Что такое практикум в школе

Практикум

Смотреть что такое «Практикум» в других словарях:

практикум — практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Источник: ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по инфо … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ПРАКТИКУМ — ПРАКТИКУМ, практикума, муж. (от греч. praktikos деятельный) (книжн., пед.). Особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого нибудь предмета, практическое занятие по какому нибудь учебному курсу, преим. в… … Толковый словарь Ушакова

ПРАКТИКУМ — [ Словарь иностранных слов русского языка

ПРАКТИКУМ — ПРАКТИКУМ, а, муж. В специальных учебных заведениях: практические занятия по какому н. учебному предмету. П. по специальности. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

практикум — сущ., кол во синонимов: 3 • занятие (46) • спецпрактикум (1) • физпрактикум (1) … Словарь синонимов

Практикум — практикум: учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного;. Источник: Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче санитарно эпидемиологических заключений на… … Официальная терминология

ПРАКТИКУМ — ПРАКТИКУМ. Форма организации учебного процесса; самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

практикум — Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN educational aid DE Praktikum FR travaux pratiques … Справочник технического переводчика

Практикум — учебное пособие с практическими заданиями, упражнениями, лабораторными работами, помогающее освоить учебную дисциплину практически … Издательский словарь-справочник

Практикум — (от нем. praktik Реклама и полиграфия

ПРАКТИКУМ — (лат. practicum) учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного … Юридическая энциклопедия

Источник

Практикум и его роль на уроках обществознания

Практикум через призму деятельностного подхода в современных условиях работы педагога в школе выступает одной из самых важных форм учебных занятий. Не будем затрагивать профильные классы с углублённым изучением предмета и целевой подготовкой к экзамену – остановимся на том, как может помочь практическая работа во всех её видах в классах, работающих по базовой программе. Во-первых, таких классов большинство, во-вторых, учащиеся из таких классов не имеют никаких послаблений и скидок на экзамене, который сдают на общих основаниях с теми, кто изначально получил больше. Другими словами, выпускники обычных школ находятся под более жёстким экзаменационным прессингом – о равноправии условий речи даже не идёт. Что можно сделать учителю в рамках минимального количества часов базовой программы? В условиях низкой первоначальной учебной мотивации уровень знаний к 11 классу очень редко может стать средним, ещё реже – высоким. Дети чаще всего «вспоминают» про экзамен в самом конце обучения, когда необходимо сделать выбор экзамена и будущего места учёбы – хотя виновата не только детская инфантильность, но и бесконечное изменение условий поступления, иногда за несколько месяцев до приёма документов. Кроме того необходимо учитывать массово низкий уровень эрудиции, неприязнь к любому чтению многих подростков и молодых людей, отторжение при принудительном прочтении содержания текста. Лекционная форма работы и беседа в данных условиях явно окажется мало эффективной: надо спровоцировать детей на такую организацию самостоятельной деятельности с текстом, когда они будут работать с его содержанием сознательно, а не механически. Вот здесь мы и выходим на такую форму, как практикум. Предварительные затраты труда педагога полностью оправдываются дальнейшей эффективностью этого варианта организации учебного процесса. Практикум универсален ещё и потому, что его можно организовать в классах любого возраста как через индивидуальную, так и групповую работу; как в классе, так и дома; как с использованием учебных пособий, так и Интернета! На основе практикума всегда можно выйти на следующую ступень – семинарское занятие.

Практикумы могут быть самыми разными – от обыкновенных тестов до работы по написанию своих проектов: каждый учитель выбирает для себя наиболее комфортные виды или придумывает что-то своё. В своих поисках я перепробовала самые разные вариации: тексты с пропусками, нестандартные тесты, тесты-головоломки и так далее, но пришла к выводу, что наиболее эффективным является практикум инструкционно-справочного типа (придумала и опробовала сама, выставляю составленные практикумы на своём сайте в рамках проекта «Инфоурок» и «Метод-копилка» – убедилась в их активном использовании другими учителями). Что необходимо для проведения занятия в рамках такого типа практикума? Первым делом необходимо составить максимально короткую по объёму и максимально полную по содержанию справку по тому материалу, который выносится на разбор. Справка должна быть достаточной для выполнения учебных задач практикума. Единственным исключением являются постоянные источники – например, тексты Конституции Российской Федерации. Следующей частью карты индивидуального опроса (КИО) – это моё собственное обозначение – становится инструкция с учебными, чётко поставленными, задачами и – если необходимо – порядок их разбора, ключи к поиску решения, критерии оценивания при выполнении того или иного объёма. Последней, заключительной, частью оказываются собственно сами задачи с их содержанием. Порядок выполнения заданий – свободный, условия работы на занятии – максимально демократичные: есть возможность обсудить проблему с одноклассниками, с учителем, пролистать в поисках ответа учебник, выяснить, что можно найти по данному вопросу в Интернете или конкретных первоисточниках. Проведение данного вида практических занятий показало, что эффективность их на порядок выше. Не стоит проблема списывания – в нём у детей просто нет необходимости. Присутствует определённый дух соперничества. Радует сознательное чтение и активный поиск решений. Кроме того, данный вид практикумов более всего тяготеет к заданиям, близким по структуре к заданиям той группы заданий экзаменационного теста, которая до текущего учебного года шла как часть В, а это означает, что в непринуждённой и рабочей атмосфере отрабатываются именно те умения и навыки, которые необходимы для успешной сдачи экзамена. Использование учителем в работе на занятиях по обществознанию (а также по истории или по другим предметам) практических заданий данной разновидности повышает детскую конкурентоспособность даже в условиях ограничений базовой программы.

Источник

Урок – практикум как форма урока: цели и задачи, типы, требования к организации

Доклад на заседании методического объединения учителей биологии

Просмотр содержимого документа
«Урок – практикум как форма урока: цели и задачи, типы, требования к организации»

Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем ученики делятся на несколько групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного отличающуюся друг от друга. Это зависит от числа обучающихся.

Управление уроком-практикумом осуществляется при помощи плана (для учителя) и инструкций (для учеников), в которых прописываются действия участников.

Несомненным плюсом урока-практикума можно назвать то, что он подходит для всех – и для учеников младших классов (с 1 по 4), средних классов (с 5 по 8) и старших (с 9 по 11) классов, и для студентов, проходящих курс начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).

Когда можно и даже нужно проводить урок-практикум?

В следующих случаях стоит отдавать предпочтение уроку-практикуму:

при прохождении новой темы, если информация доступна для обработки без посторонней помощи;

при обобщении новой темы;

при изучении способов решения проблем – например, уравнений.

Наибольшей популярностью уроки-практикумы пользуются в естественно-научных дисциплинах – биологии, химии и физике и особенно в процессе профессиональной подготовки

Цель и задачи урока-практикума

Целью урока-практикума является закрепление материала посредством заданий разной сложности. К его задачам относится:

Проверка уровня освоенности темы.

навыка коллективной деятельности;

навыка само- и взаимопроверки;

навыка объективной само- и взаимооценки.

умения объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики;

умения выделять главное в большом объеме информации.

ответственности, любви к труду;

уважительного отношения к другим людям, вне зависимости от того, что они говорят.

Повышение интереса к предмету.

Проявление творческих способностей.

Есть несколько видов урока-практикума:

Имеют место две формы урока-практикума:

Урок-практикум в форме практической работы вырабатывает конструктивные умения, а урок-практикум в форме лабораторной работы – экспериментальные.

По поводу лабораторной работы, т.е. учебного эксперимента, следует отметить один важный момент. У него, в отличие от научного эксперимента, уже есть итог, правда, о нем не знают обучающиеся.

урок-практикум углубления теории;

урок-практикум групповой обработки информации;

урок-практикум индивидуальной обработки информации;

урок-практикум комбинированного типа, сочетающий в себе несколько типов, например, урок-практикум группой обработки информации и урок-практикум зачет.

План урока-практикума включает в себя:

Сообщение темы, цели и задач урока-практикума.

Мотивация к уроку-практикуму.

Ознакомление с планом и инструкциями урока-практикума.

Подготовка учебной литературы и оборудования к уроку-практикуму.

Непосредственное проведение урока-практикума.

Выводу по уроку-практикуму.

Первое, что необходимо сделать для организации урока-практикума – конечно же, определиться с темой, целями и задачами. Далее:

Немного ускориться в прохождении курса. Это необходимо для того, чтобы освободить как минимум два учебных часа на урок-практикум.

Написать план (для учителя) и инструкции (для учеников). Требования должны соответствовать уровню подготовки обучающихся: сильным следует давать сложные задания, а слабым более «лояльные».

Подготовить учебную литературу и оборудование. Нехватку или отсутствие оборудования можно компенсировать творческим заданием или контрольной работой в письменном виде.

Индивидуальный подход в организации урока-практикума

Несмотря на то, что на рассматриваемом нами уроке используется групповой подход, это не отменяет другого – индивидуального подхода в виде:

выполнении работы по образцу из учебника или с листа от учителя;

выполнении работы с таблицами и схемами;

выполнении работы с учебной литературой, в частности, словарями и справочниками.

На то, как пройдет урок-практикум, влияет, во-первых, уровень освоенности темы учениками и, во-вторых, опыт учителя. На таком уроке знания усваиваются намного лучше, так как складывается неформальная обстановка.

Источник

Урок-практикум

Что такое практикум в школе. Смотреть фото Что такое практикум в школе. Смотреть картинку Что такое практикум в школе. Картинка про Что такое практикум в школе. Фото Что такое практикум в школе

Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем ученики делятся на несколько групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного отличающуюся друг от друга. Это зависит от числа обучающихся.

Управление уроком-практикумом осуществляется при помощи плана (для учителя) и инструкций (для учеников), в которых прописываются действия участников.

Несомненным плюсом урока-практикума можно назвать то, что он подходит для всех – и для учеников младших классов (с 1 по 4), средних классов (с 5 по 8) и старших (с 9 по 11) классов, и для студентов, проходящих курс начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).

Когда можно и даже нужно проводить урок-практикум?

В следующих случаях стоит отдавать предпочтение уроку-практикуму:

Наибольшей популярностью уроки-практикумы пользуются в естественно-научных дисциплинах – биологии, химии и физике и особенно в процессе профессиональной подготовки

Цель и задачи урока-практикума

Целью урока-практикума является закрепление материала посредством заданий разной сложности. К его задачам относится:

Виды урока-практикума

Есть несколько видов урока-практикума:

Формы урока-практикума

Имеют место две формы урока-практикума:

Урок-практикум в форме практической работы вырабатывает конструктивные умения, а урок-практикум в форме лабораторной работы – экспериментальные.

По поводу лабораторной работы, т.е. учебного эксперимента, следует отметить один важный момент. У него, в отличие от научного эксперимента, уже есть итог, правда, о нем не знают обучающиеся.

Типы урока-практикума

План урока-практикума

План урока-практикума включает в себя:

Организация урока-практикума

Первое, что необходимо сделать для организации урока-практикума – конечно же, определиться с темой, целями и задачами. Далее:

Индивидуальный подход в организации урока-практикума

Несмотря на то, что на рассматриваемом нами уроке используется групповой подход, это не отменяет другого – индивидуального подхода в виде:

На то, как пройдет урок-практикум, влияет, во-первых, уровень освоенности темы учениками и, во-вторых, опыт учителя. На таком уроке знания усваиваются намного лучше, так как складывается неформальная обстановка.

Источник

Урок – практикум. Подготовка и проведение.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое практикум в школе. Смотреть фото Что такое практикум в школе. Смотреть картинку Что такое практикум в школе. Картинка про Что такое практикум в школе. Фото Что такое практикум в школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Урок – практикум.
Подготовка и проведение.

Описание слайда:

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начать сначала». В.Беспалько.

Описание слайда:

Задачи, которые стоят перед школой:
совершенствовать образовательный процесс, способствуя развитию у учащихся положительной мотивации к учению;
создавать условия для повышения уровня самостоятельности учащихся в учебном процессе;
учет разнообразных познавательных потребностей разных групп учащихся и создание условия для самоопределения и самореализации каждого ребенка;
обучение отдельных учащихся, имеющих интеллектуальные затруднения и др.

Описание слайда:

Главной целью творческой работы является
изучение урока – практикума, как организационной формы обучения учащихся с разными интересами и отношениями к математике, как одну из новых педагогических технологий и возможности использования его при изучении математики.

Описание слайда:

Для осуществления названной цели необходимо было решить следующие задачи:
— провести анализ педагогической литературы;
— дать характеристику практикума, выявить его виды;
— описать возможности и условия применения практикума;
— выбрать технологию подготовки и проведения практикумов по разным темам школьной программы;
— обобщить опыт работы по применению практикума.

Описание слайда:

Изучив литературу, в которой изложены аспекты урока – практикума, я отметила:
1) создано не мало вариантов практикума, от простых до экзотичных;
2) в зависимости от целей урока, предложены структуры, где
а) группы решают одно задание;
б) группы решают однотипные задания;
в) каждая группа решает свое задание;
г) не весь класс разбит на группы, т.е. сочетаются индивидуальная и групповая работы и др.

Описание слайда:

В литературе я не встретила:
1) разработок уроков – практикумов по математике по теме: «Решение показательных уравнений»;
2) описания этапов подготовки урока практикума по математике;
3) анализа действий учителя при подготовке к каждому этапу;
4) какое место могут занимать уроки – практикумы в конкретной теме;
5) каково место тестовых заданий на уроках – практикумах.
Эти этапы изложены в моей работе.

Описание слайда:

Структура урока – практикума.
сообщение темы, цели и задач практикума;
актуализация опорных знаний и умений учащихся;
мотивация учебной деятельности учащихся;
ознакомление учеников с инструкцией;
подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;
выполнение работы учащимися под руководством учителя;
составление отчета;
обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Описание слайда:

Что дают уроки- практикумы учителю?
Преподавание теоретического материала укрупненными блоками высвобождает несколько уроков для решения задач.
Составляя практикум, учитель получает возможность неоднократно использовать его в будущем.
В ходе урока учитель имеет возможность поддержать именно тех учащихся, которые испытывают трудности при решении какого – либо задания, выявить наиболее любознательных и пассивных.
В процессе проведения практикума удается провести анализ знаний учащихся, увидеть пробелы и наметить пути их ликвидации.

Описание слайда:
Описание слайда:

Дополнительные задачи:
систематизировать показательные уравнения по методам их решения, дополнить систему упражнений учебника заданиями, позволяющими учителю организовать дифференцированную и индивидуальную работу на всех этапах урока;
закрепить методы решения с помощью большого числа упражнений, постепенно усложняя за счет количества элементарных шагов, приводящих к прямому применению метода;
для учащихся, испытывающих затруднения в изучении математики, создать образцы решения с пошаговым разъяснением;
создать банки заданий и тематические тесты разных уровней;
создать практикум абитуриента для подготовки учащихся к выпускным и вступительным экзаменам по математике, для подготовке к Е Г Э, т.е. задачи повышенного уровня сложности.

Описание слайда:

Чтобы научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать хозяевами этой деятельности.
.

Описание слайда:

Выполняя данную работу, я проанализировала научно – методическую литературу, приняла решение о том, какие следует выделить этапы подготовки, варианты проведения уроков – практикумов. Обобщая опыт работы по применению практикума, я показала место их в теме « Показательная и логарифмическая функции», возможности применения практикума на уроках математики, создала банки заданий, дифференцированных по методам решения, двенадцать тестов разных уровней, включая практикум абитуриента из заданий повышенного уровня сложности в качестве учебно – тренировочных материалов для подготовки к Е Г Э, разработала в качестве примера, урок – практикум по теме «Решение показательных уравнений». Для составления тестов были использованы также контрольные измерительные материалы за 2001 – 2003 годы.

Описание слайда:

Выводы:
1) умело организованная система практикумов является одним из путей активизации учебной деятельности учащихся и способствует совершенствованию процесса обучения математике;
2) систематическое проведение практикума содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников, развивает их мышление, помогает добиться прочных умений и навыков по той или иной теме;
3) практикум является хорошим средством для развития интереса к предмету;
4) практикум помогает мобилизовать деятельность учащихся, реализовать личностно – ориентированный подход к обучению;
5) в процессе проведения практикума удается провести анализ знаний учащихся и наметить пути ликвидации пробелов в усвоении материала.

Описание слайда:
Описание слайда:

Считаю, что моя вера в уроки-практикумы подтвердилась, но вместе с тем понятно, что следует находить и решать новые проблемы, чтобы быть готовым к тем стремительным изменениям, которыми так богата наша школьная жизнь.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *