Что такое праведный труд
Конспект ООД «Праведный труд» для средней группы
Елена Инкина
Конспект ООД «Праведный труд» для средней группы
Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной».
формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека;
формировать у детей понятия о важности труда, через художественную литературу;
закреплять знания детей о профессиях родителей и их пользы для общества.
развивать речевые умения: говорить самостоятельно в ресурсном круге, формулировать свои мысли;
вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия (праведный труд, фармацевт, экономист, слесарь, специалист по социальной работе, трудолюбивый; точит, косит, пашет);
развивать навыки познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми;
развивать умение понимать ценность человеческого труда и его результата;
развивать умение понимать тяжесть труда сельского жителя, через инсценирование.
воспитывать у детей уважение к труду;
воспитывать доброту и отзывчивость у дошкольников.
Оборудование: мультимедийная презентация «Профессии моих родителей», 2 мольберта, иллюстрации и материал к дидактическому заданию «На что тебе?», клей, расписные платки, русско-народный головной убор для мальчика, шар для ресурсного круга.
Формы организации совместной деятельности: использование технологии эффективной социализации (рефлексивный круг); беседа на тему «Профессии моих родителей»; инсценировка «На что тебе?»; дидактическое задание в парах «На что тебе?» (по произведению Д. И. Ушинского).
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, продуктивная, коммуникативная деятельности.
Методы и приемы: игровые (инсценировка произведения «На что тебе?»); наглядные (фотографии родителей); словесные (беседа в ресурсном круге, разговор в паре); практические (ритмические движения в инсценировке).
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Беседы с детьми о профессиях родителей; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»;знакомство со значением слов: праведный труд, фармацевт, экономист, слесарь, специалист по социальной работе, трудолюбивый; точит, косит, пашет;встреча с представителями профессии: медсестра; продавец; железнодорожник; рассматривание иллюстраций, просмотр презентации по теме; составление небольших рассказов «Кем я буду, когда вырасту?»; чтение стихов; экскурсии в медицинский кабинет, в продуктовый магазин; наблюдения за работой младшего воспитателя, дворника.
• Н. Е., Комарова Т. Н., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа. М. : Мозаика-Синтез, 2016.
• Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет) «Добрая забота» под общей редакцией профессора РАЕН И. А. Кузьмина. Издательский дом «Истоки», Москва, 2011 – 28с.
• Книга 3 для развития речи детей дошкольного возраста (4-5 лет) «Добрая забота. Развитие речи» под общей редакцией профессора РАЕН И. А. Кузьмина. Издательский дом «Истоки», Москва, 2019 – 28с.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Подготовительный этап. Присоединительное слово воспитателя.
Здравствуйте, дорогие ребята, родители и наши уважаемые гости!
Мне очень приятно видеть всех вместе в нашем уютном зале.
Предлагаю подарить друг другу улыбку и вместе отправиться в увлекательный путь по нашей светлой истоковской дороге.
Порадуемся солнцу и птицам, (поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Сегодня мы с вами поговорим о труде, о его назначении в жизни человека,
о качествах труда, и, конечно о ценностях труда земного.
Для этого я предлагаю присесть на стульчики.
(Дети сидят перед экраном)
(На слайде фото родителей).
А ты знаешь, кем он у тебя работает (как называется профессия) и кем?
Дети рассказывают о профессиях мам и пап.
Ваши мамы и папы трудятся для людей, своим трудом приносят пользу.
А вы знаете, какую пользу приносят ваши родители своим трудом?
И весь этот труд называется праведным.
Как вы думаете, что такое праведный труд?
Спасибо, за ваши ответы.
(Инсценировка произведения Д. И. Ушинского «На что тебе?»).
1. Каким трудом занят Иван?
(Косу точит, сено косит, коней кормит, в леса ездит, дрова рубит, печку топит, кашу варит, детей кормит, добру детей учит).
2. Что вы можете сказать про Ивана? Какой он?
3. Зачем детей нужно учить добру?
Сядем кружком, поговорим ладком.
Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос «Чему доброму научили вас родители?».
(Ответы детей) (Что надо трудиться; работать сообща; помогать друг другу; не надо лениться; нужно любить свою профессию; уважать чужой труд).
(Пригласить всех за столы)
Ой, ребята, а кто это изображен у вас на листах?
— Я предлагаю вам приклеить на лист весь труд Ивана, который он выполнял в игре.
Рассказы детей о своих работах.
Предлагаю посмотреть, что же получилось у каждой группы.
Правильно сделали эти ребятки?
А почему вы эти картинки не взяли?
— Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
— Что доброго захотелось вам сделать после сегодняшнего разговора?
(Ответы детей) (Помогать взрослым; совершать добрые дела).
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Умным станешь ты тогда!
«Совместный с дворником труд по уборке участка осенью» с детьми старшей группы (Блок совместной деятельности) ФГОС» Стажировочная площадка ДОУ. Труд провела 6 октября 2015 года. Присутствовали 35 воспитателей из детских садов города. Программное содержание.
Фотоотчет «Новогодняя ёлочка». Ручной труд с детьми средней группы Что такое Новый год? Это дружный хоровод, Это смех ребят веселых Возле всех нарядных ёлок! Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделиться.
Конспект непосредственно организованной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Труд людей весной» Цель: Познакомить детей с трудом взрослых в весенний период. Задачи: • актуализировать знания детей о времени года – весна • повторить.
Конспект НОД «Коврик-дорожка» из полосок цветной бумаги. Ручной труд с детьми подготовительной группы Тема. «Коврик дорожка» из полосок цветной бумаги. Ручной труд. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,.
Конспект НОД по развитию речи «Труд на селе зимой» Цель: Расширить представления дошкольников о труде взрослых на селе в зимний период. Задачи: Коррекционно-образовательные: Формировать.
Конспект занятия «Что такое труд? Все профессии нужны — все профессии важны!» для детей 4 группы с ОВЗ Тема: Что такое труд? Все профессии нужны – все профессии важны! Цель: Раскрыть понятие «труд» и «самообслуживающий труд». Формирование.
Конспект занятия по теме «Труд взрослых. Пожарный» Программные задачи: Расширять представление детей о труде взрослых,работа пожарных. Показать значение и важность каждой специальности для.
ПРАВЕДНЫЙ
Смотреть что такое «ПРАВЕДНЫЙ» в других словарях:
праведный — См. справедливый. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. праведный святой, благочестивый; справедливый, правый, законный; безобидный; безгрешный, правосудный, праведной жизни,… … Словарь синонимов
ПРАВЕДНЫЙ — ПРАВЕДНЫЙ, ая, ое; ден, дна. 1. Благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам. Праведная жизнь. 2. Основанный на правде (во 2 знач.), справедливый (устар.). П. суд. П. судья. • От трудов праведных не наживёшь палат каменных… … Толковый словарь Ожегова
праведный — ая, ое. 1. Благочестивый, не погрешающий против правил религиозной морали. ► [Феклуша:] У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный. // Островский. Гроза // 2. ПРАВЕДНЫЙ, ого, м., в знач. сущ. ► Любят люди падение праведного и… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
праведный — I. ПРАВЕДНЫЙ ого; м. = Праведник. Спать сном праведных (безмятежно, крепко). ◁ Праведная, ой; ж. II. ПРАВЕДНЫЙ ая, ое; ден, дна, дно. 1. Строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый, безгрешный. П. старец. П ая душа. Господь… … Энциклопедический словарь
праведный — I ая, ое; ден, дна, дно. см. тж. праведно, праведность 1) Строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый, безгрешный. Пра/ведный старец. П ая душа. Господь праведный (о Боге) 2) Отвечающий правилам религиозной морали, но … Словарь многих выражений
Праведный — Праведность (от правда и правильный) в христианстве, состояние внешней и внутренней жизни человека, соответствующее Христову закону, изложенному в евангелии. Характеризуется полным посвящением человека на служение Богу, когда все силы души и тела … Википедия
Праведный — I м. Тот, кто строго придерживается правил религиозной морали. II прил. 1. Строго придерживающийся правил религиозной морали; безгрешный. отт. Отвечающий правилам религиозной морали. 2. устар. Соответствующий идеалу нравственной чистоты и… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Праведный — I м. Тот, кто строго придерживается правил религиозной морали. II прил. 1. Строго придерживающийся правил религиозной морали; безгрешный. отт. Отвечающий правилам религиозной морали. 2. устар. Соответствующий идеалу нравственной чистоты и… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
праведный — праведный, праведная, праведное, праведные, праведного, праведной, праведного, праведных, праведному, праведной, праведному, праведным, праведный, праведную, праведное, праведные, праведного, праведную, праведное, праведных, праведным, праведной … Формы слов
Значение слова «праведный»
2. Высок. устар. Справедливый, правильный. Законно и праведно требование человека на личное счастие. Белинский, Сочинения А. Пушкина. — Митрий Митрич! Будьте праведным судьей. Гладков, Повесть о детстве.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРА’ВЕДНЫЙ, ая, ое; ден, дна, дно (книжн. устар). 1. Благочестивый, не погрешающий против правил, требований религиозной нравственности,
Праведная жизнь. 2. Проникнутый правдой (в 3 знач.), соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости. Вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь! Лермонтов. П. судья.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пра́ведный
1. строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый ◆ Право же, она заслужила это своей праведной жизнью и хотя бы тем, что за жизнь свою не произнесла ни одного хульного слова против Бога. Виктор Астафьев, «Затеси», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
2. отвечающий правилам религиозной морали ◆ Любовь все грехи искупает, на праведную жизнь наставляет. Эдуард Володарский, «Дневник самоубийцы», 1997 г. (цитата из НКРЯ)
3. высок. устар. соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости; справедливый, правильный ◆ Но поскольку в утопизме возникает идея спасения мира через утверждение в нем праведного порядка или закона, ветхозаветная идея теократии принимает в нем характер спасения мира через государственное принуждение. С. Л. Франк, «Ересь утопизма», 1946 г. // «Родник» (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова мансарда (существительное):
Ассоциации к слову «праведный»
Синонимы к слову «праведный»
Предложения со словом «праведный»
Цитаты из русской классики со словом «праведный»
Сочетаемость слова «праведный»
Что (кто) бывает «праведным»
Понятия, связанные со словом «праведный»
Ве́тхий де́н(ь)ми, Ветхий днями (ивр. עַתִיק יוֹם, арам. Атик Йомин, др.-греч. ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν, лат. Antiquus dierum, цер.-слав. ве́тхїй де́нми) — образ из Книги пророка Даниила.
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ГоловосекУсекнове́ние главы́ Иоа́нна Предте́чи (др.-греч. Ἀποτομὴ τῆς Τιμίας Κεφαλῆς Ἰωάννου τοῦ Βαπτιστοῦ) — великий праздник в Православной церкви, совершаемый 29 августа (11 сентября) и посвященный памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, которому по приказу тетрарха Галилеи Ирода отрубили голову.
Одним из главных христианских догматов, касающихся Девы Марии, является тот факт, что Она родила Иисуса Христа, второе Лицо Троицы, Бога-Слово во плоти, и таким образом, является Богородицей и Матерью Божией.
О трудничестве
Когда желаешь приблизиться
Сердцем своим к Богу,
докажи Ему прежде любовь свою
телесными трудами.
В них полагается начало жития.
Согласно словарю Даля, тру́дник — человек, работающий на монастырь по обету, бесплатно. Соответственно, тру́дничество — направление деятельности людей, работающих при православном монастыре или храме на добровольной и бескорыстной основе (во славу Божию), а при длительном периоде работы ещё и проживающих там же. В таких случаях трудник со стороны монастыря/храма обеспечивается питанием и проживанием.
На вопрос об истинном смысле этого явления, кто, как и для чего становится трудником и каково значение трудничества в современной церковной (и не только!) жизни, мы и попытаемся ответить в данной статье.
На первый взгляд всё просто: человек берёт отпуск и вместо покупки путёвки на Багамы или поездки на дачу берёт благословение у батюшки/настоятеля монастыря и приступает к работе в соответствии с этим благословением. Чем же отличается этот труд от аналогичного «в миру»? Для того, чтобы разобраться в этом, обратимся к истории и святоотеческому преданию, связанному с традиционно-ортодоксальным отношением к труду «во славу Божию».
Само слово «трудник», как легко догадаться, происходит от слова «труд», чаще всего отождествляемого с физической, либо умственной работой. Однако с самых древних времён понимание этих двух слов было различным. Если слово «труд» означало духовно ориентированные дела, направленные на укрепление душевного и физического здоровья (себя и окружающих), то слово «работа» издана несло на себе совсем иную нагрузку. Работа – это, прежде всего, тяжкое бремя, которое человек вынужден нести ради собственного (и только!) выживания, в соответствии с библейским: «В поте лица твоего будешь есть хлеб…»( Быт.3:19 ). Таким образом, РАБота поРАБощает человека и душевно и телесно, ибо направлена она исключительно на эгоистический интерес (от элементарного выживания до «делания карьеры» и стремления стать «успешным человеком»). «Успех» в современном обществе подразумевает наличие у человека хотя бы одной из трёх его составляющих (а лучше всех вместе): власти, денег и секса.
Труд же предполагает направленное деяние по духовному, душевному и физическому совершенствованию себя, а через это и окружающего Божьего мира. Только человек, сотрудящийся с Богом по улучшению мира как творения Господа может и соРАБотничать Ему, так как в покорности Высшей Воле находит он свою подлинную свободу. Ни в одном договоре о приёме на работу не встретишь слова «трудник». Тебя принимают именно на работу (зачастую весьма далёкую даже от общественно полезного труда), самоцелью которой являются прежде всего деньги. Для того, чтобы проиллюстрировать отличие «работника» от «трудника», приведём наиболее распространённый «круг обязанностей» последнего.
Монастырский трудник должен:
Беспрекословно соблюдать внутренний распорядок, устав, обычаи и правила монастыря, сообразуясь с нормами христианской этики.
Обязательно посещать монастырские богослужения.
Быть в послушании настоятелю и начальствующей братии, оказывать им должное уважение и почитание.
Соблюдать порядок и чистоту в месте проживания, бережно относиться к имуществу монастыря.
Обязанности и послушания выполнять неукоснительно, добросовестно и в срок.
Не отлучаться из монастыря без благословения игумена.
По первому распоряжению игумена безоговорочно покинуть монастырь в назначенный срок.
Для человека, «трудящегося» в радостном соработничестве Господу, все эти требования не могут представлять больших сложностей. Ведь «работник» не скажет, что на своей «мирской работе» ему безумно трудно быть в подчинении у своего руководства и оказывать ему «должное уважение и почитание». То же самое относится и ко всем остальным обязанностям трудника – все они приложимы и к работнику на любом «мирском» производстве (если богослужение заменить на обязательное посещение, например, корпоратива — правда, с диаметрально противоположным результатом). Отчего же иной раз случается так, что работа представляется желанной и даже труднодостижимой целью, а трудничество – невыносимой сверхтяжёлой ношей? Не оттого ли, что бессознательно в нас присутствует такое «уравнение»: трудничество+деньги(секс, карьера)=работа (можно и в обратном виде: работа-успех=трудничество)? Что говорят нам на этот счёт святые отцы и учителя Церкви Христовой?
Свт.Василий Великий: «Между делом совершай молитву, благодаря Того, Кто дал силу рук на дела, мудрость ума на приобретение знания, Кто дал вещество, из которого сделаны орудия и которое обделывается тем искусством, каким случилось нам заниматься. …при всяком действии будем просить у Бога успеха в делании…как иначе может быть совмещено сказанное у апостола: «Непрестанно молитеся ( 1 Сол. 5:17 ) и «…ночь и день делающе…( 2 Сол.3:8 )1. А «Труды молитвы…и прочих дел нужно переносить с великим удовольствием…, плоды трудов признавать действиями Духа… Кто станет вменять их себе…, то…произрастут в нём высокомерие и какое-то мудрование. А эти страсти, подобно какой-то гнилости, зарождаясь в душах легкомысленных, растлевают и губят труды. Что же надлежит делать живущему для Бога и в уповании на Него? – С удовольствием пребывать в подвигах добродетели, а…надежду…возлагать на Бога и вверяться его человеколюбию»2.
Итак, согласно вышеприведённым изречениям, не всякие, даже внешне благопристойные дела, являются трудом в высшем смысле этого слова. Трудник должен уповать на Господа и Его милость, а для этого он, выполняя послушание (нередко такое же, как и послушники, готовящиеся в дальнейшем стать монахами), должен постоянно возносить просительные и благодарственные молитвы молитвы к Богу; в противном случае его труд неизбежно превратится в тягостную, непонятно зачем совершаемую РАБоту.
Может возникнуть вопрос: а почему, собственно, такой труд возможен только при храме или в монастыре? Как будто на своей «мирской работе» я не могу трудиться с молитвой? Безусловно, это возможно, с той только разницей, что, в отличие от монастыря или храма, не будешь окружён доброжелательно и понимающе настроенными паломниками, трудниками и монахами. Не будет окружать и благодатная тишина, способствующая уединённой молитве, да ещё могут и обругать просто по причине собственного плохого настроения. Не до молитвенных воздыханий станет в такой обстановке! Сразу вспомнишь, что из монастыря «в последний день не хотелось уезжать, была какая-то лёгкость и умиротворённость»3. Так что: соРАБотничество Господу+молитва=трудничество.
Однако и тут возникают свои «нюансы»: многие трудники и трудницы говорят, что самое ТРУДное – это как раз молитва. И неудивительно: современному городскому (да уже и деревенскому тоже) человеку, с его секулризированным4 сознанием бывает тяжело исполнять главное в трудничестве – одухотворение собственной души, стремящейся увидеть в Божией воле свою собственную волю и максимально приблизить последнюю к Первой как по своим целям, так и по средствам их осуществления. «…полнота (такого –А.Т.) духовного единения предполагает участие ВСЕХ (выд.мной‑А.Т.) сил души5». В этом действительно заключается «истинная стихия Духа Божия», когда «социальное целое…и в единичных образованиях живёт её ритмом и содержанием, слагая зрелое осуществление добра6». Иными словами, трудник (как и монах, и послушник), осуществляет свой собственный труд «во славу Божию», духовно совершенствуясь и имея перед собой примеры трудничества церковных отцов и учителей, святых князей и преподобных, длинного ряда поколений своих предков, веками трудившихся на нашей земле.
Труд в России всегда высоко ценился как богоугодное дело, предполагающее радость и приносящее удовлетворение. Само понятие труда имело не столько физический, материальный, сколько духовный смысл и подтекст. Сказать «трудиться» и сказать «работать» не значило сказать одно и то же. Труд всегда имел свой, особый, смысл. Так, духовный писатель, священник и монах Ермолай – Еразм в своём произведении «Благохотящим царем правительница и землемерие» пишет: «В начале же всего потребни суть ратаеве. От их бо трудов есть хлеб, от сего же всех благих главизна: Богови в службу безкровная жертва хлеб приносится и в тело Христово претворяется7». Как видим, хлеб здесь – не только плод труда крестьянина(ратая), но бескровная жертва Христова. Не сам по себе труд как таковой, а созерцание прежде всего его нематериальных результатов(хотя и материальных, безусловно, тоже) является источником большой духовной радости, возможно равной той, которую даёт лицезрение красоты Божиего творения: «Аще хочеши прохладитися, изыди на преддверие храмины твоея,и виждь небо, солнце, луну, звёзды…и прослави тех творца Христа Бога. Се бо есть истинное любомудрие8». И неужели же это не есть также трудничество, отнюдь не лёгкое (учитывая расписание дня, см. ниже), но зато какое благодатное! Наш избалованный городским комфортом современник, посмотрев на режим дня трудников, может прийти в ужас и решить отложить свой труд на весьма неопределённое время:
5–30 – начало богослужения.
9–00 – 16–00 – трудовые послушания (12–00-14–00 – обед)
17–00 – 20–00 – вечернее богослужение.
21–30 – вечернее правило.
Когда уж тут «прохладитися», не упасть на землю и не уснуть! И тем не менее, «лёгкость и умиротворённость»! Ну так что же, «Так как сокровище велико, то велики должны быть и труды для приобретения его…Для любящих же Бога труд исполнения заповедей удобен и приятен, поскольку любовь к Нему делает для нас подвиг нетрудным и любезным10».
В Социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «Труд – это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотвворцом и соработником Господа11». Однако после грехопадения «Творческая составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни12». Сделать труд радостным возможно лишь после осознания глубокого смысла своего трудничества, заключающегося, прежде всего, в максимально возможном отождествлении своих желаний и целей с заповедями Божиими. Поэтому все те послушания, которые несёт трудник (как и послушник, и монах), несутся только по благословению эконома (монаха, отвечающего за управление монастырским хозяйством), либо самого настоятеля монастыря. Воскресные и праздничные дни посвящены исключительно молитве. В обычные дни молитвенному предстоянию отводится около 8 часов в сутки. Но именно это и есть труд, трудничество, имеющие глубокие корни в народной психологии, образе жизни и взглядах наших предков. Многие этнографы, занимавшиеся духовной и материальной культурой русского народа, отмечают как характерную черту его трудолюбие и веру:
«Рассматривая традиционный нравственный идеал в связи с православной верой, следует помнить, что религиозность крестьян была очень цельной, слитной с их образом жизни. Для большинства крестьян вера служила основой, способом самого их существования. Искренне верующий человек просто не мог плохо хозяйствовать на земле, которую считал творением Божиим13.» Тем более это относится к монастырю, как особо посвящённому Богу месту на земле, месту накладывающему свой отпечаток и свою ответственность за труднический подвиг».
Хотелось бы сделать небольшое отступление и отдельно сказать несколько слов о так называемом «трудничестве в миру» и начать с истории этого явления в России.
В литературном памятнике ХVI века «Домострой» повседневная жизнь мирян в идеале рассматривается как трудничество, главной целью которого является не столько материальное благополучие, сколько достижение христианской добродетели. Например, труд женщины в доме имеет прежде всего религиозно-нравственный характер и только потом имеет значение труда, направленного на материальное преуспеяние дома в целом.
В другом источнике, носящем название «Тропник», употребляется слово «работа» в смысле наказания за первородный грех, в отличие от «праведных трудов» — средства приобретения Божественной милости и благополучия. Так, автор «Поучения ленивым» (произведения, входящего в состав «Измарагда» — древнерусского литературного сборника на темы христианской морали, предназначенного для домашнего и келейного чтения) «труждающимися» называет всех, кто «делающа своими руками». Сюда же он относит и священников, «упражняйся на проповедь». А святитель Василий Великий в одной из своих бесед («К обогащающимся14») называет всех «трудолюбивым» внимательного слушателя его проповеди. Труд (трудничество), таким образом, приобретает характер универсального закона, это «Богом указанная основа и условие бытия»(А.И.Клибанов15).
Вернёмся к трудничеству как явлению нашей жизни в его более традиционном понимании. Трудники при храме или в монастыре могут выполнять самые различные обязанности: печь хлеб, колоть дрова, работать на благоустройстве территории или наводить чистоту и порядок в храме. Вне церковной ограды любая из этих обязанностей не является сама по себе радостной или престижной. Так с какой же целью едут люди в святые обители потрудиться там, нередко получая только еду и рабочую одежду?
Безусловно, главной их целью является соработничество Господу и через это – труд по исцелению собственной души, избавлению её от тех грехов и тягот, которые упали на неё. Отсюда возникают и требования уже «внутреннего порядка», предъявляемые трудником или трудницей самим себе в соответствии со Священными Писанием и Преданием.
«Ощущения мы обязываем к воздержанию, страстную часть души – к любви, разумную же улучшаем, устраняя с её пути всё, что препятствует мысли в её восхождении к Богу…Когда человек очистит тело воздержанием, укротит гнев и похоть…с помощью молитвы,16 тогда и увидит, по слову святителя Григория Паламы «в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем.17 Работая на послушании, дабы не впасть в уныние, тоску и необоснованную печаль(навеянные, например, однообразием выполняемых функций), необходимо постоянно пытаться осуществить «Единство ума с Богом», которое «есть состояние, но в тоже время и движение, поскольку совершенству нет предела18». Тот, кто творит по слову апостола Павла: «Аще ясте, аще пиете, или иное что творите, вся во славу Божию творится» ( 1Кор. 10:31 ), тот поймёт и слова самого Господа: …иго мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:30 ). Аминь.