критик», «апологет», «символ», «театр», «рефлексия», «поэты», «эксперт», «вопрос», «практика», «ассоциация», «позитив», «негатив», «экспериментатор», «семья», «оппозиция», «реалист», «пессимист», «оптимист», «защитник» и т.п. Опыт нашей работы показывает, что в начальной школе оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные для построения урока в соответствии с моделью позиционного обучения.

Две последние позиции позволяют творчески интерпретировать текст или свою работу над ним.

К ожидаемым результатами позиционного обучения относится: овладение учениками навыками эффективной работы с текстом, формирование навыков рефлексии, развитие творческих способностей, совершенствование навыков коммуникации, что позволяет сделать процесс обучения принципиально иным.

Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала.

Позиционное обучение является становящимся методом обучения, который только начинает осваиваться в начальной школе.

Источник

Статья «Внедрение технологии позиционного обучения»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУ «Средняя школа №3», Учитель начальных классов Пластинина Е.В.

Технология позиционного обучения

Общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс позволяет решать эти вопросы. Одной из таких технологий является метод позиционного обучения.

Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.

В практике работы каждого преподавателя значительное место занимают тексты. Тексты разноплановые и разножанровые: научные, художественные, публицистические, учебные. Самым популярным, пожалуй, является научный текст. Традиционные приемы работы с научным текстом довольно часто репродуктивны: передача содержания, ответы на вопросы. И даже при использовании продуктивных форм работы — аналитическое чтение, реферирование, аннотирование — несомненную трудность представляет придание этой работе личностно-ориентированного, субъектного характера. Одним из возможных решений этой проблемы является «позиционное чтение».

Основные задачи технологии позиционного обучения:

конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Дидактические особенности технологии :

обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;

появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;

создаются условия для вариативности и дифференциации;

используется положительное стимулирование обучающихся;

формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Важнейшая особенность обучения : процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);

оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Педагогическая идея метода — обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста.

Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:

Подготовительный, который включает:

подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,

глубокое изучение текста,

подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;

деление учащихся на группы,

распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;

группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,

вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;

4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:

каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,

группа отвечает на вопросы учащихся и преподавателя.

Позиционное обучение на учебном занятии начинается с чтения учебного текста. Учащиеся делятся на группы (от 1 до 5 чел.), выбирают одну из позиционных ролей, предложенных преподавателем: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ». Для творческой интерпретации обсуждаемого текста возможно добавить позиции «поэзия», «театр».

Задачи групп следующие:

· «тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста;

· «понятие» — определить основные понятия данного текста;

· «схема» — представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;

· «оппозиция» — высказать возражение к основным положениям текста;

· «апологет» — показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;

· «метод» — ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»

· «ассоциация» — предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);

· «символ» — выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;

· «поэзия» — донести содержание текста в стихотворной форме;

· «театр» — донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).

Студентам отводится определенное время для чтения текста в группах (время чтения определяется объемом текста), выработки предложенной позиции и ее презентации. Группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске или листе ватмана.

Как показывает практика, 20 минут — достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5–7 страниц, с более объемными текстами (монографии, главы книг) подготовка позиции возможна во внеаудиторное время.

Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль преподавателя (иногда преподавателей) в организации и управлении групповой дискуссией.

Следует отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал метода. Он позволяет не только глубоко изучить учебную или научную информацию, но и сформировать системные представления о ней, развивает умения аргументации, ведения дискуссии, коммуникативную компетентность.

Метод основан на принципе двуплановости обучения: план ученика представляет собой увлекательную творческую разработку и эмоциональную защиту определенной позиции, план преподавателя — организацию эффективного усвоения учебного материала. Кроме того, нельзя не отметить, насколько позитивным и эмоционально ярким становится занятие с использованием позиционной технологии.

Нам представляется, что методический арсенал позиционных технологий достаточно широк и может активно использоваться в учебном процессе.

К достоинствам позиционного подхода следует отнести высокую мотивацию общения, возможность выразить личное отношение к учебной информации, формирование навыков ведения дискуссии, развитие креативности, высокую эмоциональность, углубление познавательных мотивов учения, повышение самооценки учащихся.

Источник

Статья на тему «Технология позиционного обучения в начальной школе».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технология позиционного обучения.

Одной из эффективных современных технологий, применяемых на уроках в начальной школе, направленной на формирование читательской грамотности, развитие смыслового чтения, является модель позиционного обучения.

Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.

Педагогическая идея методаобдумать, разработать, объяснить и защитить одну из позиций.

Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Каждая имеет свое название и соответствует одной из обобщенных позиций. Группы не повторяют выступления друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций.

Каждая группа отражает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.

В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);

оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:

социальные – формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.

Урок с использованием технологии позиционного обучения состоит из следующих этапов:

При этом учитель сам должен глубоко изучить текст.

4. Презентация группой и «защита» своей позиции, ответы на вопросы одноклассников и педагога.

В начальной школе оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные для построения урока в соответствии с моделью позиционного обучения.

Две последние позиции позволяют творчески интерпретировать текст или свою работу над ним.

Можно придумать свои названия позиций и продумать задания. Некоторые позиции, методы сначала отрабатываются совместно со всем классом, чтобы учащиеся имели представление о том или ином способе организации деятельности.

Урок с использованием технологии позиционного обучения можно изучить в «Приложении», где выложена технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе по произведению О.Полонского «Муравьиное царство» (УМК «Перспектива»)

Приведены примеры использования различных позиций на уроках окружающего мира и русского языка.

В результате использования данной технологии мы

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы, умения графически оформить текстовый материал;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

8) овладение учениками навыками эффективной работы с текстом;

Это познавательные УУД.

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в группе.

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

Рассмотрим достоинства технологии:

Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

Способствует пониманию текста на уровне смысла.

Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала. Но для учителя требуется больше времени на подготовку.

Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках в начальной школе, как один из способов развития смыслового чтения.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Лекция Технология позиционного обучения через работу с текстом как средство формирования смыслового чтения

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технология позиционного обучения через работу с текстом как средство формирования смыслового чтения.

Сегодня мы поговорим о формировании читательской грамотности учащихся, о технологии позиционного обучения через работу с текстом.

Какие основные проблемы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования PISA? Дефицит таких умений, как формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.

В федеральных образовательных стандартах обязательными для реализации являются междисциплинарные программы:

Чтение, или по-другому работа с информацией, лежит в основе формирования любых УУД.

Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений, которые также внесены в программу по разделам. Каковы эти группы умений?

1. Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.

2. Интерпретация текста.

3. Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.

Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Технология позиционного обучения.

Одной из эффективных современных технологий, применяемых на уроках в начальной школе, направленной на формирование читательской грамотности, развитие смыслового чтения, является модель позиционного обучения.

Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.

Педагогическая идея методаобдумать, разработать, объяснить и защитить одну из позиций.

Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Каждая имеет свое название и соответствует одной из обобщенных позиций. Группы не повторяют выступления друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций.

Каждая группа отражает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.

В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);

оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:

социальные – формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.

Урок с использованием технологии позиционного обучения состоит из следующих этапов:

При этом учитель сам должен глубоко изучить текст.

4. Презентация группой и «защита» своей позиции, ответы на вопросы одноклассников и педагога.

В начальной школе оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные для построения урока в соответствии с моделью позиционного обучения.

Две последние позиции позволяют творчески интерпретировать текст или свою работу над ним.

Можно придумать свои названия позиций и продумать задания. Некоторые позиции, методы сначала отрабатываются совместно со всем классом, чтобы учащиеся имели представление о том или ином способе организации деятельности.

Урок с использованием технологии позиционного обучения можно изучить в «Приложении», где выложена технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе по произведению О.Полонского «Муравьиное царство» (УМК «Перспектива»)

Приведены примеры использования различных позиций на уроках окружающего мира и русского языка.

В результате использования данной технологии мы

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы, умения графически оформить текстовый материал;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

8) овладение учениками навыками эффективной работы с текстом;

Это познавательные УУД.

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в группе.

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

Рассмотрим достоинства технологии:

Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

Способствует пониманию текста на уровне смысла.

Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала. Но для учителя требуется больше времени на подготовку.

Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках в начальной школе, как один из способов развития смыслового чтения.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *