Что такое позиция ученика

Позиция ученика

Что такое позиция ученика. Смотреть фото Что такое позиция ученика. Смотреть картинку Что такое позиция ученика. Картинка про Что такое позиция ученика. Фото Что такое позиция ученика

Все мягкое, гибкое, податливое растет, а все сухое, твердое, недоступное прекращает рост и умирает. Вот почему так важно, независимо от возраста, поменять позицию сознания, стать в позицию ученика, а не учителя.

В позиции учителя тот, кто живет умом, критикует, анализирует, рассчитывает и контролирует каждый свой шаг, планирует заранее все и не терпит неожиданностей, живет по установленным жестким правилам, на все имея свое мнение, подтвержденное жизненным опытом. Он закрыт для всего, что не соответствует его правилам, убеждениям.

Это уровень материального мира объектов. Это план грубых энергий слов, фраз, идей, которые не несут ничего нового. Все известно заранее, что хорошо, что плохо, что нужно делать, а что нет. Здесь накапливаются знания, приобретается жизненный опыт.

Такой человек, как орех в скорлупе, невозможно проникнуть внутрь. Для этого нужно разрушить скорлупу: изменить позицию сознания и стать учеником.

Научить никого ничему нельзя. Знания есть и каждый может взять их или не может взять. Знания не слова и фразы, а смысл, который за ними стоит. Смысл — это тонкие вибрации, которые могут проникнуть в человека, только если он открывается.

Открыть каждого может понимание того, что позиция учителя — это движение ума. Поток мыслей движется от прошлого в будущее, проскакивая настоящее, то есть саму жизнь. Создается иллюзия движения, изменения, проживания жизни. Эти изменения на уровне ума и тела. Тело с возрастом меняется, мысли меняются в соответствии с прожитым опытом. Жизненный опыт — это те ограничения, которые ум нам услужливо подсовывает чтобы сделать нашу жизнь более комфортной, удобной.

Настоящие знания — это не опыт, а проникновение. Проникновение — это уровень не тела и ума, это уровень осознанности. Это не накапливание знаний, а проявление разумности,-ясности и понимания всего, что есть. Сосуд должен быть пустым, чтобы его можно было наполнить. Стать пустым — значит стать учеником.

Жизнь стремительно меняется, заведите привычку смотреть на все, что происходит, по-новому. Играйте в игру: я ничего не знаю в жизни и стараюсь узнать. Все, что я уже знаю — это ложь. Другой-Учитель, а я — ученик. Наблюдайте каждый факт, не давайте оценки. Постоянно ставьте себя на место другого: что он говорит и что на самом деле хочет сказать. За произнесенными словами всегда скрывается истинный смысл.

«Станьте как дети»,- сказал Иисус. Самое главное качество ребенка — доверие. Когда вы играете в эту игру, что ничего не знаете, вы доверяете не другому, такому же как вы, вы доверяете Жизни и она начинает вам отвечать. Она отвечает не на уровне ума и тела, она отвечает на уровне тонких энергий осознанности. Вот почему, чтобы ее услышать нужно стать доступным, открытым, разрушить свою скорлупу обусловленности.

Когда ученик готов к такому отношению к жизни, то он начинает расти в сознании. Ум ослабляет cвою хватку и тело расслабляется. Тогда тонкие вибрации осознанности Вселенной начинают проникать в ученика и возникает ясность и понимание. Зажечь в себе факел осознанности можно только в позиции ученика.

Источник

Субъектная позиция школьника в обучении как необходимое условие формирования социальной компетентности личности

Современные сложные социально-экономические отношения предъявляют новые требования к выпускнику школы, который должен уметь адаптироваться в социальной среде, быстро входить в межличностные взаимоотношения, уметь ставить свои интересы в равное положение с интересами других, понимать ценности других лиц, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами, легко ориентироваться в большом потоке информации и свободно генерировать идеи, обладая решительностью, самостоятельностью мышления, социальной ответственностью за результаты своего труда. Только творческая личность, способная к саморазвитию, с присущими ей вышеперечисленными качествами, способна выжить, самореализоваться и преобразовать действительность.

В личностно-ориентированном подходе в педагогике важное место среди таких понятий, как личность, индивидуальность, индивид, занимают понятия субъект и субъектность. Акцент на субъектности обусловлен не новыми теоретическими веяниями, а пониманием того, что личность – есть феномен субъектности. Это изменяет позицию учащегося с традиционной – как объекта обучения, на иную – как субъекта учения. (Субъект – это индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.) Чем отличается субъект от объекта? Субъект активен, а объект деятельности – предмет приложения активности. Активность субъекта означает способность к самопроизвольным, инициативным, имеющим причину в самом себе, действиям. Если же эта способность у ученика не развита, то имеет место пассивность поведения. К каким последствиям для личности и общества она приводит – всем известно: потеря интереса к учебе, жизни, уход в наркоманию, в виртуальную компьютерную реальность и др.. В школе пассивный ученик замыкается в себе, становится изгоем, объектом насмешек, агрессии, манипуляций. Объект утрачивает свою неповторимость и приравнивается к другим объектам.

Как часто мы, учителя, сетуем на неразвитость, несамостоятельность, незрелость наших выпускников, забыв, что вся школьная жизнь была у них запрограммирована и не предусматривала инициативу, лишала субъектности, поощряла конформизм. Так откуда же взяться ответственности и самостоятельности, умению брать инициативу на себя, способности действовать в социуме с позиций другого?

Образно говоря, ученик должен стать для самого себя учителем, быть одновременно и «я – учеником», и «я – учителем». Для формирования субъектной позиции ученика в обучении учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ученик переходил от управления со стороны учителя учебной деятельностью к самоуправлению, от внешнего контроля к самоконтролю, от внешней оценки к самооценке. Такая логика организации обучения приводит к изменению позиции и учителя (он из урокодателя превращается в фасилитатора, помощника ученика, создающего условия и стимулирующего его личностный рост, познавательную активность и самостоятельность), и ученика (он становится активным и заинтересованным участником учебного процесса).

Для достижения поставленной цели в своей педагогической деятельности использую поисковые, творческие, проектные работы, широко применяю метод индивидуально-групповой познавательной деятельности, который позволяет не только проектировать субъектную позицию школьника в обучении, но и реализовывать новые педагогические технологии. Работа в группах помогает учащимся осваивать субъектную роль и использовать свои субъектные полномочия, создает условия для развития способности проектировать учебную деятельность, составлять программу действий на основе имеющихся целей, формировать задачи и находить адекватные средства их решения. В группах ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим товарищам, взаимопомощь и стремление не подвести других.

Анкетирование во всех классах, в которых работаю, показало, что учащимся нравится работать в группах. Они чувствуют себя комфортно и более уверенно на таких уроках. Когда учащиеся уже могут достаточно хорошо работать в группе, то с ними очень легко провести урок – семинар, практикум, конференцию, ролевую игру.

На уроках-семинарах («Классы неорганических соединений» (8 класс), «Виды химической связи» (9 класс), «Природные источники углеводородов» (10 класс), «Биологически активные соединения», «Периодическая система и периодический закон Д.И. Менделеева» (11 класс) и др..) обязательно идет свободное обсуждение-диалог, где каждый имеет право спрашивать, отвечать, иметь свое мнение и не бояться высказать, а если захочется, то изменить его. Такая форма проведения занятий поддерживает субъектную позицию ученика. Когда нет свободы, нет выбора, или когда ученик не умеет ими пользоваться – он зависит от других, им можно манипулировать, низведя с позиции субъекта на позицию объекта. Научившись сначала быть свободным в простых действиях – задать вопрос, высказать свое мнение, ученик постепенно научается свободе в более сложных делах – в определении своих целей и средств деятельности – практической, познавательной, исследовательской.

Во внеурочное время предлагаю учащимся творческие работы (рефераты, сообщения, наблюдения, исследования, опыты). В 8 классе проводится конкурс творческих работ (сказки, рисунки, кроссворды, стихи) на тему «Техника безопасности в кабинете химии», в 9 классе учащиеся сами проектируют и изготавливают приборы для измерения электропроводности веществ, в 10 классе защищают групповые проекты по теме «Высокомолекулярные соединения в жизни человека и общества». Учащиеся 11 классов разрабатывают мультимедийные презентации по изучаемым темам курса, создание которых предполагает различные виды деятельности, учит ребят навыкам взаимодействия и сотрудничества, приемам общения. Выполнение творческих работ предоставляет обучающимся возможность проявить себя, свою индивидуальность, повышает уверенность в своих силах, помогает самоутвердиться, учит анализировать ситуации, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения, нести ответственность за результаты своего труда.

Таким образом, планирование субъектной позиции школьника в обучении является, на наш взгляд, необходимым условием формирования социальной компетентности личности. Способность проектировать и прогнозировать свои поступки и поведение, самостоятельно искать новые способы решения школьных учебных задач, быть активным в принятии решений, готовность брать ответственность на себя, соблюдать баланс общих и личных интересов, сформированные в учебной деятельности и ставшие его личностной характеристикой, обучающийся переносит и при решении жизненных вопросов. И тогда наши выпускники, вступая во взрослый мир, не будут беспомощны, пассивны и инертны в решении жизненных проблем, смогут быстро включаться в социальную жизнь, осознавать себя и свое место в современном обществе.

Источник

Что такое позиция ученика

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппова А.Э. Понятие «Внутренняя позиция школьника» в психологии // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/10/7200 (дата обращения: 16.12.2021).

Изучение внутренней позиции школьника в психологии имеет важное значение для поиска путей повышения мотивации учения школьников [1], формирования позитивного отношения к обучению в школе [2], успешной социализации в современном образовательном и социокультурном пространстве [3].

Внутренняя позиция школьника трактуется как отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации [4].

В общем внутренняя позиция как психологическое образование определяет мнение человека относительно определенных обстоятельств его жизнедеятельности, инициируя конкретные переживания как положительного, так и отрицательного характера. Внутренняя позиция школьника выражает облик учащегося, ход обучения и всего, что связано с обучением, школы как цельного субъекта, сформировавшегося в сознании учащегося, который уже включен в учебную деятельность. Следовательно, по тому, каково отношение школьника к учебным занятиям, можно сказать о позиции школьника как сформированной или же несформированной.

Процессуально развитие внутренней позиции школьника сопряжено с принятием им или же отвержением тех законов и условий, которые были предъявлены к ученику той образовательной средой и его собственным положением как ученика. Промежуток ее формирования как раз и приходится на начальную школу, а главное – на самый первый год обучения. Л.И. Божович писала о том, что изначально ребенок, проецируя на себя правила роли, которая предназначалась ему в игре, исполняет школьные функции, которые ему определены учебным процессом [4]. Ребенок желает быть на уровне требований, предъявляемых ему системой образования, и это желание является более сильным, чем другие. Так называемая «детская произвольность» исчезает к тому времени, когда ребенок адаптируется к позиции школьника. На месте произвольности должен развиться наиболее высокий вид произвольности, который будет отвечать особенностям учебной деятельности как обычного обязательства ученика. Следует заметить, что данная деятельность будет все больше усложняться.

Ребенок, у которого сформирована достаточно позиция школьника, получает положительные переживания от того, что он осознает себя учеником, поэтому игры и все, чем он занимался в дошкольном периоде, становятся менее привлекательными. Школьник начинает осознавать свою новую роль, ему не хочется ее потерять, он гордится тем, что у него появились школьные обязанности, которые на него возложили, становится более ответственным по отношению к своей учебной деятельности. Однако, если же эта позиция не достаточно сформирована или вообще не сформирована, или же потеряла для него особенность, перестала оказывать на него побудительную силу, то для него выполнение тех обязанностей, которые на него возложены, становятся обузой и зачастую тем грузом, который для него неприятен.

Понятие внутренней позиции, которое было введено Л.И. Божович, является самым известным, но также и одним из наименее разработанных понятий в психологии. Прежде всего, для Л.И. Божович это понятие было выведено из трудов Л.С. Выготского. На наш взгляд, данное понятие представляет собой конкретизацию представлений Л.С. Выготского о переживаниях как внутренних инстанциях, опосредующих внешние воздействия [5].

Важной проблемой, которую помогает решить понятие, которое мы изучаем, является проблема единиц анализа личности. Данная проблема впервые была поставлена Л.С. Выготским в его работе «Мышление и речь» [6]. Методологические подходы, представленные в работе Л.С. Выготского, также можно проследить и в исследованиях личности в трудах А.Г. Асмолова, Р.Кеттелла, Г.Айзенка, К.К. Платонова, В.С.Мерлина и др., в дальнейшем более подробно изучались Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко.

Психологи и педагоги отмечают, что современные дети совершенно не хотят идти в школу, позиция школьника не сформирована.

Перед началом школьного обучения развитие ребенка разворачивается в социальную сторону, то есть ребенку не хватает тех ресурсов, которые он получает от своей семьи. Поэтому он начинает тянуться к более обширному обществ, для того, чтобы быть оцененным и замеченным другими взрослыми, а не только своими родными. Следовательно, у ребенка формируется «Я» социальное.

Социум дает растущему ребенку место, где он проявляет свое стремление и сравнивает себя с другими – в варианте школы, а также при посещении различных кружков, в которых он может себя проявить. Основным условием для прохождения в данную среду и является внутренняя позиция школьника, которая должна быть у него сформирована.

Обобщая все то, о чем говорилось ранее, следует отметить, что внутренняя позиция школьника – это концепция взглядов ребенка на школу и на собственное место в ней. Внутренняя позиция школьника со временем создается у ребенка в старшем дошкольном возрасте. Позиция развивается в сюжетно-ролевых играх в школу, в разговорах о ней с семьей и ближайшим окружением, а также в детских садах с воспитателями и педагогами.

Позиция школьника значит, что учащийся способен думать о себе как «Я – будущий школьник, ученик. Я иду в школу», и эти идеи носят положительный характер. Ребенок относится к поступлению в учебное заведение, к учебе благоприятно, вернее, как естественному движению формирования событий. Он может незначительно беспокоиться, однако, в общем ощущает потребность учения, никак не думает о себе без обучения.

Позиция школьника в наиболее взрослом варианте также определяется как желание ребенка обучаться, следовательно, он имеет надлежащие познавательные мотивы. Ребенок заинтересован в учебе, стремится познать что-то новое для себя. Он не только достигает учебных результатов, но и пребывает «в процессе». Закладываются основные принципы ощущения взрослости, «расцветающее» уже в подростковом возрасте. Позиция школьника – это этап к взрослению, когда ребенок тянется к тому, чтобы стать взрослым. А первый педагог и представляется как одна из тех персон, которые в его понимании символизируют данный мир взрослых.

Таким образом, посредством формирования данной внутренней позиции школьника у детей создаются две общественно важные потребности – познавательная и потребность в общении со старшими. Весьма похоже на ранее детство, где главная потребность концентрируется на эмоционально-деловом общении с семьей. Однако степень трудности школьной работы несравненно больше.

Согласно сведениям научных исследований, сегодняшние первоклассники отличаются от тех детей, которые поступали в учебные заведения в 80-е годы минувшего столетия. Изучение проводилось среди городских жителей. Установлено, что современные дети отличаются тем, что они лучше понимают себя, у них наиболее развиты истинные ролевые действия. Возможно, разного рода формирующая подготовка в дошкольном возрасте как раз и содействует тому, что дети развиты не по годам и ведут себя как взрослые.

С точки зрения развития позиции школьника – это позитивное изменение личности, так как для ребенка нет места стрессам и меньше неожиданностей. Но пропадает новшество, душевный подъем, заинтересованность к учебной жизни, детская непринужденность, а также игровые умения [7].

Итак, внутренняя позиция школьника – это то, что приобретается в дошкольном возрасте, и родителям нужно систематически, однако без фанатизма, создавать у обучаемого ребенка благоприятный настрой на школу. Это необходимо, так как все исследования, которые проводились, демонстрируют, что если внутренняя позиция школьника у ребенка не сформирована, а он первоклассник, то велика вероятность, что позиция станет очень неполноценна и кривобока. Чаще бывает, к сожалению, что школа не способствует формированию интереса к познанию у школьника, а, наоборот, даже приглушает этот интерес.

Источник

Позиция учащегося в образовательном процессе

Современный образовательный процесс характеризуется существенными изменениями в позиции обучаемых в процессе освоения образовательных компетенций. Эти изменения особенно ярко проявляются в акцентах, расставляемых педагогом в проектировании образовательных ситуаций и методах их решения.

Известно, что основным методом традиционного образования является информационно-рецептивный или иллюстративно-объяснительный. Суть его можно выразить так: показ способа действий учителем, воспроизведение в упражнениях, контроль за усвоением действий.

Разумеется, и показ образца, и его объяснение, и контроль за его воспроизведением учитель может реализовать по-разному. В зависимости от этого в довольно широких пределах будет изменяться эффективность методов образования, но суть их остается неизменной – все это лишь варианты иллюстративно-объяснительного метода реализации содержания образования.

А именно это и является важным для учителя, ориентированного главным образом на передачу знаний в готовом виде. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях.

При таком обучении учитель ставит перед собой цель передачу учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

В такой ситуации достаточно легко определить позицию учащегося на занятии – эта позиция пассивного слушателя, которому иногда предоставляется возможность вербализовать свои знания.

Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы.

Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.

Понимание обучения как «передаточного» механизма некоторого содержания от учителя к ученикам предполагает формирующее воздействие педагога на ученика. Аналогичным образом в методической деятельности укоренился так называемый обмен опытом, который якобы способен взаимно обогатить двух или нескольких учителей, которые расскажут друг другу о своей работе. На самом деле в этом случае происходит лишь передача информации, но не опыта и тем более не знаний.

Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Образовательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют “школой памяти”.

Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).

Другими словами преподавание в традиционном образовательном процессе доминирует над учением, что находит отражение в названиях частных дидактик. Например, чаще говорят о методике преподавания физики, чем о методике изучения физики. Очевидно, что основное внимание в этом случае уделяется преподаванию (передаванию) учебного материала, а не учебной деятельности учеников.

Если использовать систематизатор когнитивных установок и целей по Б. Блуму таких как:

Анализируя традиционно организованный образовательный процесс с позиции этих целей можно заметить, что методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Они, как правило, расположены в конце любого параграфа учебника.

В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.

Таким образом, позиция учащегося в традиционном образовательном процессе проявляется в том, что он:

Современный подход к осуществлению образовательного процесса ориентирован на создание таких образовательных ситуаций, в которых используются личностные ресурсы самих обучающихся: склонности, интересы, способности, возможности и пр.

Этот подход получил название личностно-ориентированного подхода в образовании. Так например, в обучении личностно-ориентированный подход, не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, не ставя четко обозначенной границы, тяготеет к поисково-исследовательскому методу.

Другими словами, не показ способа действий, а поиск, “выращивание” этого способа. Роль учителя – в организации поисковой деятельности “изнутри”. Учитель – участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки. Учитель ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо.

При такой организации обучения, основной формой деятельности учащихся является диалог и полилог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализируются пути ее решения. Замечено, что наиболее удачными формами организации диалогового общения являются работа учащихся в малых группах, дидактические игры и другие нетрадиционные методы проведения уроков, в которых научное содержание наиболее естественно сочетается с индивидуальным опытом учащихся.

Проектирование методов обучения, при использовании личностно-ориентированного подхода, направлены на осмысление учащимися своей деятельности. А сами методы, активизируя позицию учащихся в образовательном процессе, обращены на способности обучаемых перестраивать свои действия, свой наличный опыт, свои мотивы и потребности.

Они обращены к обмену не только мыслями, но и чувствами, переживаниями, поскольку на уровне восприятия и памяти, без личных переживаний нельзя овладеть предметом как частью мировой культуры человека (“о чем не поплакал – о том не споешь”). В целом, возможности личностного взаимодействия в поисково-исследовательском методе гораздо шире.

Исполнительность, послушность – чуть ли не идеал в традиционном обучении. Но послушный ученик-исполнитель не может быть деловым партнером учителя. Учитель, в свою очередь, – снабженец знаний и рецептов. Он ведет ученика к цели, только ему известной, часто не посвящая учащегося в процесс движения (как врач, который лечит, ничего не объясняя пациенту).

Для отношений традиционного обучения характерно управление и исполнение, руководство и подчинение, постоянная оценка действий ученика. Довольно типична боязнь ученика отвечать без гарантии правильности ответа, боязнь быть осмеянным. По существу в этом случае надо говорить не об общении, а об информационном процессе – обмене знаниями.

Альтернативой традиционным отношениям является ученик как субъект учения, своей деятельности, “цветок”, который выращивает “садовник” – учитель. Учитель обеспечивает, создает условия для самоизменяющегося ученика, для его перехода в новое состояние, придает процессу самоизменения культурные формы.

Он заботится о понимании учеником целей и задач обучения, принятии их учащимися, он изменяет постановку учебной задачи в зависимости от потребностей учащихся, учит самостоятельной постановке учебных задач, в том числе задач по самоизменению учащихся.

Ученик имеет право на ошибку (“на ошибках учатся”), на собственное мнение, отличное от мнения учителя и других учеников, открыто демонстрирует свои способности. Несогласие ученика с учителем не рассматривается как сопротивление, которое непременно надо сломить.

В личностно-ориентированном обучении “сопротивление” считается естественным следствием различного понимания реальности, различий в ценностях и установках ученика и учителя. Более того, сопротивление необходимо им для нормального личностного развития.

Концептуальное различие традиционного и личностно-ориентированного образования приводит к существенному изменению педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика. Проведенный нами анализ этих различий показывает следующие результаты.

Видоизменение позиции учителя и ученика в образовательном процессе представлено в таб.1 и таб.2.

Что такое позиция ученика. Смотреть фото Что такое позиция ученика. Смотреть картинку Что такое позиция ученика. Картинка про Что такое позиция ученика. Фото Что такое позиция ученика

Что такое позиция ученика. Смотреть фото Что такое позиция ученика. Смотреть картинку Что такое позиция ученика. Картинка про Что такое позиция ученика. Фото Что такое позиция ученика

Что такое позиция ученика. Смотреть фото Что такое позиция ученика. Смотреть картинку Что такое позиция ученика. Картинка про Что такое позиция ученика. Фото Что такое позиция ученика

Приведенное различие двух подходов не означает, что в конкретной школе обучение осуществляется или осуществлялось по “левой или правой колонке”. Реальная практика гораздо богаче и разнообразнее.

Различение проведено с теоретической целью отделения личностно ориентированного подхода от массово-традиционного, тех аспектов последнего, которые все еще типичны для российской школы. Сама же “правая колонка” выросла из нарождающегося в этих же школах нового подхода, из теоретического осмысления работы лучших ее представителей.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителем педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Это один из способов осуществления индивидуализации в условиях новой образовательной парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности ученика, как субъекта собственного образования, и в этом его значительное отличие и огромный потенциал. В основе этого понятия – собственная роль и ответственность ученика в осуществлении познавательной деятельности, которая выявляет его личностный потенциал.

Как показывает педагогический опыт, уровень активности позиции учащегося при разработке индивидуального образовательного маршрута и его реализацией определяется рядом условий, а именно:

В практике работы современной школы накоплен опыт проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Этот опыт включает в себя осуществления ряда последовательных этапов построения маршрута.

Этап самоопределения включает в себя определение образовательной целей (индивидуальный выбор цели образования), прогнозирование результатов и выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели.

Одной из задач педагога на данном этапе является включение обучающегося в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиями профильного обучения), определения сферы деятельности, раскрывающей его интерес.

Результат данного этапа может характеризоваться самоопределением обучающегося в образовательном процессе (установлен исходный уровень, определены вектор движения и уровень личных достижений, который правильнее было обозначить как притязания).

Этап построения индивидуального образовательного маршрута включает себя следующие шаги: определение содержания образования (в том числе и дополнительного), уровня и режима освоения тех или иных учебных предметов, планирование собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки полученных результатов (собственных достижений).

Функция педагога на данном этапе заключается в помощи обучающемуся через конкретизацию целей и задач, предложение средств их реализации. Результатом данного этапа, на уровне обучающегося может быть программа конкретных действий по реализации замысла (индивидуального образовательного маршрута).

Этап оформления индивидуального образовательного маршрута предполагает своего рода фиксацию замыслов в определенном документе. Как показала практика, к числу таких документов могут быть отнесены индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа.

Важным моментом является нормативное закрепление намерений обучающегося о реализации индивидуального образовательного маршрута через утверждение его директором школы и фиксацию обязательств всех сторон (школы, семьи, обучающегося) в договоре, после чего начинается этап реализации индивидуального образовательного маршрута.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут может выступать как результат продуктивной деятельности школьника, способствующий развитию активной позиции в образовании, направленной на удовлетворение собственных образовательных потребностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *