Что такое практический проект
Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ
Проектная деятельность школьников
Что такое учебный проект для ученика и для учителя
Организация проектной деятельности
Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.
Виды проектов
Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.
Выбор темы и постановка цели проекта
Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Вид проекта
Цель проекта
Проектный продукт
Тип деятельности учащегося
Формируемая компетентность
Проектная деятельность
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
Информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
Исследовательский (проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
Прикладной (практико-ориентированный) (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
Творческий (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы)
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
Инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
? письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
? художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
? отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
? формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
? формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
? определение этапов работы
? подбор методов и средств решения проблемы
? проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
? получение и анализ данных
? оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
? обсуждение и корректировка данных
? выражение ожидаемого результата (представление)
! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
Заключение по объему не более 1 страницы
Список литературы включает не менее 8 источников
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Вторая глава проектной работы
Вторая глава проектной работы – является практическим исследованием (практико-ориентированной или исследовательской), которое должно быть выполнено самостоятельно, отражать тему проекта и содержать данные о конкретной практической стороне изучаемой проблемы, а также подтверждать или опровергать выдвинутую во введении гипотезу.
Вторая (практическая) глава проектной работы
Особенности второй (практической) главы проектной работы
Вторая глава так же, как и первая являются отражением работы школьника над раскрытием выбранной темы, но в отличие от первой (теоретической) главы вторая (практическая) глава проекта не может содержать:
Объём практической главы проектной работы
Объём практической (исследовательской) главы проектной работы зависит от:
Стандартные требования к объёму практической части – она должна занимать такой же объём, как и теоретическая глава.
Рекомендованный объём практической главы в зависимости от класса (курса):
Представленный объём является рекомендованным, но не обязательным, в зависимости от выбранной темы и того, какой будет практическая часть объём может быть другим, но делать меньше представленного не желательно.
Структура второй (практической) главы проектной работы
Практическая глава проектной работы может состоять как из 1 параграфа (то есть не иметь в своей структуре параграфов), в таком случае название главы выступает отражением сути проведённого исследования, так и из нескольких параграфов, в таком случае их количество обычно составляет 2-3.
Примерная структура второй (практической) главы проектной работы
Практическая глава проектной работы должна быть выполнена по определённой структуре, которая зависит от темы исследования и того, какое практическое исследование будет проведено.
Обязательные разделы практической главы проектной работы
Как и все остальные разделы проекта вторая глава также должна быть построена по определённой структуре, при этом в зависимости от выбранного практического исследования разделы практической главы могут заменять друг друга.
Рассмотрим из чего должна состоять практическая часть проектной (исследовательской) работы:
Если в практической главе были исследованы статистические данные в таком случае нет необходимости давать характеристику базы исследования, указывать место проведения и т.д. в первом пункте второй главы сразу проводится анализ статистических данных.
При необходимости анализ практических данных можно разделить на несколько параграфов (в таком случае в конце каждого параграфа должен быть сделан вывод), но не стоит делать большое количество параграфов.
Не каждая тема проектной работы подразумевает разработку рекомендаций, так большая часть проектных работ по литературе, истории, математике, физике, химии, музыке, искусству не предполагает разработку рекомендаций, так как темы не несут в себе проблематику.
Рекомендации должны быть выполнены строго по теме, должны быть разработаны самостоятельно, обязательно необходимо указать на кого они направлены и каковы предполагаемые результаты реализации предложенных мероприятий.
Рекомендации так же, как и анализ практических данных можно разделить на несколько пунктов (больше 3 делать не желательно), в таком случае в каждом пункте необходимо указать, чем именно будет полезно выполнение предложенных рекомендаций.
Виды практического исследования во второй главе проектной работы
В зависимости от темы проектной работы практическое исследование может быть построено по-разному:
Анкетирование – если для подтверждения гипотезы необходимо изучение мнения людей, можно провести социологическое исследование (анкетирование, опрос), при этом в анкетировании могут принимать участие как определённые группы людей (например, можно провести анкетирование только среди одноклассников или среди подростков 14-17 лет, или только среди работников какой-либо специальности, так и среди населения в целом в таком случае желательно при анализе данных указать возраст людей принявших участие в анкетирование и распределение по полу. Данный вид практического исследования может быть проведён практически по любому предмету, но не всегда актуально и целесообразно его проводить, так по химии, физике, физической культуре желательно отказаться от проведения анкетирования или использовать его как дополнительное исследование, но не основное.
Опыты – такое исследование можно провести в проектных работах по биологии, химии, физике, экологии, музыки, искусству.
Тестирование – проводится с использованием методик и может быть проведено по таким предметам, как обществознание, физическая культура, психология, биология, музыка.
Изучение статистических данных – многие направления (темы) подразумевают изучение статистических данных, например, изучение миграции населения, определения уровня жизни и т.д. в таком случае практическая часть строится на анализе официальных статистических данных, при этом анализ проводится в динамике (за определённое количество лет, обычно 3 или 5 лет), желательно весь анализ статистических данных выполнять за одинаковый промежуток времени.
Особенность практической части с анализом статистических данных является наличие ссылок на статистические данные.
Официальные статистические данные Российской Федерации можно посмотреть на сайте Федеральная служба государственной статистики (rosstat.gov.ru), также у каждого региона существуют региональные сайты Федеральной службы государственной статистики. При необходимости можно использовать данные с сайтов различных государственных ведомств.
Анализ статистических данных в качестве практической части может быть использован в работах по обществознанию, географии, биологии, социологии, юриспруденции, медицине, ОБЖ.
Веб-сайт – практическая часть в виде подготовки веб-сайта наиболее предпочтительна для проектных работ по информатике, так как в ходе подготовки веб-сайта в практической главе необходимо расписать этапы его разработки, при этом веб-сайт может быть посвящен теме исследования, например, истории развития интернета, в таком случае веб-сайт будет являться также и продуктом проектной деятельности.
Веб-сайт может быть подготовлен не только по предмету «Информатика», но и быть посвященным какой-либо теме, например, экологическим проблемам России, в таком случае он будет являться продуктом проектной деятельности.
Подготовленный веб-сайт может быть, как размещен в сети Интернет (например, на бесплатном хостинге), так и располагаться на локальном носителе, но в любом случае он должен быть доступен для просмотра.
Видеофильм (видеоклип) – практическая часть проектной работы может содержать ход выполнения видеофильма (видеоклипа) в том случае, если он будет являться продуктом проектной деятельности, а также будет представлен во время защиты проектной работы.
Видеофильм (видеоклип), как практическая часть проектной работы, может быть подготовлен по любому предмету, при этом он должен соответствовать теме, отражать практическую значимость работы, например:
Выставка, праздник, экскурсия, инсценировка – такая практическая часть также может быть подготовлена, в таком случае следует описать этапы подготовки, материалы, место проведения, состав участников, какова цель проведения этого события, какие результаты были получены.
В том случае, если выставка, праздник, экскурсия, инсценировка на момент написания проектной работы не были подготовлены, полученные результаты описывать не следует.
Творческий продукт – в качестве самостоятельной практической части подготовлен не может быть, если выполнение проектной работы предполагает создание творческого продукта, то в практической части может быть описан ход создания творческого продукта, также следует отразить в ней следующие аспекты:
В приложении к проектной работе можно разместить фотографии создания творческого продукта, а также его итоговый вариант.
В приложении к проектной работе желательно представить ход создания, а также итоговый вариант прибора, модели, макета или чертежа.
Бизнес-план – такая практическая часть подойдёт лишь для проектов, направленных на разработку бизнес-плана какого-либо предприятия (компании, организации).
В проектной работе, предполагающей разработку бизнес-плана в практической части, следует описать поэтапно разработку бизнес-плана с описанием всех необходимых разделов, отражающих цель, маркетинг, конкурентов, затраты и прочие разделы обязательные для бизнес-плана.
Виды проектной деятельности и как организовать проектную работу
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Виды проектной деятельности и как организовать проектную работу.
Долгосрочные проекты – это проекты которые позволяют определить круг индивидуальных интересов ребенка. Такие проекты рассчитаны на месяц, полугодие, учебный год.
Исследовательские проекты – это проекты где дети проводят опыты, они учат наблюдательности и развивают воображение, любознательность. Проекты предполагают участие взрослых. Вместе со взрослыми дети изучают проблемы исследования, определяют методы исследования и источники информации, ставят задачи исследования, обсуждают плученный результат.
Практические проекты – это проекты где дети собирают информацию о каком-либо объекте, явлении из разных источников, а потом реализуют ее. Такие проекты ориентированы на интересы самих участников.
Мотивацией может служить игра. Сотрудничество детей происходят в совместных играх. Воспитатель должен давать ситуации, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, придумать, попробовать. Дети имея опыт совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь.
Принцип сотрудничества детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Ребенок рассматривается как субъект собственного развития, который учится с помощью взрослых на своем собственном опыте. Для инициирования совместной деятельности с детьми воспитатель использует тематические содержания, отражающие сезонные изменения в природе, события в жизни страны, родного края, детского сада.
Ребенок учится общению в первую очередь на примере своих родителей. Поэтому следует всегда контролировать свои поступки и эмоции. Родителям следует:
Предоставлять ребенку свободу выбора.
Не оставлять ребенка наедине с его проблемами.
Разрешить делать себе замечания. Это подчеркнет его значимость.
Дайте возможность ребенку учиться на собственных ошибках.
Ценить свое чадо таким, какой он есть.
Помогать преодолевать трудности и страхи на пути.
г) Условия для завершения проекта
Наиболее желательной является ситуация, когда к моменту завершения проекта все делается под расписанию. В реальной жизни более распространены следующие ситуации:
• нормальное завершение проекта;
• досрочное завершение проекта;
• «бесконечное» завершение проекта.
Нормальное завершение проекта не означает, что проект обязательно завершается без каких-либо проблем.
Досрочное завершение проекта может быть связано с перспективой получения дополнительной информации или приостановкой осуществления проекта. Иногда проекты могут завершаться раньше времени, когда устраняются некоторые части проекта.
д) Исследование процесса самореализации ребенка в проектной деятельности ведется по нескольким основным направлениям: наблюдение (включенное наблюдение в реальной деятельности); организация деятельности (консультации руководителя проектов в ходе их выполнения и участие в специально организованной диагностике своих личностных качеств); рефлексия (анализ и оценка выполненных проектов).
Самореализация рассматривается как цель, средство, условие и результат наращивания личностного потенциала.
Личность сможет самореализоваться, если имеет знания и может их использовать, посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом. Таким образом, самореализация ребенка предполагает реализацию им своих способностей, умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Наращивание личностного потенциала при выполнении различных проектов способствует повышению уровня самореализации. Успешные презентации продуктов проектной деятельности, их оценка воспитателем, детьми, а также самооценка показывают продуктивность процесса самореализации, которая выражается в полученных результатах.
Учебное пособие. Проектно-практическая деятельность
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГБОУ СПО Пензенской области «Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина»
Печатается по решению научно-методического совета Пензенского колледжа управления и промышленных технологий (ПКУиПТ) им. Е.Д. Басулина
Автор-составитель А.А. Морозова, преподаватель ПКУиПТ им. Е.Д. Басулина
Рецензенты: М. А. Ерошина, старший методист ГБОУ СПО Пензенской области «Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина», заслуженный учитель РФ; Л. И. Найдёнова, доктор социологических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология» ФГОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия»
Под общей редакцией В. В. Землянского,
заместителя директора по научно-методической работе
ПКУиПТ им. Е.Д. Басулина
П 79 Проектно-практическая деятельность : у чебное пособие / авт.-сост. А.А. Морозова. – Пенза, 2012. – 40 с.
© ГБОУ СПО Пензенской области «Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е.Д. Басулина», 2012
Предисловие
Проектирование – процесс нахождения системы действий, направленных на преобразование пространства, в котором мы обитаем, или его объекта, предмета и средств нашей жизни, и деятельности в ней. Иными словами, проект есть один из современных и эффективных способов разрешения каких-либо социальных, экономических и иных актуальных проблем развития общества.
Форма проекта может быть различной: программа, бизнес-план, сценарий, исследование, статья, реферат, произведение литературы, кино- или видеофильм, альбом, выставка, учебное пособие, технология и др.
Любой замысел нереален без привлечения финансовых, материальных, кадровых ресурсов. Поэтому возникает второй важный вопрос: насколько востребован тот проект, которым вы намерены заниматься? Востребован ли он государством, регионом, учебным заведением, вашими потенциальными партнерами? Есть ли лица (юридические, физические), которые заинтересованы и готовы участвовать в поддержке вашей проектной идеи, организации и осуществлении проекта? Если Да, то смело включайтесь в эти производственные и финансовые отношения.
И третий вопрос: насколько вы подготовлены к работе над проектом? Если ваш проект амбициозен, а он таким и должен быть, то достижение его целей и задач потребует и новых знаний, и нового в их применении на практике, что в наши дни называют инновациями, инновационной деятельностью. Вполне нормально, если мы поймаем себя на том, что нам необходимо перейти от исходной ситуации «знаю, могу», к ситуации «что требуется знать, что должен уметь» и выбрать средства самообучения.
Именно для оказания вам помощи в наращивании интеллектуальных, организационных и коммуникативных ресурсов в соответствии с проектным замыслом и предлагается настоящее пособие.
В пособии изложены задания и схемы, которые дают возможность самостоятельно изучать материал.
Как работать с пособием?
Изучите содержание заданий, схем, вопросов самопроверки.
Составьте для себя график выполнения заданий во времени.
Приступите к выполнению заданий, прибегая в необходимых случаях к помощи консультантов.
Раздел 1. ВЫБОР ПРОЕКТА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
Факторы, влияющие на выбор проекта
Проект и деятельность, связанная с ним, может быть успешной только в том случае, если тема, объект проектирования будут выбраны правильно, с учетом всех факторов, влияющих на выбор. К этим факторам мы относим:
содержание и значимость проекта;
вид проектно-практической деятельности;
значимость проекта: социальная, экономическая, научная, образовательная;
требования к проекту;
организационно-правовая форма реализации проекта;
состав юридических и физических лиц, готовых поддержать и принять участие в вашем проекте;
объемы ресурсов, необходимых для осуществления проекта;
жизненный цикл проекта;
форма участия в проекте;
организация процесса проектирования и реализации;
Пособие содержит задания по указанным факторам, выполнив которые, вы сможете успешно сориентироваться в проектно-практической деятельности, определить для себя цель, средства, результат, содержание и характер самого участия в процессе создания проекта и его осуществления.
Задания по организации проекта
Задание 1. Выбор виды проектной работы
Выберите тот вид проектной работы, который вам наиболее интересен.
Признаки, назначение проекта
Углубление, развитие знаний и компетенции по предмету, в межпредметной области. Применение знаний на практике. Освоение технологий. Наработка практических навыков в какой-либо области труда.
Исследование проблем (задач) с заранее не известным решением. Содержит: выявление проблемы, гипотезу, этапы исследования, сбор данных (фактов, наблюдений, доказательств) и их обработку, выводы, заключение.
Работа с информацией, ее источниками. Анкетирование, интервью. Обработка информации. Подготовка аналитических записок, сообщений, презентации материалов в виде проектов и иных значимых работ.
Создание постера, фотовыставки, буклета, Web-страницы, альбома, каталога, путеводителя.
Видео: хроника, журнал, тематический выпуск, конференция, реклама, сообщения; видеозарисовки и др.
Проекты выполняются на основе архивных свидетельств: фотографий, дневников, старых изданий, мемуаров, личных документов.
Проекты, в которых имитируются социальные и деловые отношения средствами деловой игры, реконструкции событий, организации деятельности.
Создание туров, экскурсий, их организация и осуществление.
Решение проблем средствами музейной педагогики.
Развитие рекреационного потенциала территории.
Выявление и постановка проблемы, которая вызывает напряженность в обществе (сообществе), разработка механизма ее преодоления.
Открытие собственного дела, участие в производстве товаров и услуг с целью получения экономической прибыли.
13. Собственный вариант проекта:
Какая тема, какой объект проектирования вызывает у вас наибольший интерес, и вы готовы принять участие в их разработке?
Убеждены ли вы в том, что выбранная или выявленная вами проблема является социально и экономически значимой, и работа над ней получит поддержку?
Задание 2. Выявление потребности в проекте. Обозначение проблемы и концепции ее решения.
Сделайте фиксацию исходного состояния и возможностей развития того объекта, который находится в сфере ваших интересов. Попытайтесь обосновать необходимость разработки и реализации проекта как возможного пути (средства) решения проблемы.
Обозначьте проблему и концепцию (свое видение, предложения) ее решения.
Предложения ее решения
Кому, кроме вас, важно и необходимо решить данную проблему через разработку и реализацию проекта?
Задание 3 Формулировка темы проекта, его цели и задач.
Цель проекта – общий желаемый результат выполнения проекта.
Задачи проекта – количественные показатели прогнозируемого результата выполнения проекта.
Насколько формулировка темы раскрывает суть проблемы, ее актуальность?
Обеспечивает ли исполнение данного набора поставленных задач достижение целей проекта?
Задание 4. Оценка возможности осуществления проекта в условиях внешней и внутренней среды
Проект должен отвечать условиям: ситуации в своем внешнем окружении; возможностям команды, а также юридических и физических лиц (стейкхолдеров), заинтересованных в разработке и реализации проекта.
Под анализом внешних условий подразумевается оценка спроса и инвестиционного климата в регионе на данный тип проектов, уровня конкуренции, а также правовых, природных, научно-технических и социально-культурных факторов.
Под анализом внутренней среды понимается оценка возможностей менеджмента, качественного состава команды проекта, его стейкхолдеров.
Анализ влияния факторов внешней среды на проект
Экономико-демографические, природные факторы
Технологические (научно-технические) факторы
Состояние правовой базы, регулирующей деятельность в зоне действия проекта.
Нормативные акты различного уровня. Законодательные ограничения
Тенденции и проблемы в развитии и состоянии экологии, экономики региона, города, отрасли; уровень и темпы инфляции; система налогообложения; темпы роста стоимости энергетических ресурсов
Особенности культурных и нравственных ценностей сообществ потребителей; этническая и религиозная структура населения
Темпы технологических изменений;
инновационный потенциал конкурентов;
интенсивность использования ресурсов
Анализ влияния внутренней среды на проект
Компетентность, квалификация команды; финансовые ресурсы;
новая технология; удобное местоположение, высокий имидж и др.
устаревшая технология; уязвимость от конкурентов; слабое финансирование инноваций и др.
Выход на новые рынки; расширение производства; ослабление позиций конкурентов; ускорение роста емкости рынка и др.
Появление новых конкурентов; неблагоприятная политика властей;
изменение потребностей покупателей;
неблагоприятные демографические изменения и др.
Удалось ли согласовать свои интересы в проекте с интересами внешней среды?
Удалось ли выявить сильные и слабые стороны команды проекта?
Задание 5. Определение состава стейкхолдеров – лиц, заинтересованных в проекте
Стейкхолдеры – это организации и физические лица, заинтересованные и участвующие в инвестировании, разработке и реализации проекта.
Форма участия в проекте: управление, инвестирование, разработка разделов плана, оформление, презентация, реализация, аудит, сбор и предоставление информации, завершение проекта.