Что такое педиатр кзр
ПОЛОЖЕНИЕ О КАБИНЕТЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА (КЗР) ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
Кабинет профилактической работы с детьми – кабинет здорового ребенка является организационно-методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей.
Кабинет организуется в составе детской городской поликлиники на основании приказа МЗ РФ №455от 23.09.2003 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации».
В крупных детских поликлиниках Кабинет здорового ребенка может быть составной частью функционального подразделения по профилактической работе с детьми раннего и дошкольного возраста. Организация такого подразделения создает оптимальные условия для диспансеризации детского населения.
В кабинете здорового ребенка работают фельдшер или медсестра, прошедшая подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно-просветительной работе с населением.
Руководство работой осуществляется заведующим одним из педиатрических отделений или заведующим поликлиникой.
В кабинете могут проводиться консультации заведующего педиатрическим отделением, врача диетолога-нутрициолога, педагога-психолога, а также может проводиться аудиологический (поведенческий) скрининг с использованием звукореактотеста у детей в возрасте 1, 2, 4 мес. в соответствии с приказом МЗ и МП РФ №108 от 23.03.1996.
Медицинский персонал работает под контролем главной (старшей) медсестры детской городской поликлиники.
Согласно Положению (приложение №8 к приказу МЗ СССР №60 от 19.01.1983) и приказу МЗ РФ №455 от 23.09.2003 года основными задачами Кабинета здоровый ребенок являются:
¾ пропаганда здорового образа жизни в семье;
¾ обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего и дошкольного возраста (режим, питание, закаливание, массаж, гимнастика);
¾ санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка;
¾ подготовка к поступлению в дошкольное учреждение и школу;
¾ контроль за нервно-психическим развитием детей.
Кабинет здорового ребенка должен стать основным пропагандистом охраны и поощрения грудного вскармливания в соответствии с Декларацией ВОЗ/ ЮНИСЕФ.
Что же такое кабинет здорового ребенка?
«Работа в кабинете здорового ребенка с написанием отчета»
ВЫПОЛНИЛА: Азаматова Д.
ПРОВЕРИЛА: АССИСТЕНТ Курмангажина БК.
План:
ВВЕДЕНИЕ
I.Кабинет здорового ребенка.Основные понятия.
II.Задачи кабинета здорового ребенка
III. Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР
IV. Медицинская документация в КЗР
V. Функции кабинета здорового ребенка (персонала кабинета здорового ребенка
Заключение
Список использованной литературы
Организуется как структурное подразделение в организации здравоохранения, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (далее – ПМСП) детскому населению.
В крупных детских поликлиниках кабинет здорового ребенка может быть составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста. Это подразделение должно функционировать в отдельном отсеке и включать в себя кабинет (кабинеты) профилактического приема педиатра, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, холл для ожидания. Организация такого подразделения создает оптимальные условия для диспансеризации детского населения.
Что же такое кабинет здорового ребенка?
Основными задачами КЗР является:
1) проведение мероприятий по повышению знаний и навыков медицинских работников организации ПМСП по вопросам профилактической работы среди детей до 3 летнего возраста;
2) обучение медицинских работников правилам и методике проведения дородового патронажа беременных женщин, патронажа детей раннего возраста;
3) осуществление постоянной связи с женской консультацией и преемственности в наблюдении за беременными женщинами;
4) проведение тематических занятий по вопросам ухода за здоровым и больным ребенком, ребенком с ограниченными возможностями в развитии, питания, физического и психосоциального развития, в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения;
5) обучение медицинских работников вопросам правильного питания беременной, кормящих женщин и детей раннего возраста, в том числе основам и практике грудного вскармливания, своевременного введения прикорма, приготовления блюд прикорма;
6) обучение медицинских работников проведению скрининга психофизического развития детей раннего возраста;
7) обучение медицинских работников по вопросам:
— профилактики микронутриентной недостаточности и рахита у детей;
— ухода за больным ребенком, правилам поведения родителей или иных лиц, непосредственно осуществляющих уход за ребенком при выявлении «опасных признаков», режиму кормления и питья при болезни ребенка;
— оценки психосоциального развития детей раннего возраста с последующим консультированием;
— выявления пренебрежительного отношения к ребенку в семье и профилактики насилия;
— подготовки детей к поступлению в детские дошкольные коллективы;
— ведения детей от матерей, больных социально-значимыми заболеваниями;
8) обучение медицинских работников приемам проведения массажа и гимнастики детям раннего возраста;
9) консультирование и обучение беременных и кормящих матерей практике правильного питания;
10) консультирование и обучение лиц, ухаживающих за детьми раннего возраста.
Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР:
2) в соответствии с назначениями врача:
ü обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом,проведение массажа детям группы риска
ü проведение контрольных кормлений, расчетов питания;
ü выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина «Д» на дом или в кабинете, постановка пробы Сулковича;
ü обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания
ü обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и
ü гигиене полости рта
ü воспитания, технике проведения комплексов массажа и гимнастики, закаливающих процедур;
Что такое педиатр кзр
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа МЗ РТ от 06.07.2006 N 706.
____________________________________________________________________
Основными задачами КЗР являются гигиеническое образование и воспитание, профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний детей, а также обучение родителей и беременных женщин основным правилам воспитания здорового, адаптированного к социальным условиям ребенка.
Однако, в настоящее время организация работы существующих КЗР, их оформление, методическое руководство, материально-техническая база, кадровый состав не соответствуют действующему приказу Министерства здравоохранения СССР от 19.01.1983 г. «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».
Для осуществления профилактической работы с детьми раннего возраста, родителями и беременными женщинами приказываю:
1. Начальникам территориальных Управлений и отделов здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Татарстан:
1.1. Организовать кабинеты здорового ребенка при детских поликлиниках (консультациях) согласно Положению о кабинете здорового ребенка (приложение N 1).
1.2. Утвердить Положение о медицинской сестре кабинета здорового ребенка (приложение N 2).
1.3. Оснастить кабинеты здорового ребенка и обеспечить их наглядной тематической информацией (приложения NN 3, 4).
1.5. Организовать гигиеническую подготовку матерей в детских поликлиниках (консультациях) по вопросам грудного вскармливания (согласно принципам декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ), закаливания, режима дня, воспитания здорового ребенка (приложения NN 5, 6).
1.6. Обеспечить проведение в детских поликлиниках (консультациях) работу «Школ беременных женщин» и «Школ отцов» (приложения NN 7, 8).
1.7. Обеспечить контроль над ведением учетной документации кабинетов здорового ребенка (приложения NN 9, 10, 11).
1.8. Предоставлять в Республиканский центр медицинской профилактики Министерства здравоохранения Республики Татарстан отчеты о работе кабинетов здорового ребенка детских поликлиник (консультаций) в период сдачи годовых отчетов (приложение N 12).
2. Главному педиатру Министерства здравоохранения Республики Татарстан Г.Р.Яруллиной осуществлять контроль над организацией и деятельностью кабинетов здорового ребенка в детских лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан.
3. Главному врачу Республиканского центра медицинской профилактики Министерства здравоохранения Республики Татарстан Р.В.Тазиеву оказывать консультативную и методическую помощь детским лечебно-профилактическим учреждениям Республики Татарстан при организации кабинетов здорового ребенка, а также в обеспечении их популярными и наглядными информационными материалами по воспитанию здорового ребенка в семье.
4. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Л.А.Никольскую.
Министр здравоохранения
Республики Татарстан К.Ш.Зыятдинов
Приложение N 1
к приказу Минздрава РТ
от 14 февраля 2003 г. N 172
Положение
«О кабинете здорового ребенка»
I. Общие положения
1.2. В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра (назначается согласно приказу главного врача детского лечебно-профилактического учреждения).
1.3. Руководство работой КЗР осуществляет заведующий одним из педиатрических отделений детского лечебно-профилактического учреждения.
II. Задачи и функции кабинета здорового ребенка
Задачи кабинета здорового ребенка:
2.1. Повышение уровня гигиенических знаний родителей и беременных женщин по охране жизни и здоровья, развитию и воспитанию ребенка раннего возраста.
2.2. Формирование сознательного и ответственного отношения родителей к профилактическим осмотрам и прививкам, четкому выполнению всех медико-педагогических назначений и рекомендаций, необходимости своевременного обращения за медицинской помощью.
2.3. Привитие культурно-гигиенических навыков здоровым детям раннего возраста.
Функции кабинета здорового ребенка:
2.4. Обучение родителей и беременных женщин основным правилам воспитания здорового ребенка: режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход.
2.5. Обучение родителей методам повседневного контроля за состоянием здоровья и поведением детей раннего возраста, динамикой психомоторного развития ребенка.
2.6. Оказание методической помощи участковым врачам-педиатрам в организации и проведении в кабинете занятий школ молодых матерей, отцов.
2.7. Проведение индивидуальных и коллективных бесед с родителями детей раннего возраста, распространение памяток и буклетов по вопросам гигиенического образования и воспитания, охраны здоровья ребенка.
2.8. Проведение (совместно с участковыми врачами-педиатрами и участковыми медицинскими сестрами) индивидуальной подготовки детей и их родителей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
2.9. Обучение участковых медицинских сестер вопросам организации и проведения профилактической работы с детьми, методики массажа, гимнастики, закаливающих процедур.
2.10. Информирование участковых врачей-педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями по уходу за детьми с отметкой в «Истории развития ребенка» (форма N 112).
2.11. Осуществление взаимодействия с Республиканским центром медицинской профилактики Министерства здравоохранения Республики Татарстан с целью изучения и распространения новых информационных материалов по вопросам гигиенического образования, воспитания и развития здорового ребенка.
2.12. Ведение рабочей документации.
III. Оснащение кабинета здорового ребенка
3.1. Оснащение кабинета здорового ребенка, укомплектованность инвентарем, оформление и методическое обеспечение осуществляется согласно «Перечню оборудования кабинета здорового ребенка» и «Перечню игрушек, рекомендуемых для детей раннего возраста».
Приложение N 2
к приказу Минздрава РТ
от 14 февраля 2003 г. N 172
Положение
«О медицинской сестре кабинета здорового ребенка»
2. Медицинская сестра КЗР имеет подготовку по профилактической работе с детьми раннего возраста.
3. Медицинская сестра КЗР проводит работу по гигиеническому образованию и воспитанию беременных женщин, будущих отцов, родителей, имеющих детей раннего возраста.
4. Медицинская сестра кабинета здорового ребенка:
проводит профилактическую работу по воспитанию здорового ребенка;
обучает родителей методикам ухода за детьми, сохранению грудного вскармливания, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения прикорма и докорма, при необходимости организует контрольное кормление;
проводит индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей, посещающих образовательные учреждения, по вопросам воспитания здорового ребенка;
проводит занятия с беременными (в школах беременных), с молодыми матерями (в школах молодых матерей), отцами (в школах отцов) при КЗР;
обучает родителей методам профилактики заболеваний, формирования вредных привычек у детей раннего возраста;
осуществляет совместно с участковым врачом-педиатром и участковой медицинской сестрой подготовку детей к поступлению в дошкольное учреждение;
комплектует материалы для оформления КЗР, подбирает соответствующий набор наглядно-информационной литературы (таблиц, памяток, плакатов, пособий, выставок) по гигиеническому образованию и воспитанию детей и родителей;
ведет учетно-отчетную документацию КЗР.
5. Медицинская сестра КЗР обязана повышать профессиональную квалификацию, имеет право аттестовываться на квалификационную категорию.
6. Медицинская сестра КЗР несет ответственность за свою деятельность в соответствии с действующим положением.
Приложение N 3
к приказу Минздрава РТ
от 14 февраля 2003 г. N 172
Перечень
оборудования кабинета здорового ребенка,
холла детской поликлиники (консультации)
В кабинете здорового ребенка должно быть предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста:
1. Стол пеленальный.
2. Весы медицинские, ростомер.
3. Детский стол и стул для оформления игрового уголка.
4. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.
5. Кукла с набором одежды для новорожденного.
6. Стенд по режимам дня детей первых трех лет жизни.
7. Стенды «Современные принципы вскармливания здорового ребенка первого года жизни. Охрана, поддержка, поощрение грудного вскармливания», «Десять принципов ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию».
8. Стенд по массажу и гимнастике.
9. Стенд по закаливанию.
10. Стенд «Показатели нервно-психического развития ребенка 2-3 годов жизни».
В оформлении холла детской поликлиники (детской консультации, детского поликлинического отделения больницы) должны быть стенды «Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение», «О значении профилактических прививок», «Сроки диспансеризации детей дошкольного возраста», а также шесть стендов по вопросам правильного воспитания ребенка в соответствии с возрастом: от 1 до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев; от 1 года до 2 лет; от 2 до 3 лет. На каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно-психического развития.
Приложение N 4
к приказу Минздрава РТ
от 14 февраля 2003 г. N 172
Перечень
игрушек, рекомендуемых для детей раннего возраста
Приложение N 5
к приказу Минздрава РТ
от 14 февраля 2003 г. N 172
Что такое педиатр кзр
Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (физическое воспитание, питание, режим, уход, закаливание).
Одним из главных разделов работы медицинской сестры КЗР является гигиеническое просвещение членов семьи, особенно молодых родителей, обучение их воспитанию здорового ребенка.
Работу кабинета возглавляет опытная медицинская сестра 1 квалификационной категории по специальности «Сестринское дело в педиатрии» и сертификат по специальности «Сестринское дело в педиатрии».
Медицинская сестра кабинета владеет навыками массажа и обучает этому молодых родителей, дает рекомендации по развитию детей, при выявлении отклонений, направляет к специалистам.
В кабинете здорового ребенка работа с детьми начинается еще до рождения ребенка, с проведения 1 дородового патронажа будущей мамы. Медицинская сестра читает лекции, проводит беседы с беременной.
Обязательными к обсуждению являются следующие темы: охрана ребенка, профилактика преждевременных родов; правила здорового образа жизни; рациональное питание; личная гигиена, необходимость в регулярном наблюдении у врача, гигиена жилья, бытовые условия, вредные привычки отца и матери, хронические заболевания в семье, подготовка к рождению ребенка (покупка приданого), психологический климат в семье, приготовление груди к лактации. Проводится беседа с родственниками о предстоящем событии, значимости поддержки беременной.
Одним из важнейших разделов в работе КЗР является пропоганда грудного вскармливания. Чтобы грудное вскармливание было эффективным и длительным, необходима психологическая настроенность и желание матери долго кормить ребенка, осознание значимости грудного вскармливания, правильное прикладывание к груди, постоянная поддержка матери в случае гиполактационных кризов. Для реализации программы поддержки грудного вскармливания необходимо не просто декларировать его целесообразность, но и иметь глубокие, современные знания. Грамотная и опытна медицинская сестра кабинета здорового ребенка становится основным звеном в системе медицинской поддержки грудного вскармливания, которое в конечном счете определяет формирование здоровья детей раннего возраста.
В помощь молодым мамам в кабинете здорового ребенка имеются стенды с информацией о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, комплексах массажа и гимнастики, физического и нервно-психического развития ребенка, стендом по подготовке ребенка к поступлению в ДДУ. Родители могут в любое время ознакомиться с этой информацией.
В кабинете здорового ребенка проводится работа по подготовке детей к поступлению в детские сады и школы. Цель этой работы – привести психофункциональные возможности ребенка в соответствие с предъявляемыми ему требованиями новой микросоциальной среды. Важным разделом работы медицинской сестры КЗР при подготовке детей к ДОУ является санитарно-просветительная работа с родителями. В ходе этой работы необходимо научить родителей базовым приемам подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение. Основными формами такой работы являются беседы на темы: «Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение», «Организация режима дня ребенка в период привыкания к условиям детских яслей и сада», «Закаливание детей и профилактика простудных заболеваний». Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, способствует подготовке детей к режиму детского сада и дети быстрее и легче адаптируются.
Современная медицина призвана защитить всех детей от любых неблагоприятных воздействий. Особенно он в этом нуждается от периода своего внутриутробного развития до передачи его во взрослую сеть, поскольку этот этап является самым ответственным для здоровья человека.
Кабинеты здорового ребенка детских поликлиник
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 января 2007 г. N 56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники», детская поликлиника создается органом местного самоуправления (или руководителем лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа) или как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) для оказания по территориальному принципу первичной медико-санитарной помощи детскому населению.
Рекомендуемая структура детской поликлиники
Лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое):
Отделение неотложной медицинской помощи.
Отделение восстановительной медицины.
Отделение медико-социальной помощи.
Отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях: медицинские кабинеты образовательных учреждений.
Положение о кабинете профилактической работы с детьми (кабинете здорового ребенка) представлено в Приказе № 60 от 19.01.1983 г. Министерства здравоохранения СССР «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах» (в редакции Приказа № 60 Министерства здравоохранения РФ от 05.05.1999г.) и действует до настоящего времени.
Основные задачи кабинета здорового ребенка:
Функции персонала кабинета здорового ребенка:
Методические материалы и наглядные пособия по основным вопросам развития и воспитания здорового ребенка, профилактики заболеваний в кабинете здорового ребенка:
Деятельность кабинета здорового ребенка осуществляется на основе методических рекомендаций «Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.03.1987 N 11-11/6-25 и действующих до настоящего времени.
О.В. Гончарова, д.м.н., главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»