Что такое правило третей
Что такое правило третей в фотографии (и как его использовать)?
Качество фотографии зависит не только от вашей камеры. Для её получения вам понадобиться намётанный глаз,…
Качество фотографии зависит не только от вашей камеры. Для её получения вам понадобиться намётанный глаз, навыки съёмки и практика. Композиция может улучшить или испортить ваше фото. Иногда она может сделать эффектным снимок даже самого обычного объекта.
Правило третей — одно из самых фундаментальных правил композиции, и его очень легко освоить. Использование правила третей может стать хорошей отправной точкой для создания изображений, более привлекательных для зрителя.
Что такое правило третей в композиции фотографии?
Композиция — это то, как вы размещаете в кадре объект съёмки и окружающие его предметы.
Правило третей подразумевает разделение кадра на девять равных прямоугольников. Это можно сделать, просто мысленно проведя две вертикальные и две горизонтальные линии. Такие линии пересекутся в четырёх точках.
Именно в этих точках стоит располагать объекты, к которым нужно привлечь внимание зрителей. Для этих целей большинство цифровых фотоаппаратов имеют возможность добавлять на экран сетку по правилу третей.
Как использовать точки пересечения?
Отношение между негативным пространством и предметом съёмки создаёт естественный фокус. Чаще всего зрители подсознательно смотрят на точки пересечения. Размещение объектов съёмки в одной из этих точек уравновешивает вашу фотографию. Это также придаёт фотографии больше энергии и делает её интереснее
При съёмке портретов старайтесь разместить модель (а при съёмке крупных планов — глаза модели) в точке пересечения линий.
Например, девушка на фотографии ниже находится на месте одного из пересечений.
То же самое и с пейзажной фотографией. Используя правило третей, фотограф разместил ключевые элементы снимка на пересечениях.
Сетка правила третей поможет убедиться в этом нагляднее. Лодка и скалы на фото размещаются рядом с двумя точками пересечения.
Важные композиционные элементы
Некоторые части изображений, например, пейзажей, морских пейзажей или городских видов, не имеют какой-либо особой ценности. Стремитесь компоновать их в соответствии с правилом третей. Посмотрите на фото ниже. Горизонт расположен в центре фотографии — это делает изображение скучным:
А вот это фото выглядит более динамичным: пейзаж занимает только треть изображения, а небо — оставшиеся две трети:
Это эффективный способ показать два элемента, один из которых важнее другого. Это изображение не было бы таким динамичным, если бы небо занимало только 1/3.
Можно ли нарушать правило третей?
Конечно, вы можете нарушить правило третей. Но прежде чем нарушать правило, его нужно хорошенько усвоить. В общем, нарушайте правило только осознанно.
Например, фото ниже принесла Коко Амердейл 2-е место на конкурсе LensCulture Portrait Award 2017:
Модель не попадает ни на одно из пересечений. Не попадают на них и ключевые элементы (глаза, губы и т. д.). Эмоции, стоящие за изображением, были достаточно убедительны, чтобы оправдать нарушение правила третей.
Концепция изображения всегда перевешивает композицию фотографии. Композиция может сделать ваш кадр более интересным, если в кадре не хватает контента.
Правило третей в постобработке
Правило третей можно использовать и во время постобработки.
Чтобы удалить отвлекающие элементы, изображение можно кадрировать в Lightroom или Photoshop. Более плотное кадрирование заставляет зрителя сосредоточиться на вашей композиции.
Сетка правила третей может помочь вам эффективнее кадрировать изображение, размещая объекты на точках пересечения.
В Lightroom нажмите «R» на клавиатуре, чтобы отобразить сетку по правилу третей. Щелчок по инструменту кадрирования также активирует отображение этой сетки.
В Photoshop нет такой команды. Но направляющие можно задать и отобразить при помощи команды в меню «View» > «New Guide».
Вывод
Использование правила третей — важная техника композиции, которая может добавить баланс и гармонию вашему фото. Я бы советовал вам попрактиковаться в использовании правила третей, используя сетку Live View в своей камеры.
В конце концов, вы сможете обходиться без сетки и сделаете свои изображения ещё более привлекательными!
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».
Что такое правило третей
Правило третей, это наверное, самое известное правило в фотографии. Благодаря использованию этого правила, даже если вы начинающий фотограф, вы сможете улучшить свои снимки, не техническую часть, а именно творческую.
«Правило третей» одно из первых правил композиции, о которых начинающие фотографы узнают на занятиях по фотографии, и это правильно, поскольку оно помогает создавать хорошо сбалансированные и интересные кадры.
И хотя часто можно услышать, что нужно нарушать правило третей, но на самом деле, прежде чем вы будете нарушать это правило, вы должны знать о нем.
Что такое – правило третей
Основной принцип правила третей, это разбивка изображения на три части по вертикали и на три части по горизонтали. В результате, мы получаем 9 областей.
Во время съемки, вы можете разбить снимки, отображая сетку в видоискателе или на ЖК дисплее вашей фотокамеры.
С учетом этой сетки «правило третей» теперь определяет четыре важные части изображения, в которых желательно размещать наиболее важные части изображения.
Но не только это. Правило третей, дает четыре линии, которые также являются полезными для размещения важных объектов.
По правилу третей, если вы размещаете объекты в фотографии в точках пересечения линий или вдоль линий, то ваша фотография станет более сбалансированной и это позволит зрителю более естественно взаимодействовать с ней.
Исследования показали, что при просмотре фотографии, взгляд зрителя перемещается от одной точки пересечения, к другой. А не от центра к краю. Таким образом, правило третей отображает фактическое видение фотографии зрителем.
В этой фотографии, глаз пчелы находится строго на пересечении линий, тем самым, сразу притягивая взгляд зрителя.
И несколько подправил
Существует несколько «подправил» к правилу третей, которые доказали свою эффективность при составлении различных типов фотографий.
Например, при съемке пейзажных фотографий старайтесь выровнять горизонт с одной из горизонтальных линий, а не разделять изображение на две равные части. Если интересующей вас точкой является земля или озеро на переднем плане, лучше выровнять горизонт с верхней горизонтальной линией.
Однако, если вы хотите создать драматический эффект неба, как на изображении ниже, выровняйте горизонт с нижней горизонтальной линией, чтобы небо заполняло больше пространства в кадре.
В портретной фотографии лучше размещать объект рядом с одной из двух вертикальных линий. Это оставит больше свободного места с одной из сторон снимка и тогда вы сможете показать контекст снимка.
Например, при съемке портрета в окружающей среде, используйте свободное пространство, чтобы включить узнаваемый ориентир на заднем плане, даже если он размыт.
В правиле обычно указывается, что перед объектом должно быть свободное пространство. Это означает, что если объект смотрит вправо, оставьте больше пространства справа. А если он смотрит влево, оставьте больше пространства слева.
Таким образом, вы избежите того, что ваш объект съемки, смотрит на что-то, что находится за пределами кадра. Следуйте тому же правилу при съемке движущегося объекта. Если например, объект движется влево, поместите его вдоль правой вертикальной линии и оставьте больше места слева.
Звучит трудно?
Да, возможно это звучит трудно. Как и многое другое, что связано с фотографией, правило третей требует практики. На большинстве современных цифровых камер можно активировать наложение «Сетку правила третей» на ЖК-дисплее и в видоискателе камеры. Таким образом, фотограф может легко поместить объекты в сцену согласно правила третей.
Даже если ваша камера не поддерживает эту функцию, вы можете попрактиковаться в применении правила третей во время редактирования. И вскоре, вы научитесь применять его во время съемки, тем самым, минимизируя обрезку изображения.
Могу-ли я нарушить правило третей?
Конечно! Вот для чего вообще нужны правила фотографии. Фактически, нарушение правила третей иногда неизбежны. Например, рассмотрим фотографию ниже. Здесь просто не было смысла размещать дорогу в одной из пересекающихся точек. Дорога естественным образом проводит взгляд зрителя вдоль дороги к скальным образованиям на заднем плане. Помещённая посередине дорога создает симметрию в картине, приятную для глаз.
Даже объекты в портретах можно поместить посередине, обычно, когда они смотрят прямо на камеру.
Размещение важных объектов в середине также хорошо работает на фотографиях, которые обрезаны как квадраты (например, Instagram).
Но вы можете нарушить это правило и многими другими способами. Не забывайте, что ваше художественное утверждение имеет гораздо большее значение, чем какое-либо правило фотографии, о котором вы можете думать. И если вы считаете, что ваша фото модель должна смотреть куда-то за пределы кадра, например, чтобы передать ее расслабление или наоборот, напряжение, то просто снимите так, как вы считаете нужным.
Примеры
Правило третей является очень универсальным и может использоваться везде. Ну а ниже, вы можете посмотреть некоторые примеры использования правила третей на различных видах снимков.
При съемке пейзажей горизонт обычно располагают по центру кадра, но это может создать впечатление раскола снимка. Вместо этого поместите горизонт вдоль одной горизонтальных линий трети.
Попробуйте включить другой интересный объект, например, дерево на фотографии выше, и расположите его согласно правилу третей. Это обеспечивает «якорь», естественный очаг для сцены.
Лучше всего расположить людей на одной стороне рамки. Это обеспечивает «дышащее пространство», отображает среду объекта и создает живой снимок.
Мы, естественно, притягиваем к человеческим глазам. Поместите их на одно из пересечений линий правила третей, чтобы придать снимку четкий фокус.
Здесь основной предмет был помещен на одно из пересечений, а также вдоль одной вертикальной линии. Веточка грубо следует за верхней горизонтальной линией. Пустое пространство внизу слева обеспечивает равновесие и предотвращает чувство переполненности изображения.
Вертикальные предметы, такие как этот маяк, могут разделить фотографию на две части, так же, как горизонт может разделить горизонтально. Чтобы избежать этого, расположите их в своей композиции со смещением от центра.
При фотографировании движущихся объектов расположите их как обычно, но обратите внимание на направление движения. Как правило, перед ними следует оставить больше места, чтобы показать, куда они идут.
Правило третей: стандарт фотографии или руководство, которое можно нарушать
«Правило третей» — это азы фотографии, которые упоминаются во многих книгах, как один из способов построения композиции кадра. Основная идея заключается в том, что во время съемки на экране отображается сетка 3×3, которая делит кадр на 9 одинаковых прямоугольников. Таким образом этот инструмент подсказывает как выстроить правильную композицию кадра на этапе съемки — разместить самые важные объекты в тех местах, где линии пересекаются.
Если верить концепции правила третий, то наиболее удачный для визуального восприятия снимок выглядит следующим образом — основной объект кадра находит в точках пересечения сетки, а горизонт проходит по одной из горизонтальных линий.
С точки зрения композиции — это довольно удачное фото. Лыжник и самая высокая вершина располагаются на первой вертикальной линии, причем оба они близки к точкам пересечений. Итак, это фото выглядит хорошо, потому что соответствует правилу третей? Давайте разбираться.
Проблемы с правилом третей
На самом деле их нет. Правило третей — одно из самых простых композиционных руководств. В первую очередь оно предназначено для того, чтобы вы не допускали грубых ошибок. Хорошая композиция — это нечто большее, чем просто размещение важных объектов изображения в точках пересечения сетки 3×3.
Еще один момент, о котором стоит упомянуть заключается в том, что вы можете нанести сетку практически на любое изображение и обнаружить, что основные детали фото попали в точки пересечения.
Можно ли сказать об этих фотографиях, что правило третей им подходит? Конечно, но не стоит забывать утверждение из начала этого раздела о том, что этот метод помогает не допускать грубейших ошибок построения кадра. Обратим на них внимание.
Что делает правило третей
Лучшее, что может сделать этот метод — уберечь вас от размещения объекта слишком близко к краю кадра или, что еще хуже обрезать его по краю. Взгляните на этот отвратительный пример.
Также сетка 3×3 подсказывает вам не размещать объект по центру без необходимых на то причин. Снимки с центральным размещением выглядят плоско, обыденно, скучно и не динамично. Старайтесь избегать такого размещения.
Для новичков правило третей — удобный метод создания композиции снимка, но не стоит на нем зацикливаться. Давайте посмотрим, что можно сделать лучше.
Лучший подход
Эффектная композиция — это довольно сложный предмет, потому что в кадре можно использовать очень много различных деталей, которые будут направлять ваш взгляд. Настоящий мастер-класс в этом деле могут преподать великие художники, такие как Да Винчи, Ван Гог и Пикассо. Они, определенно, не создавали свои шедевры только по правилу третей. Давайте рассмотрим, что же делает эту фотографию лыжника интересной.
Наложив сетку 3×3 становится видно, что правило третей ему подходит, но не с точки зрения сильной композиции.
На этой фотографии происходит следующее — направляющие линии притягивают ваш взгляд к человеку на лыжах, который контрастирует на фоне снега. Помимо этого, изображение сбалансировано, на нем передний план, горы и небо занимают примерно одинаковое пространство и хорошо отличимы друг от друга. На примере ниже отмечены основные направляющие линии.
Как вы вероятно уже обратили внимание, все линии направляют ваш взгляд к точке фокусировки —лыжнику и горе позади него. Наши глаза в первую очередь выхватывают контрастные и яркие области с насыщенными цветами. Человек находится на пересечении между ярким передним планом и затемненными горами и небом. Он также единственный объект оранжевого цвета в почти монохромной сцене с холодными тонами. От него не оторвать взгляд.
Еще один немаловажный момент — сильная диагональ, которая делает это изображение намного лучше, добавляя динамики. Такое решение не только направляет взгляд лыжника, но и аккуратно отделяет передний план от заднего, а также придает ощущение скорости.
Что делать дальше
Надеемся, что эта статья дала вам понимание о правиле третей, а также о том, что для построения композиции используется намного больше различных приемов, чем наложение сетки 3×3. Тем не менее, этот простой метод поможет расставить приоритеты в кадре и лучше его заполнить, поэтому не забудьте в камере своего смартфона включить отображение сетки. Не забудьте заглянуть в наш подробный гид по приложениям для мобильной фотографии.
Основы композиции. Правило третей
Правило третей – это мощное композиционное средство, помогающее сделать фотографии более интересными и динамическими. Его по праву изучают одним из первых на всех уроках цифровой фотографии, потому что это ключ к пониманию того, как делать интересные, сбалансированные снимки.
В этом месте могу вас успокоить — пренебрежение данным правилом вовсе не означает, что фотография получится неинтересной. Тем не менее, одна мудрость гласит: чтобы нарушать правила, нужно сначала их изучить — только тогда из нарушения может получиться что-то стоящее.
Итак, приступим. Чтобы понять, что такое правило третей, мысленно разобьем изображение на трети по горизонтали и вертикали (см. рисунок), в результате получилось 9 фрагментов.
* Многие фотокамеры имеют функцию показа сетки третей, здесь проще, ничего мысленно представлять не надо.
Пересечения линий сетки образуют четыре точки. При компоновке кадра расположите в них самые интересные объекты, на которых должно быть сконцентрировано внимание. Но не стоит забывать и о самих линиях, они нам тоже пригодятся. Данные линии пригодятся при съемке пейзажей. Правило третей очень полезно, когда речь идет об использовании строгих горизонталей или вертикалей. Размещение прямых линий в центре кадра делит изображение на две равные половины, придавая ему ощущение статичности и разрозненности. Отделение же линией одной из третей снимка придает ему гораздо большую гармоничность. Поместите линию так, чтобы самая важная часть сцены занимала основную часть изображения. Например, в моем случае важна скала и небо, поэтому я поместил горизонт на нижней воображаемой линии, а не на верхней.
В фототеории есть одна аксиома, которая гласит, что фотография получится более сбалансированной и произведёт более глубокое впечатление на зрителя, если интересующие фотографа объекты будут расположены в точках пересечения или по линиям сетки. Исследования показали, что человеческий глаз непроизвольно выбирает одну из точек, а не центр изображения, то есть фактически «правило третей» — это одна из особенностей нашего зрения, поставленная на службу фотографии.
Некоторые фотографы интуитивно чувствуют «правило третей», другим требуется время и тренировки, чтобы превратить этот навык в рефлекс.
И ещё раз — помните, нарушая это правило, можно получить отличные снимки, поэтому как только вы научитесь с ним работать, начинайте экспериментировать.
И напоследок. Помните о «правиле третей», когда будете редактировать снимки. С помощью, например, Photoshop можно кадрировать и центрировать изображение, тем самым приводя его в соответствие с этим правилом. Начать можно со старых фотографий, чтобы потренироваться и посмотреть на результат. Например ниже представленное фото кадрировалось в Photoshop с применением правила третей. Лодка с людьми находится в точки пересечения линий и плюс к этому горизонт лежит ровно на верхней линии («убито 2 зайца»)
Оригинал |