Что такое правда 3 класс
Конспект урока Истоки » Где живет правда»(3 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока истоки на тему «Где живет правда»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: узнать где живет правда
— формирование умения говорить правду, слышать и слушать друг друга
— воспитание честности и доброты
— развитие речи детей
— Доброе утро! Сегодня урок истоки у вас проведу я, и меня зовут …
Сегодня мы с вами продолжим говорить о правде, я надеюсь на вашу активную и хорошую работу. Тихонечко садитесь.
2 СЛАЙДА (автор + картинка)
— Какую тему вы начали изучать на прошлом уроке?
— Как вы поняли, что такое правда?
Правда – это жить по справедливости, по закону, по совести.
— Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое написал наш земляк Сергей Орлов. Послушайте его внимательно и после прослушивания вы ответите мне на вопрос: « С чем поэт сравнивает правду?»
Россия есть у каждого своя
Свои леса в ней и свои поляны
Свои враги в ней и свои друзья
Свои у всех на будущее планы.
Но хлеб ее – у всех один
Насущный хлеб, что правдою зовется
Не все им сыты. Только все едим.
Его хватает нам и остается.
— С чем сравнивает поэт правду?
— Хлеб – святыня, без него человеку не прожить, как и без правды.
— Мы знаем, что вера живет в сердце. А правда?
— Тогда как вы думаете, какая тема нашего урока?
— Тема нашего урока: «Где живет правда»
(прочитают на доске)
— Тогда какая будет цель нашего урока?
-Узнать, где живет правда.
СЛАЙД (для рассказа)
— Давайте прочитаем план нашего урока.
— Правда живет в праведном деле. А как узнать, какое дело праведное? Найдите в учебнике на странице 29 какой труд на Руси всегда считался праведным? ( со слов На Руси…)
— А какой труд для нас называется праведным? Почему?
— Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы скажите мне, какую ошибку допустил Юра.
— Праведный труд – это тот, который построен на правде, в согласии с совестью. Он выполнен честно, с любовью, на общую пользу.
-Какой пункт плана мы выполнили?
— прочитайте следующий пункт плана
— Значит правда живет и в слове. Послушайте текст, который я вам прочитаю и ответьте на вопрос: « Почему правдивое слово подобно лучу света?»
( если затрудняются, найдите ответ на странице 30)
— Правдивое слово – то, которое искренне, мудрое, твердое. Оно восстанавливает справедливость.
-Правда в деле, правда в слове, правда в образе.
Что растет на елке?
Шишки да иголки (да)
Звонкие хлопушки (да)
Красивые игрушки (да)
Старые подушки (нет)
Озорной Петрушка (да)
Горячие ватрушки (нет)
Рваные ботинки (нет)
Сладкие конфеты (да)
Вкусные котлеты (нет)
Рыбки золоченые (да)
Огурцы соленые (нет)
— Мы разобрали второй пункт плана?
— Какой третий пункт плана?
( если не отвечают: «Что мы видим?» это все и есть образы)
— Есть путеводные образы и у каждого они свои. Эти образы помогают идти правильным путем и жить по правде.
Активное занятие «ресурсный круг»
— Правда – путь веры. Но не все следуют этому пути. Некоторые сходят с этого пути и совершают ошибки и зло. Таких людей ждет правосудие. Из каких двух слов состоит это слово?
-Да, правосудие – суд по правде, по закону, по справедливости.
— Чтобы не свернуть с праведного пути у каждого человека должен быть путеводный образ.
— Подумайте, какой образ является путеводным для тебя? Почему?
( те кто первые подняли руку, вызываем к доске 10-12 человек)
— Сейчас вы будете отвечать на вопрос, как нужно себя вести, когда говорит один, а другой…Так же говорит тот у кого в руках учебник истоки. Доброжелательно реагируем на ответы одноклассников и стараемся не повторяться. Остальные внимательно слушают.
— Для меня путеводным образом является…Путеводный образ помогает идти правильным путем и жить по правде.
— Как можно объяснить пословицу «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь?»
— Что нового узнали сегодня на уроке?
— Как вы запомнили, где живет правда?
— Что было трудно на уроке?
Рабочая тетрадь с.10 упражнение 5
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация на тему» Где живет правда»(3 класс)
Внеурочное мероприятие «День Здоровья»
Урок по русскому языку «Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».
Презентация»Разработка детских мероприятий» 4 класс
Презентация к первому родительскому собранию в 1 классе
Интегрированныйй урок окружающего мира. Австралия.
Урок изобразительного искусства «Изображать можно линией»
Конспект урока по изобразительному искусству «Рисовать можно линией»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438535 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Классный час «правда и ложь», 3 класс
I. Организационный момент.
— Долгожданный дан звонок – начинается урок.
— Сегодня на уроке присутствуют гости. Повернулись к ним, поздоровались. Повернулись обратно.
1. Присоединение. «Ресурсный круг»
— Предлагаю всем образовать круг, взяться за руки, посмотреть друг в друга в глаза. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.
Однажды на катке он упал и понял, что сам встать не сможет, и закричал: «Помогите. Мне плохо…» Друзья подумали, что он опять пошутил, и не спешили к нему.
— Как думаете, что было дальше?
— Дайте характеристику поступкам Вити. /По кругу каждый дает свой ответ/
— Удачно ли шутит Витя? Какую опасность таят его шутки? Какой должна быть шутка?
2. Угадайте, о каком слове идет речь?
1) Прием «Мысли на столе»
— участники под № … берут чистый листок, складывают пополам и делят лист пополам. Передают соседу по лицу. Каждый складывает и делит еще раз пополам и передают соседу по плечу. Каждый делит листок на 4 маленькие листочки.
— Следующее задание, которое я вам предлагаю, выполните в группе. Вспомним, как надо работать в группе?
— Пронумеруйте карточки. Перемешайте их и разложите 3 на 3.
— Составьте предложения с любыми из трех слов в строчке по вертикали, диагонали или горизонтали. Время выполнения 4 минуты.
— Молодцы! О-о-отличная работа!
3) Толковый словарь Ожегова.
— Так что же такое «правда» и что такое «ложь»? Обратимся к толковому словарю Ожегова.
III. Закрепление изученного материала.
1) Работа по учебнику.
— Проверим, что написано о правде в учебнике «Истоки» на стр. 27.
— Достигла ли она своей цели? Кто ей помешал?
— Почему Правда всегда следует за Ложью? Истинная правда род людской спасает
— Чему учит это сказание? Святая, истинная правда людей спасает. Правда – путь веры.
— Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Каждый из нас выбирает, как ему жить на земле по правде или по лжи. У каждого свой жизненный путь.
2) Найдите на стр.27 символ правды. Что мы видим на символе?
Льва, Крылья, священную книгу Библию,Нимб
— Подумайте и постарайтесь растолковать, что они обозначают?
Лев – царь зверей. Он справедливый.
3) Рассмотрите икону «Святой пророк Исаия» (стр.28).
Исаия один из библейских пророков – истолкователь слова и воли Бога, предсказатель будущего. /чтение…/
Физкультминутка. Игра « Правда или ложь»
Дети двигаются под музыку. Учитель читает высказывания. Ученики отвечают: ПРАВДА или ЛОЖЬ.
(Правда вылезет наружу, и все увидят, где ложь и кто врал все это время).
(Правду никогда не скроешь, её не сожжёшь, не утаишь, не утопишь.)
(Лучше сразу признаться, сказать правду, чем скрывать её и мучиться)
(Люди не будут доверять этому человеку, считая, что он может их подвести)
— Каждая группа получает по одной истории. Прочитав, вы должны будете подтверждать её пословицей. То есть выбрать из данных пословиц подходящую по смыслу.
Время выполнения 5 минут.
Яша поленился выучить стихотворение к празднику. Когда его попросили прочесть, то он не смог прочитать ни строчки.
Чтобы его не ругали, Яша соврал, что он потерял листочек со стихотворением на улице. Но когда дети выходили на улицу, листочек выпал из кармана курточки Яши. Его заметила девочка Валя.
Так вот же листочек со стихом! – воскликнула она.
— Нет! Это записка бабушки, — снова соврал Яша, пряча листок в карман.
— Какая пословица подходит? «Правда в огне не горит и в воде не тонет».
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.
— Какая пословица подходит? «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо. (Л. Толстой)
— Какая пословица подходит? «Один раз солгал – другой раз не поверят»
… Я не люблю кашу, я же говорю. А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно.
Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! … Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол. В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась: — Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала.
В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
— Здравствуйте! — и подошел к окну, и поглядел вниз. — А еще интеллигентный человек. — Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно». — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!
И, открыв дверь в коридор, он крикнул: — Пострадавший! К нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. (В. Драгунский)
— Какая пословица подходит? «Тайное становится явным»
— У одного мудреца спросили о том, как научиться говорить правду. Мудрец ответил: «Этому учиться не надо. Это каждому дано от рождения. Учить надо другому: не хитрить, не лукавить, не делать зло, не бояться правды»
Ученик читает стихотворение. На свете так бывает, порой не разберёшь: С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь. Как в этом разобраться? Как научиться жить, Чтоб только с правдой рядом, а с ложью не дружить? Бывает ложь красива, а правда так горька, Но человеку честному та горечь не страшна! Давайте мы, ребята, на свете честно жить,
Не будем лгать, а только правду говорить!
— Составляют синквейн 1вариант по теме ПРАВДА, 2 вариант по теме КРИВДА.
— На следующих уроках мы узнаем, какой бывает ложь и правда.
— Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.
«Правда и ложь» (классный час)
«Правда и ложь» (классный час) — страница №1/1
Сегодня мы поговорим с вами о правде и лжи. Послушайте сказку.
«За высокими горами, за зелеными лесами жили — были две сестры. Одну звали Правда, а другую — Ложь. Правда была красивой, сильной, а Ложь — изворотливой, хитрой.
Народ Правду любил, а Ложь стороною обходил, т.к. она мешала им жить и грудиться.
Вот, скажем народ начинал сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь гут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».
Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет себе под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнится, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для его народа.
Стал народ думать как от лжи избавиться. Уж Правда ее стыдила, а ей — хоть бы что, знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон.
с тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела, до сих пор живет она с нами и никто не знает, как изжить ее со света, стараются люди только с Правдой дружить.
Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.»
-Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя от лжи?
-какой вы себе представляете Правду? Ложь? (дети рисуют словесный портрет, на доске вывешивается рисунок «Правда», и «Ложь» (работа по группам))
— Теперь я называть слова, близкие по значению словам «правда» и «ложь». Вы должны их правильно расположить (правда, ложь, истина, неправда, вранье, честность, обман)
Игра «Правда» и «Ложь».
Учащиеся делятся на две группы. Одна группа называется «Правда», а другая «ложь». По очереди каждая группа называет слова, какими бы она хотела видеть детей. Например, «Правда» — славными, веселыми… «Ложь» — злобными, жадными…
-А теперь посмотрим как вы ответили на вопросы Анкеты.
Что значит быть честным?
-Я скажу,- говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуются они и не будут меня бранить.
-А я правду скажу,- говорит третий,- Правду всегда легче говорить, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они по домам. Только первый мальчик сказал про волка, глядь, лесной сторож идет.
-Нет,- говорит в наших местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвойне.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — идет в гости. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь вдвойне.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка, но его все равно простила.
-Какая пословица подходит к этому рассказу?
Часто ребята, который рассказывают учителю о плохом поступке какого-то
ученика, называют его «ябеда». И порой это несправедливо.
-Кто разбил горшок?- спросила учительница.
Все молчали. Вася посмотрел на Сашу, тот молчал. Тогда Вася сказал:
Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок и горшок упал. Кто-то из ребят тихо сказал: »Ябеда!»
совсем полно осмысливаете эти понятия. Радостно то, что вы это понимаете:
говорить правду нужно не боясь, ложь обходить стороной.
Иль вкрадчивая ложь. А с ложью не дружить?
На свете честно жить.
Не будем лгать, а только Правду говорить!
Классный час : «Правда и ложь»
Классный час : «Правда и ложь»Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности, как честность и справедливостью.Ход классного часа:
1слайд— Узнайте героев мультфильма!
Знают взрослые и дети,Что упал с другой планеты –Фиолетовый зверёк,детям маленьким дружок. (Лунтик)Вот пчела, ну так пчела,Очень добрая она.И готовит, убирает,Пирожками угощает. (баба Капа)Это что за девочкаХодит в красном платье?Косы вверх как стрелочки.
Голосок прекрасный! (божья коровка Мила)Что это за молодец,по травинкам скок да прыг?Длинноногий кузнец,Сидеть он просто не привык. (кузнечик Кузя)В прошлом был он генерал,И красавец и удал.Он спасал когда-то мир,Помнит это его мундир. (дядя Шер)Рано утром он встаёт –И кипит работа.
Два ведра с собой берётСобирает туда мёд! (пчелёнок)— Кого ещё вы видите на экране? А какие они?
2слайд — Сегодня мы совершим путешествие вместе с Лунтиком в страну «Познай-ка и узнаем что такое ПРАВДА и ЛОЖЬ. Шёл наш герой, шёл и дошёл до развилки, а там знак с двумя направлениями.
Лунтик не знает значений этих слов. Как же ему выбрать правильный путь?
— какой указатель выбрать?— что лучше: правда или ложь?
3слайд — Как другими словами можно сказать?
Что значит быть честным?— А какой сказочный герой часто обманывает? (лиса)Вспомните сказки где она обманывает колобка, зайца, волка,журавля…А вы в своей жизни пользовались обманно для достижения своих целей?Признаваясь, сейчас вы какими были?
4слайд бабушка Капа приготовила для вас пословицы о правде и лжи. Прочитайте…
Учитель читает разные истории, дети подтверждают её пословицей.
Яша поленился выучить стихотворение к празднику. Когда его попросили прочесть, то он не смог прочитать ни строчки.
Так вот же листочек со стихом! – воскликнула она.
— Нет! Это записка бабушки, — снова соврал Яша, пряча листок в карман.
Слушание рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»Задание 1:Ответь на вопросы1)Все ли просто и понятно в рассказе?2)Кто главный герой рассказа?3)Какой он?(главный герой)4)Как ты к нему относишься?(Выбери ответ или ответы.)Осуждаю, жалею, переживаю за него, смеюсь над ним.5)Раздели текст на две части.
Какое действие Вани служит границей между частями?6)Какая часть главная? Можно ли обойтись без другой?7)Чему учит эта история? Только ли тому, что нельзя брать без спросу?1) да, все очень интресно рассказывается.2)Семья, которая ела сливу.3)мальчик, кушающий сливу.4)Жалею5)Одна часть.Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке.
Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.За обедом отец и говорит:— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?Все сказали:— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:— Нет, я не ел.Другая.Тогда отец сказал:— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.Ваня побледнел и сказал:— Нет, я косточку бросил за окошко.И все засмеялись, а Ваня заплакал.
— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
— Какая пословица подходит?
Слайд Каким лучше быть?
Слайд Читаем обращение Лунтика.
Слайд В завершении послушайте сказку притчу о правде и лжи:
За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт».
Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт.
Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела.
До сих пор живёт она с нами и не кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться.
Помните: сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.!
Классный час «Правда и ложь» знакомит учащихся с понятиями «правда»
Классный час «Правда и ложь» знакомит учащихся с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствует навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы. Воспитывает такие нравственные качества, как «честность», «справедливость».
1) выявить представления детей о том, что такое «правда» и «ложь»; 2) содействовать совершенствованию навыков культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; 3) способствовать формированию таких нравственных качеств, как «честность», «справедливость»; 4) убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения. 1) Дети пишут сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь». 2) Заполняются анкеты для учащихся. 1) плакаты с пословицами «Красива ложь, да от правды не уйдёшь», «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»; 2) таблички со словами: правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия.
— Начинаем наш классный час. Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Послушайте сказку. (Учитель читает сказку «Правда и Ложь»). — Какой вы представляете себе Правду и какой Ложь? (Дети рисуют словесный портрет).
3. Обсуждение понятий «правда», «ложь».
Чтение стихотворения Н.В.Лободиной «Эх!»
— Эх, вздыхали рыбаки, — Это разве судаки? Раньше вытащишь, бывало, Хвост, бывало, в полруки.- Эх, — вздыхали судаки, — Раньше были червяки… Червяком одним бывало, Наедалось полреки.- Эх, — вздыхали червяки, — Раньше врали рыбаки! Мы послушать их, бывало, Сами лезли на крючки!
— А теперь посмотрим, как вы ответили на вопросы анкеты?
1) Что, значит, быть честным? (Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать, не врать). 2) Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь? (Если не сказать правду, то будет стыдно. Правду, так как ложь и бывает сладкая, но всегда наказуема. Правду, потому что она всего сильней). 3) Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? (Лиса, Баба Яга и др.). 4) Как в сказках называется ложь и какое наказание следует, если говорить неправду? (К.Коллоди «Приключения Пиноккио» — растёт нос; Н.Носов «Приключения Незнайки …»- мальчики превращались в ослов).
5. Ситуации из школьной жизни.
— Поговорим о ситуациях из школьной жизни. Как вы поступаете, если: — получили двойку; — потеряли сменную обувь; — опоздали на урок; — гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате? — разбили красивую вазу? — А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?
6.Чтение домашних сочинений — миниатюр.
Дети читают сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь».
7. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже».
— Почему отец сказал такие слова? — Как бы вы поступили на месте мальчика?
8. Обсуждение, анализ пословиц.
1.Дети читают и обсуждают пословицы о правде и лжи, которые написаны на плакатах. 2.- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?
9. Чтение рассказа В.Осеевой «Что легче».
— Какая пословица подходит к этому рассказу? («Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»).
10. Чтение рассказа В.Осеевой «Ябеда».
— Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого – то ученика, называют «ябедой». И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда». Учитель читает рассказ «Ябеда». — А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой? Как вы бы поступили на месте Саши, который разбил горшок? — Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?
11. Итог классного часа.
— Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной.
Ученик читает стихотворение.
На свете так бывает, Порой не разберёшь: С тобою правда рядом Иль вкрадчивая ложь. Как в этом разобраться? Как научиться жить, Чтоб только с правдой рядом, А с ложью не дружить? Бывает ложь красива, А правда так горька, Но человеку честному Та горечь не страшна! Давайте мы, ребята, На свете честно жить, Не будем лгать, а только Правду говорить!
Каждому ученику предлагается выразить свои чувства и мысли по поводу состоявшегося разговора, употребив только одно предложение.