Что такое ппмс помощь
Что такое ппмс помощь
ППМС-центры и ПМПК как опора и ресурсная база инклюзивного образования
детей с особыми образовательными потребностями. Преодоление нормативных ограничений
Становление инклюзивного образования детей с ОВЗ и его перспективы определяются сегодня по двум основным позициям: какими средствами оно будет осуществляться (стандарты, учебные планы, программы, средовые условия, нормы взаимодействия и др.) и какими силами, кто будет это реализовывать. Очевидно, что вопрос об институализации инклюзивного образования, о его координирующей и ресурсной базе совсем скоро станет лимитирующим, основным.
Между тем практика организации инклюзивного образования в регионах уже определила таким координирующим и ресурсным центром инклюзии ППМС-центры. Как показывает опыт, как свидетельствуют материалы многочисленных конференций, круглых столов, мониторингов в различных регионах, в тех общеобразовательных организациях, где есть положительные результаты в становлении инклюзивного образования детей с ОВЗ, оно организуется при содействии и участии ППМС-центров.
ППМС-центры обеспечивают школам необходимые ресурсы и поддержку на всех этапах инклюзивного образования:
И действительно, это очень обнадеживающая практика. Однако перспективы становления и развития инклюзивного образования с опорой на ППМС-центры сегодня очень сомнительны в силу возникших нормативных противоречий и ограничений.
ППМС-центры существуют 20 лет, и более 15 лет их деятельность регламентируется Типовым положением об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, принятым Постановлением Правительства РФ. В соответствии с этим положением ППМС-центры – это образовательные учреждения особого типа, реализующие индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие дополнительные программы, и их деятельность подлежит лицензированию.
В новом же Законе об образовании образовательный статус ППМС-центров не определен: их нет ни в перечне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ни среди организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению образовательной деятельности. Утерян и собственный образовательный статус ППМС-центров, и собственный тип образовательных программ – среди дополнительных образовательных программ коррекционно-развивающие программы не перечислены.
Таким образом, по сравнению с Типовым положением, Закон об образовании не создает возможности для дальнейшего развития ППМС-центров, а напротив – лишает их. Теперь, чтобы сохранить свой образовательный статус, ППМС-центрам необходимо переориентироваться и реализовывать программы дошкольного образования, дополнительного образования взрослых или общеразвивающие программы дополнительного образования детей. Но и в этих случаях их положение в системе образования и перспективы финансирования сомнительны, поскольку фактически они выполняют функции других образовательных организаций. В условиях оптимизации системы образования это бесперспективно, но главное, что при этом ППМС-центры перестают выполнять свои основные функции, для которых создавались – сопровождение детей в процессе обучения и социализации и сопровождение образовательного процесса в школах и детских садах. И уже совсем сложно осуществлять индивидуально-ориентированную работу по сопровождению особого ребенка в школе и обеспечению процесса инклюзивного образования. Кстати, ни в статье 42 Закона среди всех функций ППМС-центров, ни в статье 79 – среди условий обеспечения инклюзивного образования детей с ОВЗ – нет вообще положений о роли ППМС-центров в сопровождении инклюзивного образования.
Последствия этих изменений не замедлили сказаться. В некоторых регионах положение ППМС-центров начало заметно ухудшаться. В Москве рассматривается вопрос о лишении ППМС-центров статуса образовательных организаций, а среди них немало подлинно ресурсных центров инклюзивного образования, оказывающих реальную помощь школам и дошкольным организациям.
Сохранение образовательного статуса ППМС-центров на этапе становления инклюзивного образования детей с ОВЗ создаст дополнительные возможности:
для создания мощных ресурсных баз инклюзии с передачей всей полноты ответственности: за определение особого статуса ребенка и обозначение специальных условий ПМПК (!), обеспечение адекватного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ПМП-консилиумы, психолого-педагогическое сопровождение детей, содействие созданию специальных условий и т.п.), медиация в конфликтных ситуациях, мониторинг результатов;
совершенствование деятельности центров в интересах детей, изменения места, роли ПМПК, оздоровления ее работы;
изменения роли семьи в процессе обучения и социализации ребенка;
гуманизации школы, дошкольных учреждений, системы образования в целом.
Гусева С.В.. руководитель проектов муниципального ЦПМСС «Валеоцентр»,
председатель правления Некоммерческого партнерства детских психологов и коррекционных педагогов по оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития «Содействие»
Служба ранней помощи Москвы
СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ бесплатно помогает родителям детей от 0 до 3 лет с особенностями развития.
В службе ранней помощи решают психологические, юридические, организационные вопросы и занимаются полноценным интеллектуальным и физическим развитием малыша.
ЕСЛИ У ВАС ИЛИ У ВРАЧА ЕСТЬ КАКИЕ-ЛИБО ОПАСЕНИЯ ПО ПОВОДУ РАЗВИТИЯ МАЛЫША, ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩЬЮ КАК МОЖНО РАНЬШЕ!
Специалисты службы ранней помощи учат семьи успевать заниматься повседневными делами и помогать ребенку развиваться и учиться, консультируют по любым возникающим вопросам.
В 2021 ГОДУ
обратилось в учреждения Департамента труда и соцзащиты
участвует в программе службы ранней помощи
предоставлено участникам в рамках ИПРП (индивидуальная программа ранней помощи)
КАКИМ ДЕТЯМ НУЖНА РАННЯЯ ПОМОЩЬ?
Ранняя помощь
нужна детям, если
В программу включаются
семьи с детьми, у которых
диагностировано одно
из заболеваний
Раннюю помощь
также получают дети
КАКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ УСЛУГИ
ОКАЗЫВАЮТ ДЕТЯМ С ОСОБЕННОСТЯМИ
РАЗВИТИЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМ?
Специалисты службы
ранней помощи
Какие услуги оказывают специалисты
службы ранней помощи?
Какие специалисты работают
в службе ранней помощи?
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАННЕЙ ПОМОЩИ — ИПРП
Как назначается ИПРП?
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) учреждения определяет вид программы ранней помощи
Какие специалисты реализуют ИПРП?
Междисциплинарная
команда специалистов*:
* Точный список врачей в команде семьи может отличаться и зависит от учреждения, в котором реализуется ИПРП.
Как реализуется ИПРП?
Медико-социальная и психолого-педагогическая помощь осуществляется при тесном взаимодействии специалистов с семьей. Среди форм взаимодействия:
Разрабатывая цели и задачи ИПРП, специалисты учитывают психическое, физическое и речевое развитие ребенка
В ИПРП указываются приоритетные области развития, прописываются цели и задачи предстоящей работы на ближайшие 6 месяцев
Каждые 3 месяца проводится промежуточная оценка реализации ИПРП, при необходимости вносятся изменения
В чем польза ИПРП?
Благодаря ИПРП родители
Чтобы оценить эффективность применяемых в реабилитации ребенка методов и скорректировать индивидуальный образовательный маршрут, команда специалистов ежеквартально проводит диагностические исследования уровня развития ребенка и формирует рекомендации родителям по тому, как лучше продолжить реализацию программы и закрепить полученные детьми навыки и знания.
ГДЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ РАННЮЮ ПОМОЩЬ?
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ИМЕНИ Л.И. ШВЕЦОВОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ИМЕНИ Л.И. ШВЕЦОВОЙ
Один из критериев включения в программу службы ранней помощи в Центре — возраст ребенка:
от 0 до 3 лет
до 5 лет
в особо тяжелых случаях
Служба ранней помощи (СРП) была создана в Центре на базе детского отделения в 2014 году.
Основная задача СРП — научить ребенка функционировать в естественных жизненных условиях, а также способствовать его социальной адаптации.
Медико-социальная и психолого-педагогическая помощь ребенку реализуется при тесном взаимодействии специалистов с семьей. Занятия предполагают обязательное присутствие родителей и направлены в том числе на повышение их компетентности в вопросах ухода, развития и воспитания ребенка.
КРИТЕРИИ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОГРАММУ:
В ЦЕНТРЕ ОКАЖУТ ТАКИЕ УСЛУГИ:
ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ:
ПРИМЕНЯЕМЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДИКИ:
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «РОЗА ВЕТРОВ»
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «РОЗА ВЕТРОВ»
В январе 2021 года на базе учреждения открыт Многофункциональный координационный центр поддержки семей детей с особыми потребностями «Свой путь». Его цель — оказать помощь конкретной семье, имеющей ребенка раннего возраста, с учетом ее потребностей. Ранняя помощь предполагает комплекс услуг семьям с детьми с особыми потребностями от 0 до 3 лет.
Междисциплинарное взаимодействие специалистов поможет решить психологические, юридические, организационные вопросы семьи.
В ЦЕНТРЕ ОКАЖУТ ТАКИЕ УСЛУГИ:
СПЕЦИАЛИСТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ТАКЖЕ:
Индивидуальная программа ранней помощи — это регулярные встречи семьи со специалистами учреждения, обучающие сессии и мониторинг достижений ребенка. Вместе с семьей команда специалистов работает над изменением ситуации, заботясь о каждом члене семьи и общем микроклимате.
Возможны разные форматы оказания услуг — специалисты работают как очно, так и дистанционно.
Специалисты центра научат успевать заниматься повседневными делами и помогать ребенку развиваться и учиться.
Наши специалисты станут вашими партнерами на первые три года жизни ребенка и помогут с любыми вопросами!
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 26 им. А.С. Пушкина»
Уполномоченный по правам ребенка при Губернаторе Алтайского края Казанцева Ольга Александровна
Адрес для направления письменных обращений: 656035, Барнаул, пр. Ленина, 59.
Адрес для личных (устных) обращений: Барнаул, пр. Ленина, 41, каб.102, 104.
Телефон, факс: 8(3852)24-18-60
E-mail (для письменных сообщений в электронной форме): altaisky@ rfdeti.ru, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел опеки и попечительства: 9-95-96
Центр социальной помощи «Преодоление»: 2-27-28
Комиссия по делам несовершеннолетних: 4-28-35
Служба спасения: 6-08-68
Филиал кризисного центра для мужчин: 2-25-96
«Территориальный комплексный центр помощи семье и детям»: 2-27-28
«Телефон доверия» Алтайского края : (38552)35-01-19
«Телефон доверия» г. Рубцовска: 2-28-38
Телефоны экстренной психологической помощи
Телефон психологической поддержки в Центре социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского (бесплатно, круглосуточно) 8 (495) 637-70-70
Телефон доверия экстренной медико-психологической помощи (бесплатно, круглосуточно) 8 (499) 791-20-50
Телефон отделения суицидологии ФБГУ Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития (бесплатно) 8 (495) 963-75-72
Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером (бесплатно, круглосуточно) 8-800-200-122.
Консультанты работают каждый день, включая выходные и праздничные дни. Экстренная помощь — значит быстро, неотложно, здесь и сейчас.
«Дети Онлайн» консультирование по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследование, шантаж, домогательства в Интернете (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800-250-00-15
Психологическая безопасность образовательной среды
П П М С-СЛУЖБА
О школьной службе психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 №73 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, создана психолого-педагогическая медико-социальная служба (далее – ППМС-СЛУЖБА).
Цель ППМС-службы – обеспечение доступности получения обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Организационная структура ППМС-службы
– организует ППМС-помощь, координирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума, профессиональных объединений педагогов, курирует работу педагога-психолога, социального педагога, педагога – психолога;
– утверждает пакет нормативных документов, регламентирующих оказание ППМС-помощи в учреждении, осуществляет контроль их исполнения;
– обеспечивает повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся;
– ежегодно проводит самооценку оказания ППМС-помощи;
– определяет методы, содержание и продолжительность оказания ППМС-помощи обучающимся.
Педагог-психолог, социальный педагог, педагог – логопед, педагоги предоставляют ППМС-помощь на бесплатной основе, при наличии письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся, в следующих формах:
– психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов;
– коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся;
– комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
– помощь обучающимся в профориентации и социальной адаптации.
Школьная психолого-медико-педагогическая комиссия обеспечивает диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с трудностями в обучении, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей:
— выявляет характер и причины отклонений в учении и поведении учащихся, обобщение причин отклонений;
— практически решает проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся;
— принимает коллективное решение о специфике содержания образования и обучения для ученика (группы учеников);
— разрабатывает плана совместных психолого-медико-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса;
— консультирует в решении сложных, конфликтных ситуаций;
— направляет на территориальную ПМПК для проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Психолого-медико-педагогическая комиссия: что это такое и зачем эту процедуру назначают детям
Что включает в себя понятие «психолого-медико-педагогическая комиссия»? В каких случаях детям стоит пройти эту процедуру? Разбираемся вместе с дефектологом школы № 1354 Еленой Агафоновой и руководителем магистратуры «Модернизация деятельности ПМПК в системе образования» МГПУ Ириной Левченко.
Аббревиатура ПМПК расшифровывается как «психолого-медико-педагогическая комиссия». Впервые с этим понятием родители обычно знакомятся в детском саду: процедуру настоятельно рекомендуют пройти детям, которые претендуют на бесплатную логопедическую помощь.
Комиссия проводит комплексное обследование детей на наличие различных диагнозов, влияющих на его способности к обучению. К ним относятся такие состояния, как, например, разного рода задержки или нарушения интеллектуального либо психического развития. Задача специалистов — определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе или ему будет комфортнее в коррекционном учебном заведении.
В состав такой комиссии обязательно входят психолог, психиатр, учитель-логопед, педиатр, невролог, педагог-дефектолог, социальный педагог, а при необходимости подключаются и другие специалисты.
В общем цель ПМПК можно сформулировать так: сделать легче жизнь детей, которым для успешного и комфортного обучения не обойтись без специальных условий.
Как возникли комиссии
Прародителем современных ПМПК можно считать медико-педагогическую комиссию 1949 года. Тогда впервые сформулировали критерии, по которым ребенка с теми или иными особенностями развития рекомендовали обучать в специальных коррекционных школах.
Комиссии помогали ученикам, которые не могли адаптироваться в обычных классах. В теории. Напрактике же порой решения, которые выносили специалисты, не отличались объективностью, часто были не в пользу ребенка.
Во второй половине 1970-х годов по инициативе академика РАО Владимира Лубовского стали появляться первые психолого-медико-педагогические консультации, и к детям стали относиться более гуманно. Комиссии были добровольными: родителей детей с особенностями там старались консультировать без навешивания ярлыков.
Это было время перемен. Если раньше ребенка старались приспособить к существующей системе образования, то теперь, наоборот, от системы образования ожидали, что она приспособится к потребностям каждого из детей с особенностями развития.
В 1990-х годах в нашей стране стали создавать психолого-педагогические медико-социальные центры, которые консультировали родителей и оказывали детям индивидуальную комплексную помощь.
Именно в этот период началась борьба закона со здравым смыслом. Родители получают консультацию в ППМС-центре, но юридической силы это решение не имеет. И чтобы органы управления образованием предоставили ребенку специальные условия, требуется заключение ПМПК.
Именно поэтому со временем ПМПК получила статус отдельного постоянно действующего учреждения. Ее задача — проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. А ППМС превратились в ГППЦ и занимаются именно помощью и консультированием детей и родителей.
Кому понадобится ПМПК?
Основная задача ПМПК — выяснить, нужны ли конкретным детям особые образовательные условия, и если да, то какие именно. А также разобраться, стоит ли присваивать ребенку образовательный статус ОВЗ — «ограниченные возможности здоровья».
Именно заключение комиссии влечет за собой решение о бесплатной логопедической помощи в случае постановки диагноза ЗРР («задержка речевого развития»), о назначении сурдопедагога слабослышащему ребенку, о занятиях с тифлопедагогом и учебниках со шрифтом Брайля для ребенка с нарушением зрения, а также обеспечивает дополнительные часы работы с логопедом и психологом, если у ребенка есть трудности с письмом и чтением.
Отдельно стоит подчеркнуть, что статус ОВЗ не несет никаких негативных последствий ни для ребенка, ни для родителей. Получив справку о нем, родители вправе не пускать ее в дело.
Поводы для обращения в ПМПК — на заметку родителям
Как пройти комиссию
В России, к сожалению, нет стандартного для всех регионов способа пройти ПМПК. Так, в Москве родители могут записаться на ПМПК самостоятельно через сайт mos.ru. Также там представлен список всех необходимых документов для прохождения комиссии.
Список документов, которые могут вам потребоваться:
Дети до 18 лет приходят на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Для проведения обследования законные представители ребенка предъявляют в ЦПМПК г. Москвы документы, подтверждающие их полномочия по представлению его интересов.
Что касается других регионов, то проще всего воспользоваться единым навигатором ПМПК. Там можно найти нужную комиссию и узнать все нюансы.
Если ребенок учится в школе, нужно будет взять на него характеристики у классного руководителя, логопеда, учителей русского языка и математики. Дошкольнику характеристику выдадут логопед и воспитатель.
«В нашей школе мы стараемся собрать для ребенка, которому предстоит посещение ПМПК, характеристики от всех учителей-предметников. Во-первых, это дает более развернутую картину, а во-вторых, помогает самим педагогам разобраться в проблеме.
Например, учитель математики говорит, что ученик не справляется с задачами, а логопед и учитель русского уже понимают, почему так происходит. Они могут объяснить это коллеге и, в свою очередь, делают себе пометку, что нужно интенсивнее работать с таким школьником, скажем, над пониманием словесных конструкций».
Учитель-дефектолог московской школы № 1354 «Вектор» Елена Агафонова
Как правило, перед визитом в ПМПК необходимо посетить врачей в поликлинике. Как правило, это невролог, логопед и психиатр, но могут потребоваться также и консультации других специалистов: отоларинголога и офтальмолога, например.
При этом стоит учитывать, что к примеру, московской ЦПМПК не подходит заключение частного психиатра.
Как проходит комиссия
Весь процесс длится от силы 15–20 минут. Маленькие дети быстро утомляются, а обследование в течение такого времени дает достаточно точную картину происходящего.
Эксперты ПМПК владеют инструментами и методами экспресс-диагностики. Они знают, какие вопросы нужно задать, на что обратить внимание, какие особенности поведения отметить.
После обследования и тестов члены комиссии удаляются, чтобы посовещаться и подготовить заключение. В это время, как правило, социальный работник опрашивает родителей.
Когда заключение готово, родители его подписывают, и в этот момент они могут задать вопросы, уточнить, где и как они могут получить услуги, которые рекомендованы их ребенку.
Готовить ребенка к прохождению ПМПК не надо. Задача родителей — не нагнетать обстановку и отнестись к предстоящему визиту просто как к очередному обследованию.
Стоит заранее рассказать ребенку, как проходит комиссия. Предупредить, что разные незнакомые взрослые с ним поговорят, позадают ему вопросы, поиграют с ним, а родители обязательно будут рядом. Если дети представляют, чего ожидать, они меньше нервничают и не так сильно стесняются.
Как обжаловать результат ПМПК
Однако отведенного на вопросы времени часто не хватает, особенно тем, кто приходит на комиссию в первый раз. Нередко родители что-то неправильно понимают или не согласны с заключением (в последнем случае они вправе заново записаться на комиссию).
Решение территориальной ПМПК можно обжаловать в Центральной комиссии, а решение Центральной — в Межведомственной конфликтной комиссии.
Для этого родителю достаточно обратиться с письменным заявлением к руководителю ЦПМПК. Может в этом помочь и школа, которая собирает психолого-педагогический консилиум, готовит характеристики, заверяет копии контрольных работ, выписку из электронного журнала.
Существует миф, что начиная с 5-го класса ученикам неохотно присваивают статус ОВЗ
Однако это вовсе не прихоть комиссии: возможно, для этого попросту не хватает документов, обследований, заключений. Или родители говорят о проблемах, которые возможно скорректировать с помощью логопеда и психолога (и статус ОВЗ для этого присваивать вовсе не обязательно). Комиссия в этом случае просто выдаст рекомендации о том, в каких особых образовательных условиях нуждается ребенок.
Что делать с заключением ПМПК
Заключение комиссии нужно отнести в учебное заведение (детский сад или школу) и написать заявление с просьбой предоставить услуги, которые рекомендовала комиссия.
Если родители предоставили в сад или школу заключение до истечения его срока, оно будет действительным на одну ступень обучения, то есть на весь срок дошкольного образования, для начальной, средней или старшей школы. Либо же оно может считаться таковым на срок, указанный в заключении. Например, в документе может быть отмечено: «Контроль через год».
Если ребенок получил заключение в детском саду, а к первому классу проблемы остались, придется пройти ПМПК вновь.
Специальные условия, которые обычно рекомендует ПМПК, можно разделить на три группы:
Директор издает приказ о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе и создании для него условий получения образования. Школа проводит психолого-педагогический консилиум (на котором, кстати, имеют право присутствовать и родители ребенка), конкретизирует рекомендации ПМПК и составляет индивидуальный образовательный маршрут.
Далее школа разрабатывает рекомендованную программу и создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» школа или детский сад обязаны предоставить специальные условия за счет средств регионального бюджета.
Заключение ПМПК носит рекомендательный характер только для родителей, но не для образовательного учреждения. Если на основе заключения ребенку рекомендована учеба в ресурсном классе, которого нет в ближайшем учебном заведении, или в спецшколе, которая находится слишком далеко, родители вправе требовать исполнения всех пунктов от ближайшего учебного заведения.
Кроме того, московским школьникам со статусом ОВЗ полагается бесплатное питание.
Для этого взрослому необходимо:
Через восемь дней вопрос будет решен.
А еще дети с ОВЗ от 4 до 17 лет включительно на сайте Мосгортур могут получить бесплатную путевку в лагерь или дом отдыха.
Как заключение ПМПК помогает на экзаменах
Заключение ПМПК дает самые разные преференции на экзаменах. От материально-технических особенностей места, где его проводят — пандусы, специально обустроенные кабинеты, необходимое оборудование, скажем азбука Брайля, — до методических: для детей, у которых есть заключение комиссии, предусмотрено увеличение времени экзамена. Также им могут предложить сдать вместо ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 их облегченные версии, ГВЭ-9 и ГВЭ-11.
Аббревиатура ГВЭ расшифровывается как «государственный выпускной экзамен». Отметим, что в вузах результаты ГВЭ-11 по закону не засчитывают, но обязаны организовать для абитуриента вступительные испытания, форму и сложность которых определает само учебное заведение.
В 11-м классе на ГВЭ по математике всего 10 заданий (вместо 19 ЕГЭ), а по русскому языку вместо 27 заданий (тестовая часть и сочинение) предусмотрены либо сочинение, либо изложение с творческой частью, либо диктант (для детей с РАС).
Есть важный нюанс: чтобы ребенок получил возможность сдавать «лайт-версию» экзамена, стоит пройти ПМПК как можно раньше.
Если же привести учащегося на ПМПК первый раз в 9-м классе, надеяться на спецусловия на госэкзаменах не стоит: комиссия таких рекомендаций не даст. Даже стопка заключений нейропсихологов, психиатров и неврологов скорее всего не переубедит экспертов.
Бывают и исключения, поясняет дефектолог Елена Агафонова: «Порой в начальной школе ребенок получает статус ОВЗ, но к среднему звену исправляет проблемы и начинает заниматься на общих условиях. А в 9-м классе фактор стресса делает свое дело, и трудности в обучении возвращаются. В таких случаях комиссия обычно дает добро на облегченную версию экзамена».