Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает

Почему одни дети всё схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же?

Во-вторых, зависит от заинтересованности ребёнка;

В-третьих, от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук);

В-четвертых, от способности к произвольному и целенаправленному вниманию.

Из-за незрелости нервной системы очень часто у детей вовремя не налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и т.д.

1. Ребенок не может выполнить простых для нас заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, а слух в порядке), подпрыгнуть на одной ноге, закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается), ударить по мячу ногой и т.п.

2. Незрелость нервной системы ограничивает понимание ребенком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят.

3. Ребёнок не может выполнить действие по подражанию и образцу. ПОЧЕМУ? По причине отсутствия слаженной работы органов чувств: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут. Именно этим объясняется неумение детей к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую /левую руку, срисовать простейший орнамент из палочек и т.д.

Энергии и возможностей ребенка не хватает для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Именно эти сложности скрываются за выражением «медленно думает», когда говорят о ребенке с проблемами в развитии.

Чем старше становится ребёнок, тем больше информации и опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает. И вовсе не потому, что он «лентяй, и не хочет», а потому, что незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот материал, который знают его сверстники.

Игры со сменой скорости движений:

Найди себе пару (бессюжетная игра для детей 3-5 лет)

Цель. Упражнять в ходьбе и беге с изменением темпа и направления движения: обычным, танцевальным и приставным шагом вперед, в стороны и назад; развивать слуховое внимание, умение соотносить свои движения с характером музыки; создавать условия для тренировки мышечного корсета позвоночника.

Стань первым (игровое упражнение для детей 4-7 лет)

Ход игры. Дети идут в колонне за ведущим, преодолевая естественные (бревно, ручеек, кочка) и специально подобранные (дуги для подлезания, модульное бревно, конусы) препятствия. Педагог называет имя одного из детей. Названный ребенок быстро обгоняет колонну, становится первым и передвижение продолжается.

Скучно, скучно так сидеть! (Бессюжетная игра для детей 4-7 лет)

Материал. Стулья (по количеству игроков)

Цель. Упражнять в быстром беге; способствовать снятию двигательного беспокойства; развивать быстроту реакции на слуховой сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков, воспитывать умение наблюдать, сопоставлять и оценивать свои и чужие поступки; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом; способствовать тренировке амортизационной функции стоп.

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на дружку все глядеть.

Не пора ли вам подняться

И местами поменяться?

Кати, толкай – прочь не выпускай! (Бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Материал. Теннисные мячи (7-10 шт.)

Ход игры. Играющие делятся на две команды. Дети одной команды встают в круг. Ведущий (взрослый) вкатывает в центр круга один за другим 5-7 теннисных мячей.

Правила игры. Мячи нельзя останавливать и выкатывать за пределы круга, их можно только катать ногой или рукой. Если дети успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей (до десяти). Затем аналогичное задание предлагается выполнить игрокам другой команды. Выигрывает та команда, которой удастся удержать больше мячей в пределах круга.

Морские волны (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Материал. Два газовых платка.

Цель. Упражнять в быстрой передаче предмета друг другу, стоя в колонне по одному; способствовать снижению мышечного напряжения в области рук и плечевого пояса; развивать быстроту реакции на визуальный сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков; создавать условия для повышения значимости каждого ребенка в глазах окружающих детей; способствовать укреплению мышц нижних конечностей.

Ход игры. Играющие делятся на две команды, садятся на корточки в две колонны. Ведущий (взрослый) дает первым игрокам по газовому платку. По его сигналу: «Прибой, прибой! Беги волной!» игроки по очереди встают и передают платок следующему игроку. Отдав платок, игрок снова садиться на корточки. Выигрывает та команда, чья волна быстрее докатиться до последнего игрока и вернется назад. Закончить игру надо командой «Штиль!».

Самые ловкие (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Цель. Совершенствовать умение перебрасывать мяч друг другу и ловить его; способствовать обогащению двигательного опыта; создавать условия для развития быстроты реакции; поддерживать интерес к участию в подвижных играх; способствовать укреплению мышц туловища и рук.

Найдите на этой таблице последовательно цифры от 1 до 90 включительно. Если вы сумеете найти эти цифры за:

5-10 мин, исключительная наблюдательность

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает

Таблицы Шульте для улучшения внимания и памяти школьников

Стимулирующим материалом методики являются пять картонных карточек 60*60 см. Каждая карточка разделена на 25 квадратов, на квадратах числа от 1 до 25 в произвольном порядке.

Типовое задание для школьника: назвать все числа в прямом/обратном порядке. Дети быстро запоминают, где какая цифра, поэтому, со временем таблички нужно обновлять.

Источник

«Что такое «познавательная деятельность» или, почему ребенок медленно думает»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк»

(МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»)

Тема: « Что такое «познавательная деятельность» или, почему ребенок медленно думает »

Исполнитель: учитель- дефектолог МКУ детский дом 6 «Огонёк» Н.В.Толстобокова

«Что такое «познавательная деятельность» или, почему ребенок медленно думает».

Почему одни дети всё схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же?

Во-вторых, зависит от заинтересованности ребёнка;

В-третьих, от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук);

В-четвертых, от способности к произвольному и целенаправленному вниманию.

Из-за незрелости нервной системы очень часто у детей вовремя не налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и т.д.

1. Ребенок не может выполнить простых для нас заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, а слух в порядке), подпрыгнуть на одной ноге, закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается), ударить по мячу ногой и т.п.

2. Незрелость нервной системы ограничивает понимание ребенком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят.

3. Ребёнок не может выполнить действие по подражанию и образцу. ПОЧЕМУ? По причине отсутствия слаженной работы органов чувств: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут. Именно этим объясняется неумение детей к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую /левую руку, срисовать простейший орнамент из палочек и т.д.

Энергии и возможностей ребенка не хватает для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Именно эти сложности скрываются за выражением «медленно думает», когда говорят о ребенке с проблемами в развитии.

Чем старше становится ребёнок, тем больше информации и опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает. И вовсе не потому, что он «лентяй, и не хочет», а потому, что незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот материал, который знают его сверстники.

Игры со сменой скорости движений:

Найди себе пару (бессюжетная игра для детей 3-5 лет)

Цель. Упражнять в ходьбе и беге с изменением темпа и направления движения: обычным, танцевальным и приставным шагом вперед, в стороны и назад; развивать слуховое внимание, умение соотносить свои движения с характером музыки; создавать условия для тренировки мышечного корсета позвоночника.

Стань первым (игровое упражнение для детей 4-7 лет)

Ход игры. Дети идут в колонне за ведущим, преодолевая естественные (бревно, ручеек, кочка) и специально подобранные (дуги для подлезания, модульное бревно, конусы) препятствия. Педагог называет имя одного из детей. Названный ребенок быстро обгоняет колонну, становится первым и передвижение продолжается.

Скучно, скучно так сидеть! (Бессюжетная игра для детей 4-7 лет)

Материал. Стулья (по количеству игроков)

Цель. Упражнять в быстром беге; способствовать снятию двигательного беспокойства; развивать быстроту реакции на слуховой сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков, воспитывать умение наблюдать, сопоставлять и оценивать свои и чужие поступки; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом; способствовать тренировке амортизационной функции стоп.

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на дружку все глядеть.

Не пора ли вам подняться

И местами поменяться?

Кати, толкай – прочь не выпускай! (Бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Материал. Теннисные мячи (7-10 шт.)

Ход игры. Играющие делятся на две команды. Дети одной команды встают в круг. Ведущий (взрослый) вкатывает в центр круга один за другим 5-7 теннисных мячей.

Правила игры. Мячи нельзя останавливать и выкатывать за пределы круга, их можно только катать ногой или рукой. Если дети успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей (до десяти). Затем аналогичное задание предлагается выполнить игрокам другой команды. Выигрывает та команда, которой удастся удержать больше мячей в пределах круга.

Морские волны (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Материал. Два газовых платка.

Цель. Упражнять в быстрой передаче предмета друг другу, стоя в колонне по одному; способствовать снижению мышечного напряжения в области рук и плечевого пояса; развивать быстроту реакции на визуальный сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков; создавать условия для повышения значимости каждого ребенка в глазах окружающих детей; способствовать укреплению мышц нижних конечностей.

Ход игры. Играющие делятся на две команды, садятся на корточки в две колонны. Ведущий (взрослый) дает первым игрокам по газовому платку. По его сигналу: «Прибой, прибой! Беги волной!» игроки по очереди встают и передают платок следующему игроку. Отдав платок, игрок снова садиться на корточки. Выигрывает та команда, чья волна быстрее докатиться до последнего игрока и вернется назад. Закончить игру надо командой «Штиль!».

Самые ловкие (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Цель. Совершенствовать умение перебрасывать мяч друг другу и ловить его; способствовать обогащению двигательного опыта; создавать условия для развития быстроты реакции; поддерживать интерес к участию в подвижных играх; способствовать укреплению мышц туловища и рук.

Найдите на этой таблице последовательно цифры от 1 до 90 включительно. Если вы сумеете найти эти цифры за:

5-10 мин, исключительная наблюдательность

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает

Таблицы Шульте для улучшения внимания и памяти школьников

Стимулирующим материалом методики являются пять картонных карточек 60*60 см. Каждая карточка разделена на 25 квадратов, на квадратах числа от 1 до 25 в произвольном порядке.

Типовое задание для школьника: назвать все числа в прямом/обратном порядке. Дети быстро запоминают, где какая цифра, поэтому, со временем таблички нужно обновлять.

Источник

Статья на тему: «Что такое познавательная деятельность, или почему ребенок медленно думает»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое познавательная деятельность, или почему ребенок медленно думает.

Одни дети все схватывают на лету, другим требуется постоянное повторение. С чем это связано? Центральная нервная система способствует быстрому и точному усвоению информации. Все зависит от заинтересованности слушающего и от слаженной работы всех органов чувств. Также от произвольному и целенаправленному вниманию ребенка. Если один из этих компонентов нарушен, то снижается эффективность общения ребенка с окружающим миром.

У детей, которых незрелая нервная система отмечаются нарушения связи: глаз – ухо, или глаз – рука и т.п. Из-за этого дети не могут выполнить простые задания, например, повернуться в сторону звука, при этом слух в норме, или закрасить контур. Это с одной стороны. С другой стороны, незрелость ЦНС ограничивает понимание ребенка обращенной речи. Для ребенка с проблемами в развитии трудно повторить по образцу, подражанию. Почему? По причине нарушения работы всех органов чувств. Так ребенок может слышать видеть, но органы чувств не могут обменяться друг с другом информацией и дать команду мышцам двигаться. Это проявляется в дошкольном обучении, когда у ребенка возникают трудности определить праву, левую руки, построить из палочек рисунок или двигаться вперед, назад и т.д.

Чтобы запомнить тот или иной предмет окружающего мира, ребенку нужно заставить себя рассмотреть предмет и запечатлеть его таким, какой он есть. А чтобы запомнить, как называется ребенку нужно запомнить тот набор звуков, которым взрослые этот предмет обозначает. Чаще это происходит произвольно. Но при нарушении ЦНС требуется постоянное повторение и применения усилий для концентрации внимания ребенка на предмете. Ребенок с трудом запоминает или неправильно из-за нехватки энергии и его возможностей. Именно поэтому ребенок «медленно думает».

Все эти трудности могут проявиться с первых дней жизни ребенка. О недостаточной зрелости ЦНС родители узнают при рождении, но не всегда предпринимают какие-либо усилия помощи своему ребенку, думая, что с возрастом все пройдет. Но с каждым годом ребенок не дополучает информацию об окружающем мире. И не потому, что он «лентяй», а потому что незрелость ЦНС не дает ему усваивать окружающую действительность в полном объеме.

Помогите ребенку, проконсультируйтесь у специалистов (дефектолога, логопеда, невролога и т.д.) и узнаете пути решения данной проблемы. Не ждите пока ребенку исполниться 5 и более лет, когда проблема будет характерна видна.

Источник

Консультация «Что такое сенсорика, и почему её необходимо развивать»

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает Ветрова Ольга
Консультация «Что такое сенсорика, и почему её необходимо развивать»

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает

Сенсорное развитие – это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно ребёнок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Ранний возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичное представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребёнка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств. Развитие сенсорики происходит путём узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребёнку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия,характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т. д.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Необходимо развивать познавательные и речевые умения – определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Одновременно с формированием эталонов необходимоучить детей способом обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов – эталонов, выполнению всё более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь всё старше, ребёнок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется чаще играть в игрушки, вместе гулять по улице и подрожать их различными действиями.

Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:

— непосредственно образовательная деятельность с малышами должна быть основана на подражании взрослому (его движениям, словам, а не на объяснении;

необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребёнком;

— в совместной деятельности ребёнка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;

— нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;

— уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;

— длительность занятия должна быть в зависимости от возраста;

необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.

1. Собери пирамидку. Конусная пирамидка – прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.

2. Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.

3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.

4. Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Ребёнок должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.

5. Угадай фрукт и овощ.В мешочек положите разные фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин, огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку в мешочек, нащупать содержимое и угадать что это.

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думаетСенсорика — что это такое? «Чем больше ребенок располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях будет его творческая исследовательская.

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думаетКонсультация «Для чего необходимо развивать речевое дыхание?» Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого.

Доклад по самообразованию «Что такое сенсорное воспитание и почему его надо развивать» Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно её важно развивать?» Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе.

Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.

Что такое познавательная деятельность, или Почему ребенок медленно думает Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо.

Консультация для родителей «Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику?» Уважаемые родители! Скоро Ваш ребенок пойдет в школу и каждый из Вас задается вопросом: «Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику?».

Консультация для родителей «Почему необходимо посещать детский сад» Некоторые родители сомневаются, нужен и детский сад, там обитают инфекции, не все дети дружелюбны, да и на счет воспитателей возникают вопросы:.

Источник

«Маленькие неудачники» Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка)

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок медленно думает Юлия Сабанина
«Маленькие неудачники» Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка)

«Маленькие неудачники»

Почему они такие?

(развитие познавательной активности ребёнка)

Консультация для родителей

«Скоро наш малыш пойдет в школу, но ни читать, ни считать он не хо-чет. Книги его не интересуют, он не может ничем заниматься долго, он несамо-стоятельный.» — сетуют многие мамы с тревогой и недоумением.

Отсутствие у ребенка явных успехов, достигнутых его ровесниками, в преддверии школы начинает беспокоить даже самых уравновешенных родите-лей, заставляя их искать выход.

И тут начинается: на ребенка обрушиваются бесконечные наставления, упреки,угрозы: «Надо», «Ты должен», «В школе будешь двоечником», «Тебя вообще и школу не возьмут».

Одни мамы обвиняют воспитателей и детский сад в том, что с его ребен-ком плохо занимались,спешат наверстать упущенное: например, вводят жест-кий режим обязательного ежедневного чтения и счета. Другие, берут репети-тора для подготовки их чада к школе.

Только самая маленькаячасть родителей задумывается над вопросами: в чем причина отсутствия у ребенка желания познавать новое; откуда вялость, пас-сивность и даже леность ума у сына (или дочери); почему нет стремления ис-следовать, искать; почему ребенок так беспомощен и пассивен там, где его сверстник безудержно активен и изобретателен?

То, что родители считают нежеланием познавать, нехотением открывать и исследовать, в психологии называется отсутствием у ребенка мотивации к дан-ному виду деятельности. Термин «мотивация» в научной литературе обозна-чает совокупность побуждений к жизненно значимым целям (явлениям, собы-тиям, поступкам).

В контексте нашей консультации речь идет о побуждениях к познаватель-ной деятельности, поисковой, исследовательской активности в широком смыс-ле слова. Однако мотивация — это не только то, что побуждает, но и то, что поддерживает стабильную направленность деятельности, «питает» ее энерге-тику, придает значимость и осмысленность совершаемым действиям. Следова-тельно, если речь идет о том, что познавательная мотивация ребенка недос-таточна или отсутствует у него вовсе,— значит,надо ответить на вопросы: по-чему у детей, от природы наделенных потребностью во все вникать и обо всем спрашивать, эта потребность угасла и что нужно сделать, чтобы она возроди-лась вновь?

Наличие познавательной мотивации (направленности, устремления, инте-реса) у ребенка означает активную установку на все то,что несет новизну и необычность: любопытство ко всему новому, активность в поиске взаимосвя-зей между предметами и ситуациями, ненасыщенность в познании.

При отсутствии познавательноймотивации картина прямо противоположная: пассивное поведение, безучастность, равнодушие, уход от самой возможности умственного напряжения.

Чтобы понять, насколько эта проблема серьёзна, проанализируем поведение детей в детском саду. В детском саду, когда они сталкиваются с необходимостью,например: сравнить два предмета по величине; выбрать из набора картинок самые интересные и составить по ним рассказ, собрать панно из разрезных картинок; решить задачу, и т. д.

Подобные наблюдения можно провести и в домашних условиях, если ро-дителей интересует обсуждаемая здесь проблема. Правда, при проведении та-кой работы с ребёнком дома важно учесть то, что главное в этом процессе не количество решенных задач (решил — не решил — сколько решил, а само отношение ребенка к такому виду деятельности. К процессу умственного на-пряжения, к творческому поиску, к получению результата, а также просит ли ребенок в дальнейшем дать ему такие задания или избегает упоминаний о них. Эти выводы и лягут в основу характеристики уровня познавательной мотива-ции ребенка. Опишем несколько типичных тактик поведения детей, соответст-вующих разному уровню познавательной мотивации, в ситуации, требующей напряженной умственной деятельности.

Родители, зная своего ребенка, могут отнести его к одному из описывае-мых здесь уровней.

Тактика активногопреодоления необычных заданий и новизны си-туаций: первая группа, высокий уровень познавательной мотивации. Выслу-шав задание, дети активно включаются в работу,большинство заданий выпол-няют с интересом и самостоятельно: к взрослому обращаются лишь за уточне-нием условий задания или за подтверждением правильности выполнения. Бы-стро замечают и тонко чувствуют необычность условий отдельных задач; мо-билизуют для решения фантазию, воображение. При правильном выполнении радуются успеху. Способны к длительному умственному напряжению. После завершения работы многократно возвращаются к отдельным заданиям, осо-бенно к тем, где встретили наибольшие трудности. Просят взрослых дать им аналогичные задания и подтвердить правильность выбранных ими вариантов и способов решения. На протяжении всего периода работы — повышенный тонус, приподнятое настроение (иногда напевают по ходу, иногда комменти-руют вслух, что получилось, что нет, по окончании активно обсуждают со сверстниками свои успехи.

Тактиказависимого и защитного: перед выполнением, интерес пропа-дает, поведение становится неуверенным и напряженным. Поддержка, оказы-ваемая взрослым (подбадривание, советы, прямой показ, побуждает детей продолжить активный поиск решения. Отсутствие же такой поддержки (при нейтральной позиции взрослого) почти парализует активность: ребенок может много раз повторять один и тот же непродуктивный способ решения или бес-порядочно манипулировать с материалом. В правильности результата ребе-нок не уверен,спрашивает взволнованно: «Я правильно делаю?» На протяже-нии всей работы эти дети напряжены, молчаливы, зависимы от малейших ню-ансов в настроении взрослых. В эмоциональных проявлениях зажаты и ско-ванны. Усиление образности и наглядности задания, как и игровые приемы, способствуют более успешному их выполнению, хотя зависимость от взросло-го по-прежнему остается.

Тактика активного ухода и избегания новизны, неуспеха,умственно-го напряжения: третья группа, низкий уровень познавательной мотивации. Некоторые из детей отказываются от работы, не сделав ни единой попытки, обнаруживают абсолютную беспомощность как крайний вид защиты. У них всегда готов собственный приговор самим себе («Не могу!», идущий впереди любой новой или чуть-чуть непривычной ситуации. Другие, сделав одну—две пробы, молча прекращают работу или отказываются тихо,но категорично: «Не знаю, как делать»; «Устал (а)».

Изменение формы предъявления задания (в сторону большей образности и наглядности, введение игровых приемов) не пробуждает интереса и актив-ных действий. Весь общий облик таких детей,их поведение представляются недетскими: не смеются, не улыбаются, их трудно расшевелить, заставить уди-виться. Иногда в подобных случаях активность вдруг прорывается в форме вопросов к взрослому («Ты здесь работаешь?») или сообщений («А у нас до-ма кошка есть») и т. д., что в принципе уже важно как проявление активности ребенка. В целом, естественно, здесь очень низкий итоговый результат. (Если возможен каламбур, то эти дети активно пассивны.)

Подобные варианты (тактики) поведения детей можно встретить в каждой группе детского сада (соответствующего возраста) и среди детей, не посещаю-щих детский сад. Что особенно поражает, так это то, с какой обреченностью оценивают они свои возможные защитные аргументы, отказываясь от элемен-тарных попыток решить предложенную задачу.

Американская исследовательница М. Дональдсон в своей книге «Мысли-тельная деятельность детей» (М., 1985) пишет о том, что еще до поступления в школу у ребенка уже складывается представление о собственных познаватель-ных способностях: многие дети из детского сада, будучи поставлены перед не-обходимостью решения какой-либо познавательной задачи,реагируют на это репликами типа: «Я глупый»; «Я не могу»; «Я тупой»; «Я не знаю, как это де-лается».И добавляет затем: «Если ребенка считают неудачником, он наверня-ка потерпит провал.»

К этому можно лишь добавить, что, скорее всего поведение таких детей,а именно: тактику избегания и защиты, можно рассматривать как своеобразный психологический «барьер», который позволяет ребенку «уходить» из ситуа-ции, не допуская еще более глубоких травм и переживаний.

Итак, почему же многие дети так пассивны, робки и неуверенны, когда речь идет об их способности к познавательной деятельности? Откуда эта так-тика защиты, «уходи», избегания вместо ожидаемых попыток преодоления трудностей и активного поиска? Конечно, проще всего переложить вину на са-мого ребенка («Ну что поделаешь, раз он такой?», на его недостатки, слабые стороны развития. Однако не будем торопиться с обвинениями в адрес ребен-ка, а обратимся снова к мотивации, точнее — к самим истокам ее становле-ния.

Ключевой проблемой для становления познавательной мотивации имеют ранние формы контакта ребенка с близкими взрослыми. При доброже-лательности, принимающем и поддерживающем отношении родителей к ре-бенку у него формируется активное отношение к миру и предупреждается пассивно-тревожное, оборонительное поведение.

Подавляющее, отвергающее жестоко-агрессивное отношение матери к

ребенку может быть следствием как личностной незрелости матери, так и отрицательной обстановки в семье в целом (конфликты, ссоры, проявление взаимной неприязни). Когда у взрослых недостает сил на ласки, терпеливого отношение к малышу, у ребенка возникает ощущение угрозы, недостаточной защищенности и неблагополучия, переживание страха. В итоге, эти переживания оставляют глубокий аффективный след и составляют суть ран-них психологических расстройств. Складывается впечатление ребенка о неготовности его собственной активности, направленной на окружающий мир.

Рядом с родителями, при их поддержке и под их защитой, ребенок, стал-киваясь с новыми трудностями, благополучно преодолевает их, испытывая удовольствие, что и закрепляет в дальнейшем побуждения к исследованию, познанию, изучению. При искаженных же отношениях с близкими взрослыми подобные ситуации мгновенно вызывают страх, оборонительное поведение, что в дальнейшем закрепляется как пассивное отношение к окружающему.

Именно из этих двух противоположных стереотипов и формируются раз-ные стили познавательной активности, причем опыт зависимого, беспомощно-го и пассивно-оборонительного поведения закрепляется настолько прочно, что в дальнейшем требуется специальная работа по его преодолению.

Вернемся к детям с низким и средним уровнем познавательной мотива-ции. Один из крайне неутешительных выводов состоит в том, что внутри-семейные отношения, в которых в основном воспитываются дети с пони-женной активностью, характеризуются конфликтностью, тревожностью, агрессией между ребенком и близким взрослым, недостатком тепла, бли-зости и взаимной поддержки.

К примеру, если эти дети выполняют рисунок на тему «Семья», то почти половина из них не рисует себя в семье (фактически не находит себе места, не ощущает своей слитности с другими). Часть детей отгораживает себя мебелью или стеной (ощущение одиночества, отчужденности от других, некоторые ри-суют только себя, порой в рисунках вообще нет людей.

Если организовать с ребенком своеобразную игру в «два дома», суть ко-торой в расселении всех близких и знакомых так, как он захочет, то обнару-живается также своеобразная картина. В случае особенно выраженного дис-комфорта ребенок «отселяет» себя (иногда с кошками, собаками или друзья-ми) от родителей и других членов семьи, оставшихся в другом доме. В более мягком варианте такие дети остаются в одном доме с мамой, «отселяя» папу и других членов семьи, или, наоборот, остаются с папой, «отселяя» маму с ма-ленькой сестренкой, братиком, бабушкой, дедушкой, что в целом свидетельст-вует о явном эмоциональном неблагополучии, конфликтной эмоциональной атмосфере в семье, глубоким ощущением дискомфорта. Значит,такая связь закономерна: если низкий уровень познавательной мотивации, значит, на-рушены семейные взаимоотношения? Нет, не всегда! У незначительной части детей, не отличающихся высокой познавательной мотивацией, внутрисемей-ные отношения благополучные.

И тогда причина сниженной познавательной мотивации здесь в другом — в своеобразии развития ребенка, наличии у него «слабых» мест в раз-витии отдельных функций и сторон психики.

Однако для большей части детей (пассивных, безинициативных, вя-лых, невнимательных, неактивных) эта закономерность (низкий уровень познавательной мотивации — значит, нарушены семейные взаимоотно-шения) абсолютна.

Так что неудачниками наши дети не рождаются; взрослые помогают им стать такими! Поэтому сформировать у ребенка интерес к познанию, иссле-дованию, научить стать активным, ищущим и жаждущим познания мо-гут и должны сами родители прежде всего! И начинать здесь надо с восста-новления положительного эмоционального контакта родителей с ребенком. Важно,чтобы мать поняла: никакие занятия с репетиторами или школьными педагогами не могут заменить ребенку общения с ней. Конечно, внимательно анализируя свою стратегию воспитания, ищущие и стремящиеся помочь сво-ему ребенку родители могут и сами найти уязвимые места в контактах с ребен-ком и добиться их преодоления. Однако лучше это сделать в ходе консуль-тирования с практическим психологом и под его руководством. Восстановле-ние контакта с ребенком, насыщение его эмоциональными и прежде всего иг-ровыми моментами позволяют ненавязчиво вводить задачи познавательного характера и добиваться их решения. Ребенком, то есть контакт матери и ре-бенка продолжается, укрепляется и развивается на тонком соотношении и до-зировке личностных и познавательных задач, поддержании родителей иссле-довательской (познавательной) активности, одобрении попыток преодолеть трудности и т. д. Постепенно акцент перемещается на собственно познаватель-ные задачи, которые поначалу тесно слиты с игровыми и практическими. При-чем выполняются они при заинтересованном и доброжелательном отношении взрослого, всегда готового прийти на помощь ребенку. Надо особо подчерк-нуть, что, участвуя в такой работе,мамы получили огромное удовольствие от изменения своих взаимоотношений с ребенком: радовались его успехам, воз-никшим теплым, доверительным отношениям с малышом.

Проект по экологическому воспитанию в средней группе В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *