Что такое практическая работа по географии
Практические работы на уроках географии
Формирование практических умений и навыков обучающихся в процессе изучения географии происходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ.
Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. Практическая работа как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Практическая работа может быть и просто тренировочной, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Можно использовать практически работы и с целью проверки уровня овладения обучающимися основными умениями и навыками, отражёнными в программе.
Практические работы по географии ориентированы на формирование умений:
Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонентов стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Практическая работа по географии – это общее название разных по образовательным целям учебных работ с обязательным представлением учащимися результатов выполненной работы. По образовательной цели работы могут быть: обучающая, по формированию новых знаний, тренировочная, обобщающая, итоговая (контрольная).
строят план школьного двора.
Далее после того как дети изучат географические координаты они выполняют другую практическую работу: Зная географические координаты, найдите данный объект на карте и назовите его. Или наоборот ищут географический объект и называют географические координаты
Вывод по практической работе. В ходе работы мы научились определять по физической карте полушарий координаты географических объектов. Зная координаты географических объектов мы научились находить место положение данного объекта на карте.
1. Природные особенности страны:
а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;
б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность );
в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты );
д) преобладающие почвы;
е) типичные представители растительного и животного мира;
2. Население и его хозяйственная деятельность:
а) численность и размещение населения;
б) преобладающие народы;
в) крупнейшие города;
г) какие полезные ископаемые добываются;
д) ведущие отрасли промышленности;
е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;
ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.
Постепенно отвечая на вопросы у детей появляется картинка про этот материк.
Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий.
Практика обучения указывает на необходимость совершенствования практической части программы. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся, особенно их умений. Зная определения теоретических понятий, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте.
Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы географических знаний и умений, решить создавшуюся проблему невозможно обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия.
Предложенные варианты практических работ могут меняться в зависимости от реально существующих в той или иной школе условий, могут предлагать школьникам более сложные варианты.
Определенные затруднения вызывает у учителей географии оценка качества выполнения учащимися практических работ. Объективность в такой оценке работ особенно важна в том случае, когда учитель использует практические работы с целью проверки уровня сформированности у учащихся теоретических знаний и практических умений. Предлагаю примерные отметки за качество выполненной работы:
«Практические работы по географии».
Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
Содержимое разработки
Подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и составлена на основе программы «География» под редакцией Е. М. Домогацких для 5 – 9 классов ОУ – М.: ООО «Русское слово», 2015
Черник Анастасия Сергеевна,
2016 – 2017 учебный год
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять
умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний, которые будут использоваться в дальнейшем.
Инструкция по технике безопасности при выполнении практических работ.
География. Введение в географию 5 класс.
Общие требования безопасности
1. Требования данной инструкции обязательны для всех учащиеся, выполняющих
практические работы в учебном кабинете и на местности.
2. Все используемые приборы и инструменты должны находиться в исправном состоянии.
3. Практическая работа не должна превышать 45 минут.
Требования безопасности перед началом занятий
1. Приготовить необходимые инструменты, учебные принадлежности и оборудование.
2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении практической работы.
3. Получить учебное задание у учителя.
4. Самостоятельно не переносить и не трогать оборудование.
5. Оденьтесь соответственно погоде, если работа выполняется на местности.
6. При жаркой солнечной погоде необходим головной убор.
Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
3. Находиться только в месте, указанному учителем, в пределах школьной территории.
4. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.
4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.
5. Соблюдать порядок и дисциплину..
6. Аккуратно вести записи измерений в блокнот.
7. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.
8. При работе с раздаточным материалом ничего не пробовать на вкус.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
2. При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно прекратить занятия,
вернуться в учебный кабинет.
3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.
Требования безопасности по окончании занятий
1. Проверьте присутствие всех своих товарищей, если работа выполнялась на местности.
2. Просмотрите свои записи в черновиках по результатам работы.
3. Проверьте безопасность рабочего места, аккуратно уберите образцы пород.
4. Вымойте лицо и руки с мылом.
5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.
Оценка качества выполнения практических работ.
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, географическими инструментами.
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки ученика.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
2. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
3. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания, отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации.
4. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
5. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок, отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов.
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте, выделите главное.
2. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание.
3. Правильно подпишите географические объекты – названия материков, океанов, государств расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
6. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Распределение практических работ в содержании курса географии 5 класс.
Тема №1. Наука география.
1.Составить схему наук о природе.
2.Составить описание учебного кабинета географии.
3.Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение
1.Составить сравнительные характеристики разных способов изображения земной поверхности.
2. Определить стороны горизонта с помощью компаса.
Тема 3. История географических открытий
1.Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
2.Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля
1.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
2.Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли.
Организация фенологических наблюдений в природе.
Практическая работа №1
«Составление схемы наук о природе»
Цель работы: формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются.
Оборудование: раздаточный материал с названиями наук и карточки с определениями этих наук.
1) Сопоставить названия наук и их определения (заполнить таблицу, а кластер перенести в рабочую тетрадь).
2) Провести взаимопроверку и оценить работу групп, проанализировав результаты деятельности.
Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д.
Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.
Наука о живой природе
Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение
Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д.
Наука о веществах и их превращениях
Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.
Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».
Изучает природу земной поверхности
Наука о живой природе
Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.
Практическая работа № 2
Составление описания учебного кабинета географии
Цель работы: научиться составлять описание объекта.
Источники информации: учебники географии; рабочая тетрадь линейка; карандаш; цветные карандаши (по желанию).
Задание: описать кабинет географии.
1) Название учебного кабинета.
2) Положение кабинета в здании школы.
3) Положение кабинета на этаже школьного здания.
4) Линейные размеры кабинета (длина, ширина, высота).
5) Положение отдельных предметов внутри кабинета.
Составьте связный рассказ, стиль изложения текста выберите самостоятельно (эссе, рассказ).
Практическая работа № 3
Организация наблюдений за погодой
Задание: в календаре ежедневно фиксируйте показатели изменений погоды. Для этого необходимо 3 раза в день примерно в одно и то же время отмечать температуру воздуха по наружному термометру. В результате будут установлены различия между наблюдаемой средней дневной и средней месячной температурами воздуха.
В конце месяца подвести итоги наблюдений:
Самый теплый день: _______________________________________________
Самый холодный день ____________________________________________
День с осадками: ________________________________________________
Виды осадков: __________________________________________________
Практическая работа №4.
«Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности»
Цель работы: формирование представлений об изображениях земной поверхности, умений читать их, находить черты сходства и отличия.
Оборудование: изображения земной поверхности: глобус, географическая карта, план местности.
Составьте сравнительную характеристику изображений земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.
Отличие топографической карты от аэрофотоснимка
Изображены все важные объекты
Объекты изображены условными знаками
Объекты похожи на их реальный вид на местности
Границы между объектами слабо различаются
Можно узнать название изображенных объектов
Отличие топографической карты от аэрофотоснимка
Изображены все важные объекты
Высокая, поскольку это фотография.
Повышенная, для чего применяются специальные инструменты
Объекты изображены условными знаками
Условные знаки не используются.
Объекты изображены при помощи условных знаков
Объекты похожи на их реальный вид на местности
Границы между объектами слабо различаются
Можно узнать название изображенных объектов
Известно, что и план, и карта являются уменьшенным схематическим изображением поверхности Земли на бумаге (плоскости).
Практическая работа № 5
Определение с помощью компаса сторон горизонта
Задание 1. На предложенной схеме обозначьте основные стороны горизонта линиями красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – линиями синего цвета. Подпишите основные и промежуточные стороны горизонта соответствующими цветами.
С
СЗ СВ
В
Задание 2. Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы занесите в таблицу.
Сокращенные названия сторон горизонта
Роль практических работ на уроках географии
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Калтасинская средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального района Калтаснский район Республики Башкортостан
«Роль практических работ
на уроках географии»
( выступление на районном методическом объединении 22.08.2019г.)
Роль практических работ на уроках географии
География — единственный школьный предмет, формирующий у школьников комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит практическим работам на уроках географии в 6-11 классах, именно они обеспечивают школьнику выделять главную мысль, составлять план, описывать, объяснять, задавать вопросы, составлять схему, оценивать, определять и планировать свои учебные действия, конспектирование, реферирование. Термин практическая работа по географии возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания предмета география.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений:
-называть и показывать различные географические объекты;
-описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами;
-определять направления, географические координаты;
-измерять расстояния, азимуты;
-наблюдать за различными процессами, явлениями на местности;
-объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации;
-прогнозировать возможные направления развития, изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления.
Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонентов стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В современной методической науке сложились различные классификации практических работ:
1.По уровню познавательной самостоятельности учащихся:
репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;
3. По форме проведения выделяются:
4.По месту выполнения работы могут быть
«классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке.
Домашние работы могут выполняться дома,
практические работы на местности
5.По форме представления результата практической работы:
Картографические работы, в том числе на контурных картах.
Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
Фотографии, видеоматериалы, мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации.
Общие требования к организации практических работ.
У школьников возникают проблемы при выполнении практических работ и связаны они прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования.
1.Знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
2.Использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
3.Создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели.
4.Использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).
Планируя каждую практическую работу, важно учитывать и фактор времени, которое придется затрачивать на ее выполнение. Если надо усложнить работу, можно предложить несколько вариантов заданий с нарастанием сложности и количества или предложить взаимопроверку работ для тех, кто выполнил работу быстро и правильно.
Все практические работы должны быть оценены. Причем оценки за работу всему классу можно ставить или сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности ее у разных школьников. Важно чтобы итоги работы были оценены объективно
Приучить ребят в процессе обучения самостоятельно овладевать практическими знаниями — одна из основных задач школы, от удачного решения которой во многом зависит дальнейшее умственное развитие и воспитание молодежи.
Применение практических работ на уроках способствует повышению интереса к географии, к окружающей природе и помогают учащимся адаптироваться к социуму. Умение что-то делать самому, а не быть пассивным слушателем позволяют учащимся повысить свои знания.
Пример практической работы в 6 классе
Практическая работа №4
Последовательность выполнения работы.
каждой группе надо иметь необходимое оборудование (планшет, простой карандаш, линейка, ластик, компас) Каждый участник группы получает определенное задание.
2.Выходят на С-В школьного двора. Определяют по компасу стороны горизонта и ориентируют планшет.
3.Учащиеся определяют направление на предметы и измеряют расстояние.
Глазомерную съемку с планшетом можно провести двумя способами:
-снимать с одной точки-полюса (полярная съемка)
-двигаться по выбранному маршруту (маршрутная съемка)
Для успешного выполнения работы на уроке дома учащиеся изучают способы глазомерной съемки(полярной и маршрутной).
Составление плана школьного двора проводится на уроке, а окончательное оформление планов заканчивают дома.