Что такое познавательная активность учащихся
Статья «Познавательная активность ее сущность, структура условия»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Познавательная активность»: сущность, структура, условия развития
На сегодняшний день важно, чтобы человек не только потреблял знания, но и умел самостоятельно добывать их. Современное общество выдвигает нестандартные ситуации и требует от учителей широты интереса. Особый вид интереса – интерес к познаниям или познавательная активность. Ее область – это познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Нет одинакового подхода к определению понятия «активность». В одних источниках «активность» отождествляется с деятельностью, в других – является результатом деятельности, в – третьих данное понятие рассматривается как более широкое понятие, чем деятельность. Акцент делается как на ее динамическую составляющую, так и на личностную.
Часто понятие «активность» применяется в психологии и смежных науках для обозначения трех различных явлений:
1)определенной, конкретной деятельности индивида;
2)состояния, противоположного пассивности, но это не обязательно активная деятельность, а может быть, всего лишь готовность к деятельности;
3)для обозначения инициативности.
Итак, активность – это деятельность, активность – готовность к деятельности и активность – инициативность. В выделенных вариантах при существенных различиях есть и общая часть, которая обозначается там, где они взаимно пересекаются. Общим, совпадающим является указание на наличие энергии и ее мобилизованность.
Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль.
Проблема развития познавательной активности младших школьников с давних времен находилась в центре внимания. Ведь если учащиеся будут проявлять познавательную активность, то процесс обучения будет проходить более эффективнее. Многие ученые рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.
А.Н. Леонтьев считает, что активность – это понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей.
В словаре «Профессиональное образование» С. М. Вишнякова приводит определения:
1) активность (лат. асtives – деятельный) – качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений; социальный смысл активности определяется ее направленностью и мотивами; позитивная активность порождает высокие социально значимые результаты лишь в сочетании с глубокой компетентностью.
2) познавательная активность – качество учебной деятельности учащихся, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно–волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.
В словаре (междисциплинарный) по педагогике под редакцией Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова познавательная активность характеризуется следующим образом: это деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом является физиологической основой познавательной активности. Выделяются три уровня познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Если ребенок находится на первом уровне познавательной активности, то должен научиться воспроизводить свои знания или умения при необходимости. Интерпретирующий уровень характеризуется тем, что ученику, имея некоторые знания, необходимо научиться использовать их в новых учебных условиях и исходить от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности близок учащимся, которые усваивают связи между предметами и явлениями, а также пытаются найти для этой цели новый способ.
Еще одно определение познавательной активности представлено в современном словаре по педагогике Е. С. Рапацевича: это свойство личности учащегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно– волевых усилий на достижение учебно – познавательной цели.
Определение познавательной активности дают и другие ученые– исследователи. Г. И. Щукина говорит о познавательной активности как о «ценном личностном образовании, выражающем отношение человека к деятельности». Т. И. Шамова утверждает, что это «деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности». В. С. Ильин считает, что «в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент». Согласно представлению, Т. И. Зубковой, познавательная активность есть не что иное, как «естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование».
За основу, мы взяли определение познавательной активности Э.А. Красновского. Он говорил, что познавательная активность – это «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения».
Н.Н. Поддьяков выделяет два вида детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. Собственная активность ребенка – это нестандартная и универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, личностной, волевой. Активность, которая стимулируется взрослым характеризуется тем, что взрослый организует деятельность ребенка, показывает и рассказывает, как необходимо делать. Ребенок в ходе такой действительности получает результаты, определенные взрослым. Действие (или понятие) формируется в соответствии с преждевременно заданными параметрами. Сам процесс происходит без проб и ошибок, а также мучительных поисков и драм.
Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Она характеризуется стремлением к новым, полным и глубоким знаниям, а также к познанию. Если систематически укреплять и развивать познавательную активность, то это становится основой положительного отношения к учению. Характер познавательной активности – поисковый, так как под ее влиянием у детей всегда возникают вопросы, ответы которых они ищут активно и постоянно, но при этом поиск происходит с увлечением. Ученики испытывают радость от удачи, эмоциональный подъем.
Для развития познавательной деятельности ученикам помогает их отзывчивость, готовность воспринимать все, что дает им учитель, природная любознательность, их особая расположенность к усвоению нового.
Статья «Формирование познавательной активности учащихся на уроках»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Формирование познавательной активности учащихся на уроках
2.Теоретическая база опыта
3.Актуальность и перспектива опыта
2.Теоретическая база опыта.
Форма организации познавательной деятельности в образовательном процессе является решающим моментом для развития заинтересованности у учеников к работе. Так, если процесс учения будет неинтересный и утомляющий, то обучающиеся не будут плодотворно заниматься и с творчеством подходить к подготовке, не будет происходить никакого развития интереса к знаниям, что за собой приведет к неуспеваемости и непосещению занятий. К основным методам формирования познавательного интереса на уроках можно отнести следующее:
— метод эмоционального стимулирования;
— создание ситуации успеха в учении;
— создание ситуации познавательного спора;
— проведение познавательных игр.
Для достижения интереса использую метод познавательных игр. Игра уже давно используется как средство возбуждения интереса к учению. Эмоциональная окрашенность игры, увлекательная ситуация позволяет усвоить значительный объем информации, в сравнительно небольшое время углубить, систематизировать знания, но непременным условием при этом является органическая связь игры с содержанием материала урока.
— обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться;
— исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
— комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
— обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;
— обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
— эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога (создание доброжелательного и эмоционального фона в работе педагога и учеников; положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность);
— стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;
— на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
— организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.
4 Новизна опыта. Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через различные формы, методы, приемы и средства подачи материала. Выполняя ту или иную работу, учащиеся овладевают определенным кругом знаний, приобретают умения и навыки самостоятельного решения поставленной перед ними задачи, усваивают глубже и лучше тот материал по математике, на котором было построено задание. На уроках построенных, по инновационным технологиям знания конкретизируются: то, что было только в мыслях, становится вещественным, ощутимым, зримым, реальным».
Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что не нужно полностью отказываться от устоявшейся манеры преподавания, а сочетать и разнообразить данную систему инновационными технологиями, формами и методами подачи материала.
В процессе их выполнения осуществляется выработка практических умений и навыков, появляется и развивается инициатива учащихся, их творчество, самостоятельность, коллективизм что очень важно в воспитательном отношении. Технологии здоровьесберегающей, игрового, разноуровневого, исследовательского обучения препятствуют преждевременному наступлению переутомления, выполняются с большим желанием, интересом и деловитостью.
В своей работе с целью развития познавательной активности младшего школьника я использую элементы технологий:.
— технология проблемного обучения;
-технология критического мышления;
— игровая технология;
— ИКТ;
— здоровьесберегающие технологии.
В представленном мной уроке присутствуют элементы данных технологий.
Описанный мною педагогический опыт можно использовать всем учителям начального звена, реализующим любую образовательную программу. Может быть использован при планировании урочной и внеурочной деятельности учителями начальных классов в целях сопровождения индивидуального развития учащихся с опорой на выявление и поддержку сильных сторон (талантов) личности ребенка; при планировании воспитательной работы классными руководителями. Опытом своей работы делюсь с коллегами школы, района. Участвую в работе различных интернет- сообществ, имею публикации/
Помещаю свои работы на сайтах infourok, Edcommunity. Повышаю уровень своего мастерства: прохожу курсы повышения квалификации, участвую в вебинарах, прохожу профессиональные тесты и диагностики.
Для эффективного внедрения данного опыта учитель, прежде всего, сам должен стремиться повышать заинтересованность познавательной активности каждого ребенка. Организация такого воспитательного и образовательного процесса требует от учителя совместной работы с родителями детей, умение вовлекать их в активную совместную деятельность, налаживать связь с социумом. Если организация работы по созданию индивидуальных условий для развития детей с личной активной познавательной потребностью в начальной школе будет организована должным образом, то она обязательно должна вывести ученика и учителя на новый высокий уровень самопознания. Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:
1) Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
2) Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.
7. Результативность опыта.
Развитие познавательных интересов на уроках и во внеклассной работе показало, что у школьников повысилась мотивация учения, повысился интерес к учебным предметам. Проводимая работа позволяет получать до 100% успеваемости учащихся, развивает творческие способности детей, создает условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет. Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся. У детей безболезненно проходит период адаптации к школе, ребята ощущают себя полноправными членами классного коллектива с его правами и обязанностями. Качество знаний стабильно устойчивы. Средний балл по предметам составляет от 4,0 б до 4,5 балла; качество знаний от 80 % до 100 %.
Статья. Познавательная деятельность учащихся
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Познавательная деятельность учащихся
Деятельность ( a ctivity) От лат.Activus – деятельный.
Исходя их вида потребности различают материальную и духовную деятельность.
Основными элементами деятельности являются:
-1- осознание деятельности в виде мотива;
-2- оценка наличной ситуации;
-3- формулирование цели;
-4- выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию;
-5- выбор средств деятельности;
-6- реализация решения.
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий . Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной деятельности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.
Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной деятельности и самостоятельности личности.
В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира.
Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношение к деятельности, а, следовательно, и её уровень. И это закономерно. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности.
Коротаева Е.В. выделила уровни познавательной активности, которые характеризуются компонентами познавательной активности.
Таким образом, познавательная активность учащихся отражает их уровень познавательной деятельности.
Что такое познавательная активность учащихся
ЗЕЛЕНИНА Елена Борисовна,
кандидат педагогических наук,
завкафедрой педагогики и психологии ПКИППКРО
Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. К ней обращаются психологи, педагоги, даже философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем.
Для основной школы самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – основной вектор взросления. Основная школа отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности – учебную самостоятельность, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном.
Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже один или несколько). Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем – к внутренней потребности в самообразовании.
Очевидно, что активность связана с укреплением субъектной позиции учащегося. Вот как это выглядит графически.
Субъектную позицию школьника в учебной деятельности понимают как «внутреннюю позицию личности, основанную на отношении к процессу обучения в целом, на определении своего места и роли в нем» (С.А. Нелюбов). Значит, с одной стороны, приобретая свою внутреннюю позицию, ребенок не может быть пассивным в учении. С другой стороны, чем более активен он в учебной деятельности, тем более устойчива его субъектная позиция. К показателям сформированности субъектной позиции школьников относят: устойчивое положительное отношение к учению; высокую активность и самостоятельность; использование результатов учения в социальной практике; высокую самооценку и саморегуляцию.
Основная школа, согласно ФГОС ООО, должна стать этапом испытаний, проб, экспериментирования, проектирования – этапом постепенного преобразования коллективного субъекта учебной деятельности в индивидуальный.
Исследование, проведенное нами среди учащихся 9–11 классов (153 человека) трех школ Владивостока и Артема в 2009–2011 годах, показало, какие проблемы познавательной активности учащихся порождает традиционный процесс обучения.
Познавательная активность учащихся
Анализируя эти данные, выделим основные ценностные ориентации школьников в обычных массовых школах. На первом месте стоит умение «запомнить» (82%). Это свидетельство того, что обучение осуществляется на «знаниевой» основе.
При этом большинство детей (71%) не пытается находить связь с ранее изученным материалом. И только чуть более половины (58%) детей смогли сказать, что «им интересно многое из того, что изучают в школе». Почти столько же (55%) учащихся слабо владеют умением контролировать себя в процессе учения и потому «не всегда могут точно определить, что знают и что не знают».
А практически половина учащихся предполагает, что школьное обучение, скорее всего, значимо для их будущей жизни. Заметьте – не для нынешней.
Четыре основных типа познавательной активности школьника
Согласно результатам исследования В.А. Коротаевой, познавательная активность связана с укреплением субъектной позиции учащегося.
Анализ этих позиций позволил исследователю условно выявить четыре основных типа познавательной активности и выработать тактику (ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию (перспективу развития позиции школьника в учебном процессе) педагогической деятельности:
Педагог обязан «видеть» и включать в познавательную деятельность и школьника, который занимает пассивную позицию, и того, кто время от времени «включается» в интерактивное обучение, и учащегося с ярко выраженной готовностью к совместному познанию.
Проанализируем выделенные типы познавательной активности с точки зрения педагогической тактики и стратегии.
Первый тип (О): учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, включается в деятельность только под давлением педагога. Не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии. Налицо выраженная объектная позиция в учебном процессе.
Тактика учителя в данном случае основана на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Такие учащиеся относятся к категории «пренебрегаемых». Вспоминая свои прошлые неудачи, они сами заранее снижают способность конструктивно подойти к новой учебной задаче. В данном случае очень важно нейтрализовать негативные воспоминания. Основным приемом, помогающим наладить такие отношения, будут так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.). При работе с этой группой учителю следует не ждать немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно. Не предлагать им учебных заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Давать время на обдумывание ответа, поскольку им трудно даются импровизации. Не сбивать во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы. Быть готовым к тому, что после перемены эти дети достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную.
Стратегическое направление в работе сданными учащимися – перевод их в учебном взаимодействии из выраженной объектной в преимущественно объектную позицию. Такое возможно благодаря особой атмосфере уроков, ориентированной на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости, снятие страха перед совместной работой, готовность включиться в сотрудничество с педагогом или одноклассниками, ожидание и эмоциональная готовность к освоению нового типа познавательной активности.
Второй тип (OS) реализуется преимущественно в объектной позиции ученика. Характерные показатели – проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях (интересное содержание урока, необычные приемы преподавания), что, скорее, связано с эмоциональной возбудимостью, часто не подкрепленной наработанными навыками к самостоятельной работе. Во время урока эти ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях также легко могут потерять интерес. Они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами, но такое происходит лишь эпизодически.
Тактика учебного взаимодействия с этими учащимися – подкрепление их субъектного (активного) состояния в учебной деятельности не только в начале, но и в процессе работы. Здесь неоценима помощь учителя, способного при необходимости помочь снять интеллектуальную усталость, преодолеть волевую апатию, стимулировать интерес.
Школьникам этого типа присуща торопливость и незавершенность действий, вот почему именно для них важно умение использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки («шпаргалки»), таблицы. Но есть одна особенность: они легче запоминают и пользуются теми схемами, которые создают сами (или совместно с педагогом); к сожалению, большинство таблиц, изготовленных типографским способом, этих школьников не интересует.
Таким образом, стратегия действий учителя в работе с ситуативно-активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. Тогда ученик испытывает чувство радости и подъема нетолько при восприятии учебной задачи, но и в ходе ее выполнения. А испытав чувство успеха однажды, он захочет повторить и упрочить свои достижения и для этого проявит определенные интеллектуально-волевые усилия. Если последующие уроки не обманут его ожиданий, то возникнут предпосылки для постепенного перехода к исполнительски активному типу познания.
Третий тип – учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности (S).
Главный плюс этих учащихся – стабильность и постоянство. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог.
Именно на них опирается учитель при изучении новой темы, они же выручают учителя в трудных ситуациях. Однако и у них есть свои проблемы. Некоторым кажется, что этим детям учеба дается легко. В этом есть доля истины, но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость – результат более ранних усилий: умения сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку. И эти учащиеся, как, впрочем, и остальные, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Порой они начинают скучать, если изучаемый материал достаточно прост, а учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они понимают, что одобрение учителя можно получить просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительного материала.
Основными тактическими приемами, стимулирующими активных учащихся, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Или «мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило – никакой критики!), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение. Можно предложить учащимся особые ролевые ситуации. Школьники могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «эксперта» (только не забудьте вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий).
Четвертый творческий тип познавательной активности (S) характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося. Эти школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они часто создают проблемы в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность.
Развивая воображение, образность мышления, интуицию, необходимые для творческого типа учебной активности, можно сослаться на рекомендации, предлагаемые группой ученых под руководством С. Парнса: устранять внутренние препятствия творческими проявлениями;
воздерживаться от оценок; показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий; давать возможность умственной разминки; уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности», важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить, использовать и т.д.
Таким образом, деятельность педагога на данном уровне познавательной активности заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки.
Тип познавательной активности – это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть тот факт, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке.
Общие условия достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основной школы:
1. Развитие познавательной активности школьников за счет сохранения и расширения поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся, превращения ее в индивидуальную форму учебной активности каждого учащегося.
2.Выход за пределы учебной деятельности – постепенное сращивание учебной и внеучебной деятельности подростков.
3. Многовариативность разворачивания учебного материала в рамках учебной программы и за ее пределами (индивидуальный образовательный маршрут).
4. Переход на самоконтроль и самооценку собственного движения в учебном материале.
5. В содержании обучения подростка центральное место должна занимать «особая модель объекта, на которой возможно нечто испытывать и опробовать». Обучение в основной школе есть моделестроение и опробование этих моделей (пробных тел) в разных ситуациях для формирования собственной картины мира у подростка.
Основная школа предъявляет серьезные требования к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников, особенно в ситуациях свободного выбора индивидуальных образовательных маршрутов. Неготовность взять высокую планку этих требований угрожает эмоциональному благополучию большей части школьников. Однако, если основная школа, идя на поводу у детской неготовности, снизит уровень этих требований, она потеряет развивающий эффект, что негативно отразится на будущем сегодняшнего подростка.
Лев Толстой писал: «Будущего нет – оно делается нами». Российские педагоги получают шанс реализовать этот подход. Иначе мы окажемся в будущем, сделанным для нас.