Что такое познавательный интерес дошкольников
«Развитие познавательного интереса у дошкольников»
Ольга Иванова
«Развитие познавательного интереса у дошкольников»
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких интересов являются яркие, красочные, а также подвижные и издающие звуки предметы. Ребёнок непроизвольно обращает на них внимание и испытывает чувство удовлетворении при манипулировании ими. Примерно с двух лет дети начинают задавать взрослым огромное количество вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира.
Чрезвычайно важную роль в умственном развитии дошкольников играет ознакомление с изменением и развитием предметов и явлений. В процессе изменений вызываемых естественными причинами или практическими действиями самого ребёнка, предмет предстаёт в виде последовательных состояний, всё более различающихся между собой.
Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.Обучение детей осуществляется разными методами и приемами:
Дети задают большое количество вопросов об окружающем. Вопросы – показатель детской любознательности, они выражают активное познавательное отношение к окружающему. Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. Чаще задают вопросы те дети, которые больше знают. Это естественно, потому что вопрос возникает тогда, когда происходит столкновение знакомого и незнакомого. Вопросы старших детей свидетельствует об определенной направленности интересов, о сформированном интересе к знаниям, о стремлении узнать что-то новое. Детские вопросы разнообразны и чрезвычайно интересны. Они показывают ход мысли ребенка. На детские вопросы надо отвечать, но не всегда эти ответы надо давать в готовом виде, поскольку это не развивает самостоятельности мышления. Если ребенок при некотором усилии и помощи взрослого или сверстников может найти сам ответ, не следует спешить с готовым ответом. В некоторых случаях к ответу следует привлечь других детей. Ответы должны быть достоверными, определенными, немногословными, но исчерпывающими, объясняющими. Детские вопросы нельзя равнодушно обходить, так же как смеяться над ними. Они важны для умственного развития ребенка: благодаря им расширяется кругозор, развивается мышление, формируется устойчивый интерес к приобретению знаний.
Познавательные интересы имеют особое значение в развитии детей, главным содержанием жизни которых является учение. Устойчивый познавательный интерес активно содействует глубокому освоению знаний, формированию научного мировоззрения, убеждённости. Всестороннее развитие человека в наши дни не может совершаться вне формирования познавательных интересов, приобщающих подрастающее поколение к духовным ценностям народа. Необходимо воспитывать широкие познавательные интересы, а на их основе развивать интересы, отличающиеся большей целенаправленностью, активностью и глубиной.
Формирование познавательных интересов опирается на общую эмоциональную отзывчивость детей и их активность. Однако только в разнообразной деятельности они превращаются в познавательный интерес как направленность личности ребёнка на процесс познания и содержания знаний.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Формирование познавательного интереса у дошкольников посредством технологии «Лэпбук» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательное развитие предполагает: — развитие интересов.
Развитие у дошкольников познавательного интереса к миру природы средствами технологии лэпбука В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта воспитателю ДОУ приходится искать новые средства обучения,.
Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.
Отчёт по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность» Обоснование выбора темы. В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность».
Развитие познавательного интереса дошкольника через опытно-экспериментальную деятельность Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов.
Презентация «Развитие познавательного интереса дошкольников через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС до» Развитие познавательного интереса дошкольников через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО. Одно из направлений моей.
Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним.
Развитие познавательного интереса у дошкольников через ИКТ Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра. Джон Дьюи Мы живём в стремительно меняющемся мире, в.
Развитие речи дошкольников посредством формирования познавательного интереса Развитие речи дошкольников через формирование познавательного интереса. Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно.
Условия развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие.
Консультация «Что такое познавательный интерес?»
нина варфоломеева
Консультация «Что такое познавательный интерес?»
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения – т. е как средство привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения.
Назначение «занимательности обучения»состоит в следующем:
первоначальный толчок к познавательному интересу;
опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;
своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно внешних воздействий
(занимательности).Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то,
что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами.
В работе над развитием познавательного интересадетей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:
создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;
обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;
стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);
включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя,поэтому к нему предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К. Д. Ушинский,в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Если дети любят и доверяют педагогу, то они считают, что она самая красивая, рисуют себя рядом с ней и делают только так, как она сказала. Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога, а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений.Он должен:
стимулировать каждого ребенка на их поиск,
создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой
организовывать поисковую деятельность,
ставить простейшие опыты,
формировать умение спрашивать, наблюдать.
Таким образом, показателем познавательного интереса будет,если дети:
думают (анализируют, обобщают, доказывают);
удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;
фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
Учитывая это, перед нами встал важный вопрос «как вызвать устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу?». Необходимо найти оптимальные пути решения данной проблемы, осуществить поиск эффективных форм и методов, которые бы способствовали наиболее эффективному развитию устойчивого познавательного интереса старших дошкольников. Интерес – познавательная потребность в знаниях
Одной из возможностей решения выдвинутой проблемы является метод проектной деятельности. Проект – это всегда интеграция. Имея опыт работы по разработке и реализации образовательных проектов различной направленности, стало очевидным, что развитие познавательных интересов дошкольников возможно только на базе разработанной методики.
Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке? Педагог-психолог Манжарова О. В. МБОУ СОШ №3 «Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке?» Исследования психологов показывают,.
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.
Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Образовательные области:.
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект ООД в области социально-коммуникативное развитие на тему: «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Цель: содействовать нравственному.
Конспект открытого мероприятия в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.
Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного Возраста. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать формированию разнообразных.
Конспект занятия в младшей группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: содействие нравственному развитию детей.
Новогодний КВН для детей старшей-подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо» Новогодний КВН для детей старшей — подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо». Татьяна Лысанская Новогодний КВН для.
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Александра Кузнецова
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста
В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.Каждый ребенок на занятиях должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения». В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знания. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное, необходимое средство в обучении дошкольников.
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех педагога – быть скучным».
Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.
Познавательный интерес — это один из важнейших для педагога мотивов развития дошкольников. Под его влиянием занятия даже у слабых детей протекает более продуктивно. Но познавательный интерес дошкольника не может быть основан только на явлениях, предметах новых, удивляющих, поэтому важно развивать у дошкольников умение в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на занятиях.
В исследованиях Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной и др. определены стадии развития познавательных интересов^
3. Познавательный интерес
4. Теоретический интерес.
Дадим характеристику каждой из них.
Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена внешними, неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой ступени ребенок довольствуется только занимательностью материала, у него наблюдается стремление к познанию внешнего, того, что он непосредственно воспринимает.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Эта стадия характеризуется поступательными движениями познавательной деятельности ребенка, поиском интересующей информации.
Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интересвыступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Полноценное познавательное развитие должно быть организованно в двух основных блоках образовательного процесса в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем и в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Для развития познавательного интересадолжны быть условия в ДОУ:
— создание обогащенной предметно-пространственной среды для начала развития интереса
— полочка умных книг (энциклопедии, справочники и т. д.)
— традиционное чтение познавательных книг, работа со справочной литературой (как на познавательных занятиях, так и в совместной познавательной деятельности)
— Роль взрослых в активизации познавательного интереса. Педагог, который сам не читает познавательной литературы, не посещает библиотеки, музеи, выставки, не может зажечь в сердце ребенка и сознании жажду познания мира.
— организация познавательного поиска детей (совместная деятельности). В процессе выполнения заданий взрослый очень деликатно должен включаться в совместную деятельность, тогда у ребенка возникает радость открытия, которое он сумел сделать сам.
— вовлечение в выполнение творческих заданий;
— интеграция разнообразной деятельности;
— создание проблемно-поисковых ситуаций;
— включение занимательности в содержание;
— стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности;
— использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.
Условия воспитания познавательных интересов у детей дошкольного возраста могут быть созданы в любом дошкольном образовательном учреждении. При этом важное значение имеет заинтересованность взрослых, прежде всего воспитателя, работающего с ребятами, и родителей. Дошкольники вовлекаются в процесс самостоятельного добывания знаний, у них развивается интерес к размышлению, рассуждению, высказыванию своей обоснованной точки зрения. Формируются умственные действия, интеллектуальная культура и пр.Меняется само качество знаний: повышаются их полнота, образность, осознанность, систематичность, логичность и т. д. Кроме того, наблюдается значительный личностный рост детей.Несомненен нравственный аспект: все участники объединены совместной познавательной деятельностью и радостью открытия. Осмыслить проблему, найти ее решение дети могут, сотрудничая друг с другом и воспитателем. Высказывание одного ребенка вызывает предположения других. Дошкольники свободно проговаривают свои предположения, мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, слышат друг друга, доброжелательно оценивают, одобряют.
Таким образом, показателем познавательного интереса будет,если дети:
• думают (анализируют, обобщают, доказывают);
• удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
• внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю;
• фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала,использование игровых приемов в образовательном процессе:
• внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
• коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.
Поддерживают у детей интерес к деятельности:
• художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы,
• выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль», «Обратитесь к своей – копилке – памяти», «Завяжите узелок на память»).
В этом случае задача воспитателя не просто познакомить с художественным произведением, но и обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно применить. Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия.
Для развития познанияприемлемы следующие вопросы: соотнесите, перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите;
Для развития понимания – расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, объясните смысл.
Для развития мыслительных процессов: объясните причину, сравните, расположите по порядку, объясните, как и почему, что произойдет, если, а есть ли другая причина.
Для анализа деятельности: приятно ли тебе было работать, интересно ли тебе было работать, а вы хотите узнать, понравилось ли (мне, герою, персонажу) с вами заниматься, что вы думаете о…
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.
Для решения задач данного направления в детском саду используются следующие формы работы:
• организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
• семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за самоваром и домашней выпечкой;
• оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
• совместный труд родителей, детей, воспитателей.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
С этой целью в детском саду проводятся:
• родительские собрания, на которых воспитатели подбирают темы интересные и полезные для родителей;
• консультации, семинары – практикумы, игровые тренинги.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
Конспект занятия «Формирование интереса и любви к книге» для детей 5–6 лет b]Цель:[/b] Формирование интереса и любви к книге. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги; Выявить знание детских.
Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.
Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.