Что такое праведный гнев
Православная Жизнь
Есть один важный критерий, который отличает греховный гнев от гнева праведного.
В числе наиболее распространённых страстей нашего времени гнев занимает особое место. Не в последнюю очередь из-за того, что современный человек научился мастерски оправдывать гнев тысячей причин. Неудачно сложившиеся обстоятельства, суета, спешка, усталость, плохое самочувствие, стресс… Все мы, конечно, понимаем, что за подобными отговорками стоит банальное неумение себя вести и нежелание с этим что-либо делать. Однако, гневу подвержен каждый и всякий раз, оправдывая чуждой гнев, мы и для себя самих допускаем возможность разгневаться при любом удобном поводе.
К тому же в нашу жизнь прочно вошло убеждение, что гнев сдерживать нельзя, поскольку это якобы вредно для психики и даже оказывает на неё разрушительное влияние. И этот факт не стоит недооценивать: в юные годы я сам крутил пальцем у виска, когда кто-то при мне серьёзно говорил подобные вещи, но вот прошло всего четверть века – и теперь я на исповеди всё чаще слышу вопрос, как быть с гневом, когда, c одной стороны, это грех, а с другой, гнев сдерживать нельзя? Понятно, что в таких условиях даже самый адекватный человек, чувствующий или знающий, что на самом деле разрушительно на душу действует не сдерживание гнева, а сам гнев, имеет немного шансов устоять перед соблазном предпочесть борьбе с грехом поиск возможностей этот гнев оправдать.
А таких возможностей в нашем перекошенном мире нынче хватает. Причём даже для верующих есть свои, так сказать, эксклюзивные возможности. Например, знакомо ли вам понятие «праведный гнев»? Полагаю, знакомо. Правда, это словосочетание знают и неверующие. Коммунисты в своё время заёрзали его почти до дыр. Даже я, проживший при Союзе десятилетие с небольшим, хорошо помню, что «праведным гневом» сердца советских людей наполнялись регулярно и нередко по команде. Например, когда в газетах писали, что ОБХСС выявил очередных расхитителей социалистической собственности, или когда на партсобраниях клеймили позором тунеядцев и пьяниц, а также, когда в программе «Время» рассказывали про ужасы чилийской военщины или когда не уроках истории школьники проходили неумелую стрельбу Фанни Каплан и гражданскую войну в Испании. Естественно, это был никакой не праведный гнев, а, как некогда метко выразился Леонид Филатов, «политическая злость» (надо сказать, хорошо знакомая нам по событиям последних лет в нашей стране), но как раз это и важно. Впрочем, о злости позже.
Гнев действительно может быть праведным. Например, в праведном гневе, вызванном ревностью о доме Божием, Христос выгнал из храма торговцев и менял, превративших святое место в базар. Движимый праведным гневом, пророк Илия казнил жрецов Ваала после жертвоприношения на горе Кармил. С чувством праведного гнева один из новомучеников, расстрелянных в Петрограде с митрополитом Вениамином в 1918 году, «в свой смертный час издевался над палачами». При этом свойственный святым праведный гнев может быть присущ и обычным людям. Например, гнев, направленный не на ближнего, а на врага рода человеческого – прекрасный стимул для борьбы со страстями и для духовной жизни в целом. Трезвое и правдивое отношение к жизни рано или поздно приводит человека к пониманию того, что во всех своих проблемах, невзгодах и бедах виноват исключительно он сам. А потому гнев на кого бы то ни было и за что бы то ни было не только греховен, но безоснователен. Тот, кто до конца честен с собой, гневается только на себя, даже тогда, когда перед ним кто-то действительно виноват. И такой правдивый гнев в определённой мере тоже может быть назван праведным.
В то же время при всей ясности вопроса в гневе несложно обмануться. Попробуйте, гневаясь на грех, не прогневаться на человека, этот грех совершающего. Не спешите удивляться, такое возможно. Есть один важный критерий, который отличает греховный гнев от гнева праведного. И он нам знаком. Это уже упоминавшаяся здесь злость. Именно её отсутствие свидетельствует о гневе как о проявлении духовной ревности, а не как о грехе. И здесь уже неважен предмет гнева. Если в гневе присутствует злость, он греховен по определению и совершенно неважно, что этот гнев у нас вызвало: нанесённая нам обида, ущемление нашего самолюбия, явное преступление или даже кощунство.
Гневаясь со злобой, человек согрешает всегда, сколь бы ни был благовидным предлог: обман при продаже, халатность врача, оскорбление беззащитного, ограбление храма или бесчинство раскольников. И именно тогда, когда гнев, на первый взгляд, обоснован и справедлив, он наиболее опасен. Ведь вред, причиняемый гневом и злобой душе человека, имеет место независимо от того, справедливо ли гневается человек или нет. Но если гнев напрасный, пустой или несправедливый, осознаётся как грех быстрее, острее и чаще, то, обоснованный и оправданный ощущением собственной правоты, он нередко воспринимается как норма и незаметно становится постоянным душевным свойством, проявляясь с течением времени всё чаще, пока, в конце концов, не престаёт нуждаться в какой бы то ни было правоте для собственного оправдания. Стоит ли в итоге удивляться тому, что говорить о «праведном гневе» больше всего любят именно те, кому для преодоления в себе обычного гнева, того, который, по слову Писания, «не творит правды Божией» (Иак. 1:20), вечно недостаёт как не сил, так желания?
Вывод же, как водится, прост: с гневом необходимо бороться. С любым. В том числе и с тем, который, на первый взгляд, кажется правильным или даже праведным. Привычка гневаться вырабатывает в человеке злость, а злость и праведность – вещи несовместимые. Другими словами, на праведный гнев способен лишь тот, кто обычному гневу не оставляет ни единого шанса. В любом же другом случае «праведный гнев» не более чем неуклюжее оправдание привычки к гневу неправедному.
Протоиерей Владимир Пучков
Праведный гнев
Конечно же, праведный гнев существует. И, как любое проявление праведности, может принести немало духовной пользы человеку. Но сначала давайте разберемся, что же представляет собою гнев вообще, без дополнительных определений.
Из личного опыта каждый знает, что гнев — это недовольство чем-либо. Причем недовольство настолько сильное, что человек может потерять над ним контроль и оказаться движимым этой эмоцией помимо собственной воли. Развивается гнев очень быстро. Подобно расширяющимся газам при взрыве, он мгновенно наполняет собой человеческое сердце, требуя выхода наружу в виде каких-либо агрессивных действий или хотя бы слов.
Однако Евангелие предлагает взамен этой очевидной логики нечто парадоксальное и даже абсурдное: «…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
И это ведь не кто-нибудь говорит, а сам Христос — воплотившийся Бог. Законный, казалось бы, гнев в отношении обидчиков Он призывает поменять на благословение, добрые дела и молитву за них.
Но тогда для чего Бог вложил в нашу природу эту способность — гневаться? И какой гнев можно считать праведным?
У меня, как, наверное, и у каждого, в жизни были ситуации нравственного выбора, когда мне очень хотелось сделать что-либо недолжное, а совесть говорила — не надо, ну пожалуйста, не делай этого. И тогда, лишь с большой неохотой повинуясь какому-то еле заметному движению души, я все-таки отказывался от греха. Вот это слабенькое мое душевное движение и было тем самым праведным гневом. Не бурлящий в крови адреналин, не грозные слова и сверкающий из-под бровей взор, а это едва ощутимое стремление отодвинуть от себя грех, не делать того, что и сам считаешь плохим, неправильным, хотя оно тебя и влечет.
Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева в моем случае. Ведь ровно то же бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением.
Праведный гнев по Библии (и пример Иисуса Христа)
Объясните, пожалуйста, как может выглядеть праведный гнев согласно Библии?
«Можете гневаться, но не грешите». Вы должны избавиться от гнева до захода солнца. Не искушайте дьявола. (К Ефесянам 4:26,27)
Я вижу реакцию Иисуса Христа (Евангелие от Матфея 21:12) и Моисея (в книге Исходе 32:19), но как выглядит праведный гнев в христианской жизни? Как он может проявляться по отношению ко греху других людей?
Праведный гнев в Библии и пример Иисуса
Конечно, мы должны смотреть на Иисуса Христа, чтобы разобраться в этом вопросе. У Иисуса точно был праведный гнев, но также мы знаем, что Он не грешил. На память приходят два примера. Первый случай, когда Иисус очищал храм. Это записано в Евангелии от Иоанна 2:13-16. Иисус здесь проявляет Свой гнев из-за того, что иудеи превратили храм в коммерческое заведение, устранив его первоначальный смысл. Что я вижу здесь, так это то, что Иисус проявляет гнев не из-за того, что кто-то сделал что-то против Него, но против Бога.
Он не потерял Свой характер в этот момент, но действовал медленно и рассудительно. Он не применял силу по отношению к людям, но, используя кнут, выгнал животных из храмовой территории. Мы знаем, что Он опрокинул столы менял. Это точно сигнал проявления гнева. Из этой истории я могу учиться тому, что праведный гнев проявляется не по отношению к тому, что сделано против нас, но против Бога или кого-то еще. Если вы гневаетесь из-за того, что сделано против вас, это становится мало похоже на праведный гнев.
На память приходит еще один пример. Иисус точно разгневался, когда говорил с фарисеями в сцене, которую мы находим в Библии — Евангелии от Матфея 23:1-36. Он явно расстроен и сердит на фарисеев из-за их лицемерия. Он называет их побеленными снаружи гробницами.
«Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Ибо вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же полны костей мертвецов и скверны всякой. И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония. (Матфея 23:27,28)
И снова, хотя мы видим гнев в этой истории, мы не видим агрессии или каких-то действий, атаки со стороны Иисуса Христа. Иисус говорит со страстью, но не «выходит из Себя», не теряет контроль. Как и в первом случае в Евангелии от Иоанна 2 главе, гнев Иисуса проявляется по отношению к какому-то факту, к тому, что фарисеи сделали против кого-то, но не против Иисуса Христа. В этом случае фарисеи причиняли боль своим слушателям, подавая очень плохой пример и скорее уводя людей от Бога, чем приводя их к Богу.
Несколько раз апостол Павел гневался. Он был очень разгневан, когда иудейские «христиане» пытались заставить язычников исполнять иудейские законы. Он говорит, что те, кто проповедуют подобное, уничтожают Евангелие, и пусть будет тот проклят – Галатам 1:8. Он говорит, что те, кто нарушают спокойствие, пусть удалятся и сами будут обрезаны – Галатам 5:12! Это очень сильные слова. Я не скажу наверняка, что Павел здесь является примером праведного гнева, т.к. мы не знаем отрывков, где бы говорилось, что Павел не грешил, как это было с Иисусом. Возможно, что он грешил, когда говорил это. Но, скорее всего, это был праведный гнев. И вновь, гнев Павла появился не как реакция на то, что было сделано против него, но против других людей, в некоторых случаях против вещей, которые мешают людям попасть на небеса.
Поводя итоги, можно сказать, что праведный гнев направлен против людей, намеренно нарушающих права и привилегии Бога или других людей. Гнев против тех, кто создает расовые предрассудки, кто издевается над Богом, кто создает разделение в церкви – является целесообразным. Гнев, направленный на одного из наших братьев или сестер, причинивших нам боль, скорее всего не попадает в эту категорию. Родительский гнев, направленный по отношению к их детям, в ситуации, когда дети проявляют явное неповиновение, может быть оправдан, но это зависит от того, как он выражается. Если в гневе присутствует желание обидеть, отомстить или причинить боль – это не праведный гнев. Даже в тех ситуациях, когда праведный гнев уместен, мы очень часто (я и себя тоже сюда включаю) можем иметь неправедный гнев.
Часто гнев является оправданием греховного поведения
По моему опыту скажу, что большинство людей, спрашивающих о праведном гневе, либо пытаются найти путь, чтобы оправдать свое поведение либо доказать кому-то, что их гнев был неправедный. Надеюсь, что это не ваш случай! Если вы хотите знать, как может выглядеть праведный гнев по отношению ко греху другого брата или сестры, первая вещь, которую я упомяну – задайте себе вопрос: не был ли этот грех против вас? Если да, скорее всего ваш гнев не будет праведным. Если этот грех был направлен против Бога или кого-то еще, вам все еще надо контролировать свои эмоции и чувства, следуя примеру Христа.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Праведный гнев: как ему научиться?
Такие религии, как ислам, рассказывают истории о том, когда праведник, борясь за свои убеждения, имел право на гнев. В христианстве с этим сложнее. С одной стороны христианам полагается быть мирными, добрыми и терпеливыми. С другой же — все мы помним, что даже Иисус Христос позволял себе эмоциональные порывы.
Где же так грань, в которой находится допустимый праведный гнев и где начинается неправедный?
Значение слова «гнев»: это негативная эмоциональная реакция на раздражитель
Гнев — это реакция человека на что-то, чем он недоволен. Это всегда эмоция, которую трудно сдержать. Что называется, руки чешутся.
А ведь все мы слышали, что гнев — это грех. Но преподобный авва Исаия нас успокаивает и объясняет, что гнев — это нормальное свойство людской природы:
«Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству;
без гнева человек не может иметь чистоты,
т. е. если не будет гневаться
на все всеваемое в нас от врага…
Этот гнев превратился в нас в такое состояние,
что мы воспламеняемся им на ближних своих
за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи».
Преподобный уверен, что гневу надо давать выход на врага. Кто же этот враг? Давайте отметим себе галочкой этот вопрос и ещё к нему вернёмся в будущем. А пока поговорим про разные виды гнева.
Неправедный гнев — это эмоциональные проявления на людей
Нередко бывает, что человек выходит из-под контроля и позволяет физически выразить своё недовольство.
Это свойство христианство определяет как неправедный гнев. Чего же хорошего в человеке, который не контролирует свои действия?
Гнев Каина на Авеля христианство считает примером неправедного гнева, возникшего из зависти (Клодт М. П., «Каин и Авель»). Фото: artpoisk.info
Да и что доводит до гнева? Как правило, мы сами виноваты в той или иной степени по разным причинам:
Но как бы то ни было, за всеми причинами кроется главный признак неправедного гнева: он нацелен на людей. Это негативная критика других. А Христос, между тем, призывал любить ближнего.
А кто же наш ближний? Помните притчу о самаритянине? Ближний — это любой, кто оказался рядом. Тогда на кого можно обращать свой гнев? Что же это за враг такой?
Праведный гнев нацелен на решение проблемы, а не на конфликт
Библия рассказывает о двух видах гнева. О неправедном мы уже поговорили. А каково же значение слова «праведный гнев»? Это энергия, дарованная Богом для того, чтобы человек мог справиться с трудностью.
Именно трудность предстоит одолеть, а не человека. Иными словами, если Вы спорите с глупцом, то Ваш враг не сам он а то заблуждение, которое есть его человека.
Праведный гнев — это не порыв со злобы дать в челюсть оппоненту, а энергетический запал, с которым мы будем разоблачать невежество. Гневаться можно, но без греха, сообщает апостол Павел:
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем».
Праведный гнев исходит из любви, а не из ненависти
Довольно неожиданный выход напрашивается, но гневающийся человек — это тот, кто любит. Праведно гневающемуся человеку не всё равно, что его ближний находится в плену какой-то проблемы. Праведник нацеливает Божественную энергию на помощь ближнему.
Какие же методы здесь приемлемы? Самые разные. Все мы помним, что Иисус Христос не особенно церемонился с торговцами в храме:
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли»
Его методы жёсткие, но они уместны. Как мы видим в этой истории, никто из торговцев не пытается оказать Христу противодействие, хотя Он, с их точки зрения, не представитель какой-либо законной власти, а обычный бродяга.
Иисус изгоняет торговцев из храма
То есть, потенциально группа торговцев могла бы собраться и дать отпор человеку, который бросился на них. Но почему этого не происходит? Вывод очевиден: торговцы не сопротивляются, потому что осознают свою неправоту. Они заслужили эту кару и примеряются с нею.
То есть Спаситель указал людям на их проступок доступным и действующим образом. Это вовсе не значит, что в других случаях этот метод должен сработать.
В случае фарисеев Христос уже использует иное средство воздействия — порицание:
«Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Ибо вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же полны костей мертвецов и скверны всякой. И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония».
Очевидно, что Иисус здесь не являет нам пример неправедного гнева. Он действует не потому, что Его как-то задели действия фарисеев и книжников. Нет. Мессия просто беспокоится о том, что они — заблудшие души.
Многого ли добился бы Христос, если бы кинулся на фарисеев с кулаками, как на торговцев? Нет, ничего. Он взывает к их совести словами — и, видимо, прекрасно понимает, что это сработает.
Вероятно, эти строки сказаны «наперёд», для всего человечества. Но, почём знать, как глубоко восприняли гнев Христа его оппоненты, и как дальше сложилась их судьба.
Для нас тут главный урок в том, что гнев — это не проявление яростного импульса, а пусть импульсивный, но любящий шаг навстречу другому человеку.
Фраза ««Гнев человека не творит правды Божией» говорит, что мы можем опираться только на Бога в вопросах гнева
Как же нам разбираться, как поступать в гневе правильно? Ведь Христу с Его мудростью было ясно, на кого воздействовать кнутом, а на кого пряником.
А что же обычный человек? Как быть?
Библия сообщает нам:
«гнев человека не творит правды Божией».
И звучит это как приговор. Кажется, человеку вообще нельзя действовать. Мы же не боги, не так ли?
Так. Но Бог предусмотрительно оставил нам руководство, Священное Писание, где много посвятил вопросу гнева. Также не стоит отвергать опыт святых отцов Церкви, которые немало написали на счёт подобных эмоциональных переживаний.
Отцы церкви и Библия — источники советов по одолению гнева
«Толковая Библия Лопухина» так комментирует этот стих послания Иакова:
«Еще в Ветхом Завете сказано, что человек в ярости неблагообразен (см. Сир. 13:31).
Все видели людей, объятых яростью,— какой отвратительный и отталкивающий у них вид:
глаза налиты кровью, сверкают гневом, язык изрыгает проклятия, движения резки, грубы, они, кажется, готовы растерзать своего врага.
Следите за собой; когда найдет на вас гнев, вспомните, какой ужасный и неблагообразный вид у гневающихся.
Стремитесь быть скорыми на слушание, медленными на слова, тем более на гнев.
Поставьте себе целью победить свою плоть, а дух освободить от власти плоти.
Да поможет вам Бог в этом великом и святом деле».
Была ли любовь в религиозных войнах? Нет. Есть ли любовь в том, когда христианин агитирует мусульманина предать родную веру? Нет, тут больше гордости и самолюбования.
Любящий человек действует не для себя — мол, я христианин, и вы все тоже должны. Любящий человек смотрит, как его ближнему будет лучше. Если некто счастлив служить Богу в своей религиозной традиции, то из любви мы должны не трогать его и заниматься собой.
Так что праведный гнев ещё нужно уметь применять. И для этого Господь даровал нам ум, который позволяет рассудить о том, где нужно наше участие, а где нет.
Гнев — это сила, которую нужно правильно направить. Христос обличил фарисеев словами — это был самый разумный способ проявить свой гнев в их отношении («Иисус и фарисеи», Художник Джеймс Тиссо). Фото: pravmir.ru
Всегда полезно спрашивать: «для себя я хочу вмешаться в жизнь другого человека или ради него»? «А ему оно нужно»? Если нами действительно движет любовь, мы можем направить божественную энергию во благое дело.
Если же мы поняли, что гнев наш неправеден, его надо пресекать, как рекомендует Святитель Тихон Задонский:
«Гнев обращается в злобу и злопамятство, когда долго удерживается и питается в сердце. Поэтому и повелит Господь скоро его пресекать, чтобы не перерос в ненависть и злобу, и тем не приложилось к злу большее зло. «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу».
Как пожар, если его не потушить сразу, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед. Поэтому, по увещанию апостола, нужно сразу изгонять гнев из сердца, чтобы, усилившись, не причинил еще больше вреда и не погубил нас самих, гневающихся, и тех, на кого мы гневаемся».
Так что формула праведного гнева такова:
Ложь во спасение, праведный гнев и белая зависть
Ложь во спасение
Христос однозначно характеризует дьявола как родоначальника лжи: когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин.8:44 ).
«Ложъ во спасение» — искажённая цитата из 32 псалма: Ложъ конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется ( Пс.32:16–17 ), по-русски: Ненадёжен конь для спасения. (Ложъ — церковнославянское прилагательное мужского рода, переведённое в Синодальном переводе как «ненадёжен»). Другой пример употребления того же слова: Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложъ ( Пс.115:2 ), то есть опять-таки «ненадёжен».
Ложь противоестественна и противна спасению «Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь» (свт. Феофан Затворник). Что же касается так называемой утешительной лжи, она часто бывает обусловлена неумением или неготовностью человека представить своему собеседнику правду в той мере и в той форме, в которой он способен её принять. Иногда для этого не достаёт мудрости или мужества. Отсюда и оправдательный антураж для случившейся лжи: ложь во спасение, ложь ради спокойствия или милосердия и т. д.
Иногда приходится слышать рассуждения о том, что ложь бывает необходима. Например, чтобы скрыть кого-либо от врагов или дать человеку спокойно умереть. Это лукавство.
Лишь человеку с ограниченным лексиконом неведомо, что вовсе не обязательно всегда давать исключительно утвердительный или отрицательный ответ. Послушайте выступления политиков: часто их спрашивают об одном, а они отвечают совершенно о другом. Иногда дети задают наивно-бесцеремонные вопросы, но нам ни разу не приходилось слышать на них прямой ответ. В большинстве ситуаций возможно уклониться от ответа, можно и промолчать или заявить, что вы отказываетесь отвечать. Несомненно, лгать проще, но это не решение для христианина.
Более страшно, когда люди лгут умирающему, боясь “расконсервировать” его душу и совесть на смертном одре. Пусть человек погибнет для вечности, лишь бы не нервничал и не переживал, надеясь, что у него ещё есть время…
“Нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина — называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее” — святитель Марк Эфесский.
Если же нам не хватило веры, или мы обрекли себя в ситуацию, когда остаётся лишь выбор между большим и меньшим грехом, то последуем совету Аввы Дорофея: «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения».
Праведный гнев
Из Священного Писания мы знаем, что Христос гневался на торгующих в Иерусалимском храме. Гневался Иоанн Креститель, когда называл фарисеев, приходящих к нему, порождениями ехидны, то есть змеиными отродьями, и спрашивал их: кто внушил вам бежать от будущего гнева? Это все признаки гнева, который безгрешен, гнева, который рожден чувством ненависти ко греху, но любви к согрешающему и желанием ему спасения.
Православное учение о человеке говорит, что гнев как природная способность души был дан человеку вместе с такими силами, как разум и любовь. Гнев подобен сторожевому псу, поставленному охранять дом. Если он без всякой пощады грызет воров и грабителей, такой пес достоин похвалы, как помощник и защитник. Но если он начинает бросаться на гостей и случайных прохожих, то занимается вредительством.
У святых отцов есть понятие «праведного гнева», когда гнев направлен на борьбу со страстями и является иммунной силой души.
Поэтому, всячески предостерегая от неправедного гнева на людей, святые не отвергали сам гнев, а лишь призывали дать ему верное направление. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов — вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас».
«Раздражимость, или яростная часть души, – говорил пр. Макарий Оптинский, – дана нам не для того, чтобы гневаться на ближнего, а иметь ревность против греха».
Белая зависть
Зависть — это скорбь о благополучии ближнего. Избегать зависти заповедано нам Богом через пророка и Боговидца Моисея в 10‑й заповеди. Зависть не может быть белой. Зависть всегда останется завистью, в какой бы цвет мы ее не раскрашивали.
«Белой завистью» можно считать тот её вид, который описан в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же. Итог этой сказки хорошо известен.
То, что подразумевают под белой завистью в полной мере выражает замечательное слово сорадование.