Что такое практическая работа по истории
Лабораторная и практическая работа на уроках истории и обществознания
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Лабораторная и практическая
работа на уроках истории и
Антипова Татьяна Ивановна
учитель истории и обществознания
Курская область Рыльский район
«Крупецкая средняя общеобразовательная
Лабораторная и практическая работа по истории и обществознанию являются разновидностью самостоятельной деятельности учащихся.
Одним из средств формирования критического мышления на уроках истории и обществознания является лабораторная работа, выполнение которой позволяет ученикам думать, размышлять, сомневаться, спорить и самостоятельно находить правильное решение.
Для лабораторного занятия характерны: а) высокая степень самостоятельности учащихся в изучении новой темы;
б) различные источники знаний;
в) деятельность учителя в качестве организатора и консультанта.
На таких уроках ученики самостоятельно определяют цель урока, контролируют деятельность одноклассников, т.е. выступают в роли экспертов, анализируют ответы, выставляют предполагаемые оценки.
Использование таких форм урока, как урок-дискуссия или пресс-конференция, помогают школьникам вырабатывать грамотную и современную речь.
Как правило, класс учащихся делится на группы. Каждая группа выполняет свой объём задания, а затем все полученные результаты анализируются, сопоставляются и дают общую картину изучаемой проблемы. (Например, даётся задание сравнить пути выхода из МЭК США, Германии, Франции; сравнительный анализ Конституций США и России и т.д.).
На таких уроках в обучающихся формируются навыки анализа исторических документов. Так урок по теме «Коллективизация» полностью построен на документах этого периода и обучающиеся могут не только прочитать исторические источники и проанализировать их, но и окунуться в эпоху «Великого перелома». Итогом урока служит составление сравнительной таблицы «Положительные и отрицательные черты периода коллективизации», а также эссе «Коллективизация в моей семье». Ученики оценивают не только данный период истории, но и реальную обстановку в стране на примере своей семьи.
Некоторые лабораторные работы провожу с элементами компьютерной презентации. В частности, на уроке по теме «Внутренняя политика Николая I » используются как презентация, так и документальные источники. Это положительно влияет на мотивацию обучающихся к изучению данной темы, так как ученик не только может прочитать исторический источник, но и посмотреть иллюстративный материал, находящийся на слайдах.
При изучении темы «Отечественная война 1812 года» ученики самостоятельно разрабатывают схемы боевых сражений, что служит практическим способом подкрепления усвоенной информации и базой для ее углубления, расширения в дальнейшем.
При проведении лабораторно-практического занятия «Экономика СССР в 1953—1964 гг.» учащиеся получают опережающее задание: подготовить сообщение об альтернативных путях развития экономики после смерти И. В. Сталина. Учащиеся работают в парах, выполняют задания, написанные на рабочих листах (См. Приложение 1)
Активность учащихся в лабораторных работах достаточно высока, так как каждый участник группы выполняет свою задачу и понимает меру своей значимости в общем деле. Интерес учащихся поддерживается и тем, что они самостоятельно раскрывают сущность проблемы по источникам, отражающим подлинную жизнь, а не со слов учителя. Иногда у учащихся возникают трудности по поводу рассмотрения таких источников. Чаще всего это происходит в том случае, когда учащимся приходится встречаться с противоречивыми точками зрения по какому- то вопросу, с ненаучными историческими взглядами. Но тем и интереснее исследование в лабораторной работе.
Важно, чтобы обучающиеся на уроке почувствовали себя не просто слушателями, а исследователями исторического процесса. На уроке выдаются тексты документов или воспоминаний участников исторических событий с вопросами по ним. В результате исследования получаем данные для последующего теоретического обобщения (См. Приложение 2).
Все вышеназванные примеры, по сути, являются проблемными ситуациями, т. е. создается обстановка, в которой у учащихся возникает мысленное, интеллектуальное затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, нового способа действий, направленных на выявление личной оценки сложных, противоречивых фактов. Важно ставить такие вопросы и задачи, которые учащиеся в состоянии решить, добиваться, чтобы у них укреплялось стремление самостоятельно разобраться, «почему это так?»
Основным преимуществом проведения лабораторных работ считаю то, что учащиеся из пассивных слушателей превращаются в активных соавторов урока. Во время проведения рефлексии они высказывают не только впечатление от урока, но и делают конструктивные предложения по проведению последующих занятий. Поистине, «мы учимся у тех, кого учим». Таким образом, лабораторные работы действительно являются эффективным средством реализации деятельностного подхода при обучении истории и обществознанию. Тем более что лабораторная работа дает возможность не торопить ребенка, и не спешить самому учителю ответить на вопросы, а сделать так, чтобы ученик сам нашел на них ответы. Тогда ему будет легко осваивать новые знания. И на урок он будет ходить как творческая личность, от которой зависит многое.
Эффект практического метода обучения проявляется в трансформации усвоенных знаний в навыки и умения учащихся, в развитие их творческого потенциала, познавательной активности, инициативы и самостоятельности, в формировании разнообразных способностей. Практические задания по истории и обществознанию очень разнообразны:
1)составление вопросников по теме, параграфу и т.д.
2)составление кроссвордов (по датам или историческим понятиям. Правила составления оговариваются заранее )
4)восстановление событий по цепочке
5) нахождение ошибок в тексте
6) рассказ по иллюстрации
7) «оживление» картины
8) составление рассказа из заданных слов
Для 6-х и 7-х классов провожу мини – сочинение «Хорошие родители – это…», «Какими качествами должен обладать друг?».
Для 9-х – 11-х классов мини – сочинение: «Что значит быть патриотом сегодня», «Назовите 10 лучших качеств личности».
Ребята 8 – 11 классов с увлечением составляют тексты с ошибками. Другой ученик должен обнаружить ошибки, а «ключ» для проверки остается в конверте у учителя – быстрее проверять.
12) выполнение макетов (доспехи рыцаря, герб города, деревни, семьи; бытовые или сельскохозяйственные предметы славян ). Работа выполняется по желанию
14) сиквейн- это форма проверки знаний учащихся. Она достаточно нова и интересна. Учащиеся с удовольствием включаются в эту работу. Суть её состоит в том, что знания проверяются по алгоритму:
-одно слово (центральное понятие темы)
-два слова (прилагательные, характеризующие главные слова)
-три слова (глаголы, объясняющие, что произошло с главным словом)
-фраза или предложение (вывод)
Некоторые виды этих заданий выполняются на уроках, а некоторые-дома. В дальнейшем они используются на уроках для взаимопроверки учащихся, для проверки знаний учеников.
Итак, лабораторная и практическая работа требует от учащихся активной, самостоятельной работы по добыванию знаний и тем самым способствует повышению качества знаний, эффективности обучения.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 2000.
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.
Лупиков К.В. Игры на уроках истории. «Русское слово», М., 2003.
Ляшенко Л.М. История России. XIX век. 8 кл.: Учебно-методическое пособие. – М., 2000.
Мостяева Л.В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права.// Право в школе. 2006. № 3.
Ромашкова Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся. М., 2005.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.
1. Пользуясь текстом учебника, выберите положительные и отрицательные преобразования, которые происходили в сельском хозяйстве и заполните таблицу.
Преобразования в сельском хозяйстве.
Проанализируйте данные диаграммы.
Темпы роста сельскохозяйственного производства в 1951– 1965г.г.
Изучите документ и ответьте на вопросы к документу.
Из воспоминаний целинника.
-Чем вы можете объяснить необходимость освоения целинных и залежных земель?
-Существовали ли иные пути решения проблемы обеспечения страны зерном?
-В чем вы видите причины колоссальных издержек в освоении целины?
-Согласны ли вы с мнением целинника о том, что “иной подход был бы в то время невозможен”? Почему?
На основе текста учебника и словаря дайте определение, что такое:
предприятия группы “Б”, предприятия группы “А”.
Запишите в 2 столбика слова: станки, сеялки, земля, полезные ископаемые, плуг, лопаты. Средства производства
Предметы труда Средства труда
Проанализируйте данные диаграммы. Распределение капиталовложений в промышленность и сельское хозяйство СССР вначале 50–х гг.
Промышленность – 80 %. Сельское хозяйство– 20 %.
На основе документов “Из письма Н.С. Хрущеву учительницы М. Николаевой”, ноябрь 1956 г. и “ Из информации в ЦК КПСС” сделайте вывод о том, как жили люди в 1956 – 1964гг. Ответ подтверждайте материалом из документа.
На основе текста учебника перечислите, какие улучшения произошли в жизни нашего общества в эпоху Н.С.Хрущева.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для обучающихся по выполнениюпрактических работ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД(Б) 05. История
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Кузбасский многопрофильный техникум»
для обучающихся по выполнению практических работ
39.02.01 Социальная работа
___________ И.С. Тимофеева
Зам. директора по УР
________ А.Р. Анохина
Составитель:Тимофеевой И.С., преподаватель истории.
В методических указаниях даны рекомендации по выполнению практических работ обучающимися по специальности среднего профессионального образования 39.02.01 Социальная работа указаны количество часов, отводимые на данные работы; краткие теоретические сведения; порядок выполнения и оформления работ, задания, форма отчетности.
Общие методические рекомендации и указания по выполнению практических работ.
Перечень практических работ.
Содержание учебного материала по истории структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.
Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.
Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории. Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.
Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX — XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.
При изложении учебного материала различных тем приведен перечень подлежащих изучению учебных элементов. После наименования учебного элемента в скобках римской цифрой указан уровень необходимого освоения данного элемента.
Изучение истории основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении в школе обществознания, физики, литературы, географии и т.д.
Структура программы линейная, предполагающая последовательное изучение тем по принципу «от общего к частному (конкретному)».
При изучении материала преимущественно используются словесные методы обучения, которые включают рассказ, беседу, дискуссии в сочетании с демонстрацией наглядных пособий. Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов.
Наряду с федеральным базисным компонентом в содержание отдельных тем программы включены региональный и (или) профессиональный компоненты. Особое внимание на уроках истории уделяется внимание развитию железнодорожного транспорта в России, Кузбассе и за рубежом, значению железной дороги в экономике, культуре и т.д.
Наряду с изучением теоретического материала по дисциплине «История» большое внимание должно быть уделено практическим занятиям. Практическим занятиям отводится 30 часов. Последние представляют собой весьма важную часть в общем объеме дисциплины. Они дают, возможность обучающимся ознакомиться с такими вопросами, как основные черты исторических периодов, события в истории России, особенности развития стран Востока и т.д.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1.1 Подготовка к практической работе
Для выполнения практических работ обучающийся должен руководствоваться следующими положениями:
1. Внимательно ознакомиться с описанием соответствующей практической работы и установить, в чем состоит основная цель и задача этой работы;
2. По лекционному курсу и соответствующим литературным источникам изучить теоретическую часть, относящуюся к данной работе.
1.2 Выполнение практических работ
1.3 Оформление практических работ
Оформление практических работ является важнейшим этапом выполнения. Каждую работу обучающиеся выполняют руководствуясь следующими положениями:
1. На новой странице тетради у казать название и порядковый номер практической работы, а также кратко с формулировать цель работы;
2. Записать при необходимости план решения заданий;
3. Схемы и графики вычертить с помощью карандаша и линейки с соблюдением принятых стандартных условных обозначений;
4. После проведения практических занятий обучающиеся должны составить отчет о проделанной работе. Практическая работа должна быть написана разборчивым подчерком и выполнена в тетради с полями для проверки работы преподавателем.
Итогом выполнения является устная защита работы, по вопросам которые прописаны в конце каждой работы.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1 Анализ экономического, политического и социального развития стран Древнего мира.
3. Отображение основных событий периода иноземных вторжений в XIII в.
4. Историческое описание процесса образования единого российского государства.
5.Использование источников разного типа для поиска информации об основных событиях периода «Смутного времени» в России.
6. Оценивание основных достижений культуры Руси в ХIII–ХVII вв.
7.Определение исторического значения эпохи «Великих географических открытий»
8. Представление результатов периода дворцовых переворотов в России в форме таблицы.
9. Установление связи основных достижений культуры России второй половине XVIII в. с событиями отечественной истории.
10. Установление причинно-следственных связей основных событий Отечественной войны 1812г и победы русского народа.
11.Определение исторического значения основных достижений культуры России в XIX в. для вклада в мировую и отечественную историю.
12. Установление причинно-следственных связей исторических процессов приведших к Первой мировой войне.
13. Определение роли СССР во внешней политике 20-30-х годов ХХ в.
14. Анализ основных этапов военных действий Великой Отечественной войны и определение роли СССР в победе над фашизмом.
15. Характеристика социально-экономического и политического развития России на современном этапе.
Практическая работа 1. Анализ экономического, политического и социального развития стран Древнего мира.
Время выполнения практической работы 90 минут
Цель: формирование умения осуществлять поиск и использование информации для структурирования и систематизации знаний об экономическом, политическом и социальном развитии стран Древнего мира
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: Карта «Древневосточные государства», учебники.
Краткие теоретические положения: традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Политический строй. Типы государств древности. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка.
Вывод (указать, общи черты развития стран Древнего мира)
1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему.
2. После темы отступить строчку и начертить таблицу.
3. Внимательно прочитать текст параграфа.
4. Заполнить таблицу.
Отчет о проделанной работе ( или выводы по работе)
Указать, общие черты развития стран Древнего мира.
1.Укажите, общи черты развития стран Древнего мира.
2. Какие отличительные черты можно выделить в развитии стран Древнего мира?
3. Какие условия оказывали влияние на развитие древних цивилизаций?
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: Учебники.
Время выполнения: 90 минут.
Краткие теоретические положения: феодальная социально-экономическая формация, особенности землевладения и земледелия, ремесло, цеховые правила, товарные отношения.
Сравнительная характеристика средневековых государств:
Общие черты экономического развития
Особые черты экономического развития
Вывод (причины разницы в экономическом развитии стран Запада Востока)
1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему.
2. После темы отступить строчку и начертить таблицу.
3. Внимательно прочитать текст параграфа.
4. Заполнить таблицу.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе)
Укажите причины разницы в экономическом развитии стран Запада Востока.
1. Назовите признаки феодальных отношений.
2. Чем отличались черты развития стран Востока и Запада.
3. Почему страны Запада и Востока развивались по-разному?
Практическая работа 3. Отображение основных событий периода иноземных вторжений в XIII в.
Цель : формирование умения представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта.
Время выполнения: 90 минут.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: интерактивная карта «Вторжениеиноземных захватчиков в XIII в.», персональные компьютеры.
Краткие теоретические положения: сражение на р.Калке, вторжение Батыя на Русь, битва на р.Неве, Ледовое побоище.
Задание: Составить конспект «Вторжениеиноземных захватчиков в XIII в.»
1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему
2. На рабочем столе открыть папку «Тимофеева И.С. практ.раб.», затем «СПО 1 курс», далее «Практ.раб. 3»
3. Просмотреть, предложенную интерактивную карту.
4. Внимательно изучить исторические карты, находящиеся в папке и составьте конспект с их помощью.
5. Стараться не нарушать хронологию событий.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе)
Сделать вывод, почему в XIII в. наша страна подверглась нападениям врагов.
1. Кто завоевал Русь?
2. Удалось ли завоевать русские земли крестоносцам?
3. Как вы это определили с помощью карты?
Практическая работа 4. Историческое описание процесса образования единого российского государства.
Цель: формирование умения представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта.
Время выполнения: 90 минут.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: интерактивные карты «Куликовская битва», «Объединение Руси», персональные компьютеры.
Краткие теоретические положения: возвышение Москвы, правление Ивана Калиты, Куликовская битва, объединение русских земель, стояние на р.Угре.
Задание: Составить конспект по теме «Объединение Руси».
1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему
2. На рабочем столе открыть папку «Тимофеева И.С. практ.раб.», затем «СПО 1 курс», далее «Практ.раб. 4»
3. Просмотреть, предложенную интерактивную карту.
4. Внимательно изучить исторические карты, находящиеся в папке и составьте конспект с их помощью.
5. Стараться не нарушать хронологию событий.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе)
Сделать вывод, почему объединение русских земель произошло вокруг Москвы?
1. Почему объединение русских земель произошло вокруг Москвы?
2. В результате, какого события наша страна освободилась от татаро-монгольского ига?
3. Какую роль сыграла Москва в борьбе с татаро-монголами?
Практическая работа 5. Использование источников разного типа для поиска информации об основных событиях периода «Смутного времени» в России.
Цель: формирование умения проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: Карта России XVII в. «Смутное время» в., атласы.
Задание: Составить конспект«Смутное время в России».
1. Внимательно выслушайте объяснения преподавателя, проследите по карте за объяснениями.
2. Внимательно изучите карту 11 в атласах, особое внимание уделите условным обозначениям.
3. Составьте конспект с помощью карты.
4. Старайтесь не нарушать хронологию событий.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе)
Сделайте вывод, почему начало XVII в. в России называют «Смутным временем».
1. Назовите наиболее крупные события «Смутного времени».
2. Что такое интервенция?
3. Какие страны вторглись на территорию Россию?
4. Когда закончилось «Смутное время»?
Практическая работа 6. Оценивание основных достижений культуры Руси в ХIII–ХVII вв.
Цель: формирование умения представлять результаты изучения исторического материала в форме таблицы.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: Учебники.
Время выполнения: 90 минут.
Краткие теоретические положения: литература, живопись, архитектура, фольклор, быт, религия, книгопечатание. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия.
Задание: Заполнить таблицу «Русская культура в ХIII–ХVII вв.» с помощью учебника
1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему.
2. После темы отступить строчку и начертить таблицу.
3. Внимательно прочитать текст параграфа §30, С. 191
4. Заполнить таблицу.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе)
Какие достижения культуры нашего государства в ХIII–ХVII вв. вы считаете наиболее важными?
1.Какие отросли культуры, добились наибольшего успеха в развитии?
2. Назовите главные, на ваш взгляд достижения культуры нашего государства в ХIII–ХVII вв.
3. Почему книгопечатание является наиболее важным достижением культуры России?
Практическая работа 7. Определение исторического значения эпохи «Великих географических открытий»
Цель: формировать умение определять историческое значение явлений и событий прошлого.
Время выполнения: 90 минут.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: Учебники, карта «Великие географические открытия», портрет К.Колумба
Краткие теоретические положения: Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Великие географические открытия. Карта мира.
Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе):
Какое значение имели «Великие географические открытия»?
1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему.
2. После темы отступить строчку и начертить таблицу.
3. Внимательно прочитать текст параграфа.
4. Заполнить таблицу.
1. Назовите причины начала «Великих географических открытий».
2. Какое значение имели «Великие географические открытия».
3. Кто совершил первое кругосветное путешествие?
Практическая работа 8. Представление результатов периода дворцовых переворотов в России в форме таблицы.
Цель: формирование умения представлять результаты изучения исторического материала в форме таблицы.
Время выполнения: 90 минут.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: персональные компьютеры, презентация.
Краткие теоретические положения: Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. И воцарение Екатерины II.
Задание: Заполнить таблицу «Дворцовые перевороты» с помощью учебника по § 45, пп.1-5, с. 268.
1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему.
2. После темы отступить строчку и начертить таблицу.
3. Внимательно изучить слайды презентации.
4. Заполнить таблицу.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе)
Сделать вывод, кто был движущей силой «Дворцовых переворотов».
Почему после смерти Петра I начинаются «Дворцовые перевороты»?
Дайте характеристику «Дворцовым переворотам».
Кто был движущей силой «Дворцовых переворотов».
Практическая работа 9. Установление связи основных достижений культуры России второй половине XVIII в. с событиями отечественной истории.
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Время выполнения: 90 минут.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: учебники, опорные конспекты, иллюстрации.
Краткие теоретические положения: Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.
Задание: Дать характеристику основным произведениям культуры: автор, время выполнения, жанр и т.п.
1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему.
2. После темы отступить строчку и начертить таблицу.
3. Внимательно прочитать текст параграфа.
4. Форма оформления работы произвольная.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе)
Что повлияло на культуру нашей страны в XVIII в.?
1. Какие изменения произошли в культуре XVIII в.? Почему?
2. Назовите самые известные произведения культуры.
3. Что повлияло на культуру нашей страны в XVIII в.?
Практическая работа 10. Установление причинно-следственных связей основных событий Отечественной войны 1812г и победы русского народа.
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Время выполнения: 90 минут.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: Карта «Отечественная война 1812 г.», атласы.
Краткие теоретические положения:
Вторжение Наполеона на территорию Россию, поражения русских войск, объединение русских армий под Смоленском, взятие Наполеоном Москвы, изгнание французской армии с территории России, заграничные походы русской армии, взятие Парижа.
Составить конспект с помощью карты № 1, не нарушая хронологии событий. Внимательно изучите условные обозначения.
1. Внимательно выслушайте объяснения преподавателя, проследите по карте за объяснениями.
2. Внимательно изучите карту 1 в атласах, особое внимание уделите условным обозначениям.
3. Составьте конспект с помощью карты.
4. Старайтесь не нарушать хронологию событий.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе)
Почему войскам Наполеона не удалось захватить нашу страну?
1. Как разворачивались события в начале войны?
2. Когда ход войны изменился?
3. Какими событиями завершилась война?
4. Почему войскам Наполеона не удалось захватить нашу страну?
Практическая работа 11. Определение исторического значения основных достижений культуры России в XIX в. для вклада в мировую и отечественную историю.
Цель: формировать умение определять историческое значение явлений и событий прошлого.
Время выполнения: 90 минут.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: учебники.
Краткие теоретические положения: Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание.
Задание: заполнить таблицу«Культура России во второй половины XIX в.»
1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать текст параграфа.
3. Выделить главные достижения Культуры России во второй половины XIX в.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Что повлияло на достижения культуры во второй половины XIX в.?
1. В чём выразился расцвет русской культуры во второй половины XIX в.?
2. Почему конец XIX в. в культуре называют серебреным веком?
3. Дайте характеристику русской культуре второй половины XIX в.
Практическая работа 12. Установление причинно-следственных связей исторических процессов приведших к Первой мировой войне.
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Время выполнения: 90 минут.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: учебники, карта «Россия в Первой мировой войне», атласы.
Краткие теоретические положения: начало войны, основные события, этапы войны, Брестский мир.
Задание: заполнить таблицу «Россия в Первой мировой войне».
1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать текст параграфа.
3. Выделить главные события Первой мировой войны.
4. Внести основные события в таблицу в хронологическом порядке.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Как события Первой мировой войны отразились на истории России?
1. Как, для России развивались военные события?
2. Как события Первой мировой войны отразились на истории России?
3. Чем для России закончилась война?
Практическая работа 13. Определение роли СССР во внешней политике 20-30-х годов ХХ в.
Цель: формирование умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
Время выполнения: 90 минут.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: карта «Внешняя политика СССР в 20-30-е годы ХХ в.», атласы.
Краткие теоретические положения: дипломатическое признание СССР, принятие в Лигу Наций, советско-финляндская война, включение стран Прибалтики в СССР, пакты о ненападении, расширение территорий СССР.
Задание: Составить конспект с помощью карты №17, не нарушая хронологии событий. Внимательно изучите условные обозначения.
1. Внимательно выслушайте объяснения преподавателя, проследите по карте за объяснениями.
2. Внимательно изучите карту 17 в атласах, особое внимание уделите условным обозначениям, схемам.
3. Составьте конспект с помощью карты.
4. Старайтесь не нарушать хронологию событий.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Сделайте вывод, каковы итоги внешней политики СССР?
1. За что СССР был исключён из Лиги Наций?
2. Какие факты свидетельствовали о подготовке СССР к войне?
3. Как проходило включение стран Прибалтики в состав СССР?
Практическая работа 14. Анализ основных этапов военных действий Великой Отечественной войны и определение роли СССР в победе над фашизмом.
Тема урока : формирование умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
Цель: формирование умения самостоятельно выполнять задания по выявлению основных этапов ВОВ и их характеристик.
Время выполнения: 90 минут.
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная карта «Победители».
Краткие теоретические положения: основные этапы ВОВ, начало войны, блокада Ленинграда, контрнаступление под Москвой, Сталинградская битва, Курская дуга, освобождение СССР от немецких оккупантов, капитуляция Германии.
Задание: заполнить таблицу «Основные этапы ВОВ».
1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему.
2. Начертить шапку таблицы.
3. Внимательно изучить карту и определить основные периоды Великой Отечественной войны. Внести основные периоды в хронологическом порядке в таблицу.
4. С помощью карты определить хронологические рамки выделенных периодов Великой Отечественной войны.
5. С помощью учебника выписать основные события Великой Отечественной войны и заполнить последнею строку таблицы.
6. Внимательно просмотрите видеосюжеты и дайте краткую характеристику этапам войны.
1. Соотнесите военные операции с их названиями:
А) наступательная военная операция по освобождение Белоруссии от немецкихокупантов.
Б) советская операция под Сталинградом
В) немецкая наступательная операция по захвату Москвы
Г) наступательная немецкая военная операция в районе Курска.
Д) секретная германская операция по захвату территории СССР.
1) Уран, 2) Барбаросса, 3) Багратиона, 4) Цитадель, 5) Тайфун
2. О ком идет речь в данной характеристике:
а) Родился в Калужской губернии в крестьянской семье. Участник Первой мировой войны, заслужил два Георгиевских креста и звание унтер-офицера. После октября 1917 г. вступил в Красную Армию. Специального военного образования не получил. Как военачальник он сформировался под влиянием М. Н. Тухачевского и И. П. Уборевича. В 1939 г. командовал армейской группировкой советских войск, разгромивших японцев в районе реки Халхин-Гол. В годы Великой Отечественной войны непосредственно участвовал в разработке и осуществлении стратегических планов ВГТК, в подготовке и проведении многих стратегических операций. Решительный и жестокий, он, по словам американского исследователя М. Найдена, нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей и принял капитуляцию фашисткой Германии. Четырежды герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа». Принимал Парад Победы в Москве. После войны неоднократно подвергался опале (1946—1953 гг., 1957—1965 гг.), обвинялся в бонапартизме. В 1955—1957 гг. — министр обороны. Автор мемуаров «Воспоминания и размышления».
б) Сын железнодорожного машиниста, поляка по национальности, и русской учительницы. Участник Первой мировой войны, заслужил четыре Георгиевских креста. С декабря 1917 г. — в Красной Армии, дважды был награжден орденом Красного Знамени. В 1937—1940 гг. находился под следствием в НКВД, был освобожден в связи с прекращением дела. Войска под его командованием успешно действовали в Смоленском сражении, в Московской, Сталинградской и Курской битвах, в Белорусской, Восточно-Прусской и Берлинской стратегических операциях. Сильный, волевой и одновременно сдержанный, он создавал вокруг себя атмосферу взаимоуважения. Он был одним из тех, кто неудержим в наступлении. Маршал авиации А. Е. Голованов так оценивал его полководческий дар: «Блестящие операции по разгрому и ликвидации армии, оборона, организованная на Курской дуге с последующим разгромом наступающих войск противника, боевые действия руководимых им войск в Белорусской операции. создали ему мировую известность». Именно ему принадлежит необычное для того времени решение: в ходе наступления Красной Армии в Белоруссии нанести одновременно два главных удара, чтобы противник не смог определить, на каком направлении должен развиваться успех. Несмотря на категорические возражения Генштаба и Сталина, ему удалось убедить своих оппонентов в правильности своего мнения и блистательно выиграть сражение, разгромив основные силы армий «Центр». Маршал СССР, дважды герой Советского Союза. В 1945 г. ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве
3. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите сражение, о котором идёт речь:
«В кольце. оказалось 22 дивизии. Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики был обречены на полное уничтожение. Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные. «
б) Фрагмент из воспоминаний главного маршала бронетанковых войск П.А. Ротмистрова.
«С первых же минут сражения две мощные лавины танков в глубоком построении, поднимая тучи пыли и дыма, двинулись навстречу друг другу.
Сражение длилось до позднего вечера. Сцепившись в один гигантский клубок танки уже не могли разойтись. Лобовые атаки сопровождались таранными ударами в борт, огневыми поединками пушек и пулеметов. Земля стонала от разрыва снарядов и стального грохота. Кругом горели танки и самоходные орудия.
Это было страшное, беспримерное танковое сражение. «
Отчёт о проделанной работе:
Сегодня я понял, что…
У меня вызвало затруднение…
Цель: формирование умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
Время выполнения: 90 минут
Перечень оборудования и аппаратуры для проведения работы: учебники, схемы, документы.
Краткие теоретические положения:
Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.
Изучите представленные документы, схемы и составьте ответить на поставленные вопросы.
1. В тетрадях для практических работ записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать текст документов, изучите схемы, карты.
3. Ответьте на поставленные вопросы.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе):
Дайте характеристику современной экономике России.
1. Дайте характеристику современной экономике России.
2. Назовите современные социальные проблемы.
3. Какую роль играет Россия на международной арене?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.