Что такое ппо в школе
Школьный профсоюз
Первичная профсоюзная организация МАОУ СОШ №4 существует очень давно и руководствуется в своей деятельности Уставом профсоюза работников народного образования и науки РФ, Законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», нормативными актами выборных органов профсоюза.
Количество работников в школе 70 человек.
В профсоюзную организацию МАОУ СОШ №4 входят 28 человек.
З А Ч Е М Н У Ж Е Н ПРОФСОЮЗ?
ЧТОБЫ не оставаться один на один с работодателем
ЧТОБЫ знать свои права и уметь их защищать
ЧТОБЫ получать в срок достойную заработную плату
ЧТОБЫ чувствовать себя частью сплочённой организации
ЧТОБЫ иметь хорошие условия труда
Только член профсоюза вправе рассчитывать на:
Защиту при увольнении по инициативе работодателя;
Помощь профсоюзной организации и её выборных органов при нарушении работодателем трудового коллективного договора;
Содействие в решении вопросов, связанных с охраной труда, возмещение ущерба, причинённого здоровью при исполнении трудовых обязанностей;
Бесплатную консультацию по экономическим, правовым, медицинским и иным социально значимым вопросам в профсоюзных органах;
Содействие и помощь профсоюзного органа в организации отдыха и лечения работников и их детей;
Получение материальной помощи из средств профсоюза.
Каждый член профсоюза может:
рассчитывать на поддержку профсоюза в трудовых спорах с администрацией;
рассчитывать на соблюдение законодательства при сокращении рабочих мест;
обратиться в профком при ущемлении экономических и трудовых прав.
необходимую юридическую консультацию;
все виды социальной защиты, предусмотренной коллективным договором;
льготные путевки в спортивно-оздоровительный лагерь, дома отдыха и санаторий для детей;
содействие в получении медицинских услуг;
материальную помощь из фондов профкома.
Что даёт нам профсоюз?
Главные цели работы профсоюза
Роль профсоюзной организации
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Права первичных профсоюзных организаций в сфере трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом РФ
Формы и методы работы
Состав профсоюзного комитета
Распределение обязанностей между членами профкома
Фамилия, имя, отчество
Улько Валентина Августовна (уитель технологии)
Документы
УСТАВ Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации.
План работы Первичной профсоюзной организации на 2013-2014 уч. год (утверждён на заседании профкома. Протокол №…).
Вопросы правового регулирования трудовых отношений с руководителем образовательного учреждения.
Положение о первичной организации профсоюза работников образования и науки РФ.
Полезные ссылки
Общероссийский профсоюз образования (сайт Прфессионального союза работников народного образования и науки РФ)
Красноярская краевая организация Профсоза работников народного образования и науки РФ
Примерное положение о первичной профсоюзной организации образовательного учреждения (школы)
Методические рекомендации по изучению и обобщению ППО
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Рассмотрено и одобрено на заседании МС
Протокол от «29» февраля 2016 г. № 1
Методические рекомендации по изучению и обобщению ППО
Рассмотрим алгоритм выявления, изучения и обобщения перспективного педагогического опыта:
1. Наблюдение, выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты, определение адреса опыта.
2. Определение темы опыта.
3. Отбор и изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме, помогающей осмыслению и обоснованию передового педагогического опыта.
4. Составление плана изучения и обобщения передового педагогического опыта.
5. Реализация плана изучения и обобщения передового педагогического опыта (сбор фактического материала).
6. Оформление и представление педагогического опыта.
Педагогический опыт — это уже свершившаяся, как бы «остановленная», педагогическая практика. Определить главную причину состоявшегося опыта не всегда возможно, но можно провести анализ фактов, обусловивших этот опыт. Такой анализ необходим для содержательной характеристики и обоснованной оценки опыта, возможностей и границ его использования. При анализе педагогического опыта необходимо понять, почему педагог действует именно так, а не иначе.
Выявление перспективного педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта – это всегда анализ и синтез информации, полученный в результате её изучения; её отбор, классификация; выделение основного, главного; выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте; выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения.
Источниками информации для выявления перспективного педагогического опыта являются: изучение результатов мониторинга качества образования школьников; изучение результатов анализа учебных занятий; личное заявление педагога–автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приемах педагогической деятельности, дающие более эффективные результаты учебной деятельности школьников; учитывается мнение коллег об опыте работы педагога; участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, семинарах, результаты методической недели по тому или иному предмету, в ходе, которой учитель показал свои исследования и доказал их состоятельность и результативность; изучение рекомендаций, полученных педагогом в ходе курсовой подготовки.
Руководителю на заметку:
Самым распространённым способом выявления перспективного педагогического опыта является наблюдение администрацией учебного заведения за работой педагогов в процессе посещения уроков, занятий, внеклассных мероприятий, выступлений из опыта работы на заседаниях педагогических советов, методическом совете, методическом объединении, изучение системы работы учителя в период аттестации педкадров.
В сентябре-октябре проводится предварительное наблюдение за работой педагога с целью определения сущности опыта, его оценки с точки зрения определённых критериев. Если система работы учителя отвечает критериям перспективного педагогического опыта, на заседании педагогического совета либо методического совета учебного заведения принимается решение об изучении передового педагогического опыта, издаётся соответствующий приказ. Заместитель директора разрабатывает план работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта, к работе по изучению и обобщению перспективного педагогического опыта могут привлекаться опытные педагоги из числа методистов. Непосредственным участником изучения и обобщения перспективного педагогического опыта является сам педагог, который систематизирует материалы, отражающие опыт работы, представляет их заместителю директора для обобщения.
Заканчивается период выявления перспективного педагогического опыта определением темы опыта, выдвижением гипотезы о сущности и основных идеях опыта, формулируется цель изучения.
Изучение перспективного педагогического опыта
После выявления опыта начинается процесс его изучения. Период изучения сложен и ответственен. На первом этапе необходимо организовать теоретическую подготовку к изучению опыта: отбор и изучение психолого-педагогической литературы по теме;
Далее определяется эмпирический инструментарий изучения передового педагогического опыта, проводится изучение системы работы учителя в соответствии с планом.
Ориентировочные этапы изучения ППО
И третий этап – третий год изучения. На данном этапе выполняются контрольные замеры уровня учебных компетенций учащихся, анализируется итоговая деятельности учителя, описывается опыт, обсуждается обобщённый опыт на заседании педагогического совета (методического совета) и в завершении, результат – творческий отчет учителя.
Для получения наиболее объективных показателей администрации учебного заведения необходимо посетить и проанализировать систему учебных занятий по определённой теме, систему внеклассных мероприятий, осуществить эпизодическое посещение учебных занятий в разных классах, проанализировать ведение педагогом обязательной деловой документации. При этом администрация уточняет и углубляет выводы о сущности опыта, оказывает помощь педагогу в устранении недостатков.
В ходе посещения уроков заместителю директора следует обратить внимание на соответствие содержания работы учителя поставленным задачам, учет индивидуальных особенностей учащихся, оптимальность выбора организационных форм, методов и приёмов обучения для формирования познавательной мотивации, развития учебно-познавательной компетенции учащихся, их творческой активности, а также на целесообразность использования педагогом различных способов обучения и воспитания.
При контрольном замере уровня учебных компетенций учащихся анализируется результативность работы учителя через изучение учебных достижений учащихся, проведение с ними бесед, анкетирования. Это способствует формированию общего представления о том, как учащиеся воспринимают данную методику работы, помогает определить уровень усвоения материала, проанализировать уровень воспитанности. На протяжении периода изучения передового педагогического опыта необходимо проведение мониторинга учебных достижений учащихся, а в конце этапа изучения осуществить контрольную проверку, проанализировав динамику качественных показателей.
Автору передового педагогического опыта целесообразно вести педагогический дневник наблюдений по вопросам реализации основных аспектов опыта. В дневнике в произвольной форме фиксируется эффективность применяемых методик, положительные и отрицательные моменты, рекомендации по устранению недостатков.
Рассмотрим основные требования к оформлению материалов перспективного педагогического опыта.
Структура описания опыта работы.
1. Введение (составляет 1/8 объема всего материала и включает)
— данные о носителе опыта, адрес опыта;
— информацию о теме, ведущей идеи опыта;
— обоснование актуальности опыта (условия возникновения и становления опыта; противоречия, которые побудили педагога к поиску иных подходов к обучению и воспитанию; теоретические основы, педагогические идеи, учения, источники, опыт, положенный в основу перспективного педагогического опыта);
— обоснование новизны данного опыта, его перспективность;
— адресную направленность, диапазон использования (кем, для кого, в каких условиях может быть использован данный опыт).
2. Технология опыта включает раскрытие сущности опыта. Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), описание организации образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии опыта). Это — основной раздел, в котором происходит описание системы работы учителя.
Руководителю на заметку:
Особое внимание необходимо обратить на стиль работы педагога, его творческие находки. Если анализ не раскрывает этих находок, то обобщение сводится к повторению известных положений: хорошо владеет коллективом детей, подбирает интересный материал для уроков и т. д.
Важно помнить: недостаточно показать, что и как делал педагог, важно определить, почему таким образом действовать лучше и как это влияет на развитие ребёнка. Очень важны конкретные примеры, доказывающие результативность опыта. Чтобы опыт мог быть использован другими, излагать его нужно достаточно полно и чётко.
3. Результативность опыта отражает динамику качественных показателей уровня сформированности основных компетенций учащихся в процессе работы над реализацией данного опыта (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития, развитие мотивационной сферы, познавательной и творческой активности и др.). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать возможные проблемы.
4. Выводы и рекомендации констатирует взаимосвязь между используемым опытом и результатами работы. Подчёркивается перспективность используемого опыта в повышении качества образовательного процесса. Определяются условия эффективного использования предложенного опыта, анализируются возможные проблемы и пути их преодоления, определяются перспективы развития предлагаемого опыта.
5. В заключении дается список использованной литературы.
Руководителю на заметку:
Памятка обобщения перспективного педагогического опыта
Описание опыта излагается от третьего лица.
При описании опыта обязательны ссылки на приложения.
Проведите глубокий анализ накопленных в процессе изучения опыта материалов.
Набросайте краткий план (3-4 основных вопроса), составьте тезисы.
Сначала набросайте черновик. Избегайте общих фраз.
Дайте практическую оценку опыта.
Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках.
Главный критерий хорошего опыта – результаты.
Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично. Избегая повторений.
Помните, что обобщая педагогический опыт, вы способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
Определим перечень возможных материалов приложения к описанию опыта работы (содержание приложений строго зависит от темы опыта и соответствует ссылкам в его описании). Это могут быть:
1. Авторские программы, проекты.
2. Календарно-тематическое планирование.
4. Система уроков, занятий по теме опыта.
5. Программные педагогические средства.
6. Сценарии вечеров, праздников, и т. п.
7. Тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов и т. п.
8. Творческие работы учащихся.
9. Данные о выпускниках (успехи, имеющие отношение к системе работы учителя).
Для электронных носителей предъявляются следующие требования:
1. Все электронные носители должны быть подписаны (Ф.И.О. автора, город, название учреждения образования).
Требования к бумажным носителям
2. В текстах не допускается сокращение названий и наименований.
3. Все страницы должны быть пронумерованы.
4. На титульном листе возможно размещение фотографий, эмблем, использование цветного шрифта.
Материалов педагогического опыта имеют следующую структуру:
2. Информация об авторе.
3. Выписка из решения заседания педагогического (методического) совета.
4. Характеристика на автора опыта (предоставляется администрацией учебного заведения).
5. Содержание опыта
Руководителю на заметку:
Обобщённые материалы из опыта работы одобряются педагогическим коллективом на педагогическом совете. Педагогический совет может рекомендовать этот опыт для внедрения педагогами учебного заведения с одновременным представлением его в методический кабинет для рассмотрения на методическом совете. Если члены совета методического кабинета одобряют представленный опыт, заносят его в картотеку передового педагогического опыта, он может быть рекомендован для внедрения в учебно-воспитательный процесс учебных заведений города и одновременно направлен на рассмотрение Учёным советом. В случае положительного решения Учёного совета опыт заносится в республиканскую картотеку Перспективного Педагогического Опыта и пропагандируется среди педагогов.
Общую технологию внедрения передового педагогического опыта в практику работы учителей можно представить в такой последовательности:
— ознакомление учителей с педагогическим опытом, разъяснение его преимуществ в сравнении с традиционными методиками (творческий отчёт, презентация опыта на Методическом Объединении, ярмарка педагогических идей, педагогические чтения, консультации…)
— внедрение педагогического опыта в практику работы.
— после того, как произошёл продуктивный синтез собственного опыта, и учитель убедился в позитивности такого синтеза, внедрение педагогического опыта постепенно переходит в ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.
Руководителю на заметку:
Для успешного внедрения ППО важно заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им.
В учебном заведении должна быть картотека ППО. Целесообразно создать электронную базу ППО, поместив её на сайте учебного заведения.
Пропаганда ППО осуществляется посредством:
— организации выступлений на педагогических советах, методических объединениях, семинарах, конференциях;
— путём организации посещения учебных занятий в рамках работы различных форм методической работы;
— создание школы ППО, школы мастерства, мастер-класса, педагогической мастерской…
— организация выставок педагогического творчества…
Статья Развитие разговорной речи на уроках ППО глухих учащихся
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Развитие разговорной речи на уроках ППО глухих учащихся
Формирование и развитие речи неслышащего ребенка – одна из основных задач деятельности специальной (коррекционной) образовательной школы 1 вида, и решается она с использованием специальных средств, форм и методов на каждом предметном уроке.
Разговорная речь наиболее интенсивно развивается в связи с деятельностью. Методика же работы по развитию диалогической речи в связи с различными видами деятельности носит общий характер (Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С., 1980г.). Поэтому, прежде всего остановимся на примере уроков предметно-практического обучения, которые имеют важное значение в развитии разговорной речи.
Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно. Уроки ППО проводятся в подготовительном, 1-4 классах и предполагают целенаправленное развитие (общее и речевое) глухих школьников.
Предметно-практическая деятельность создает условия для реализации одного из принципов коммуникационной системы обучения языку – это связь речевого развития с деятельностью. Без использования предметно-практической деятельности этот принцип не будет иметь нужных условий для реализации.
Современная система обучения языку неслышащих школьников предполагает, что развитие разговорной речи основывается на принципе коммуникации. В соответствии с данным принципом для обучения разговорной речи необходима связь с предметно- практической и другими видами деятельности, создание потребности в высказывании и в последующем его использовании. В качестве адресата для школьника могут выступать учитель, товарищ по совместной работе. В любом случае учитель задаёт ситуацию, сообщая ребёнку, что надо сделать, как и зачем.
Именно на этой базе в условиях педагогической организации деятельности формируется у младших школьников основы лексики, фонетики, грамматики.
Можно дать школьнику задание построить домик, и он будет работать со строительным материалом. Но при этом учителю надо помнить, что на уроке ученик не просто играет с деталями конструктора, но и учится речи, общению. Тут и надо проявить творчество, педагогическое мастерство, чтобы создать потребность у ученика вступить в контакт с учителем. Средством реализации этой потребности является словесная речь.
Не сразу неслышащие дети понимают, что нужно делать в такой ситуации, приходится повторять задание ещё и ещё раз, внимательно следя за реакцией детей. И, как правило, у кого – либо из детей появляется попытка выразить своё отношению к заданию («трудно», «не знаю»). После этого я подсказываю детям нужную фразу, например: «Я не вижу», «Покажите домик».
Тот ученик, который выразил в словесной форме своё желание, получает разрешение посмотреть образец, выполненный мной, и приступает к работе. По подражанию начинают действовать и другие школьники. Естественно, что после одного употребления фраза детьми не усвоится. Это не страшно. Главное помнить, какой речевой образец на этом уроке я давала, в какой ситуации. На следующий день я вновь и вновь создаю условия, требующие произнесения тех же слов в нужной ситуации.
Наиболее типичными для коммуникативной системы обучения являются следующие приёмы знакомства детей с новым речевым материалом: сообщение речевого материала в условиях ППД, показ предмета, свои действия, действия детей, использование естественных ситуаций, возникающие в ходе выполнения задания.
Благодаря многократной повторяемости усваивается состав слова, его значение расширяется, уточняется. Такая подача речевого материала в знакомой ситуации, но при разных формах организации способствует быстрому запоминанию его и введению в активную речь неслышащих детей.
Овладение разговорной речи на уроках ППО начинается естественным способом – с использованием моего обращения к детям, в котором выражаются просьбы совершить определённые действия или выполнить задания. Например: « Наташа, положи конструктор справа, а рисунок слева», «Ребята, напишите, что вам нужно для работы».
С самого начала младшие школьники учатся работать не молча, а постоянно сообщать мне, бригадиру, или «маленькому учителю» о каждой выполненной операции и спрашивать разрешения на выполнение следующей. По ходу деятельности они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью. Например: «Я обвела по шаблону яблоко. Можно вырезать?», «Я не умею лепить», « У меня не получается», « Помогите мне, пожалуйста».
Большую трудность для неслышащих детей представляют вопросительные предложения: они не умеют задавать вопросы и отвечать на них. На уроках предметно – практического обучения часто возникают ситуации, когда у ребенка появляется потребность в вопросительном предложении. Например, при распределении работы по изготовлению макета. Серёжа отказывается от предложения бригадира лепить фигурки зверей. Бригадир сообщает мне: «Серёжа не хочет лепить зверей». Я: «Спроси у него, почему он не хочет?». Бригадир обращается к Серёже: «Серёжа, почему ты не хочешь лепить?». Серёжа: «Потому что я не умею». Вместе с этим я постоянно побуждаю учеников задавать вопросы: «Спроси, как это называется», «Спроси, что он делает», «Спроси, у кого есть карандаш».
Как видите, в самом содержании вопроса уже содержится речевая опора, которая способствует формированию устного обращения к одноклассникам или учителю.
На уроках ППО наиболее естественно и мотивированно усваиваются вопросы: «Что ты будешь делать? Что ты делаешь? Что ты сделал? Кто выполнил работы верно? Кто выполнил работу неверно? Что ты нарисовал? Какого цвета кнопка? Какой пластилин? Чья работа? С кем ты хочешь работать? Зачем тебе клей? Кому помочь? Почему ты так думаешь? Когда мы будем продолжать работу?»
На уроках ППО дети не только учатся правильно вести диалог, но и знакомятся с новыми словами и фразами. Существует несколько способов ознакомления с новыми словами и фразами на уроках ППО:
1. Сообщение речевого материала в условиях предметно-практической деятельности. Это ведущий и наиболее простой способ обучения. Учитель называет объект, его составные части, материалы и инструменты, нужные для его изготовления, действия с ними и другие новые слова в процессе самой работы, когда возникает в них необходимость.
2. Показ предмета изготовления.
3. Выполнение учителем необходимых действий. Учитель сначала дает задание, и только потом, если ученики не знают, как его выполнять, сам производит нужное действие.
4. Пояснение словесными средствами.
5. Использование логики мышления детей и развития ее.
«Ознакомление сопутствует речевой практике. И повторение, и закрепление происходит через овладение материалом в практике общения»– утверждал С.А. Зыков.
Знакомство с новым речевым материалом лучше проводить в ходе работы класса под руководством учителя. Учитель вводит в свою речь новое слово или фразу в тот момент, когда в них появляется необходимость.
Характер речи ученика на уроках ППО часто зависит от той роли, которую он выполняет на уроке – является ли он организатором или рядовым исполнителем.
В первом случае его речь носит ярко выраженный побудительный характер, во втором – характер отчетности. Поскольку ученики на уроках меняются ролями, то постепенно все они овладевают навыком выражать свои мысли словесными средствами, хотя это порой и дается им с трудом, и понимать речь других.
Доклад планирование уроков ППО
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная школа-интернат г. Задонска»
Доклад на тему: Поурочное планирование уроков ППО в 1 дополнительном классе
До 1968 года в учебный план младших классов школы глухих были включены уроки ручного труда. Однако на практике они сводились к чисто физической деятельности школьников, к
« деланию вещей». Какие-либо знания привлекались в минимальных размерах и от случая к случаю. В малой степени ручной труд использовался для формирования речи школьников. Уроки разговорной речи были также в отрыве от непосредственной деятельности детей.
В поисках путей активизации познавательной деятельности глухих детей С. А. Зыков, М. И. Глебова, Е. Н. Марциновская, Титова в 1968 году провели специальное исследование, которое показало, что важнейшим условием повышения активности и самостоятельности школьников является включение на уроках по общеобразовательным предметам различных видов наглядно-практической деятельности. Для реализации дидактических возможностей ППД в учебный план школы был введён особый предмет – ППО. Были чётко определены задачи этого предмета, разработано его содержание, организационные формы, структура урока, методы и приёмы обучения, были выявлены связи нового предмета с другими учебными дисциплинами начальных классов –русским языком, математикой, природоведением.
Уроки ППО в нашей школе проводятся сурдопедагогами, владеющими специальными знаниями психологии глухих и методикой их обучения. Возможности школы позволили выделить отдельный кабинет, что явилось одной из составляющих повышения качества знаний обучающихся воспитанников. Для каждого класса отведено специальное место, где собран и систематизирован дидактический материал по темам и возрастным группам. Дети видят результаты своего труда, учатся сравнивать, подражать лучшим работам. Календарное планирование ведётся с учётом межпредметной связи с уроками развития речи, литературного чтения, ознакомления с окружающим миром. Практика четверти века позволила нам собрать весь методический материал по предмету в единый цикл. В своём поурочном планировании я реализую требования, определяющие сущность модернизации образования в отношении характера учебного процесса, его направленности на развитие школьника, содержания образования и методов работы.
Структура урока ППО определяется содержанием и целями учебной работы. Каждый урок ППО имеет свою тему и цель. Содержание уроков диктуется программой в которой указаны виды деятельности и изделия, рекомендуемые для изготовления в процессе данных видов деятельности. Определение темы урока ППО включает название изделия, которое нужно изготовить и вид деятельности, в процессе которой это изделие будет сделано. На уроках используются такие виды деятельности, как: лепка, аппликация, рисование, моделирование из бумаги, конструирование, изготовление макетов, панорам, таблиц, схем, работа с тканью, с природным материалом.
Я учитываю программные требования и включаю в свои уроки элементы новейших технологий. я использую разнообразие видов деятельности, для того, чтобы повысить и мотивацию и прочность усваиваемых знаний. В 1 дополнительном классе учащиеся делают простые поделки и на каждый урок планируется новая тема. Но есть изделия, на которые отводится от 2-5 часов. В этих случаях тема сохранена на всех уроках, но на каждом уроке ставится своя цель. Сегодня мы рассмотрим тему: «Теремок». На неё отведено 5 часов.
По традиции цели уроков ППО определяются несколькими факторами:
1. Общие задачи ППО.
2. Вид деятельности и изделие, запланированное на данный урок.
3. Уровень общего и речевого развития учащихся и конкретный состав класса. Краткие цели, обусловленные задачами ППО можно определить следующими:
2. Речевые – направленные на развитие речевых умений и навыков речевого общения. (Например, обучать учащихся работать по речевым инструкциям учителя, «Обучать составлять устные инструкции товарищу»).
3. Мыслительные, направленные на формирование мыслительных операций (Обучать учащихся выделять главные части изделия. Обучать учащихся сравнивать объекты, развивать внимание,
4. Трудовые – направленные на выработку ручных умений и навыков (Обучать учащихся лепить, наклеивать, пришивать и т.д.)
5. Воспитательные – направленные на формирование определённых качеств личности и характера учащихся.
Конкретный набор целей на данный урок определяется видом деятельности и изделием, которое запланировано на определённый урок. В основе моего планирования учтены требования программы на каждую четверть и определялось, над выработкой каких умений мы будем работать. разрабатывая данный цикл мы старались большое внимание уделить правильному и наиболее чёткому определению целей и задач уроков. Например, на первом уроке мы повторяем содержание сказки, на втором уроке лепим теремок, на третьем и четвёртом уроках лепим действующих лиц сказки, на пятом составляем макет и обыгрываем сказку.
Структура урока специфична: она определяется основными этапами работы над изделием.
1. Знакомство с изделием.
2. Составление плана работы над изделием.
3. Написание заявки и подготовка необходимых для работы материалов и инструментов.
4. Изготовление изделия.
5. Отчёт о выполненной работе.
На каждом уроке имеют место все указанные структурные элементы урока.
Например, в приготовительном классе, учащиеся ещё не составляют план работы над темой и не пишут заявку, но на каждом уроке учащиеся:
1. Знакомятся с темой.
2. Определяют, что надо для работы, последовательно выполняют работу, делают отчёт о работе, дают оценку.
Третий этап урока – РРС.
Следующий этап – знакомство с изделием, которое предстоит изготовить. Это знакомство может происходить в самых различных формах.
Надо возбудить интерес и привлечь внимание воспитанников к предстоящей работе. Для этого используются разнообразные приёмы и способы.
3. Использование загадок.
4. Описание назначения поделки. (учитель сообщает, что на уроке будем делать предмет, в который можно положить семена, пуговицы и др. мелкие предметы, и спрашивает, что это может быть. Учащиеся должны догадаться, что они будут делать коробочку).
5. На основе беседы учителя.
6. На основе прочитанного рассказа.
7. Демонстрация диафильмов, диапозитивов.
8. По описанию поделки.
В дополнительном классе я использую такие приёмы: показ образца, рисунка, разрезные картинки, угадывание предмета (Чудесный мешочек), загадки, просмотр фильмов, слайдов. (Пример со слайдами самолёты и т.д.) При работе с макетом «Теремок» знакомила с темой урока через показ сказки.
Следующий этап работы над поделкой – составление плана. Планирование непосредственной ППД имеет исключительно важное значение для развития глухих детей. Оно подготавливает их к дальнейшему планированию мыслительной и речевой деятельности. Методика работы по составлению плана включает в себя следующие виды работ:
1. Работа по готовому плану.
2. Коллективное составление плана.
3. Самостоятельное составление плана.
В приготовительном классе план не предусмотрено составление плана, но дети постепенно готовятся к такому виду работы.
Не предусмотрено, но я готовлю детей, используя при этом логические инструкции, план-схему, даём установку на работу (будем обводить, будем вырезать, будем наклеивать), кроме того, мы готовимся к работе по плану, развивая творческие процессы (память, мышление) и активную лексику. Всё это способствует развитию и обогащению словаря.
Методика рекомендует в подготовительном и некоторых уроках 1 класса все материалы и инструменты готовить самому учителю. В дальнейшем мы должны учить детей составлению заявки, используя такие виды работ, как
→ Составление заявки с помощью учителя
→ Полное составление заявки
Важно выдавать материалы и инструменты в точном соответствии с заявкой, раздача материалов и инструментов происходит с использованием не только устной, но и письменной формы речи.
Уже в дополнительном классе мы готовим детей к составлению заявки. Задаём детям вопрос: что нужно для работы? У нас материалы и инструменты раздаёт
→ Недостающие материалы и инструменты дети просят у учителя и «маленького учителя» (видео). Это всё важно для развития разговорной лексики и письменной речи.
Подготовив все необходимые материалы и инструменты учащиеся приступают непосредственно к работе по изготовлению поделки. Методика рекомендует следующие виды работы:
По подражанию действиям учителя;
По образцу поделки;
По рисунку, чертежу, эскизу и другим наглядным изображениям поделки;
По речевым инструкциям;
По словесному описанию поделки или рассказу.
Я в большей степени использовала на уроках: изготовление поделки по образцу, по письменным инструкциям, по инструкциям, данным в устно-дактильной форме, в устной форме.
Совершенно очевидно, что ППД должна быть прежде всего коллективной деятельности, в процессе которой у детей может возникнуть потребность в общении с учителем и друг с другом. Для активизации словесного общения на уроках ППО используются следующие формы работы:
1. Работа учителя с классом
2. Работа с «маленьким учителем»
3. Работа бригадами
5. Выполнение учащимися индивидуальных заданий
Я при работе с классом в большинстве случаев использовала работу учителя с классом и работу «маленького учителя». На некоторых уроках вводила такие формы работ: работа парами, работа бригадами. При работе над темой «Теремок» мы работали парами и по инструкции учителя. (видео).
Следующий этап работы – это отчёт о работе или описание выполненной работы. Отчёт может проходить как в процессе выполнения какой-либо операции так и после её окончания. Детям задаются вопросы: что ты делаешь? что ты сделал?
В финальной части работы над макетом мы закрепили знания по сказке «Теремок» и знания о животном мире. Закрепили технику сюжетно-ролевой игры, при этом учила действовать в соответствии со своей ролью, соблюдая эмоциональную окрашенность речи. (видео)
В соответствии с нормами СанПина дополнительный класс не оценивается, поэтому нами была разработана особая система оценивания детей. Мы использовали поощрительную форму оценки – смайлики. В итоге на уроках мы учим анализировать и оценивать, делать выводы. Используются слова: хорошо, плохо, правильно, неправильно, аккуратно, неаккуратно, чисто, грязно.
Опираясь на требования программы, на умения и навыки, которыми должны овладеть дети того или иного класса проводится контрольная работа в 2 направлениях:
1. Умение составить заявку.
2. Умение составить план.
3. Умение выполнить работу по плану (по образцу)
4. Умение описать работу.
1. Умение выполнить действие по инструкции
2. Умение обратиться к товарищу или учителю
3. Умение ответить на вопрос
В дополнительном классе в соответствии с нормами СанПина контрольные работы не проводятся. Но мной была разработана особая система проверки знаний учащихся. Это уровневые срезы. (слайд)
На основе формирования словесной речи идёт тесная связь ППО с другими предметами. Связь ППО с уроками русского языка осуществляется по следующим направлениям:
1. Овладение словарным запасом;
2. Формирование диалогической речи;
3. Развитие связной устной и письменной речи;
5. Овладение грамматическими формами языка.
Связь уроков ППО с уроками математики происходит по следующим направлениям:
→ Усвоение понятий, необходимых для обучения математике;
→ Овладение основными арифметическими действиями;
→ Решение текстовых задач;
→ Усвоение геометрического материала.
Связь с уроками природоведения обеспечивает более прочное овладение житейскими понятиями, необходимыми для сознательного усвоения предметов естественного цикла. На уроках формируются понятия об объектах живой и неживой природы, узнаются названия, общее строение, основные части растений и животных. Связь между ППО и уроками природоведения двухсторонняя. В процессе изготовления поделок на уроках ППО используются знания и представления, полученные учащимися на уроках природоведения. Организационные формы работы, родившиеся и утвердившиеся на уроках ППО, распространяются на другие учебные предметы. Коллективные формы работы имеют большое значение для развития речи глухих школьников по принципу формирования речевого общения.
В дополнительном классе межпредметные связи прослеживаются по следующим направлениям.
1. Обучение дактильной речи – закрепляются все темы, указанные в программе по данному предмету.
2. Обучение устной речи – уделяется внимание произносительной стороне речи, работа над голосом, звуками, фразами.
3. Математика – счёт до 10, «порядковый и количественный счёт», понятия: большой, маленький, поменьше, длинный, короткий; геометрический материал; сравнения предметов по величине, решение текстовых задач.
4. ОСМ – связь двухсторонняя, знания, полученные на уроках ППО имеют своё продолжение на уроках ОСМ и наоборот. При подобном планировании дети не только осваивают курс ППО: у них формируются умственные действия, логические операции, проявляется творчество.