Что такое ппа в налоговом контроле

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок

С целью осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах органы ФНС наделены правом проводить выездные налоговые проверки (ВНП).

Принятие решения о проведении в отношении определенного лица выездной налоговой проверки не происходит спонтанно и исключительно по желанию проверяющего инспектора. Такое решение обусловлено наличием определенных факторов и обстоятельств, понимание которых позволит вам с высокой степенью вероятности понимать — ждать ли в скором времени проверки или нет.

Поможет в проведении самопроверки и упомянутый Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, поскольку Приложение 2 содержит критерии для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. О том, как использовать эти критерии, мы писали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС».

Процедура планирования

В самом общем виде планирование выездных налоговых проверок можно представить следующим образом:

Принятие решения о проведении в отношении лица предпроверочного анализа (ППА)

Так или иначе ФНС проверяет всех налогоплательщиков. И самым первым фильтром является определение круга лиц, в отношении которых будет проводиться ППА.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки осуществляется фискальными органами на основе:

Принятие решения о проведении в отношении плательщика налогов ППА не формализовано, происходит в рабочем порядке и о нем сам плательщик не информируется.

Проведение в отношении лица ППА

Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.

Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:

По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация:

Принятие решения о проведении в отношении лица выездной проверки

В итоге с учетом заключения по ППА принимается решение о проведении в отношении конкретного налогоплательщика ВНП. Если такое решение принимается, то оформляется официальным документом по установленной форме и вручается налогоплательщику.

Сроки

Источник

Предпроверочный анализ ФНС: что следует о нем знать

Предпроверочный анализ – это мероприятия, проводимые налоговыми инспекторами для выявления потенциальных нарушителей налогового законодательства. В последнее время предпроверочный анализ стал более эффективным и результативным – об этом свидетельствует тот факт, что число налоговых проверок в 2018 году сократилось на 30 %, а собираемость налогов по их итогам выросла. Отсюда можно сделать вывод: если налоговая инспекция пришла в компанию с проверкой, это значит, что факт нарушения практически точно установлен.

Как понять, что в отношении фирмы ведется предпроверочный анализ? Естественно, налоговая такую информацию организациям не сообщает. Однако это можно узнать по косвенным признакам.

Однако возможны ситуации, когда компания не получает ни запросов, ни вызовов в ФНС, однако в это время налоговые инспекторы активно собирают на нее «компромат». В данном случае стоит помнить о 12 критериях риска.

Что делать?

Разумеется, далеко не любая компания может определить, что в отношении нее ведется предпроверочный анализ. Чтобы достоверно узнать об этом, рекомендуется обращаться к опытным адвокатам по защите бизнеса, которые сумеют выявить и устранить все риски. Если специалисты в ходе налогового аудита выясняют, что компании грозит реальная опасность, они предлагают руководителям совершить следующие действия:

Следует помнить, что защита бизнеса при налоговых проверках должна строиться как можно раньше. Тогда можно рассчитывать на то, что внезапный визит инспекторов не парализует фирму.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Источник

Предпроверочный анализ: суд установил пределы полномочий налоговых органов

«Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки.»

Комментарий к Решению Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2020 по делу N А40-211149/18-115-4949 (Дело ООО «Артек»)

Фабула

Налоговая запросила у ООО «Артек» документы за три последних года. При этом в отношении ООО «Артек» не проводилась налоговая проверка. То есть формально проверки нет, но фактически налоговая запрашивает информацию за три налоговых периода. Налоговая обосновывает запрос информации проведением «предпроверочного анализа».

Вопрос

Какой объем информации может запрашивать налоговый орган при предпроверочном анализе?

Применимая норма НК РФ

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. (п. 2 статьи 93.1. НК РФ)

Суды первой и апелляционной инстанций

Признали требование налогового органа соответствующим законодательству.

Суд кассационной инстанции

Направил дело на новое рассмотрение, указав, что при новом рассмотрении необходимо дать оценку доводам относительно наличия (отсутствия) обоснованной необходимости у налогового органа истребовать документы.

Позиция Арбитражного суда г. Москвы

1. Статус предпроверочного анализа

Суд подробно описал происхождение предпроверочного анализа, дал оценку внутренним актам ФНС, на основании которых такой анализ проводится.

Ключевые выводы суда:

«Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как «мероприятия в рамках предпроверочного анализа».

«Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки».

«Истребование у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности за несколько налоговых периодов без назначения выездной (камеральной) налоговой проверки в рамках мероприятий «предпроверочного анализа» не соответствует Налоговому кодексу РФ, поэтому оспариваемое требования не может быть признано законным.»

Суд аргументировал, почему предпроверочный анализ за несколько налоговых периодов нарушает права налогоплательщика.

1) гласность

Налогоплательщик вправе знать, что в его отношении ведется проверка;

Нормативные акты ФНС России, регулирующие предпроверочный анализ, не доступны для налогоплательщиков и не опубликованы в порядке, установленном законом.

2) законность

Налоговый орган не вправе применять по отношению к налогоплательщику формы и методы налогового контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

3) срочность налоговой проверки

Налогоплательщик вправе рассчитывать, что административная нагрузка на него в связи с налоговой проверкой не будет бесконечной и ограничена конкретными сроками. Предпроверочный анализ не имеет установленных законом сроков и может проводиться инспекцией непрерывно

4) невозможность проведения двух и более налоговых проверок одного и того же налогового периода

Поскольку налоговый орган проводит предпроверочный анализ налога и налогового периода, не уведомляя об этом налогоплательщика, то это позволяет обойти запрет на проведение двух проверок одного и того же налога и налогового периода.

5) полнота и объективность проверки

целью камеральной или выездной проверок является проверка правильности исчисления налогов, что подразумевает полное и объективное изучение хозяйственной деятельности налогоплательщика и выявление не только недоплаты налога, но и излишней уплаты налогов; недопустимость одностороннего подхода к проверке, когда не выявляются или не принимаются во внимание выявленные факты переплаты налогов.

6) право на защиту своих прав и законных интересов от незаконных действий проверяющих должностных лиц, а также право на обжалование результатов проверки

Отсутствие доступа к тексту внутриведомственных актов, регулирующих порядок проведения предпроверочного анализа, а также документов, касающихся проводимого в отношении налогоплательщика предпроверочного анализа, нарушает права налогоплательщика на обжалование как самих актов, так и действий должных лиц налоговых органов, определяемых таким актом.

Рекомендую ознакомиться с текстом решения и цитировать его при ответе на требования налогового органа.

2. Границы запроса налогового органа вне рамок налоговой проверки

Суд четко обозначил границы запроса налогового органа.

«Cогласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ полномочия налоговых органов об истребовании у налогоплательщика документов (информации) вне рамок налоговой проверки не абсолютны. Требование о представлении документов (информации), направленное вне рамок налоговой проверки, должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, по какой конкретно сделке и в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) у налогоплательщика»

Таким образом, без назначения налоговой проверки, законным является требование налогового органа, в котором:

— указаны реквизиты конкретной сделки;

— наименование контрагента, с которым была заключена сделка;

— указано мероприятие налогового контроля, в ходе которого потребовалось истребовать указанные документы.

Смею предположить, что указывать «предпроверочный анализ» в качестве мероприятия налогового контроля, налоговые органы не будут. Ведь суд однозначно высказался «Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как «мероприятия в рамках предпроверочного анализа».

Интересно дойдет ли дело до Верховного Суда?

Отдельно хочу поздравить юристов, представлявших ООО «Артек», с победой.

Источник

Два упрощения в учете арендатора в 2022 году

ФСБУ 25/2018, как вы знаете, нужно применять не к фирме в целом, а только к договорам аренды, которые она заключает. Для арендаторов ФСБУ 25/2018 предусматривает два упрощения в учете договоров. Одно касается определенных договоров, когда платежи просто признаются в расходах, и не нужно учитывать ни ППА, ни обязательство по аренде. Другое состоит в упрощении способов оценки этих объектов.

Упрощенный порядок учета определенных договоров

Суть упрощенного учета договора аренды в том, что арендатор не отражает в бухучете ни право пользования активом (ППА), ни обязательство по аренде. Он признает только расходы по арендным платежам, когда предмет аренды учитывается на балансе арендодателя. То есть по-старому.

Вы, конечно, знаете, что с 2022 года Федеральным законом от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ установлено, что с 1 января 2022 года по имуществу, находящемуся в аренде, в том числе лизинге, налог платит арендодатель. Этим и определяется, что на своем балансе предмет аренды учитывает только арендодатель.

Арендатор признает только расходы по арендным платежам равномерно в течение срока аренды или на основе другого систематического подхода. То есть сохраняет прежний порядок учета (п. 11, 12 ФСБУ 25/2018).

Как правило, это краткосрочная аренда и аренда недорогих объектов.

Никаких изменений в бухучете в этой ситуации у арендатора не происходит. Однако придется вносить изменения в учетную политику. В ней нужно будет прописать, в отношении каких договоров применяется упрощенный порядок учета.

Упрощенные способы расчета фактической стоимости ППА и оценки обязательства

Обязательство – это стоимостная оценка обязательства по аренде. После принятия к учету величина обязательства по аренде увеличивается на начисляемые проценты (в случае, когда фирма не вправе вести учет упрощенно) и уменьшаются на уплаченные арендные платежи.

Суть упрощения в том, что арендатор формирует стоимость ППА в сокращенном виде, а обязательство по аренде оценивает без дисконтирования.

В фактическую стоимость ППА такие арендаторы вправе включить только:

При этом в фактическую стоимость ППА не включают:

Эти затраты нужно признавать в расходах в периоде возникновения.

По окончании срока аренды ППА будет самортизировано полностью, и его стоимость нужно списать. В бухгалтерском учете бухгалтер сделает проводки:

Дебет 01 субсчет Выбытие ОС Кредит 01

— списана стоимость ППА;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет Выбытие ОС»

— списана амортизация ППА.

Обязательство по аренде, которое учитывается в пассиве баланса, первоначально оцените как сумму номинальных величин будущих арендных платежей. То есть, чтобы определить сумму приведенной стоимости будущих арендных платежей арендные платежи дисконтировать не нужно (п. 13, 14 ФСБУ 25/2018). Нужно просто просуммировать их номинальные значения.

По окончании срока аренды арендное обязательство будет погашено.

Источник

Что такое ппа в налоговом контроле

Что такое ппа в налоговом контроле. Смотреть фото Что такое ппа в налоговом контроле. Смотреть картинку Что такое ппа в налоговом контроле. Картинка про Что такое ппа в налоговом контроле. Фото Что такое ппа в налоговом контроле

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое ппа в налоговом контроле. Смотреть фото Что такое ппа в налоговом контроле. Смотреть картинку Что такое ппа в налоговом контроле. Картинка про Что такое ппа в налоговом контроле. Фото Что такое ппа в налоговом контроле

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое ппа в налоговом контроле. Смотреть фото Что такое ппа в налоговом контроле. Смотреть картинку Что такое ппа в налоговом контроле. Картинка про Что такое ппа в налоговом контроле. Фото Что такое ппа в налоговом контролеОбзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 5 сентября 2017 г. N ММВ-7-12/713@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения функционального блока N 3 АИС «Налог-3», реализующего автоматизацию технологического процесса 103.06.09.00.0010 «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа»

В целях обеспечения автоматизации технологического процесса 103.06.09.00.0010 «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа», в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, с учетом результатов опытной эксплуатации, проведенной в соответствии с Государственным контрактом от 13.06.2017 N 5-7-02/76, приказом ФНС России от 27.12.2016 N ММВ-7-12/717@ приказываю:

1. Ввести в промышленную эксплуатацию программное обеспечение, реализующее автоматизацию технологического процесса 103.06.09.00.0010 «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа» в соответствии с Планом внедрения в промышленную эксплуатацию и в составе компонентов АИС «Налог-3» согласно приложениям NN 1, 2 к настоящему приказу, соответственно.

2. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева), Контрольному управлению (М.В. Чаликов), Управлению модернизации налоговых органов (И.А. Мирошникова), Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (Р.В. Филимошин) обеспечить выполнение мероприятий Плана.

3. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) организовать и обеспечить сопровождение программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации.

4. Контрольному управлению (М.В. Чаликов) обеспечить методологическое сопровождение программного обеспечения.

5. ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (Р.В. Филимошин) обеспечить администрирование, сопровождение эксплуатации и техническую поддержку программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации.

6. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации:

6.1. Довести настоящий приказ до нижестоящих территориальных органов ФНС России.

6.2. Обеспечить использование сотрудниками территориальных органов ФНС России программного обеспечения в практической работе в соответствии с инструкциями на рабочие места, размещаемыми на Интранет-портале ФНС России.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 5 сентября 2017 г. N ММВ-7-12/713@

План мероприятий
по внедрению в промышленную эксплуатацию программного обеспечения,
реализующего автоматизацию технологического процесса 103.06.09.00.0010 «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа»

N
п/п
МероприятиеОтветственный исполнительСрок исполненияПримечание
1.Подготовка контура промышленной эксплуатации АИС «Налог-3» к внедрению в промышленную эксплуатацию20.09.2017
1.1Установка на контуре промышленной эксплуатации версии АИС «Налог-3»ФКУ «Налог-сервис» ФНС России Управление информационных технологий18.09.2017
1.2Выполнение первоначального расчета витрин и настройка регулярного перерасчета витринФилиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России по ЦОД, Управление информационных технологийДва дня с даты исполнения п. 1.1 настоящего планаПо согласованию с Контрольным управлением
2.Доработка и направление в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и в межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам Порядка наполнения аналитического сегмента АИС «Налог-3» сведениями из различных источников и расчета агрегатовУправление информационных технологий Контрольное управлениеВ 2-месячный срок с даты издания настоящего приказа
3.Направление в Управление информационных технологий для размещения на Интранет-портале ФНС России уточненных реестра рабочих мест сотрудников территориальных органов ФНС России, инструкции на рабочие места сотрудников территориальных органов ФНС РоссииУправление модернизации налоговых органов2 рабочих дня с даты издания настоящего приказа
4.Направление письма в УФНС России по субъектам Российской Федерации о начале промышленной эксплуатацииКонтрольное управление, Управление модернизации налоговых органов2 рабочих дня с даты исполнения п. 1 настоящего плана
5.Промышленная эксплуатацияУФНС России по субъектам Российской Федерации2 рабочих дня с даты исполнения п. 5 настоящего плана

Приложение N 2
к приказу ФНС России
от 5 сентября 2017 г. N ММВ-7-12/713@

Состав
компонентов АИС «Налог-3»

N
п/п
Технологический процессКомпоненты АИС «Налог-3»
1103.06.09.00.0010 «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа»Прикладная подсистема «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа» (ПП ППА-отбор)

Обзор документа

Решено ввести в промышленную эксплуатацию программу по автоматизации технологического процесса 103.06.09.00.0010 «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа». Программа вводится в эксплуатацию в составе одноименной прикладной подсистемы АИС «Налог-3».

Представлен план внедрения программы в эксплуатацию. Перечислены мероприятия, указаны ответственные исполнители, сроки исполнения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *