Что такое правильное мышление с позиции формальной логики
Формальная логика как метод мышления
Формальная логика изучает:
· объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса,
· установившиеся связи понятий и суждений,
используемые при выведении нового знания в умозаключениях.
Вполне естественно, что устойчивые связи элементов правильной мысли приобретают характер законов. Анализ таких связей наряду с описанием структурных форм мышления составляет предмет изучения формальной логики. Особенностью предмета формальной логики служит также анализ форм и законов мышления вне их возникновения и развития.
Формальная логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна на основе изучения формальных структур мышления обнаруживать законы зависимости между истинными и ложными суждениями.
Вот почему формальная логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и концентрировать внимание только на формах, в которых протекает тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимости логики и мышления определяют особенности логики как науки.
Не охватывая всех сторон познавательного процесса, формальная логика не представляет собой всеобщего метода познания. Законы этой науки остаются специфическими законами мышления, они не распространяются на всю окружающую действительность.
Ограничения формальной логики:
· её понятия описывают не мышление в целом, а лишь его знаковую форму;
· в её понятиях не учитывается зависимость строения и правил преобразования этой формы от содержания;
· её понятия не отражают различия между мышлением и его продуктами (знаниями);
· её понятия не могут объяснить образование сложных знаний;
· её метод несовместим с историческим подходом к исследованию мышления.
2.3.2. Понятие как исходная и конечная форма логического
мышления
Все познавательные процессы в итоге завершаются формированием образов (представлений), различного типа:
· первичные (сенсорные и перцептивными[4]) как продукт ощущения и восприятия;
· вторичные (представления) как продукт памяти и воображения.
Образы (представления) есть отражение действительности при ее непосредственном воздействии на человека.
В них заключена вся информация об окружающем мире и о нас самих, доступная нашему прямому, непосредственному познанию.
Первичные образы дают информацию в высшей степени конкретную, в них отражены единичные объекты и отношения между ними во всей их непосредственно наблюдаемой полноте, детализации, четкости, яркости.
В представлениях эта информация уже обобщена, сохраняются наиболее важные для индивида сведения об этих единичных объектах и их свойствах.
Дальнейшее обобщение информации, позволяющее проникнуть в сущность вещей, возможно на пути интегрирования сведений об их совокупностях.
Однако в природе эти совокупности человеку наблюдать напрямую обычно не удается, поскольку множество входящих в них объектов чрезвычайно велико, разнообразно и наблюдается не одновременно.
Рассредоточенность объектов в пространстве и времени превышаетперцептивные возможности человека. И здесь на помощь приходит мышление, позволяющее представить эти совокупности целиком и их общие характеристики, воплощенные в отдельных объектах в конкретных разновидностях.
Эти представления о недоступных восприятию совокупностях предметов и явлений, об их общих свойствах и характеристиках получили наименование понятий.
Оформление и закрепление знаний, заключенных в понятиях, происходит путем их словесного обозначения.
Отраженные в понятиях общие характеристики реальности (как объективной, так и субъективной) невозможно увидеть, услышать, потрогать, поскольку они проявляются только через специфические формы. Но их можно понять, что и предопределило обозначение этих знаний термином «понятие».
1. Туризм.
«Туризм» как понятие отражает множество аспектов. В настоящее время в научной литературе не сложилось единого универсального определения туризма. Его можно рассматривать и как
· экономическое явление, и
· как движение, перемещение людей, и
· как форму организации отдыха, и
· как средство знакомства с культурно-историческим наследием.
Однако каждое понятие туризма характеризует отдельную сторону этого сложного феномена.
Представляется, что все определения туризма можно свести к двум основным группам.
К первой группе относятся определения, которые раскрывают ярко выраженную специфику отдельных сторон туризма. Например,
− Статистическая комиссия ООН в своем определении туризма основное внимание уделяет правовому аспекту и рассматривает туризм как «деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями».
− В Гаагской декларации по туризму (1989) отражается социальный аспект. В данном документе туризм определяется как «вид деятельности, имеющей важнейшее значение для жизни людей современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени и основное средство межличностных связей, а также политических, экономических и культурных контактов».
− В научной литературе встречаются определения туризма как социально-экономического явления. В этом случае туризм рассматривается как «сфера формирования и удовлетворения потребностей» и как «отрасль приложения капитала и область деятельности, в том числе сфера строительства и эксплуатации учреждений, зон и комплексов отдыха, сфера научного прогнозирования экономической эффективности функционирования различного рода учреждений и предприятий туристского сектора».
Таким образом, большинство авторов включают в понятие «туризм» такие элементы, как туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного места жительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями турпродукта.
Однако, по-видимому, такие определения недостаточно раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей туризма как общественно-экономического явления.
Вторая группа определений туризма отражает попытку представить содержание туризма как многообразие связей, свойств, отношений, проявляющееся в передвижении людей. Например,
Международная ассоциация научных экспертов в области туризма определяет туризм как «совокупность явлений и отношений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от постоянного места жительства и работы».
Итак, определения второй группы указывают на присутствие в туризме многочисленных внутренних и внешних связей; на необходимость рассматривать туризм как особую систему, в которой отдельные элементы представляют специфическую сторону этого явления.
2. Туристское предприятие. Туристские предприятия делятся на предприятия первичных и вторичных услуг. Предприятия первичных услуг – туроператоры и посредники, специальные транспортные предприятия, гостиницы. Предприятия первичных услуг – предприятия питания, предприятия общественного транспорта.
Итак, дадим определение.
Понятие — это обобщенное знание о группе однородных объектов, объединенных характерными для всех них признаками.
Понятие в отличие от образов не имеет чувственно-наглядной формы. Оно абстрагировано от непосредственно воспринимаемых свойств предметов и явлений.
· Образы — это порождение индивидуального сознания.
· Понятия — продукты общественно-исторического развития психики, опосредованные словом.
Понятия существуют и даны нам в слове (в наших примерах это слова «ПИТС», «тур», «гостиница», «консьерж» и др.).
Однако нельзя провести непроходимой грани между понятием и представлением (образом).
Представления, становясь все более и более обобщенными, приобретают признаки понятия.
И, наоборот, понятие, конкретизируясь, переходит в представление. В конце этого нисходящего по уровню обобщенности пути получаем абсолютно конкретные единичные предметы, данные нам в восприятиях.
Этот путь от наиболее общего понятия к конкретному предмету (и соответствующему первичному образу) можно представить схематично:
Понятие → Свойство → Значение
Понятие → Свойство → Значение
Рис. 2.1. Схема иерархии понятий по уровню обобщенности
Особенно эта взаимосвязь проступает в моменты затруднения, когда протекающая в понятиях мысль вынуждена обратиться к представлениям, к наглядному материалу, опираясь на который можно было бы непосредственно проследить мысль. В этом случае преподаватель говорит: «Например, …».
Зрелая мысль включает наглядные представления, чтобы детали образа, утраченные в понятии, натолкнули ее на решение задачи. Либо чтобы закрепить отдельные этапы решения и облегчить сознанию последовательное отслеживание хода мысли.
Таким образом, представления, выполняя в мыслительной деятельности двойную функцию, сочетаются с понятиями. Недаром эффективность понимания и усвоения какого-либо учебного материала резко повышается, если приводятся иллюстрирующие примеры (т.е. наглядные образы).
Рефераты Для Тебя
Рефераты, курсовые, контрольные готовые и на заказ
ПОИСК ПО САЙТУ
РУБРИКИ
Формальная логика как наука о мышлении
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Логика формальная и диалектическая
ГЛАВА 2. Основные этапы развития логической науки
ГЛАВА 3. Логика и формирование культуры мышления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает. А также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.
Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.
Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.
Знание логики является неотъемлемой частью любого образования. Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики — умение применять ее правила и законы в процессе мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
Итак, логика — это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется.
ГЛАВА 1. ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ И ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ
Слово “ логика ” происходит от древнегреческого слова “ логос ”, которое можно перевести как “ понятие ”, “ разум ”, “ рассуждение ”. В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.
Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира. Закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира называют объективной логикой.
Во-вторых, словом “логика” обозначают особые закономерности в связях и развитии мыслей. Эти закономерности называют субъективной логикой. Закономерности в связях и развитии мыслей являются отражением объективных закономерностей.
Логикой называют также науку о закономерностях в связях и развитии мыслей.
Логика — сложный, многогранный феномен духовной жизни человечества. В настоящее время существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они делятся на науки о природе — естественные науки и науки об обществе — общественные науки. В сравнении с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление.
Современная логика как наука о законах и формах человеческого мышления включает в себя две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Формальная логика — это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях между мыслями по их логическим формам. Формальная логика является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, то есть типичные алогизмы. При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая понятия, она изучает не конкретное содержание различных понятий, а понятия как форму мышления. Изучая суждения, логика выявляет общую структуру для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучение мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики.
Кроме формальной логики, существует логика диалектическая, предметом специального изучения которой являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и так далее, такие методы познания как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Формальная логика — одна из древнейших наук. Отдельные фрагменты логической науки начинают разрабатываться с 6 веке до н. э. в Древней Греции и Индии. Индейская логическая традиция распространилась позднее в Китае, Японии. Тибете, Монголии, на Цейлоне и в Индонезии, а греческая — в Европе и на Ближнем Востоке.
Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами развития ораторского искусства как часть риторики. Это связь прослеживается в Древней Индии, Древней Греции и Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением. Об этом пишет известный русский востоковед академик В.Васильев: «….Как видно, право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклонится от вызова на спор».
Дискуссии были распространены и в Древней Греции. Выдающиеся ораторы пользовались большим уважением, их избирали на почетные государственные должности, отправляли послами в другие страны. Иногда при определении победителя дискуссии мнения присутствующих разделялось. Это выдвинуло на повестку дня задачу разработать правила логики, которые позволяли бы избежать таких разногласий и приходить к единому мнению.
Другим стимулом развития логики были запросы математики.
В Древней Греции проблемы логики исследовали Демокрит, Сократ, Платон. Однако основателем науки логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона — Аристотель. Именно он впервые обстоятельно систематизировал логические формы и правила мышления. Он написал ряд сочинений по логике, которые впоследствии были объединены под общим названием «Органон». Логика, основанная на учении Аристотеля, существовала до начала 20 века. Она носит название традиционной формальной логики.
Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа.
Первый этап — это связь с работами Аристотеля, в которых дано систематическое изложение логики. Основным содержанием логики Аристотеля является теория дедукции, также содержаться элементы математической логики. Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное умозаключение. Учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — логике предикатов. Дополнением к этому учению была логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и других). Логика стоиков — основа другого направления математической логики — логики высказываний.
Следующими, кто развил учение Аристотеля, следует назвать Галена; Порфирия, который разработал схему, отображающую отношения между понятиями; Боэция, сочинения которого были логическими пособиями. Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.
Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная Ф. Беконом. Он подверг критике дедуктивную логику, которая не может служить методом научных открытий. Методом должна быть индукция. Разработка индуктивного метода — огромная заслуга Бекона. Методы дедукции и индукции не исключают друг друга, а дополняют. Дж. С.Милль систематизировал методы научной индукции. Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бекона — Милля составили основу общеобразовательной дисциплины и составляют основу логического образования в настоящее время.
Начало 20 века знаменует своеобразная научная революция в логике, связанная с широким применением методов так называемой символической, или математической логики. Идеи ее высказаны немецким ученым Г.В. Лейбнице: «….Единственное средство улучшить наши умозаключения — сделать их, как и у математиков, наглядными, так, чтобы свои ошибки находить глазами, и, ели среди людей возникнет спор, нужно сказать: «Посчитаем!», тогда без особых формальностей можно будет увидеть, кто прав».
Второй этап — это появление математической логики. Философ Г. В. Лейбниц считается основоположником. Он пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было разрешить посредством вычисления. Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного вывода. Для выявления структуры вывода строят различные математические исчисления.
Другим основанием деления логики служит различие применяемых в ней принципов, на которых базируются исследования. В результате такого деления имеем классическую логику и неклассические логики. В.С. Меськов выделяет принципы классической логики:
В процессе познания методы формальной логики дополняются методами диалектической логики и наоборот. В развитие диалектической логики внесли определенный вклад Платон и Аристотель, отдельные идеи высказывались средневековыми философами и философами Нового времени. Классические формы придали ей Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Диалектическая логика Гегеля является систематическим учением, хотя она и разработана с позиций объективного идеализма. Диалектическую логику на материалистической основе разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны и так далее. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.
Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.
Логика занимается не только связями высказываний в правильных выводах, но и многими иными проблемами: смыслом и значением выражений языка, различными отношениями между терминами, операциями определения и логического деления понятий, вероятностными и статистическими рассуждениями, парадоксами и логическими ошибками и так далее. Но главные темы логических исследований – анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым условием получения истинных заключений в процессе вывода. В правильном рассуждении заключения вытекает из посылок с логической необходимостью, общая схема такого рассуждения выражает логический закон. Рассуждать логически правильно – значит рассуждать в соответствии с законами логики.
ГЛАВА 3. ЛОГИКА И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ
Логика изучает познающее мышление и применяется как средство познания. Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.
Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.
Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.
Рассмотрим основные особенности мышления.
Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности.
Обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения – таковы основные особенности мышления.
Мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Было бы неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и восприятиям и ощущениям, и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления.
Рассмотрим основные формы мышления – понятие, суждение и умозаключение. Отдельные предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию, и отражаются в мышлении человека одинаково – как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия. В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом.
Подобным же образом, то есть благодаря связи суждений, можно получить вывод, имеющий любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и тому подобному. Неправильные выводы могут от истинных посылок вести как к истинным, так и к ложным заключениям.
В современной логике логические процессы изучают путем их отображения в языках формализованных, или логических исчислениях. Современная логика слагается из большего числа логических систем. Эти системы принято делить на логику классическую и логику неклассическую. Логика, как наука едина, она слагается из множества более или менее частных систем. В каждой применяется язык символов и формул.
Законы логики долгое время представлялись абсолютными истинами, никак не связанные с опытом. Логика складывается в практике мышления. Логические законы – продукты человеческого опыта. Современная логика находит применение во многих областях. В частности, она оказала влияние на развитие математики, прежде всего теории множеств, формальных систем, алгоритмов, рекурсивных функций; идеи и аппарат логики используются в кибернетике, вычислительной технике, в электротехнике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.
Задача логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правильно сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Логика – необходимый инструмент, освобождающий от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна “любому специалисту, будь он математик, медик, биолог” (Анохин Н.К.).
Мыслить логично – это, значит, мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ